Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВИКЕНТИЙ
Т. 8, С. 410-411 опубликовано: 28 октября 2009г.


ВИКЕНТИЙ

[греч. Βικέντιος] († 304), сщмч. Августопольский (Сарагосский, Валенсийский) (пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.), пострадал в гонение имп. Диоклетиана. Родиной В. традиционно считается Оска (совр. Уеска, Испания), по др. версии - Цезаравгуста (Августополь, совр. Сарагоса). Родителей В. звали Евтихий и Енола. С юности В. посвятил себя служению Богу. Наставником В. был свт. Валерий, еп. Цезаравгусты. По причине косноязычия еп. Валерий не мог произносить проповеди в храме, поручив это В., к-рого рукоположил во диакона.

Сщмч. Викентий. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 1-я пол. XI в.
Сщмч. Викентий. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 1-я пол. XI в.

Сщмч. Викентий. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 1-я пол. XI в.

В это время в Валенцию (совр. Валенсия) по поручению Диоклетиана прибыл наместник Дациан с целью искоренения христ. веры и велел доставить к нему еп. Валерия и В. По пути их мучили голодом и жаждой и тащили, привязав к коням. В Валенции мучеников на неск. дней бросили в темницу, оставив без пищи и еды. Еп. Валерий на вопросы Дациана отвечал тихим голосом, В., желая показать, что не боится угроз, открыто исповедал христ. веру. Отослав епископа в темницу, Дациан предал В. мучениям. Ему нанесли такие глубокие раны, что в нек-рых местах показались кости. Однако В. просил палачей продолжать пытку, и она длилась до тех пор, пока палачи не устали. Распяв В. на кресте, ему прижигали раны раскаленным железом. Когда мученик упал на землю, палачи, решив, что он умер, подняли его, но В. освободился из их рук и вернулся на крест. После этого его бросили на острые черепки в темнице. Воин, охранявший В., видел чудесный свет и слышал пение мученика. На следующий день Дациан, положив В. на мягкое ложе, подослал к нему слуг, к-рые перевязывали его раны и уговаривали отречься от веры, мученик же отвечал, что предпочитает вернуться в темницу. Тогда В. положили на железную решетку, разведя под ней огонь, и во время этих мучений святой скончался.

По приказу Дациана тело мученика было выброшено в поле, и к нему приставлена стража, чтобы христиане не смогли предать его погребению. Однако около тела появился ворон, к-рый и сам не прикасался к нему вопреки своему обычному поведению, и др. птицам и зверям не давал приблизиться к останкам мученика, отогнав от них даже волка. Сообщив о таком чуде Дациану, стражники по его приказу бросили тело В. в море, отплыв на лодке далеко от берега, но по возвращении они увидели, что тело лежит на берегу. В ужасе воины убежали, а тело В. предала погребению некая благочестивая вдова.

В зап. традиции В. является покровителем виноделов и моряков, городов Сарагоса, Валенсия, а также Португалии. В кон. IV в. он почитался в Африке, о чем свидетельствует блж. Августин, еп. Гиппонский, посвятивший В. 4 большие проповеди (PL. 38. Col. 1252-1268).

Святые Мина, Виктор и Викентий. Икона. Нач. XVII в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне)
Святые Мина, Виктор и Викентий. Икона. Нач. XVII в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне)

Святые Мина, Виктор и Викентий. Икона. Нач. XVII в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне)

Сразу после утверждения христианства в Валенсии на месте погребения мученика была построена церковь. В Испании посвященные В. церкви находились в Толедо и Гиспале (совр. Севилья) (V в.). В 1175 г. (или в 1173) мощи В. были перенесены в Лиссабон, по др. версии, в 864 г. они оказались в г. Кастр (Франция). Рука В. находится в Бари (Италия). Возможно, часть мощей В. находилась также в г. Кремона (Италия). Кор. Хильдеберт I привез далматик В. в Париж в 543 г. и тогда же (по др. сведениям, в 558) построил церковь в честь В., к-рая позже была посвящена св. Герману и стала называться Сен-Жермен-де-Пре. В г. Режимон (Франция) с 455 г. существовала церковь святых В., Агнессы и Евлалии. В Риме было 3 церкви, посвященные В., про одну известно, что она была построена папой Римским Гонорием I (625-638) и отреставрирована при папе Льве III в 796 г.

В К-поле существовала по крайней мере одна церковь в честь В., к-рая находилась в пригороде Евдом или на равнине вокруг него; в синаксаре К-польской ц. она названа «церковью Викентия на военном поле» (ἐν τῷ Κάμπῳ) (SynCP. Col. 869). Эта церковь была разрушена в результате землетрясения в 557 г., впосл. была восстановлена. Есть сведения, что память мучеников В. и Виктора (пам. 11 нояб.) отмечалась в местности под названием Гайтанон (Γαϊτανόν) (SynCP. Col. 214), установить точное ее расположение невозможно, вероятно, речь также идет о церкви в Евдоме. По сообщению анонимного описания святынь К-поля, изданного С. Дж. Меркати, часть мощей В. находилась в К-польской ц. мч. Мины (Mercati S. G. Santuari e reliquie Costantinopolitane secondo il cod. ottob. lat. 169 prima d. conquista latina (1204) // Rendiconti d. Accademia di Archeologia. Napoli, 1936. Vol. 8. P. 144).

