Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАМАСК
13, С. 676-684 опубликовано: 2 декабря 2011г.


ДАМАСК

[евр.  ,  ; арам.  ; греч. Ϫαμασκός; араб.      ], один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского.

Этимология

названия Д. неясна. Арам.   (зафиксировано, напр., на стеле Бар-Ракиба (VIII в. до Р. Х.) - KAI. 215. 18) в аккад. ( ;  ;  ;  ;  ;  ), егип. ( ;  ) и евр. (  (3 Цар 11. 24),   (4 Цар 16. 10),   (2 Пар 16. 2; 28. 5)) текстах передается и огласовывается по-разному. Вероятно, оно несемит. происхождения.

Географическое и экономическое положение

Д. находится к востоку от горы Ермон (совр. Эш-Шейх (Хермон)), у подножия вост. склона хребта Антиливан на границе Сирийской пустыни, вдоль берегов р. Аваны (совр. Барада), единственного постоянного источника воды в регионе. Благодаря этому область Д. всегда была одним из самых богатых сельскохозяйственных регионов на Ближ. Востоке. Вино из Д., особенно из Хелбона (к северу от Д.), было знаменито повсюду на Ближ. Востоке (Иез 27. 18; Strabo. Geogr. XV 3. 22). С древнейших времен через территорию Д. проходили караванные пути с севера на юг.

Древнейшие свидетельства

Фрагменты пропилеев внешнего двора храма Юпитера (слева) и часть византийской колоннады (справа)
Фрагменты пропилеев внешнего двора храма Юпитера (слева) и часть византийской колоннады (справа)

Фрагменты пропилеев внешнего двора храма Юпитера (слева) и часть византийской колоннады (справа)
Д. впервые упоминается в обнаруженном на стенах храма Амона в Карнаке списке сиро-палестинских городов, правители к-рых были захвачены фараоном Тутмосом III (ок. 1504-1450 гг. до Р. Х.) после сражения при Мегиддо ок. 1482 г. до Р. Х. Встречается и на статуе, найденной в гробнице Аменхотепа III (ок. 1417-1379 гг. до Р. Х.), где перечислены неск. городов и гос-в, к-рые были в подчинении у Египта (или в дружественных отношениях с ним), а также в амарнских письмах и на табличке, найденной в Камид-эль-Лоз (Кумиди) (XIV в. до Р. Х.). Согласно этим источникам, Д. в XV-XIII вв. до Р. Х. находился в сфере политического влияния Египта. Земля Апум, в пределах к-рой располагался Д., оказалась в центре противостояния между Египтом, гос-вом хеттов и Митанни за господство в Сирии. О борьбе хеттов с Египтом за Д. и Апум во времена правления Аменхотепа IV говорится в 4 амарнских письмах (EA. 53, 107, 189, 197). Д. дважды упоминается в кн. Бытие в связи с повествованиями о патриархах (Быт 14. 14-15; 15. 2). Однако отнесение этих упоминаний к конкретной исторической эпохе является предметом научных споров.

Арамейское царство Д.

В X-VIII вв. до Р. Х. Д. был столицей одного из гос-в арамеев - Дамасского царства (Арам-Дамаск; евр.     - 1 Пар 18. 5-6; ср.: Ис 7. 8). Первое упоминание о царстве Д. в письменных источниках встречается в рассказе о войне царя Давида с арам. сувским царством (Арам-Цоба) (2 Цар 8; 1 Пар 18), ставшим доминирующей силой в Юж. Сирии в первые годы правления царя Давида. Он одержал победу над Сувским царем Адраазаром в 2 сражениях (2 Цар 8. 3-8; 10. 15-19). Согласно сообщению 2 Цар 8, после сражения с Адраазаром Давид разбил армию арамеев из Д. и включил город в свое царство. Д. оставался под властью израильтян до времени правления царя Соломона, когда Разон, сын Елиады, бывш. слуга Адраазара, собрав армию мятежников, захватил Д. и провозгласил себя царем (3 Цар 11. 23-25). Разон вскоре стал противником Израиля в союзе с идумеями (3 Цар 11. 25). Соломон не смог вернуть контроль над Д., вокруг которого объединялись др. арам. гос-ва.

Влияние Д. усилилось при преемнике Разона Тавримоне. В IX-VII вв. до Р. Х. арам. царство Д. было главным противником Северного царства. Под предводительством Венадада (Бен-Хадад) (ок. 900 г. до Р. Х.) Д. напал на Израиль после заключения союза с иудейским царем Асой и разграбил большую часть его сев. территории (3 Цар 15. 16-22 = 2 Пар. 16. 1-6). Израильский царь Ахав сумел разгромить войска Венадада при Афеке (3 Цар 20. 26 сл.), но его самого в связи с пророчеством оставил в живых, заключив с ним договор (3 Цар 20. 35-42). Коалиция гос-в, созданная по этому договору, была направлена против Ассирии. Согласно анналам ассир. царя Салманасара III, в битве при Каркаре (ок. 853 г. до Р. Х.) Ассирии противостояла военная коалиция 12 гос-в, к-рую возглавлял царь Д. Ададидри. Одним из участников этой битвы был израильский царь Ахав (ANET. 278-279). Мн. исследователи отождествляли Венадада I с Ададидри, полагая, что битва при Каркаре произошла в период между сражениями, описанными в 3 Цар 20 и 22. По мнению др. ученых, повествование о войнах арамеев с Израилем первоначально не содержало имени израильского царя и было ошибочно отнесено к эпохе правления царя Ахава (см.: Pitard. Damascus. P. 6). Возможно, в нем имелись в виду сражения в нач. VIII в. между израильским царем Иоасом (или Иохазом) и Венададом III, сыном арам. царя Азаила (ср.: 4 Цар 13. 14-19, 24-25).

Гегемония Дамасского царства в Юж. Сирии и Палестине продолжалась и при Азаиле, захватившем престол ок. 842 г. до Р. Х. (4 Цар 8. 7-15). Будучи вначале ослаблен противостоянием с Салманасаром III в 841 и 838 гг. (а также, вероятно, и в 837), Азаил впосл. укрепил свою власть и начал проводить политику по созданию империи. К времени его смерти арам. царство Д. контролировало большую часть территории Юж. Сирии и Палестины, включая Израиль (области к западу и востоку от Иордана), Иудейского царства, Филистии и, вероятно, гос-ва в Заиорданье (4 Цар 10. 32-33; 12. 17-18). Прор. Илия получил от Господа повеление помазать Азаила на царствование в Сирии (3 Цар 19. 15), которое, видимо, смог исполнить только прор. Елисей (4 Цар 8. 7-15).

