Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГОРСКИЙ
Т. 12, С. 149-152 опубликовано: 19 мая 2011г.


ГОРСКИЙ

Александр Васильевич (16.08.1812, Кострома - 11.10.1875, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), прот., ректор МДА, церковный историк, филолог, археограф. Из семьи протоиерея костромского кафедрального Успенского собора, старший брат В. В. Горского. В 1820 г. Г. поступил в Костромское ДУ, затем в Костромскую ДС; до окончания им полного курса, в июле 1828 г., ревизор из МДА иером. Афанасий (Дроздов; впосл. архиепископ Астраханский) признал его наиболее способным учеником и направил в МДА. В академии Г. проявил интерес к гражданской и церковной истории, ревностно посещал лекции Ф. А. Терновского, сблизился с Д. Г. Гумилевским (впосл. Черниговский архиеп. Филарет) и прот. Ф. А. Голубинским, к-рый покровительствовал Г. В 1832 г. окончил МДА 3-м магистром, 29 авг. того же года по ходатайству Голубинского был назначен профессором МДС по церковной и гражданской истории, а 19 авг. 1833 г. переведен в МДА бакалавром на кафедру церковной истории. С 19 янв. 1837 г. экстраординарный, с 9 сент. 1839 г. ординарный профессор.

Лекции Г. по евангельской истории, истории апостольской Церкви, истории Русской Церкви отличались тщательной проработкой фактов. Сохранившиеся в архиве Г. рукописи лекционных курсов и черновики представлены большим числом вариантов и редакций, что свидетельствует о постоянной работе по их обновлению и усовершенствованию. Лекции пользовались большим вниманием студентов, для ближайших учеников Г. проводил своеобразные семинары в б-ке и на дому - lectiones privatissime, по определению А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. Литовский архиеп. Алексий), одного из их участников. Обладая широким научным кругозором, Г. применял метод сравнительного параллельного изучения истории Русской и К-польской Церквей. Он был убежден, что церковная история как наука подлежит общим историческим законам, призвана собирать факты и находить связь между ними, должна пользоваться только достоверными источниками. Г., изучая церковную историографию, выделял труды нем. церковных историков, особенно И. А. В. Неандера. Г. создал в академии школу историков, оказал непосредственное влияние на формирование взглядов Е. Е. Голубинского, Н. Ф. Каптерева, А. П. Лебедева, вел научную переписку с М. П. Погодиным, И. И. Срезневским и др., помогал им в исследованиях, давал консультации Н. И. Костомарову, О. М. Бодянскому, У. Палмеру и др. Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) высоко ценил Г., выделяя его среди преподавателей, пользовался его консультациями, хотя иногда они расходились во мнениях. Так, митрополит согласился на издание соч. Г. «О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной», хотя выводы ученого противоречили мнению архиерея по данному вопросу.

В 1834-1862 гг. Г. также служил в б-ке МДА, с 11 окт. 1842 г. заведовал ею. Пополнял б-ку редкими старопечатными книгами и уникальными рукописями (в т. ч. из богатейшей б-ки Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, Московской Синодальной типографии, Синодальной б-ки, архива Тобольского архиеп. Афанасия (Протопопова) и др. архиереев), внимательно следил за новой исторической и богословской лит-рой, его личная б-ка после смерти поступила в собрание МДА. Читал все поступавшие в б-ку книги, оставлял в них свои замечания. Благодаря многолетним занятиям с рукописной книгой Г. стал одним из крупнейших специалистов в области средневек. слав. церковной письменности.

Прот. А. В. Горский. Фотография. Нач. 70-х гг. XIX в.
Прот. А. В. Горский. Фотография. Нач. 70-х гг. XIX в.

Прот. А. В. Горский. Фотография. Нач. 70-х гг. XIX в.

