Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БАЛЬТАЗАР
Т. 4, С. 295-297 опубликовано: 6 апреля 2009г.


БАЛЬТАЗАР

[нем. Balthasar] Ханс Урс фон (12.08.1905, Люцерн, Швейцария - 26.06.1988, Базель), католич. богослов, философ, культуролог.

Жизнь Б. можно разделить на 5 периодов: 1-й период (1906-1928). Б. был первенцем швейцар. архит. Оскара фон Бальтазара и его жены Габриелы, урожденной Пицкер, по материнской линии ведущей свой род из Венгрии. Формирование личности Б. проходило в атмосфере семейной веры и благочестия; почти ежедневно он присутствовал на ранней мессе во францисканском храме г. Люцерна. Активное участие в жизни Римско-католической Церкви принимали родственники Б., среди к-рых по материнской линии был епископ.

Х. У. фон Бальтазар
Х. У. фон Бальтазар

Х. У. фон Бальтазар
Еще в детстве Б. начал интересоваться лит-рой, обнаружил незаурядные муз. дарования. Окончил народную школу в Люцерне, затем учился в гимназии бенедиктинской коллегии в Энгельберге (Швейцария) и в иезуитской гимназии в Фельдкирхе (Австрия). Среднее образование завершил в Цюрихе. Затем в продолжение 9 семестров изучал германистику, философию и психологию в Вене и Берлине. Высшее образование закончил в Цюрихе в 1928 г. Докт. дис. «История эсхатологической проблемы в современной немецкой литературе» (Die Geschichte des eschatologischen Problems in der modernen deutschen Literatur) Б. опубликовал в 1930 г. Летом 1927 г. во время 30-дневных экзерциций (духовные упражнения по системе Игнатия Лойолы), в к-рых Б. принимал участие вместе с группой студентов-мирян, он пережил духовное озарение и осознал необходимость последовать своему призванию, предав себя воле Божией.

2-й период (1928-1936). Смерть матери Б. воспринял как жертву, 28 нояб. 1928 г. он вступил в Общество Иисуса. После 2 лет новициата в Австрии (вместо обычных 3) 2 года посвятил изучению схоластической философии в Пуллахе (близ Мюнхена) под рук. иезуитского богослова и философа Э. Пшивары и 4 года - занятиям богословием в Фурвьере (близ Лиона); здесь вдохновителем патрологических исследований был А. де Любак, вокруг к-рого сплотилась группа молодых ученых (среди них кроме Б.- А. Буйар, Г. Фессар, Ж. Даниелу), обратившихся к творениям отцов Церкви III-VII вв.; дружба Б. с Любаком продолжалась всю жизнь. 26 июля 1936 г. в Мюнхене кард. Михаэль Фаульхабер рукоположил Б. во пресвитера.

3-й период (1936-1950). Вскоре после рукоположения Б. становится сотрудником мюнхенского иезуитского ж. «Stimmen der Zeit» (Голоса времени), где публикует наряду с авторскими статьями большое количество отзывов о книгах. Обратившись к патристике под влиянием Пшивары и Любака, Б. продолжил работу по осмыслению и соотнесению богомыслия отцов и учителей Церкви с культурными и философскими реалиями современности: он выборочно перевел и выпустил в свет в 1936 г. «Комментированную Псалтирь» блж. Августина, написал эссе об Оригене (Le Mystérion d'Origène // RechSR. T. 26. P. 514-562; T. 27. P. 38-64), к-рое позднее переработал в кн. «Parole et Mystére chez Origène» (P., 1957), и составил антологию, включающую ок. тысячи текстов мыслителя (Origenes. Geist und Feuer: Ein Aufbau aus seinen Werken. Salzburg, 1938); дал анализ богословия свт. Григория Нисского (Présence et Pensée: Essai sur la philosophie religieuse de Grégoire de Nisse. P., 1942), а в кн. «Запечатленный источник: Истолкование Песни Песней» (Der versiegelte Quell: Auslegung des Hohenliedes: In Auswahl übertr. Salzburg, 1939) опубликовал нем. перевод «Толкования на Песнь Песней» святителя; написал исследование о Евагрии Понтийском (Die Hiera des Evagrios // ZKTh. 1939. Bd. 63); прп. Максиму Исповеднику посвятил фундаментальный труд «Космическая литургия: Миросозерцание преподобного Максима Исповедника» (Kosmische Liturgie: Das Weltbild Maximus des Bekenners. 1-е изд. в 1941, 2-е, перераб. и доп., в 1961); издал антологию богословия сщмч. Иринея Лионского, посвященную догмату Боговоплощения (Geduld des Reifens: Die christliche Antwort auf den gnostischen Mythos des zweiten Jhs. Basel, 1943).

