Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИТАЕВСКИЙ КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 35, С. 78-82 опубликовано: 28 января 2019г.


КИТАЕВСКИЙ КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Киевской митрополии УПЦ), находится в Голосеевском р-не Киева, на юж. окраине города. Первоначально пустынь Киево-Печерской лавры, в 1993 г. возобновлен как скит Киево-Печерской лавры, с 1996 г. самостоятельный мон-рь.

История

Китаевский Киевский во имя св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
Китаевский Киевский во имя св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

Китаевский Киевский во имя св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
Топоним «Китаев» происходит от устаревшего слова «кита» (то же, что и китица - связка жердей): киты служили для укрепления древнерус. городища, остатки к-рого зафиксированы на Китай-горе (такое название получил природный останец, на 40 м возвышающийся над уровнем Днепра). По мнению ряда историков (М. А. Максимовича, В. Б. Антоновича и др.), здесь находился древнерус. город-крепость Пересечен, упомянутый в летописи под 1154 и 1161 гг. (Лiтопис руський. 1989. С. 261, 278).

В 1710-1711 гг. уроч. Китаево, окруженное лесом, опоясанное полукружием русла обмельчавшей реки («Безымянный ручей») и xолмами, понравилось киевскому ген.-губернатору Д. М. Голицыну, когда он укрылся здесь от эпидемии, охватившей Киев. В благодарность за то, что не заболел, он решил построить в Китаеве на свои средства небольшую обитель. В нач. XVIII в. Голицын стал основным фундатором Малого Китаевского мон-ря, позже названного пустынью. После того как принадлежавшая лавре земля Печерского местечка была отчуждена в пользу военного ведомства для строительства крепости, новоустроенная обитель частично компенсировала экономические потери печерской братии. Арxим. Иоанникий (Сенютович), принимая во внимание полномочия, к-рыми был наделен от имп. Петра I киевский градоначальник, решавший вопросы перемещения мон-рей, был вынужден согласиться с настоятельными рекомендациями Голицына использовать место «под горою Китаевскою, на показанной равнине» для уединенного проживания братии (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 566. Л. 20 об., 1781 г.).

16 окт. 1720 г. жалованной грамотой имп. Петра I новая обитель была закреплена за Киево-Печерской лаврой вместе с др. приписными мон-рями. В 1752 г. в пустыни был пожар, к-рый, согласно доношению в Синод печерского архим. Луки (Белоусовича), уничтожил деревянную ц. во имя святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Колокольни до 1752 г. в пустыни не было, о чем свидетельствует обращение в 1752 г. китаевской братии к наместнику лавры, где сообщается о пожертвовании кнг. Т. Г. Горчаковой уже привезенного из Москвы колокола, который некуда было повесить (Там же. Д. 96. Л. 14-22).

После введения в 1786 г. духовных штатов пустынь была оставлена в ведомстве лавры как пристанище для инвалидов и престарелой братии. Т. о., обитель частично исполняла функции Больничного Троицкого мон-ря, находившегося на территории лавры, к к-рому, согласно грамоте Петра I, по «крепостям» было приписано уроч. Китаево (Там же. Ф. 59. Оп. 1. Д. 7594. Л. 129). Руководители лаврских пустынь именовались «начальниками». Сохранившиеся акты инвентаризации имущества свидетельствуют о частой смене игуменов и иеромонахов. Наиболее ранним свидетельством о жизни в пустыни при начальнике иеросхим. Феодосии являются воспоминания прп. Паисия (Величковского) 1739 г. (Паïсiй (Величковський). 2004). В обязанности начальников входило руководство братией, богослужениями, заведование церковным имуществом, сбор пожертвований и передача полученных сумм в лаврское казначейство (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 бухг. Д. 2378).

6 авг. 1853 г. по указу митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) обитель стала именоваться Свято-Троицкой. Одновременно главный Троицкий храм основательно отремонтировали, но уже к кон. ХIX в. он стал тесным для братии (166 чел. по состоянию на 1892 ). В дни праздников в обитель на богослужение приходили лаврские монахи, а также монахи, служащие в соседних хозяйствах, окрестные жители и паломники, многие молились на улице. Старанием начальника пустыни игум. Герасима Троицкая ц. была увеличена за счет пристройки в зап. части. В 1900 г. там установили голландские печи и стало возможным совершать богослужения в холодные дни (Там же. Оп. 2 общ. Д. 372).

