Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИРГИЗСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 26, С. 364-367 опубликовано: 22 февраля 2016г.


ИРГИЗСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Нижне-Воскресенский, Нижний Воскресенский) (Саратовской и Вольской епархии), расположен в пос. Береговом близ с. Криволучье-Сура Балаковского р-на Саратовской обл., на берегу р. Б. Иргиз. Основан указом еп. Саратовского и Вольского Лонгина (Корчагина) от 15 июля 2004 г. первоначально как подворье саратовского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. Решением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2005 г. И. м. получил самостоятельный статус.

1762-1918 гг.

Иргизский в честь Воскресения Христова (Нижне-Воскресенский) мон-рь. Фотография. 2010 г.
Иргизский в честь Воскресения Христова (Нижне-Воскресенский) мон-рь. Фотография. 2010 г.

Иргизский в честь Воскресения Христова (Нижне-Воскресенский) мон-рь. Фотография. 2010 г.
И. м. построен на месте одного из 3 старообрядческих муж. Иргизских мон-рей, существовавших как скиты с 60-х гг. XVIII в.

Первоначальный старообрядческий скит был основан строителем иноком Авраамием и неск. старообрядцами, выходцами из Речи Посполитой, переселившимися на земли саратовского Заволжья в соответствии с указом Сената от 14 дек. 1762 г. Согласно этому указу, переселенцам выделялось ок. 70 тыс. дес. плодородной земли с угодьями по р. Б. Иргиз. После кончины Авраамия (ок. 1767-1775) его преемники утверждались Дворцовыми (Удельными) органами (до 1775 и в 1797-1828), земским исправником (в 1775-1797), а с 1828 г., после перевода обители в единоверие,- губернатором. До 1918 г. в обители сменилось 12 настоятелей; самым продолжительным было настоятельство (1789-1827, с перерывами) инока Прохора (Калмыкова), старовера-полемиста, сторонника общежительного устава и строгого сохранения старообрядческих традиций. После 1780 г. в скиту был введен полный круг годового богослужения, среди братии имелись казначей, уставщик, головщик правого клироса. Упоминаются в документах и монастырские старцы, схимники. В 1765 г. в И. м. проживало 17 иноков, в 1775 г.- 9, в 1797-1828 гг.- от 33 до 85 иноков.

Церковь в честь Воскресения Христова в иргизском Нижне-Воскресенском мон-ре. Фотография. Кон. XIX в.
Церковь в честь Воскресения Христова в иргизском Нижне-Воскресенском мон-ре. Фотография. Кон. XIX в.

Церковь в честь Воскресения Христова в иргизском Нижне-Воскресенском мон-ре. Фотография. Кон. XIX в.

И. м. юридически считался сельским поселением Дворцового (Удельного) ведомства с правами на собственность и владения, с платежами и повинностями. Права иноков определялись их сословной принадлежностью на время поступления в обитель (напр., настоятель Прохор числился мещанином г. Вольска и платил подушную подать по месту приписки). Монаршие привилегии иргизские монахи-староверы (освобождение в 1797 от рекрутской повинности, право на общинное поземельное владение с 1804) получали в виде исключений.

По свидетельству майора К. Вилимсона, в 1775 г. проводившего перепись на Иргизе, первые деревянные постройки сильно пострадали во время Пугачёвского восстания: «...скит… весьма беден, в 1773 году киргисцами сожжон». При преемнике Авраамия мон. Андриане в обители была построена и 15 авг. 1787 г. освящена 5-главая деревянная холодная ц. Воскресения Христова с 3-ярусной колокольней. В нач. XIX в. (до 1812) к храму пристроили боковые галереи. По преданию, иконы для Воскресенской ц. написал знаменитый тверской мастер И. Пешехонов. От благотворителей, саратовских и вольских купцов, а также от винного откупщика В. А. Злобина храм получил богатое убранство: уникальный 7-ярусный иконостас, 6-пудовую дарохранительницу, 18-пудовое 6-ярусное медное высеребренное паникадило. По описи еп. Иакова (Вечеркова), в храме хранилось до 20 дониконовских антиминсов, самый древний из к-рых был освящен в 1536 г. На средства Злобина в 1795 г. была построена деревянная теплая ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя ап. Иоанна Богослова (разобрана в 1863, на ее месте возведен каменный храм). К кон. 20-х гг. XIX в. в обители были построены настоятельский корпус, ризница, б-ка, больница, гостиница для паломников, более 60 келий (в т. ч. 2-этажные), деревянная ограда с каменными воротами.