При преемнике Азаила, его сыне Венададе III (кон. IX в. до Р. Х.), империя арамеев распалась. Ок. 796 г. ассир. царь Ададнирари III осадил Д. и вынудил Венадада III заплатить большую дань. Израильский царь Иоас нанес поражение Венададу в 3 сражениях (4 Цар 13. 24-25), сумев вернуть города, захваченные прежде арамеями (4 Цар 10. 32). Из внебиблейских источников известно, что Д. также потерпел поражение в конфликте с правителем объединенных земель Хамата и Луаша Закиром (ANET. 655-656).

В 1-й пол. VIII в. до Р. Х. арам. царство Д. переживало упадок и по сути стало вассалом Израиля во время правления Иеровоама II (ок. 782-748 гг.; 4 Цар 14. 25, 28). Однако Д. играл ведущую роль в антиассир. коалиции ок. 735 г. наряду с Тиром, Израилем и др. Дамасский царь Рецин и израильский царь Факей пытались вступить в союз и с иудейским царем Ахазом, но его отказ (4 Цар 15. 36; 16. 5) привел к вторжению этих царей в Иудею и осаде Иерусалима. Тогда Ахаз обратился за помощью к Ассирии. Тиглатпаласар III вторгся в Сирию ок. 733-732 гг. и разрушил почти все города в арам. царстве (согласно его анналам, 591 город в 16 округах Арама - ANET. 283). Он также убил Рецина и переселил жителей Д. в Кир (4 Цар 16. 9; Ам 1. 5; 9. 7). Дамасское царство было разделено на области и вошло в состав Ассирийской империи. С этого времени Д. превратился в столицу ассир. провинции (названной также Дамаск), что стало исполнением пророчеств о суде над Д. (Ис 17. 1, 3; Иер 49. 23-27). В Д. находился храм главного божества пантеона арамеев - бога грозы Хадада (см. упоминание в 4 Цар 5. 18 святилища «дом Риммона» в Д.), к-рый, вероятно, был расположен на участке мечети Омейядов в нынешнем Старом городе.

Д. оставался под властью Ассирии до кон. VII в. В 720 г. Д. вместе с др. городами присоединился к Хамату, единственному независимому сир. царству, восстав против Ассирии. Однако Саргон II разбил войска мятежников при Каркаре. Хамат был включен в империю, а в 717 г. в Д. были переселены изгнанники из ряда городов. Правитель Д. упоминается в списке высших ассир. должностных лиц в 694 и 650 гг. Во время военной кампании против аравийских племен Ашшурбанипал использовал Д. в качестве плацдарма перед сражением 640 г. Д., вероятно, восстановил независимость одновременно с крахом Ассирийской империи. Как и большинство гос-в в Юж. Сирии и Палестине, Д. подпал под власть Вавилонии в 604 г., а после 539 г. стал частью персид. империи Ахеменидов, сохранив, однако, положение одного из наиболее значимых и развитых центров региона (Strabo. Geogr. XVI 2. 20).

Д. в эпоху эллинизма и Римской империи

В 333 г. до Р. Х. Парменион, один из полководцев Александра Македонского, занял город без боя. С этого времени ок. 1000 лет Д. оставался под влиянием зап. культур. В эпоху эллинизма город в основном находился в составе ближневост. царства Селевкидов, хотя неоднократно оспаривался егип. царством Птолемеев. В Д. были поселены греч. колонисты, город получил статус полиса и пользовался правами внутренней автономии. Севернее старого арам. города, ближе к речной пойме, возникли кварталы эллинистической застройки. Точная дата строительства «нового» эллинистического города неизвестна, предположительно его возникновение относится к 200-120 гг. до Р. Х., когда центр Селевкидской державы смещается из Сев. Сирии в Южную и возобновляется караванная торговля через Сирийскую пустыню по маршруту Дура-Европос-Пальмира-Д. В 111 г. до Р. Х. царь Антиох IX перенес свою столицу из Антиохии в Д. Также при царях Деметрии III Эвкере (95-88) и Антиохе XII Дионисе (87-84) Д. был столицей уже распадавшейся державы Селевкидов. В 84 г. до Р. Х. в битве с набатейским царем Аретой III Антиох был убит, и, видимо, из-за угрозы со стороны итуреев жители Д. в качестве правителя пригласили Арету (Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 1-2; De bell. I 4. 7-8). Набатейские поселенцы образовали новый квартал Д. к востоку от эллинистического города. В 72 г. город ненадолго был занят войсками арм. царя Тиграна II Великого, вступившего в войну с Римом. После его поражения в 69 г. Д. стал независимым.

Фрагмент храма Юпитера (кон. II — нач. III в.), включенный в мечеть Омейядов
Фрагмент храма Юпитера (кон. II — нач. III в.), включенный в мечеть Омейядов

Фрагмент храма Юпитера (кон. II — нач. III в.), включенный в мечеть Омейядов

В 66 г. до Р. Х. Д. захватили военачальники Гнея Помпея - Лоллий и Метелл (Ios. Flav. Antiq. XIV 2. 3; De bell. I 6. 2). На территории Сирии была образована рим. провинция с центром в Антиохии; Д. перешел под протекторат Рима и вошел в состав Десятиградия (Декаполиса) (Plin. Sen. Natur. hist. 5. 74; Ptolem. Geogr. V 15. 22). Марк Антоний подарил Д. Клеопатре, но после победы Октавиана Августа над Египтом Д. вернулся в состав пров. Сирия. С 24 г. до Р. Х. к Д. относилась и часть территории итуреев (до горы Ермон).

В Д. были большая иудейская община и множество синагог (ср.: Деян 9. 2). Возможно, часть иудеев была связана с ессеями, о чем говорит найденный в караимской генизе в Ст. Каире «Дамасский документ», названный так потому, что в тексте неск. раз упоминаются те, которые «вступили в Новый Завет в земле Дамаска» (CD 6. 19; 8. 21; 19. 34; 20. 12). Поскольку фрагменты этого памятника встречаются и среди кумранских находок (5Q12, 6Q15 и др.), исследователи рассматривают его в контексте истории Кумранской общины (подробнее см. в ст. Кумран).

Именно в Д. отправился Савл с письмом от первосвященника, в котором разрешалось преследовать христиан. Однако на дороге ему явился Воскресший Господь, в результате чего Савл обратился ко Христу, став ап. Павлом (Деян 9; 22; 26. 12-23). Набатейский царь Арета IV, разбивший Ирода Антипу, поставил во главе Д. своего наместника. К этому времени относится эпизод из жизни ап. Павла, описанный в 2 Кор 11. 32 и Деян 9. 25, когда ему пришлось бежать из Д., спустившись по стене в корзине (он вернулся в город позже, проведя нек-рое время в соседней Аравии - Гал 1. 17). Рим. имп. Калигула (37-41) полностью передал Д. Арете, под властью к-рого тот находился до смерти царя в 39/40 г. Иосиф Флавий сообщает, что в 66 г. во время I Иудейской войны жители Д. убили 10,5 тыс. евреев (Ios. Flav. De bell. 2. 20. 2; 7. 8. 7 говорится о 18 тыс., с женами и детьми).

