Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГОД ЦЕРКОВНЫЙ
Т. 11, С. 672-683 опубликовано: 7 апреля 2011г.


ГОД ЦЕРКОВНЫЙ

система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек-рое внешнее сходство с праздничными календарными циклами, существующими в др. религиях, Г. ц. тесно связан с христ. пониманием времени.

Термин «Г. ц.»

(или «христианский год») появился в XVI в. в связи с возросшей секуляризацией жизни и разделением церковного и «светского» времени (Kranemann. 1991). С XIX в. в научной лит-ре начинает использоваться термин «литургический год». При этом до 2-й пол. XX в. изучение Г. ц. чаще всего ограничивалось фактографическими описаниями его отдельных составляющих (праздников, постов, памятей святых; ср.: Дебольский. 1846; Kellner. 1901; Pascher. 1963), тогда как внутренние связи и происхождение периодов Г. ц. стали предметом исследования только благодаря росту научного знания в области древних календарных систем (Strobel. 1977; Talley. 1986).

Основные элементы Г. ц.

Формирование структуры христ. года заняло неск. столетий. Хотя в разных литургических традициях сложились свои наборы праздников и постов, в основе Г. ц. и на Востоке, и на Западе лежат: солнечный юлианский год (3651/4 дня), лунно-солнечный пасхальный цикл (к-рый с VI в. почти повсеместно был привязан к 19-летнему периоду) и 7-дневный недельный цикл. На них построены годовой неподвижный богослужебный круг, к-рый составляют праздники, имеющие фиксированную дату по солнечному календарю, и годовой подвижный богослужебный круг с элементами, зависящими от даты празднования Пасхи, привязанной к лунно-солнечному пасхальному циклу и от года к году меняющей положение в солнечном календаре.

В каждой литургической традиции принято деление Г. ц. на неск. периодов, разных по продолжительности (напр., 40-дневный период Великого поста), обычно зависящих от великих праздников (Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы и др.). Вокруг господских и Богородичных праздников и нек-рых памятей святых образуются особые группы дней, предваряющие (т. н. предпразднства, навечерия, вигилии и т. п.) и завершающие (попразднства, отдания праздников, октавы) основной день праздника. В средние века во мн. традициях установились различные варианты классификации праздников по степени значимости.

Баланс между подвижным и неподвижным компонентами Г. ц. в каждой литургической традиции достигается по-разному, что проявляется в особенностях распределения гимнографического, евхологического и лекционарного материала на весь год по литургическим книгам. Если зап. традиции свойственно включение подвижного круга в структуру неподвижного в качестве его особого периода, то для вост. христиан-нехалкидонитов, напротив, характерно господство подвижного круга, что выражается в изменении дат начала и окончания отдельных периодов Г. ц., основных праздников и памятей святых. В правосл. Церкви, следующей послеиконоборческой визант. традиции, подвижный и неподвижный круги строго разграничены; гимнографические тексты обоих кругов помещены в разные книги (Триодь и Минею соответственно); уставы праздников подвижного и неподвижного кругов описываются в различных частях Типикона; существуют сложные правила их соединения при совпадении праздников 2 кругов (см. статьи Благовещенские главы, Марковы главы).

С Г. ц. тесно связаны лекционарная система, устанавливающая порядок чтения Свящ. Писания (а также учительных книг) в течение года в рядовые, воскресные, праздничные дни (см. также ст. Лекционарий), и календарь, указывающий на каждый день года не только основное празднуемое событие или память святого, но и памятные даты, не имеющие литургического выражения (см. также Мартиролог, Месяцеслов).

Истоки Г. ц.

Поскольку христианство явилось продолжением и исполнением ветхозаветной религии, Г. ц. возник как продолжение иудейского богослужебного года. Сам Господь Иисус Христос, исполняя ветхозаветный закон (Мф 5. 17-18), принимал участие в основных ежегодных евр. праздниках (ср.: Лк 2. 41-42), самыми важными из к-рых в ту эпоху были Пасха (с 7-дневным праздником опресноков), Пятидесятница (иначе праздник Седмин) и Кущи (Исх 23. 14-17; Втор 16. 1-17; Лев 23; Числ 28-29; Иез 45. 18-25). Значимость этих праздников, к-рые были воспоминанием исторических событий из жизни израильского народа (исхода из Египта, пребывания в пустыне, Синайского законодательства, вхождения в землю обетованную), подчеркивалась обязательным паломничеством в Иерусалим.

Определение дат иудейских праздников в межзаветный период вызывало сложность, поскольку разные религ. течения в иудаизме делали это по-своему. В иудейских источниках межзаветного времени засвидетельствовано употребление по крайней мере 2 различных систем исчисления праздников: помимо лунно-солнечного 354-дневного календаря, к-рый был заимствован из Вавилонии и к-рым пользовались первосвященники иерусалимского храма до его разрушения в 70 г. (этот календарь сохр. раввинистическая традиция), из 1-й кн. Еноха, книги Юбилеев и свитков Мёртвого м. известен 364-дневный календарь, построенный на умозрительных вычислениях, основанных на Свящ. Писании, где даты всех праздников всегда приходятся на один и тот же день недели и где год в целом организован как последовательность периодов, по 7 недель каждый (Beckwith. 1996; Abegg. 2000).

Г. ц. в ранней Церкви (до 325)

Основные принципы Г. ц. начали складываться уже в первые 3 столетия по Р. Х., когда в разных регионах распространения христианства происходила адаптация ветхозаветного наследия к местным условиям церковной жизни. Отказ от участия в иудейских праздниках начался в среде христиан из язычников, что было санкционировано апостольским Иерусалимским Собором (Деян 15. 6-29). Ап. Павел, обращаясь к галатийским христианам, подвергает критике соблюдение иудейских праздников (Гал 4. 10), хотя в главных из них он сам участвовал (Деян 20. 6, 16; 1 Кор 16. 8). Празднование важнейших из иудейских праздников получило продолжение в Церкви потому, что с ними были связаны основные события христ. Свящ. истории - Крестная смерть и Воскресение Спасителя и Сошествие Св. Духа. Точные даты этих исторических событий по юлианскому календарю (к-рый христиане не могли игнорировать, поскольку по нему жила Римская империя) неизвестны, и с проблемой их вычисления Церковь столкнулась на раннем этапе существования.

Формирование Г. ц. началось со смещения главного праздничного дня в 7-дневном цикле, к-рым в ВЗ была суббота (вопрос об отношении в ранней Церкви к субботе остается дискуссионным), на следующий за ней день (в новозаветную эпоху он получил имя дня Господня или «восьмого дня», а впосл. стал чаще всего называться воскресеньем). Еженедельное празднование сразу стало важнейшим отличием христ. системы праздников от языческой - об этом свидетельствует, напр., Тертуллиан (нач. III в.) (Tertull. De idololatr. 14). В воскресный день вспоминалось прежде всего Воскресение Христа, а также Его Вознесение; этот день воспринимался как начало творения (ср.: Быт 1. 5), а также как начало вечности, нового мира (Barnaba. Ep. 15). Вместе с тем в III в. высказывались мнения, что для христиан каждый день должен быть Господним (т. е. посвященным Богу) и праздничным (Orig. In Is. 5. 2; In Gen. hom. 10. 3). Помимо воскресенья в новозаветную (или близкую к ней) эпоху среди дней недели особо выделялись среда и пятница - пост этих дней отмечается уже в «Дидахе».

Еще одним важнейшим компонентом Г. ц., унаследованным из ветхо- и межзаветной эпох, стало соблюдение 7-недельных периодов. На Западе известно только о периоде Пятидесятницы - 50 дней после Пасхи (Tertull. De orat. 23; De idolatr. 14), на Востоке выделяли больше периодов, и они, вероятно, определяли структуру Г. ц. Такая структура Г. ц., когда он разделяется на неск. основных периодов, по 7 или 8 недель каждый, и неск. вспомогательных, сохранилась в восточно-сир. традиции, следы подобной системы встречаются в памятниках иерусалимского богослужения IV-X вв. (Ray. 2000), а также в западно-сир., арм. и эфиоп. источниках. По всей вероятности, главным христ. центром, ориентировавшимся на подобную структуру Г. ц., была Антиохия, однако всеобщее употребление рим. юлианского календаря постепенно вытеснило эту структуру, сохранилась она лишь в восточно-сирийском обряде, использовавшемся христианами Персии, вне пределов Римской империи.

