Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЖЕН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ
Т. 19, С. 142-143 опубликовано: 17 апреля 2009г.


ЖЕН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ

[в совр. греч. Типиконе - Κυριακὴ γ´, τῶν Μυροφόρων; в слав. -           ], в традиции послеиконоборческого византийского богослужения - 3-е воскресенье после праздника Пасхи (считая само пасхальное воскресенье, т. е. спустя 2 недели после него), посвященное воспоминанию Воскресения Христова и тех, кто помимо св. апостолов были свидетелями этого события - жен-мироносиц и святых Иосифа Аримафейского и Никодима.

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ)
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ)

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ)
В памятниках древнего доиконоборческого иерусалимского богослужения 3-е воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию Иосифа Аримафейского и Никодима, тогда как память жен-мироносиц празднуется во вторник, накануне этого дня (см.: Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 428-429); в цикле неподвижных праздников 2-й из этих памятей условно соответствует 25 апр. (Ibid. P. 207-208); 1-я память также имеет соответствие среди фиксированных дат - 31 авг. (Ibid. P. 317-318).

В к-польских памятниках иконоборческой и послеиконоборческой эпох память жен-мироносиц присоединяется к памяти святых Иосифа и Никодима. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 2. P. 114-116) 3-е воскресенье по Пасхе посвящено памяти прав. Иосифа, св. Никодима, а также Марии Магдалины и др. учениц Христовых. На Пс 50 утрени поются тропари 2-го гласа ῾Ο εὐσχήμων ᾿Ιωσήφ, ἀπὸ τοῦ ξύλου καθελών̇ (     ), Τῶν μαθητῶν σου ὁ χορὸς σὺν μυροφόροις γυναιξν̇ (      ); на литургии: прокимен из Пс 149, Апостол из Деян (6. 1-7), аллилуиарий со стихом из Пс 131. 1-2, Евангелие из Мк (15. 43 - 16. 8), причастен Пс 32. 1. В позднейших памятниках память жен-мироносиц выходит на первое место и встает перед именами святых Иосифа и Никодима; тем не менее основным содержанием песнопений Ж.-м. Н. остается прославление Воскресения Христова.

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 264-265), лучше всего отражающему первоначальную студийскую практику, в Ж.-м. Н. соединяются последования воскресное Октоиха и Триоди (песнопения в честь Ж.-м. Н., прав. Иосифа и св. Никодима). Женам-мироносицам посвящены 2 стихиры на вечерней стиховне и 1 - на утренней, после стихословия Псалтири на утрене поются седальны    и        затем степенны 2-го гласа, прокимен и «Всякое дыхание» 2-го гласа и Евангелие воскресное 4-е (Лк 24. 1-12). Поется канон из службы Великой субботы, после 6-й песни - кондак Ж.-м. Н. 2-го гласа     , после 9-й песни - светилен Ж.-м. Н. В качестве тропаря дня на вечерне и утрене поется    На литургии на блаженнах поется трипеснец (в действительности четверопеснец) Великой субботы, прокимен из Пс 15, аллилуиарий со стихом из Пс 84, Апостол и Евангелие - те же, что и по Типикону Великой ц., причастен не указан. Песнопения в честь жен-мироносиц продолжают исполняться на богослужениях будних дней после Ж.-м. Н.

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Кон. XI - нач. XII в.
Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Кон. XI - нач. XII в.

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Кон. XI - нач. XII в.
В Триодях и Сборниках студийской традиции (напр., в слав. ГИМ. Воскр. № 27, Син. № 325) в Ж.-м. Н. уже содержится канон 2-го гласа, сохраняющийся и в совр. богослужебных книгах (2-го гласа авторства Андрея Критского (согласно греч. Триоди; в слав. Триоди атрибуция отсутствует), без акростиха, ирмос: Τὴν Μωσέως ᾠδήν̇ (  ), нач.: ᾿Εσταυρώθης σαρκί (   )). Большая часть тропарей канона посвящена Распятию и Воскресению Христовым, а жены-мироносицы и святые Иосиф с Никодимом прославляются лишь в 1-2 тропарях в конце каждой песни канона (согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, этот канон поется в понедельник после Ж.-м. Н.).

В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 260-262), по происхождению из южноитал. студийской традиции, в Ж.-м. Н. увеличивается количество песнопений, посвященных женам-мироносицам. Так, на вечерне поется 5 стихир в их честь. Указания о песнопениях и чтениях утрени близки к указаниям Студийско-Алексиевского Типикона, но каноны утрени - воскресный 2-го гласа и Ж.-м. Н. На литургии указана 6-я песнь канона Ж.-м. Н. и вседневные антифоны. Служба на литургии та же, что и по Типикону Великой ц. В Мессинском Типиконе Ж.-м. Н. обозначена как 2-я (то же и в некоторых ранних слав. Триодях, напр., ГИМ. Воскр. № 27).

Согласно Георгия Мтацминдели Типикону сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 297), отражающему студийскую афонскую традицию (к-рая была близка к южноитал.), устав богослужения в Ж.-м. Н. тот же, что и по Мессинскому Типикону, но на вечерне и утрене указаны 2 тропаря (как в Евергетидском Типиконе), и неделя обозначена как 3-я.

Различные редакции Иерусалимского устава, к-рый получил распространение в правосл. Церкви с XIII в. и используется вплоть до настоящего времени, содержат практически одинаковый устав службы в Ж.-м. Н.: совершается обычное воскресное всенощное бдение, соединяются последования Пасхи (канон и стихиры, причем стихиры назначаются только в поздних редакциях Типикона; в частности, в славянском, начиная с издания 1682 г.), воскресное (из Октоиха 2-го гласа) и Триоди. Последование Триоди включает песнопения в честь праведных Иосифа и Никодима и жен-мироносиц: 2 цикла по 3 стихиры, тропарь, канон, седальны, кондак с икосом, светилен (те же, что и в памятниках студийской эпохи). На этой службе не совпадают номера воскресного Евангелия и евангельской стихиры: на утрене читается 3-е воскресное Евангелие, но при этом предписано петь 2-ю стихиру; возможно, это связано с упоминанием в ней жен-мироносиц. На литургии прокимен из Пс 27, аллилуиарий со стихом из Пс 84, причастны Пасхи и воскресный Пс 148. 1, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц.

С Ж.-м. Н. имеет ряд гимнографических параллелей Великая суббота: совпадают тропари (  , воскресный 2-го гласа,   , неск. стихир; в древности этих совпадений могло быть больше - по Студийско-Алексиевскому Типикону в Ж.-м. Н. назначается канон Великой субботы), среди этих песнопений нек-рые посвящены женам-мироносицам. Но так как этот день в отличие от Ж.-м. Н. только предваряет Пасху, тропари    и    приводятся без концовок, в к-рых прославляется Воскресение.

А. А. Лукашевич
Ключевые слова:
Праздники Русской Православной Церкви подвижные Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб Жен-мироносиц неделя, 3-е воскресенье после праздника Пасхи (считая само пасхальное воскресенье)
См.также:
АНТИПАСХА 2-я нед. (воскресенье) после Пасхи
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа
ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа
ГОД ЦЕРКОВНЫЙ система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви
ДУХОВ ДЕНЬ понедельник, следующий за праздником Пятидесятницы, посвященный прославлению Св. Духа