В 1937-1939 гг. Б. публикует 3-томное исследование «Апокалипсис немецкой души» (Apokalypse der deutschen Seele: Studien zu einer Lehre von letzten Haltungen. Salzburg. Bd. 1: Der deutsche Idealismus; Bd. 2: In Zeichen Nietzsches; Bd. 3: Die Vergöttlichung des Todes), в к-ром развивает темы своей диссертации, осмысляя творчество выдающихся европ., и прежде всего нем., мыслителей XVIII-XX вв. (Г. Э. Лессинга, И. Канта, Ф. Шиллера, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, Новалиса, И. В. Гёте, М. Хайдеггера, Н. А. Бердяева) в эсхатологической перспективе. К этой тематике Б. вновь обращается в кн. «Прометей» (Prometheus. Hdlb., 1947), повествующей об истории нем. идеализма в контексте европ. культуры.

В эти же годы Б. открывает для себя творчество П. Клоделя и в целом новую франц. поэзию, представленную именами Ш. Пеги, Ж. Бернаноса и др. писателей - участников католич. обновления во Франции. В 1939 г. Б. перевел «Пять больших од» и пьесу «Атласный башмачок, или Дурное не всегда сбывается» Клоделя. В творчестве Клоделя его привлекало то, что поэт, оставаясь христианином, отстаивал ценность и значимость для человека мира и мирских радостей.

Когда началась вторая мировая война, Б. предложили стать профессором Григорианского ун-та в Риме, однако он предпочел остаться в Базеле капелланом студенческой общины. По инициативе одного из студентов, Р. Раста, и вместе с ним Б. основал студенческую общину, членам к-рой предлагалось 4-летнее духовное и философско-богословское образование для того, чтобы на протяжении жизни они могли самостоятельно нести христ. служение мирян, сочетая его с профессиональной деятельностью. В 1947 г. бывш. участники курсов, завершив образование, объединились в академическую рабочую общину.

В Базеле состоялось личное знакомство Б. с К. Бартом, дискуссии с ним Б. посвятил главу «Апокалипсиса…». Проблема отношения протестантизма и католичества глубоко волновала Б. Общение с Бартом переросло в дружбу. В 1949-1950 гг. Б. прочитал серию докладов о Барте, а в 1951 г. издал монографию, в к-рой анализировал основные положения и значение богословия Барта (Karl Bart: Darstellung und Deutung seiner Theologie. Köln, 19722).

В 1940 г. состоялась встреча Б. с Адриенн фон Шпайр, определившая его дальнейшую жизнь и направление научного творчества. Родившаяся в протестант. семье, А. фон Шпайр под влиянием Б. приняла католичество, обрела в себе мистические дары молитвы и толкования Свящ. Писания. Б. не только стенографировал и издавал работы А. фон Шпайр, но и ухаживал за ней, когда она практически ослепла и тяжело страдала. С 1941 по 1955 г. она надиктовала своему духовному отцу почти 60 томов сочинений. 8 дек. 1944 г., в праздник Непорочного зачатия Девы Марии, А. фон Шпайр и Б. была основана жен. община св. ап. Иоанна Богослова, жизнь в к-рой не предполагала иноческого уклада и ухода из мира в мон-рь, однако строилась на началах послушания ради Креста Господня, бедности и целомудрия. 1947 год - дата основания изд-ва «Йоханнес Ферлаг», печатавшего труды А. фон Шпайр. В 1948 г. Б. издал свою кн. «Мирянин и монашество», раскрывающую образ жизни христиан в совр. мире и предвосхищавшую аналогичные разработки католич. богословов.

Летом 1946 г. Б. предстояло принести свои окончательные обеты ордену, однако Совет ордена объявил ему, что Общество Иисуса не берет на себя ответственность за новую общину, равно как и за ее основательницу. После ряда неудавшихся переговоров и строгих внушений одного из братий, назначенных генералом ордена, 11 февр. 1950 г. Б. вынужден был выйти из ордена, полагая, что созидание общины Адриенн - то служение, на к-рое он призван свыше.

4-й период (1950-1984). Выход из ордена повлек за собой необходимость покинуть Базель; Б. лишался права преподавать в католич. семинариях и ун-тах. Лишь 2 февр. 1956 г. в связи с 50-летним юбилеем и по настойчивым просьбам друзей Б. был официально причислен к еп-ству г. Кур и получил право вернуться в Базель, однако он не был включен в число экспертов, принимавших участие в работе Ватиканского II Собора.

В эти годы Б. тяжело болеет, но не прерывает богословских трудов. С 1961 г. начинает выходить трилогия «Сияние славы» (Herrlichkeit. 1961-1969. 7 Bde), «Божественная драма» (Theodramatik. 1973-1983. 5 Bde), «Божественная логика» (Theologik. 1985-1987. 3 Bde), над к-рой Б. будет работать всю жизнь. Трилогия посвящена 3 философско-богословским трансценденталиям - красоте, добру и истине. Полемизируя с К. Ранером, к-рый из абстрактного осмысления этих понятий выводил возможность «анонимного христианства», Б. рассматривал их в перспективе Боговоплощения. Христоцентризм мировой истории исключает для Б. постижение конечного смысла бытия вне Слова Божия.