После аннексии Римом полунезависимых сиро-палестинских княжеств на рубеже I и II вв. по Р. Х. Д. оказался в безопасности в имперских владениях. Город пользовался особой благосклонностью императоров; в 130 г. Адриан даровал ему статус «метрополии», а Александр Север - «колонии» (после 222).

Внутренний мир и порядок, установленные Римом, привели к бурному расцвету Д. и строительной активности. Рим. Д. занимал 115 га, насчитывал ок. 35 тыс. жителей; с учетом прилегающей сельской округи - 50-60 тыс. В первые столетия по Р. Х. город был перестроен по новому плану. 4-угольные стены (1500×750 м) с 7 воротами окружили арам., эллинистический и набатейский кварталы, очертив пространство, в рамках к-рого Д. существовал почти все средневековье. В сев.-зап. углу обороняемой территории предположительно размещалась цитадель. Были прорыты новые каналы и выстроен акведук, снабжавший водой население. Южнее дороги от храма к форуму (бывш. агора) и параллельно ей город пересекала главная улица 25-метровой ширины (decumanus maximus). Улица унаследовала конфигурацию от арам. времен, имела неск. изгибов, но называлась «Прямая», что вызывало ироничные замечания в лит-ре, в т. ч. в Деяниях св. апостолов (9. 11). Сакральным центром города оставался храм Зевса-Хадада, к-рый получил лат. название Юпитера Дамасского. Святилище неоднократно перестраивалось в I-III вв. Храм стоял в центре обширного двора (120×80 м), окруженного портиком, его фрагменты сохранились до наст. времени.

Несмотря на то что христиане были в Д. уже к моменту обращения ап. Павла, об истории христ. общины города в первые века по Р. Х. почти ничего не известно. Лишь в IV в. с расцветом соборного движения в Вост. Церкви появляются имена нек-рых епископов Д., участвовавших в Соборах эпохи тринитарных и христологических споров. Визант. эпоха внесла изменения в архитектуру Д., связанные прежде всего со строительством христианских храмов. Впосл. дамасские церкви неоднократно разрушались, и ни одна из ныне существующих, за исключением храма св. Анании, не содержит элементов визант. конструкций. Главная городская христ. базилика была возведена на месте храма Юпитера, по всей видимости, в 391 г., при имп. Феодосии I. Ее планировка и размеры, равно как и первоначальное наименование, точно неизвестны. Легенда о захоронении на ее территории главы св. Иоанна Крестителя (храм освящен во имя его) возникла после кон. VI в.

Языческая культура Д. долго сосуществовала рядом с христианской; христиане составили большинство населения едва ли раньше сер. IV в., а в сельской округе - еще позже. Тем не менее епископ Д. следовал в иерархии Антиохийской Православной Церкви непосредственно после патриарха. В эпоху христологических споров и церковных расколов V-VI вв. сильные позиции в Д. имело монофизитство. Еп. Маммиан, сторонник Севира Антиохийского, в 518 г. был низложен и сослан за приверженность монофизитству в числе мн. сир. иерархов.

В гражданской адм. системе империи Д. был столицей пров. Финикия Ливанская. После 495 г. с юго-вост. стороны от храмовой ограды был возведен дворец губернатора. В визант. эпоху начала меняться городская планировка. Исчезло централизованное регулирование застройки, характерное для рим. времени с его приверженностью к прямым линиям и далеким перспективам. Ввиду замены колесного транспорта вьючными животными отпала потребность в широких улицах. Прямоугольная сеть прямых рим. улиц стала постепенно хаотично застраиваться.

В VI в. безопасность Д. напрямую зависела от вассального араб. гос-ва Гассанидов, прикрывавшего Юж. Сирию от набегов враждебных племен пустыни. Владения Гассанидов охватывали Д. полукольцом с востока и юга. В 80-х гг. VI в. произошел конфликт между визант. властями и гассанидской верхушкой, союзные отношения были прерваны. Д. снова превратился в пограничный город на краю неконтролируемой пустыни.

В 613 г. Д. был захвачен персами Хосрова II, к-рые не нанесли особых разрушений городу. Персид. гарнизон стоял в Д. до 628 г., на следующий год город вернулся под визант. управление.

Д. в средние века. Арабское завоевание

Эпидемии, византийско-персид. войны и конфликт между Православием и монофизитством ослабили Византийскую империю, и она не смогла оказать серьезного сопротивления араб. вторжению на Ближ. Восток в 30-х гг. VII в. Войско полководца Халида ибн аль-Валида осадило Д. в марте 635 г. Население города, тяготившееся властью Византии и не рассчитывавшее на помощь извне, в сент. открыло ворота арабам. Согласно позднейшей традиции, переговоры о сдаче Д. вел один из городских чиновников - Мансур, предок прп. Иоанна Дамаскина. Мусульмане гарантировали неприкосновенность христ. храмов и имущества жителей, но были обложены подушной податью. Весной 636 г. крупная визант. армия начала наступление на арабов, они оставили Д. и отошли в Заиорданье. В авг. 636 г. в битве на р. Ярмук визант. армия была разбита, и вскоре после этого арабы окончательно покорили всю Сирию. Д. был вторично занят ими в дек. 636 г. Халиф Умар назначил правителем города Язида ибн Абу Суфьяна, а после его смерти в 639 г.- его брата Муавию. В 659 г. Муавия был провозглашен халифом и стал основателем династии Омейядов (661-750). Одержав верх в кровопролитной гражданской войне и утвердив свою власть во всем халифате, Муавия сделал Д. столицей. В эпоху правления Муавии и его преемников в сер. VII - сер. VIII в. Д. стал политическим центром всего Ближ. Востока и достиг процветания.

Мечеть Омейядов. Между 705 и 715 гг.
Мечеть Омейядов. Между 705 и 715 гг.

Мечеть Омейядов. Между 705 и 715 гг.

Количество мусульман, проживавших в Д., пополнилось переселенцами из городов Хиджаза, они заняли дома греков, покинувших город, но тем не менее христиане в течение неск. столетий после араб. завоевания оставались большинством населения. Арабы-бедуины, тяготившиеся урбанистической средой, предпочитали селиться на окрестных равнинах. Резиденция Муавии до его избрания халифом находилась в прежней ставке Гассанидов Эль-Джабии, в 70 км к югу от города. Перебравшись в Д., Муавия обосновался во дворце, перестроенном из бывш. резиденции визант. губернатора.

