Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИППОС
26, С. 224-229 опубликовано: 8 февраля 2016г.


ИППОС

[Гиппос, Хиппос, Иппон, Ипп, Гиппон; греч. ῞Ιππος; евр. Сусита (от арам. кобыла); араб. Калъат-эль-Хусн], античный город у восточного берега Тивериадского оз., древняя епархия Иерусалимской Православной Церкви; место совр. археологических исследований античной и ранневизант. городской культуры. Основан в нач. II в. до Р. Х. как греческий полис в составе эллиниcтического гос-ва Селевкидов. Первоначальное название - Антиохия-Иппос (᾿Αντιόχεια ῞Ιππος) в честь царя Антиоха III Великого, к-рый отвоевал эти земли у птолемеевского Египта. Вероятно, на месте И. уже ранее находилось небольшое греч. поселение (судя по находкам керамики), к-рое затем было преобразовано в полис со смешанным греко-семитским населением. Город, как и вся Палестина, был объектом соперничества между эллинистическими гос-вами Селевкидов и Птолемеев, Набатейским царством, а также возрожденной Маккавеями Иудеи. Между 83 и 80 гг. до Р. Х. И. захватил Александр Яннай (у евреев И. уже тогда получил название Сусита). В 63 г. до Р. Х., после завоевания Сирии Помпеем, И. перешел под управление римлян и вошел в состав рим. пров. Сирия. Вероятно, в этот период сложилась концепция политического союза 10 городов (Декаполис), расположенных в Сев. Палестине и Заиорданье, в к-рый вошел И. Декаполис воспринимался римлянами и местным греч. населением как единая система контроля над этой территорией и ее защиты от возможных притязаний иудеев, набатеев и парфян. Позднее в случае военной опасности в союз могли вступать и др. полисы на общих для всех условиях самоуправления и взаимопомощи (напр., Дамаск).

Среди рим. авторов упоминания об И. есть в «Естественной истории» Плиния Старшего (Plin. Sen. Natur. Hist. V 15. 71, 18. 74). Иосиф Флавий упоминает И. в связи с рассказами о завоеваниях Александра Янная (Ios. Flav. De bell. I 7. 7, 20. 3; II 6. 3, 18. 1, 5; III 3. 1, 10. 10), а также о разделе Палестины между наследниками Ирода Великого решением рим. имп. Августа (Idem. Antiq. XVII 11. 4; Idem. De bell. II 6. 3). После смерти Ирода И. был возвращен в состав пров. Сирия. Во время 1-й Иудейской войны (66-70 гг. по Р. Х.) горожане-язычники изгнали и частично истребили евр. население. В ответ на это евреи соседних городов атаковали И. (Idem. De bell. II 18. 1, 5). Евреи из И. участвовали в обороне Тарихеи (Магдалы; Ibid. III 10. 10). Вероятно, после окончания войны в черту И. вошли и поселения евреев на вост. берегу Тивериадского оз. Возможно, большая евр. община проживала и в И. В Иерусалимском Талмуде есть упоминание о действующей в городе синагоге (Кетубот. 2 26). В нач. III в. по Р. Х. при иудейском патриархе Иуде I евреи И. были освобождены от десятины как живущие вне земель «исконного Израиля» (Тосефта. Охалот. 18 4). Остатки синагог рим. эпохи обнаружены в поселениях Фик (Афек) и в Умм-эль-Канатир, входивших во владения И. во II-III вв. Сведений об истории И. во II-III вв. мало. В талмудической лит-ре Сусита появляется как языческий город-анклав, к-рый не платит десятину и не соблюдает субботний год (каждый 7-й год - год покоя земли; Там же. 18 4). Вероятно, И., как и весь Декаполис, в это время переживал период стабильности и экономического расцвета. Греч. И. был серьезным хозяйственным конкурентом для иудейской Тивериады, расположенной на зап. берегу Тивериадского оз. (Иерусалимский Талмуд. Шевиит. 8. 38a). У И. было 2 порта на Тивериадском оз., к-рые имели большое значение для экономики и связей города с др. поселениями региона (Nun. 1992). И. был включен в систему рим. дорог Палестины, хотя мощеная дорога подходила к городу только с юга, от Скифополя (ныне Бейт-Шеан, Израиль).

