Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Т. 17, С. 530-531 опубликовано: 23 апреля 2013г.


ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон-рь Хиландар на Афоне)
Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон-рь Хиландар на Афоне)

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон-рь Хиландар на Афоне)
[Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный литийный образ из мон-ря Хиландар на Афоне, прославившийся в сер. XIV в. Название (засвидетельствовано в сер. XVI в.) икона получила вслед. того, что г. Серры (ныне Серес, Греция) в греч. Македонии в средние века у юж. славян ошибочно отождествлялся с малоазийскими Евхаитами. Единственным источником исторических сведений об иконе служит монастырское предание, записанное в 1559 г. в Москве в числе др. рассказов о святынях Хиландарского мон-ря («Повесть страшна и ужаса исполнена и душеполезна верным») со слов участников хиландарского посольства и представленное уникальным списком 3-й четв. XVI в. (ГИМ. Хлуд. № 147Д. Л. 80-97; Турилов. 1996); в южнослав. традиции (включая афонскую) не засвидетельствованы ни цикл сказаний, ни отдельное сказание о Е. и. Согласно этому преданию, Е. и. была взята серб. царем Стефаном Душаном из г. Битола (Пелагония) в Юго-Зап. Македонии во время военного похода на Серры (1345). Город был сильно укреплен, и серб. войско приступило к его осаде. Осажденные вынесли на городские стены кресты и иконы. Благочестивый царь приказал прекратить осаду и направил к городу крестный ход во главе с Е. и., когда же греки начали стрелять со стен по процессии, царь Стефан Душан повелел ее участникам вернуться. В это время греч. вельможа, по имени Каваларь (вероятно, от франц. cavalier - рыцарь), итальянец или француз («фрязин») родом (судя по всему, католик), прицелился, выстрелил из лука и попал в изображение прор. Илии на обороте иконы, из которой чудесным образом потекла кровь. Чудотворный образ развернул несших его в обратном направлении, устремился к городским воротам и с силой ударил в них. Ворота рухнули, а икона «мало пощепися». Серб. войско ворвалось в крепость, и царь Стефан Душан приказал «предать греков острию меча», за исключением женщин и детей. Виновник штурма Каваларь умолил царя сохранить ему жизнь и дать возможность креститься в Православие. Позднее он принял постриг в Хиландаре, «бысть инок искусен» и на свои средства построил башню-пирг (столп) близ монастырских виноградников для защиты братии от разбойников, получившую название «Каваларев пирг». Царь Стефан Душан в память о чуде и в честь Богоматери повелел обложить Е. и. «златом аравитским, с сребром и драгим камением», а царица Елена (в сказании безымянная - см. ст. Евгения) возложила на икону свой венец, «с драгим камением и с женчюгом». Икона была отнесена царским семейством на Афон (1347-1348) и вложена в Хиландарский монастырь. В сер. XVI в. Е. и. считалась едва ли не главной монастырской святыней (ей посвящен один из самых пространных рассказов), с нею совершался крестный ход за пределы обители к кладезю для освящения воды на Богоявление и затем до пирга св. Василия («Василиева градка») на морском побережье. Позднее (между кон. 50-х гг. XVI в. и сер. XVII в.) при неустановленных обстоятельствах почитание Е. и. в Хиландаре прекратилось, а предания о ней в неск. измененном виде вошли в сказание о позднейшей главной монастырской святыне - иконе Божией Матери «Троеручица» (см.: Штављанин-Ђopђевић Љ. Чудеса Пресвете Богородице Aгaпиja Крићанина и нова чуда Богородице Троjеручице манастира Хиландара // АрхПр. 1984/1985. Књ. 6/7. С. 275-290).

