Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕЛЕОНСКИЙ
Т. 18, С. 316-317 опубликовано: 8 июля 2013г.


ЕЛЕОНСКИЙ

Прот. Н. А. Елеонский. Фотография. Нач. XX в.
Прот. Н. А. Елеонский. Фотография. Нач. XX в.

Прот. Н. А. Елеонский. Фотография. Нач. XX в.
Николай Александрович (11.11.1843, Калужская губ.- 25.10.1910, Москва), прот., проф. Московского ун-та, библеист. Род. в семье сельского священника Калужской губ. Окончил Калужскую ДС, в 1868 г.- МДА 2-м магистром (1-м стал И. Д. Мансветов). В магист. соч. «Св. Евангелие от Марка: Против Баура», написанном под рук. архим. Михаила (Лузина; впосл. епископ Курский), доказывал апостольское происхождение Евангелия от Марка, полемизируя с Ф. К. Бауром. По словам прот. Иоанна Соловьёва, Е. был самым талантливым учеником еп. Михаила (Лузина), но «не рабски подчинился своему учителю в своих дальнейших трудах, а пошел в них гораздо дальше и глубже» (Заслуженный проф. богословия... С. 716). В 1868 г. назначен преподавателем в Харьковскую ДС. В 1869 г. переведен в МДС, преподавал гомилетику и литургику. В 1870 г. избран доцентом кафедры Свящ. Писания ВЗ МДА. В 1879 г. определен профессором богословия в Петровскую земледельческую и лесную академию. В том же году рукоположен во иерея и стал настоятелем церкви при академии. В 1891-1892 гг. состоял членом Московского духовного цензурного комитета. В 1892 г., после смерти протопр. Н. А. Сергиевского, определен вместо него профессором богословия Московского ун-та (возглавил кафедру богословия) и настоятелем университетской ц. мц. Татианы. В 1897 г. удостоен звания заслуженного профессора. В 1904 г. возведен в сан протоиерея.

В МДА занимался преимущественно библейской исагогикой и экзегетикой. Печатал большинство своих произведений в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения». Посвятил ряд статей толкованию начальных глав кн. Бытие, опирался на данные протестант. библеистов: К. Ф. Кейля, Франца Делича и др. Переводил на рус. язык и готовил к изданию «Историко-критическое введение в канонические и неканонические книги Ветхого Завета» Кейля (перевод не закончен; опубл.: ЧОЛДП. 1875. Т. 1. С. 687-720; Т. 2. С. 3-21). Соч. Е. «Древнееврейская священная поэзия» имело значение с т. зр. подлинности учительных книг ВЗ. В ст. «Свидетельства о времени завершения ветхозаветного канона: Степень их достоверности и возможные выводы из них» осторожно поставил под сомнение закрепившиеся в отечественной библеистике представления об окончательном завершении ветхозаветного канона при Ездре и Неемии. В ст. «О времени происхождения книги Иова» полемизировал с Рижским еп. Филаретом (Филаретовым), в отличие от него относил появление Книги Иова не к послепленному периоду, а к X в. до Р. Х. Е. рассматривал вопросы, связанные с оригинальным текстом ВЗ и его переводами (Кр. история подлинного ветхозаветного текста // Там же. 1873. Т. 2. С. 151-181; 1874. Т. 2. С. 275-310; Отношение перевода Скорины к Вульгате и древнеслав. тексту Библии // Там же. 1877. Т. 2. С. 642-648; Кр. сведения о древних переводах ветхозаветной Библии (Феодотиона, Симмаха и др.) // Там же. 1878. Т. 2. С. 758-763). В ст. «Свидетельства о происхождении перевода LXX и степень их достоверности» уделил внимание «Посланию Аристея к Филократу», поставил под сомнение его подлинность, но при этом сделал вывод о наличии в нем достоверной информации об обстоятельствах перевода Пятикнижия на греч. язык. И. Н. Корсунский в дис. «Перевод LXX: Его значение в истории греческого языка и словесности» (Серг. П., 1897) использовал эти выводы как уже научно доказанные. Е. принимал участие в составлении примечаний к синодальному переводу Библии на рус. язык. Наиболее известным трудом Е. стали 2-томные «Очерки из библейской географии» (введение и небольшая часть, посвященная горам Св. земли, составлены П. И. Горским-Платоновым). Автор рассматривает географические объекты Св. земли, ее геологию, климат, растительность, животный мир, при этом указываются места Библии, где упоминаются эти объекты. Источниками очерков помимо Свящ. Писания послужили рус. и иностранные описания путешествий на Св. землю, различная справочная лит-ра и др. Е. опубликовал в Православной богословской энциклопедии более 70 статей о Св. земле, ее населении, городах и др. (напр., «Камни драгоценные в Библии», «Кесарь», «Колодези в Палестине», «Кони и колесницы, упоминаемые в Библии»). В нач. 1900-х гг. напечатал серию статей под общим названием «Современная критика священных ветхозаветных писаний и ее слабые стороны», оспаривал взгляды критиков ВЗ, в т. ч. выводы Фридриха Делича о зависимости текста кн. Бытие от древних вавилонских текстов. Среди учеников Е. были Корсунский, Н. П. Розанов, И. И. Соловьёв.