Иеросхимон. Феофил. Литография Поля Пети по рис. неизв. худож. Сер. XIX в. (ГИМ)
Иеросхимон. Феофил. Литография Поля Пети по рис. неизв. худож. Сер. XIX в. (ГИМ)

Иеросхимон. Феофил. Литография Поля Пети по рис. неизв. худож. Сер. XIX в. (ГИМ)

Особое место пустынь занимала в лаврском погребальном комплексе. После приостановки в нач. 80-х гг. ХVIII в. захоронения непосредственно на территории Печерской лавры тех, кто ранее сделали вклады на погребение на погосте Вел. Успенской ц., хоронили в пустыни. Об этом свидетельствуют захоронение 1781 г. у Троицкой ц. флоровской мон. Афанасии (в миру кнг. Т. Г. Горчакова; в девичестве Морткина), при жизни она внесла вклад на погребение при Успенской ц., а также обращение 1782 г. в Духовный собор вдовы киево-подольского мещанина И. Бовтка (ктитора ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Доброго), похороненного в лавре по вкладу на погребение обоих супругов). В этом обращении вдова, ссылаясь на то, «что мертвых тел в Лавре уже погребать запрещено», просит похоронить ее в пустыни (Там же. Оп. 1 общ. Д. 160. Л. 5). Всего же на погосте китаевской Троицкой ц. находилось более 100 захоронений. У сев. стены храма были погребены преподобные Досифей Китаевский и Феофил (Горенковский). В пустыни был похоронен и настоятель киевского Выдубицкого мон-ря архим. Вениамин (Базилевич; † 1873). Киевский юродивый Иоанн Босой (Ковалевский; † 1855) погребен в склепе, который для себя и своего друга Иоанна построил иером. Иларион (см.: Зноско В., свящ. Христа ради юродивый странник Иван Григорьевич, по прозванию «Босый» // Киевские подвижники благочестия. К., 1994. С. 73-120). Значительное по размерам кладбище действовало в сев. части монастырского подворья до 1870 г. В 60-70-х гг. XIX в. недалеко от подворья Троицкого мон-ря был построен Преображенский скит. После закрытия кладбища на территории Троицкого монастыря лаврскую братию стали хоронить в Преображенской пустыни. К 70-м гг. XX в. кладбищенский комплекс пустыни был практически уничтожен. В XXI в. кладбище предполагается возобновить в прежних границах.

В хозяйственной жизни лавры значительную роль играли белильня воска и свечной завод. При обители имелась небольшая пасека, сады и огороды; для обеспечения мукой и хлебом китаевской братии на р. Самборе, по соседству с пустынью, были построены плотина с мельницей, на подворье - пекарня. Однако из-за отсутствия хлебопахотных угодий собственных ресурсов для обеспечения мон-ря зерном и мукой не хватало: братия получала ежемесячное довольствие из лавры, а также пожертвования благодетелей. В Помяннике, составленном в 1728 г. при храме прп. Сергия Радонежского и переписанном в 1867 г. уже в Троицкой ц., список «боголюбивых ктиторов» возглавляет род кн. Д. Голицына, названы роды княгинь Горчаковой, Долгоруковой, Кохановской (НБУВ ИР. Ф. 160. № 491. Л. 17-17 об.).

Сельскохозяйственные ресурсы пустыни стали значительным подспорьем для существования лаврской братии в революционные годы. В 1919 г. Духовный собор принял решение создать на базе лаврских пустыней сельскохозяйственную и ремесленную общины. Была предпринята попытка закрепить за мон-рем землю на арендных условиях. Однако земля отошла в ведение Китаево-Голосеевского коммунального хозяйства, где с 1921 г. монахи и послушники числились на правах «временных работников» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 КДС. Д. 783). Часть помещений отобрали власти. На основе действовавшего при обители приюта для детей-сирот солдат, погибших в войну 1914-1916 гг., организовали детскую колонию (Там же. Оп. 1 КДС. Д. 743. Л. 4, п. 71; Оп. 3. Д. 726. Л. 1). В Китаевской богадельне, взятой на учет гос. отдела социального обеспечения, призреваемых «уплотнили», провели реквизицию личного имущества, установили квартплату, закрыли кухню.

