Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 33, С. 311-315 опубликовано: 28 мая 2018г.


КИЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Киевской митрополии УПЦ), находится в г. Киеве (Украина). Основан как жен. община по инициативе вдовы Матроны Александровны Егоровой (см. Димитра (Егорова)).

1877-1921 гг.

Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 1911 г. (ГПИБ)
Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 1911 г. (ГПИБ)

Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 1911 г. (ГПИБ)
27 июня 1877 г. Егорова подала прошение митр. Киевскому и Галицкому Филофею (Успенскому) об основании в границах своих владений Введенской общины «для малообеспеченных женщин православного вероисповедания и призрения престарелых вдов в количестве 33-х, в соответствии с возможностями по их содержанию». Буд. обители Егорова передавала неск. домов с флигелями, хозяйственными постройками и земельными участками (2388 кв. саж.). Учредительница жертвовала общине неприкосновенный капитал в виде ценных бумаг на сумму 21 тыс. р., к-рый был помещен в казнохранилище Киево-Печерской лавры. В обращении к митр. Филофею 68-летняя помещица просила предоставить ей возможность жить в общине в «небольшом помещении». К прошению был приложен план зданий и земли, а также устав, составленный на основе общего положения о жен. общинах в России. Сестры обязывались иметь общую трапезу, единообразное облачение, заниматься рукоделием, средства от к-рого отдавать в общую казну или раздавать нищим. В дек. 1877 г. митр. Филофей (Успенский) представил ходатайство Егоровой в Синод. Постановлением Синода от 20 янв. 1878 г. ходатайство было одобрено. 4 марта 1878 г. имп. Александр II Николаевич подписал указ об учреждении Введенской жен. общины для вдов и сирот погибших воинов и бедных неимущих женщин правосл. вероисповедания. Вскоре в С.-Петербурге заболевшая Егорова приняла постриг с именем Димитра в честь вмч. Димитрия Солунского. После кончины она была временно погребена 13 марта 1878 г. при Александро-Невской лавре, в «палатке» при Феодоровской ц. 8 авг. 1878 г. по высочайшему позволению ее останки были перенесены в К. м. Из столицы в Киев мощи сопровождали эконом С.-Петербургского архиерейского дома архим. Исаия, духовник покойной иером. Иннокентий и иеродиак. Сергий. В окт. 1878 г. в главном корпусе общины был устроен и 14 нояб. 1878 г. митр. Киевским Филофеем освящен храм в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а 17 июня 1879 г. в его склепе - ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. Божественную литургию в новом храме возглавил митр. Филофей в сослужении благочинного городских обителей архим. Смарагда, благочинного Киево-Печерской лавры архим. Виталия (Иосифова) и др. У юж. стены Димитриевской ц. перезахоронили мощи основательницы общины. На могиле мон. Димитры был установлен крест и зажжена неугасимая лампада. В июне 1885 г. на ее могиле было установлено Распятие, присланное из Андрея апостола скита на Афоне. Ежегодно 9 марта и 26 окт. служились панихиды, в т. ч. Виталием (Иосифовым), еп. Чигиринским, викарием Киевской епархии.

Интерьер ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. 1879 г. Фотография. 2013 г.
Интерьер ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. 1879 г. Фотография. 2013 г.

Интерьер ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. 1879 г. Фотография. 2013 г.

Эскиз деревянного с позолотой иконостаса монастырского Введенского храма был выполнен по просьбе мон. Димитры худож. В. М. Пешехоновым (см. Пешехоновы) в С.-Петербурге. Внутреннее убранство украшали Ахтырская, Владимирская (написана на Афоне), Казанская, Старорусская, Тихвинская, «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери, а также иконы свт. Николая Чудотворца, вмц. Варвары, преподобных Исидора Пилусиота, Анны Кашинской, Феодосия Тотемского (Суморина) и др. Часть святынь, в т. ч. чтимый список Боголюбской иконы Божией Матери, подарил основательнице Киевский митр. Исидор (Никольский). В 1880 г. начальник Киево-Печерской живописной школы о. Альвиан по просьбе мон. Евфалии (Лебедевой) написал для общины Киево-Печерский образ Божией Матери, а киевский золотарь Максим Бышевский изготовил серебряную позолоченную рамку (весом 38 золотников).

