Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БУНИН
Т. 6, С. 370-371 опубликовано: 1 ноября 2009г.


БУНИН

И. А. Бунин. Фотография. 1929 г.
И. А. Бунин. Фотография. 1929 г.

И. А. Бунин. Фотография. 1929 г.
Иван Алексеевич (10.10.1870, Воронеж - 8.11.1953, Париж), писатель, поэт, переводчик. Род. в дворянской семье, детство провел в родовом поместье, на хуторе Бутырки Елецкого у. Орловской губ. В 1881-1886 гг. учился в елецкой гимназии, затем жил в имении Озёрки, закончил образование под рук. брата Ю. А. Бунина. С 1887 г. начал печататься (стихотворения и 2 рассказа в газ. «Родина»). С осени 1889 г. работал в редакции газ. «Орловский вестник», в приложении к к-рому выпустил первую кн. «Стихотворения, 1887-1891 гг.» (1891). С авг. 1892 г. жил в Полтаве, служил в земской городской управе. В 1895 г. переехал в С.-Петербург, затем в Москву, познакомился со мн. писателями и поэтами - Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, А. И. Куприным и др. В 1896 г. вышел его перевод поэмы Г. У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», впосл. Б. переводил произведения Дж. Г. Байрона, А. Теннисона, А. де Мюссе, Леконта де Лиля, А. Мицкевича и др. В 1897 г. опубликовал первую книгу прозы «На край света и другие рассказы», в 1898 и 1901 гг.- стихотворные сборники «Под открытым небом», «Листопад». Приобрел лит. известность в России, в 1903 г. получил Пушкинскую премию, стал активным участником лит. жизни, посещал «среды» Н. Д. Телешова, сотрудничал с изд-вом «Скорпион» и альманахом «Северные цветы», с нач. 1900-х гг.- с изд-вом «Знание», в к-ром выпустил первое Собрание сочинений в 5 томах (1902-1909, т. 6 вышел в изд-ве «Общая польза»). В 1904-1905 гг. редактировал отдел беллетристики в ж. «Правда», в 1909 г.- в ж. «Северное сияние». В 1909 г. вторично получил Пушкинскую премию, избран почетным академиком имп. АН по отд-нию рус. языка и словесности. С 1912 г. почетный член и товарищ председателя ОЛРС. В 1912-1914 гг. участвовал в работе «Книгоиздательства писателей в Москве». В 1915 г. в изд-ве А. Ф. Маркса выпустил Полное собрание сочинений в 6 томах. В 1915-1917 гг. жил в Москве, С.-Петербурге, дер. Глотово, Одессе.

Революционные события 1917 г. Б. воспринял резко негативно, о чем свидетельствуют дневники 1917-1920 гг. «Окаянные дни». В мае 1918 г. переехал в Одессу, где сотрудничал в местных газетах. 26 янв. 1920 г. покинул Россию, в марте 1920 г. приехал в Париж, в дальнейшем жил во Франции, преимущественно в г. Грас близ Ниццы. В эмиграции выпустил книги прозы «Митина любовь» (1925), «Солнечный удар» (1927), «Божье древо» (1931) и др., в 1927-1933 гг. работал над романом «Жизнь Арсеньева». В 1934-1939 гг. в изд-ве «Петрополис» (Берлин) вышло Собрание сочинений Б. в 12 томах. В конце жизни написал книги «Темные аллеи» (1946) и «Воспоминания» (1950), работал над кн. «О Чехове». Б. первым из рус. писателей получил Нобелевскую премию по лит-ре (1933). Похоронен на рус. кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Б. вырос и воспитывался в правосл. семье, благодаря чему сохранил на всю жизнь уважение к церковной традиции, к-рую отождествлял с родиной, с причастностью к ее истории. В его творчестве, особенно раннем, часто присутствуют церковные образы: «Любил я в детстве сумрак в храме, / Любил вечернею порой / Его, сияющий огнями, / Перед молящейся толпой; / Любил я Всенощное бденье, / Когда в напевах и словах / Звучит покорное смиренье / И покаяние в грехах» (1888). Писатель создал много стихотворений на сюжеты ВЗ и НЗ («Бегство в Египет», «Гробница Рахили», «Столп огненный», неск. поэтических переложений Апокалипсиса), о святых и архипастырях («Матфей Прозорливый», «Святой Евстафий», «Кончина подвижника» и др.). В 1922 г. в эмиграции Б. с ностальгией писал в дневнике: «Ночью вдруг думаю: исповедаться бы у какого-нибудь простого, жалкого монаха где-нибудь в глухом монастыре, под Вологдой! Затрепетать от власти его, унизиться перед ним, как перед Богом... почувствовать его как отца» (Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. С. 437). Определенное представление о взглядах Б. на религию и их становлении дает написанный в жанре художественной автобиографии роман «Жизнь Арсеньева»: «Когда и как приобрел я веру в Бога, понятие о Нем, ощущение Его? Думаю, что вместе с понятием о смерти. Смерть, увы, была как-то соединена с Ним (и с лампадкой, с черными иконами в серебряных и вызолоченных ризах в спальне матери). Соединено с Ним было и бессмертие» (Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. С. 26). Б. понимал религию как естественную часть человеческой жизни и закон мира, как «чувство священнейшей законности возмездия, священнейшей необходимости конечного торжества добра над злом и предельной беспощадности, с которым в свой срок зло карается» (Там же. С. 40).

