Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИЕВ
Т. 14, С. 686-688 опубликовано: 25 апреля 2012г.


ДИЕВ

Михаил Яковлевич (23.10.1794, г. Нерехта Костромской губ.- 3.02.1866, усадьба Жары Костромского у. и губ., ныне Судиславский р-н Костромской обл.), прот., церковный историк.

Прот. Михаил Диев. Портерет. Сер. XIX в. Неизв. художник
Прот. Михаил Диев. Портерет. Сер. XIX в. Неизв. художник

Прот. Михаил Диев. Портерет. Сер. XIX в. Неизв. художник
Род. в семье свящ. Иакова Нерехтского, служившего в Воскресенской (Варваринской) ц. Нерехты. Дядя по линии отца - архим. Платон (Агриколянский), братья - собиратель рус. и иностранных рукописных и старопечатных книг П. Я. Актов, автор работ по церковной истории Нерехты свящ. В. Я. Актов. В 1813 г. Д. окончил Костромскую ДС. 22 окт. того же года рукоположен во диакона, 26 окт.- во иерея, служил в Успенской ц. с. Тетеринского близ Нерехты. В 1832 г., «по кляузам причта и некоторых прихожан», как пишет его биограф Н. А. Новосельский, должен был перейти в с. Сыпаново (или Сыпанова Слобода, ныне с. Троица) близ Нерехты, служил в Троицкой ц.- единственном храме, сохранившемся от ансамбля Пахомиева нерехтского Сыпанова во имя Св. Троицы мон-ря. По его инициативе Пахомиевский придел в 1833-1835 гг. был расширен и перестроен в стиле классицизма (автор проекта - архит. П. И. Фурсов). В это же время на гробницу прп. Пахомия Нерехтского установили новую медно-посеребренную раку. Обновленный придел 5 июля 1838 г. освятил Костромской еп. Владимир (Алявдин). Во время холерных эпидемий 1848 и 1853 гг. Д. обходил дома в своем селе, ближайших к нему селениях и в Нерехте с чтимой надгробной иконой прп. Пахомия.

С 1827 г. Д. преподавал Закон Божий в Нерехтском уездном уч-ще, с 1838 г. также стал законоучителем (без получения жалованья) в нерехтском Мариинском жен. уч-ще. Д. был одним из первых в России сельских священников, занимавшихся научными исследованиями. Он изучал историю Костромы, Костромской епархии, Нерехты и Нерехтского у., в т. ч. местных мон-рей, народных обычаев и фольклора (записывал песни, пословицы, поговорки). Особое место в его наследии занимают работы, посвященные Пахомиеву мон-рю. Д. опубликовал ряд уникальных актов по церковной истории Костромского края, всю жизнь работал над составлением «Костромской Вифлиофики», огромного сборника исторических документов, в к-рый входили различные акты, выписки из писцовых книг, жития святых и т. д. С кон. 30-х гг. XIX в. трудился над «Словарем писателей духовного и светского чина Костромской губернии», составил 1-й т. «Продолжения и дополнения исторического словаря о бывших в России писателях духовного чина греко-российской Церкви». Это неопубликованное сочинение, написанное в дополнение к «Словарю историческому» Киевского митр. Евгения (Болховитинова), было известно ряду историков, им пользовались В. С. Иконников, Н. К. Никольский, С. И. Смирнов. В последние годы жизни Д. писал биографические записки «Благодетели мои и моего рода».

Д. смог опубликовать только небольшую часть своих сочинений. Большинство его прижизненных публикаций - это статьи в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских», «Костромских губернских ведомостях» и др. Работы Д. получили высокую оценку специалистов. С ним состояли в переписке А. Н. Муравьёв, Киевский митр. Евгений (Болховитинов), Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский), историки М. П. Погодин и И. М. Снегирёв. Последний, в частности, под влиянием письма Д. отказался от суждения о том, что буд. Московский митр. Афанасий был настоятелем Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря (см.: Письма о. М. Диева к И. М. Снегирёву. С. 60). Д. высоко ценили В. А. Жуковский, гр. М. В. Толстой, С. С. Уваров и др. 13 мая 1837 г., во время посещения Нерехты наследником престола вел. кн. Александром Николаевичем (впосл. имп. Александр II), Жуковский представил Д. цесаревичу, к-рый подарил священнику золотые часы. В Костроме на торжественном обеде вел. кн. Александр Николаевич неск. раз с уважением отозвался о нем.

В 30-40-х гг. XIX в. Д. неоднократно подвергался преследованиям, на него писали доносы. Его обвиняли в занятиях учеными трудами в ущерб обязанностям настоятеля храма в Пахомиевой обители. Костромской еп. Павел (Подлипский) недолюбливал его «за писательство». Как полагают, по этой причине епископ и дал ход «ложной кляузе» на Д. в 1832 г., из-за чего он был вынужден уехать из с. Тетеринского. 19 июня 1837 г. Костромской еп. Владимир (Алявдин) при посещении Нерехты публично заявил Д., что «священнику некогда заниматься такими безделицами, как история и археология». В 1839 г. в результате ложного доноса еп. Владимир запретил Д. в священнослужении и назначил на его место др. священника. Лишь заступничество Муравьёва и Жуковского, обратившихся к вел. кн. Александру Николаевичу, и обращение последнего к имп. Николаю I, давшему распоряжение обер-прокурору Святейшего Синода Н. А. Протасову разобраться с этим делом, восстановили справедливость. Определением Святейшего Синода от 18 сент. 1840 г. Д. был полностью оправдан и возвращен на прежнее место служения. В 1848 г. указом Синода он был назначен сотрудником Комиссии о исправлении «Истории российской иерархии». 4 сент. 1857 г. по представлению Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) возведен в сан протоиерея, 5 сент. того же года назначен благочинным своего округа. В марте 1865 г. Д. перенес инсульт. В авг. того же года по состоянию здоровья вышел за штат и переехал в купленную им в 1862 г. дворянскую усадьбу Жары в Костромском у.

Д. состоял членом-соревнователем Общества истории и древностей российских (с 1829), был действительным членом этого об-ва (с 1832), членом-корреспондентом Костромского статистического комитета (с 1854).

Похоронен на кладбище при Ильинской ц. в с. Ильинском (ныне Судиславский р-н Костромской обл.). Во время Великой Отечественной войны церковь разобрали, после 1945 г. кладбище было уничтожено, могила утрачена. Осенью 1989 г. в ходе подготовки к 195-летию Д. по инициативе Костромского обл. отд-ния Всероссийского фонда культуры при помощи потомков Д. удалось установить точное место его погребения и восстановить могилу, на которой 22 окт. 1989 г. была отслужена панихида. Летом 1990 г. на могиле установили металлический крест и ограду, освященные 7 июля того же года прот. А. Андросовым. 14 июля 1994 г. могилу посетил А. И. Солженицын. 21 окт. 1989 г. в связи со 195-летием Д. в Нерехте прошли первые Диевские краеведческие чтения, в 1994 г.- вторые, в 1999 г.- третьи. В 2001 г. первые Диевские чтения прошли и в пос. Судиславле. В 1989 г. в Нерехте на доме, где Д. жил в детстве, и на здании бывш. Мариинского жен. уч-ща, в к-ром он преподавал, установлены мемориальные доски. В 1999 г. имя Д. присвоено Нерехтской районной б-ке.

В 1889 г. большую часть рукописного наследия Д. приобрел у его потомков А. А. Титов, к-рый в кон. XIX - нач. XX в. опубликовал ряд трудов Д. К 2007 г. большинство рукописей хранится в ОР РНБ (фонд А. А. Титова), в т. ч. «История Костромской епархии», «Описание Богородицкого Игрицкого монастыря», «История Костромы» и др. Часть рукописей осталась в Ростове и находится в ОР Ростовского музея-заповедника. Неск. рукописей оказалось в собрании Костромской губ. ученой архивной комиссии и к 2007 г. хранятся в фондах Костромского историко-архитектурного музея-заповедника.

Арх.: РНБ ОР. Ф. 775. Ед. хр. 3941-4022; РГБ ОР. Ф. 79. № 3; КИАХМЗ. КОК 24738, 24761; ГМЗРК ОР. Ф. А. А. Титова.
Соч.: Ист. описание Костромского Ипатского мон-ря. М., 1858; Благодетели мои и моего рода: Восп. / Предисл.: А. А. Титов // РА. 1891. Кн. 2. С. 61-89; Суздальская иерархия. М., 1892; Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою // ЧОЛДП. 1892. Февр. Отд. 3. С. 1-43; Мат-лы для библиогр. словаря: Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губ. / Предисл., изд.: А. А. Титов // Библиогр. зап. 1892. № 5. Прил. С. 1-24; № 8. Прил. С. 25-43; Упраздненные мон-ри Костромской епархии. М., 1909; Старинные волости и станы в Костромской стороне: Мат-лы для ист.-геогр. словаря Костромской губ. / Предисл.: А. А. Титов. М., 1909; Биогр. очерк прот. М. Диева с прил. его писем И. М. Снегиреву: 1830-1857. М., 1909; Письма о. М. Диева к И. М. Снегиреву / Предисл.: А. А. Титов. М., 1909; Г. Нерехта в XVIII и в 1-й четв. XIX в. // Тр. Костромского науч. об-ва по изуч. местного края. Кострома, 1919. Вып. 13. С. 65-113.
Лит.: Полетаев Н. И. Прот. М. Я. Диев и его ист.-археол. и этногр. труды. Кострома, 1891; Лопарев Х. М. Описание рукописей ОЛДП. СПб., 1892. Ч. 1. С. 127-132; Титов А. А. Ученый прот. Костромской епархии о. М. Диев и его рукописи // Библиогр. зап. 1892. № 2. С. 98-105; он же. Описание слав.-рус. рукописей, находящихся в собр. чл.-кор. ОЛДП А. А. Титова. М., 1913. Т. 6; Новосельский Н. А. Сыпаново: (Ист. описание его в бытность мон-рем и после - приходскою Троицкою церковию) // Костромские ЕВ. 1897. № 1. С. 11-31; № 2. С. 32-45; Кр. отчет о новых поступлениях 1950-1951 гг. Л., 1953. С. 45-49. (Тр. ГПБ ОР); Розов Н. Н. М. Я. Диев - костромской краевед и собиратель рукописей 1-й пол. XIX в. // Пробл. источниковедческого изуч. рукописных и старопечатных фондов: Сб. науч. тр. Л., 1980. Вып. 2. С. 101-108; Смирнов Ю. Ученый из усадьбы Жары // Сев. правда: Газ. Кострома, 1989. 5 сент.; Сезинцева Л. Две жизни краеведа М. Диева // Там же. 24 окт.; Толстой М. В. Хранилище моей памяти. М., 1995. С. 257-259; Зонтиков Н. А. Обитель прп. Пахомия - от закрытия к возрождению // Прп. Пахомий Нерехтский и его обитель. Кострома, 2000. С. 24-25; Усачёв А. С. Забытое суждение о Степенной книге: (Из неопубл. наследия М. Я. Диева) // АЕ за 2004 г. М., 2005. С. 77-84.
Н. А. Зонтиков
Ключевые слова:
Историки Церкви русские Протоиереи Русской Православной Церкви Диев Михаил Яковлевич (1794 - 1866), протоиерей, церковный историк
См.также:
АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич (1862-1930), прот., церковный историк
АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
БУТКЕВИЧ Тимофей Иванович (1854 - 1925), прот., богослов, историк Церкви
ВЕРХОВСКИЙ Павел Владимирович (1879-1943), прот., историк Церкви, специалист по церковному праву
ГОРСКИЙ Александр Васильевич (1812 - 1875), прот., ректор МДА, церковный историк, филолог, археограф
ГРОССУ Николай Степанович (1867 - после 1928?), прот., проф. КДА, историк Церкви, византинист