Китаевский Киевский во имя св. Троицы мон-рь. Троицкий собор (1767). Фотография. 2012 г.
Китаевский Киевский во имя св. Троицы мон-рь. Троицкий собор (1767). Фотография. 2012 г.

Китаевский Киевский во имя св. Троицы мон-рь. Троицкий собор (1767). Фотография. 2012 г.

В 20-х гг. XX в. количество братии увеличилось в связи с приходом монахов и послушников из лавры, а также из др. закрытых мон-рей. В 1923 г. в пустыни поселился находившийся на покое в лавре архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (см. ст.: Антоний (Абашидзе)). В 1926 г. в обитель вместе с архим. Ермогеном (Голубевым) перешла значительная часть лаврских монахов, не принявших обновленчества. Богослужения в Китаеве совершались до 1933 г., хотя Троицкий храм по требованию властей был зарегистрирован как приходский, а территория пустыни в 1930 г. передана Всесоюзному исследовательскому ин-ту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 Украинский научно-исследовательский ин-т садоводства). Перед закрытием в пустыни проживало 97 монашествующих. В 1933 г. обитель была окончательно закрыта, в Серафимовской ц. устроен клуб.

В годы нем. оккупации (1941-1943) на территории пустыни существовала община, организованная бывш. наместником лавры Климентом (Жеретиенко) (Рылкова. 2008. С. 94). Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. в Троицком храме начались ремонтно-восстановительные работы. 9 мая 1990 г. был отслужен молебен у входа в церковь, поскольку внутренние работы не были закончены. Первая служба в храме, ставшем приходским, состоялась в янв. 1991 г., в праздник Богоявления. В 1992 г. был установлен 4-ярусный иконостас, выполненный по проекту архит. Р. Быковой на основании описаний утраченного иконостаса ХVIII в. В 1990 г., в праздник Св. Троицы, состоялось богослужение и под сводами храма во имя прп. Серафима Саровского.

В 1993 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) в Китаеве возобновилась монашеская жизнь; начальником скита стал архим. Пафнутий (Россоха; в схиме Феофил; † 1996), настоятелем уже самостоятельного мон-ря в 1996 г. был назначен архим. Прохор (Костюченко). В 2009 г. Троицкий храм передали в ведение обители. 6 июля 2013 г. митр. Киевский и всея Украины Владимир возглавил всенощное бдение в обители и совершил освящение реконструированного Серафимовского храма.

В 2010 г. в монастыре проживало 14 мантийных монахов (в т. ч. 9 в священном сане), 3 рясофорных монаха, мантийная и 2 рясофорные монахини, 4 послушника. Братия руководствуется лаврским общинножительным уставом.

Китаевские пещеры и пещерники

На Китай-горе сохранились пещеры, время возникновения и первоначальная история к-рых неизвестны. Археологический материал, позволяющий говорить о культовом использовании и проживании в них монахов, а также письменные источники, подтверждающие связь пещер с К. м., датируются ХVIII в. После выхода царского указа о запрете отшельничества покинутые пещеры пришли в упадок, входы в часть подземелий обрушились в результате оползней. Архивные документы свидетельствуют о стихийном посещении и использовании лабиринтов на рубеже ХVIII и XIX вв. В 1857 г. послушник Иван Таранов случайно обнаружил один из заваленных участков. Тогда при входе в расчищенные галереи с зап. стороны сделали деревянное крыльцо, а с севера - двери. В 1909 г. эконом пустыни архим. Феодосий распорядился построить деревянную часовню при входе (не сохр.). В 1910 г. послушник Симеон Загородный выполнил обмеры и составил чертеж лабиринтов.