Главным архитектурным памятником омейядской эпохи стала грандиозная мечеть, средоточие религ. жизни столицы мусульм. империи. Для строительства мечети был использован 1500-летний сакральный центр Д.- территория огромного двора, окружавшего прежде базилику св. Иоанна Крестителя. Строительство мечети на этом месте олицетворяло историческое преемство прежних цивилизаций Сирии. Сразу после араб. завоевания мусульмане отвели под мечеть юго-вост. угол храмового двора. Во 2-й пол. VII в. из-за роста числа приверженцев новой религии халифы Муавия и Абд аль-Малик неоднократно предлагали дамасским христианам уступить храм, но получали отказ на основании гарантий неприкосновенности христ. церквей, предоставленных Халидом ибн аль-Валидом при сдаче города. Однако халиф аль-Валид конфисковал базилику св. Иоанна и повелел разрушить ее. Кафедральным собором дамасских христиан стала ц. Пресв. Богородицы (араб. аль-Марьямия) на Прямой ул., рядом с резиденцией правосл. Антиохийского патриарха. На месте храма св. Иоанна была выстроена громадная мечеть Омейядов. Глава св. Иоанна Крестителя, к-рый почитается также и мусульманами как пророк Яхья ибн Закария, хранилась в особой гробнице у вост. стены мечети.

В 40-х гг. VIII в. гос-во Омейядов вступило в полосу кризисов и междоусобных войн. Халиф Мерван II в 744 г. перенес свою резиденцию в Харран в Сев. Месопотамии. Стремясь привести к покорности Сирию, он разрушил стены ее городов, в т. ч. Д.

В лит-ре встречаются утверждения, что среди дамасских христиан VII-VIII вв. преобладали монофизиты (яковиты), чем и объясняется быстрая сдача города арабам. Однако источники не подтверждают заметного яковитского присутствия в Д., зато, напротив, содержат немало сведений о представителях правосл. общины. Уроженцем омейядского Д. был визант. церковный деятель свт. Андрей Критский († 740). Влиятельные позиции в гос-ве имел секретарь халифов Муавии и Абд аль-Малика Серджун ибн Мансур, отец прп. Иоанна Дамаскина и фактический глава правосл. общины всего Исламского халифата. Иоанн Дамаскин занимал пост секретаря халифа до своего ухода в мон-рь. По-видимому, из Д. происходили сводный брат Иоанна Дамаскина гимнограф еп. Косма Маюмский и агиограф Стефан Савваит († 807), к-рого церковная традиция считала племянником прп. Иоанна Дамаскина. В житиях подвижников иудейской пустыни, написанных Стефаном Савваитом и дамаскинцем Леонтием на рубеже VIII и IX вв., упоминается множество выходцев из Д., подвизавшихся в палестинских мон-рях. Трех Антиохийских патриархов 2-й пол. IX в.- Николая, Феодосия и Симеона - позднейшая традиция называла уроженцами Д. Этот город в VII-IX вв. был одним из основных центров Православия на Ближ. Востоке.

В 750 г. династия Омейядов была свергнута Аббасидами. Центр гос. жизни халифата сместился на восток, в сторону Ирака и Ирана. Д. превратился в малозначительный провинциальный город, жителей которого новая династия постоянно подозревала в нелояльности. Неск. раз во 2-й пол. VIII - 1-й пол. IX в. Д. оказывался центром мятежей против новой династии. В эпоху Аббасидов в городе почти не велось нового строительства, Д. редко упоминается в источниках.

Период сер. VIII - нач. XII в. был временем наибольшего упадка Д. Население его значительно сократилось. 3 века смут и анархии, когда никто из жителей не мог чувствовать себя в безопасности, привели к кардинальному изменению городской застройки. Д. распался на ряд изолированных кварталов с социально однородным населением. Окруженные стенами и воротами, кварталы превратились фактически в изолированные города со своими мечетями, церквами, рынками, банями, органами власти и отрядами самообороны. Процесс дезинтеграции города сопровождался и религ. сегрегацией. Мусульмане компактно селились в зап. половине Д., между мечетью Омейядов и цитаделью, иудеи - в юго-вост. районе, христиане - в сев.-вост. части, у ворот Баб-Тума. Некоторые авторы видят процесс развития христ. квартала как маргинализацию и упадок христ. общины, сопровождавшийся сокращением ее численности и количества храмов. О числе и состоянии церквей Д. в средние века нет точных данных. Известно, что кафедральный собор Пресв. Богородицы неск. раз подвергался разрушению. В 924 г., в период обострения межконфессиональной напряженности в халифате, на Ближ. Востоке прошла волна христ. погромов, в т. ч. пострадала ц. Пресв. Богородицы, о к-рой хронист Евтихий Александрийский сообщал, что в свое время на ее украшение было истрачено 200 тыс. динаров. Была разбита золотая и серебряная утварь, фарфоровая посуда, испорчены или похищены дорогие облачения. Вторично собор подвергся разрушению весной 1009 г. по приказу егип. халифа аль-Хакима. Тем не менее церковь была восстановлена, и в 1184 г. араб. географ аль-Джубайр с восхищением отзывался о ее архитектуре и росписях.

Распад Исламского халифата

В IX-X вв. Д. оказывался под властью различных местных династий - егип. Тулунидов (869-905), Ихшидидов (935-969), неоднократно подвергался нападениям Хамданидов Сев. Сирии (40-е гг. Х в.) и карматов Аравии (рубеж IX и X вв., 970). Во время похода в Сирию визант. имп. Иоанна Цимисхия (975) правитель Д. выразил покорность Византии. В 976 г. после отхода византийцев из Сирии Д. подчинился егип. Фатимидам и затем более 100 лет оставался под их властью. Население страдало от бесчинств военного гарнизона, набранного из магрибинцев. Столкновения с ними не раз сопровождались пожарами и разрушениями. В 1076 г. эмир Д. вышел из повиновения Фатимидам и призвал на помощь турок-сельджуков. В 1079 г. эмир Тутуш, брат сельджукского султана, установил власть над всей Сирией. В 1095 г. после его смерти сир. земли разделили между собой его сыновья. Д. стал владением эмира Дукака (1095-1104), к-рому приходилось отражать нападения со стороны Фатимидов, багдадских Сельджукидов и крестоносцев. Реальная власть над Д. в этот период была сосредоточена в руках Тугтегина, прежнего воспитателя (атабека) эмира. После пресечения рода Дукака Тугтегин стал единственным хозяином Д. и основал династию Буридов, правившую городом до 1154 г.

В XII в. военно-политическое положение Д., служившего связующим звеном между Египтом и мусульм. Сирией, было весьма сложным. Крестоносцы из Иерусалимского королевства угрожали земледельческой округе Д.- Хаурану и долине Бекаа, а в Сев. Сирии у Буридов появился опасный соперник в лице династии Зенгидов, центр владений к-рых находился в Халебе. В противоборстве с ними Буриды не раз прибегали к союзу с крестоносцами. В 1148 г., во время 2-го крестового похода, крестоносцы попытались захватить Д., осадив город. Это заставило просить помощи у Зенгидов и привело в конечном счете к установлению в Д. власти зенгидского эмира Халеба Нур ад-Дина. При нем Д. снова стал столицей обширного гос-ва, охватывавшего всю Сирию. После смерти Нур ад-Дина в 1174 г. и непродолжительной борьбы его преемника с бывш. вассалом Зенгидов егип. султаном Салах-ад-Дином Д. и Сирия перешли под власть Салах-ад-Дина, основателя династии Айюбидов. Объединив мусульм. Ближ. Восток, он нанес решительное поражение крестоносцам в битве при Хаттине (1187), овладел Иерусалимом и отразил 3-й крестовый поход. В 1193 г. султан умер и был похоронен в Д. Сыновья и брат Салах-ад-Дина разделили его владения. Хотя политическим центром Айюбидов остался Каир, Д. сохранял свое значение. В 1-й пол. XIII в. он не раз переходил из рук в руки в ходе междоусобной борьбы различных ветвей Айюбидов.

С XII в. начинается быстрый экономический подъем Д., появляются сведения об архитектурных работах в цитадели, строительстве мечетей. К северу и югу от укрепленной территории Д. возникли плотно застроенные пригороды Эль-Укайба и Шагур. Город стал интеллектуальным центром исламского мира и суннитской ортодоксии, противостоящим фатимидскому шиизму и крестоносцам. Именно дамасские богословы в 1-х десятилетиях XII в. несли в массы идею общемусульм. солидарности перед лицом крестоносцев и наступательного джихада, к-рый сделали своей политической программой Нур ад-Дин и Салах-ад-Дин. Проявлением суннитского возрождения стало массовое строительство в Д. религ. школ медресе. Первая была основана в 1098 г.; к кон. XII в. их было 20, еще через столетие - свыше 80. Также быстро росла численность мечетей: к 1174 г. свыше 400 внутри и вне города, хотя больше половины из них не имели постоянного штата служителей. Важной чертой архитектурного облика Д. стали мавзолеи-усыпальницы зенгидской и айюбидской знати, а также госпитали-маристаны, совмещенные с медицинскими школами. После землетрясений и осад неоднократно отстраивались стены города и цитадели.

Монголы и мамлюки

Политическая карта Ближ. Востока радикально изменилась в сер. XIII в. с появлением монголов. В 1258 г., после взятия Багдада, монг. войска вторглись в Сирию. При их приближении последний айюбидский эмир Д. аль-Малик ан-Насир бежал из города. В февр. 1260 г. монг. отряд во главе с полководцем хана Хулагу нойоном Кит-Бугой без боя вступил в Д. Кит-Буга, принадлежавший к христ. общине несторианского толка, покровительствовал местным христианам, и они постарались отомстить мусульманам за вековые обиды. Среди прочего мечеть Омейядов была обращена в христ. церковь. Однако в сент. 1260 г. егип. мамлюки в битве при Айн-Джалуте нанесли поражение монголам и выбили их из Сирии. В Д. начались погромы христиан, была разрушена ц. Пресв. Богородицы.

После 1260 г. Д. вошел в состав султаната мамлюков. Д. был одним из адм. центров гос-ва, вторым по значению после Каира. Во главе дамасской провинции ставились влиятельные мамлюкские лидеры, которые не раз бросали вызов султанам и пытались отделиться от Каира. Это внутриполитическое противостояние мамлюков осложнялось периодическими попытками монг. династии Хулагуидов завоевать Сирию. В ходе одной из таких кампаний, в 1300 г., хулагуидский хан Газан на короткое время овладел Д. Часть города была сильно разрушена. Еще более тяжелые последствия имело взятие города Тамерланом в 1401 г., сопровождавшееся массовыми разрушениями, гибелью множества жителей и отправкой в Самарканд квалифицированных ремесленников. В 1348 г., в промежутке между этими завоеваниями, Д. был опустошен эпидемией чумы. Источники повествуют о совместной молитве мусульман, христиан и иудеев в попытке отвести от Д. «черную смерть». Эпидемия сократила население города на 40%.

Несмотря на политическую нестабильность в мамлюкском Д., постоянные мятежи и разрушения, городская экономика продолжала развиваться. Д. оставался основным рынком хауранского зерна, а также центром сложных ремесленных производств, в частности изготовления оружия. С XIV в. в городе появляются фактории европ. купцов. Строятся новые рынки, разрастаются пригороды. Большинство архитектурных памятников мамлюкской эпохи расположено за пределами перенаселенного центра, вне городских стен, среди садов и каналов новых предместий. Численность населения Д. вместе с пригородами и окрестной усадебной застройкой по состоянию на XIII в. оценивается отечественными исследователями в 40 тыс. чел., в зарубежной лит-ре - 80 тыс. до эпидемии «черной смерти» и 50 тыс. после. С XIV в. Д. начинает уступать лидирующую роль в Сирии Халебу, расположенному на перекрестке трансевразийской торговли. Историки говорят и об упадке в области ремесла, особенно после нашествия Тамерлана.

Кризис переживала христ. община города, к-рую периодически преследовали мамлюкские власти. При Айюбидах и мамлюках православные все реже занимали значимые посты в гос. администрации. Понизилась культурная активность местных христиан, хотя творчество книгописца нач. XIII в. Пимена Дамасского считается одной из вершин каллиграфии в истории книжности мелькитского Антиохийского Патриархата. В 1367 г. патриархи Антиохии перенесли свой престол в Д. С этого времени исчезает пост Дамасского митрополита, его функции переходят к патриарху. До XVII в. в Патриархии периодически учреждалась вспомогательная должность «митрополита патриаршей кельи», ведавшего делами дамасских христиан.

Османская империя

В 1516-1517 гг. Мамлюкский султанат был разгромлен Османской империей. В сент. 1516 г. османский султан Селим I вступил в Д. Первоначально город был передан под управление мамлюкского эмира Джанберди аль-Газали, перешедшего на сторону османов. Однако в 1520 г. аль-Газали взбунтовался против Стамбула, и после подавления этого мятежа в Д. было установлено прямое османское правление. За последующие полтора века в городе сменилось 133 тур. паши, многие из к-рых, чувствуя непрочность своего положения, старались быстро обогатиться за счет ограбления жителей. В XVIII в., когда власть центрального аппарата управления Османской империи ослабела, в Сирии и др. окраинных землях возвысилась региональная аристократия - айяны, мн. представители к-рой получали высокие посты в провинциальном управлении. Так, в XVIII в. неск. выходцев из феодального клана аль-Азм в течение долгого времени были во главе Дамасского пашалыка. Дворец Асада-паши аль-Азема (1749), стоящий к югу от мечети Омейядов, считается одним из украшений города.