Пасха как центр Г. ц.

Наряду с 7-дневным циклом Церковь восприняла из ветхозаветной традиции обычай праздновать Пасху, наполнив его новым содержанием. Хотя первые упоминания христ. Пасхи относятся к нач. II в. (Diogn. 12. 9), до Вселенского I Собора (325) в разных центрах христианства этот праздник отмечался в разные дни и имел свои богословские акценты.

В отношении выбора даты главная трудность заключалась в том, что празднование Пасхи было привязано к лунному календарю, не коррелировавшему с солнечным юлианским годом. Простым решением проблемы определения даты Пасхи было решение продолжать праздновать ее вместе с иудеями в ночь с 14-го на 15-е нисана. Этой традиции дольше всех следовали малоазийские христиане (Euseb. Hist. eccl. V 23. 1), отход от подобной практики начался во II в. сначала в Риме, затем в Александрии и был связан с окончательным разрывом с иудейской традицией. Ключевым изменением стала привязка даты празднования Пасхи к воскресному дню, следующему за 1-м весенним полнолунием (к времени Тертуллиана и Ипполита Римского на Западе такое определение дня празднования Пасхи уже было нормой); в результате пасхальных споров II-III вв. эта практика была принята повсеместно (а тех, кто ее не приняли, стали называть четыренадесятниками). В III в. в Александрии было введено еще одно обязательное условие - при исчислении Пасхи учитывать дату весеннего равноденствия по юлианскому календарю; с учетом этой поправки зап. способ определения даты Пасхи был утвержден всей Церковью на I Вселенском Соборе (те, кто не приняли александрийскую поправку, стали называться протопасхитами) (подробнее см. ст. Пасхалия).

Выбор даты празднования Пасхи во многом определял и ее богословское содержание. Видимо, изначально это было следование примеру Господа Иисуса Христа и апостолов (следы такого понимания: Hipp. Syntagma // PG. 10. Col. 868). Очень скоро исполнение ветхозаветной заповеди оказалось соединено с воспоминанием о Страстях Христовых (1 Кор 5. 7; Ep. apost. 15; Melito Pasch. 46. 326), поскольку Распятие Господа и Его Крестная смерть произошли в тот день, когда, по Евангелию от Иоанна, совершалось принесение в жертву агнца пасхального (согласно синоптикам - на следующий день). На Востоке, где следовали практике однодневного торжества по лунному календарю, акцент делался на совершившемся Искуплении (Melito Pasch. 1. 6; 103. 792, 796), Пасха понималась как новый исход, переход от Смерти к Воскресению. На Западе же, где празднование Пасхи очень скоро было привязано к воскресному дню, ее стали понимать как праздник Воскресения. Принятие всей Церковью единой пасхалии в ходе пасхальных споров II-III вв. и окончательного разрешения разногласий относительно даты празднования Пасхи на I Вселенском Соборе привело к повсеместному установлению 3-дневного празднования в честь Распятия и Воскресения Господа с воспоминанием Страстей в пятницу и Воскресения в воскресенье.

В зависимости от того или иного понимания содержания пасхального торжества во II-III вв. Пасха могла считаться или днем строгого поста, или, наоборот, днем радости, к-рому мог предшествовать пост (Tertull. De orat. 18; De ieiun. 2. 2; Euseb. Hist. eccl. V 24. 12-13). С III в. пост начинает отделяться от праздника Пасхи и превращается в подготовительный предпасхальный период. В 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского (Ɨ 265) предпасхальный пост составляет 6 дней (Dion. Alex. Ep. ad Basilid. 1; ср.: Euseb. Hist. eccl. V 24. 12-13; Didasc. Apost. 5. 18-19). В нек-рых памятниках III в. упоминается 40-дневный пост, но без привязки к определенному периоду года (Orig. In Lev. 10. 2; 20-е прав. араб. «Канонов Ипполита», IV в.; 1-е прав. сщмч. Петра, еп. Александрийского, 305 или 306 г.). В IV в. предпасхальный пост получил наименование Великого поста и был принят во всех Церквах, хотя его продолжительность окончательно определилась только к V-VI вв.

Важным для становления предпасхального поста и Г. ц. в целом стал обычай, в III в. известный только по памятникам рим. и североафрикан. традиций, а в последующее время и в др. традициях (напр., иерусалимской и к-польской), совершать на Пасху (в пасхальную ночь (на Западе) или вечером в Великую субботу (на Востоке)) таинство Крещения новообращенных (Tertull. De bapt. 19. 1; Hipp. In Dan. 1. 16), что впосл. привело к соединению предкрещальной подготовки с Великим постом. К IV в. в качестве особого праздника утвердилось празднование Пятидесятницы, посвященной воспоминанию Сошествия Св. Духа и являющейся последним днем периода Пятидесятницы, так же как и Великий пост, привязанного к Пасхе.

Неподвижные праздники

Рождество Христово. Икона. 1546 г. (мон-рь Ставроникита, Афон)
Рождество Христово. Икона. 1546 г. (мон-рь Ставроникита, Афон)

Рождество Христово. Икона. 1546 г. (мон-рь Ставроникита, Афон)
В III в. в Г. ц. наряду с Пасхой появляется еще одна важнейшая веха - праздник Рождества Христова (на Западе) или Богоявления (на Востоке). Как и в случае Крестной смерти, точные даты Благовещения, Рождества Христова и Крещения Господа неизвестны. Хотя в предании нек-рых христ. общин сохранялись конкретные числа Благовещения или Рождества (Clem. Alex. Strom. 1. 145-146; Epiph. Adv. haer. 51. 29. 2; Aug. De Trinit. 4. 5; De divers. quaest. 56), общепринято связывать Рождество Спасителя с днем зимнего солнцеворота, тем более что в это же время совершались языческие торжества в честь Солнца (Epiph. Adv. haer. 51. 22. 8-11; Plin. Sen. Natur. hist. 2. 106; 31. 13; в Риме имп. Аврелиан в 275 установил праздник в честь Непобедимого солнца (Natale Solis Invicti)), а Христос в соответствии с пророчеством Мал 4. 2 именовался «Солнцем правды» (Odae Solomon. 15). Конкретные числа зимнего солнцеворота различались: на Востоке было принято 6 янв. (Epiph. Adv. haer. 51. 22. 4; 24. 1; 27. 5), в Риме - 25 дек. (в наст. время - 21 дек.). Именно эти даты были встроены в структуру Г. ц. как праздники Богоявления и Рождества Христова; в IV в. и на Востоке (за нек-рыми исключениями), и на Западе было принято празднование обоих праздников; со временем вокруг них сложились свои системы постов, предпразднственных и попразднственных дней и связанных с ними празднований (напр., праздник Сретения Господня).

Др. важным элементом Г. ц. в доникейский период стало празднование памяти мучеников и епископов. Заповедь о совершении таких памятей содержится и в НЗ (Евр 13. 7). Самый ранний пример - почитание сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (Mart. Polyc. 18). Памяти большого числа мучеников регулярно отмечались после гонений Деция (249-251), Валериана (257-260) и Диоклетиана (303-304). Однако до IV в. эти празднования не были общецерковными и носили местный характер, поскольку были связаны с почитанием св. мощей, места захоронения или мученичества того или иного святого.

Развитие Г. ц. в посленикейский период

Заложенные в раннехрист. эпоху принципы устройства Г. ц. развивались в различных литургических традициях христ. мира, что скоро привело к созданию сложных циклов праздников, календарных и лекционарных систем и на Востоке, и на Западе. И если в доиконоборческую эпоху эти системы сосуществовали внутри одной Вселенской Церкви, то в послеиконоборческую в правосл. мире был принят к-польский Г. ц., описанный в Типиконе Великой церкви и визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах, тогда как др. вост. системы Г. ц. сохранились в употреблении только в национальных монофизитских и несторианской Церквах; после 1054 г. следование зап. системам Г. ц. стало одной из особенностей католич. богослужения (на этих же системах основывается и Г. ц. у протестантов).