В И. чеканились бронзовые монеты с позднеэллинистического периода до времени правления имп. Элагабала (218-222). К названию города на монетах часто прилагались эпитеты ἱερά и ἀσυλία (священный, неприкосновенный). На реверсах наиболее часто встречались изображения лошади, Пегаса, Тюхе и Зевса (Lichteberger А. Some Remarks on the Civic Coinage of Antioch at Hippos // Segal et al. 2004. P. 106-122). Можно предположить, что в И. было выстроено неск. храмов Зевса (Олимпийского и Аротесия) и Тюхе. Как и др. городам Декаполиса, подобные сооружения давали И. некое право на сакральную неприкосновенность. Несомненно, что культ Пегаса как символа города был развит среди местного населения, в его честь могли устраиваться празднества, как это было принято во всем греко-рим. мире.

О жизни в И. могут свидетельствовать также 3 греч. надписи рим. эпохи. Греч. надпись, обнаруженная на мраморной монолитной колонне, датирована 238 (или 239) г. и содержит добрые пожелания неким супругам Элию Кальпурниану и Домиции Ульпии, рим. гражданам, выходцам из кругов местного чиновничества (Lajtar A. Two Greek Inscriptions of the Roman Imperial Period // Segal et al. 2004. P. 44-50). Известна лат. надпись из Кесарии Палестинской ок. 222-240 гг., где упомянут однофамилец жителей И. Валерий Кальпурниан, прокуратор Месопотамии. Возможно, это были представители одного весьма высокопоставленного рода. Их присутствие в И. может свидетельствовать о высоком положении города в иерархии рим. Палестины. Греч. 2-я надпись хвалебного содержания, найденная в сев. части форума, вырезана на известняковом постаменте скульптурного бюста императора. Исследователь А. Лайтар определил, что надпись посвящена Луцию Аврелию Веру (Lucius Aurelius Verus), к-рый провозгласил себя императором в 218 г., при имп. Элагабале, но вскоре был низложен и казнен (упоминается лишь в Dio Cassius. Hist. Rom. LXXX 7. 1). Греч. 3-я надпись, ныне утраченная, была обнаружена близ И. и описана Ж. Жермен-Дюраном в кон. XIX в. Это эпитафия на надгробии, увенчанном колонной с ионической капителью, на могиле некоего молодого человека, умершего в 22 года, через месяц после свадьбы. Ни его имени, ни к.-л. дат не было указано. По мнению Б. Багатти, надгробие могло относиться к IV в. (Bagatti. 2001. P. 63).

После адм. реформы имп. Диоклетиана, на рубеже III-IV вв., И. вошел в состав пров. Палестина Вторая. Территория И. была довольно обширна: на севере до вади Эс-Самак, на юге до р. Ярмук, на юго-западе до истока Иордана. В состав полиса входил паломнический центр в Курси, севернее И.

История христ. общины И. по письменным источникам известна мало. Об И. не упоминается в НЗ, поэтому названия города нет в списках св. мест Палестины и через него не проходят маршруты паломников, но эти обстоятельства не помешали его процветанию как христ. поселения в ранневизант. период (IV-VII вв.). Здесь довольно рано возникла епископская кафедра: уже в 359 г. епископ И. Петр присутствовал на Аримино-Селевкийском Соборе (в Селевкии Исаврийской), а в 363 г.- на Соборе в Антиохии. Епископы Конон и Феодор участвовали в Иерусалимских Соборах 518 и 536 гг. (Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 1036).

Установление в VII в. араб. правления прошло достаточно спокойно: церкви, возведенные в визант. период, существовали по крайней мере в VII и в 1-й пол. VIII в.; керамика эпохи Омейядов и монеты на месте одной из церквей указывают на ее сохранность до сер. VIII в. В 749 г. И., как и большая часть др. поселений Палестины, был разрушен мощным землетрясением и, вероятно, после этого жители покинули город.