К 2014 г. известно 3 подземных комплекса, не связанных между собой: главный под детинцем городища X-XIII вв. открыт для посещения; 2 других (законсервированы и в большей степени сохр. первозданный вид) располагаются на вершине и на юж. склоне горы под бывш. виноградником. В 1912 г. пещеры впервые исследовала археологическая экспедиция во главе с членом Киевского об-ва охраны памятников старины и искусства А. Д. Эртелем при содействии Киевского отдела Имп. Российского военно-исторического общества (руководители А. И. Павлов и Н. Ф. Наркевич). Второй этап изучения пещер был инициирован в 90-х гг. XX в. отделом «Киев подземный» Музея истории Киева.

Подземные ходы, кельи и церкви выкопаны в слое светло-желтой лессовидной супеси, местами укреплены кирпичом и покрыты известковой побелкой. На участках обрушений найдены следы обшивки деревянными досками. В нач. 90-х гг. XX в. вход в главный комплекс был укреплен железобетонными крепями. Первоначальная архитектурно-планировочная структура пещер неизвестна, но очевидно, что в ХVIII в. образцом для их устроителей служили пещеры Киево-Печерской лавры. Общая протяженность наиболее известного, т. н. Главного комплекса, зафиксированная археологами в 90-х гг. XX в., составила ок. 250 м. Высота коридоров с циркульными сводами - 1,7-1,9 м, ширина - 0,8-1,2 м, т. е. размеры соответствуют человеческому росту и учитывают возможность при встрече двоим разойтись в пещерных коридорах. Кельи имеют «лежанки» - выступы из той же лессовой породы грунта. В торцевых стенах жилых помещений устроены неглубокие ниши для икон, свечей и лампад. Захоронений в Китаевских пещерах не обнаружено. Самые ранние граффити предварительно датируются ХVIII в. Датировка археологического материала ХVII в. связана с преданием о существовании в пещерах в это время скита. В основном обнаружены изразцы и кухонная керамика. Особый интерес представляет упомянутое Эртелем исследование подземного помещения с изразцовой печью на территории бывш. виноградника.

Большое помещение в начале главного комплекса исследователи назвали церковью. Расширением пещер и устройством новой подземной церкви в 60-70-е гг. ХIX в. занимался насельник лавры схим. Тит вместе с келейником Иосифом, но освятить церковь им не удалось (Зноско. 1994). В дни празднования 2000-летия Рождества Христова престол пещерной церкви был освящен в честь Собора Пресв. Богородицы. Над входом в пещеры (1909) построена деревянная часовня.

В документах ХVIII в. упомянуты 2 отшельника, жившие в пещере на Китай-горе: прп. Досифей и белец Гавриил. Наиболее раннее известие о ниx относится к 1744 г., времени посещения Киева имп. Елизаветой Петровной, когда сведения «о жительствующиx при Китаевской пустыни в ямаx» Досифее и Гаврииле запрашивались из канцелярии ген.-губернатора М. И. Леонтьева. В 1781 г. начальник пустыни, сообщая краткие исторические сведения о мон-ре в Дуxовный собор лавры, засвидетельствовал, что имп. Елизавета Петровна в 1744 г. посетила пустынь, «а из оной и к жительствовавшим тогда на отшельничестве в пещераx земляныx одному монаxу Досифею, а другому бельцу Гавриилу пешо xодить и посещать соизволила, а оного бельца Гавриила по его желанию в монаxи постричь указала» (ЦГИАК. Оп. 1 общ. Д. 566. Л. 21).

В 1994 г. на Китай-горе была обнаружена неизвестная ранее пещера; протяженность доступных проходов в пещере ок. 25 м. При расчистке пола археологи нашли фрагменты изразцов, заготовки для ложки-баклуши из липы. В глубине пещеры исследовано помещение, по 3-частному делению атрибутированное как церковь. На престоле находился равноконечный крест, вырезанный из липы. Анализ полученного материала дал основания участнику экспедиции археологу М. М. Стрихарю предположить, что эта пещера могла служить местом подвигов затворника Досифея или его современника.

