Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИЛИН
Т. 33, С. 507-509 опубликовано: 3 июля 2018г.


КИЛИН

Анания Клеонович (1.10. 1916, дер. Ероново (ныне не существует, находилась на территории совр. Солтонского р-на Алтайского края) - 2002, г. Белореченск Краснодарского края), писатель-беспоповец. Из старообрядческого рода, происходившего предположительно из Керженца. В 80-х гг. XIX в. семья Килиных переселилась в Сибирь. В 4 года К. научился читать Псалтирь, мальчик любил богослужение, не участвовал в детских играх, в деревне окончил начальную школу. В период коллективизации отец К., председатель сельсовета, разделил семью на 2 небольших хозяйства, чтобы избежать раскулачивания, и часть семьи, в т. ч. и К., отправил в тайгу, позднее перешел туда сам и основал в Горной Шории пос. Килинск (ныне Таштагольского р-на Кемеровской обл.). Зимой 1933 г., спасаясь от антирелиг. гонений, Килины предприняли попытку переселиться в более глухие места: они добрались до р. Абакан и пошли вверх по реке, в те места, где позднее обосновалась семья беспоповцев Лыковых (Заимка Лыковых). И хотя, как пишет К., «душа стремилась к уединению», остаться там не решились (НБ МГУ ОРКиР. № 238-4-90. Л. 9-11). В 1935 г. для углубления познаний в богослужении, пении и каллиграфии К. отправился в тайгу в келью М. И. Колдомова, где кроме самого Колдомова жили 2 старообрядческих инока. В 1937 г., когда К. с наставником ушли в поселок, келья была разгромлена, иноков арестовали, были вывезены книги, пропали записи по истории старообрядчества, к-рые мн. годы вел Колдомов.

А. Н. Килин с супругой. Фотография. 80-е гг. ХХ в.
А. Н. Килин с супругой. Фотография. 80-е гг. ХХ в.

А. Н. Килин с супругой. Фотография. 80-е гг. ХХ в.

В 1938 г. К. женился на Феодосии Ивановне. Спасаясь от коллективизации и гонений, супруги по рекам Кас, Енисей, Дубчес перебрались в пос. Сандакчес (ныне Туруханского р-на Красноярского края). К. участвовал в Великой Отечественной войне: в 1942-1945 гг. он находился «три года на передовой, разведчик... только милость Божия сохранила меня от смерти. Войну закончил в Австрии, от г. Вены 90 км. В 1945 г. демобилизовался, работу нашел на железной дороге. Начальству не понравился, уехали на шахту угольную, 12 лет работал, с шахты уехали в Киргизию в г. Пржевальск, 14 лет прожили, в Грузии, в г. Поти, 4 года прожили, в Белореченске живем 23-й год» (письмо К. от 24 мая 1999 г.- Архив Е. А. Агеевой). Килины вырастили 7 детей.

К. вел обширную переписку со старообрядцами в России, в США и в странах Юж. Америки. Переписка и сочинения К. сложились в 40-томное собрание (70-е гг. XX в.- 2002). Наследие К.: сочинения и обширная б-ка сохраняются в частных собраниях; ряд сочинений находится в ОРКиР НБ МГУ. К. также передал в НБ МГУ ряд уникальных памятников книжности, в т. ч. сочинения Космы Индикоплова в списке посл. трети ХVII в., Новый Завет с Псалтирью печати И. Фёдорова (Острог, 1580).

Важное место в сочинениях К. занимает история согласия, к которому он принадлежал. По-видимому, упоминание нек-рыми исследователями согласия К. в контексте истории часовенного согласия привело писателя к необходимости дать определение своего сообщества и изложить его историю. К. называл своих единоверцев: «староверы-беспоповцы, не приемлющие общин», настаивал на самостоятельности этого старообрядческого общества, распространившегося от Керженца до Урала и Сибири. Он отвергал связь своего согласия с софонтиевцами (уральскими беглопоповцами) (1-я кн. 5-томного труда «Мысль и мышление староверов» (1989) - НБ МГУ ОРКиР. № 287-30-90. Л. 5 об.). Продолжая дело своего учителя Колдомова, К. по крупицам собирал исторические свидетельства о предках. Истории согласия посвящены 2 отдельных произведения К.: «Исторический очерк умаляющихся старообрядцев, не принявших общин и не последующих беглопоповству» (нач. 80-х гг. XX в.), «Исторический краткий очерк староверцев-беспоповцев не часовенного согласия, имеющих начало от керженских монастырей» (2002). Предки К. «не записывались в часовни» (по-видимому, не принимали «беглых попов» и не устраивали общественных моленных), отвергли имп. указ 1906 г. «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (указ предоставил старообрядцам право свободного исповедания веры, публичного отправления всех обрядов, регистрации общин в качестве юридического лица, имеющего право владеть и распоряжаться имуществом ценностью не более 5 тыс. р.). Разбору законодательства нач. ХХ в. посвящено сохраненное К. соч. «Послание инока Григория с братией», датированное 28 июля 1928 г. Последователи согласия никогда не регистрировали своих моленных, не вступали в общины, не пользовались льготами от гос-ва. Важным признаком согласия было «духовное» понимание антихриста (К. писал об антихристе как о «мятеже ума», «телом антихриста» считал «всех воследующих ему»).