В кон. XIX в. античные развалины близ араб. дер. Сусия были идентифицированы как И. нем. археологом Г. Шумахером. В то время на холме сохранились главная улица И., остатки городской стены, башен и ворот. В 1937 г. исследование продолжили жители Эйн-Гева под рук. М. Нуна. Во время 1-й арабо-израильской войны покинутая жителями-арабами Сусия стала опорным пунктом сир. войск и с боями была занята израильтянами в июне 1948 г. После установления временной границы в 1949 г. рядом с И. была построена израильская пограничная застава. После войны 1967 г. район И. оказался на территории Израиля. Консервационные археологические работы вели в 50-х гг. XX в. К. Эпстайн, М. Ави-Йона, А. Шульман, Э. Анати. С 2000 г. масштабными раскопками руководят А. Сегал и М. Айзенберг (ун-т Хайфы, Израиль).

Топография

И. был расположен на вершине продолговатого холма (610×213,5 м) высотой 350 м над уровнем моря, 2 км восточнее берега Тивериадского оз. На западе возвышенность спускается к озеру, на востоке горная седловина связывает И. с дорогой к Голанским высотам. По контуру холма шла крепостная стена с башнями, построенная как продолжение естественных горных обрывов. Ворота находились на вост. и зап. склонах холма. Через главные, вост., ворота (построены в кон. I в.) поступала вода по базальтовому акведуку от вади Эс-Самак (более 20 км к северу). Западными воротами пользовались горожане, обрабатывавшие земельные участки на террасах зап. склона, к-рый ниже резко обрывался, образуя на дороге к воротам труднопроходимый зигзаг. К югу от зап. ворот располагался некрополь.

Остатки колонн на форуме
Остатки колонн на форуме

Остатки колонн на форуме

Улицы были проложены по гипподамовой системе, пересекались под прямыми углами, образуя инсулы - плотно застроенные участки с общественными и частными зданиями. В христ. период в инсулы вписывались многочисленные храмы без больших нарушений планировки. Главная улица (decumanus) шла через город с запада на восток (650 м) и была вымощена крупными базальтовыми квадрами, уложенными по диагонали для удобства передвижения повозок. Начало этой улицы фланкировали серые гранитные колонны, привезенные из Египта (высота до 4,5 м). Колоннады уличных портиков располагались еще в нескольких местах. Одна из них, обнаруженная в 2009 г. рядом с сев.-зап. храмом, состояла из базальтовых колонн, оштукатуренных под стиль коринфского ордера. Поверхности стволов украшались спиралевидными каннелюрами, имитированными штукатурной лепкой.

К югу от главной улицы находился форум; к северу - участок (temenos), обнесенный стеной из базальта и известняка, к-рый служил основанием храма, возведенного в эллинистический период (II в. до Р. Х.). Этот храм был разрушен Александром Яннаем (ок. 83 г. до Р. Х.) и восстановлен в I в. по Р. Х., позже был заменен христ. церковью (базилика на северо-западе). Форум был вымощен базальтовыми плитами, с севера и востока обнесен колоннадой из серого гранита с коринфскими капителями белого мрамора. В юго-зап. части форума под землей находилась цистерна для воды с циллиндрическим сводом. К западу от форума были термы, построенные в византийское время, и руины здания (высота до 3 м) из базальтовых плит, с полукруглой нишей (ширина 6 м) в центре вост. фасада. Руины идентифицируют как храм имп. культа (калиба; II-III вв.), в его нише могла находиться статуя императора (аналогичные храмы в Бостре, Филиппополе, Канавате, Луксоре и др. городах). Прежняя идентификация здания как нимфея отвергнута из-за отсутствия подводки воды к нему. Севернее храма находился рим. одеон, открытый археологами в 2009 г.

В И. были найдены фрагменты 8 или 9 церквей (базилик); из них 3 хорошо изучены археологами и 1 раскрыта наполовину.

Юго-восточная базилика

(святых Космы и Дамиана (?); VI в.) была обнаружена в 1951-1955 гг. израильской экспедицией Отдела вост. древностей в Иерусалиме под рук. Эпстайн (за исключением нескольких фотоснимков документация не велась). Базилика кратко описана в позднейшей лит-ре (Baggati. 2001. P. 59-63; NAEHL. 1993. Vol. 2). Судя по размерам, сложности и выверенности планировки, по качеству строительной техники, богатству материалов, использованных как в крупных, так и в мелких архитектурных деталях, скорее всего это кафедральный собор И., единственный в своем роде среди ранневизант. памятников как в И., так и во всем регионе Галилеи и Голанских высот.