К основному объему монастырского корпуса примыкали 2 двухэтажных здания, в к-рых располагались сестринские кельи и канцелярия. На территории обители находились деревянные флигели, сараи, хозяйственные службы. В 1882 г. при въезде в К. м. была построена каменная 3-ярусная колокольня с шатровым куполом (по проекту архит. В. Н. Николаева, на средства действительного статского советника М. Г. Петрова, киевского купца П. И. Губонина и др.), отремонтированная в 1898-1899 гг. К нач. XX в. в К. м. располагались также 3-этажный корпус (1880) с кельями, просфорней, хлебной, кладовой, кухней, корпус с трапезной и рукодельной мастерской, 2-этажная гостиница, больница и богадельня для призрения 33 стариц разного сословия, множество деревянных построек, в т. ч. 2 кухни, баня, сараи, конюшня, погреба. На территории К. м. были разбиты фруктовый сад и огород. К 1891 г. обитель владела усадебной землей (762 кв. саж.), пожертвованной столичной купчихой П. Ф. Медведевой, земельным участком с постройками (112 кв. саж.); недвижимый капитал общины, состоявший из гос. процентных бумаг, составлял 49 160 р. В 1900 г. К. м. владел 1,934 дес. усадебной земли с 17 различными постройками и неприкосновенным капиталом в 60 тыс. р. в виде процентных бумаг разных кредитных учреждений. Среди благотворителей и вкладчиков К. м.- с.-петербургские купцы Е. Н. Сивохин, Русанов, киевский предприниматель Н. А. Терещенко, киевская купчиха Е. К. Фатеева, столичная жительница П. Т. Лесникова, московская помещица М. А. Охотникова, купчиха г. Павловска А. У. Джамусова и др.

В сент. 1901 г. по инициативе игум. Клеопатры в обители была открыта церковноприходская школа с бесплатным обучением девочек из бедного сословия. Преподавались все предметы, предусмотренные общими программами. Ученицам давались и навыки к.-н. ремесла. 2 нояб. 1917 г. школа перешла в ведение Киевского городского общественного правления.

Настоятельницы и сестры

Первой начальницей общины стала прибывшая из новгородского Десятинного в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря рясофорная послушница Евпраксия (Лебедева; 1837-1915). 1 апр. 1878 г. она приняла постриг с именем Евфалия, 10 апр. 1878 г. утверждена Киевской духовной консисторией, 8 мая 1886 г. Киевским митр. Платоном (Городецким) возведена в сан игумении, 9 апр. 1891 г. награждена наперсным крестом. С авг. 1878 г. ее ближайшей помощницей являлась бывш. насельница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря казначея Мария Ивановна Иванова, 9 июня 1884 г. постриженная в монашество с именем Исидора. К нач. 80-х гг. XIX в. из Десятинного мон-ря в Киев переехали еще неск. сестер, в т. ч. позже принявшие в К. м. монашеский постриг Евстолия (Чмырева) и Евпраксия (Саврасова), а также Агния Пономарёва, впосл. игум. Клеопатра, настоятельница К. м. В 1878 г. в обители проживало ок. 20 чел., в 1882 г.- ок. 70, к кон. 80-х гг. XIX в.- ок. 100, в т. ч. 4 монахини и 11 послушниц. В авг. 1887 г. 5 штатных послушниц подали игум. Евфалии прошения о пострижении в монашество. 15 сент. Киевская духовная консистория рассмотрела рапорт начальницы, но, учитывая, что уставом подобных общин Российской империи не предусматривался монашеский постриг, запросила разрешение Святейшего Синода по данному вопросу. После того как 22 дек. 1887 г. Синод отказал игум. Евфалии в постриге сестер, она безуспешно пыталась инициировать преобразование общины в общежительный мон-рь.

В дек. 1891 г. игум. Евфалия была переведена в лебедянский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь Чигиринского у. Киевской губ., и 31 янв. 1892 г. обитель возглавила мон. Клеопатра (Пономарёва; 1849-1913). Впосл. обе настоятельницы неоднократно встречались и переписывались. 28 нояб. 1900 г. мон. Клеопатра подала в Синод прошение о придании Введенской общине статуса мон-ря. Решением Синода от 30 апр. 1901 г. община была преобразована в общежительный нештатный жен. мон-рь. 27 мая в К. м. состоялись торжества по случаю получения обителью монастырского статуса, к-рые возглавил митр. Киевский Феогност (Лебедев). 29 мая 1901 г. Киевский митрополит возвел мон. Клеопатру в сан игумении. К 1913 г. в К. м. проживало 107 сестер, в т. ч. игумения, 17 монахинь и 79 послушниц. 9 нояб. 1913 г. К. м. возглавила постриженица Введенской общины игум. Феофания (Шишова; † 1926), а казначеей вскоре стала мон. Евфрасия (Ткаченкова). В 1918 г. в обители подвизалось 137 насельниц, в т. ч. схимонахиня и 35 монахинь.