Религ. мировоззрение Б. было сложным и не ограничивалось Православием. По мнению Ф. А. Степуна, Бог в представлении Б. «отличается от Бога Слова христианской догматики тем, что в Нем «бессмысленность» мира, в сущности, не преодолевается, но лишь обретает ту предельную глубину, которую Бунин ощущает то древним ужасом, то вечной красотой» (С. 224). В повести «Деревня» (1910) Б. изобразил жизнь как хаотический поток впечатлений, воспоминаний, разговоров, дел, встреч, размышлений, в к-рый писатель вглядывается в поисках его духовного смысла. Бренности и противоречивости человеческой жизни Б. противопоставляет царящие в природе красоту и гармонию - отражение Божественного присутствия (стихотворения «Бог» и «Саваоф», 1908). Для него весь мир есть храм («В костеле», 1889), в стихотворении «Христос воскрес» (1896) именно природа в Пасхальное утро возвещает «огнистыми лучами зари» о Воскресении Христовом.

Писатель делал попытки осмыслить жизнь через образы святых: прор. Моисея в рассказе «Смерть пророка» (1911), безумного или блаженного Иоанна в рассказе «Иоанн Рыдалец» (1913). Однако с бо́льшим постоянством Б. искал оправдание жизни в тайне любви, к-рую он воспевал как высшую ценность бытия, как то, что противостоит смерти. В стихотворении «Канун Купалы» (1903) в воображаемом диалоге Христос говорит Богоматери: «И земное семя не иссякнет. / Cкосит Смерть - Любовь опять посеет. / Радуйся, Любимая! Ты будешь / Утешаться до скончания века!» Особый интерес для Б. представляет изображение борьбы человека со страстями, победы духа над телом, ведущей к отказу от земной любви, что представлялось писателю уделом исключительных, избранных натур. Яркий пример тому - рассказ «Святые» (1914), в к-ром излагается апокрифическое житие некоей «блудницы Елены», ушедшей в мон-рь замаливать грехи. Размышлениям о любви посвящен один из лучших рассказов Б.- «Чистый понедельник» (1944), в котором героиня, следуя своему призванию, покидает возлюбленного и уходит в мон-рь.

И. А. Ильин писал о творческом методе писателя: «Бунин - поэт и мастер внешнего, чувственного опыта... Художественный акт его состоит в чувственном восприятии и чувственном изображении воспринятого. Требования, которые он себе ставит, суть точность, красота и сила, способные заражать других тем, чем он сам живет» (С. 215, 219). Преимущественно с эстетической т. зр. писатель вопринимал и религию - богослужение, веру, к-рую во мн. произведениях изображал во внешних, бытовых подробностях, игнорируя духовную сторону.