Прямоугольная 3-нефная одноапсидная базилика вытянута по оси с запада на восток. Апсида с синтроном отгорожена от наоса просторной алтарной преградой, к-рая перекрывает центральный неф на уровне 3-й пары колонн. Внутреннее пространство поделено 2 колоннадами по 8 колонн (высота 4,7 м; нижний диаметр, включая торус, 0,69 м, верхний - 0,58 м). Центральный неф примерно в 2 раза шире боковых. Колонны наоса опираются на аттические базы (spolia; традиционное для рим. архитектуры сочетание вогнутых и выпуклых профилей - трохила и торуса). Капители представляют собой различные варианты коринфского ордера (их высота ок. 0,65 м). С зап. стороны к храму примыкает просторный атриум; его колоннады подняты на квадратные базы. С севера к базилике пристроен баптистерий, также сконструированный в виде 3-нефной базилики с 3 апсидами (редкий пример для Палестины) и 2 рядами колонн, которые вдвое короче колоннад основного храма. В центральной апсиде баптистерия располагается круглая оштукатуренная крестильная купель.

Кладка стен храма высокого качества в отличие от др. храмов в И. Стены сложены из хорошо обработанных квадров базальта с вкраплениями мраморных пластин между ними для выравнивания горизонтальных линий рядов. Колонны храма и баптистерия сделаны либо из мрамора, либо из гранита. Многие стволы колонн украшают каннелюры, начинающиеся от половины их высоты. Формы стволов, коринфских капителей, профилированных баз указывают на их рим. происхождение. Для строительства храма из различных регионов империи были привезены в И. серый и красный гранит (порфир) из окрестностей Асуана (Египет), голубой и зеленый мрамор из рудников близ г. Асс в Карии (М. Азия). На одной из колонн заметны углубления для гвоздиков, поддерживавших крест-энколпион. Мощение и украшение полов также отличается изысканностью. Боковые нефы базилики выложены кусочками мрамора и известняка белых, серых и голубых оттенков в рим. технике opus sectile (во всей Палестине известно всего 3 примера такой облицовки в визант. храмах). Остальная поверхность полов в базилике и баптистерии, включая боковые галереи атриума, украшена мозаичным орнаментом. Центральная часть атриума на высоком техническом уровне вымощена параллельными рядами базальтовых камней. Стены храма могли быть облицованы мрамором, на что указывает большое число медных зажимов для фиксации мраморных панелей, обнаруженных на стене апсиды. Это также отличает юго-вост. базилику от остальных храмов И., в к-рых мраморная облицовка имитировалась штукатуркой с декоративной росписью. Одна из плит алтарной преграды была найдена Эпстайн в 50-х гг. XX в. расколотой. Ее декор можно представить только из краткого описания (NEAEHL. 1993). Плиту украшало рельефное изображение входа в общественное здание, с архитрава к-рого свисал круглый объект. Ученый предположил, что это была корзина в память о чуде Умножения хлебов и рыб, хотя, возможно, композиция рельефа повторяла традиц. изображение Кувуклии с лампадой (примеры широко известны по ампулам из Монцы и из нескольких сир. мозаик). Над изображением начертана надпись на греческом: «Во времена Прокопия Пресвитера». С обратной стороны плита была украшена большим рельефным дельфином, к-рого, видимо, рука христ. мастера пыталась уничтожить. Этот факт заставляет предположить греко-рим. происхождение детали, вторично использованной в визант. время.

Пол баптистерия был покрыт цветной мозаикой с различными геометрическими изображениями. На нем выложены монограмма Христа (в сев. апсиде) и 3 надписи. В юж. нефе посвятительная надпись: «Святые Косма и Дамиан принимают приношение тех, чьи имена известны Богу. Аминь, Господь». Такая надпись может указывать на посвящение всей базилики святым Косме и Дамиану. Надпись в медальоне в центральном нефе сохранилась хуже; читаются лишь неск. слогов, предположительно это была мемориальная надпись о строительстве или украшении баптистерия мозаикой в 591 г. Нельзя считать обоснованным мнение, что этим же временем датируется весь комплекс храма, т. к. уровень пола баптистерия с надписями расположен выше пола основного храма примерно на 0,3 м, что указывает на его более позднее возникновение. Базилика могла быть выстроена многими десятилетиями ранее.