В светских учебных заведениях Е. читал курс основного богословия, включив в него близкую ему тему современной критики Свящ. Писания. В «Кратких записках по основному богословию» (М., 1895. С. 5), созданных для помощи студентам в подготовке к экзаменам, утверждал, что «скептическое отношение к коренным пунктам христианской религии, маловерие, неверие - причина временная, имеющая отношение к незначительному, сравнительно, числу людей и, нужно полагать, у нас на Руси не серьезная». В рецензии на эту работу проф. А. И. Введенский отмечал неполноту ее состава, но выделял характер изложения, к-рый порой «положительно возвышается до лирики псалмов» (БВ. 1895. № 8. С. 252-264). Е. выступал перед студентами и как проповедник, назвал сборник своих проповедей «Советы учащемуся юношеству». Участвовал в организации отд-ния Педагогического об-ва при Московском ун-те, к-рое было открыто 2 окт. 1898 г. Был его председателем с момента открытия, занимался вопросами религиозно-нравственного воспитания учащихся высших, средних и низших школ, составлял годовые отчеты. Рассматривая вопрос о среднем образовании для крестьян, предлагал усилить преподавание российской церковной истории. При об-ве был открыт Педагогический музей, в к-ром Е., в частности, собирал пособия по преподаванию Закона Божия, в т. ч. географические карты и иллюстрации, в помощь законоучителям.

Е. был другом проф. Московского ун-та И. В. Цветаева, в 1892 г. крестил его дочь М. И. Цветаеву, именно ему она в 1899 г. впервые исповедовалась. В автобиографическом рассказе «Чёрт» (1935) Цветаева вспоминала, что исповедь принимал «в московской университетской церкви» «знакомый священник отца, «профессор академии»», перечисляла его вопросы и свои ответы. В 1908 г. Е. освятил отреставрированный иконостас ц. мц. Татианы.

Е. был членом Общества любителей духовного просвещения (1870), почетным членом МДА (1903). Награжден рядом орденов, в т. ч. св. Анны 1-й степени.

В последние годы часто болел, был вынужден на время приостановить преподавательскую деятельность. В первые 2 дня после кончины на его квартире при многочисленных посетителях постоянно служились панихиды. 27 окт. 1910 г. профессора Московского ун-та перенесли гроб в ц. мц. Татианы, где состоялась заупокойная всенощная, а 28 окт.- литургия и отпевание в присутствии Московского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского), Дмитровского еп. Трифона (Туркестанова), Серпуховского еп. Анастасия (Грибановского), мн. священников, преподавателей и студентов ун-та. Е. был похоронен на кладбище московского в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» мон-ря. Мон-рь был закрыт и разрушен в 20-х гг. XX в., кладбище также разорено.

Соч.: Сотворение мира: (Опыт истолкования 1-й гл. кн. Бытия) // ЧОЛДП. 1872. Т. 1. С. 104-124, 133-164; Древнеевр. священная поэзия // Там же. С. 402-418, 428-456; История небес и земли: Рай: (Опыт истолкования 2-й гл. кн. Бытия) // Там же. Т. 2. С. 34-64; Св. Евангелие от Марка: Против Баура // Там же. 1873. Т. 1. С. 270-313, 672-711; Т. 2. С. 609-691; История небес и земли: Грехопадение: (Опыт истолкования 3-й гл. кн. Бытия) // Там же. Т. 2. С. 9-35; Анализ 1-12 гл. Евангелия от Луки // Там же. № 3. С. 295-313; № 6. С. 672-711; № 12. С. 609-665; Свидетельства о происхождении перевода LXX и степень их достоверности // Там же. 1875. Т. 1. С. 3-47; Свидетельства о времени завершения ветхозаветного канона: Степень их достоверности и возможные выводы из них // Там же. 1876. Т. 1. С. 118-140; Следует ли считать кн. прор. Варуха каноническою или же должно отнести к разряду неканонических // Там же. 1877. Т. 1. С. 314-318; Пророчество Исаии о Вавилоне: Опыт истолкования 13, 14-23 кн. прор. Исаии // Там же. 1878. Т. 1. С. 347-359; О времени происхождения кн. Иова // Там же. 1879. Т. 1. С. 1-17; Песнь о винограднике: Опыт истолкования 5-й гл. кн. прор. Исаии // Там же. С. 461-485; О «Новом евангелии» гр. Толстого // Там же. 1887. Т. 1. С. 26-70; Советы учащемуся юношеству. М., 1891, 1895; Кр. записки по осн. богословию. М., 1890, 1895, 1904; О конечной цели человеческой жизни. М., 1889; Ист. справка к 5-11 ст. 14 гл. Евангелия от Матфея. СПб., 1895; Очерки из библ. географии. СПб., 1896-1897. 2 т.; Эгоизм. М., 1899; Совр. критика священных ветхозаветных писаний и ее слабые стороны // ВиЦ. 1901. № 1. С. 9-34; № 5. С. 711-724; № 7. С. 203-290; № 8. С. 391-404; № 9. С. 761-776; 1904. № 4. С. 544-579; № 8. С. 403-427; № 9. С. 562-580.
Лит.: Соловьёв И. И., прот. Слово над гробом учителя - прот. Н. А. Елеонского // БВ. 1910. № 11. С. 553-557; он же. Заслуженный проф. богословия в Московском имп. ун-те, прот. Н. А. Елеонский // Там же. № 12. С. 709-728; У Троицы в академии: 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 143, 149, 591; Рус. писатели-богословы: Историки Церкви. Исследователи и толкователи Свящ. Писания: Биобиблиогр. указ. М., 2001. С. 293-297; Мень А. В., прот. Библиологический словарь. СПб., 2002. Т. 1. С. 1400-1403.
Г. М. Запальский
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Библеисты русские Преподаватели Московского Государственного Университета Елеонский Николай Александрович (1843 - 1910), протоиерей, профессор Московского университета, библеист
См.также:
ГРИЛИХЕС Леонид Ефимович (род. 1961), прот., доцент МДА, библеист, преподаватель семит. языков, переводчик
БАЗАРОВ Иоанн Иоаннович (1819 - 1895), прот., проф. словесности СПбДС, автор трудов по библ. истории
БОГОСЛОВСКИЙ-ПЛАТОНОВ Ипполит Михайлович (1820-1870), прот., дух. писатель
ВИШНЯКОВ Николай Петрович (1841 - 1911), прот., проповедник, богослов, библеист
ВОРОНЦОВ Евгений Александрович (1867 - 1925), прот., библеист, историк
ГАЛАХОВ Иаков Иаковлевич (1865 - 1938), прот., правосл. богослов, библеист
ГЛАГОЛЕВ Александр Александрович (1872 - 1937), протоиерей, профессор КДА, библеист
АБРЮЦКИЙ Дмитрий Степанович (1796 - 1860), протоиерей