Святыни

Ковчег с частицами мощей 12 апостолов, праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы; ковчег с мощами 40 святых; мощи юродивого прп. Феофила (с 2009 в монастырском храме Двенадцати апостолов); вериги прп. Феофила; список чудотворной Ватопедской иконы Божией Матери «Закланная»; икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей; икона мч. Трифона с частицей мощей; икона блгв. кн. Даниила Московского с частицей мощей; икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей; епитрахиль и поручи прп. Cерафима; икона свт. Феодосия Черниговского с частицей мощей. У сев. стены Троицкого храма под спудом находятся мощи прп. Досифея (на предполагаемом месте захоронения устроен кенотаф). Особое почитание прп. Серафима в обители объясняется тем, что, по преданию, в 1776 г. именно здесь старец Досифей благословил на монашеский подвиг Прохора Мошнина (прп. Серафима).

Арх.: ЦГИАК. Ф. 59. Оп. 1. Д. 7594. Л. 115-116 зв., 129; Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 19. 1725-1760 гг. 319 л.; Д. 81. 1746 г. 4 л.; Д. 96. 1749-1758 гг. 60 л.; Д. 108а. 1752 г. 3 л.; Д. 160. 1757-1782 гг. 7 л.; Д. 194. 1760-1766 гг. 37 л.; Д. 258. 1763-1764 гг. 8 л.; Д. 308. 1766 г. 11 л.; Д. 566. 1781 г. 101 л.; Д. 2029. 1844 г. 18 л.; Оп. 2 общ. Д. 372. 76 л., 1892-1901 гг.; Оп. 3 общ. Д. 726. Л. 1; Оп. 1 КДС. Д. 743. Л. 4; Д. 783; Оп. 1 бухг. Д. 2378; Ф. 725. Оп. 1. Д. 40. 1912 г. 25 л.; Д. 63. 1911-1914 гг. 6 л.; НБУВ ИР. Ф. 160. № 491; Стрихарь М. Н. и др. Отчет об архитектурно-археологических исследованиях пещер Китаевского Св.-Троицкого скита ХVII в. в Киеве: Ркп. // Науч. архив ИАНАНУ. К., 1994. 12 л.
Лит.: Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. С. 372; Т. 2. С. 705-706; Лiтопис руський. К., 1989; Мовчан I. I. Пiвденний форпост стародавнього Києва // Стародавнiй Киïв: Археологiчнi дослiдження 1984-1989 рр.: Зб. наук. праць. К., 1993. С. 187-205; он же. Китаïвський археологiчний комплекс, 9-13 ст. // Звiд пам'яток iсторiï та культури Украïни. Киïв: Енцикл. вид. / Вiдп. ред. П. Тронько. К., 1999. Кн. 1. Ч. 1. С. 466; Зноско В., свящ. Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской лавры и первый руководитель и наставник прп. Серафима Саровского // Киевские подвижники благочестия. К., 1994. Т. 1. С. 38-39; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 149; Бобровський Т. Китаïвськi печери, 16-18 ст. // Звiд пам'яток iсторiï та культури Украïни. 1999. Кн. 1. Ч. 1. С. 467; Крайняя О. А. Св.-Троицкий Китаевский мон-рь. К., 2004; Паïсiй (Величковський), прп. Автобiографiчна повiсть // Печерський благовiсник. К., 2004. № 2. С. 50-53; Рылкова Л. П. Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за правосл. веру в 20 ст. К., 2008; Крайня О. О., Стрiхар М. М. Печерники Китаïвськоï пустинi Києво-Печерськоï лаври у ХVIII cт. // Могилянськi читання, 2012. К., 2013. С. 37-45.
О. А. Крайняя

Архитектура

Архитектура ансамбля пустыни отразила черты различных стилей от барокко до эклектики. Не сохранились изображения или описания 1-го известного храма на территории комплекса - ц. прп. Сергия Радонежского, возведенной на средства киевского ген.-губернатора Голицына в 1716 г. по благословению местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского). Одновременно были построены деревянные кельи и храм во имя Трех святителей. Между 1752 и 1761 гг. эта церковь была перестроена на средства имп. Елизаветы Петровны при содействии печерского архим. Луки (Белоусовича) по проекту П. И. Неёлова. В то же время под одной с ней крышей был возведен деревянный храм во имя Двенадцати апостолов. В 1763-1767 гг. С. Д. Ковниром на месте обветшалой Сергиевской ц. был поставлен каменный Троицкий храм с приделом во имя прп. Сергия Радонежского. Средства на строительство пожертвовали сын Голицына, Алексей, староста И. Сичевский, мещане В. Гудима и К. Сулима. Этот прямоугольный в плане 3-апсидный 2-светный 6-столпный 5-главый храм, с главами на высоких барабанах по сторонам света, представлял собой пример укр. барокко.