В целом комплекс представлял собой роскошную постройку. Каменные породы из Египта и М. Азии, к-рые были использованы при его сооружении, в Палестине известны только среди остатков неидентифицированного храма, экспонируемых близ мечети Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме. План храма прекрасно уравновешен, виртуозно соединен с большой пристройкой баптистерия. «Двойные» церкви подобного типа встречаются в Иерусалиме и его окрестностях, в V-VI вв. в Негеве и в Изреельской долине. Наиболее ранние образцы подобных планировок известны по памятникам в Италии (базилика в Аквилее; 313-350) и Германии (Трир, после 326), хотя некоторые исследователи настаивают на палестинском происхождении подобного типа конструкций (Margalit. 1995).

Северо-западная базилика

(рубеж V и VI, посл. четв. VI, 1-я пол. VII в.) раскрыта в 2000-х гг. экспедицией Варшавского ун-та (Й. Млынарчик, М. Бурдаёвич). Планировка сев.-зап. базилики близка к планировке юго-восточной: 3-нефный храм (2 ряда колонн по 6 в каждом) с 3 входами по зап. стороне и с атриумом, колонны к-рого образовывали 4 крытые галереи вдоль его стен. Храм построен на месте греко-рим. святилища, к-рое ко времени возведения христ. постройки уже пришло в запустение. Подобные отдельные случаи известны в позднеантичный период, в Палестине это храм Гроба Господня в Иерусалиме (20-30-е гг. IV в.) и базилика Евдоксиана в Газе (нач. V в.). Обычно же предпочитали строить храмы разных религий в разных местах, иногда рядом, но не на одном месте, один вместо другого. Примеры же перестроек и переосвящений, как правило, относятся к кон. VI-VII в. (Gregory T. E. The Survival of Paganism in Christian Greece: A Critical Essay // The American J. of Philology. 1986. Vol. 107. N 2. P. 229-242). Т. о., местоположение сев.-зап. базилики в И. позволяет представить взаимоотношения между конфессиями в этом полисе в период его христианизации, а также изучить некоторые аспекты генезиса базиликальной формы христ. храма.

План сев.-зап. базилики
План сев.-зап. базилики

План сев.-зап. базилики

План храма во многом определяется планом предшествующей постройки, стены опираются на ее фундамент из крупных известняковых квадров. В 1-й фазе строительства (рубеж V-VI вв.) храм был буквально вставлен в рамки древнего прямоугольного святилища, из-за чего вост. стена оказалась прямой. Внутри в вост. части прямоугольника помещена апсида с 2 комнатами по бокам (пастофориями). Изначально пастофории сливались с вытянутыми вдоль наоса боковыми нефами, но при позднейших перестройках были отгорожены от общего пространства храма. Традиционно конструкция алтаря с пастофориями считается сирийской. С запада к базилике по всей ее ширине примыкал атриум, площадь которого была больше площади наоса. Такую пропорциональную несоразмерность также можно объяснить влиянием планировки прежнего языческого святилища. Оно стояло независимо от др. построек в окружении просторного двора, в то время как христ. зодчий попытался соединить новую храмовую постройку на том же месте с атриумом. Вероятно, для частичного уравновешивания объемов с юж. и сев. сторон к базилике пристроили широкие одноэтажные галереи. Хотя верхняя часть храма не сохранилась, обнаруженные рядом с сев. входом в атриум ступени, ведшие наверх, позволяют предположить наличие 2-го этажа над боковыми галереями. Крыша храма венчалась каменным крестом, к-рый был найден археологами в районе вост. портика атриума.

Северо-западные базилики. Кон. V–VII в.
Северо-западные базилики. Кон. V–VII в.

Северо-западные базилики. Кон. V–VII в.

