Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАВИДОВА В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ
Т. 13, С. 595-598 опубликовано: 17 ноября 2011г.


ДАВИДОВА В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

(Московской епархии), находится в пос. Нов. Быт Чеховского р-на Московской обл. Согласно записи в синодике 1602 г., Д. п. основана прп. Давидом Серпуховским, к-рый вместе с 2 старцами и 2 «простыма мужи» 31 мая 1515 г. поселился в пустынной местности на берегу р. Лопасни в Хатунской вол., принадлежавшей кн. Василию Семеновичу Стародубскому, сыну кн. Семена Ивановича Можайского. Хатунская вол. и десятина являлась самой юж. частью Московского у. по р. Лопасне и располагалась между Серпуховским и Коломенским уездами; входила в состав Митрополичьей, затем - Патриаршей, с нач. XVIII в.- Синодальной области, со 2-й пол. XVIII в. относилась к Московской епархии.

Давидова пустынь. Литография. Нач. ХХ в.
Давидова пустынь. Литография. Нач. ХХ в.

Давидова пустынь. Литография. Нач. ХХ в.

Прп. Давид с учениками построили деревянные храм в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресв. Богородицы и трапезную ц. во имя свт. Николая Чудотворца, «и постави келий, и созва братию». По преданию, преподобный посадил первые деревья в липовой роще, находящейся за стеной пустыни, «был кормильцем-отцом всего окрестного населения» (Токмаков. С. 7). Дата кончины прп. Давида, приведенная в синодике, 19 сент. 1529 г., по мнению совр. исследователей, сомнительна (см.: Давид Серпуховской). Прп. Давид был погребен на территории Д. п., впосл. над его захоронением поставлена часовня, о к-рой сообщает опись обители XVII в.: «В той же часовне опочивает преподобный отец Давид под спудом, на гробнице покров сукно черное, среди крест серебреный» (Холмогоровы. Вып. 7. С. 140-141).

В 1619 г. Д. п. была разорена литовцами и черкасами гетмана П. Сагайдачного, в 20-х гг. XVII в. возобновлена, в 1657-1667 гг. приписана к Новоиерусалимскому в честь Воскресения Господня муж. мон-рю, с 1712 г.- к Чудову мон-рю, с 28 апр. 1721 г.- к московскому во имя свт. Иоанна Златоуста муж. мон-рю, указом Синода от 13 янв. 1727 г. Д. п. стала самостоятельной, с 1764 г.- заштатной. В кон. XVIII в. в Д. п. находилось Хатунское духовное правление, присутствующими к-рого были строитель и 2 священника.

Прп. Давид ввел в обители общежительный устав, но в документах 1-й пол. XVII в. Д. п. названа «обитель-особняк». В XVIII в. Д. п. пришла в упадок, в 1792-1798 гг. митр. Московский Платон (Левшин) при помощи настоятеля Мефодиева Пешношского мон-ря иером. Макария (Брюшкова) ввел в мон-ре общежительный устав. В 1894 г. попечением архим. Валентина была открыта муж. 2-классная церковноприходская школа, в 1905 г.- смешанная одноклассная. Указом Синода от 10 июня 1915 г. в связи с празднованием 400-летия основания Д. п. была возведена в степень 2-классного мон-ря.

Братия

Д. п. управляли игумены, со 2-й пол. XVIII в.- строители. Ок. 1680-1685 гг. настоятелем Д. п. был буд. митр. Рязанский и Муромский Авраамий († 27 февр. 1708). В 1657 г. в Д. п. проживали казначей, 2 иеромонаха, 5 рядовых старцев, 4 слуг, конюх, хлебник и белец - церковный дьячок, при игум. Филарете (1734-1739) - 2 иеромонаха, диакон, 3 послушника, при игум. Пахомии (сер. XVIII в.) - 11 чел. К 1764 г. в Д. п. числились игумен, 5 иеромонахов, иеродиакон, 2 монаха, псаломщик и еще 14 монастырских слуг, на монастырском пропитании проживали 2 капрала и 8 солдат. По штатам 1764 г. мон-рю полагалось 3 иеромонаха (или белых священника), диакон и 2 монаха или послушника. В 1771 г. в Д. п. числились строитель, иеромонах, клиросный монах, пономарь-монах, монах-подкеларщик, белец, в 1773 г.- иеромонах, 2 монаха, в 1812 г.- строитель-иеромонах, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 монаха, 11 послушников, в 1901 г.- игумен, 33 монаха, 17 послушников, в 1915 г.- настоятель-архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов, ок. 50 послушников. Особым почитанием пользовались управлявший Д. п. в 1843-1854 гг. игум. Паисий (Соколов), стяжавший дар прозорливости мон. Алексий, келейник игум. Иоанникия (1816-1832) блж. Сергий.