1-я часть трилогии («Сияние славы») показывает, что искусство истинного ви́дения и восприятия (contemplatio), будучи источником правильного мышления и действия (actio), приобщает нас к тайне воплощенного Слова Божия, являющего сияние Св. Троицы и красоту сотворенного мира. 2-я часть («Божественная драма») - о голгофской Жертве Спасителя, возвращающего творению устремленность к Творцу всех уровней бытия сообразно изначальному замыслу о нем. 3-я часть («Божественная логика») повествует о внутренней логике промыслительного действия Бога в истории.

Начиная с 1945 г. Б. принимает решение каждые 10 лет составлять самоотчеты: «Позвольте представиться» (1945), «Краткий конспект моих книг» (1955), «Самоотчет» (1965), «Еще одно десятилетие» (1975), «Оглядываясь назад» (1988); эти работы вошли в сб. «Mein Werk - Durchblicke» (1990), один из основных источников биографических сведений о Б.

К 60-летию Б. К-польский Патриарх Афинагор передал ему через своего представителя золотой крест Св. горы Афонской; награда последовала за труды, посвященные греч. патристике, прежде всего прп. Максиму Исповеднику.

В 1967 г. папа Павел VI назначил Б. членом Папской богословской комиссии, где он зарекомендовал себя консерватором, выступив против хиротонии женщин и не поддержав модернистские идеи Ранера и Г. Кюнга. В 1972 г. Б. возглавил редколлегию международного католич. ж. «Communio».

5-й период (1984-1988). В 1984 г. папа Иоанн Павел II отметил богословские труды Б. премией им. папы Павла VI. По инициативе Б. в Риме был проведен симпозиум, посвященный церковному деланию Адриенн. К этому времени помимо жен. общины, основанной в 1944 г., и общины священников, появившейся в кон. 70-х гг. ХХ в., возникла и муж. община, к-рой Б. отдал остаток жизни. Cредоточием своей деятельности Б. считал именно эти труды «по обновлению Церкви через создание новых общин, в которых непреклонность христианского бытия по евангельским заповедям сочетается с бытием христиан в мире» (Mein Werk. S. 75), писательству он отводил 2-е по значимости место. Несмотря на множество забот, связанных с устроением общины, осенью 1987 г. ему удается довести трилогию до эпилога. В мае 1988 г. Б. узнал о десигнации его кардиналом, однако утром 26 июня 1988 г., за 2 дня до принятия сана, он неожиданно скончался.

Соч.: Skizzen zur Theologie. Einsiedeln, 1960-1986. Bd. 1-5; Mein Werk - Durchblicke. Einsiedeln; Fr./M., 1990; Ты имеешь глаголы вечной жизни: Размышления над Священным Писанием. М., 1992; О простоте христиан // Символ. 1993. № 29. С. 7-69; Достойна веры лишь любовь. М., 1997; Вселенская Литургия: Прп. Максим Исповедник // Альфа и Омега. 1997. № 3 (14). С. 106-132; 1998. № 2 (16). С. 108-140; 1999. № 1 (19). С. 92-109; 2000. № 1 (23). С. 67-86; № 3 (25). С. 115-134; Целое во фрагменте. М., 2001.
Лит.: Фо Ж. М. О трудах Г. Урса фон Бальтазара // Логос. 1979. № 1/2. С. 35-52; Hans Urs von Balthasar's Gestalt und Werk. Köln., 1989; Guerriero E. Hans Urs von Balthasar. Mil., 1991; Scola A. Hans Urs von Balthasar: Uno stile teologico. Mil., 1991; Сидоров А. Прп. Максим Исповедник и его эпоха в изображении Х. Урса фон Бальтазара // Альфа и Омега. 1997. № 3 (14). С. 98-105.
Диак. Михаил Першин
Ключевые слова:
Богословы католические Деятели Римско-католической Церкви Бальтазар Ханс Урс фон (1905 - 1988), католический богослов, философ, культуролог Философы швейцарские Культурологи католические
См.также:
АДЕЛАРД БАТСКИЙ (oк.1070 – после 1146), средневековый философ и богослов английского происхождения
АЛЬЦОГ Иоганн Баптист (1808-1878), нем. католич. теолог и историк Церкви
БУЙЕ Луи Жан (род. 1913-2004), иером., франц. католич. богослов, библеист и литургист
ВАЙЛЕР Рудольф (род. 1928, Вена), католич. теолог, прелат
ВЕССЕНБЕРГ Игнац Генрих Карл фон (1774-1860), нем. католич. теолог, церковный политик
ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской
ВИМПИНА (ок. 1460 - 1531), нем. католич. теолог
ГВАРДИНИ Романо (1885 - 1968), нем. католич. богослов, философ, религ. деятель, писатель-публицист
ЖЕРСОН Жан (1363 - 1429), средневек. богослов, проповедник, деятель Соборного движения
ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ († 1180), еп. Шартрский (с 1176), католич. богослов и церковный деятель, философ