Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАЛАХОВ
Т. 10, С. 307-308 опубликовано: 20 октября 2010г.


ГАЛАХОВ

Прот. И. И. Галахов. Фотография. Ок. 1917 г.
Прот. И. И. Галахов. Фотография. Ок. 1917 г.

Прот. И. И. Галахов. Фотография. Ок. 1917 г.
Иаков Иаковлевич (13.03.1865, с. Городище Калязинского у. Тверской губ.- 12.09.1938, Актюбинск, Казахстан), прот., правосл. богослов, библеист. Сын священника. В 1885 г. окончил Тверскую ДС по 2-му разряду, поступал в КазДА, но зачисление было отложено на 1 год. В 1885-1886 гг. служил псаломщиком в одном из храмов г. Твери, в 1886 г. зачислен в КазДА, к-рую окончил в 1890 г. с ученой степенью канд. богословия. В том же году архиеп. Тверским и Кашинским Саввой (Тихомировым) рукоположен во священника Никольской ц. г. Бежецка Тверской губ. Защита магист. дис. «Послание Св. ап. Павла к Галатам» состоялась 27 апр. 1897 г. В том же году назначен смотрителем Новоторжского ДУ Тверской епархии. С 14 сент. 1905 г. протоиерей и ректор Черниговской ДС. В 1906 г. принимал участие в Предсоборном присутствии. С 14 авг. 1908 г. профессор богословия Томского ун-та и настоятель Казанско-Богородицкой университетской ц. С 6 апр. 1911 г. по совместительству профессор богословия Томского политехнического ин-та. К 1917 г. имел все предусмотренные для протоиерея награды, включая крест от Святейшего Синода и орден св. Анны 2-й степени. Был делегатом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. по избранию томского духовенства. В связи с упразднением кафедры богословия в янв. 1918 г. стал доцентом по кафедре церковной истории Томского ун-та.

В нояб. 1918 г. избран в состав Временного высшего церковного управления Сибири, осуществлявшего церковную власть в районах, находившихся под контролем правительства А. В. Колчака, и выехал в Омск, где находилось управление. При отступлении белых остался в Омске. Арестован 9 апр. 1920 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности. 5 июля того же года решением Омской ЧК освобожден, но не оправдан, с этого времени в его документах появилась отметка о том, что принимал «участие в белом движении». После освобождения вернулся в Томск. В 1922 г. был повторно арестован и приговорен к расстрелу Томским губ. судом, замененному 5 годами заключения. Наказание отбывал в Александровском исправительном доме в Иркутской губ. Освобожден по амнистии в соответствии с постановлением ВЦИК от 24 февр. 1924 г. В том же году назначен настоятелем Благовещенской ц. Иркутска. Во время пребывания в Иркутске именовался митрофорным протоиереем (когда и кем был награжден митрой, выяснить не удалось). 12 апр. 1927 г. арестован. Постановлением Особого совещания Коллегии ОГПУ от 1 июля 1927 г. приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Туруханске, поддерживал связь с находившимся в том же районе митр. Кириллом (Смирновым). Критически относился к деятельности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) (впосл. Патриарх) и примкнул к непоминающим. После освобождения из ссылки в 1930 г. жил в Казани у сына Николая, освобожденного по амнистии в 1927 г. 31 авг. 1930 г. вновь арестован по делу о создании контрреволюционной орг-ции Истинно Православной церкви в Казани. Особым совещанием коллегии ОГПУ ТАССР 5 янв. 1932 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. По этому же делу были осуждены более 30 казанских «непоминающих», в т. ч. еп. Иоасаф (Удалов), еп. Нектарий (Трезвинский), профессора КазДА, монахи и монахини. Ссылку отбывал в Актюбинской обл., после завершения срока ссылки жил в Актюбинске. В 1938 г. был арестован и расстрелян в соответствии с постановлением тройки НКВД по Актюбинской обл.

Магистер. диссертация Г. представляет собой 1-й на рус. языке историко-экзегетический разбор греч. текста Послания к Галатам. Пользуясь трудами зап. комментаторов (Зифферта, А. В. Майера), Г. опровергает мнения ученых-рационалистов о неподлинности всего Послания или его отдельных частей (Р. Штека, Ф. К. Баура и др.). В заключении Г. исправляет ошибки Синодального перевода Послания. В этой работе Г. продолжает традиции правосл. библеистики, характерные для школы проф. КазДА М. И. Богословского, к-рый считал Г. одним из лучших учеников. Г.- автор ряда работ апологетического характера, в к-рых он критикует совр. социальные и политические теории, как социалистические, так и либеральные. Он на примерах доказывает, что религ. мировоззрение не противоречит научному и совр. достижения науки подтверждают истинность христианства.

Арх.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 8053; Ф. 10. Оп. 2. Д. 591; Архив УФСБ по Омской обл. Д. П-4520; Архив УФСБ по Иркутской обл. Д. 17462; Архив УФСБ Респ. Татарстан. Д. 568995.
Соч.: Послание Св. ап. Павла к Галатам. Каз., 1897; Социалистические утопии XIX в. и христ. начала человеческой жизни. Х., 1902; Поворот к старому в учении о сущности жизненного процесса. Х., 1904; Судьба теории саморазвития. Х., 1905; Библ. допотопный человек и дилювиальный человек науки. Х., 1905; Печальная страница в истории рус. религ. самосознания: По поводу «Вех». Томск, 1910; Н. И. Пирогов и его религ.-филос. взгляды. Томск, 1911; Л. Н. Толстой и его религ. мировоззрение. Томск, 1911; Социализм и христианство // Вера и жизнь. 1912. № 17-24; 1913. № 2, 3 (отд. изд.: Чернигов, 1913); О религии: Богосл.-филос. исслед. Томск, 1911-1915. Ч. 1-2; Бог в природе // ВиР. 1912. № 10-13; 1916. № 6/7, 11; Богословский юридизм: Страница истории университетского богословия // ВиР. 1916. № 4. С. 420-426; Проблема зла. Томск, [1915]; Бог в человеке. Х., 1918.
Лит.: Терновский С. А. Ист. записка о состоянии КазДА после ее преобразования, 1870-1892. Каз., 1892; Юнгеров П. Отзывы о соч... // Протоколы Совета КазДА за 1894 г. Каз., 1895. С. 200-212; Богословский М. То же // Там же. С. 212-218; Протокол защиты дис... // Протоколы... 1897 г. Каз., 1898. С. 109-110; Профессора Томского ун-та: Биогр. слов. Томск, 1996. Вып. 1. С. 72-74.
Е. В. Липаков
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Библеисты русские Богословы русские Галахов Иаков Иаковлевич (1865 - 1938), протоиерей, православный богослов, библеист
См.также:
ВИШНЯКОВ Николай Петрович (1841 - 1911), прот., проповедник, богослов, библеист
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
АЛЬБОВ Михаил Павлович (1844 - после 1915), прот., богослов
АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог "иосифлянства", богослов
АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
БАЗАРОВ Иоанн Иоаннович (1819 - 1895), прот., проф. словесности СПбДС, автор трудов по библ. истории
БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович (1784 или 1785 – 1848), прот., д-р богословия, славист
БОГОЛЮБОВ Николай Михайлович (1872 - 1934), прот., богослов