Д. п. посещали и совершали богослужения Московские митрополиты: в 1804 г.- Платон (Левшин), в 1834, 1847 и 1857 гг.- свт. Филарет (Дроздов), в 1870 г.- свт. Иннокентий (Вениаминов), в 1899 г.- сщмч. Владимир (Богоявленский), в 1902 и 1913 гг.- свт. Макарий (Невский), Дмитровские епископы: в 1857 г.- Алексий (Ржаницын), неоднократно Леонид (Краснопевков), в 1886 и 1888 гг.- Мисаил (Крылов), в 1890 г.- Виссарион (Нечаев). В 90-х гг. XIX в. Д. п. регулярно посещал А. П. Чехов.

Экономическое положение

Известна недатированная тарханная грамота на «вотчину и на рыбные ловли и на всякие угодья», выданная Д. п. царем Иоанном IV Васильевичем (утрачена в 1619, возобновлена 1 апр. 1625 царем Михаилом Феодоровичем). Право суда над братией и монастырскими крестьянами возлагалось на игумена, а не на воевод «и всяких приказных людей» («опричь душегубства и разбоя и татьбы»). Боярам, воеводам, дьякам и «всяким приказным и ратным» в случае притеснения в чем-либо братии грозила царская опала (Вознесенская Давидова пуст. М., 1915. Прил. С. 89-92).

К 1578 г. Д. п. владела в Малинской вол. Коломенского у. деревнями Карповская и Куретникова на р. Городенке (в 1657 дер. Карповская была сельцом, в ней находился монастырский двор). Согласно книгам 1627-1628 гг. Московского у., в вотчину Д. п. входили с. Легчищево на р. Родинке с 8 деревнями по р. Лопасне, 11 пустошей с 55 крестьянскими дворами, к сер. XVII в.- 8 деревень и 10 пустошей с 62 дворами. С 1657 г. на р. Лопасне стояла монастырская мельница с двором. В 1646-1715 гг. упоминается двор «для осадного времени» в Серпухове (Симсон. С. 180; Холмогоровы. Вып. 9. С. 95-96). С 1664 г. Д. п. имела подворье при Георгиевской ц. в Москве, на ул. Ордынке, а также с 7 июля 1689 г.- часовню в Москве, у Арбатских ворот. К 1678 г. за Д. п. в Московском у. числилось 83 двора с 613 крестьянами, в 1700 г.- 95 дворов. К нач. XVIII в. вотчинные владения Д. п. находились в различных местах: в Серпухове, Малинской вол. Коломенского у., Хатунской и Замыцкой волостях Московского у.

В связи с секуляризационными реформами нач. XVIII в. все доходы от владений Д. п. стали поступать в Монастырский приказ, позднее - в Коллегию экономии. Часть этих доходов выплачивалась братии: при игум. Пахомии (1754-1760) игумену - 6 р., иеромонахам и иеродиаконам - по 3 р., монахам - по 2 р., псаломщику и пономарю - по 1 р. 8 к.; в 1764 г. игумену - 16 р., 5 иеромонахам - по 8 р., иеродиакону - 6 р., 2 монахам - по 3 р., псаломщику - 2 р. (в год).

В 1764 г. Д. п. была лишена деревень и пустошей и оставлена на своем содержании. Указом консистории от 17 марта 1765 г. к обители приписана часовня в Москве, у Москворецкого моста, где хранился древний почитаемый образ Всемилостивого Спаса. За молебны и от продажи свечей в часовне собиралось 127-130 р. в год. До 1891 г. Д. п. также была приписана часовня у Калужской заставы. В 1860 г. Д. п. была наделена 130 дес. леса близ совр. ст. Сходня. Капитал Д. п. в 1908-1911 гг. составлял 175 102 р. в 1915-1916 гг.- 227 424 р.

Храмы и другие постройки

Собор в честь Вознесения Господня. Фотография. 2006 г.
Собор в честь Вознесения Господня. Фотография. 2006 г.