Изложению взглядов своих единоверцев К. посвятил 5-томный труд «Мысль и мышление староверов» (1989-1995). С позиций старообрядчества автор рассуждает о совершавшихся в стране политических, идеологических и социальных изменениях, о крахе социалистического строя и коммунистической идеологии, кризисе нравственности и др. По мнению К., «в нашей стране господствовали три величайших зверя: богоборчество, классовая идеология марксизма-ленинизма и архинасилие. Эти звери выпестовали новое существо - без религии, без личной нравственности и национального содержания, создав эпоху физического и духовного истребления» (Кн. 2. Л. 23). Автор приходит к выводу: «После того как пятилетние планы ушли в область исторической свалки, теперь... ожидается самовозрождение и с ужасом обнаруживается, что под гнилью жизнеспособного осталось очень мало» (Кн. 3. Л. 5). 3-я кн. открывается главой об иконах, к-рые, по мнению К., являются главными духовными наставниками христианина (беспоповца).

Все эти размышления приводят автора к теме «духовной» и «чувственной» трактовок основных понятий эсхатологии (о последнем времени, об антихристе и его печати, о числе 666 и др.), реализацию которых беспоповцы видели в современности. 4-я и 5-я книги («Мысль и мышление староверов о антихристе», «Лукуллов пир») посвящены утверждению «духовного» понимания и критике «чувственного». (Различие между 2 подходами К. сформулировал так: «Они [сторонники чувственной трактовки] ждут как большого отступника, то есть безбожника, но не хотят видеть, не видят, не чувствуют, что мир полон и переполнен отступлением и безбожием» (Кн. 4. Л. 9 об.).)

Тема антихриста занимает большое место в сочинениях К. Ей посвящено отдельное произведение - «О антихристе» (1998). В 6 посланиях в 1996 г. К. критиковал «двузначный подход» к пониманию антихриста, к-рый утвердился среди старообрядцев в США и отчасти в России (они равно признавали «духовное» и «чувственное» понимания). К этому вопросу писатель неоднократно возвращался в конце жизни. В последние годы К. систематизировал свои записи, что отразилось в создании 2 сборников, завершенных летом 2002 г.,- 36-й и 38-й частей собрания его трудов. В 36-й части К. полемизировал с одним из духовных лидеров урало-сибирских часовенных А. Г. Мурачёвым, в сочинениях к-рого современность рассматривалась как движение по пути «порчи» мира слугами антихриста средствами науки и техники. В трудах Мурачёва К. усматривал подмену «духовного» понимания «чувственным», убивающий разум буквализм. Критике «чувственного» понимания антихриста посвящено одно из последних сочинений К.- «Собеседование о антихристе: Краткое изъявление чувственного толка, описанного и Симеоном в его хитросплетении» (Ч. 38). Сочинение построено как подбор выписок из трудов учителя часовенного согласия Симеона (Лаптева) и ответы на них К.

Помимо темы антихриста для членов согласия, к к-рому принадлежал К., были важны вопросы о возможности получать гос. пенсию и о допущении пенсионеров до чтения и пения в моленной (в согласии было запрещено получение льгот от гос-ва). К. писал о том, что пенсия не является подарком гос-ва, это часть заработанных человеком денег, поэтому ее можно брать и пенсионеры могут участвовать в богослужении. У старообрядцев вызывали сомнение гражданские паспорта, на что К. отвечал, что паспорт необходим, отрицание документов шло от странников, «учивших бегать записи и не брать паспорт» (Ч. 38. Л. 11 об.- 22 об.).