В последующее время произошли изменения, к-рые расширили функции базилики. Вторая строительная фаза (вероятно, посл. четв. VI в.) отмечена возведением четырехступенчатого синтрона в главной апсиде. Тогда же центральная вима была значительно выдвинута в пространство главного нефа. В северном нефе была построена небольшая капелла с апсидой, которая полностью перекрыла проход в восточную часть нефа, превращенную в скевофилакион. Северный вход в храм из атриума был заложен. Возможно, сохранившийся мозаичный декор в храме также принадлежит этому периоду. В 3-й строительной фазе (вероятно, 1-я пол. VII в.) алтарная преграда была еще раз расширена и отделила от наоса часть пространства боковых нефов. Ее стилобаты из известняка и мраморных сполий рим. постройки были положены на мозаичный пол. Вост. часть юж. нефа превращена в огороженный мраморной преградой мартирий. При раскопках были обнаружены столбики и 2 плиты из сероватого мрамора от алтарной преграды (в 2010 плиты были разбиты, в наст. время реставраторы пытаются их восстановить). Вблизи вост. стены поставлен реликварий из красного известняка; на нем - реликварий меньших размеров с мраморной крышкой, в центре к-рой в небольшом углублении сохранилась бронзовая палочка для помазания св. миром. Над ними располагался престол на 4 мраморных столбиках. В юж. галерее был устроен диаконник и, возможно, баптистерий. Они освещались 2 большими поликанделионами с круглыми отверстиями для стеклянных лампад. В зап. части юж. нефа, видимо, изначально была устроена поминальная капелла с сиденьями вдоль стен и обширной криптой (подобная есть в храме в Курси, близ И.). 4-й строительный период связан с сильными разрушениями в сер. VIII в. В сев. капелле продолжали совершать Евхаристию даже после того, как весь остальной храм был заброшен и его материалы местные жители пережигали на известь. Найдены нек-рые литургические предметы, в т. ч. лампа в виде голубя, висевшая над алтарной аркой. В оставшейся от храма капелле были обновлены мозаичные полы и декоративная штукатурка стен. Диаконник использовался как скевофилакион, в котором хранили продукты и вотивные предметы: найдены серпы, ножницы, бронзовый кувшин, масляные лампы, монеты - в основном эпохи Омейядов. Окончательное запустение, вероятно, наступило после землетрясения 749 г. По предположениям польских археологов, комплекс сев.-зап. базилики мог быть городским мон-рем.

Базилика была построена с использованием известняковых блоков из эллинистических и рим. построек в той же технике, в которой, видимо, было возведено и прежнее святилище. Колонны наоса опираются на аттические базы, в атриуме - на пьедесталы с имитированной известью профилировкой. Капители представляли собой грубое воспроизведение капителeй ионического ордера с минимальным набором элементов: волюты с простыми глазками, балюстры, стянутые наподобие перевязанных свитков. Капители разнородны и предположительно взяты из нескольких более ранних построек. Также из сполиев сделаны дверные проемы. По всему храму встречаются различные мелкие детали, принадлежавшие зданиям как дорического, так и ионического ордеров. Подобные вкрапления отражают позднеантичную традицию украшения построек древними фрагментами.

Полы в храме, в т. ч. боковые портики атриума, и полы в галерее над нефами украшались мозаиками, близкими по стилю к мозаикам в баптистерии юго-вост. церкви в И. и церкви в Курси. Покрытие пола в юж. нефе включало 2 греч. посвятительные надписи в честь представителей местной общины с указанием пожертвованных сумм: в надписи между 4-й и 5-й колоннами указано жен. имя (Гелиодора), муж. имя (Петрос) помещено в tabula ansata (лат. дощечка с ручками) в вост. конце нефа. Серый базальтовый цвет стен, колонн и капителей был тщательно скрыт плотной штукатурной обмазкой, расписанной цветочными и орнаментальными мотивами. В целом в интерьере использовались светлые, пастельные цвета (преобладали красный, голубой, зеленый и желтый); их оттенки гармонировали с мраморными деталями, мозаиками, росписями по белому фону.