Собор в честь Вознесения Господня. Фотография. 2006 г.
Первоначально все строения Д. п. были деревянными. В 1600 г. на келейные деньги игум. Леонида была построена деревянная Вознесенская ц. (впосл. перенесена в с. Легчищево). В 1619 г. Д. п. была разорена литовцами и черкасами гетмана Сагайдачного. По описи 1627-1628 гг., в Д. м. значится деревянная Вознесенская ц. с приделом свт. Николая Чудотворца с трапезной. К 1657 г. в Д. п. находились: обветшавший деревянный шатровый «о трех верхах» Вознесенский храм с приделами Успения и свт. Николая Чудотворца, недостроенный каменный Вознесенский храм, Знаменская часовня над гробом прп. Давида, деревянная колокольня с 5 колоколами, хозяйственные постройки, ограда (Холмогоровы. Вып. 7. С. 138-141). В 1732-1740 гг. над местом погребения прп. Давида, где стояла деревянная часовня, была сооружена каменная колокольня, под к-рой в 1740 г. на средства жены статского советника А. В. Бобрищевой-Пушкиной устроена ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1762 г. на колокольне были установлены «часы боевые с перечасьем».

К нач. XX в. окончательно сложилась структура Д. п.: мон-рь занимал территорию в форме почти правильного прямоугольника со срезанным юго-зап. углом, был обнесен каменной оградой, по углам (кроме юго-вост.) к-рой было сооружено пять 3-этажных башен. В сев. ограду были встроены 2-этажный корпус, надвратная Успенская ц., Спасский собор, трапезная Всехсвятская ц. Симметрично этим постройкам в юж. части Д. п. располагались два 2-этажных здания. В зап. и вост. ограду были встроены небольшие одноэтажные постройки. Главный вход в мон-рь располагался в проездном ярусе колокольни, возведенной в середине зап. стены. В центре основного двора на одной линии с колокольней находились Вознесенский собор и Знаменская ц., севернее - Никольский храм. Нек-рые постройки пустыни возвели за ее стенами.

Собор во имя Всемилостивого Спаса. Фотография. 2006 г.
Собор во имя Всемилостивого Спаса. Фотография. 2006 г.

Собор во имя Всемилостивого Спаса. Фотография. 2006 г.
Строительство каменного собора в честь Вознесения Господня началось в XVI в., но тогда не было завершено. От XVI в. сохранился фундамент и стены четверика до уровня порталов 2-го яруса, а также портал и проем юж. фасада. Лишь в 1676-1682 гг. по указу патриарха Иоакима строительные работы были завершены. Здание Вознесенского собора представляет собой 2-ярусный четверик, увенчанный пятиглавием (барабан центральной главы - световой), с 3-частной апсидой на востоке. Первоначально с 3 сторон собор был окружен 2-ярусной галереей с 2 симметричными приделами на вост. торцах (сохр. юж., Успенский придел, юж. и частично зап. галереи).

Внутри своды церкви опираются на 2 внутренних столпа, к-рые поддерживают 4 подпружные арки, несущие центральную часть свода. Юж. и сев. нефы перекрыты лотковыми сводами. Предполагается, что эта своеобразная конструкция восходит к неосуществленному в XVI в. замыслу. Фасады собора прорезаны прямоугольными окнами (по 2 с каждой стороны, кроме вост.), украшенными наличниками в виде колонок, с килевидными завершениями. Углы четверика отмечены сдвоенными полуколонками; сверху стены завершены фризом из поливных изразцов, рядом килевидных кокошников. Изразцами украшен также фриз из ширинок, разделяющий ярусы галереи храма. Барабаны глав установлены на квадратные, украшенные кокошниками постаменты; центральная глава декорирована аркатурой.

К 1833 г. в соборе был поставлен новый 5-ярусный позолоченный иконостас с колоннами и фронтонами. В 1885 г. в интерьере собора появилась настенная живопись, в 1888 г. был сделан новый мозаичный пол и амвон.

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (1740) построена над сев. воротами вместо обветшавшей к 1732 г. каменной Успенской. Храм принадлежит к типу восьмерик на четверике, к к-рому с востока примыкает граненая апсида, с запада - трапезная с воротами под ней. Восьмерик увенчан куполом с главкой над ним. Углы объемов храма отмечены пилястрами; полуциркульные окна четверика обведены прямоугольными наличниками с сандриками, окна восьмерика - наличниками в виде колонок с килевидными завершениями. В XVIII в. в храме находился 3-ярусный, к нач. XX в.- 4-ярусный иконостас, украшенный колоннами. При архим. Иосифе (1865-1884) церковь была отштукатурена, украшена настенной живописью.

Собор во имя Всемилостивого Спаса. Интерьер. Фотография. 2006 г.
Собор во имя Всемилостивого Спаса. Интерьер. Фотография. 2006 г.