Со времени освящения Введенского храма службы в общине совершались по монастырскому чину. В церкви служили клирики Киево-Печерской лавры, в т. ч. иеромонахи Мардарий, Макарий, Павлин, Дионисий, Адам, Алипий I и Алипий II. В окт. 1887 г. игум. Евфалия обратилась к митр. Платону с прошением определить в общину постоянного священника, к-рому предлагались жалованье 350 р. в год, бесплатная квартира. Вскоре на служение в К. м. был назначен свящ. (впосл. прот.) Павел Загродский (Ɨ 1899). В дальнейшем духовниками К. м. служили, как правило, клирики из числа белого духовенства Киева, в т. ч. священники Кодрат (Ɨ 1903) и Андроник Кобылковские, с 1903 г.- Хрисанф Коцюбинский, с 1906 г.- Макар Сергеев, с 1907 г.- Василий Коломейцев, с 1915 г.- Зиновий Гребентский, Андрей Колбус. Обитель посещали: 12 окт. 1883 г.- патриарх Иерусалимский Никодим I, 8 авг. 1881 г.- архиеп. Палладий (Раев), Киевские митрополиты и викарии, др. архиереи Русской Церкви, несколько раз - вел. кнг. Александра Петровна Романова (см. Анастасия Киевская, мон.), 21 авг. 1912 г.- вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна.

1921-1992 гг.

В 20-х гг. XX в. сестры и клирики обители подвергались гонениям. 28 янв. 1921 г. насельницы подали в Отдел управления Киевского губ. революционного комитета заявление на регистрацию церковной общины и утверждение нового устава, согласно которому она организуется для «взаимного содействия удовлетворению церковно-религиозных потребностей ее членов под руководством епископа». 14 марта 1922 г. в общину был назначен свящ. Владимир Попов. 24 июня того же года указом временного управляющего Киевской епархией архиеп. Михаила (Ермакова) на служение в общину был назначен прот. Борис Квасницкий, пользовавшийся авторитетом среди прихожан. Но 20 сент. 1928 г., после отказа в поддержке Декларации митр. Сергия (Страгородского), митр. Михаил (Ермаков) отстранил прот. Б. Квасницкого от должности монастырского духовника. Впосл. протоиерей примкнул к иосифлянскому движению, служил в принадлежавшей иосифлянам Покровской ц. на Подоле. Известно, что его деятельность вызвала раскол в общине К. м.: неск. монахинь ушли с ним из обители и стали нести служение при Покровской ц. на Подоле (Шкаровский. 1999. С. 93). В 1930 г. прот. Б. Квасницкий был арестован по обвинению в принадлежности к «Киевской группе Истинно православной церкви». По нек-рым сведениям, незадолго до 2-го ареста (янв. 1931) клирик признал каноническое священноначалие РПЦ.

Интерьер ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2013 г.
Интерьер ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2013 г.

Интерьер ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Фотография. 2013 г.

С 1926 г. К. м. возглавляла мон. Елевферия (Прудько; Ɨ 1966), в 1932 г. возведенная в сан игумении архиеп. Киевским Сергием (Гришиным). К 1929 г. на территории К. м. в 3-этажном корпусе проживало 56 сестер, в основном преклонного возраста. С 1928 г. из монастырских храмов власти изымали церковную утварь, несколько икон поступило в Киево-Печерский музей-заповедник. 21 апр. 1935 г. К. м. был окончательно закрыт, все здания переданы под общежитие воинской части и склады, в 1936 г. разрушена колокольня. Иконостасы обоих храмов демонтированы, часть святынь сохранили сестры, переселившиеся к родственникам.

