Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДУБЕНСКАЯ ОСТРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
16, С. 298-299 опубликовано: 11 октября 2012г.


ДУБЕНСКАЯ ОСТРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Дубенская Острожская икона Божией Матери. Литография из ж. "Русский паломник". 1889 г.
Дубенская Острожская икона Божией Матери. Литография из ж. "Русский паломник". 1889 г.

Дубенская Острожская икона Божией Матери. Литография из ж. "Русский паломник". 1889 г.
Ду́бенская Острожская икона Божией Матери (день празд. неизв.), чудотворный образ, семейная святыня дома князей Острожских. Кн. Константин Константинович (1527/28 - 8 февр. 1608), отстаивавший права правосл. общин на Волыни, вложил этот образ в построенный прадедом Василием Федоровичем, по прозванию Красный (?-1461), Спасо-Преображенский муж. мон-рь в г. Дубно (совр. Ровенская обл., Украина). В 1630-1631 гг. мон-рь стал униатским, затем приписан к Дерманскому Свято-Троицкому мон-рю (был униатским в 1720-1796), в 1812 г. упразднен. Все это время икона находилась в построенном в 1540 г. кн. Константином каменном Спасо-Преображенском соборе, к-рый после упразднения мон-ря стал приходской церковью.

С 60-х гг. XIX в. история Д. и. была связана с Крестовоздвиженским монастырем в Дубно, также основанным князьями Острожскими. В нач. XIX в. по причине запустения он был приписан к собору свт. Николая в Дубно. При еп. Антонии (Павлинском; с 1862 архиепископ), управлявшем Волынской и Житомирской епархией в 1860-1866 гг., началось возрождение мон-ря, в эти годы, при настоятеле иером. Модесте, туда перенесли Д. и. Единственная в то время дорога к расположенной в болотистой местности обители пролегала через кармелитский монастырь, насельницы к-рого использовали любой предлог для преграждения пути к правосл. святыне (в 1890 монастырь кармелиток был упразднен, его имущество перешло Крестовоздвиженскому мон-рю).

8 авг. 1890 г. в связи с посещением Дубно имп. Александром III Д. и. была перенесена в Никольский собор: «После завтрака, проездом через Дубно, Их Величества осматривали икону Божией Матери, подаренную в XVI в. Спасо-Преображенскому мон-рю князем Острожским» (900-летие Православия на Волыни: 992-1892. Житомир, 1892. Ч. 1. С. 554).

По описанию в публикациях XIX - нач. XX в., Д. и., «по своей живописи не уступающая лучшим произведениям церковного искусства, явилась образцом иконописной красоты и изящества». По сохранившемуся воспроизведению иконы можно судить не столько о характере живописи, сколько об иконографии образа. Изображение относится к типу «Умиление». Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы, придерживающей Сына обеими руками. Он прильнул к щеке Матери и левой рукой обхватил Ее за шею, правая протянута в жесте благословения. Как полагал краевед из Дубно прот. Николай Молис († 2005), Д. и. представляла собой копию Почаевской иконы Божией Матери. Возможно, икона была выполнена по заказу кн. Константина Острожского или поднесена ему братией Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавры. Икону украшала драгоценная жемчужная риза, служившая «доказательством благоговейного почитания ее православными жителями на Волыни» (Снессорева. С. 417).

Д. и. была утеряна в XX в. По мнению прот. Николая Молиса это могло произойти в первую мировую войну: в 1915 г. с приближением фронта к Дубно правосл. святыни Волыни были отправлены в тыл - Д. и. попала в Житомир, затем след ее затерялся. По другим сведениям, чудотворный образ был утрачен в 1917-1920 гг., когда власть в Дубно многократно переходила из рук в руки.

Сохранился список Д. и. По мнению директора Львовской галереи искусств эксперта ЮНЕСКО Б. Г. Возницкого, он был выполнен в 20-30-х гг. XX в.: письмо и бисерное украшение ризы близки к иконописной школе, существовавшей в этот период при Корецком во имя Св. Троицы жен. мон-ре. В 1944 г., после полного разрушения в результате артобстрела Крестовоздвиженского мон-ря, список был перенесен в Ильинский собор Дубно, где пребывает в наст. время. В 1992 г. собор был занят раскольниками (филаретовцами) и удерживается ими доныне.

Д. и. приведена в перечне икон Богородицы, почитаемых в России, дни празднования которым неизвестны или сами иконы малоизвестны (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 2. Ч. 2. С. 539); особой службы и тропаря не имеет.

Лит.: Зверинский. Т. 1. № 461; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1892. С. 416-417; Поселянин. Богоматерь. С. 777-778.
Э. П. И.