Северо-восточная базилика

План сев.-вост. базилики
План сев.-вост. базилики

План сев.-вост. базилики
находилась в 50 м к востоку от сев.-западной. Ее фрагменты были хорошо видны на поверхности до начала раскопок (2002, ун-т Конкордия, Сент-Пол (шт. Миннесота, США), М. Шулер), по качеству строительства она уступает всем предшествующим постройкам. Храм был сложен из плохо обработанных камней базальта и известняка, промежутки между которыми забиты щебнем. Сполиев использовано мало по сравнению с ранее описанными храмами. Это почти квадратное в плане здание (12×12 м). С вост. стороны храм заканчивался апсидой с диаметром окружности 4 м. Внутреннее пространство разделено 2 рядами колонн на 3 нефа, поднятых на стилобат (главный неф 6 м, боковые по 3 м). Диаметр стволов колонн ок. 0,52 м, чаще всего они слиты с несложными и не очень изящными профилировками баз, сделанными явно без особого понимания традиций греко-рим. ордеров. Скорее всего колонны и сдержанные в формах ионические капители были изготовлены специально для храма. Несимметричность колоннад (в сев. ряду 5 колонн, в южном - 4, интервалы не совпадают) обусловлена серьезными ремонтными работами, к-рые проводились, видимо, после одного из землетрясений (в 551?), когда особенно пострадал сев. неф. В зап. стене наоса расположено 2 входа, несимметричных относительно нефов храма, поскольку рядом с сев. частью зап. стены находилась цистерна, построенная, видимо, еще в эллинистическую эпоху. С зап. стороны к базилике примыкал атриум обширных размеров, с базальтовой вымосткой и колоннами, поднятыми не на пьедесталы, а на узкий стилобат и профилированные базы. На более поздней стадии использования храма в алтарь был встроен синтрон, добавлены сиденья вдоль сев. и юж. стен.

Во всех нефах фрагментарно сохранилось мозаичное покрытие, в центральном оно было заменено мраморным в технике opus sectile. Мрамором вымощена также вима, отгороженная от центрального зала прямой алтарной преградой из мраморных столбиков и панелей. Общий уровень исполнения opus sectile очень небрежен, без строгой геометрической композиции, с постоянно сбивающимся рисунком, что не встречалось в главной юго-вост. базилике.

В алтарной части храма обнаружен известняковый саркофаг (2×0,7 м), в к-ром была захоронена женщина примерно 55 лет. Под саркофагом были найдены остатки гвоздей и крепежей, предположительно свидетельствующие о наличии более ранних захоронений. Возможно, погребение относится ко времени до строительства базилики. Его расположение в алтаре указывает на почитание погребенной. Т. о., храм можно считать большим базиликальным мартирием, к-рый был построен на месте погребения некой знатной дамы или святой в соответствии с распространенными обычаями ранневизант. эпохи. Возможно, здесь был распространен культ местной святой, сведения о к-рой утрачены. Почитание ее поддерживалось, пока существовал храм. При настилке нового пола мраморные плиты, покрывавшие саркофаг, были тщательно вмонтированы в пол; 2 более поздние стенки отделяли саркофаг от пола, подчеркивая особый характер места.

Юго-западная базилика

Алтарная часть юго-зап. базилики. 2-я пол. VI в. (?)
Алтарная часть юго-зап. базилики. 2-я пол. VI в. (?)

Алтарная часть юго-зап. базилики. 2-я пол. VI в. (?)
(возможно, бывш. синагога) (2-я пол. V в.?) открыта И. Иланом в 60-х гг. XX в., в 2000-х гг. исследована М. Хайнильманом (Германский протестантский ин-т, Иерусалим). Расположена в зап. части города. Здесь находился основной жилой район со множеством инсул, в одну из к-рых и был выстроен храм. Уже Илан предположил, что постройка могла быть синагогой. В 2005 г. при раскопках базилики была обнаружена перекладина дверного проема с типичным для позднеантичных синагог украшением в виде венка аканфа, поддерживаемого фигурами орлов. В ходе дальнейших работ памятник был окончательно идентифицирован как христ. базилика, в к-рой в качестве сполий были использованы остатки синагоги и др. построек. В 2007 г. под мозаичным полом базилики были обнаружены остатки утрамбованного и покрытого белой штукатуркой пола более ранней неизвестной постройки. Не исключено, что базилика все же была возведена на месте синагоги (подобный случай известен в Герасе).