В 1791 г. за монастырской оградой, на хуторе, построили амбары для хранения хлеба и проч. припасов, хозяйственные постройки, 2 ветряные и водяную мельницы, а также 10 деревянных келий. В версте от хутора располагалась монастырская пасека. Во время генерального межевания 1801-1804 гг., проводившегося по указу имп. Павла I, обитель получила 2660 дес. 1664 саж. земли, занятой пашней, сенокосными лугами, степными пастбищами и лесом. В 1828 г. монастырь владел 107 лошадьми и 316 головами рогатого скота. В 1-й четв. XIX в. выручка от продажи продуктов животноводства составляла 2-3 тыс. р. в год. В 1818-1819 гг. мон-рь организовал подворье в Вольске. Со времени основания в совместном пользовании обители и окрестных крестьян были рыбные ловли на реках Б. Иргиз, Б. Кушум и на ближайшем к мон-рю озере, за к-рые иноки вносили часть платежа в Дворцовую (Удельную) контору. После перевода И. м. в единоверие (1828) они платили деньги в местную казенную палату, что было обусловлено передачей в 1828 г. удельных земель на Иргизе в казну.

После возведения Воскресенского храма И. м., стоявший на р. Б. Иргиз ниже др. старообрядческих скитов, стал известен как Нижне-Воскресенский. Указом Святейшего Синода от 27 июля 1829 г. И. м. был включен в РПЦ как единоверческий монастырь 3-го класса, штат к-рого состоял из игумена и 12 монахов. В окт. 1829 г. в связи с переводом мон-рей в единоверие Саратовский и Царицынский еп. Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) переосвятил храмы обители. В 1907 г. в И. м. проживало 14 монахов и 15 послушников.

В кон. 80-х гг. XIX в. на монастырском хуторе была построена паровая мельница, в 1897 г.- кирпичный завод. В 1894 г. в с. Криволучье (ныне Криволучье-Сура), в доме крестьянина И. Дружинина, принявшего постриг, И. м. организовал единоверческую школу. В 1897 г. в монастыре по инициативе и на средства игум. Марсилия (Рахманова) открыли училище для мальчиков, где обучали чтению, письму и крюковому пению. В нач. XX в. было 13 учеников на полном обеспечении.

Книжное собрание

Миниатюра из Обихода письма инока Антония. Нижне-Воскресенский (иргизский в честь Воскресения Христова) мон-рь. 1817 г. (ОРКиР зональной научной б-ки Саратовского гос. ун-та. № 139. Л. 2)
Миниатюра из Обихода письма инока Антония. Нижне-Воскресенский (иргизский в честь Воскресения Христова) мон-рь. 1817 г. (ОРКиР зональной научной б-ки Саратовского гос. ун-та. № 139. Л. 2)