В 38-й части помещено «Оглавление выписков (так!) и сочинений» всего собрания, весьма разнообразного по составу. В написанных К. посланиях, небольших сочинениях (иногда в стихотворной форме), притчах изложены старообрядческие воззрения на множество тем: «мужу духовному какову бытии», «о поморцах и их начале», «ни одну иоту в Писании не пропускать», «о помощи друг другу», «христианом с еретики не брачитися», «о новых книжных переводах», «о пособии», «о антихристе» (многократно), «о брадобритии», «о том, что христианину нужно работать», «о протопопе Аввакуме», «из родословной на Урале», «о непрерывном существовании староверов», «Бог и природа», «о ядении с торжища», «о воспитании детей», «о врачах», «о брашнах», «как читать Святое Писание», «о пенсии» (многократно), «о чувственниках», «что такое человек», «о деньгах и лихве», «о любви», «о уединении в городах и телевизорах», «письмо о технике», «что такое слово», «о тщеславии, унынии, гордыни и величании», «письмо в Бразилию о никонианах», «буква убивает, дух живит», «о книге профессора Беляева», «работайте Господеви в веселии» и о мн. другом (Ч. 38. Л. 43-67 об.). К. преимущественно в письмах уделяет внимание дисциплинарным установлениям (недопустимость игры в шахматы, запрет на посещение бани мужем и женой, вера в сны и чудеса, возможная степень родства при заключении брака и др.). В собрание также вошли пространные сочинения К.: «Моя библиотека» (1988), «Исследование призраков беглого священства» (1995), «Защита слов» (1995), «Ответы некоему Стефану» (1975, 1997), «О начале толкования аллегорического понимания Писания» (1998), «Все дальше уходят годы, когда произошел трагический раскол» (1998), «Покрывало, что такое» (1999), «Слышатся голоса в народе, что только чудо может спасти Россию» (2000).

В 40-томном своде приведены не только сочинения К. В 38-м сб. помимо трудов К. содержатся списки неизвестных по др. рукописям старообрядческих соборных уложений 1919 и 1927 гг., в которых отразились эсхатологические настроения. В частности, на последнем соборе прозвучал призыв: «Не пора ли воспрянуть от погибельной спячки и посмотреть на исполнение пророческого изречения, свидетельствующее о деятельности последнего антихриста, не исполняется ли все уже фактически!» (Ч. 38. Л. 32-32 об.). 37-я часть собрания - это сб. «Пчела», 40-я часть - Стихарник.

К. собирал рукописи и старопечатные издания, переплетал, реставрировал и украшал книги. В 90-х гг. XX в. он участвовал в конференциях археографов МГУ. О нем снят фильм «Покров день семьи Килиных».

Соч.: Коллекционирование жизненных явлений, или Повесть дней и страстей 1-й пол. ХХ в. / Публ.: Е. А. Агеева // Из фонда редких книг и рукописей НБ МГУ. М., 1993. [Вып. 5]. С. 229-235.
Лит.: Агеева Е. А. Современный старообрядческий писатель А. К. Килин // Традиционная духовная и материальная культура рус. старообр. поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосиб., 1992. С. 277-282; она же. Век минувший и век нынешний в эпистолиях старообр. писателей Я. Е. Ларина и А. К. Килина // Skupiska staroobrzedowców w Europie, Azji i Americe. Warsz., 1994. S. 73-80; она же. Старообрядческая полемика об антихристе на исходе ХХ в. // Уральский сб.: История, культура, религия. Екатеринбург, 1997. [Вып. 1]. С. 9-16; она же. Старообрядческое согласие «не приемлющих общин» и его историографы // Традиционная народная культура населения Урала: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. С. 172-178; она же. «Мысль и мышление староверов» на пороге ХХI в.: (По трудам старообр. писателей) // Уральский сб. 2001. Вып. 4. С. 3-17; она же. Старообрядческий род Килиных // Старообрядчество: История и современность, местные традиции, рус. и зарубежные связи: Мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2001. С. 94-100; Салливан Дж. Духовные стихи в одной совр. старообрядческой семье // Мир старообрядчества. М., 1998. Вып. 4. С. 196-205; Бахтина О. Н. Проблемы поэтики старообрядческой лит-ры: (Агиогр. тексты): АДД. Томск, 2000. С. 33-34; Зольникова Н. Д. «Стихотворение о всеядцах»: (Памятник старообр. полемики) // Проблемы истории рус. книжной культуры и обществ. сознания. Новосиб., 2000. С. 42-51; Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в ХVIII-ХХ вв. М., 2002. С. 302-308.
Е. А. Агеева
Ключевые слова:
Старообрядчество Писатели русские Беспоповцы, общее название одного из двух основных течений старообрядчества Килин Анания Клеонович (1916-2002), писатель-беспоповец
См.также:
ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие
АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия
АНТОНИЙ (Людиновсков; 1895-1977), игум. старообрядческих скитов часовенного согласия, писатель
БЕСПОПОВЦЫ общее названиее одного из двух основных течений старообрядчества
ВИКУЛИН Даниил (1653 - 1733), видный деятель старообрядчества, основатель Выголексинского общежительства
ВОЛКОВО КЛАДБИЩЕ центр старообрядцев-федосеевцев в С.-Петербурге
ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского
ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист