Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БАЛЬМОНТ
Т. 4, С. 293-295 опубликовано: 6 апреля 2009г.


БАЛЬМОНТ

Константин Дмитриевич (3.06.1867, дер. Гумнищи Шуйского у. Владимирской губ.- 23.12.1942, Нуази-ле-Гран, близ Парижа), поэт, переводчик, эссеист, критик. Из дворянской семьи. До 7-го класса учился в гимназии в Шуе, в 1884 г. исключен за сочувствие народническим идеям, в 1886 г. окончил гимназию во Владимире. В 1885 г. в ж. «Живописное обозрение» опубликовал 3 стихотворения. В 1886 г. поступил на юридический фак-т Московского ун-та, в следующем году был исключен за участие в студенческих беспорядках; в 1888 г. возобновил учебу, но вскоре сам ушел по болезни. Активно занимался самообразованием, изучал иностранные языки. В 1887-1889 гг. переводил западноевроп. поэтов (Г. Гейне, А. Мюссе и др.), после путешествия по Скандинавским странам в 1892 г. занимался переводом Г. Ибсена, Г. Брандеса, Б. Бьёрнсона. В 1893-1899 гг. перевел и издал в 7 выпусках сочинения П. Шелли, в 1895 г.- 2 книги Э. По. В 1896-1897 гг. путешествовал по Зап. Европе, увлекся испан. культурой, переводил произведения П. Кальдерона, Лопе де Веги, Тирсо де Молины и др. В 1898-1901 гг. часто бывал в С.-Петербурге, общался с представителями «нового религиозного сознания» (Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус и др.), остался равнодушен к их идеям (стихотворение «Далеким близким»). С 1900 г. примыкал к кружку московских символистов (В. Я. Брюсов, Ю. К. Балтрушайтис, С. А. Поляков и др.), активно сотрудничал с изд-вом «Скорпион» и ж. «Весы». В мае 1901 г. на 2 года лишен права проживать в столичных и университетских городах за публичное чтение антиправительственного стихотворения «Маленький султан». В 1902 г. уехал за границу, жил в основном в Париже, много путешествовал (в 1904 - по Швейцарии и Испании, в нач. 1905 - по Мексике и Калифорнии, юго-зап. части США). В дек. 1905 г. участвовал в революционных событиях в Москве; опасаясь возможного ареста, 31 дек. покинул Россию, с 1906 г. жил во Франции, много путешествовал (посетил Балеарские о-ва (1907) и Египет (1910), в 1912 совершил кругосветное путешествие). В 1913 и 1914 гг. после амнистии политических эмигрантов дважды приезжал в Россию. В июне 1915 г. вернулся на родину, в сент.-дек. совершил турне по стране, выступал с лекциями в Тифлисе и Кутаиси (читал отрывки из перевода на рус. язык поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). В мае 1916 г. путешествовал по Японии. Октябрьскую революцию 1917 г. не принял. В брошюре «Революционер я или нет» (1918) осудил революционные методы борьбы, поскольку «не революцией, а эволюцией жив мир», поэт, по мнению Б., «выше партий». В 1920 г. уехал в командировку за границу, на родину не вернулся, жил во Франции, с кон. 1936 г.- в Нуази-ле-Гран. Во 2-й пол. 20-х гг. совершил поездки в Литву, Польшу, Чехословакию, Югославию, Болгарию. С кон. 30-х гг. страдал психическим заболеванием. Умер в нищете от воспаления легких. Предсмертная исповедь Б., по свидетельству Б. К. Зайцева, произвела на священника большое впечатление силой покаяния. Похоронен на католич. кладбище в Нуази-ле-Гран.

К. Д. Бальмонт. Рис. худож. В. А. Серов. 1905 г. (ГИМ)
К. Д. Бальмонт. Рис. худож. В. А. Серов. 1905 г. (ГИМ)

К. Д. Бальмонт. Рис. худож. В. А. Серов. 1905 г. (ГИМ)
Б. является автором 35 сборников стихотворений, неск. книг прозы (критико-эссеистические произведения, путевые очерки, роман-биография «Под новым серпом» (1923) и др.). Новаторскими с т. зр. художественного метода, основанного на импрессионизме, были сборники Б. «В безбрежности» (1895) и «Тишина» (1898). В них ярко отразилось пантеистическое миросозерцание, характерное для раннего творчества поэта («Моя душа - всебожный храм»). Лучшие стихи этого периода посвящены природе, любви, искусству, жизни и смерти, проблемам добра и зла. Воспевая природу, Б. отвергал цивилизацию, несущую с собой бездуховность. Для поэта человек - часть природы, через нее он приобщен к Вселенной и ее Творцу. Лирике Б. присущ культ мимолетности, в отдельных мгновениях бытия поэт стремился увидеть проявления Мирового и Вечного.