В нояб. 1941 г., в период немецко-фашистской оккупации Киева, обитель была возрождена. Настоятельницей вновь стала игум. Елевферия, обязанности благочинной и регента исполняла мон. Аполлинария (Диденко), ризницей заведовала мон. Антонина (Лагуева). Община восстановленного мон-ря насчитывала 34 монахини и послушницы. После освобождения Киева К. м. оказывал посильную помощь Советской Армии: насельницы чинили и штопали одежду для пациентов Киевского эвакуационного госпиталя, шили халаты, фартуки, нарукавники для лазаретов (Актуальнi проблеми вiтчизняноii iсторii XX ст.: Зб. наук. праць, присвячений пам'ятi акад. НАН Украiни Ю. Ю. Кондуфора. К., 2004. Т. 2. С. 194). К. м. перечислял собранные средства в фонд Красной Армии: весной 1944 г. сестры передали в Госбанк 752 р., в нояб.- 10 тыс. р., в дек.- 1588 р. В 1945 г. К. м. посетили патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), делегация Болгарской Православной Церкви во главе с митр. Софийским Стефаном (Шоковым), в 1948 г.- митр. Гор Ливанских Илия (Карам), в июне 1953 г.- представители Антиохийской Православной Церкви, в июне 1956 г.- еп. Пекинский Василий (Шуан), в июле - митр. Пражский и всея Чехословакии Иоанн (Кухтин) и мн. др.

Во 2-й пол. 40-х гг. в распоряжении сестер оставались неск. небольших корпусов и церковь, в к-рой после ремонта был установлен новый иконостас. Иконы, сохраненные монахинями в 20-30-х гг. XX в., были возвращены в обитель, в т. ч. чтимые Боголюбский образ Божией Матери (дар Киевского митр. Исидора), иконы вмч. Димитрия Солунского, прп. Серафима Саровского. В 1953 г. была проведена реставрация во Введенском храме, в т. ч. обновлены настенные росписи, в 1954-1956 гг. отремонтированы монастырские корпуса.

С 1953 г. в К. м. служил свящ. Николай Ганкевич, с 1959 г.- свящ. Тимофей Яценко. В кон. 50-х гг. XX в. уполномоченный по делам РПЦ при СМ УССР Г. Пинчук разработал комплексный план мероприятий по закрытию мон-ря. Предусматривалась, в частности, подготовка общественного мнения посредством публикаций в периодике с обличением монастырских нравов, образа жизни насельниц, их семейных и родственных связей с «контрреволюционными» деятелями. Игум. Елевферия обвинялась в сотрудничестве с оккупантами, в причастности к выселению в 1942 г. из монастырских зданий проживавших в них граждан. Пинчук поставил перед митр. Киевским и Галицким, экзархом Украины Иоанном (Соколовым) вопрос о переселении «руководящей ячейки монастыря» - игум. Елевферии, казначеи Августы, благочинной Макарии и ризничей Мефодии в киевский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь. В июле 1960 г. под давлением властей митр. Иоанн подписал указ о переселении сестер в киевский в честь Вознесения Господня и святых Флора и Лавра и в Покровский мон-ри. Некоторые монахини переселились к родным. Последняя настоятельница К. м. игум. Елевферия приняла постриг в схиму с именем Михаила, скончалась в Покровской обители, похоронена на Зверинецком кладбище Киева. 16 сент. 1960 г. останки основательницы мон. Димитры (Егоровой) были изъяты из склепа в Димитриевском домовом храме и перезахоронены на Зверинецком кладбище. После 1960 г. в помещениях мон-ря разместились районная больница и склады.

1992-2013 гг.

15 июня 1992 г. ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы была передана в ведение УПЦ МП как приходская. После образования в 1992 г. раскольнической структуры т. н. Киевского Патриархата на корпуса обители стал претендовать лишенный сана бывш. Киевский митр. Филарет (см. Денисенко М. А.). Добившись регистрации в Киевском горисполкоме фиктивной «общины киевского Введенского женского монастыря», Денисенко назначил настоятельницей обители свою келейницу, бывш. мон. Варвару (Боронину). Однако раскольникам не удалось захватить монастырь. В том же году при Введенском храме была организована муж. монашеская община канонической УПЦ МП - скит Киево-Печерской лавры.

Икона Божией Матери «Призри на смирение». Фотография. 2013 г.
Икона Божией Матери «Призри на смирение». Фотография. 2013 г.

Икона Божией Матери «Призри на смирение». Фотография. 2013 г.