Османский Д. заметно выделялся на фоне др. провинциальных городов империи. Это был один из важнейших центров торговли Ближ. Востока с Европой. В городе проживало значительное количество европ., прежде всего франц. предпринимателей, чьими торговыми партнерами и посредниками часто выступали местные христиане. При османах было построено множество «ханов» - торговых комплексов, сочетавших черты рынка, склада и гостиницы для приезжих торговцев. В не меньшей степени процветанию Д. способствовала его роль в организации хаджа. Город был местом сбора паломников из европейских и азиатских областей османского гос-ва, следовавших в Мекку. Дамасский паша лично возглавлял паломнический караван в Мекку. В Д. паломники закупали продукты перед долгой дорогой через пустыню, на обратном пути продавали товары, приобретенные в Аравии.

Из подробных переписей населения и налогооблагаемого имущества, проводившихся османскими властями с XVI в., можно заключить, что количество жителей увеличилось с 52 до 57 тыс. и в XVII-XVIII вв. оставалось примерно на том же уровне. К юго-западу от средневек. города, вдоль дороги хаджа, длинной лентой вытянулся новый квартал Майдан. Основные памятники османской архитектуры - мечети Дервишия (1574) и Синан-паши (1591) - были построены за городскими стенами, что подчеркивает дальнейшее разрастание пригородной застройки и смещение центра религ. и экономической активности.

Христ. община Д. в XVI в. увеличивалась быстрыми темпами, в т. ч. и благодаря миграции христиан из сельской округи. В раннеосманское время христиане составляли 12% населения Д., иудеи - 6%. Перепись 1569 г. зарегистрировала в городе 1021 дом христиан, что соответствует 6290 чел. Помимо традиц. зоны расселения у ворот Баб-Тума и Баб-Шарки в старом городе христ. районы появились в квартале Майдан. В городе действовало 5 общин: православных, яковитов (150 семейств в 1719), маронитов (50 семейств в 1710), небольшого числа армян и «франков», т. е. выходцев из Европы. С сер. XVII в. появились миссии католич. орденов, к-рым удалось обратить в унию часть православных. После 1724 г. из правосл. Антиохийского Патриархата выделилась униатская церковь, последователи к-рой приняли самоназвание мелькиты. Ввиду того что правосл. иерархия в Д. имела сильные позиции и пользовалась поддержкой османских властей, сторонники унии мигрировали из города в прибрежные районы Сирии и православные оставались преобладающей группой среди дамасских христиан.

В XVII в. в правосл. общине Д. было ок. 30 священников, в XVIII в.- 15-17 священников, а также 3 церкви: кафедральный собор Пресв. Богородицы, церкви свт. Николая и святых Киприана и Иустины. Подземная церковь св. Анании между сер. XVI и сер. XVII в. была утрачена христианами и перешла во владение мусульман. Патриаршая резиденция, находившаяся рядом с кафедральным собором, была полностью перестроена в кон. 50-х гг. XVII в. на средства, к-рые привез Антиохийский патриарх Макарий III из России. Д. был одним из центров араб. правосл. культуры, здесь жили мн. деятели «мелькитского ренессанса» XVII в.- патриархи Евфимий III, Макарий III, диак. Павел Алеппский и др. В XVIII в. примером высокого уровня правосл. культуры Д. служит летописание свящ. Михаила Барика ад-Димашки († после 1782).

Оккупация Сирии войсками егип. паши Мухаммада Али в 1831-1840 гг. сопровождалась масштабными социально-экономическими реформами, активизацией контактов с Европой и прекращением дискриминации немусульм. меньшинств. С возвращением Сирии под власть султана в 1840 г. продолжалась политика укрепления центральной власти и модернизации общества, росло европ. экономическое и культурное влияние. Под давлением великих держав Порта уравняла права христиан с мусульманами. Рост богатства и влияния христ. общин на фоне разорения мусульм. ремесленников и торговцев, чьи изделия не выдерживали конкуренции с товарами европ. промышленности, привел к росту социальной и межобщинной напряженности в Сирии. Самым кровопролитным конфликтом была Дамасская резня в июле 1860 г., в к-рой погибло от 2 до 6 тыс. христиан Д. и был сожжен христ. квартал старого города вместе со всеми церквами. Султанские власти, стремясь оправдаться в глазах Европы, сурово покарали виновных. Процессы культурной и технической модернизации продолжались: в Д. открывались иностранные школы, расширялись улицы для нужд колесного транспорта, начала выходить газета (1897), железные дороги связали Д. с Бейрутом (1895), Хайфой и Мединой (1908).

В нач. XX в. Д. стал одним из центров зарождавшегося араб. национализма. Османские власти преследовали национальное движение арабов, особенно после начала первой мировой войны. По приказу тур. наместника Сирии Джемаль-паши десятки араб. националистов были казнены в Д. в мае 1916 г. В годы войны город стал главной базой тур. армии, действовавшей на синайском направлении. Потерпев окончательное поражение осенью 1918 г., тур. войска оставили Д., и 1 окт. в город вступили брит. части и их араб. союзники во главе с эмиром Фейсалом, сыном короля Хиджаза. Фейсал пытался создать в Сирии независимое араб. гос-во, однако державы Антанты приняли решение о передаче страны под мандатное управление Франции. В июле 1920 г. франц. войска, сломив сопротивление арабов, заняли Д. и свергли правительство Фейсала.

Период франц. мандата в Сирии прошел под знаком перманентного противостояния франц. властей и араб. националистов. В 1925 г. в Сирии началось восстание под лозунгами обретения независимости. В окт. отряды повстанцев попытались овладеть Д., и франц. войска подвергли город бомбардировке, приведшей к большим жертвам и разрушениям. В то же время в мандатную эпоху Д. динамично развивался. В 1929 г. был принят план застройки города. Возводились новые кварталы к северу и северо-востоку от старого центра, в 1932 г. была создана совр. система водоснабжения.

В годы второй мировой войны Франция признала независимость Сирии, однако урегулирование условий вывода франц. войск в 1945 г. сопровождалось новым всплеском напряженности и обстрелом Д. французской артиллерией 25 мая 1945 г. Вскоре, однако, все иностранные войска были выведены из Сирии и страна обрела полную независимость. Д. стал столицей независимого сир. гос-ва.

Совр. Д. является крупным экономическим и культурным центром Ближ. Востока. В городе действуют Арабская АН (учреждена в 1919), Национальная б-ка, Сирийский университет (с 1923), Национальный музей (с 1921). Население Д., составлявшее ок. 150 тыс. в 70-х гг. XIX в. и свыше 400 тыс. в 1955 г., в наст. время достигает 4 млн чел.

Известные православные епископы Д.

Магн (между 325 и 340), Филипп (381), Иоанн (431), Феодор (между 445 и 451), Иоанн (458), Маммиан (512-518; монофизит), Петр (515), Фома (519; монофизит), Евстафий (553), Герман (588), Петр (ок. 734-743), Агапий (813), Николай (839), Михаил (870), Сергий (1033), Михаил (XIII в.), Иоаким (XIV в.), Георгий (1576).