В 1582 г. в католич. Церкви была проведена григорианская реформа календаря (переход на новый стиль), к-рая скорректировала юлианский год по отношению к астрономическому году. Это привело к расхождению с Вост. Церквами в датах как неподвижного (даты праздников по юлианскому календарю отстают от тех же дат по григорианскому, причем это отставание накапливается: если в XVII в. оно составляло 10 дней, то в XX-XXI вв. оно составляет 13 дней, в XXII в. будет 14 дней), так и подвижного круга. В XX в. ряд Поместных Православных Церквей перешел на т. н. новоюлианский год, являющийся попыткой компромисса между юлианским (старый стиль) и григорианским календарями - в новоюлианском году даты праздников неподвижного круга соответствуют григорианскому, однако даты подвижного круга исчисляются на основе юлианского. В наст. время из Поместных Православных Церквей юлианскому календарю следуют Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская Церкви, а также мон-ри Св. Горы Афон (под предлогом невозможности «празднования с инославными» на канонических территориях перешедших на новоюлианский стиль Церквей образовалось неск. раскольнических групп «старостильников»); Финская автономная Православная Церковь следует григорианскому календарю; остальные Поместные Православные Церкви - новоюлианскому.

Византийская послеиконоборческая традиция

к-рая определяет богослужение всей правосл. Церкви, сформировалась ок. VIII в. на основе древних литургических традиций Иерусалима и К-поля. Источники, подробно описывающие структуру к-польского Г. ц. в доиконоборческую эпоху, не сохранились, однако анализ порядка следования кондаков в визант. Кондакарях и нек-рые др. косвенные источники позволяют предположить (Пентковский. 2001), что богослужение было близко к древнему (до VII в., но отраженному в источниках до X в. включительно) иерусалимскому, где в отличие от послеиконоборческого Г. ц. начинался с Рождества Христова; описания подвижных и неподвижных праздников не образовывали 2 разных разделов богослужебных книг, а выписывались вперемешку; но, как и в послеиконоборческом Г. ц., подвижный годовой цикл помимо Великого поста и Пятидесятницы уже включал подготовительный предпостовой период и неделю после Пятидесятницы; Великий пост и Пятидесятница имели сложную внутреннюю структуру (хотя сама система памятей этих периодов в древних иерусалимских памятниках устроена иначе, чем в визант. послеиконоборческих); набор важнейших неподвижных праздников был близок к послеиконоборческому (подробнее см. ст. Иерусалимское богослужение).

В послеиконоборческую эпоху определяющими в правосл. мире становятся к-польские синаксарь (система праздников и памятей Г. ц.) и лекционарная система, впервые описанные в Типиконе Великой ц. и легшие в основу визант. монастырских Типиконов. Важнейшей особенностью Г. ц. в визант. послеиконоборческой традиции является строгое разграничение подвижного и неподвижного компонентов - богослужение этих периодов описывается в разных разделах Типиконов и Лекционариев; гимнографический материал также разделен по разным книгам: в Триоди - песнопения годового подвижного круга, в Минее - песнопения годового неподвижного круга. Песнопения недельного цикла - седмичного круга - помещены в Октоихе (при этом известны памятники, в к-рых подвижный и неподвижный круги смешиваются, напр., в западнорус. «Златой Матице» 1-й пол. XVI в. (РНБ. Погод. 1024) минейные тексты последовательно приурочены к триодному циклу (неделям по Пятидесятнице)).

Началом литургического года считается 1 сент. (в древних иерусалимских памятниках для начала Г. ц. выбирался праздник Рождества Христова или Богоявления, в нек-рых к-польских памятниках началом Г. ц. выступает 23 сент.). Значимой вершиной является праздник Пасхи, организующий весь подвижный круг, а также праздники Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.) и Рождества Христова и Богоявления. Этим праздникам часто предшествует предпразднство и последует попразднство и отдание. Кроме постов среды и пятницы (к-рые отменяются в т. н. сплошные седмицы) Г. ц. содержит неск. однодневных постов, а кроме Великого поста - еще 3 (до XII в. 2) многодневных.

Подвижный богослужебный круг

Центром этого периода, как и в др. традициях, является праздник Пасхи (Светлого Христова Воскресения). Период Великого поста продолжается 6 недель и завершается в пятницу перед Лазаревой субботой (нек-рые источники называют последним днем Великого поста Великую среду). Далее следует пост Страстной (или Великой) седмицы, непосредственно предшествующей празднику Пасхи. Пасхальная седмица носит название Светлой (или Новой; греч. τῆς διακαινησίμου, букв.- обновления) и завершается праздником Антипасхи (Неделей ап. Фомы); празднование Пасхи продолжается до среды перед праздником Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи), к-рый всегда приходится на четверг и празднуется до пятницы следующей недели; период Пятидесятницы замыкают Троицкая родительская суббота, Пятидесятница (или Троица), ее попразднство и отдание и праздник Всех святых в воскресенье после Пятидесятницы, вслед за к-рым сразу начинается Апостольский (или Петров) пост. Великому посту предшествует ряд подготовительных недель. К VII в. уже существовали Мясопустная и Сыропустная недели (воскресенья) (промежуток между ними уже является приготовлением к посту, когда прекращается вкушение мяса); в IX-X вв. подготовительный период открывался Блудного сына неделей, а не позднее XI в. перед ней было прибавлено еще одно воскресенье - Неделя о мытаре и фарисее, с к-рой в наст. время начинается пение Триоди Постной (в древнем иерусалимском богослужении притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее служили чтениями самого Великого поста). Как период Великого поста, так и период Пятидесятницы имеют сложную внутреннюю структуру, особыми посвящениями отмечены все воскресенья этих периодов и большинство суббот, а также ряд седмичных дней (напр., в среду 4-й седмицы по Пасхе совершается праздник Преполовения Пятидесятницы). Период года вне Великого поста и подготовительных к нему недель, Пятидесятницы и Недели всех святых формально считается временем, когда памятей подвижного круга нет (его принято называть временем пения Октоиха), хотя подвижный круг определяет на весь год порядок следования гласов Октоиха и утренних воскресных евангельских чтений, а в значительной степени и порядок чтения Апостола и Евангелия.

Неподвижный богослужебный круг

Крещение Господне. Икона. XVII в. (Национальный исторический музей, София)
Крещение Господне. Икона. XVII в. (Национальный исторический музей, София)

Крещение Господне. Икона. XVII в. (Национальный исторический музей, София)
В доиконоборческую эпоху в визант. традиции сложился круг важнейших неподвижных Господских праздников. К кон. IV в. в Иерусалиме таковыми были праздники Рождества Христова и Крещения Господня, а также Обновления (т. е. освящения - греч. ἐϒκαίνια) главных иерусалимских храмов. К IV-V вв. восходит традиция соблюдать посты предрождественский и в кануны Рождества Христова, Крещения Господня (навечерия или сочельники; греч. παραμονὴ) и Обновления. Вне Иерусалима в V-VI вв. день после Обновления, получивший имя праздника Воздвижения Креста Господня, стал более важным праздником, чем само Обновление. Значительными эти 3 неподвижных праздника остались и в послеиконоборческую эпоху, причем перед Рождеством Христовым (в рамках 40-дневного Рождественского поста) были установлены воскресенья св. отцов (ветхозаветных праведников) и праотцов (букв.- [воскресенье] перед [воскресеньем] отцов) и 5-дневное предпразднство, последний день к-рого является навечерием праздника; после Рождества Христова было установлено воскресенье св. Богоотцов (сродников Христа по плоти) и 6-дневное попразднство, а на 7-й день - праздник Обрезания Господня; период между Рождеством Христовым и Крещением Господним (Богоявлением) получил наименование св. дней (святок), когда отменяется всякий пост (кроме последнего дня святок, являющегося постным днем навечерия Крещения Господня); особый статус получили недели (воскресенья) и до и после праздников Воздвижения Креста Господня и Богоявления, а также дни до (предпразднства) и после (попразднства) этих праздников. С VI в. на следующий день после Рождества Христова начали совершать Собор Пресв. Богородицы (ранее праздник в честь Пресв. Девы в К-поле отмечался в воскресенье перед Рождеством Христовым), а на следующий день после Богоявления - Собор Иоанна Предтечи.

Дата Рождества Христова определила и даты др. праздников, с ним связанных,- Благовещения Пресв. Богородицы, Обрезания и Сретения Господня (существовал в Иерусалиме в кон. IV в.), Рождества св. Иоанна Предтечи и др. По образцу цикла Господских праздников начал формироваться цикл Богородичных праздников, к древнейшим из них помимо Благовещения относится Успение Пресв. Богородицы (15 авг.).

Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Мастер Семен Бороздин. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГРМ)
Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Мастер Семен Бороздин. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГРМ)

Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Мастер Семен Бороздин. Кон. XVI — нач. XVII в. (ГРМ)

Огромное значение в древности имели памяти святых, многие из к-рых после IV в. в отличие от раннехрист. эпохи стали общецерковными (Спасский. Месяцеслов). Послеиконоборческий Типикон Великой ц. указывает на каждый день года неск. памятей, хотя гимнографические тексты выписаны далеко не для каждой из них. В различных редакциях Студийского устава также встречаются дни без всякого последования воспоминаемому святому - но уже в Минеях студийской эпохи одно или даже неск. гимнографических последований выписаны на каждый день. Со временем число празднуемых святых, имеющих богослужебные последования, возросло. Так, в Иерусалимском уставе нет ни одного дня, не являющегося праздником или же памятью святого, имеющего собственное последование; в совр. изданиях Минеи на каждый день года дано 1-2 гимнографических последования (в совр. рус. изданиях Минеи встречаются и дни с 4-5 последованиями).

Преображение. Икона. 1546 г. (мон-рь Ставроникита, Афон)
Преображение. Икона. 1546 г. (мон-рь Ставроникита, Афон)

Преображение. Икона. 1546 г. (мон-рь Ставроникита, Афон)
В доиконоборческих и ранних послеиконоборческих памятниках значительное место занимают памяти освящений храмов, по количеству сравнимые с памятями святых. В позднейшую эпоху, особенно в связи с распространением Иерусалимского устава, празднование обновлений храмов перестает быть общепринятой практикой, в календаре сохраняется лишь неск. таких памятей (напр., Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, храма вмч. Георгия в Лидде, храма вмч. Георгия в Киеве), а место этих памятей в приходской и монастырской практике занимают престольные праздники, т. е. празднование дат посвящений, а не дней, когда храмы освящали. Большое значение в позднейшую эпоху получают и многочисленные праздники в честь чтимых икон Божией Матери.

В иконоборческую эпоху появляются перечни наиболее значимых праздников в Г. ц., напр. у Иоанна Эвбейского († ок. 744) (Sermo in conceptionem S. Deiparae // PG. 96. Col. 1473-1476, 1497). В XI в. Никон Черногорец пишет о делении праздников на великие, средние и малые; в позднейших памятниках это деление еще более уточняется (см. ст. Знаки праздников Месяцеслова). Из числа великих в XII-XIV вв. выделяются 12 наиболее значимых, к-рые получают название двунадесятые праздники: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Преображение, Рождество Пресв. Богородицы, Введение Пресв. Богородицы во храм, Успение Пресв. Богородицы.

Помимо Великого поста в визант. традиции установились еще 3 продолжительных периода поста: к IX-X вв. 40-дневный Рождественский (или Филиппов) пост (15 нояб.- 24 дек.) и подвижный (от 1 до 6 недель) Апостольский (Петров) пост (с понедельника после воскресенья после Пятидесятницы до 28 июня, 29 июня - праздник апостолов Петра и Павла), а к XII-XIII вв.- Успенский (1-14 авг., перед праздником Успения Пресв. Богородицы). В течение года особо выделились однодневные посты в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 авг.), Воздвижения Креста и в Крещенский сочельник (5 янв.).

Нехалкидонские восточные Церкви

Восточно-сирийский обряд

Ряд Церквей восточно-сир. обряда следуют юлианскому календарю, другие (прежде всего униаты) - григорианскому, сохраняя в нек-рой степени деление Г. ц. на 50-дневные периоды (седмины), к-рых насчитывается 9. Каждый из них охватывает 7 воскресных дней, за исключением первого и последнего периодов, к-рые продолжаются 4 воскресенья (в средневек. толкованиях это объясняется тем, что они посвящены Кресту). Эта стройная схема на практике нарушается, и продолжительность нек-рых периодов может изменяться.

Период Благовещения наступает за 4 недели до Рождества Христова (25 дек.) и охватывает еще 2 недели после него. C 1 дек. начинается Рождественский пост, к-рый продолжается до самого дня праздника (иногда он называется пост Моисея). В 1-е воскресенье после Рождества вспоминается поклонение волхвов, бегство в Египет и избиение Вифлеемских младенцев, а во 2-е - Обрезание Господне, Сретение и пребывание Отрока Иисуса в храме среди учителей. Период Богоявления составляет 7-8 недель в зависимости от даты Пасхи. Периоду Великого поста предшествует пост ниневитян, установление к-рого, по легенде, связано с эпидемией чумы при католикосе Иезекииле (566-581). По положению в Г. ц. пост ниневитян напоминает визант. седмицу после Недели о мытаре и фарисее. Великий пост продолжается 7 недель. 1-я и 4-я седмицы Великого поста носят название «недели тайн», потому что в это время, как и в первые 3 дня Страстной седмицы, в древности ежедневно совершалось Причащение Преждеосвященными Дарами. Окончанием Великого поста считается либо пятница перед Входом Господним в Иерусалим, либо Великая среда. Пасхальный период продолжается 7 недель, до праздника Вознесения. Отсчет недель начинается с воскресенья после Пасхи, к-рое называется Новым. Период апостолов начинается с воскресенья Пятидесятницы и продолжается 7 недель, период Лета начинается с воскресенья Нусардель (от персид. Nawasard - Новый год) и также продолжается 7 недель. Период Илии является подготовительным к празднику Креста (14 сент.) и продолжается 7 недель; в 4-е воскресенье вспоминается Обретение Креста. Неподвижный праздник Креста в любом случае должен отмечаться раньше этого воскресенья. В последнюю пятницу периода Илии празднуется память этого пророка, к-рый считается провозвестником Второго пришествия Христова. Праздник Креста соединяет воспоминание обретения Креста св. имп. Еленой и явление небесного знамения св. имп. Константину, а также напоминает о том, что знамением Второго пришествия и начала Суда будет явление Креста на небе. Период Моисея после праздника Креста является временем покаяния, в течение к-рого в богослужении главенствует тема Креста. Хотя тексты служб рассчитаны на 7 недель, на практике этот период никогда не превышает 4 недель, что свидетельствует об ином делении года в древности. В IX в. (а возможно, и ранее) период Моисея считался началом литургического года. Период Освящения (или Обновления) Церкви (также называется периодом Входа) занимает 4 недели между периодом Моисея и периодом Благовещения.

В течение года помимо продолжительных постов полагаются краткие посты, от 1 до 3 дней (пост Мар Зайи после 2-го воскресенья после Рождества Христова, пост дев после 1-го воскресенья после Богоявления), однако на практике они давно не соблюдаются.

Памятей святых значительно меньше, чем в др. христ. традициях. Часть их имеет фиксированную дату, часть связана с подвижным циклом праздников и обычно совершается по пятницам. Деве Марии посвящена пятница 2-й недели перед Рождеством Христовым и 26 дек. (т. н. Похвала Деве). Иоанн Креститель вспоминается в пятницу 1-й седмицы после Богоявления и 7 янв., апостолы Петр и Павел - в пятницу 2-й седмицы после Богоявления и 29 июня.

Остальные пятницы до начала Великого поста также посвящены святым. Даже недели в этот период отсчитываются от пятниц, а не от воскресений. В 7-ю пятницу Великого поста совершается память прав. Лазаря, в пятницу Светлой седмицы - память персид. исповедников, пострадавших в период гонений при царе Шапуре II (339/40-379), в 7-ю пятницу после Пасхи - память 72 учеников. Пятница после Пятидесятницы, называемая Пятницей золота, посвящена воспоминанию 1-го чуда апостолов Петра и Иоанна - исцелению хромого (Деян 3. 1-10). Исключениями являются только память ап. Аддая в 5-е воскресенье после Пасхи и память 12 апостолов и отцов I Вселенского Собора, к-рая совершается в 1-е воскресенье Лета.

Церкви западно-сирийской традиции

(прежде всего униаты) следуют новоюлианскому или григорианскому стилю (за исключением приходов в Св. земле, к-рые сохраняют юлианский стиль). Рукописи Лекционариев до X-XI вв. свидетельствуют о существовании системы 50-дневных периодов, аналогичных восточно-сир. традиции. Г. ц. начинается 1 окт. с празднования Освящения собора в Эдессе (313). Набор Господских и Богородичных праздников совпадает частично с визант. традицией, частично с восточно-сир.