Миниатюра из Обихода письма инока Антония. Нижне-Воскресенский (иргизский в честь Воскресения Христова) мон-рь. 1817 г. (ОРКиР зональной научной б-ки Саратовского гос. ун-та. № 139. Л. 2)
В старообрядческой б-ке И. м., по описанию 1828 г., насчитывалось 477 книг (346 печатных и 131 рукописная). Из печатных изданий 121 не атрибутировано, но и атрибутированные свидетельствуют о богатстве фонда: 115 книг московской печати 1-й пол. XVII в., 79 старообрядческих изданий XVIII - нач. XIX в., 14 - «киевской печати», 17 - московской послереформенной печати. В описании 1828 г. значатся: Требник (Вильно, 1622), Евангелие (Львов, 1690), «Страсти Христовы» (1624, 1691), Полуустав (не датирован), издания Московского Печатного двора - Евангелие (1658), Апостол (1647), Устав большой (1631), Служебник (1642), Святцы с тропарями (1628), а также старообрядческие издания XVIII в. Для старообрядческих б-к уникальным памятником был Требник (1547) - издание типографии серб. Вознесенского мон-ря Милешева. Из рукописей примечательны сочинения Космы Индикоплова. Важная особенность б-ки - наличие послереформенных московских и киевских изданий, напр. «О добротолюбии» (М., 1793), «Деяний церковных и гражданских» Цезаря Барония (М., 1719). 39 рукописных книг являлись нотно-певческими, рассчитанными на круг пения, сложившийся в кон. XV-XVII в., и на высокопрофессиональных певцов; были также книги Праздники, Трезвоны, Демественники.

После перевода И. м. в единоверие книжный фонд пополнялся единоверческими изданиями, часть его до 1917 г. хранилась в б-ке саратовского миссионерского братства Св. Креста. По постановлениям Пугачёвского исполкома от 20 февр. и 4 марта 1919 г. и в связи с циркуляром Народного комиссариата юстиции об отделении Церкви от гос-ва подотдел охраны культурно-исторических ценностей Пугачёвского исполкома отдал часть б-ки в местный краеведческий музей. Книги и рукописи передавались в Пугачёв и Самару также во время приездов на Иргиз в 1919-1923 гг. М. Н. Тихомирова (впосл. академик), работавшего в Самарском ун-те и в Самарском об-ве археологии, истории, этнологии и естествознания. Главную часть монастырской б-ки Пугачёвский музей получил в нач. янв. 1926 г. в связи с упразднением Балаковского у. В 1935 г. основной фонд книг и рукописей, собранных Пугачёвским музеем в Иргизских монастырях, в т. ч. в И. м., поступил в научную б-ку Саратовского гос. ун-та. В составе рукописей, связь к-рых с б-кой И. м. установлена точно, преобладают крюковые.

История Иргиза отразилась в рукописных старообрядческих сочинениях, в т. ч. и примыкавших к т. н. Китежскому циклу. С 40-х гг. XIX в. И. м. исследовали еп. Иаков (Вечерков), Н. И. Варадинов, Н. И. Попов, Д. Л. Мордовцев, П. И. Мельников (А. Печерский) и др. Сводные данные об И. м. имеются в материа-лах переписей 1775, 1815, 1828 гг. (РГАДА, РГИА), источники различного происхождения за весь период истории И. м. хранятся в основном в ГА Саратовской обл. Богатая экспозиция по истории Иргизских монастырей, в т. ч. И. м., с 1919 г. существует в краеведческом музее г. Пугачёва Саратовской обл. (бывш. Николаевск Самарской губ.).

1918-2011 гг.

Решением уездного Николаевского совнаркома от 26 янв. 1918 г. И. м. был закрыт, однако монашеская жизнь продолжалась в трудовой артели до кон. 20-х гг. XX в. Передача предметов из ризницы обители в учреждения культуры осуществлялась вместе с передачей фондов монастырской б-ки и на тех же правовых основаниях. В 1923 г. Тихомиров вывез из И. м. и передал в Самарский краеведческий музей уникальную плащаницу (XVI в.), по преданию вышитую супругой кн. Владимира Андреевича Старицкого (ГИМ).

В 1918 г. сгорела Воскресенская ц., в нач. 30-х гг. XX в. был разобран Рождественский храм. В 1927 г. трудовая коммуна распалась, здания И. м. остались без надзора. Некоторые меры по охране имущества И. м. принял Пугачёвский музей. Самарский губ. отдел народного образования решение вопроса о сохранности монастырских построек передал в Главное управление по науке Наркомпроса РСФСР, но в связи с переходом в мае 1928 г. соответствующих территорий из Средневолжской обл. в Нижневолжскую он так и не был решен. В кон. 20-х гг. ХХ в. в И. м. был устроен санаторий, затем детдом, в 1956-2003 гг.- психиатрическая больница.