Начиная с кн. «Горящие здания» (1900) в творчестве Б. усилились мотивы, свойственные поэзии декаданса. Он рисует образ художника-творца - стихийного гения, стоящего «по ту сторону добра и зла». Остро чувствуя дисгармоничность мира, противоречия в самом человеке («в душах есть все»), поэт часто акцентирует внимание на темной, демонической стороне жизни. Вместе с тем художник пытается обрести цельность мировоззрения и находит ее в идее космизма - «четверогласия» стихий природы: Огня, Воды, Воздуха, Земли. В сб. «Будем как солнце» (1903) отчетливо слышны ницшеанские мотивы: лирический герой - сильная личность, дикарь-солнцепоклонник, Солнце выступает символом жизни и радости бытия. В «Литургии красоты» (1905) Б. создал гимн красоте, к-рая, по его мнению, имеет божественное происхождение. Ответы на онтологические и экзистенциальные вопросы поэт искал в разных религиях, обращаясь к Библии, Корану, Зенд-Авесте, буддизму, индуизму, теософии, древним космогониям и теогониям («Зовы древности» (1908) и др.). В 1900-х гг. определились характерные черты поэзии Б.: эстетизм, космизм, возвеличивание художника-творца, мифологизация жизни; во 2-й пол. 1900-х гг. появилась национальная тема, основанная на стилизации рус. фольклора, народных поверий и песен («Жар-птица», «Злые чары», «Птицы в воздухе», «Зеленый вертоград»). В поэзии 1910-х гг. преобладали впечатления от путешествий и повторы более ранних мотивов.

В эмиграции Б. с ностальгией обратился к теме России. Стихи сб. «Марево» (1922) наполнены трагическими чувствами одиночества, гнева и отчаяния человека, потерявшего родину. Эти чувства присущи и более поздней лирике Б. Вместе с тем в книгах «Мое - ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» он обращается ко всему лучшему и живому из прошлого России. Творческий путь поэта завершает сб. «Светослужение» (1937), призывающий к служению добру. Символические образы не уходят из поздней поэзии Б., однако структура и стиль стихов заметно упрощаются.

Христ. образы и мотивы присутствуют в лирике Б. всех периодов. Библия сопровождала поэта во всех его путешествиях и скитаниях, особенно его восхищало Евангелие от Иоанна (в ВЗ поэт находил много жестокого). Он часто использовал выдержки из НЗ и богослужебных книг в качестве эпиграфов к стихотворениям. Поэт видел Христа не только распятым, страдающим, но и радостно-созидательным («Три сонета», «Один из итогов»). В стихотворении «Раненый» Б. пишет о Христе как о единственном Избавителе, от к-рого Россия может ждать спасения в постигших ее бедствиях. В сонетах «Нет Бога, кроме Бога» (1924) воспет христ. нравственный идеал, поэт утверждает, что Бог всегда был в его душе («С Богом»), нек-рые стихи написаны как молитва ко Господу («Молитва», «Звезда пустыни» и др.). Однако, исходя из представления о двойственности мира, поэт изображал демиургом и «темного Творца» («Смертью - смерть», поэма «Художник Дьявол», «Пир у Сатаны»), что стало причиной обвинения Б. в кощунстве. Образ сатаны ассоциируется у Б. с царством тьмы, ночи, насилия, разрушения (стихотворение «Война», сб. «Марево»). Диавольское в символической системе лирики Б. неоднозначно, поэт верил, что «у человека больше сходства с Христом, чем с Дьяволом» и что в людях восторжествует христ. начало. Языческо-пантеистическое мироощущение, присущее раннему творчеству Б., в эмигрантский период уступает место правосл., к-рое поэт считает основой жизни рус. человека и России («Уйти туда», «Хочу», «Подвижник Руси»).

Арх.: РГАЛИ. Ф. 57; РГБ ОР. Ф. 374; ГЛМ. Ф. 43.
Соч.: Полн. собр. стихов. М., 1907-1914. 10 т.; Стихотворения. Л., 1969; Избранное. М., 1980; Стозвучные песни. Ярославль, 1990; Где мой дом. М., 1992; Собр. стихотворений: В 2 т. М., 1994.
Лит.: Анненский И. Ф. Бальмонт-лирик // Анненский И. Ф. Книга отражений. СПб., 1906. Кн. 1; Эллис. Русские символисты. М., 1910; Орлов В. Н. Бальмонт: Жизнь и творчество // Орлов В. Н. Перепутья. М., 1976; Зайцев Б. К. Бальмонт // Зайцев Б. К. Далекое. М., 1991; Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX в.: Сб. ст. Иваново, 1993-1999. Вып. 1-4; Андреева-Бальмонт Е. А. Воспоминания. М., 1997; Куприяновский П. В., Молчанова Н. А. Христос и христианство в поэтическом мире К. Бальмонта // Рождественский сборник: Мат-лы конф. Ковров, 2000. Вып. 7; они же. Поэт Константин Бальмонт. Иваново, 2001.
П. В. Куприяновский
Ключевые слова:
Поэты русские Литературные критики русские Литература русская Писатели русские Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт, переводчик, эссеист, критик
См.также:
БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, лит. критик
БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), писатель, поэт, переводчик
ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869- 1945), поэтесса, прозаик, лит. критик и публицист
ГЛИНКА Федор Николаевич (1786 - 1880), поэт, прозаик
ГРИГОРЬЕВ Григорьев Аполлон Александрович (1822 - 1864), лит. критик, поэт
ГУМИЛЁВ Николай Степанович (1886 - 1921), поэт, прозаик, лит. критик
ИЗМАЙЛОВ Александр Алексеевич (1873 - 1921), лит. критик, поэт, прозаик
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства
АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик
АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл.