Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОРАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
53, С. 73-80 опубликовано: 10 июля 2023г.


ОРАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Нижегородской епархии Нижегородской митрополии), расположен в с. Оранки Богородского р-на Нижегородской обл.

1634-1928 гг.

Панорама Оранского монастыря. Фотография. 2014 г.
Панорама Оранского монастыря. Фотография. 2014 г.

Панорама Оранского монастыря. Фотография. 2014 г.
Основание О. В. м. связано с именем П. А. Глядкова (Гляткова) - владельца с. Бочеева Березопольского стана Нижегородского у. (ныне деревня Богородского р-на Нижегородской обл.). По преданию, Глядков, тяжело заболев, обратился с молитвами к особо почитаемой им Владимирской иконе Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 10-11; Гавриил. 1871. С. 3-4). Когда болезнь отступила, он заказал для себя копию иконы, однако выполненный для него изографом Григорием Чёрным и протопопом Успенского собора Кондратом образ отличался от оригинала исполнением лика Божией Матери, а также тем, что внизу были помещены фигуры предстоящих Московских святых (по сведениям Макария (Миролюбова), это было сделано по просьбе Глядкова (см.: Макарий (Миролюбов). 1851. С. 11-12); изображены митрополиты святители Петр, Алексий, Иона, блгв. кн. мч. Михаил Черниговский и его боярин Феодор, блгв. царевич Димитрий Иоаннович, а также Христа ради юродивые Василий Блаженный, Максим и Иоанн Московские). Эту икону Глядков в 1629 г. поместил в приходской ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Через нек-рое время Глядкову было видение Божией Матери и глас, повелевший ему воздвигнуть храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, но сначала установить крест на горе, указанной в видении. После повторных видений он нашел указанное Божией Матерью место - Славенскую (Словенскую) гору, возвышавшуюся над Орано полем. В 1634 г. он отправился в Москву к патриарху Иоасафу I просить благословение на постройку церкви. После получения храмозданной грамоты вернулся и установил на Славенской горе мраморный крест, к-рый до этого много лет хранился в роду Глядковых (Там же. С. 16-17). Попытки мордвы-терюхан, считавших эту землю своей, предотвратить строительство храма, а затем в судебном порядке доказать захват Глядковым этой территории успехом не увенчались (Там же. С. 21-27).

Деревянный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был построен за 3 месяца и освящен 21 сент. 1634 г., в день памяти ап. Кондрата (Гавриил. 1871. С. 6). Икона была перенесена в храм и получила наименование «Оранская». Вскоре вокруг храма было построено несколько деревянных келий, которые положили начало О. В. м. Главные праздники в новоустроенном храме отмечались 23 июня и 26 авг. по ст. ст. В XVII-XVIII вв. мон-рь успешно развивался. В 1710 г. обитель была ограблена (Там же. С. 35). В XVIII - сер. XIX в. монастырем нередко управляли архимандриты. В 1721-1771 гг. приписной к О. В. м. была Крестомаровская Воздвиженская пуст. в Васильском у. (Там же. С. 38, 41).

В 1764 г., после введения штатов, отнесен к заштатным мон-рям. Некоторое время О. В. м. переживал кризис, но с нач. 70-х гг. XVIII в. благодаря расширению почитания его главной святыни вновь получил импульс к развитию.

Вид Оранского Богородицкого монастыря. Литография. 1862 г.
Вид Оранского Богородицкого монастыря. Литография. 1862 г.

Вид Оранского Богородицкого монастыря. Литография. 1862 г.

В 1861 г., при игум. Лаврентии, составлен богослужебный устав, в котором было подробно описано «все то, что до сего времени в Оранской обители совершалось по преданию». Эти зафиксированные правила и традиции неукоснительно соблюдались вплоть до закрытия мон-ря. В 1866 г., после создания Балахнинского вик-ства, О. В. м. был передан под прямое управление архиереев Нижегородской епархии, к-рые теперь являлись его настоятелями, и переведен в число мон-рей 1-го класса. Непосредственное управление мон-рем возлагалось на назначаемых архиереями наместников.

В 1867 г. в О. В. м. открыто подготовительное уч-ще для сирот духовного звания на 40 чел., к-рое находилось на полном монастырском содержании (Там же. С. 77). В 1875 г. оно было преобразовано в нижегородскую епархиальную ремесленную школу. В школе обучались 40 мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет, как правило сироты и дети бедного нижегородского духовенства. Первоначально курс был рассчитан на 3 года, детей обучали сапожному, портняжному и столярному мастерству, а также навыкам арифметики, черчения и чтению. С 1888 г. по благословению епископа Нижегородского Модеста (Стрельбицкого; впосл. архиепископ) учебная программа была расширена в рамках курса 2-классной церковноприходской школы, обучение стало длиться 6 лет. Помимо вышеуказанных ремесел детей стали учить переплетному делу, а по окончании курса выпускники имели право служить в качестве псаломщиков на приходах.

В годы первой мировой войны из О. В. м. на фронт ушли 17 послушников (Шустова. 2009. С. 297). Вплоть до дек. 1917 г. мон-рь оказывал постоянную финансовую помощь епархиальному лазарету. С февр. по авг. 1916 г. был проведен крестный ход из О. В. м. по Нижегородской губ. с молебнами о даровании победы рус. воинам (Там же. С. 298). В годы войны обитель предоставила свое помещение для работы почтово-телеграфного отделения в с. Оранка (ныне Оранки).

В сент. 1918 г. в мон-ре была создана Оранская монастырская трудовая сельскохозяйственная артель, 14 июня 1923 г.- 2-е Оранское сельскохозяйственное товарищество (зарегистрировано 1 сент. 1923). 15 марта 1919 г. с братией был заключен договор на пользование церковным имуществом (Дёгтева. Оранский Богородицкий муж. мон-рь. 2006. С. 9). В 1920-1921 гг. большая часть построек обители национализирована, там разместились дом престарелых и адм. службы (Власова. 2004. С. 14), монахам был оставлен один корпус. Чтобы избежать изъятия церковных ценностей, братия и наместник мон-ря старались компенсировать властям стоимость наиболее ценных монастырских святынь; обитель развернула благотворительную деятельность для нужд голодающих, о чем официально уведомляла власти. Тем не менее в 1922 г. мон-рь неск. раз подвергся изъятию церковных ценностей. Этот процесс продолжался и в дальнейшем, вплоть до окончательного закрытия мон-ря. Большинство изъятых предметов оказалось впосл. в запасниках Нижегородского губернского (позднее областного, краевого) музея.

29 дек. 1927 г. Нижегородский губернский отдел ОГПУ секретно уведомил адм. отдел Нижегородского губисполкома, что в связи с рядом преступлений в О. В. м. арестованы члены церковного совета и ревизионной комиссии общины, в связи с чем договор, заключенный с ними, автоматически должен быть расторгнут. Постановлением заседания коллегии адм. отдела Нижегородского губисполкома от 4 янв. 1928 г. договор был расторгнут, что означало окончательное закрытие мон-ря.

Настоятели и братия

Первоначальную братию обители в 30-х гг. XVII в. составили 8 старцев во главе с иером. Феодоритом (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 19). В 1642 г. П. А. Глядков принял иноческий постриг с именем Павел и более 20 лет управлял О. В. м. в должности строителя (1642-1665). Незадолго до смерти он принял великую схиму с тем же именем, а вскоре был убит во время нападения на обитель шайки разбойников. Среди известных настоятелей мон-ря: архимандриты Афанасий (по разным данным: 1708-1712 (Там же. С. 86-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 627); упом. в 1710 (Гавриил. 1871. С. 51-52)) и Иоаким (по разным данным: 1712-1719 (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 86-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 627); 1719-1721 (Гавриил. 1871. С. 51-52)), с именами к-рых связано возведение первых каменных построек обители; архимандриты Исаия (Ичанов) (по разным данным: 1719-1729 (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 86-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 627); 1721-1729 (Гавриил. 1871. С. 51-52)) и Иоанн (1747-1760); строители игумены Мефодий (1785-1798) и Пахомий (1800-1804), при к-рых был разработан план архитектурной перестройки мон-ря; Нафанаил (1804-1810), Иродион (1810-1819) и Исаия (1829-1837), при к-рых этот план был воплощен в жизнь. В 1837-1855 гг. мон-рь возглавлял Герман (игумен с 1838), при к-ром в О. В. м. были проведены широкомасштабные ремонтные работы.

С 1866 г. обителью управляли наместники Нижегородских архиереев, как правило в сане архимандритов. Среди них - архим. Феофилакт (не позднее 1882-1891), архим. Иоанникий (1891-1893), архим. Нафанаил (с 1893). В 1897-1913 гг. в этой должности состоял иером. Аркадий (Антуфьев; с 1902 игумен, с 1906 архимандрит), сыгравший решающую роль в устроении Успенского скита обители. Указом архиепископа Нижегородского Иоакима (Левитского (Левицкого)) с 1 июня 1917 г. наместником О. В. м. был назначен архим. Августин (Пятницкий) (Тихон (Затёкин). 2006. С. 40), арестованный в июле 1918 г. и расстрелянный 31 авг. по приговору военно-революционного трибунала. 24 июля 1918 г. указом Нижегородской духовной консистории наместником вновь назначен архим. Аркадий (Антуфьев). В 1919 г. архим. Аркадий был арестован и приговорен к 3 годам исправительных работ, вернулся в обитель лишь в 1922 г., впосл. проживал там на покое (Дёгтева. Судьба архимандрита. 2006. С. 30). Последним наместником О. В. м. перед закрытием был игум. Димитрий (Архангельский; впосл. архимандрит), расстрелянный в Иваново 1 окт. 1937 г.

Братия обители в разные годы насчитывала: 26 чел. (1723; см.: Гавриил. 1871. С. 53), 22 чел. (1727; см.: Макарий (Миролюбов). 1851. С. 81), 19 чел. (1764), 51 чел. (1851; см.: Там же), 61 чел. (1871; см.: Гавриил. 1871. С. 76), 20 чел. (1928).

Материальное обеспечение

Важнейшую роль в формировании первоначальной материальной базы О. В. м. сыграл П. А. Глядков, на средства к-рого был устроен храм обители; в 1642 г. он отписал мон-рю большую часть своей вотчины с 40 крестьянскими дворами (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 40). По всей видимости, в 1635 г. царь Михаил Феодорович пожаловал обители землю, на к-рой она находилась, и окрестные территории «на версту» (Там же. С. 38-39), что в 1664 г. было подтверждено грамотой царя Алексея Михайловича. Монастырские крестьяне, поселенные близ обители, основали дер. Поляну (позднее Оранка, Оранки). В 1665 г. И. П. и А. П. Глядковы дали вкладную грамоту обители на крестьян с. Бочеева (Там же. С. 41). 25 окт. 1745 г. потомок основателя обители М. П. Глядков принес в дар О. В. м. 60 четв. (свыше 32 га) земли в Петровском у. по р. Медведице и по др. урочищам с усадьбами, лесом, сенными покосами и рыбными ловлями (Гавриил. 1871. С. 48-50). К 1764 г. мон-рь имел также мельницу на ключе Руса; на территории обители размещалось 12 торговых лавок.

О. В. м. имел владения и в Н. Новгороде. 13 марта 1665 г. А. И. и П. И. Глядковы передали мон-рю половину двора с огородом, садом на Никольской ул. (Там же. С. 42); построенный там дом для приезжавших в город иноков сгорел со всеми надворными строениями во время пожара в 1762 г. В 1696 г. внучка основателя обители, П. А. Приклонская (урожд. Глядкова), передала обители 1/3 родительского двора в Нижегородском кремле (Там же. С. 43). В 1694 г. митр. Нижегородский Павел дал указ игум. О. В. м. Никифору «о построении часовни в Нижнем Новгороде на нижнем посаде против церкви Иоанна Предтечи к писчей избе».

В синодике О. В. м. записаны на вечное поминовение жертвователи обители, в т. ч. князья Б. М. Лыков, С. Н. Болховский, Я. Н. Одоевский, В. А. Бабичев, М. Я. Черкасский, представители княжеских родов Горчаковых, Щербатовых, дворянских родов Бутурлиных, Грековых, Жедринских, Лопухиных, Матюшкиных, Паниных, Сумароковых, «именитых людей» Строгановых и др. (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 76-77).

В 1727 г. за мон-рем числилось 105 душ муж. пола, в 1730 г.- 108 душ (Там же. С. 44), в 1764 г.- 104 души (Там же. С. 46).

В результате секуляризации церковных имуществ обитель утратила свои владения. Однако, оказавшись в числе заштатных, во 2-й пол. XVIII в. она получила некоторые др. владения. Так, имп. Екатерина II разрешила игум. Мефодию построить мельницу близ с. Вад Арзамасского у. на р. Вадок, мон-рю было отведено 25 дес. (27,3 га) земли близ дер. Камкино в Княгининском у. (сдавалась монастырем внаем и приносила до 100 р. серебром в год). Обители также принадлежало 2 озера (к 1871 - только оз. Ланово) близ дер. Желнино Балахнинского у. (Там же. С. 59-60; Гавриил. 1871. С. 76). В 1845 г. О. В. м. было отведено из казенных дач 100 дес. (свыше 109 га) леса (Гавриил. 1871. С. 191). В 1862 г. мон-рь приобрел у дворянки Белавиной лесной участок близ мон-ря (216 дес. (ок. 236 га)), при этом Белавина дополнительно пожертвовала обители 100 дес. (ок. 109 га) пахотной земли и 100 дес. мелкого леса (Там же. С. 195).

С 70-х гг. XVIII в. основные доходы обитель получала от крестных ходов с Владимирской Оранской иконой Божией Матери (см. также в ст. Владимирская икона Божией Матери). Вплоть до сер. 50-х гг. XIX в. на территории обители находились многочисленные торговые лавки. Еще в XVIII в. на прилегающей территории был разбит фруктовый сад.

В 1-й пол. 60-х гг. XIX в. в обители устроен скотный двор, построены пчельник на земле, полученной по согласованию у крестьян дер. Оранки, а также изба и мшенник (Там же). В 1883 г. в О. В. м. был устроен водопровод, в 1904 г. выстроена новая каменная водокачка. В XIX в. близ мон-ря устроены пруды. В О. В. м. находились огород, мастерские и хуторские подсобные хозяйства. При мон-ре действовала больница с аптекой.

В нач. XIX в. создано подворье обители в Н. Новгороде вблизи ц. во имя вмц. Варвары. Часть дома сдавалась внаем, а часть использовалась как кельи для монашествующих, сопровождавших Владимирскую Оранскую икону Божией Матери во время крестного хода в Н. Новгород, там же размещались покои наместника обители.

К 1851 г. О. В. м. имел капитал до 25 тыс. р. серебром в Гос. банке (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 59) и ежегодный доход до 5 тыс. р. серебром. К 1901 г. капитал обители составлял 38 тыс. р. (Власова. 1997. С. 367; Она же. 2006. С. 46).

В февр. 1918 г. Алистеевский волостной земельный отдел национализировал все земельные угодья мон-ря. На учет было взято и его движимое имущество.

Библиотека

Библиотека обители к нач. XX в. насчитывала более 2 тыс. книг и различных изданий (Дёгтева. Оранский Богородицкий муж. мон-рь. 2006. С. 7), гл. обр. печатных. Среди них выделялись 2 Евангелия (1-я пол. XVII в.), книга «Виноград домовитый благим насажденный» (1697) (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 75). Также в мон-ре хранились рукописные «Сказание об иконе Божией Матери» (со списком чудес, доведенным до 1714; в т. ч. Повесть о чудесах 1662 г.) и синодик (Там же. С. 76).

Архив

Архив О. В. м. формировался с XVII в., в нем хранились распоряжения Нижегородских архиереев, Синода, хозяйственные документы, списки братии и др. В наст. время основной сохранившийся комплекс документов О. В. м. находится в ЦАНО (Ф. 588).

Святыни и достопримечательности

Владимирская Оранская икона Божией Матери. 1629 г. (Владимирский собор Оранского мон-ря)
Владимирская Оранская икона Божией Матери. 1629 г. (Владимирский собор Оранского мон-ря)

Владимирская Оранская икона Божией Матери. 1629 г. (Владимирский собор Оранского мон-ря)
Главной святыней мон-ря стала чудотворная Владимирская Оранская икона Божией Матери. Изготовленная в 1629 г. икона имеет размеры 106,5×75 см (без более поздней надставки ширина - 73,5 см) (см.: Бахарева. 1995. С. 147). На протяжении XVIII-XIX вв. икона неоднократно поновлялась (Там же. С. 151-152), так же как и ее богато украшенный оклад (Там же. С. 150-153). В нач. 60-х гг. XIX в. игум. Лаврентий устроил 2 балдахина над чудотворным образом у столбов правого клироса в холодном и теплом соборах. В 1885 г. на средства потомственных почетных граждан супругов С. М. и О. Н. Рукавишниковых фирмой Сазиковых в Москве изготовлена новая, серебряная с позолотой риза, богато украшенная жемчугом, бриллиантами и алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и аметистами. В 1903 г. риза была обновлена. В 1895 г. по инициативе Свято-Георгиевского об-ва хоругвеносцев для крестных ходов с иконой московский фабрикант А. М. Постников изготовил ковчег из позолоченной бронзы, украшенный эмалированными вставками и чеканными изображениями местночтимых святых. В сент. 1922 г. риза с чудотворной Владимирской Оранской иконы Божией Матери была снята и изъята, однако, вероятно, не позднее 1923 г. возвращена на икону.

Уже в первые годы нахождения иконы в храме от нее было зафиксировано 144 чуда (131 - в 1634/35 и 13 - в 1635/36) (Гавриил. 1871. С. 79-109), в дальнейшем описания чудес записывались в специальную книгу. В 1635 г. проведено расследование о чудесах от иконы, к-рое по распоряжению патриарха Иоасафа I вели архим. нижегородского Печерского мон-ря Рафаил и прот. Архангельского собора Московского Кремля Иосиф. Комиссия подтвердила подлинность происходивших чудес (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 32-34).

В кон. 30-х гг. XIX в. изготовлен список чудотворной иконы, точно повторявший оригинал, на к-рый в 1840 г. возложена богатая серебряная позолоченная риза.

Еще одной святыней обители являлся образ Христа Спасителя, находившийся первоначально в надвратной ц. во имя апостолов Петра и Павла, затем в одноименной трапезной церкви, а с 1-й четв. XIX в.- во Владимирском соборе. В 1903 г. на средства купца потомственного почетного гражданина И. М. Рукавишникова для этой иконы выполнена серебряная риза с эмалевыми вставками (Дёгтева. Традиц. крестные ходы. 2006. С. 16).

На территории обители находился св. колодец. Существовало неск. преданий о его появлении: по одной из версий, он забил при П. А. Глядкове, когда тот подошел к горе, на к-рой ему предстояло возвести храм, по другой - забил после усердной молитвы монахов, к-рые вынуждены были далеко ходить за водой. После начала перестройки обители он был зарыт в 1800-1804 гг. (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 71). Новый колодец вырыли за стенами мон-ря, над ним была устроена часовня (Там же. С. 72).

В Успенском скиту О. В. м. в отдельно построенном деревянном доме архим. Аркадий создал церковно-археологический музей (его судьба после закрытия скита неизв.). В 1927 г. Нижегородский губ. отдел образования выдал специальное удостоверение зав. Балахнинским уездным музеем В. Н. Кириллову «для выяснения вопроса о местонахождении бывшего монастырского музея», причем ему предоставлялось «право вывоза отдельных предметов в Нижний Новгород, в губернский Музей и в Балахнинский уездный музей». Согласно описи изъятых церковных предметов, составленной 2 июня 1927 г., из О. В. м. вывезены картины, иконы, статуэтки, архимандричьи посохи, часы, письменные мраморные приборы, гравюры на стекле, более 20 старинных книг, планы мон-ря и др.

К нач. XX в. из О. В. м. в течение года совершалось 9 крестных ходов с Владимирской Оранской иконой Божией Матери и ее списками, которые охватывали почти всю территорию Нижегородской губ., кроме Балахны и Макарьева. Старейший из них был установлен еще в 1771 г. в связи с разразившейся эпидемией чумы в Н. Новгороде. В память об избавлении от нее благодарные нижегородцы дали обет ежегодно приносить икону в Н. Новгород для всеобщего поклонения. Крестный ход устраивался с четверга Светлой седмицы до 19 июня (Дёгтева. Традиц. крестные ходы. 2006. С. 12-13).

Список чудотворной иконы с 1771 г. начали ежегодно приносить в с. Павлово Горбатовского у. Первоначально Павловский крестный ход совершался после Пасхи, но впосл. был перенесен на Великий пост (Там же. С. 14).

В 1791 г. учрежден крестный ход в Арзамас «вследствие избавления жителей его от падежа скота и умножения бесноватых». Шествие начиналось 26 авг.; первоначально икона находилась в Арзамасе до Рождества, после чего возвращалась в обитель. С кон. XIX в. чудотворный образ стали переносить крестным ходом из Арзамаса в Ардатов, в результате чего шествие продолжалось более 6 месяцев (заканчивалось в Лазареву субботу, весной следующего года) (Там же. С. 15).

С 29 авг. 1866 г. совершался миссионерский крестный ход со списком иконы по местам расселения старообрядцев в г. Семёнове и в его окрестностях, охватывая при этом обширную часть Заволжья (Там же). Первоначально он проводился с 29 авг. до мясопустной недели. В нач. XX в. маршрут крестного хода продлен, совершался с 29 авг. до Страстной седмицы и охватывал уезды: Нижегородский, часть Семёновского, Макарьевский, Васильский (Васильсурский), Княгининский, Сергачский, Лукояновский.

Начиная с 1872 г. список иконы стали приносить в ряд уездных городов на юге Нижегородской губ.: Княгинин, Сергач, Лукоянов, а также в др. населенные пункты (в т. ч. в заштатный г. Починки). Этот ход официально именовался осенне-зимним мордовским. Длилось это шествие с 29 авг. по 31 марта (Там же).

В кон. XIX - нач. XX в. регулярно устраивались 4 менее продолжительных крестных хода. Мордов. весенний и мордов. летний ходы ограничивались деревнями и селами Нижегородского у. и части Княгининского у., где существовали компактные поселения мордвы. Первый длился с Фоминой недели до нач./сер. июня, второй - с 26 июня по 22 авг. (Там же). Горбатовский крестный ход (24 июня - 22 авг.) двигался по г. Горбатову и его окрестностям с посещением нек-рых селений Балахнинского у., а Закудменский крестный ход (26 июня - 22 авг.) совершался на северо-востоке Горбатовского у. (Там же. С. 16).

Архитектура

Первоначально весь комплекс мон-ря был деревянным, первые каменные постройки появились в 1-й трети XVIII в., весь комплекс был радикально перестроен в нач.- сер. XIX в.

Первым храмом обители стала возведенная в 1634 г. тщанием П. А. Глядкова церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. К кон. XVII в. храм обветшал и в 10-х гг. XVIII в. был перестроен в одноглавую каменную церковь. В 1737 г. в ней находился 4-ярусный иконостас с иконами «греческой живописи» (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 64). Храм просуществовал вплоть до 1833 г., когда был разобран, при этом его иконостас был продан в с. Матюшево Горбатовского у. (Там же. С. 67). В 1833-1836 гг. на месте разобранного храма возведена 5-главая 4-столпная зимняя церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (подрядчик - крестьянин с. Городец Я. Г. Мохов), отделочные работы в которой продолжались до 1838 г. (Дёгтева. 2015. С. 168-170). Значительные пожертвования на сооружение юж. придела нового храма были сделаны коллежским советником Д. С. Шнитниковым. При возведении храма использовался кирпич от разборки ряда монастырских зданий и сооружений, в т. ч. старой Владимирской ц., торговых лавок, монастырской ограды и сев.-вост. башни (Там же. С. 169). Правый (южный) придел во имя свт. Димитрия Ростовского освящен 18 дек. 1837 г., левый (северный) придел во имя Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) - 20 июня 1838 г., а главный престол - 21 июня 1838 г. еп. Нижегородским Иоанном (Доброзраковым; впосл. архиепископ) (Там же). Иконы для храма выполнили арзамасский худож. Гладков и нижегородский худож. Железнов (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 69). В 1858 г. храм расписан, в 1901 г. росписи были частично заменены новыми (Дёгтева. 2015. С. 170). В 1898-1900 гг. с зап. стороны храма по проекту нижегородского епархиального архит. А. К. Никитина пристроена новая паперть, в помещении к-рой разместилась монастырская б-ка (Там же. С. 171).

В 10-х гг. XVIII в. устроена надвратная церковь во имя апостолов Петра и Павла, существовавшая в XVIII в., но разобранная в 1808-1809 гг., после чего престол был перенесен в храм в трапезном корпусе.

В 1804-1819 гг. возведена архитектурная доминанта обители - 5-главый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1848 г. храм расписан палехскими мастерами, а в 1854 г. перестроены иконостасные киоты, которые были украшены резьбой и позлащены червонным золотом. 4 марта 1882 г. в собор выдан новый антиминс.

В 10-х гг. XVIII в. в обители возведена каменная колокольня. В 1737 г. на ней размещалось 7 колоколов, наибольший из к-рых весил 30 пудов (ок. 491 кг). В связи с принятием плана перестройки обители эту колокольню разобрали в 1808-1809 гг. (Там же. С. 177). В 1810-1811 гг. возведена новая 2-ярусная колокольня (подрядчик - крестьянин дер. Озерки (Озерки Новоусадские) Арзамасского у. М. К. Филифанов), на 1-м ярусе к-рой были устроены св. ворота (Там же). На колокольне помещались часы. К кон. XIX в. на колокольне находились 13 монастырских колоколов, крупнейший из к-рых, Благовестник, весил 412 пудов (ок. 6,7 т) (Там же. С. 178).

В описании обители 1764 г. упоминаются каменные настоятельский корпус и ветхий казначейский корпус, деревянный братский корпус, каменные пекарня и поварня. В рамках перестройки обители в нач.- сер. XIX в. эти корпуса были снесены. По разработанному проекту в 1800-х - 10-х гг. XIX в. в ряд со стеной и с колокольней возведены настоятельский и братский корпуса (первоначально летние, затем неоднократно перестраивались). В 1807 г. на территории выстроен 2-этажный каменный братский корпус, на 1-м этаже к-рого была устроена церковь во имя апостолов Петра и Павла (Там же. С. 172). В корпусе первоначально размещались зимние кельи, трапезная и кухня. 26 сент. 1836 г. храм получил новый антиминс. В 1903-1904 гг. храм и корпус в целом подверглись перестройке и перепланировке, в особенности внутри объемов (Там же. С. 174-175). 12 июня 1903 г. заложен новый алтарь храма, при возведении к-рого заново выстроена вост. стена корпуса, служившая перегородкой между алтарем и храмом; братская трапезная была перенесена в зап. часть корпуса и соединена с церковью большой аркой с закрытыми стеклянными дверями; для храма был изготовлен новый, 2-ярусный иконостас из гипса и штукатурки, иконы писали в Серафимовом Дивеевском мон-ре. 10 июня 1905 г. престол и жертвенник установлены в новопостроенном алтаре (Там же. С. 176).

В 1838 и 1839 гг. построены каменные погреба, а в 1849 г.- каменные амбары (Гавриил. 1871. С. 191). В 1851 г. симметрично амбарам возведен новый каменный корпус, где размещалась просфоропекарня; с сев. стороны от погребов устроена каменная квасоварня (Там же).

В 1898-1900 гг. по проекту нижегородского епархиального архит. А. К. Никитина между алтарями Владимирского собора и ц. Рождества Пресв. Богородицы было построено здание для монастырской ризницы. Фасады здания ризницы выполнены в стиле эклектики.