Г. с юности стремился к монашеству, но под влиянием родителей отказался от этого пути, позже решил принять священство. 24 марта 1860 г. в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре митр. Филаретом (Дроздовым) Г. был рукоположен во диакона, 27 марта в Успенском соборе Московского Кремля - во иерея в безбрачном состоянии (вопреки общепринятой практике Русской Православной Церкви). В том же году возведен в сан протоиерея, но своего прихода не имел и был приписан к Архангельскому собору Московского Кремля. В июле 1860 г. Г. работал в С.-Петербурге, в Комитете по преобразованию духовных уч-щ, проявил себя сторонником взглядов митр. Филарета, изложенных им в «Мнениях, касательно устройства приходского духовенства» (1822).

23 окт. 1862 г. Г. был назначен ректором МДА (первым из белого духовенства), занимал эту должность до конца жизни. Благодаря его усилиям МДА стала центром российской церковной науки, где основное внимание уделялось преподаванию церковной истории. В 1867 г. по инициативе Г. для чтения лекций по рус. истории в МДА был приглашен В. О. Ключевский, еще не защитивший в то время магист. диссертации. К студентам Г. относился требовательно, но с отеческой любовью, сам принимал вступительные экзамены. При нем в академии был освящен Покровский храм (1870), в саду устроено академическое кладбище (1871). Г. принимал активное участие в проведении реформы духовных учебных заведений в 1867-1869 гг.

Должность ректора предусматривала обязательное преподавание богословия, поэтому Г. перешел на кафедру догматического богословия (с 3 февр. 1865 д-р богословия). Применил исторический метод к преподаванию догматики. Еще в 1836 г. в дневниковой записи за 19 июня он отмечал, что, когда догмат рассматривается «как мысль Божественная, он един и неизменен, сам в себе полон, ясен, определен», но, когда догмат усвояется человеческим умом, «он прилагается к различным отношениям человека, встречается с теми или другими мыслями его и, соприкасаясь, объясняет их и сам объясняется... Иногда века, народы его не понимают, отвергают; наконец он берет верх». Но догмат не был побежден и тогда, когда торжествовала ложь, т. е. когда «люди не так думали». Г. сравнивал догмат со звездой, к-рая неопытному и невооруженному глазу кажется светящейся точкой. Чем человек дольше наблюдает ее, чем больше использует для этого приспособлений, тем яснее для него становится огромность точки, он различает в ней особенности, потом он познает ее отношение к др. звездам, и в итоге они «стали для него одною правильною системою». Г. указывал на определенное влияние индивидуальных качеств св. отцов на учение Церкви.

К 450-летию со дня кончины прп. Сергия Радонежского составил образцовое «Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (М., 1842), впосл. многократно переизданное. Г. был одним из основателей и постоянных авторов созданного в 1842 г. при МДА ж. «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе». Всего в разных изданиях опубликовал ок. 40 статей, мн. его работы остались в рукописях. По поручению митр. Филарета Г. составил биографии древних Московских и Киевских митрополитов, жития святых Афанасия I Великого, Василия Великого, Епифания Кипрского, блж. Феодорита. Написал рецензию на «Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума» А. Х. Востокова (Москвитянин. 1843. Ч. 2. № 4. С. 500-516), внес исправления и дополнения в работу, позже использовал сравнительно-исторический метод Востокова.

Крупнейший научный труд Г.- «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки». К сер. XIX в. рукописные фонды б-ки, включавшие уникальные акты XI-XVIII вв., не были научно востребованными из-за отсутствия указателя или каталога. По инициативе митр. Филарета с 1849 по 1862 г. Г. вместе с преподавателем Симбирской ДС К. И. Невоструевым описал 576 рукописей. Общий план работы и выработка основных направлений принадлежали Г. «Описание...», в 1867 г. удостоенное Ломоносовской премии С.-Петербургской АН, имеет большое научное значение и до сих пор сохраняет актуальность. Г. стремился использовать совр. методы исследования и данные вспомогательных исторических дисциплин, подвергал каждую рукопись тщательному источниковедческому анализу. В ходе работы сделал немало открытий в области древнерус. и слав. лит-ры, впервые опубликовал и исследовал паннонские Жития равноапостольных Кирилла и Мефодия (О св. Кирилле и Мефодии // Москвитянин. 1843. Ч. 3), «Слово о Законе и Благодати» митр. свт. Илариона (Памятники духовной лит-ры времен вел. кн. Ярослава I // ПрТСО. 1844. Ч. 2. С. 204-299), Письмо «о нелюбках» между заволжцами и иосифлянами (Отношения иноков Кириллова Белоозерского и Иосифова Волоколамского мон-рей в XVI в. // ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 502-527), общий канон равноапостольным Кириллу и Мефодию, в к-ром прочел слав. текстовой акростих, канон вмч. Димитрию Солунскому, к-рый атрибутировал св. Мефодию, синодальный список XII в. службы св. Кириллу, 4 Слова Мефодия Патарского и др.

