Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КОДЕКС
Т. 1, С. 594-595 опубликовано: 7 ноября 2007г.


АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КОДЕКС

[лат. Codex Alexandrinus], пергаменная рукопись греч. Библии сер. V в. унциального письма (см. Палеография) в 2 столбца по 46-52 строки в каждом. Формат 32´ 26 см. Сохранилось 773 листа предположительно из 822. Различия в почерках свидетельствуют о неск. переписчиках, однако их число точно не установлено. Предположительное место создания - Египет, хотя также называют К-поль. Первоначально однотомный А. к. был в XVII в. переплетен в 4 тома (3 тома - ВЗ, 1 т.- НЗ и 1 и 2 Клим). На переплетах герб кор. Англии Карла I Стюарта. Хранится в Британской б-ке (Royal 1 D. V-VIII).

Имеющаяся в А. к. араб. запись приписывает его создание св. мц. Фекле. По сообщению Кирилла Лукариса, Фекла, египтянка благородного происхождения, написала А. к. вскоре после Вселенского I Собора (325). Однако наличие в нем более позднего по времени сочинения свт. Афанасия Великого опровергает эту датировку. Согласно лат. записи XVII в., сделанной на первом листе, А. к. с 1098 г. хранился в Александрийской Патриаршей б-ке, от к-рой и происходит его название. Не исключена также возможность того, что А. к. был доставлен в Александрию из К-поля на рубеже XIII-XIV вв. Патриархом Александрийским Афанасием III Синаитом. В свою очередь Кирилл Лукарис, будучи избран на Виленскую кафедру, привез А. к. в К-поль и в 1624 г. передал его через англ. посла в К-поле для сохранности кор. Англии Якову I. Но последний умер, прежде чем рукопись была доставлена в Лондон. Ее получателем в 1627 г. стал кор. Карл I. С 1757 г. А. к. находится в Британской б-ке.

А. к. содержит все канонические и неканонические книги ВЗ, НЗ и послания свт. Климента Римского (судя по оглавлению, признаваемые частью НЗ). Перед Псалтирью помещены Послание свт. Афанасия Великого Марцеллину, «Обозрение псалмов» Евсевия Кесарийского и богослужебный указатель; далее следуют 14 библейских песен. Текст Четвероевангелия сопровождается делением на т. н. Аммониевы главы (см. Гармония евангельская).

Первоначально завершавшие А. к., согласно оглавлению, неканонические Псалмы Соломона не сохранились. К утратам в ветхозаветной части А. к. относятся 1 Цар 12. 17-14. 9 и Пс 49. 20-79. 11 (счет по LXX). В новозаветной части (включая 1 и 2 Клим) сохранилось 143 листа. Недостает первых 26 листов (Мф 1. 1-25. 6), а также Ин 6. 25-8. 52 (2 листа); 2 Кор 4. 13-12. 6 (3 листа). Псевдоэпиграфическое 2 Клим обрывается на 12. 4.

Текст Септуагинты, содержащийся в А. к., характеризуется исправлениями по евр. оригиналу, представляя при этом особый тип, к-рый в критическом издании Альфреда Ральфса обозначается сиглой А. При этом в Псалтири этот тип текста чередуется с типами текста, характерными для Ватиканского кодекса (В) и рецензии сщмч. Лукиана (L). Сходная ситуация встречается в книгах Левит и Иова, где в первом случае чтения А сочетаются с чтениями В, а во втором - обнаруживается комбинация с чтениями V Венецианского кодекса VII в. (Сodex Venetus).

В качестве свидетеля текста НЗ А. к. занимает особое положение. Так, для Четвероевангелия он выступает представителем визант. типа текста в его ранней форме, в то время как в остальных книгах представляет поздний александрийский тип. Кроме того, в совр. критических изданиях текст А. к. используют в качестве базового для кн. Откровения Иоанна Богослова, поскольку эта книга отсутствует в Ватиканском кодексе.