Уже в 10-х гг. XVIII в. вокруг обители возведена каменная ограда, которая вплоть до нач. XX в. неоднократно перестраивалась. К 1740 г. перед основной оградой, с зап. стороны, построена дополнительная ограда (Макарий (Миролюбов). 1851. С. 62). В нач. XIX в. непосредственно в ряд ограды встроены 2 корпуса и колокольня со св. воротами с западной стороны и корпус - с южной стороны.

За оградой мон-ря в нач. XIX в. существовал деревянный гостиный двор для приезжавших купцов.

Всего к 1910 г. на территории О. В. м. и за ее пределами находилось свыше 50 монастырских зданий и сооружений, в т. ч. 6 каменных братских корпусов, гостиница для приема богомольцев, многочисленные хозяйственные постройки.

Некрополь

В подклете старой ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери (на месте которой в XIX в. была построена ц. Рождества Пресв. Богородицы) размещались семейные усыпальницы благотворителей обители: в 1-й пол. XIX в. там погребены Запольские, Карповы, Бравины, Шнитниковы и др.

Во Владимирском соборе погребены настоятели обители: против алтаря - строитель Арсений (Ɨ 20 июня 1829) и игум. Герман († 1 сент. 1856), против жертвенника - строитель Арсений († 11 февр. 1864).

У юго-восточного угла ц. Рождества Пресв. Богородицы похоронен подвизавшийся в О. В. м. блж. Аркадий (Пеликанов; 1812-1864) (Дёгтева. Блж. Аркадий. 2006. С. 24).

При игум. Германе в О. В. м. устроено братское кладбище, первоначально окруженное деревянной оградой, к-рая в 1855-1856 гг. заменена каменной.

Успенский скит

Идею устройства монастырского скита высказал в 1901 г. наместник О. В. м. Аркадий, в том же году создание скита благословил еп. Нижегородский Назарий (Кириллов; впосл. митрополит) (Власова. 2006. С. 45-47). В 1902 г. наместник Аркадий просил разрешения на устройство в монастырском лесу неск. новых прудов для разведения рыбы и орошения окрестностей для развития садоводства и пчеловодства. В 1903 г. начато строительство скита, в ходе к-рого первоначальный проект архит. Ф. П. Фёдорова был изменен и упрощен.

Успенский скит. Фотография. Нач. ХХ в.
Успенский скит. Фотография. Нач. ХХ в.

Успенский скит. Фотография. Нач. ХХ в.

Пока шло строительство, в скиту проживали иером. Серафим и послушник Михаил Таланов. По просьбе О. В. м. мон. Пинуфрий из Свято-Пантелеимонова мон-ря на Афоне в 1905 г. заказал для скита икону Божией Матери «Скоропослушница» с изображениями внизу вмч. Пантелеимона и прп. Пинуфрия; икону привезли в скит в сент. того же года.

К 1905 г. постройка каменного корпуса скита была завершена, 4 ноября еп. Назарий освятил домовую ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на 3-м этаже, а 28 дек.- ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских на 2-м этаже (Там же. С. 48). На цокольном этаже корпуса размещались кухня, трапезная и часть жилых келий.

В 1905-1906 гг. на монастырские средства устроена железнодорожная станция (ныне Ягодное) на 235-м километре Московско-Казанской железной дороги, от к-рой была проложена дорога до скита.

К 1906 г. построены деревянные домики-кельи для игум. Аркадия и Нижегородского архиерея, служебные помещения, был разведен обширный фруктовый сад и устроено 2 пруда. В 1907 г. в скиту проживали 27 монахов во главе с иером. Александром (Она же. 1997. С. 369). Скит приносил доход О. В. м. за счет продажи свечей, просфор и деревянного (низкосортного оливкового) масла, в ц. Успения Пресв. Богородицы проводили службы и совершали нек-рые требы для жителей окрестных населенных пунктов: с. Сиуха, деревень Инютино, Лом, Касаниха и Шониха (Там же).

В 1908 г. архим. Аркадий приобрел для скита 2-этажный дом в Н. Новгороде рядом с подворьем О. В. м. по адресу Варварский тупик, дом 10, с тем чтобы за счет сдачи этого дома в аренду скит получал доход (Там же).

К нояб. 1918 г. в скиту размещались: каменный 3-этажный крестообразный корпус с 2 домовыми церквами, 15 кельями, трапезной и кухней; деревянные архиерейский дом (дача), дачный дом, здание музея, дом наместника, а также сарай, дом (портная), дом с водокачкой, баня; на пчельнике находились деревянный дом и мшенник (Там же. С. 370).

Решениями Президиума Нижегородского исполкома была закрыта ц. Успения Пресв. Богородицы (28 мая 1924) (Она же. 2006. С. 49), а затем и сам скит (5 мая 1925). Тем не менее богослужения в скиту продолжались до 1926 г., а насельники жили на его территории до 1927 г.

1928-1993 гг.

После закрытия монастыря в 30-х гг. XX в. на его территории действовали различные орг-ции: помимо дома престарелых - сетевязальная фабрика и оранский «Народный университет», профтехшкола (преподавали столярное и швейное мастерство), народный театр и др. В кон. 20-х гг. XX в.- 1941 г. чудотворная Владимирская Оранская икона Божией Матери находилась в Н. Новгороде в Спасской часовне, а затем была передана в обл. музей. В 1937 г. колокольня обители разобрана на кирпич. В 1939-1941 гг. здания бывш. О. В. м. стали убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников посольств. В 1942 г. на территории бывш. обители организован лагерь № 74 для военнопленных (максимальное число содержавшихся в нем - 3378 офицеров и 28 генералов) (Коршак. 2008. С. 319). Основная часть военнопленных содержалась в лагерном отд-нии Монастырка, в 4 км от монастыря (Там же. С. 320). Приказом от 3 февр. 1950 г. лагерь расформирован, в марте того же года все остававшиеся военнопленные отправлены на родину и в др. пункты содержания (Там же. С. 323; в 1995 на месте братских могил военнопленных организован мемориал). В 1952-1971 гг. в помещениях бывш. О. В. м. действовала воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних. В 1971-1985 гг. на территории бывш. мон-ря располагался муж. лечебно-трудовой профилакторий, а затем до 1993 г.- жен. исправительная колония (ЛТП-6 УВД).

Каменное здание бывшего скита и прилегавшая к нему земля с фруктовым садом 8 мая 1928 г. переданы Алистеевским волостным исполкомом в ведение нижегородского Дома пионеров им. Ансона для летней дачи. С 1942 г. в нем действовала первая из антифашистских школ, переведенная в 1943 г. под Москву, в Красногорск (Власова. 2004. С. 24). В 1943-1948 гг. в скиту содержались военнопленные немцы (Коршак. 2008. С. 321). Затем здания скита постепенно разрушались. После реконструкции 70-х гг. XX в. в них разместились пионерский лагерь и база отдыха Горьковского телевизионного завода им. В. И. Ленина (ныне НИТЕЛ).

В 1991 г. в с. Оранки по инициативе схим. Елены (Храмовой) организована община при храме Рождества Пресв. Богородицы бывш. О. В. м., который 29 мая 1992 г. был зарегистрирован (с ошибочным названием «приход Успенской церкви»).

1993-2018 гг.

В февр. 1993 г. Комитет по управлению гос. имуществом администрации Нижегородской обл. передал здания ц. Рождества Пресв. Богородицы и братского корпуса О. В. м. РПЦ. Позднее в том же году РПЦ передан игуменский корпус, а в 1994 г.- весь комплекс О. В. м. (распоряжение об этом утверждено губернатором Нижегородской обл. Б. Е. Немцовым 1 дек. 1993). Священноархимандритом возобновленного О. В. м. по традиции стал правящий архиерей Нижегородской епархии, а наместником в нояб. 1993 г. был определен игум. Александр (Лукин; впосл. архимандрит), возглавлявший мон-рь до 1999 г. 8 сент. 1994 г. из Арзамаса на престольный праздник О. В. м. митр. Нижегородский Николай (Кутепов) передал в обитель список чудотворной Владимирской иконы Божией Матери (Крестоходная) XIX в., в тот же день Оранский сельский совет возвратил мон-рю колокол, к-рый висел в центре села и служил для оповещения о пожарах. Под рук. игум. Александра проведена реставрация Владимирского собора, ряда корпусов на территории мон-ря, активизировалась хозяйственная деятельность: построены коровник, др. хозяйственные службы.

На протяжении 1999-2004 гг. О. В. м. управляли: священноинок Михаил (Краснюк; позднее иеромонах; 1999, 2000-2001), игум. Тихон (Затёкин; 1999), священноинок Петр (позднее иером. Макарий (Смольников); 1999-2000, 2003-2004), игум. Пахомий (Папазов; 2001-2003). Частая смена наместников не способствовала развитию обители, замедлился ход восстановительных работ.

Ситуация принципиально изменилась с прибытием в мон-рь по приглашению еп. Нижегородского Георгия (Данилова; ныне митрополит) в авг. 2004 г. игум. Нектария (Марченко; с 2008 архимандрит), к-рый решением Синода от 27 дек. 2005 г. официально назначен наместником О. В. м. (Журнал заседаний Свящ. Синода № 117). Архим. Нектарию удалось активизировать восстановительные работы в обители, в результате чего к 2018 г. монастырь полностью восстановлен.

6 июля 2005 г. по просьбе еп. Георгия на престольный праздник в О. В. м. на 1 день из запасников Нижегородского гос. историко-архитектурного музея-заповедника для поклонения была привезена чудотворная Владимирская Оранская икона Божией Матери (в 1995-2000 находилась на реставрации в Москве). В июне 2008 г. власти епархии обратились в Мин-во культуры РФ с просьбой передать икону в О. В. м. В соответствии с распоряжением министра культуры А. А. Авдеева от 21 авг. 2008 г. икона передавалась Нижегородской епархии на 3 года при условии контроля над ее состоянием со стороны музейных работников и в случае надлежащего с иконой обращения срок передачи мог быть продлен (Возвращение святыни. 2008. С. 2). 5 сент. икона перенесена в Спасский кафедральный собор Н. Новгорода, а 15 сент. прибыла в О. В. м. (Там же), где находится и в наст. время.

В янв. 2006 г. на территории переданной О. В. м. бывш. больницы в с. Хвощёвка были убиты 2 трудника обители. Летом того же года возобновлена традиция ежегодного крестного хода к Н. Новгороду.

21 сент. 2011 г. архиеп. Георгий (Данилов) провел великое освящение храма в честь Рождества Пресв. Богородицы, 8 сент. 2012 г. (уже в сане митрополита) освятил собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, 15 дек. того же года - храм свт. Афанасия, патриарха Цареградского, в цоколе собора; 12 дек. 2013 г.- домовый трапезный храм во имя апостолов Петра и Павла, а также новую, 4-ярусную колокольню высотой 75 м, построенную в 2009-2013 гг. на фундаментах ранее существовавшей колокольни. В 2014-2016 гг. возведен надвратный храм во имя прп. Нектария Киево-Печерского (архит. С. Г. Попов), освященный митр. Георгием 26 нояб. 2016 г. Силами братии расчищен и благоустроен источник Владимирской Оранской иконы Божией Матери. Проведены восстановление и обустройство братских корпусов, строительство новой каменной ограды; осуществлены восстановление хозяйственных построек и благоустройство территории. В обители установлен памятник имп. мч. Николаю II (освящен митр. Георгием 26 нояб. 2016).