Г. ц. начинается с периода Освящения Церкви (последнее воскресенье окт. или 1-е воскресенье нояб.). Следующее воскресенье называется «Посвящение Церкви». Недели, предшествующие празднику Рождества Христова (25 дек.), посвящены воспоминаниям о благовестии Захарии о Благовещении Пресв. Деве, о посещении Девой Марией прав. Елисаветы, о рождении Иоанна Предтечи, об откровении Иосифу.

Рождественский пост начинается 1 дек. (обязателен для всех верных только с 15 дек.). На следующий день после Рождества Христова совершается Похвала Богородице (26 дек.), затем, после Богоявления, празднуется память Иоанна Предтечи (7 янв.). 2 февр. отмечается Сретение. За 3 недели до начала Великого поста совершается пост ниневитян. Недели Великого поста посвящены воспоминанию чудес, совершенных Христом (1-е воскресенье - Чудо в Кане Галилейской). В среду 5-й седмицы отмечается Воздвижение Креста и принятие христианства Авгарем, царем Эдесским. 25 марта отмечается Благовещение. С недели после праздника Пятидесятницы начинается 7-недельный период апостолов. Такой же по продолжительности период в конце Г. ц. посвящается Кресту. Празднику апостолов Петра и Павла (29 июня) предшествует пост (16-28 июня, сейчас пост начинается 26 июня). 6 авг. отмечается Преображение Господне. Успение Пресв. Богородицы, как и во всех монофизитских Церквах, празднуется дважды - 15 янв. и 15 авг. Последнему празднику предшествует 15-дневный пост. 8 сент. празднуется Рождество Пресв. Богородицы.

Среди особо почитаемых святых - Игнатий Богоносец (20 дек.), 4 евангелиста (20 мая), 12 апостолов (30 июня), Симеон Столпник (2 сент.).

В армянском богослужении

на протяжении средних веков сосуществовали неск. календарных систем; в наст. время обычно используется григорианский календарь. Арм. лекционарная система восходит к иерусалимской традиции, но испытала влияние визант., сир. и лат. традиций. Г. ц. делится на Господские праздники (главные из к-рых - Богоявление, Пасха, Преображение, Успение, Воздвижение - называются праздниками шатров; к числу Господских относятся также и др. праздники - в честь Богородицы, Креста и Церкви и все воскресные дни), памяти святых и постные дни.

Пасхальный круг начинается за 10 недель до Пасхи с т. н. Начального поста [Ар'аджаворац'] (упом. в правосл. богослужебных книгах как     Триодь Постная. Ч. 1. Л. 9). Великий пост продолжается 7 недель, включая Страстную седмицу. После Пятидесятницы совершается 7-дневное попразднство, через 5 недель после к-рого начинается пост перед праздником Преображения (14-е воскресенье после Пасхи). 3-дневное попразднство Преображения завершает пасхальный круг.

5 подвижных праздников (Преображение, Успение Пресв. Богородицы, Воздвижение Креста, воскресенье, ближайшее к 18 нояб., Богоявление) являются точками отсчета недель для той части Г. ц., к-рая не входит в круг пасхальных праздников. Успение празднуется в воскресенье, ближайшее к 15 авг., и имеет попразднство в 9 дней. Воздвижение приходится на воскресенье, ближайшее к 14 сент., и имеет попразднство в 7 дней. За 50 дней до Богоявления (6 янв.) начинается Иснакац (50-дневный пост), к-рый отсчитывается от воскресенья, ближайшего к 18 нояб. Раздельных праздников Рождества Христова и Крещения нет, праздник Богоявления 6 янв. совмещает в себе оба воспоминания (тем не менее в V-VIII вв. Рождество в Армении могло праздноваться отдельно). На 8-й день после него празднуется Обрезание (13 янв.), на 40-й - Сретение (14 февр.), за 9 месяцев до Богоявления - Благовещение (7 апр.).

Из визант. традиции в XIII-XVIII вв. были заимствованы праздники Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.), Введения Пресв. Богородицы во храм (21 нояб.) и Зачатия Богородицы прав. Анной (9 дек.). В 6-е воскресенье после Пятидесятницы совершается праздник Обретения фимиамника и ризы Пресв. Богородицы, а в 3-е воскресенье после Успения - Обретение пояса Пресв. Богородицы.

Кроме Воздвижения празднуются Обретение Креста в Иерусалиме в 326 г. (в 7-е воскресенье после Воздвижения), Явление Св. Креста в Иерусалиме в 351 г. (5-е воскресенье после Пасхи), Обретение Креста на горе Вараг в 653 г. (3-е воскресенье после Воздвижения).

В честь Церкви отмечаются следующие праздники: на Антипасху - основание Церкви и обращение язычников, в 3-е воскресенье после Пасхи - основание Иерусалимской Церкви, в 3-е воскресенье после Пятидесятницы - основание собора в Эчмиадзине, в субботу перед Успением - его освящение, в субботу перед Преображением - праздник Ветхозаветного кивота и Новозаветной Церкви, в субботу перед Воздвижением - освящение храма Воскресения Христова в Иерусалиме, во вторник, в среду и в четверг после Воздвижения - освящение храмов Рождества Христова в Вифлееме, Вознесения и Успения в Иерусалиме.

Помимо Начального, Великого и поста Пятидесятницы в арм. обряде имеются малые посты, по 5 дней, перед Преображением, Успением, Воздвижением, перед обретением мощей св. Григория Просветителя и накануне времен года (лета - прор. Илии, осени - Варагского Креста, зимы - св. Иакова Нисибинского).

Памяти святых совершаются только в те дни, когда нет праздников или постов, за исключением памяти прор. Ионы (в пятницу Начального поста), Усекновения главы Иоанна Предтечи (в субботу после Пасхи), памяти прор. Илии (в седмицу после Пятидесятницы).

Коптское богослужение

Копт. Церковь доныне следует александрийскому году, к-рый сходен с юлианским (отличаются названия месяцев, каждый из 12 месяцев состоит из 30 дней, в конце года имеется дополнительный, 13-й, месяц (᾿Επαϒόμεναι ἡμέραι), состоящий из 5 или 6 (каждый 4-й год) дней). Начало Г. ц. приходится в зависимости от 4-летнего цикла на 29 или 30 авг. (по юлианскому календарю).

К числу 7 великих Господских праздников относятся Рождество Христово (29 (28) Хойака (Киака)/25 дек.), Крещение (11 Тобе/6 янв.), Благовещение (29 Паремготепа/25 марта), Вход Господень, Пасха, Вознесение, Пятидесятница. Празднованию Рождества Христова предшествует подготовительный период и навечерие. На следующий день после него совершается праздник Поклонения волхвов. Богоявлению также предшествует навечерие.

Малыми Господскими праздниками считаются: Обрезание Господне (6 Тобе/1 янв.), Чудо в Кане (13 Тобе/8 янв.), Сретение (8 Эмшира/2 февр.), Великий четверг, Фомино воскресенье, Вхождение Христа (или Св. Семейства) в Египет (24 Пашонса/19 мая), Преображение (13 Месоре/6 авг.), а также Освящение храма Воскресения в Иерусалиме и Обретение (Воздвижение) Креста (16-17 Тоута/13-14 сент.; Обретение Креста св. Еленой и имп. Ираклием празднуется также 10 Паремготепа/6 марта). К малым праздникам причисляется и Новый год (Навруз - 1 Тоута/29 авг.).

Неск. раз в календаре фигурирует однодневное празднование Благовещения, Рождества Христова и Воскресения Господня (24 янв., 23 февр., 23 июля), что, видимо, связано с характерной для коптов и эфиопов практикой частого воспоминания ряда центральных событий Свящ. истории и наиболее почитаемых народом святых. Вместе с тем др. примеры указывают на попытки привязать подвижные праздники к конкретным числам (напр., 25 марта - Воскресение Христа из мертвых, 1 апр.- явление Иисуса Христа ап. Фоме, 3 мая - Вознесение Христово). В нек-рых календарях Рождество Христово отмечается 22 авг.