Б. всегда привлекали те страны, где история оставила множество вещественных следов. В 1907 г. писатель совершил путешествие на Ближ. Восток («по следам Христа»), побывал в К-поле, Палестине, Египте и Ливане, после чего создал большое число стихотворений на библейские темы и цикл очерков «Тень птицы», о к-ром П. М. Бицилли писал: «Никакой реально-исторический комментарий к Библии не дает столько, сколько маленькая книга Бунина» (СЗ. 1931. Кн. 47. С. 494). Б. восхищался сосуществованием на одном пространстве разных религий и культов, с равным восторгом описывал Гроб Господень и мечеть Омара, цитировал Библию, Талмуд и Коран. Он пытался найти общие для всех стран и эпох закономерности бытия, к к-рым относил прежде всего жажду жизни и обреченность смерти. Воспоминанию о Рождестве Христа, ответившего, как полагал Б., на вопросы о смерти и бессмертии («Бог ли человек?» Или «сын бога смерти?»), посвящен завершающий цикл очерк «Геннисарет».

Религиозно-философские искания Б. во многом были связаны с буддизмом, в к-ром писателя привлекали представления о природности человека и его подчиненности земным желаниям, взаимосвязи жизни, любви и смерти и главное - идея о возможности победить обреченность человека смерти. В 1911 г. Б. посетил Цейлон. Буддийские мотивы и образы органично вошли в его творчество (рассказы «Братья», «Соотечественник», «Готами», «Ночь отречения» и др.). Мысль о преодолении смерти положена в основу кн. «Освобождение Толстого» (1937). Б. стремился показать сложность и противоречивость мировоззрения великого рус. писателя, в личности к-рого он искал прежде всего то, что соответствовало собственному миропониманию. В этой книге автор пытался доказать, что христианство и буддизм объединяет стремление к духовной жизни, преодолению телесных желаний и страстей; нет разницы между религиями, если они указывают путь к совершенству. Освобождение от личных страстей и страданий, считал писатель, происходит через растворение личности в безликом Всеедином, в Вечной Жизни, т. к. человек есть только часть целого («Бог есть то неограниченное Все, чего человек сознает себя частью»). По мнению Б., бессмертие есть разоблачение духа от материи, духовным освобождением является самоотречение.

Арх.: РГАЛИ. Ф. 44; РГБ ОР. Ф. 429; ИМЛИ. Ф. 3; ГЛМ. Ф. 52.
Соч.: Собр. соч.: В 9 т. М., 1965-1967; Устами Буниных / Под ред. М. Грин. Франкфурт-на-Майне, 1977-1982. 3 т.; Собр. соч.: В 6 т. М., 1987-1988; Лишь слову жизнь дана...: Дневники 1881-1953. М., 1990; И. Бунин и архим. Киприан Керн: Переписка (1940-1948) // Вестн. РХД. 1992. № 164. С. 159-187; Собр. соч.: В 8 т. М., 1993-2000; Публицистика, 1918-1953 гг. М., 1998.
Лит.: Михайлов О. Н. И. А. Бунин: Очерк творчества. М., 1967; Бабореко А. К. И. А. Бунин: Мат-лы для биографии. М., 19832; Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина: Беседы с памятью. М., 1989; Ильин И. А. О тьме и просветлении: Кн. худож. критики // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 6. Кн. 1. С. 210-270; Степун Ф. А. Портреты. СПб., 1999; Дунаев М. М. И. А. Бунин // Дунаев М. М. Православие и рус. литература. М., 1999. Ч. 5. С. 477-556; И. Бунин: Pro et contra. СПб., 2001.
М. М. Дунаев, О. Т. Ермишин
Ключевые слова:
Переводчики Поэты русские Литература русская Писатели русские Русское зарубежье Бунин Иван Алексеевич (1870-1953), писатель, поэт, переводчик
См.также:
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), рус. поэт, переводчик
БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич (1879 – 1954), поэт
БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, лит. критик
ГЛИНКА Федор Николаевич (1786 - 1880), поэт, прозаик
АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959), поэт, писатель
АПУХТИН Алексей Николаевич (1840-1893), поэт, прозаик
АХМАТОВА Анна Андреевна (1889 - 1966), поэт
БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787-1855), поэт
БАХМЕТЕВА Александра Николаевна (1823-1901), писательница
БЕЛЫЙ Андрей (1880-1934), поэт, прозаик, культуролог, литературовед, религ. мыслитель
БОРОДАЕВСКИЙ Валериан Валерианович (1874 (по др. сведениям 1875)-1923), поэт
БОХАН Дорофей Дорофеевич, писатель, публицист, правосл. деятель