Осенью 1992 г. бывш. насельница К. м. мон. Феофания (Тоцкая), принявшая схиму с именем Феодора († 1994) в киевском Флоровском мон-ре, передала во Введенский храм список чудотворной Псковской иконы Божией Матери «Призри на смирение», выполненный в XIX в. схим. Марией. Икону сохранил монастырский клирик прот. Б. Квасницкий, репрессированный в 30-х гг. XX в. Его сын передал святыню мон. Феофании. По свидетельству очевидцев, 1 авг. 1993 г. на стекле киота с обратной стороны проявился серебристый отпечаток, повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Указом Синода УПЦ от 22 нояб. 1995 г. Киевский список иконы «Призри на смирение» был признан чудотворным. В обители поддерживают традицию: по просьбе верующих и по благословению священноначалия икону «Призри на смирение» вывозят в различные епархии, а в мон-рь привозят др. святыни. В К. м. почитаются также списки Тихвинской, Касперовской и Владимирской икон Божией Матери.

Рака с мощами прп. Димитры Киевской. Фотография. 2013 г.
Рака с мощами прп. Димитры Киевской. Фотография. 2013 г.

Рака с мощами прп. Димитры Киевской. Фотография. 2013 г.

21 авг. 1996 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) и с разрешения властей города мощи мон. Димитры были обретены на Зверинецком кладбище и перенесены в обитель. При обретении и освидетельствовании мощей комиссия установила, что нетленными оставались голова и верхняя часть тела. Под светским платьем преподобной был обнаружен монашеский параман, тело обернуто мантией, на лицо возложен наличник. В К. м. совершались особые заупокойные богослужения в дни памяти основательницы: в день кончины, 26 окт.- в день памяти вмч. Димитрия Солунского, 8/21 авг.- в день перенесения ее мощей из С.-Петербурга. Отмечены случаи исцеления по молитвам у ее мощей. 18 апр. 2008 г. решением Синода УПЦ мон. Димитра (Егорова) была причислена к лику местночтимых святых Киевской епархии.

6 дек. 1996 г. указом Синода УПЦ обитель была официально возобновлена как мужская. В 1997 и 2002 гг. постановлением Кабинета министров Украины мон-рю передавались игуменский корпус и др. постройки. В 2008 г. в отремонтированном Введенском храме была установлена рака с мощами прп. Олимпиады (Стригалёвой), настоятельницы арзамасского во имя Алексия, человека Божия, жен. мон-ря, скончавшейся 6 авг. 1828 г., во время паломнической поездки в Киево-Печерскую лавру. В сент. 1999 г. на кладбище близ Богородице-Рождественской ц. Киево-Печерской лавры состоялось обретение ее мощей, а 8 мая 2008 г. Синод УПЦ причислил ее к лику местночтимых святых Киевской епархии. В К. м. освящены также часовня и домовый храм во имя прп. Исидора Пелусиота, среди святынь к-рого - частицы мощей мц. Христины, преподобных Алипия, Ипатия и Дамиана Киево-Печерских, Амвросия Оптинского, Саввы Освященного, Димитры Киевской и др.

В нояб. 2000 г. в с. Томашовка Фастовского р-на Киевской обл., на территории усадьбы С. Хоецкого, был основан монастырский скит в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне.

18 нояб. 2003 г. митр. Киевский и всея Украины Владимир освятил престол в скитской домовой ц. во имя вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны, 6 сент. 2012 г. митр. Киевский и всея Украины Владимир освятил на территории скита храм в честь Страстей Христовых. Главная святыня скита - икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», копия одноименного образа XIX в., хранившегося в Никольском храме Киево-Печерской лавры.

К нач. 2013 г. в К. м. проживало ок. 15 насельников; наместником является архим. Дамиан (Давыдов), 30 авг. 2012 г. хиротонисанный во епископа Фастовского, викария Киевской епархии.

Лит.: [Известия и заметки] // ПрибЦВед. 1901. № 23. С. 819; Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины схимон. Олимпиада // ЖПодв. Авг. 1994. С. 71-94; Дятлов В. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 29-30; Сургай О. Введенська община // Арсеналець: Газ. 1994. 22 апр.; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999; Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие. К., 2004. С. 26-27; Кочубинская Т. В. Обитель на Печерске: Киевский Св.-Введенский мон-рь. К., 2008.
В. Г. Пидгайко, Д. Б. К.