Первым опубликованным фрагментом А. к. стали открытые благодаря ему 1-е и 2-е Послания Климента, изданные в Оксфорде в 1633 г. (ред. P. Young). Вариантные чтения А. к. отмечены в Лондонской Полиглотте еп. Брайана Уолтона - издание Библии на 10 языках (1657-1669). Затем в 1707-1720 гг. в Оксфорде в 4 т. впервые полностью издана часть А. к., содержащая ВЗ (ред. J. G. Grabe), а в 1786 г. в Лондоне вышла 2-я ч. А. к. с НЗ (без 1 и 2 Клим) (ред. C. G. Woide). С тех пор текст A. к. учитывается во всех научных изданиях Септуагинты. Что же касается научных изданий греч. текста НЗ, то продолжающееся по сей день привлечение к ним А. к. в качестве свидетеля также восходит к Лондонской Полиглотте, а следующим в этом ряду стало издание Джона Фелла, вышедшее в Оксфорде в 1675 г. Полное факсимильное издание А. к. в натуральную величину в 4 т. с подробным описанием вышло в Лондоне в 1879-1883 гг., уменьшенное факсимильное издание (НЗ и отд. части ВЗ) в 1909-1936 гг. издал сэр Фредерик Кеньон.

Лит.: Kenyon F. Our Bible and the Ancient Manuscripts. L., 1897 (последнее пересмотр. изд.: 1962); Rahlfs A. Verzeichnis der griechischen Handschriften des Alten Testaments, für Septuaginta-Unternehmen. B., 1914; Lake S. Family II and the Codex Alexandrinus: Stud. and Doc. L., 1936; Spinka V. Acquisition of the Codex Alexandrinus by England // J. of Religion. Chicago, 1936. Vol. 16. P. 10-29; Milne H. J. M., Skeat T. C. The Codex Sinaiticus and Codex Alexandrinus. L., 1955; Metzger B. M. The Text of the New Testament: Its Transmission, Corruption, and Restoration. Oxf., 1964, 19923, доп. (рус. пер.: Мецгер Б. Текстология Нового Завета. М., 1996); idem. Manuscripts of the Greek Bible: An Introd. to Paleography. Oxf., 1981; Aland K., Aland B. Der Text des Neuen Testament. Stuttg., 1981, 19892.
Игум. Иннокентий (Павлов)
Ключевые слова:
Рукописи греческие Новый Завет. Рукописи (см. также Евангелие. Рукописи) Ветхий Завет. Рукописи Библеистика. Тексты и переводы Палеография и археография Александрийский кодекс, древнейший манускрипт, содержащий Ветхий Завет и Новый Завет, V в.
См.также:
ЕФРЕМА КОДЕКС одна из древнейших греч. пергаменных рукописей (V в.), содержащая части книг ВЗ и НЗ
ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС одна из самых ранних греч. пергаменных рукописей (IV в.), содержащая книги Ветхого и Нового Заветов
БЕЗЫ КОДЕКС один из важнейших пергамен. списков греч. и лат. текстов НЗ
«ВЕНСКИЙ ГЕНЕЗИС» одна из самых красиво иллюминированных раннехрист. рукописей
ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИЯ первый в истории слав. кириллической письменности полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов
АККАДСКИЙ ЯЗЫК (вавилоно-ассир.) язык населения Вавилонии и Асирии (совр. Ирак) в III-I тыс. до Р. Х.
АЛАВЕРДСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись, содержит древнегруз. тексты 4 Евангелий
АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила
АНАСТАСИИ АПОКАЛИПСИС соч. неизв. греч. автора XI-XII вв.
АНДРИАНТЫ сборник проповедей свт. Иоанна Златоуста, произнесенных в Антиохии ( 387 г.)
АНТИМАРКИОНОВСКИЕ ПРОЛОГИ краткие анонимные предисловия к Евангелиям от Марка, Луки и Иоанна
«АРИСТЕЯ ПОСЛАНИЕ К ФИЛОКРАТУ»