Непревзойденным остается описание литургических текстов, содержащее информацию о структуре служб, характере песнопений, мере их соответствия богослужебной практике. Это описание является важным пособием в изучении древней гимнографии. Г. придерживался общепринятой в кон. XX - нач. XXI в. т. зр. о создании служб слав. первоучителям в ближайшем окружении святых Кирилла (Константина) Философа и Мефодия. В процессе описания новгородского нотированного комплекта Миней служебных XII в. было выявлено наличие разновременных переводов, открыты акростихи слав. и рус. авторов XV-XVII вв. (в т. ч. митр. Григория Цамблака, игум. Маркелла (Безбородого)), определены случаи лит. заимствований, найден уникальный экземпляр первого печатного издания Службы явлению Казанской иконы Божией Матери (Каз., ок. 1589).

Большое внимание Г. уделил проблеме переводов Библии на слав. язык. Он развил теорию Й. Добровского об этапах слав. перевода Евангелия и истории взаимоотношения четьего и литургического типов (исследования Г. А. Воскресенского по текстологии слав. перевода Евангелия и Апостола во многом являются реализацией замыслов и программы Г.), связал с деятельностью равноап. Мефодия переводы книг пророков Софонии, Аггея, Захарии и Малахии, представленные в Геннадиевской Библии, поддержал мнение Востокова о том, что перевод Книги Есфири был выполнен с древнеевр. языка, посвятил отдельное сочинение рус. спискам Пятикнижия, имеющим разбивку на синагогальные субботние чтения («О славянском переводе Пятикнижия Моисеева»).

Г. защищал критический метод в библейской текстологии в работе «Апология «Описания славянских рукописей Синодальной библиотеки» и Слово обличительное на отца Иоанна (ныне Казанской духовной академии ректора)» (БВ. 1900. № 11. С. 496-515). Палеографическая сторона справочника находится на уровне своего времени, хотя описание составлено с максимальной точностью, с успехом применены внепалеографические методы. Однако датировка ряда рукописей, в первую очередь южнославянских, нуждается в уточнении. Г. совместно с Невоструевым готовил описание Великих Миней-Четьих Московского митр. свт. Макария (не окончено, частично опубл.: ЧОИДР. 1884. Кн. 1. С. I-XIX 1-65; 1886. Кн. 1. С. 66-184).

Как исследователь Г. отличался отсутствием амбиций и равнодушием в вопросах авторства, неоднократно передавая перспективные темы коллегам и ученикам, мн. сочинения публиковались им анонимно. Ряд работ, написанных в значительной степени Г., изданы как сочинения его учеников (см., напр.: Фивейский П. С. Взгляд на историю Рус. Церкви. М., 1834; Остроумов И. Н. История Флорентийского собора. М., 1847; Нечаев В. П. Свт. Димитрий, митр. Ростовский. М., 1849).

Научные заслуги Г. получили признание при его жизни. В 1850 г. он был избран членом-корреспондентом Московского археологического об-ва, в 1856 г.- С.-Петербургской АН, в 1871 г.- Югославянской АН и искусств в Загребе, в 1858 г.- членом Общества любителей российской словесности, в 1863 г.- Общества любителей духовного просвещения, в 1864 г.- почетным членом Общества истории и древностей российских. 1 окт. 1864 г. избран почетным доктором истории Московского ун-та, в 1867 г.- С.-Петербургского ун-та. С 1865 г. почетный член КДА, с 1872 г.- КазДА и Петра митрополита братства. Награжден орденами, в частности св. Анны 1-й степени (1872).