На греч. языке существует житие В., приписываемое Симеону Метафрасту (X в.) (BHG, N 1866; PG. 114. Col. 735-755). Основной корпус текстов, посвященных В., сохранился на лат. языке. Одним из главных источников о мученичестве В. является стихотворный рассказ христ. поэта Пруденция (IV-Vвв.) (Peristephanon 5 // PL. 40. Col. 378-411), в свою очередь источником для Пруденция, как и для блж. Августина, вероятно, служили несохранившиеся акты мученичества В. или более древнее житие, опубликованное Рюинартом (Acta Martyrum. Verona, 1731. P. 323-329). Сохранились также др. жития В. в стихах (BHL, N 8641-8642) и анонимное прозаическое житие (BHL, N 8627-8636; ActaSS. Ian. T. 2. P. 394-397. T. 3. P. 7-10). Известны сказания о перенесении мощей В. в мон-рь вг. Кастр в 864 г. (BHL, N 8644-8646), перенесении руки мученика в Бари в XI в. (BHL, N 8652), перенесении мощей в Лиссабон в 1173 г. и чудесах, происходивших в том же городе (BHL, N 8653-8655). Сохранились рассказы, посвященные посмертным чудесам В. в Испании (BHL, N 8648), чудо в мон-ре св. Бертена (Бертинском) в X в. (BHL, N 8650). В. упоминается в творениях свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (V в.) (Carmina. 19. 164 / Ed. W. Harlet. Vindobonae, 1894. (CSEL; 30)), а также Венанция Фортуната (VI в.) (Carmina miscellanea. Сap. 8, 9 // PL. 88. Col. 71A-71B, 71B-72A) и мн. др. средневек. писателей.

Ист.: PG. 114. Col. 735-755 [passio]; ЖСв. Ноябрь. С. 222-228.
Лит.: Waal A. Zum Kult des hl. Vinzent von Saragossa // RQS. 1907. Bd. 21. P. 135 sq.; Hurault E. St. Vincent martyr, patron des vignerons et son culte dans le diocèse de Châlons. Châlons-sur-Marne, 1910; Peeters P. Une invention des ss. Valère, Vincent et Eulalie dans le Péloponèse // AnBoll. 1911. T. 30. P. 296-306; Lacger L., de. Saint-Vincent de Saragosse // Revue d'Histoire de l'Église de France. 1927. N 13. P. 307-358; Gaiffier B., de. Sermons latins en l'honneur de St. Vincent antérieurs au Xe siècle // AnBoll. 1950. T. 67. P. 267-286; Janin. Églises et monastères. P. 63-64, 334; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 892; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 81; Moral T. Vincenzo // BiblSS. Vol. 12. Col. 1149-1155; Saxen V. La version breve BHL 8638 de la Pasión de San Vincente // Hispania sacra. 1991. N 43. P. 679-713; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 465.
О. Н. Афиногенова

Гимнография

Последование, посвященное исключительно В., неизвестно. Служба 11 нояб., когда отмечается память В., по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена в основном мч. Мине, с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В. (напр.: в каноне Иоанна Монаха 4-го гласа, помещенном в совр. последовании 11 нояб., в 4-м тропаре 8-й песни и 2-м тропаре 9-й; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне).

В рукописях встречаются и др. каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и В. (а также мц. Стефаниды) (Ταμεῖον. Σ. 91; AHG. T. 3. P. 299-317), этих же мучеников вместе с прп. Феодором Студитом (AHG. T. 3. P. 318-330).

Иконография

В. обычно изображался как молодой безбородый мученик с темно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако, встречаются изображения В. как средовека с бородой, напр. в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. № 10).

В визант. искусстве В. изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память к-рых приходится на тот же день (фреска в ц. № 6 в Гёреме, 1-я пол. X в.- только В.). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе № 3 в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме; в ц. Варвары в Соганлы, между 1006-1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.- в рост); в ц. Карабаш-килисе в Соганлы 1060-1061 гг.; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 30-е гг. XI в., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.).

Лит.: Jerphanion G., de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelles province de l'art byzantin. P., 1928. vol. 2. p. 340; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. p. 14, 39, 80, 115; Restle M. Byzantine Wall Painting in Asia Minor. Recklinghausen, 1967. Bd. 2. Pl. 10. № 115-116; Underwood P. The Kariye Djami. L., 1967. vol. 1. P. 153, 156-159. Pl. 164. vol. 2. P. 163; Chatzidakis M. et al. Naxos. Athens, 1989. P. 69-70. Pl. 1; Connor J. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton, 1991. p. 17; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l'abside et de ses abords. P., 1991. p. 93. Remarq. 79. P. 116. Remarq. 266, 269; Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L'Ile de Cythère. Athènes, 1997. p. 61. Pl. 5; Евсеева. Афонская книга. С. 217, 251.
Н. В. Герасименко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Священномученики Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Иконография священномучеников Священномученики Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Гимнография священномучеников Викентий († 304), священномученик Августопольский (Сарагосский, Валенсийский) (пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.)
См.также:
АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
АРТЕМОН († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.)
ЕЛЕВФЕРИЙ еп. Иллирийский (?), сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.)
ЕРМОЛАЙ, ЕРМИПП И ЕРМОКРАТ († ок. 305), священномученики Никомидийские (пам. 26 июля)
ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ (I - нач. II в.), еп. Антиохийский, сщмч. (пам. 29 янв., 20 дек.; пам. зап. 1 февр., 17 окт.)
КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)
АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
АНФИМ еп. Никомидийский, сщмч. (пам. 3 cент., зап. 27 апр., сир. 24 апр.)
ВЛАСИЙ († ок. 316), еп. Севастийский, сщмч. (пам. 11 февр., пам. зап. 3 февр.)
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ сщмч. (пам. 3 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов, пам. зап. 9 окт.)
ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)
ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.)
КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая)
АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)
АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)