Лит.: Le Strange G. Palestine under Moslems. L., 1890. Beirut, 1965r. P. 224-273; RGG. Bd. 2. Col. 22-24; Sauvaget J. Les monuments historiques de Damas. Beyrouth, 1932; Barnikol E. Die Christwerdung des Paulus in Galilda und die Apostelberufung vor Damaskus und im Tempel. Halle, 1935; Unger M. F. Israel and the Aramaeans of Damascus: A Study in Archaeol. Illumination of Bible History. L., 1957; Mazar B. The Aramean Empire and its Relations with Israel // BiblArch. 1962. Vol. 25. P. 98-120; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 729-733; Bakhit M. A. Christian population of province of Damascus // Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y.; L., 1982. P. 19-66; Pitard W. T. Ancient Damascus: A Hist. Study of the Syrian City-state from Earliest Times until its Fall to the Assyrians in 732 B.C.E. Winona Lake (Ind.), 1987; idem. Damascus // ABD. Vol. 2. P. 5-7; Hartmann R. Damascus // FEI. 1987. Vol. 2. P. 902-910; ODB. Vol. 1. Col. 580; The Damascus Document: A Centennial of Discovery: Proc. of the III Intern. Symp. of the Orion Center for the Study of the Dead Sea Scrolls and Associated Literature, 4-8 Febr. 1998 / Ed. J. M. Baumgarten, E. G. Chazon. Leiden; Boston, 2000; Degeorge G. Damascus. P., 2004; Burns R. Damascus: А Нistory. L.; N. Y., 2005.
А. Е. Петров, А. А. Ткаченко, К. А. Панченко

Археология, архитектура, изобразительное искусство

От наиболее древних периодов практически не осталось материальных свидетельств. Данные археологии в основном периода эллинизма и римско-визант. эпохи. Исторические памятники сохранились в старом городе, а также в квартале Салихия (2 км к северу). Греко-македон. завоеватели спланировали Д. на основе т. н. гипподамовой системы, ее ячейки различимы на совр. картах. Трасса центральной улицы в направлении запад - восток (decumanus maximus с рим. времен или via recta - Деян 9. 11) также сохранилась (Сук-эт-Тауиль), из архитектурного обрамления частично уцелела небольшая рим. арка, ныне реконструированная (Баб-эль-Канисе).

Старый главный вход в мечеть Омейядов. Между 705 и 715 гг.
Старый главный вход в мечеть Омейядов. Между 705 и 715 гг.

Старый главный вход в мечеть Омейядов. Между 705 и 715 гг.
При римлянах город был обнесен новой стеной, из ворот сохранились только восточные - Баб-Шарки (III в. по Р. Х.). Рядом с ними располагается христ. район, один из домов которого прославлен как дом Анании, одного из первых христиан города. На его месте стоял языческий храм (сохр. 2 алтарных камня с посвятительной надписью); от небольшой раннехрист. церкви уцелела подземная сводчатая часть. Ворота в юго-вост. углу старого города Баб-Кайсан были перестроены из римских в XIII-XIV вв., на башнях сохранились хризмы. С этими воротами христ. традиция связывает спасение ап. Павла в корзине через окно стены (2 Кор 11. 32, Деян 9. 25), в память чего во внутреннем помещении ворот устроена (1939) маленькая ц. ап. Павла, «что с окном».

Храм арам. божества Хадада римляне перестроили в храм Юпитера Дамасского (I в. до Р. Х., повторно перестроен при Септимии Севере (193-211)); в его руинах открыт ряд греч. надписей гражданского содержания (III в.). Часть монументального фронтона и колонн зап. пропилеев внешнего двора храма сохранилась в комплексе крытого рынка-галереи Хамидия (кон. XIX в.). В христ. время храм был перестроен в базилику св. Иоанна Крестителя; иногда эту перестройку приписывают имп. Феодосию I (379-395), поскольку при нем был снесен алтарь старого языческого храма. После араб. завоевания базилика, как и др. церкви, получила право на защиту, о чем сообщал греч. текст на фрагменте колонны, найденном в 1909 г. Ок. 70 лет она оставалась главным христ. храмом города, но затем халиф аль-Валид (705-715) добился постройки на его месте главной городской мечети.

Внутренний двор мечети Омейядов (между 705 и 715 гг.) и здание «общественной сокровищницы» (788 г.)
Внутренний двор мечети Омейядов (между 705 и 715 гг.) и здание «общественной сокровищницы» (788 г.)

Внутренний двор мечети Омейядов (между 705 и 715 гг.) и здание «общественной сокровищницы» (788 г.)
Мечеть Омейядов, построенная между 705 и 715 гг. (708-714/5, по Р. Бёрнсу),- основной историко-архитектурный объект города и один из важнейших памятников раннеисламской архитектуры. По преданию, на строительство и украшение мечети Омейядов были истрачены налоговые поступления с Сирии за 7 лет. Построена по образцу комплекса мечети прор. Мухаммада в Медине местными и визант. мастерами. Молитвенный зал мечети (136×37 м), сильно пострадавший в пожаре 1893 г., с 3 поперечными нефами отражает план предшествующего рим. храма и христ. базилики; из них заимствована большая часть колонн, нефы мечети. На пересечении нефов и трансепта высится купол (возведен заново после 1893), опирающийся на мощные квадратные пилоны. Между арками юж. нефа находится мраморная постройка (после 1893), отмечающая легендарное место погребения главы св. Иоанна Крестителя. С севера к мечети примыкает прямоугольный двор, отделенный от городской застройки глухими стенами. Изнутри он окружен с 3 сторон портиками с 2-ярусными аркадами, со стороны молитвенного зала мечети также некогда имелась аркада. Нижние ярусы зап. и юж. стен двора и мечети относятся к рим. времени, сохранился юж. 3-частный вход во двор рим. храма. Юж. стена мечети фланкирована 2 минаретами (1247 и 1488), 3-й находится на середине сев. стены (нижняя часть IX в., верхняя - кон. XII в.). В сев.-зап. части двора небольшое здание «общественной сокровищницы» (Куббат-эль-Хазне или Байт-эль-Халь) раннеаббасидского времени (788, по Р. Дюссо) - глухой 8-гранник, опирающийся на классический антаблемент на коринфских колоннах, сильно углубленных в культурный слой. В северо-вост. части двора располагается такое же сооружение, датирующееся XVIII-XIX вв.

Мозаики мечети Омейядов (см. в ст. Византийская империя, разд. «Изобразительное искусство») возникли одновременно с постройкой мечети. Они неск. раз реставрировались (кон. XI в., сер. XII в., кон. XIII в.), позже были закрыты слоями обмазок и оставались неизвестными до реставрационной расчистки 1929 г.; значительная часть мозаик является плодом реконструкции 1-й пол. 60-х гг. XX в. Сохранились фрагменты общей композиции (стены и своды портиков, софиты арок, дворовый фасад молитвенного зала) с изображениями деревьев, растений, водоемов и фантастических архитектурных сооружений с колоннами, арками и куполами - дворцы и сады Творца, ожидающие прихода праведника (возможно, идеализированный образ Д.; дальние страны и места паломничеств). Мозаики сохраняют мн. черты позднеантичной живописи, их гамма зеленовато-коричневая с золотом. Мозаики «общественной сокровищницы» относятся скорее всего к XIII-XIV вв.