В монастырском предании, бытовавшем свыше 2 столетий в устной форме и записанном московским книжником в сер. XVI в., взятие Серр серб. войсками штурмом и истребление его защитников не находят подтверждения в греч. источниках (к-рые несомненно не умолчали бы о факте подобной жестокости противника). Согласно их свидетельствам, город сдался после длительной осады, сопровождавшейся продолжительными переговорами сторон (Миљковић. 2006. С. 322-323 (1347)). Уникальной жанровой особенностью повести, не находящей соответствия в сказаниях о др. чудотворных иконах, является ситуация, в которой икона Божией Матери, традиционно олицетворяющая небесное заступничество и защиту города, выступает в роли Полиоркитиссы (Градоборительницы), штурмующей крепость. В то же время вполне достоверными можно считать сведения о связи Е. и. с г. Битола и о «фрязине» Каваларе. Магнатская фамилия Каваларей (написание вариативно) известна в Византии с сер. XIII в. (Fotic. 2002. Р. 209-211; Миљковић. 2006. С. 321). В 1347 г. неизвестный, по имени Калавар, упоминается в хрисовуле царя Стефана Душана Хиландару (Фотић. 2000. С. 244), год спустя тот же (?) Кавалар (не названный по имени) оставил подпись на акте церковного суда в Серрах, где председательствовал митр. Иаков (Fotic. 2002. Р. 213; Миљковић. 2006. С. 321). В 1351 г. Михаил Каваларь (Калавар) упоминается как вельможа (архонт) царя Стефана Душана, сделавший значительное земельное пожалование Великой Лавре (Kopaћ. 1992. С. 88; Фотић. 2000. С. 245). Разыскания серб. исследователей подтверждают и существование во владениях Хиландара крепостной башни, возведенной или капитально отстроенной Каваларем,- это мощный пирг «на Савином поле» к северу от мон-ря, на полпути к морю, более известный под именем Милутинова (Ibid. С. 244-246; Fotic. 2002. Р. 209-211; Миљковић. 2006. С. 321).

Время и обстоятельства прославления Е. и. в сочетании со свидетельством об изображении на ее обороте прор. Илии (нетипичным для выносных икон) с высокой степенью надежности позволяют отождествить ее с сохранившейся в Хиландаре выносной иконой Божией Матери Аврамиотиссы («Взыграние Младенца», вариант - Младенец на левой руке Богородицы) XIV в. (размером 117×67 см) с греч. надписью, на обороте которой помещена композиция «Илия пророк в пустыне». На первый взгляд как бы существует противоречие между повестью, где Е. и. именуется Одигитрией, и сохранившейся иконой Хиландарского мон-ря, на которой представлено «Взыграние Младенца». Но в действительности противоречия нет, поскольку в средние века эпитет «Одигитрия» не связывался жестко с определенной иконографией. Икона сильно повреждена с обеих сторон, живопись утрачена на значительных участках; недавно была произведена консервация памятника (Ibid. 2006. С. 319-348). Не сохранился и драгоценный убор Е. и., упоминаемый в сказании. Связь Е. и. с Битолой, отмеченная в тексте, подтверждается существованием иконы Божией Матери Пелагонитиссы 1422 г. работы изографа Макария (Художественная галерея, Скопье), иконография которой совпадает с хиландарским образом. По всей вероятности, Е. и. является списком, сделанным не позднее 1345 г. (до отождествления хиландарская икона датировалась 3-й четв. XIV в.- Богдановић, Джурић, Медаковић. 1978. С. 110) с почитавшегося в Битоле по крайней мере с нач. XIV в. чудотворного образа, который получил по месту пребывания наименование Пелагонитиссы. Его оригинал не сохранился (о др. списках, преимущественно изображенных в стенописи, см. в ст. Пелагонитисса), но, судя по наименованию Е. и. в надписи Аврамиотиссой, восходил к чудотворному образу из мон-ря Авраамитов в К-поле (Миљковић. 2006. С. 330-332). Непосредственно к Е. и. восходят, вероятно, хиландарская икона сер. XIV в. и 2 надгробных фресковых изображения (оба до 1371) в аркосолиях хиландарского кафоликона: над погребениями кесаря Воихны и его внука по жен. линии, малолетнего Иоанна Углеши (Ibid. С. 327, 342-343; сл. 9-11).

Лит.: Богдановић Д., Джypuћ В., Медаковић Д. Хиландар. Београд, 1978. С. 110; Турилов А. А. Сербы, греки и «фруг» в Повести о взятии Сереса Стефаном Душаном // Славяне и их соседи: Этно-психологический стереотип в Ср. века: Сб. тез. М., 1990. С. 50-51; он же. Рассказы о чудотворных иконах мон-ря Хиландар в рус. записи XVI в. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 510-529; Кораћ Д. Света Гора под српском влашђу (1345-1371). Београд, 1992. С. 88. (ЗРВИ; Књ. 31); Фотић А. Света Гора и Хиландар у Османском царству (XV-XVII в.). Београд, 2000. С. 172, 174, 209, 210, 244-246, 264; idem (Fotic). Les pyrgos de Kabalareos alias pyrgos du roi Milutin // REB. 2002. Vol. 60. P. 209-213; Миљковић Б. Хиландарска икона српског цара Стефана // ЗРВИ. 2006. Књ. 43. С. 319-348.
А. А. Турилов