Это было 3-нефное здание с выступающей апсидой (ее диаметр 2,4 м), нартексом или атриумом с зап. стороны. В храм вели 3 входа. Базилика очень похожа на сев.-вост. храм по планировке, размерам наоса, профилировке баз колонн, в к-рых диаметр верхнего и нижнего торуса совпадает по формам ионических капителий. По сравнению с другими постройками юго-западная базилика уравновешена в пропорциях, уровень строительной техники выше, квадры базальта обработаны лучше. Алтарное пространство меньше, чем в остальных храмах И. Алтарная преграда состояла из 2 плит, установленных на стилобат между 2 вост. колоннами наоса. На одной из них частично сохранилось изображение 2 агнцев, предстоящих кресту. Орнаментальный мозаичный пол покрывал весь храм. С сев. стороны от вимы на нем выложены фигуры 2 рыб (аналогичные известны в храме в Табге; 80-е гг. V в.). Также внутри алтаря обнаружен реликварий из розоватого мрамора, повторяющий тот, что найден в сев.-зап. базилике. В результате пожара, задолго до землетрясения VIII в., крыша храма рухнула и постройка перестала использоваться.

При всех различиях качества и размеров базилики И. дополняют друг друга. По мн. параметрам они близки к храмам в др. городах Декаполиса (Пелла, Авила, Гераса, Гадара). Их стиль представляет собой эклектичную смесь вост. и эллинистических архитектурных особенностей. В греко-рим. и в визант. периоды И. значительно уступал др. городам Декаполиса по богатству построек.

Лит.: Avi-Yonah M. Map of Roman Palestine. Jerusalem, 1940; Tcherikover V. Hellenistic Сivilization and the Jews. Phil., 1959; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 1036; Nun M. Sea of the Galilee: Newly Discovered Harbours From New Testament Days. Ein Gev, 1992; NEAEHL. 1993. Vol. 2. P. 634-636; 2008. Vol. 5. P. 1782-1787; Margalit S. The Binated Churches and the Hybrid Binated Church Complexes in Palestine // LA. 1995. Vol. 45. P. 357-400; Bagatti B. Ancient Christian Villages of Galilee. Jerusalem, 2001; Segal A. et al. Hippos-Sussita: 1st Season of Excavations (July 2000). Haifa, 2000; iidem. Idem: 2nd Season of Excavations (July 2001). Haifa, 2001; iidem. Idem: 3rd Season of Excavations (July 2002). Haifa, 2002; iidem. Idem: 4th Season of Excavations (June-July 2003). Haifa, 2003; iidem. Idem: 5th Season of Excavations (Sept.-Oct., 2004) and Summary of All 5 Seasons (2000-2004). Haifa, 2004; iidem. Idem: 7th Season of Excavations (July 2006). Haifa, 2006; iidem. Idem: 8th Season of Excavations (July 2007). Haifa, 2007; iidem. Idem: 9th Season of Excavations (June-July 2008). Haifa, 2008; iidem. Idem: 10th Season of Excavations (July and Sept. 2009). Haifa, 2009; Segal A., Eisenberg M. The Spade Hits Sussita // BAR. 2006. Vol. 32. N 3. P. 39-51, 78.
С. В. Тарханова, Л. А. Беляев, С. Д. Григорян
Ключевые слова:
Археология всеобщая Базилики Иерусалимская Православная Церковь (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат), древнейшая христианская Церковь Иппос [Гиппос, Хиппос, Иппон, Ипп, Гиппон], античный город у восточного берега Тивериадского озера Города древние. Израиль
См.также:
ГАЗА город в юго-зап. Палестине
КАССИЛЕ (Тель-Кассиле), археологический памятник на территории совр. Тель-Авива
АВАРЫ союз кочевых племен монголо-тюркского происхождения
АВДАТ [Эбода], город-крепость в пустыне Негев (Палестина), на караванном пути из Петры в Газу
АКСУМ столица Аксумского царства
АМАРНСКИЕ ПИСЬМА глин. таблички, в кот. освещается период XIV в. до РХ, впервые упомянут Иерусалим
АССИРИОЛОГИЯ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, языки и культуру древнемесопотамской (шумеро-аккад.) цивилизации, существовавшей с кон. IV тыс. до Р. Х. по IV в. до Р. Х.
БААЛЬБЕК памятник религ. рим. архит-ры в Ливане
БАБ-ЭД-ДРА археологич. памятник раннего бронзового века
БАКТРИЯ древн. историко-культурная обл. в Ср. Азии