14 окт. 1875 г. Г. был похоронен на кладбище Троице-Сергиевой лавры близ Смоленской ц. Панихиду и отпевание совершил его ученик Дмитровский еп. Леонид (Краснопевков) в сослужении духовенства. В советский период, после уничтожения кладбища, место захоронения утеряно, имя Г. было увековечено на памятнике почившим наставникам МДА, установленном в 1958 г.

Арх.: РГБ ОР. Ф. 78; Ф. 172. К. 151. Ед. хр. 32; РГИА. Ф. 796. Оп. 436. Д. 1853.
Соч.: Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1842; О девственниках христианских до монашества // ПрТСО. 1843. Ч. 1. С. 276-291; Кирилл, митр. Киевский и всея России // Там же. С. 415-432; О походе рус. на Сурож // ЗапООИД. 1844. Т. 1. С. 191-196; Св. Петр, митр. Киевский, и его исповедание веры // ПрТСО. 1844. Ч. 2. С. 73-90; Жизнь св. Василия Великого, архиеп. Кесарийского // Там же. 1845. Ч. 3. С. 1-110; О духовных уч-щах в Москве в XVII ст. // Там же. 2-я паг. С. 147-197; Петр Могила, митр. Киевский // Там же. 1846. Ч. 4. С. 29-76; Св. Иона, митр. Киевский и всея России // Там же. С. 221-267; Св. Алексий, митр. Киевский и всея России // Там же. 1848. Ч. 6. С. 89-128; О сношениях Рус. Церкви с святогорскими обителями до XVIII ст. // Там же. С. 129-168; Св. Киприан, митр. Киевский и всея России // Там же. С. 295-369; О митрополии рус. в кон. IX в. // Там же. 1850. Ч. 9. С. 132-146; Жизнь св. Афанасия, архиеп. Александрийского // Там же. 1851. Ч. 10. С. 29-201; Послание к Василию, архим. Печерскому, ХII в. // Там же. С. 341-357; Фотий, митр. Киевский и всея России // Там же. 1852. Ч. 11. С. 207-271; Подвижники веры на Востоке после падения империи греческой // Там же. С. 466-487, 642-654; 1853. Ч. 12. С. 175-184; Совершал ли Господь Иисус Христос пасху иудейскую на последней вечери Своей с учениками // Там же. 1853. Ч. 12. С. 446-491; Митрополия Киевская в начале отделения своего от Московской // Там же. 1854. Ч. 13. С. 524-554; Жизнь блж. Феодорита, еп. Кирского // Там же. 1855. Ч. 14. С. 309-396; Горский, Невоструев. Описание; О древних канонах св. Кириллу и Мефодию // ПрТСО. 1856. Ч. 15. С. 33-48; Митрополиты московские со времени разделения митрополии Всерос. на две половины: Феодосий и Филипп I // Там же. 1857. Ч. 16. С. 210-246; О древних словах на св. Четыредесятницу // Там же. 1858. Ч. 17. С. 34-64; Максим Грек Святогорец // Там же. 1859. Ч. 18. С. 144-192; О слав. переводе Пятикнижия Моисеева, испр. в XV в. по евр. тексту // Там же. 1860. Ч. 19. С. 134-163; Слово на воспоминание об избавлении Троицкой лавры от осады // Там же; Письмо Мары Самосатского к сыну его Серапиону // Там же. 1861. Ч. 20. С. 613-628; Неск. сведений о Паисии Лигариде до прибытия его в Россию // Там же. 1862. Ч. 21. С. 133-148; О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной // Там же. С. 321-375; Св. Епифаний, еп. Кипрский // Там же. 1863. Ч. 22. С. 271-290; Образование канона свящ. книг НЗ // Там же. 1871. Ч. 24. С. 297-327; По вопросу о нашем духовенстве: Ист. очерки // ЧОЛДП. 1877. Кн. 2. Отд. 1. С. 196-202; О священнодействии венчания и помазания царей на царство // ПрТСО. 1882. Ч. 29. С. 117-151; О церкви греч. с 1453 г. до нач. ХVIII ст. // Там же. 1883. Ч. 32. С. 391-427; История евангельская и Церкви Апостольской: Акад. лекции. М., 1883 (переизд.: То же. Дневники. СПб., 1999р); Дневник. М., 1885; Слова ректора МДА. Серг. П., 1895; Неизданные места из «Дневника» // БВ. 1914. № 10/11. С. 367-423; История Церкви Русской // ЖМП. 1976. № 1. С. 62-70; № 2. С. 61-70; № 3. С. 68-76; № 4. С. 69-77.
Лит.: Памяти ректора МДА доктора богословия прот. А. В. Горского // ПО. 1875. № 12. Прил. С. 3-61; Воронец Е. Н. К восп. о скончавшемся в Бозе прот. А. В. Горском. Х., 1877; Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: 1814-1870. М., 1879. С. 124-127; Попов С. Г. Ректор МДА прот. А. В. Горский: Опыт биогр. очерка. Серг. П., 1897; Лебедев А. П. Церк. историк А. В. Горский // Он же. Церк. историография в главных ее представителях с IV по XX в. М., 1898. С. 555-579. СПб., 2000; Прот. А. В. Горский в воспоминаниях о нем МДА в 25-ю годовщину со дня его смерти // БВ. 1900. № 11. С. 369-560; ЖПодв. Окт. С. 335-379; У Троицы в Академии: 1814-1914: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914; Хибарин И. Профессор-подвижник // ЖМП. 1954. № 10. С. 59-64; Алексеев А. А. А. В. Горский // СвДР. С. 128-129; Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 130-136; Мельков А. С. Ректор МДА А. В. Горский и его вклад в развитие рус. церк.-ист. науки // ЖМП. 2002. № 12. С. 47-52; он же. Краса и слава академии: Жизненный путь и науч. наследие прот. А. В. Горского. М.; Коломна, 2005; Геннадий (Гоголев), архим. Великан учености: Жизнь и труды прот. А. В. Горского (1812-1875). М., 2004.
Архим. Геннадий (Гоголев), С. В. Римский, А. А. Турилов
Ключевые слова:
Археографы русские Историки Церкви русские Протоиереи Русской Православной Церкви Филологи российские Преподаватели Московской Духовной Академии Горский Александр Васильевич (1812 - 1875), протоиерей, ректор МДА, церковный историк, филолог, археограф Ректоры Московской Духовной Академии
См.также:
АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич (1862-1930), прот., церковный историк
АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
ВОСКРЕСЕНСКИЙ Григорий Александрович (1849 - 1918), историк Церкви, филолог-славяновед, специалист по истории библейских переводов
АЛЕКСАНДР (Тимофеев Николай Анатольевич; 1941–2003), архиеп. Саратовский и Вольский
АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог "иосифлянства", богослов
БОГОЛЮБОВ Дмитрий Иванович (1869 – 1953), прот., миссионер
БУТКЕВИЧ Тимофей Иванович (1854 - 1925), прот., богослов, историк Церкви
ВЕРТОГРАДОВ Владимир Семенович (1888 - 1964), проф. МДА, церковный историк
ВЕРХОВСКИЙ Павел Владимирович (1879-1943), прот., историк Церкви, специалист по церковному праву
ВЕТЕЛЕВ Александр Андреевич (1892-1976), прот., проф. МДА
ВОРОНЦОВ Евгений Александрович (1867 - 1925), прот., библеист, историк
ГЕОРГИЕВСКИЙ Григорий Петрович (1866 - 1948), археограф, библиограф, историк Церкви
ГНЕДИЧ Петр Викторович (1906 - 1963), протоиерей, профессор МДА
ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евсигнеевич (1834 - 1912), проф. МДА, историк Церкви