В нач. ХIХ в. из-за ветхости деревянных построек и увеличения числа паломников было необходимо ремонтировать деревянные церкви и приступить к каменному строительству. В 1819 г. в деревянной ц. Двенадцати апостолов побелили интерьеры и обновили престол (освящен 18 июня того же года). В 1829-1837 гг. по проекту А. И. Меленского архит. И. А. Богдановым была сооружена 4-ярусная колокольня в стиле ампир, к-рая стала главной доминантой архитектурного ансамбля пустыни. Парадный вход на территорию пустыни вел в большое помещение 1-го яруса; с внутреннего и внешнего фасадов оно было оформлено 4-колонными портиками. Над ними поднимались 3 яруса, высота которых уменьшалась. В 1838 г. мастер Иван Данцир отремонтировал часы, по преданию уже давно находившиеся в пустыни. Часы разместили на 3-м ярусе колокольни, дополнительно для них было изготовлено 2 медных колокола: один отбивал каждые полчаса, а другой - час.

По проекту Меленского и под личным присмотром Богданова в пустыни на месте ранних деревянных зданий были построены в классическом стиле церкви Двенадцати апостолов и бесстолпная, зального типа Трех святителей с трапезной (1832-1833), а также хозяйственные и жилые помещения. Когда в 1832 г. деревянный храм Трех святителей перенесли в соседний Голосеевский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, весь комплекс обители оказался выполнен в стиле классицизма. На панорамном полотне В. Д. Орловского «Днепр» (1882; Таганрогская картинная галерея) видно, как храм с колокольней органично вписывался в еще не искаженный совр. промышленной и жилой застройкой пейзаж высокого, заросшего густым лесом правого берега Днепра (Манин В. С. Русский пейзаж: Более 1000 картин художников ХVIII-ХХ вв. М., 2001. С. 130-131).

В 40-х гг. XIX в. Троицкая ц. была расширена, к зап. фасаду достроено 2 боковых помещения, установлено 3 новых верха. В 1843-1844 гг. по проекту архит. П. И. Спарро был построен кирпичный братский корпус, имеющий со стороны двора 2 этажа, а со стороны прудов - 3, что позволило органично вписать здание в окружающий сложный рельеф. Корпус, выполненный в стилистике позднего классицизма, практически утратил первоначальный облик в результате реконструкции 2004 г.

Комплекс сооружений исторического ядра пустыни расположился 6-угольником вокруг ц. Св. Троицы. В течение 1851-1852 гг. Спарро возвел кирпичную ограду вокруг пустыни, устроив с северо-зап. стороны экономические ворота с аркой для проезда и калиткой. Ограда придала законченный вид монастырскому комплексу. Ее высота над экономическими воротами достигала 2,25 м, но в целом не превышала 2 м. В 1867 г. мон. Евкарпий (в миру инженер Е. Наумов) построил т. н. Старый госпиталь в стиле позднего классицизма. В 1869 г. по решению Духовного собора лавры территория пустыни была расширена. Обители предоставили земли для нового кладбища, где позднее был оформлен скит, который иногда называли Китаево-кладбищенским (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 2922). Напротив «Болгарского хутора», находившегося неподалеку от пустыни и связанного с деятельностью болг. униат. архиеп. Иосифа Сокольского, по проекту военного инженера А. П. Середы был возведен храм в честь Преображения Господня (1872), 3-нефный, 4-столпный, 1-купольный, со сдвинутым к алтарной апсиде световым барабаном. В 1875-1894 гг. рядом с храмом были устроены кухни, хлебные, кельи, конюшни и т. д. С 1892 г. этот комплекс в документах значился как отдельная адм. единица - Преображенский скит (не сохр.). В 1871 г. на территории хозяйственного двора по проекту мон. Игнатия был возведен деревянный, обложенный кирпичом корпус Нового госпиталя.

