Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АВТОНОМ
Т. 1, С. 202-203 опубликовано: 20 марта 2008г.


АВТОНОМ

[греч. αὐτόνομος - самостоятельный] († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.). Согласно житию, составленному при имп. Юстине I (518-527) на основе более ранних преданий, А. был епископом в г. Пренесте (совр. Палестрина); в гонение при Диоклетиане он переселился в вифинское сел. Сореи (Σορεοί или Σύριοι, отождествляемое преосв. Софронием Евстратиадисом с мест. Сиги на берегу Киосского зал.), где нашел приют у некоего Корнилия. Крестив последнего и поставив его во диакона, А. воздвиг храм во имя архистратига Михаила, а затем отправился с проповедью христианства в Ликаонию и Исаврию. По возвращении А. рукоположил Корнилия в пресвитера, но, узнав о прибытии имп. Диоклетиана в Никомидию, удалился в Клавдиополь. Вернувшись, А. поставил Корнилия во епископа и обратил ко Христу жителей соседнего мест. Лимны, разрушив языческий храм. Разгневанные жрецы напали на святого с камнями и кольями во время литургии в храме архистратига Михаила и, обратив в бегство сослуживших с ним, убили его в алтаре. Вскоре, в правление имп. Константина I (324-337), некий Севериан соорудил на месте погребения А. часовню (разобрана ок. 430); через 60 лет тело священномученика было обретено нетленным и в его честь был воздвигнут новый храм. Основанный А. храм архистратига Михаила был перестроен при имп. Константине VII (913-944).

Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка)
Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка)

Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка)

Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие святого под 12 сент. помещено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 31).

Гимнография

Память А. фиксируется в месяцесловах уже в VIII в. (ГИМ. Син. Греч. № 42). Празднование этого святого отмечено в Типиконе Великой ц. (IX-X вв., Mateos. Typicon. T. 1. P. 24-25) и в к-польском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского. Мессинский Типикон (1131) указывает на совершение службы А. (Arranz. Typicon. P. 21). Студийский и Иерусалимский уставы и комплекты Миней к ним содержат память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 446, 472). Из греч. и слав. рукописей известны 2 канона А., надписанных именами Георгия, Иоанна, и 1 анонимный. Во многих кодексах (напр., XI в. Ath. Laur. Γ 14; XIII в. Sin. Gr. 550, с 2-й песнью; XIII в. Paris. Gr. 13 и др.) сохранился канон (4-го плагального гласа) Георгия под 12 сент. («Τοῖς νόμοις ἐκ βρέφους τοῦ ποιητοῦ») с акростихом «     » (Τὸν ἔννομον θεόφρον ἤνυσας δρόμον: Ταμεῖον. N 42. P. 41-42), вошедший в печатную слав. Минею. В совр. уставе и печатных Минеях рус. и греч. Церквей служба А. перенесена на 11 сент. из-за отдания праздника Рождества Богородицы и совершается вместе с памятью прп. Феодоры Александрийской. Эта древняя практика была известна во времена создания одной из редакций Студийского устава - Евергетидского Типикона (1-я пол. XII в.), где указано на перенесение памяти А. на 11 сент. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 269). В целом совр. греч. и слав. последования А. идентичны между собой, за исключением канонов (в греч. указан канон (4-й глас), «Αἰγλῇ θεαρχικῇ ἐλλαμπόμενος ἀει; ». Этот же канон содержит студийская слав. Минея XII в. (Син. Греч. № 159. Л. 115-121), «    »). Под 12 сент. в печатной греч. Минее (Σεπτέμβριος. Σ. 149) сохранился стишной ямбический синаксарь после 6-й песни канона А. на утрене («Θῦμα τραπέζῃ προυτέθη τῇ σῇ Λόγε»). В первом печатном рус. Типиконе 1610 г. указана служба отдания праздника Рождества Богородицы, однако отмечено, что по желанию настоятеля она м. б. соединена со службой без знака Феодоре и А.; указан также кондак «   ».

Иконография

А. изображается как святитель (в фелони, с омофором, в руках - Евангелие): в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 77) - везде в рост. Мучение А. представлено в Минологии Василия II - А. изображен побиваемым камнями и палками, на втором плане - храм арх. Михаила (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 31); в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 9v); на минейной иконе кон. XI - нач. ХII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае); в циклах настенных минологиев ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.; на фреске трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § 8. № 41), и Строгановский иконописный подлинник (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1) усваивают ему образ старца с короткой округлой бородой; в сцене мученичества «Ерминия» предписывает изображать А. «в первых летах мужества» (Ч. 3. § 22. Сент. 12).

Ист.: BHG, N 198; ActaSS. Sept. T. 4. P. 14-19. PG. 115. Col. 692-697.
Лит.: ЖСв. Сент. С. 262-67; Halkin F. // Byz. 1983. Bd. 76; SynCP. P. 35-37; Bardy G. Autonomus // DHGE. T. 5. Col. 823-824; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 446, 472; Т. 2. С. 279-280; Т. 3. С. 368; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 64; НКС. Т. 2. С. 60.
Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 161; MenolBas. Тav. 30; BiblSS. T. 2. P. 635; Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 296; Millet. Athos. Tf. 211, 3; Евсеева. Афонская книга. С. 233; Миjовић. Менолог. С. 287, 318, 349.
А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Священномученики Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Иконография священномучеников Священномученики Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Гимнография священномучеников Автоном († 313), священномученик Вифинский (пам. 12 сент.)
См.также:
ЕЛЕВФЕРИЙ еп. Иллирийский (?), сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.)
ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ (I - нач. II в.), еп. Антиохийский, сщмч. (пам. 29 янв., 20 дек.; пам. зап. 1 февр., 17 окт.)
КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)
АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
АНФИМ еп. Никомидийский, сщмч. (пам. 3 cент., зап. 27 апр., сир. 24 апр.)
АРТЕМОН († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.)
ВИКЕНТИЙ († 304), сщмч. Августопольский (Сарагосский, Валенсийский), (пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.)
ВЛАСИЙ († ок. 316), еп. Севастийский, сщмч. (пам. 11 февр., пам. зап. 3 февр.)
ЕРМОЛАЙ, ЕРМИПП И ЕРМОКРАТ († ок. 305), священномученики Никомидийские (пам. 26 июля)
ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)
ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.)
КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая)
АНТИПА (I в.), еп. Пергамский, сщмч. (пам.11 апр.)
АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
АРИСТИОН еп. Александрийский, сщмч. (пам. 3 сент.)
ВАЛЕНТИН († ок. 273), еп. Интерамнский, сщмч. (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.)
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ сщмч. (пам. 3 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов, пам. зап. 9 окт.)