В честь Божией Матери установлено ок. 30 праздников. Среди них особо выделяются Благовещение Иоакиму о рождении Богородицы (7 Месоре/31 июля), Рождество Богородицы (двойной праздник: 1 Пашонса и 10 Тоута/26 апр. и 7 сент.), Введение Богородицы во храм (3 Хойака/29 нояб.), Ее явление в Зейтуне (24 Паремготепа/20 марта), Успение Девы Марии (21 Тобе/16 янв.) и Взятие Ее в небесную славу (16 Месоре/9 авг.), Освящение первого храма в честь Богородицы (21 Паоне/15 июня). Кроме того, 21-го числа каждого месяца по копт. календарю регулярно совершается празднование в честь Божией Матери.

Периоды поста схожи с периодами поста в визант. традиции. К главным относятся Великий пост (7 недель перед Пасхой, включая Страстную седмицу), Апостольский (с понедельника после праздника Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (5 Эпепа)), Рождественский (43 дня начиная с 16 Хатора/12 нояб.; при этом первые 3 дня называются постом Авраама, Александрийского патриарха (976-979)) и пост перед праздником Взятия Богородицы в небесную славу (15 дней начиная с 1 Месоре/25 июля). Строгий пост совершается накануне праздника Богоявления. Вероятно, из сир. традиции заимствован 3-дневный пост ниневитян (за 10 недель до Пасхи) и 7-дневный пост Ираклия (за 8 недель до Пасхи; этот пост считается также 1-й седмицей Великого поста, к-рая компенсирует отсутствие поста по субботам и воскресеньям). Постными являются среды и пятницы в течение года (кроме периода Пятидесятницы).

В богослужении копт. Церкви отразилось и древнеегип. деление года на 3 больших периода: разлив Нила (12 Паоне - 9 Паопе/6 июня - 6 окт.), сев (10 Паопе - 10 Тобе/7 окт.- 5 янв.), урожай (11 Тобе - 11 Паоне/6 янв.- 5 июня). В зависимости от периода в состав литургии включаются особые молитвы.

В копт. календаре помимо общехрист. имеется множество имен егип. и сир. святых, среди к-рых есть и монофизитские деятели (Севир Антиохийский, Тимофей Элур, Диоскор, Иаков Нисибинский и др.). Памяти арх. Михаила, обоих апостолов с именем Иаков (Зеведеев и брат Господень), мц. Феклы повторяются неск. раз в год. Среди оригинальных праздников - исцеление Иова (1 Тоута/29 авг.), чудо свт. Василия (13 Тоута/10 сент.), открытие церквей Константином (10 Паоне/4 июня), вознесение Еноха (24 Эпепа/18 июля), видение прор. Иезекииля (27 Эпепа/21 июля) и др. На каждый месяц приходится неск. воспоминаний освящения храмов.

Эфиопское богослужение

Эфиоп. Церковь пользуется тем же календарем, что и копт., но названия месяцев иные. Годы, образующие 4-летний високосный цикл, называются по именам евангелистов. Помимо астрономического календаря, как и у коптов, используется деление на сезоны по природным явлениям: периоды ветров, засухи, сева, дождей. Г. ц. начинается с памяти Иоанна Крестителя (1 Маскарама/29 авг.).

В эфиоп. Церкви - 9 главных Господских праздников: Воплощение (Благовещение) (29 Маггабита/25 марта), Страстная седмица (считается не периодом, а единым праздником), Воскресение (Пасха) (иногда включается в Страстную седмицу), праздник ап. Фомы (во вторник Светлой седмицы; иногда вместо него в перечень включается воскресенье Осанн, т. е. Вход Господень в Иерусалим), Вознесение, Утешитель (Пятидесятница), Гора Фавор (Преображение) (13 Нахасе/6 авг.), Рождество Христово (29 Тахсаса/25 дек.), Богоявление (Крещение) (11 Тэрра/6 янв.) и связанное с ним празднование Чуда в Кане (12 Тэрра/7 янв.) (иногда толкуется как отдельный праздник).

Для каждого подвижного праздника есть фиксированная дата (в расчете, что Пасха - 25 марта). Как и в др. традициях, великим праздникам предшествуют подготовительные периоды и навечерия. На следующий день могут совершаться аналоги визант. Соборов (напр., после Воплощения (Благовещения) - праздник в честь арх. Гавриила).

К малым Господским праздникам относятся Воздвижение Креста (17 Маскарама/14 сент.), Обрезание Господне (6 Тэрра/1 янв.), Умножение (букв.- Благословение) хлебов (т. е. чудо насыщения 5 тыс. чел.) (28 Тэрра/24 янв.), праздник Симеона (Сретение) (8 Йаккатита/2 февр.), Обретение Креста (св. Еленой и имп. Ираклием) (10 Маггабита/6 марта), Вход в Египет (24 Гэнбота/19 мая). Иногда к ним причисляют еще 3 воскресенья и канун Рождества Христова и Преполовение поста.

В эфиоп. Г. ц. помимо 3 больших циклов, связанных с Рождеством Христовым, Пасхой и Пятидесятницей, выделяются периоды разной продолжительности (от 3 месяцев до 1 дня), названные по великим праздникам или по антифонам, к-рые поются в это время: Иоанна Предтечи (1-8 Маскарама/29 авг.- 7 сент.), Захарии (8 Маскарама/7 сент.), Плодов (9-15 Маскарама/8-14 сент.), Обновления (букв.- Возведения) храма в Иерусалиме (16 Маскарама/15 сент.), Креста (17-25 Маскарама/16-22 сент.), Цветов (26 Маскарама - 5 Хэдара/23 сент.- 1 нояб.), 1-го Наставления (Астамхеро) (6 Хэдара - 13 Тахсаса/2 нояб.- 9 дек.; этот период появился в литургических рукописях только в XVII в. и включал 9 воскресных дней, 7 из к-рых имели те же посвящения, что и недели Великого поста; в совр. книгах период длится 5 недель, не имеющих особых названий), Предвозвещения-Схождения-Пришествия, Жениха (неделя перед Рождеством Христовым), Рождественский (до кануна праздника Богоявления), Богоявления (продолжается до начала Великого поста).

Период Великого поста (иначе пост Христа) начинается с понедельника после воскресенья Встречи (к-рое иначе называется Наставление или по антифону - «Который сошел») и продолжается 40 дней. 1-я седмица (изначально - подготовительная) называется пост Ираклия или Моисей, а следующие за ней - по евангельским зачалам, читаемым в соответствующие воскресенья (о посте (святости), храм, о расслабленном, Елеонская гора, о верном рабе, о Никодиме). Страстная седмица, к-рая начинается с вечера пятницы перед Входом Господним в Иерусалим, не относится к Великому посту.

Кроме Великого поста существует неск. постов разной продолжительности: пост Чуда на горе Кусквам (память освящения церкви на месте, где, по преданию, остановилось Св. Семейство во время бегства в Египет) (пост продолжается 40 дней, с 26 Маскарама по 6 Хэдара/23 сент.- 2 нояб.), пост пророков (43 дня до Рождества Христова, с 16 Хэдара - 12 нояб. по 28 Тахсаса - 24 дек.), пост накануне Богоявления, пост ниневитян (понедельник, вторник, среда 2-й подготовительной к Великому посту седмицы, за 10 недель до Пасхи), пост апостолов (с понедельника после Пятидесятницы до праздника апостолов Петра и Павла (в эфиоп. Синаксаре - 5 Хамле/29 июня; в литургических книгах этот праздник посвящается 12 апостолам, тогда как память Петра и Павла отмечается особо 25 Сане/19 июня, а также 25 Маскарама/22 сент.)), пост накануне праздника Взятия Божией Матери в небесную славу (1-16 Нахасе/25 июля - 9 авг.).

Помимо постов существуют особые покаянные дни (букв.- Заклинания) в течение года: 1-я среда после начала года (Иоанна Крестителя), пятница накануне Входа Господня, вечер Пятидесятницы, 1-я пятница поста пророков, пятница после Воздвижения Креста, 1-я среда в период Цветов, среда перед началом Великого поста, среда и пятница 3-й седмицы Великого поста, начало сезона дождей (26 Сане - 21 июня).

В XV в. имп. Зара Якобом были определены 32 (в наст. время 33) Богородичных праздника, среди к-рых выделяются: праздники, связанные с жизнью Пресв. Богородицы,- Введение во храм (3 Тахсаса/29 нояб.), Успение (Преставление) (21 Тэрра/16 янв.; этот праздник включает также темы Ее Вознесения на небеса, Приснодевства и др.), Рождество (1 Гэнбота/26 апр.), Зачатие прав. Анной (7 Нахасе/1 авг.), Успение (Взятие в небесную славу) (16 Нахасе/9 авг.); праздники в честь Ее имен (напр., Завета благодати (милосердия) - 16 Йаккатита/11 февр.); праздники воспоминания явлений и чудес по Ее заступничеству (напр., явление Ильдефонсу Толедскому - 22 Тахсаса/18 дек.); праздники памяти освящения храмов во имя Пресв. Богородицы (напр., всех храмов во Св. земле - 20 Сане/15 июня).

В эфиоп. календаре отмечено множество памятей святых, среди к-рых - ветхозаветные патриархи, цари и пророки, апостолы и евангелисты, эфиоп. цари, монахи и св. жены, архангелы. Из общехрист. святых особо почитаются вмч. Георгий, свт. Фрументий, просветитель Эфиопии, мученики Кирик и Иулитта и др. Из копт. традиции заимствованы праздники в честь мириад ангелов, 4 животных и небесных священников (видимо, 24 старцев Апокалипсиса), воспоминание смерти Адама и Евы и др.

Особенностью эфиоп. Г. ц. является ежемесячное (в определенный день) совершение 18 особенно популярных праздников в честь Господа, Божией Матери и святых (напр., Пресв. Троица, Крест, Спаситель мира, Рождество Божией Матери, Завет благодати, арх. Гавриил, вмч. Георгий и др.).

Латинский Запад

Классическая схема Г. ц. в римском обряде - деление его на 3 большие части: богослужение времени (или периодов) (Temporale), к-рое включает круг Рождественских праздников (периоды Адвента и Рождества Христова) и круг пасхальных праздников (предпасхальный пост, Свящ. триденствие (Великие четверг, пятница и суббота), праздник Пасхи и пасхальное время (Пятидесятница)); рядовые недели в течение года (per annum) (33-34 воскресенья вне 2 кругов); памяти святых (Sanctorale) (Кунцлер. 2001).

Литургическим началом Г. ц. является 1-е воскресенье Адвента (в древности 1 марта или 25 дек.). В средние века было принято вести счет недель от великих праздников - Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы, а также считать воскресенья Адвента и Великого поста (в ряде ранних памятников точками отсчета выступают также октава апостолов Петра и Павла, память св. Лаврентия (10 авг.) и арх. Михаила (29 сент.), Пурификация (Очищение; аналог визант. праздника Сретения) и Успение Девы Марии).

Важным нововведением Ватиканского II Собора, по инициативе к-рого Г. ц. был значительно изменен, явилось установление 3-летнего цикла библейских чтений. Если раньше все 4 Евангелия прочитывались за год, то теперь в течение одного из 3 годовых циклов (A, B, C) читается только одно из 3 синоптических Евангелий (от Матфея, от Марка, от Луки). Евангелие от Иоанна читается каждый год в определенные периоды. В зависимости от цикла меняется содержание отдельных периодов Г. ц.

Центрами рим. Г. ц. являются праздники Рождества Христова (25 дек.) и Пасхи. Хотя в документах II Ватиканского Собора сделан акцент на праздновании Пасхи, в комментариях к ним обычно подчеркивается, что оба праздника посвящены одному и тому же - прославлению Господа и воспоминанию совершенного Им Искупления (Adam. 1981).

Рождественский цикл

3-недельный подготовительный период перед Богоявлением - Адвент (от лат. adventus - пришествие) был известен на Западе с кон. IV в. и сначала носил аскетический, а не литургический характер, будучи связан с приготовлением к таинству Крещения. В рим. обряде он закрепился в составе Г. ц. только к времени понтификата свт. Григория Великого (Ɨ 604). В отличие от др. зап. традиций рим. 4-недельный Адвент привязан к Рождеству, а не к Богоявлению и начинается в воскресенье, ближайшее к памяти св. ап. Андрея (30 нояб.).

Со 2-й пол. VI в. на 8-й день после Рождества Христова в Риме совершалось празднование в честь Пресв. Девы (Natale Sanctae Mariae) (1 янв.), к-рое после Тридентского Собора было заменено воспоминанием Обрезания Господня и октавой Рождества, однако вновь восстановлено после II Ватиканского Собора. Воскресенье внутри рождественской октавы с 1921 г. посвящается Св. Семейству.

В отличие от визант. традиции в праздник Богоявления (6 янв.) вспоминалось не Крещение Иисуса Христа, а поклонение волхвов. Крещению же и первому чуду в Кане была посвящена октава Богоявления (известна с VIII в., в наст. время отменена, поэтому Крещение празднуется в воскресенье после Богоявления).

С VIII в. известно 6 воскресений post Theophaniam (после Богоявления) (после Тридентского Собора их насчитывалось от 4 до 6; в случае ранней Пасхи пропущенные воскресенья после Богоявления обычно вставлялись между 23-м и 24-м после Пятидесятницы). В связи с отменой в наст. время периода post Theophaniam праздник Богоявления соединяется с Адвентом и Рождеством в единый цикл.

Пасхальный цикл

Понятие sacrum triduum (священное триденствие) известно с кон. IV в. (Ambros. Mediol. Ep. 23. 12-13; Aug. Ep. 55. 14, 24) и первоначально включало Великие пятницу, субботу и Пасху. На протяжении средних веков воскресный день обособился от триденствия, под к-рым стали понимать Великие четверг, пятницу и субботу. При этом по аналогии с триденствием Страстей появилось триденствие Воскресения (пасхальное воскресенье и Светлые понедельник и вторник).

Период Великого поста в Риме в IV-V вв. составлял 3 недели (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22). Это видно и по распределению чтений в древнейших Лекционариях. Поскольку Г. ц. начинался в Риме 1 марта, ровно 3 недели предшествовали самой ранней дате Пасхи (22 марта). Впосл. название «средняя» (mediana) долгое время сохранялось за неделей, предшествующей Входу Господню в Иерусалим. К сер. V в. Великий пост увеличился до 6 недель, включая Страстную, и был назван Четыредесятницей (Quadragesima). В связи с особой системой подсчета постных дней этот период начинался в среду, к-рая с XVI в. стала называться Пепельной (Dies cinerum).

Содержание недель поста менялось на протяжении истории. Первоначально они были посвящены отдельным этапам оглашения, затем - воспоминанию историй ветхозаветных патриархов и пророков. Ряд недель Великого поста в средние века было принято называть по первым словам антифонов (напр., 4-е воскресенье - Laetare). Сейчас в 1-е и 2-е воскресенья Великого поста вспоминаются Искушение и Преображение Господне. Значение следующих недель зависит от одного из 3 годовых циклов чтений (оно может быть крещальным, христологическим или покаянным).

В VI-VIII вв. в рим. Г. ц. появляются приготовительные к Великому посту недели - Семидесятница (Septuagesima), Шестидесятница (Sexagesima) и Пятидесятница (Quinquagesima), а также октавы Пасхи и Пятидесятницы и 22-27 воскресений после Пятидесятницы (post Pentecosten) (после Тридентского Собора их всегда было 24). В наст. время эти элементы Г. ц. частично отменены (Maur. 1983-1994).

Посты 4 времен года

(Quattuor tempora) являются особенностью рим. традиции. По одной из версий, они установлены папой Сирицием (384-399) в связи со спорами о посте (теория Х. Ханини), по другой - возникли в III-IV вв. как замена языческих обычаев отмечать дни начала жатвы (июнь-авг.), сбора винограда (сент.), сева озимых (дек.) (теория Ж. Морена). В VI в. к 3 сезонам прибавилась еще весна, а в XI в. дни поста были закреплены за конкретными датами - 1-й неделей Великого поста, октавой Пятидесятницы, неделей после Крестовоздвижения (14 сент.), неделей после памяти св. Лукии (13 дек.).

Другие праздники

Благовещение со св. Феодором Тироном. Икона. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ)
Благовещение со св. Феодором Тироном. Икона. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ)

Благовещение со св. Феодором Тироном. Икона. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ)
В отличие от Г. ц. Вост. Церквей рим. Г. ц. постоянно претерпевал изменения за счет введения большого числа новых праздников. Часть их заимствована из визант. традиции (напр., Преображение Господне, Успение, Рождество, Введение во храм, Благовещение, Сретение (или Очищение) Девы Марии), остальные являются оригинальными, внесенными в Г. ц., как правило, для подкрепления одного из догматов (напр., Тела Христова, Сердца Иисусова, Царя Христа, Непорочного зачатия, Розария, 7 скорбей Девы Марии; в отличие от визант. традиции праздник в честь Пресв. Троицы не совпадает с Пятидесятницей и отмечается в следующее за ней воскресенье).

Наиболее значительные изменения на протяжении веков претерпел Санкторал (праздники в честь святых). Если в календаре 354 г. фигурировало всего 22 памяти святых, то к 1950 г. их было уже 262, не считая местночтимых святых и Богородичных праздников, так что празднования в честь святых стали вытеснять службы рядовых воскресений. В 1969 г. число общецерковных памятей было резко сокращено (исключено более 100 святых). В наст. время рим. календарь содержит 4 торжества в честь святых (Иосифа Обручника, Рождества Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Всех святых; в России к ним прибавляется еще память ап. Андрея), 23 праздника, 63 обязательных и 95 необязательных памятей святых (последнее число колеблется за счет местночтимых святых). При этом мн. памяти древних святых получили более низкий статус или перестали быть общеобязательными.

Особенности Г. ц. в других западных обрядах

В амвросианском обряде структура Г. ц. в целом похожа на рим. (максимальное сближение произошло после II Ватиканского Собора), однако сохраняются нек-рые отличия. 1-е воскресенье Адвента, с к-рого начинается литургический год, приходится на праздник св. Мартина (11 нояб.), поэтому Адвент продолжается 6 недель. В 6-е воскресенье отмечается Благовещение. Богоявление совершается в воскресенье между 2 и 8 янв. С 1625 г. на следующий день после Богоявления праздновалось возвращение Св. Семейства из Египта. Сейчас праздник заменен празднованием в честь Св. Семейства в 4-е воскресенье после Богоявления. Великий пост начинается в воскресенье (Dominica in capite Quadragesimae). До отмены периодов после Богоявления и после Пятидесятницы было 15 воскресений, после Усекновения главы Иоанна Предтечи - 4 или 5, особо отмечалось 1-е воскресенье окт., 1 воскресенье перед Освящением соборной церкви и 3 воскресенья после. Сейчас сохранилось празднование Освящения в 3-е воскресенье окт.

В галликанском обряде наиболее важным отличием от рим. также был период Адвента, к-рый в Галлии начинался с памяти св. Мартина (11 нояб.) и был привязан к Богоявлению (6 янв.). Поскольку на период Адвента приходилось 40 постных дней, он считался зеркальным отражением Великого поста. Рождество Христово 25 дек. стало отмечаться в Галлии только с кон. V в. Праздник в честь Пресв. Богородицы 18 янв. известен с VI в., с VII в. он стал праздноваться как Успение Пресв. Богородицы. Великий пост начинался в воскресенье и продолжался 5 недель. Особенностью пасхального периода были 3-дневные покаянные службы (Rogationes) перед праздником Вознесения Господня, учрежденные Мамертом, еп. Вьеннским, во 2-й пол. V в.

В испано-мосарабском обряде Г. ц. в наст. время реформирован по рим. образцу. В древности его началом считалось 1 янв. (в литургических книгах служба этого дня называется In caput anni (На начало года)), теперь - 1-е воскресенье Адвента. Период Адвента совпадает с амвросианским и галликанским (в древности продолжался 5 или 6 недель, сейчас - 6). Благовещение празднуется 18 дек., поскольку Толедский X Собор (656) запретил любые праздники в период Великого поста. Великий пост начинается в воскресенье, к-рое называется Мясопустным (De carnes tollendas). Празднование Входа Господня в Иерусалим известно с VII в. В средние века неск. раз в течение года совершались особые 3-дневные покаянные службы (между Вознесением и Пятидесятницей, после Обрезания, перед памятями сщмч. Киприана (16 сент.) и св. Мартина (11 нояб.)).

Протестантские деноминации

унаследовали строй Г. ц. от католич. Церкви. Церкви лютеран. традиции сохранили большую часть Господских праздников, Сретение, Благовещение, памяти Иоанна Крестителя, арх. Михаила, апостолов, Марии Магдалины. Мн. протестанты отмечают также памяти Вифлеемских младенцев и Всех святых, хотя в целом Санкторал потерял свое литургическое значение. Введено неск. новых праздников учительного характера (напр., праздник Реформации - 31 окт.).

Лит.: Νικόδημος ῾Αϒιορείτης. ῾Εορτοδρόμιον. Θεσσαλονίκη, 1806, 19873. 3 t.; Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения правосл. кафолической вост. Церкви: [В 2 т.]. СПб., 18463, 190110. М., 1996р; Покровский А. Год библейский, год церковный // ПБЭ. Стб. 456-467; Сергий (Спасский). Месяцеслов; Kellner K. A. H. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Freiburg i. Br., 1901; Скабалланович. Типикон; MacArthur A. A. The Evolution of the Christian Year. L., 1953; Pascher J. Das liturgische Jahr. Münch., 1963; Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. П., 1964. М., 2002; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mil., 19693. Vol. 2: L'anno liturgico; Nocent A. The Liturgical Year. Collegeville, 1977. 4 vol.; Strobel A. Ursprung und Geschichte des Frühchristlichen Osterkalenders. B., 1977; Adam A. The Liturgical Year: Its History and Its Meaning after the Reform of the Liturgy. N. Y., 1981; Maur H., Auf der. Feiern im Rhythmus der Zeit. Regensburg, 1983-1994. 2 Bde; Talley Th. J. The Origins of the Liturgical Year. N. Y., 1986; Kranemann B. Zu Geschichte und Bedeutung des deutschen Begriffs «Kirchenjahr» // AfLW. 1991. Bd. 33. S. 35-42; Bieritz K. H. Das Kirchenjahr: Feste, Gedenk- und Feiertage in Geschichte und Gegenwart. Münch., 19946; Beckwith R. T. Calendar and Chronology, Jewish and Christian: Biblical, Intertestamental and Patristic Studies. Leiden, 1996; Passover and Easter / Ed. P. F. Bradshaw, L. A. Hoffman. Notre Dame (IN), 1999. 2 vol.; Abegg M. G., Jr. Calendars, Jewish // Dictionary of New Testament Background / Ed. C. A. Evans, S. E. Porter. Downers Grove (Ill.), 2000. P. 180-183; Between Memory and Hope: Readings on the Liturgical Year / Ed. M. E. Johnson. Collegeville, 2000; Ray W. D. 15 August and the Development of the Jerusalem Calendar. Diss.: Notre Dame (Ind.), 2000; Кунцлер М. Литургия Церкви / Пер. с нем.: Е. Верещагин. М., 2001. Кн. 3; Пентковский А. М. К-польский и иерусалимский богослужебные уставы // ЖМП. 2001. № 4. С. 70-78.
А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Годовой неподвижный богослужебный круг, в православной Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю Праздники Русской Православной Церкви неподвижные Годовой подвижный богослужебный круг, в православной Церкви одна из составляющих круга праздников года церковного Праздники Русской Православной Церкви подвижные Год церковный, система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви Богослужение Римской Католической Церкви Богослужение Восточных (нехалкидонских) Церквей Праздники Русской Православной Церкви Праздники Римско-католической Церкви Праздники Восточных (нехалкидонских) Церквей Литургика. Основные понятия Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб
См.также:
АНАФОРА центральная, евхаристическая молитва Божественной литургии, богослужебный термин
БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения
ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение
ВЕЧЕРНЯ одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви
ACCESSUS AD ALTARE название одного из моментов литургии верных
АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ один из главных христианских праздников
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа
ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА первые 3 дня Страстной cедмицы, начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи
ВЕЛИКИЙ ПОСТ период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ четверг Страстной седмицы
ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ древний христ. гимн, один из важнейших текстов утрени
ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней
ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии
ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция ряда Вост. христ. Церквей
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа
ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю
ГОДОВОЙ ПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви одна из составляющих круга праздников года церковного
ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
АКСИОС часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротонии
АЛЛИЛУИЯ торжественная литургическая аккламация