Среди святынь мон-ря помимо чудотворной Владимирской Оранской иконы Божией Матери - ее список (Крестоходная), тапочки свт. Спиридона Тримифунтского, ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых, икона св. Симеона Верхотурского.

К 2018 г. братия мон-ря насчитывала 33 чел. (в т. ч. 17 послушников).

В 2010 г. по благословению архим. Нектария в 1,5 км от обители благоустроен Лесной источник. В 10-х гг. XXI в. обители передан комплекс Успенского скита. Усилиями настоятеля и братии О. В. м. с 2015 г. восстанавливаются храм в честь Рождества Христова в с. Хвощёвка, а также ц. Иоанна Предтечи в Благовещенской слободе в Н. Новгороде.

Арх.: РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 836. Л. 25; РГВИА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 22; РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 2; Ф. 799. Оп. 33. Д. 1013; Ф. 1293. Оп. 168. Д. 69; ЦАНО. Ф. 56. Оп. 4. Д. 31; Ф. 570. Оп. 557. Д. 80; Оп. 559. Д. 1517; Оп. 586. Д. 417; Ф. 588. Оп. 1. Д. 2, 68, 79, 144, 186, 205, 214, 227, 241, 414, 419, 437, 442, 443, 445, 446; Ф. 829. Оп. 676-а. Д. 2957; Ф. 2203. Оп. 3. Д. 6663; Ф. 2626. Оп. 2. Д. 108; Оп. 4. Д. 98.
Ист.: Алексий (Воскресенский), иером. Записки о жизни в Оранском Богородицком 1-кл. мон-ре в 1918 г. // Посев. 1988. № 1. С. 60-63.
Лит.: Макарий (Миролюбов), иером. Описание Оранской Богородицкой пуст. М., 1851; Гавриил, иером. Описание Оранского Богородицкого 1-кл. мон-ря. Н. Новг., 1871; Шмидт С. О. К истории монастырской колонизации XVII в.: («Повесть о начале Оранского мон-ря») // ВИРА. 1964. [Вып.] 12. С. 297-309; Бахарева Н. Н. Икона «Богоматери Владимирской Оранской»: (К вопр. об атрибуции и истории иконы) // Памятники истории и архитектуры Европ. России. Н. Новг., 1995. С. 146-156; Васильев В. Обитель на Оран-поле // Правосл. слово: Газ. Н. Новг., 1997. № 13(98). С. 5; Власова Е. И. Оранский мон-рь и скит // АиО. 1997. № 2(13). С. 362-373; она же. Оранский Богородицкий мон-рь как феномен духовной культуры. М., 2004; она же. Оранский скит: История и современность // Нижегородская старина. 2006. Вып. 11. С. 45-49; Евдокимова А. А. Из неопубл. наследия иером. Димитрия - насельника Оранского Богородицкого мон-ря // Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. СПб., 1997. Вып. 1. С. 5-11; Осипов А. Оранки // Правосл. слово. Н. Новг., 1997. № 9(94). С. 7; Пчелин Н. А. «Являющий вечность собой...»: Оранский Богородицкий мон-рь на изломе эпох. Н. Новг., 2001; Русские мон-ри: Поволжье / Сост.: А. А. Агапов и др. М., 2003; Дёгтева О. В. Блж. Аркадий, Оранский подвижник XIX ст. // Нижегородская старина. 2006. Вып. 11. С. 20-24; она же. Оранский Богородицкий муж. мон-рь // Там же. С. 1-9; она же. Судьба архимандрита // Там же. С. 27-30; она же. Судьба Оранской иконы Божией Матери: К проблеме изъятия церк. ценностей в сов. время // Там же. С. 31-35; она же. Традиц. крестные ходы с чудотв. иконой Богоматери Владимирской Оранской в Нижегородской губ. // Там же. С. 11-19; она же. Оранский Богородицкий мон-рь: Этапы формирования архит. ансамбля (XVII - нач. XX ст.) // Духовные смыслы: Сб. Богородск, 2015. С. 163-179; Тихон (Затёкин), игум. Жизнеописание наместника Оранского мон-ря архим. Августина (Пятницкого) // Нижегородская старина. 2006. Вып. 11. С. 36-44; Возвращение святыни: Чудотв. икона Владимирской Оранской Божией Матери // Там же. 2008. Вып. 18. С. 2-9; Коршак С. Н. Оранский лагерь № 74 в военные и послевоенные годы // Зап. краеведов. Н. Новг., 2008. Вып. 12. С. 318-332; Шустова Ю. В. Монастырская деятельность в годы Первой мировой войны (на примере Оранского Богородицкого мон-ря Нижегородской епархии) // Саровский летописец: Мат-лы VIII ист. конф. Саров, 2009. С. 296-299; Оранский Богородицкий мон-рь в старинных описаниях. Н. Новг., 2012; Святыни Православия // Покров. М., 2012. № 9(501). С. 4-34; Жизнеописания Нижегородских подвижников благочестия. Н. Новг., 2015. С. 293-322, 334.
Схим. Алексия (Косолапова), Т. И. Харитонова, Г. Л. Шукаева
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Библиотеки монастырские Оранский в честь Владимирской иконы Божией Матери мужской монастырь (Нижегородской епархии Нижегородской митрополии)
См.также:
ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в г. Далматове Курганской обл.
ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)
ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Суздале Владимирской обл.
ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский
ИОСИФОВ ВОЛОКОЛАМСКИЙ (ВОЛОЦКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, мужской, расположен в Волоколамском р-не Московской обл.
ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии
КАНДАЛАКШСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кольском у. Архангелогородской пров. и губ.
КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.)