С 2004 г. настоятелем основанного на месте старообрядческой обители И. м. стал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иером. Максимилиан (Кононенко; впосл. игумен). В 2005 г. в перестроенном монастырском здании был освящен храм, стали совершаться регулярные богослужения. К 2011 г. в И. м. находятся Иоанно-Богословский и Воскресенский (с приделом мц. царицы Александры Римской) храмы, звонница. 21 мая 2010 г. еп. Саратовский Лонгин (Корчагин) освятил Богословскую ц. и мон-рь. К И. м. приписана часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в Балакове.

Ист.: Тихомиров М. Н. Письмо в редакцию// ВИ. 1948. № 3. С. 159; Наживина С. Я. Рукописи Иргизских мон-рей и Саровской пуст. в собрании Куйбышевской областной б-ки // ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 624-627; Доклад о поездке М. Н. Тихомирова в Иргизские мон-ри с 31 мая по 17 июня 1919 г. // Классика Самарского краеведения. Самара, 2006. Вып. 2. С. 84-86.
Лит.: Дубакин Д. Н. Иргизские раскольнические мон-ри. Самара, 1882; он же. Обращение иргизских раскольнических мон-рей в единоверие. Самара, 1883; Соколов Н. С. Раскол в Саратовском крае: Опыт исслед. по неизд. мат-лам. [Т. 1]: Поповщина до 50-х гг. настоящего столетия. Саратов, 1888; Рындзюнский П. Г. Городское гражданство дореформенной России. М., 1958; Chrysostomus P. J. Aufstieg und Untergang der russischen Altglaubigen Kloster am Flusse Irgiss // Wegzeichen: Festgabe zum 60. Geburtstag von Prof. Dr. H. M. Biederman. Würzburg, 1971. S. 349-376; Ряжев А. С., Починская И. В. Б-ки Иргизских старообрядческих мон-рей: (По мат-лам описи 1828 г.) // Книга в культуре Урала XVI-XIX вв.: Сб. науч. тр. Свердловск, 1991. С. 95-127; Ряжев А. С. Иргизские старообрядческие мон-ри // Отечественная история с древнейших времен до 1917 г.: Энцикл. М., 1995. Т. 2. С. 157-159; он же. «Просвещенный абсолютизм» и старообрядцы: 2-я пол. XVIII - нач. XIX в. Тольятти, 2006; Мордовцев Д. Л. Последние годы существования иргизских раскольнических общин // Собр. соч. М., 1996. Т. 6. С. 135-238; Попова Н. А. Ист.-архитектурное наследие степного края Заволжья. Саратов, 1999; Мон-ри Самарского края (XVI-XX вв.): Справ. Самара, 2002. С. 97-112; Радченко О. И. Этапы монастырского строительства в Самарском крае // Краевед. зап. Самара, 2005. Вып. 12. С. 171; Закирова Т. Т. Этапы строительства Иргизских мон-рей в контексте общего историко-градостроительного развития края // Вестн. Томского гос. архит.-строительного ун-та. 2007. № 3. С. 5-16.
О. И. Радченко, А. С. Ряжев
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Саратовская епархия Русской Православной Церкви Библиотеки монастырские Иргизский в честь Воскресения Христова (Нижне-Воскресенский, Нижний Воскресенский) мужской монастырь (Саратовской и Вольской епархии)
См.также:
АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ (Серагион), на г. Афон, XIX в.
ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в г. Далматове Курганской обл.
ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)
ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Суздале Владимирской обл.
ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский
ИОСИФОВ ВОЛОКОЛАМСКИЙ (ВОЛОЦКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, мужской, расположен в Волоколамском р-не Московской обл.
ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии
КАНДАЛАКШСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кольском у. Архангелогородской пров. и губ.