Собор во имя Всемилостивого Спаса. Интерьер. Фотография. 2006 г.

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца (1804), расположенная к северу от Вознесенского собора, сооружена в традициях классицизма. Это прямоугольное в плане здание, увенчанное куполом на барабане с главкой над ним, к-рый маскирует сомкнутый свод в интерьере, архаичный для построек подобного типа. С востока примыкает полукруглая апсида, равная по высоте и ширине основному объему храма. С севера и юга храм имеет ризалиты, как и на зап. фасаде, декорированные пилястрами, лепными фризами с растительным орнаментом, гирляндами и масками. В 1853 г. между Вознесенским собором и Никольским храмом было встроено здание ризницы и б-ки. В 1891 г. церковь была расписана масляными красками, в 1913 г. сооружен новый 5-ярусный позолоченный иконостас.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1867-1870; освящена 17 сент. 1870 митр. Московским свт. Иннокентием (Вениаминовым)) построена перед Вознесенским собором и Никольской ц., на месте разобранной каменной колокольни со Знаменской ц. Это одноглавый четверик, перекрытый сомкнутым сводом, с притвором. Фасады церкви украшены поясом декоративных кокошников, окна декорированы килевидными наличниками. В 1870 г. в храме был установлен резной 3-ярусный иконостас из ясеневого дерева с позолотой. В 1891 г. церковь была расписана.

Собор во имя Всемилостивого Спаса (освящен 7 окт. 1900 митр. Московским сщмч. Владимиром (Богоявленским)) является одной из архитектурных доминант Д. п. Это прямоугольное в плане здание, центральная часть к-рого увенчана массивным куполом на световом барабане. К подкупольному пространству, выделенному на юж. и сев. фасадах ризалитами, завершенными по углам декоративными главками, примыкают прямоугольная апсида и трапезная. Стены собора декорированы стилизованными элементами древнерус. зодчества (килевидные арки, кокошники, поребрик). В соборе находился 5-ярусный иконостас. Одноглавый храм во имя Всех святых (освящен 16 июня 1913 митр. Московским свт. Макарием (Невским)) находился в здании трапезной, примыкающей к сев.-вост. башне ограды. В храме был установлен 3-ярусный позолоченный иконостас.

Колокольня (1845) сооружена под влиянием русско-визант. стиля. На четверик с въездными воротами поставлен восьмерик, цилиндрический ярус звона и невысокий барабан с главой. Фасады колокольни украшены килевидными наличниками, нишками с филенками, пилястрами. 8-гранный ярус колокольни имитирует ярус звона древних колоколен, хотя оттуда никогда не звонили. Рядом с колокольней - сторожка, арка св. ворот, угловая башня. В 1848 г. построен 2-этажный братский корпус, возведена 3-этажная угловая башня. В 1889 г. сооружена гостиница, в 1890 г.- странноприимный дом. В 1891 г. с юго-запада монастыря появились ограда и флигель для престарелой и немощной братии. Ко 2-й пол. XIX в. относятся настоятельский корпус и надкладезная часовня.

Святыни

В Знаменском храме под спудом почивали мощи прп. Давида, над местом его погребения, по описи 1745 г., находились иконы Вознесения Господня и прп. «Давида с венцем серебряным. Образа и покров - старые» (Виноградов. С. 36), при этом неясно - Давида Серпуховского или тезоименитого ему святого прп. Давида Солунского. Над погребением прп. Давида стояла посеребренная металлическая рака, сооруженная в 1867-1870 гг. на средства купца Н. И. Котова. В Знаменской ц. находилась принесенная ок. 1788 г. из Киева гробница прп. Моисея Угрина, в к-рой почивали его мощи до переложения в новую раку, а также чтимые икона Божией Матери «Знамение», по преданию принадлежавшая прп. Давиду, и икона Всемилостивого Спаса. В ризнице хранился крест с мощами мн. святых, «древние» иконы, богослужебные сосуды XVII-XIX вв., облачения, пожертвованные в т. ч. кн. А. А. Суворовым-Рымникским. В б-ке, располагавшейся рядом с ризницей, хранились синодики 1651 и 1736 гг., неск. рукописных и ок. 2 тыс. печатных книг.

После закрытия Д. п. в XX в. мн. святыни были утрачены. К 2006 г. в мон-ре находятся рака с мощами прп. Давида, частица гвоздя от Распятия Господня, частица хитона Господня, частица ризы Пресв. Богородицы, ок. 150 частиц мощей святых, в т. ч. Вифлеемских младенцев, вмч. Евстафия Плакиды, свт. Николая Чудотворца, преподобных Давида Солунского, Никиты Столпника, Ферапонта Можайского, Германа Аляскинского и др. Особой известностью пользуется источник прп. Давида на подворье Д. п. у дер. Талеж Чеховского р-на.