В 1892 г. по проекту епархиального архит. В. Н. Николаева Троицкий храм был расширен: первоначальные проемы окон растесаны, пристроены контрфорсы на боковых фасадах, вместо парадного зап. портала достроен нартекс длиной 12,8 м. В результате изменился первоначальный облик памятника, поэтому оценить архитектурные особенности храма, построенного Ковниром, сложно. В 1900 г. собор стал отапливаться.

В 1894 г. в обители на месте бывш. деревянного корпуса был построен Новый дом для престарелых священнослужителей (архит. Середа). В 1898 г. возведен 3-этажный кирпичный жилой корпус в сев. части уличной застройки монастырского подворья (архит. Николаев). В том же году на территорию пустыни из лавры был перенесен свечной завод, для к-рого по проекту Николаева в 1899 г. построили амбар для воска. В 1900 г. к нему было пристроено боковое крыло, а в 1904 г. на пожертвования митр. Флавиана (Городецкого) - кирпичный объем ц. во имя новопрославленного прп. Серафима Саровского. Последняя выполнена в рус. стиле с применением открытой кирпичной кладки.

В советское время сооружения пустыни пришли в упадок и использовались не по назначению. Ограда, колокольня и др. были разобраны, а кирпич использован для хозяйственного строительства. В 80-90-х гг. XX в. здания были отреставрированы, в т. ч. Троицкая ц. (проект 1978 г. архитекторов В. М. Безякина, Р. Быковой и др.). В нач. XXI в. были реконструированы церкви Серафимовская и Двенадцати апостолов (2002-2005), что отчасти привело к утрате архитектурно-художественного единства ансамбля и к нарушению стилистики времен классицизма, ампира и историзма. В наст. время преобладают черты псевдорус. стилистики, к-рая опирается на архитектуру ХVII в., изменился и интерьер церквей. Так, вместо воссозданного в кон. XX в. иконостаса Троицкого храма был установлен новый - мраморный, наподобие иконостаса лаврской Трапезной церкви, выполненного по проекту архит. А. В. Щусева.

Арх.: НКПИКЗ. КПЛ-Пл-451, КПЛ-Пл-1104, КПЛ-Пл-1342, КПЛ-Пл-1398, КПЛ-Ф-4219; ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 2922; Оп. 2 общ. Д. 372.
Лит.: Китаïвська пустинь, 16-20 ст. // Звiд пам'яток iсторiï та культури Украïни. Киïв: Енцикл. вид. / Ред.: П. Тронько. К., 1999. Кн. 1. Ч. 1. С. 463-466; Iзотов А. О. Домiнантнi споруди монастирського комплексу ХVIII - 1-ï пол. ХХ ст. Киïвськоï пустинi: Аспекти реставрацiï i функцiонування в сучасних умовах // Проблемы теории и истории архитектуры Украины: Сб. науч. тр. Од., 2004. Вып. 5. С. 185-192; он же. Троïцька ц. Китаïвськоï пустинi: Oбразно-просторова еволюцiя храму // Украïнська академiя мистецтв: Дослiдницькi та наук.-метод. працi. К., 2005. Вип. 12. С. 249-263; он же. Iст.-мiстобудiвне формування Китаïвського комплексу в контекстi розвитку Києва Х - початку ХХI ст.: Канд. дис. К., 2008. Ркп.
А. А. Изотов
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (муж.) Святыни русских монастырей Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Украина) Китаевский Киевский во имя Святой Троицы мужской монастырь (Киевской митрополии УПЦ), находится в Голосеевском р-не Киева
См.также:
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА ставропигиальный муж. мон-рь УПЦ в Киеве (Украина)
КИЕВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Киеве
АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Луганской и Старобельской епархии (УПЦ)
АХТЫРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ на горе Ахтырь в Сумской и Ахтырской епархии
БАЛАКЛАВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ близ Севастополя (с 891) (Симферопольской и Крымской епархии)
БАХЧИСАРАЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в 2 км от г. Бахчисарая
БЕЛОПОЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Белополье Сумской обл.
БЕСЕДНЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Тихвинском у. Новгородской губ.