Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АСОМТАВРУЛИ
Т. 3, С. 613-614 опубликовано: 14 ноября 2008г.


АСОМТАВРУЛИ

[груз. ასომთავრული от ასო - буква, მთავრული - заглавный], древнейший вид груз. письма, послужившего основой для церковнострочного письма нусхахуцури (IX в.), из к-рого в кон. X в. развилось гражданское письмо мхедрули, используемое с нек-рыми изменениями и в наст. время. А.- капитальное письмо, в к-ром все буквы, расположенные в двухлинейной сети, имеют одинаковую высоту и состоят из круга, полукруга и прямой линии. Из-за преобладания в графической системе букв А. круга и полукруга это письмо называют еще и «мргвловани» (მრგვალი - круглый). А. состоит из 37 букв, 38-я буква ó\\ (u) не входит в алфавит, т. к. соединяет графические знаки букв í (о) и \\ (y).

Вопросом времени создания древнегруз. письма интересовались еще средневек. историки: так, по мнению арм. историка V в. Корюна, арм., албан. и груз. письмо было создано арм. деятелем V в. Месропом Маштоцем; по теории груз. историка XI в. Леонтия Мровели, составителя основной части древнегруз. исторических хроник Картлис Цховреба, груз. письменность была создана царем Иберии Парнавазом (III в. до н. э.). По мнению основоположника груз. палеографии И. А. Джавахишвили (1926), А. возникло путем постепенного превращения букв финик. письма еще с VIII-VII вв. до Р. Х.; В. Гардтхаузен (1876), Д. З. Бакрадзе (1881, 1889), Д. Каричашвили (1905) и др. считали, что А. происходит из греч. письма. Последнее положение было развито К. С. Кекелидзе (1924) и аргументировано акад. Т. В. Гамкрелидзе (1989), к-рый писал, что «с объявлением христианства официальной религией древней Иберии создается новая алфавитная письменность на основе греческой системы письма» (გამყრელიმე . წერის. С. 304-305).

В груз. письменных памятниках А. господствовало в основном в V-VIII вв.; до 2-й пол. XIX в. оно применялось в виде заглавных букв в некоторых рукописях, выполненных нусхури. Древнейшие надписи, сделанные на А., сохранились в Болнисском Сиони (одна из них строительная - 493 или 503) и в груз. мон-ре во имя св. Феодора в Палестине (2 мозаичные, ок. 433 - датировка акад. Г. В. Церетели). Подавляющая часть памятников груз. эпиграфики, выполненная на А.,- это неск. тысяч надписей лапидарного, фрескового, чеканного письма, граффито, надписей на вышивке и т. д., охватывающих период V-XVIII вв., неск. сот пергаменных палимпсестных листов V-VI вв. (Кекел. А-89, А-373, А-844, H-999). Нижний текст этих листов, содержащий отрывки из Свящ. Писания и агиографические сочинения, смытый в X-XI вв., был прочитан И. Джавахишвили, И. Абуладзе, Л. Каджая и издан под названием Ханметных текстов. А. выполнены такие известные груз. памятники, как Синайский Многоглав (864 г. Мон-рь св. Екатерины на Синае), Адишское Четвероевангелие (897 г. Местийский музей, Зап. Грузия), Опизское Евангелие (913 г. Мон-рь Ивирон на Афоне), Джручское Евангелие (Кекел. H 1660, 936 г.), Пархальское Евангелие (Там же. A 1453, 937 г.) и др.

Ист.: ჯავახიშვილი . ახლად აღმოჩენილი უმველესი ჟართული ხელნაწერები და მათი მნიშვნელობა მეცნიერებისათვის // ტფილისის უნივერსიტეტის მოამბე. თბილისი, 1922-1923. Т. 2. С. 313-391; ჟართული წარწერების კორპუსი / გამოსცა ნ. შოშიაშვილმა, თბილისი, 1980. Т. 1; То же // გამოსცა ვ. სილოგავამ. თბილისი, 1980. Т. 2; То же // გამოსცეს გ. აბრამიშვილმა და ზ. ალეჟსიმემ. თბილისი, 1989. Т. 3; ხანმეტი ტეჟსტები / გამოსცა ლ. ჟაჯაიამ. თბილისი, 1984.
Лит.: Gardthausen V. Über den griechischen Ursprung der armenischen Schrift // Zschr. d. Deutschen Morgenländischen Ges. B., 1876. Т. 30. S. 74-80; Бакрадзе Д. З. Грузинская палеография // Тр. 5-го археол. съезда в Тифлисе. Тифлис, 1881. С. 208; он же. ისტორია საჟართველოსი. ტფილისი, 1889. С. 83-84; კარიჭაშვილი . ხუცური ანბანი. ტფილისი, 1905. С. 11; ჯავახიშვილი . ჟართული დამწერლობათ მცოდნეობა ანუ პალეოგრაფია. ტფილისი, 1926; თბილისი, 19492; თბილისი, 19963. С. 227-228; წერეთელი . უმველესი ჟართული წარწერები პალესტინიდან. თბილისი, 1960. С. 73; კეკელიმე . მველი ჟართული ლიტერატურის ისტორია. თბილისი, 1980. С. 1. С. 34-37; გამყრელიმე . წერის ანბანური სისტემა და მველი ჟართული დამწერლობა // ანბანური წერის ტიპოლოგია და წარმომავლობა. თბილისი, 1989; თბილისი, 19902. С. 304-305.
В. Силогава
Ключевые слова:
Грузинский язык Палеография и археография Асомтаврули, древнейший вид грузинского письма, грузинское древнецерковное унциальное письмо
См.также:
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КОДЕКС древнейший манускрипт, содержащий ВЗ и НЗ, V в.
АНАСТАСИИ АПОКАЛИПСИС соч. неизв. греч. автора XI-XII вв.
АНДРИАНТЫ сборник проповедей свт. Иоанна Златоуста, произнесенных в Антиохии ( 387 г.)
АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ
АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ научные экспедиции с целью выявления и сбора памятников письменности
БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ вид массового письм. источника истории средневек. Руси