1917-2006 гг.

Колокольня. Фотография. 2006 г.
Колокольня. Фотография. 2006 г.

Колокольня. Фотография. 2006 г.
После 1917 г. Д. п. была закрыта, в 30-х гг. рядом с монастырем основан пос. Нов. Быт, часовня в Москве снесена в 30-х гг. Нек-рые из насельников до сер. 30-х гг. проживали в зданиях мон-ря и его окрестностях, позднее практически все были репрессированы; престарелый архим. Валентин замучен до смерти. Были снесены главы Вознесенского собора, Никольской и Знаменской церквей, в зданиях Д. п. открыли клуб и сельскохозяйственный техникум. В 50-х гг. уничтожено монастырское кладбище, на к-ром был погребен герой войны 1812 г. ген. от инфантерии Д. С. Дохтуров, представители рода Оболенских. Постройки ветшали и разрушались.

В 1992 г. жители пос. Нов. Быт организовали православную общину, к-рой был передан собор Всемилостивого Спаса. 1 июня 1995 г. Д. п. была возобновлена, настоятелем назначен иером. (впосл. архим.) Герман (Хапугин; † 26 июля 2005), 6 окт. 2005 г.- архим. Роман (Гаврилов), 10 авг. 2006 г. хиротонисанный во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 6 окт. 2011 г. решением Свящ. Синода настоятелем был назначен иером. Сергий (Куксов). В сент. 2006 г. в Д. п. проживали архимандрит, игумен, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха. 23 мая 1997 г. в Д. п. были обретены мощи прп. Давида, находящиеся ныне в Знаменском храме, слева от царских врат. Братия составила службу с акафистом прп. Давиду Серпуховскому. Благоустроено монастырское кладбище, в 2002 г. найдено и восстановлено захоронение ген. Дохтурова. Обитель имеет подворья при Преображенском храме в дер. Ст. Спас и при храме прп. Давида Серпуховского близ дер. Талеж.

Арх.: РГАДА. Ф. 1447. Оп. 1 (1725-1885).
Ист.: Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 350; Горчаков М., свящ. Монастырский приказ (1649-1725). СПб., 1868. № 17; ПСиР. 1869. Т. 1. № 58; 1889. Т. 5. № 1892; Холмогоровы В. и Г. Ист. материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1889. Вып. 7; 1896. Вып. 9; Клейн В. К. Царские жалования церквам в XVII в. // Моск. церк. старина: Тр. Комиссии по осмотру и изучению памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии. М., 1911. Т. 4.
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание... Воскресенского мон-ря. М., 1876; Симсон П. Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественной историей. М., 1880; Токмаков И. Ист.-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892; Виноградов Н. П., диак. Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Моск. губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1975. Т. 2; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988; Прокин А. Давидова пуст. // Лопасненские страницы. Чехов, 1991. С. 8-13; Ефремов А. Обитель прп. Давида // Моск. журнал. 1992. № 1. С. 42-44; Воропаева Е. Пробуждение Давидовой пуст. // Народная газ. 1999. 4 нояб.; Васильева М. Давидова пуст., чистый родник // Моск. ЦВ. 2000. № 3/4. Март. С. 6; Зырянов П. Н. Русские мон-ри и монашество в XIX и нач. XX в. М., 2002. С. 288; Архиерейское богослужение в Давидовой пуст. // Моск. ЕВ. 2003. № 11/12. С. 41-43; Прп. Давид Серпуховский и основанная им Вознесенская пуст.: К 400-летию ее основания, 1515-1915 / Изд. Давидовой пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность // Моск. ЕВ. 2004. № 6/8. С. 120-125; Вознесенская Давидова пуст. Чехов, 2004; Мон-ри в окрестностях Москвы. М., 2004. С. 198-218; Яковлев И. Вознесенская Давидова пуст. // ЖМП. 2004. № 5. С. 12-33.
И. А. Волков, А. В. Маштафаров
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Московская епархия Русской Православной Церкви Давидова в честь Вознесения Господня мужская пустынь (Московской епархии)
См.также:
АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на лев. берегу Яузы, осн. ок. 1358 г.
ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье) в Москве
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Московской епархии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл.
ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), на Никольской ул. в Китай-городе
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии
БЕЛЁВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Тульской епархии (с 1525 г.)