Вход в Национальный музей, собранный в 1939–1952 гг. из уцелевших фрагментов замка Каср-эль-Хайр-эль-Гарби (724–743 гг.)
Вход в Национальный музей, собранный в 1939–1952 гг. из уцелевших фрагментов замка Каср-эль-Хайр-эль-Гарби (724–743 гг.)

Вход в Национальный музей, собранный в 1939–1952 гг. из уцелевших фрагментов замка Каср-эль-Хайр-эль-Гарби (724–743 гг.)

В Х-XI вв. Д. приобрел типичную для вост. города застройку: кварталы отделяются друг от друга стенами, внутри их складывается инфраструктура с локальным рынком и мечетью (синагогой, церковью), дома выходят на улицу глухой стеной.

Во 2-й пол. XII в., при атабеге Нур-ад-Дине (1154-1174) и султане Салах-ад-Дине (1174-1193), в Д. сложились основные типы сооружений: медресе (духовная школа) с мечетью и нередко с мавзолеем основателя, хамам (баня), маристан (госпиталь), хан (караван-сарай), сук (рынок в виде улицы-галереи). Образцовой постройкой стал маристан Нур-ад-Дина (1154, перестроен в 1283 и в XVIII в., ныне Музей истории араб. медицины и науки) - с вестибюлем, увенчанным ячеистым куполом (мукарнас), и внутренним двором с 4 нишами-айванами. При медресе Захирия находится мавзолей султана Бейбарса (после 1277), отделанный разноцветным мрамором и мозаиками с изображением деревьев и зданий на золотом фоне, имитирующими декор мечети Омейядов.

Из памятников османской эпохи следует отметить комплекс мечети Такия Сулеймания (1554-1560), построенный тур. архит. Синаном, а также 2 грандиозных строительных предприятия губернатора Д. Асад-паши аль-Азема - хан Асад-паши (1752), перекрытый 9 куполами (центральный не сохр.), и сложный комплекс дворца Азема (1749-1752, ныне Музей народных искусств и традиций) с характерным чередованием полос темного и светлого камня и цветной инкрустацией; этот дворец является самым ярким произведением из плеяды позднеосманских жилых резиденций, сохранившихся в Д.

Перестройка части города в европ. вкусе началась в кон. XIX в., получив особый размах во время франц. мандата. В 1926 г. франц. архитекторами был составлен генеральный план Д. Застройка 20-30-х гг. XX в. хорошо сохранилась, стилистически близка к конструктивизму и ар деко.

Национальный музей в Д.- одно из богатейших художественно-археологических собраний Азии (основан в 1919, здание 1936-1961). К уникальным можно отнести материалы из Угарита и Мари, обширное пальмирское собрание (мозаики, коллекция скульптурного портрета, реконструкция гипогея Ярхая, 108 г. по Р. Х.), росписи молельного дома из Дура-Европоса. Главный вход в здание музея (1939-1952) собран из уцелевших фрагментов омейядского замка Каср-эль-Хайр-эль-Гарби (Зап. укрепленный замок), построенного в Сирийской пустыне при халифе Хишаме (724-743), с элементами римско-визант. и персидско-месопотамской архитектуры.

Лит.: Watzinger C., Wulzinger K. Damaskus: Die antike Stadt. B.; Lpz., 1921; Dussaud R. Topographie hist. de la Syrie antique et mediévale. P., 1927; Sauvaget J. Le plan antique de Damas // Syria. 1949. Vol. 26. P. 314-358; Сидорова Н. А., Стародуб Т. Х. Города Сирии. М., 1979. С. 11-81; Finegan J. The Archaeology of the New Testament. Boulder, 1981; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 1992.
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Города библейские Антиохийская Православная Церковь Средние века. История Города сирийские Страноведение. Сирия Города древние. Сирия Христианство на территории разных стран. Сирия Древний Рим Дамаск, один из древнейших городов Ближнего Востока и мира, в настоящее время столица Сирийской Арабской Республики, современная резиденция православного Патриарха Антиохийского Сирия. История Памятники архитектуры. Сирия
См.также:
БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками
МАНБИДЖ город в Сев. Сирии, значительный христианский центр в позднеантичную эпоху и средние века
АНТИОХИЯ (совр. Антакья, Турция), город на р. Оронт, истор. центр Антиох. Правосл. Церкви
АПАМЕЯ Сирийская, древний город на р. Оронт
АЛЕППО (Бероя, Веррия) - см. Халеб, город в Сирии
АНТИОХ III ВЕЛИКИЙ (241-187 до Р. Х.), царь сир. державы Селевкидов
АНТИОХ IV ЕПИФАН царь сир. державы Селевкидов (175-164 гг. до Р. Х.)
АНТИОХ V ЕВПАТОР сын Антиоха IV, номин. царь державы Селевкидов (163-162 гг. до Р. Х.)
АНТИОХ VII СИДЕТ царь гос-ва Селевкидов (138-129 гг. до Р. Х.)
БЕЛГРАД столица Сербии
ДАМАССКАЯ РЕЗНЯ христ. погром 9-18 июля 1860 г. в Дамаске; форма выражения протеста сир. мусульман против крушения традиц. иерархии исламского социального устройства
ДИМИТРИЙ Димитрий [Деметрий], имена 2 сир. царей из династии Селевкидов, упомянутых в Маккавейских книгах
ДУРА-ЕВРОПОС древний город на берегу р. Евфрат
МААЛУЛА сел. в Центр. Сирии, христианский культовый центр и один последних очагов бытования арамейского языка
МАРИ в III-I тыс. до Р. Х. город на р. Евфрат (совр. городище Телль-Харири, мухафаза Дайр-эз-Заур (Дейр-эз-Зор, Вост. Сирия)
МЁРТВЫЕ ГОРОДА принятое в совр. научной лит-ре условное название комплекса более чем из 700 селений рим. и ранневизант. эпох (в основном II-VI вв.)
АБСАЛОН (ок. 1130 - 1201), архиепископ Лундский, церковный и политический деятель
АВГУСТ ОКТАВИАН [Гай Юлий Цезарь Октавиан] (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.), римский император
АВИЛА древний город, центр тетрархии Авилинеи
АВИТ ЭПАРХИЙ (между 395 и 400 – после 456), имп. Западной Римской империи (455-456)
АВРЕЛИАН [Клавдий Луций Валерий Домиций Аврелиан] (214– 275), римский император
АВРЕЛИЙ МАРК см. Марк Аврелий