Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЕСАРИЯ ПРИМОРСКАЯ
Т. 32, С. 547-557 опубликовано: 17 апреля 2018г.


КЕСАРИЯ ПРИМОРСКАЯ

(Кесария Палестинская) [греч. Καισάρεια ἡ Παράλιος, Καισάρεια της Παλαιστίνης; лат. Caesarea Maritima, Caesaraea Palaestina; ныне Цезарея, Израиль], город-порт на берегу Средиземного м., построен Иродом Великим в 22-10/9 гг. до Р. Х. на месте древнего финик. поселения Стратонова Башня. Назван в честь имп. Октавиана Августа (Ios. Flav. De bell. I 21. 7). Главный порт рим. Палестины, резиденция царя, затем рим. прокураторов, после 70 г. по Р. Х.- столица пров. Иудея (впосл. Палестина).

История

План Кесарии 1. Дворец Ирода Великого 2. Ипподром 3. Театр 4. Храм Августа 5. Порт
План Кесарии 1. Дворец Ирода Великого 2. Ипподром 3. Театр 4. Храм Августа 5. Порт

План Кесарии 1. Дворец Ирода Великого 2. Ипподром 3. Театр 4. Храм Августа 5. Порт
Финикийское поселение Стратонова Башня впервые упоминается в папирусах Зенона (259 г. до Р. Х.). Город часто переходил в руки разных правителей. Приблизительно в 103 г. до Р. Х. был завоеван Александром Яннаем и присоединен к царству Хасмонеев. В 63 г. до Р. Х. Помпей передал порт в юрисдикцию римской пров. Сирия. Впосл. имп. Марк Антоний отдал город Клеопатре. После победы над войском Марка Антония у мыса Акций в 31 г. до Р. Х. Октавиан Август подарил местность Ироду Великому (Ibid. I 20).

Возле естественной бухты у Стратоновой Башни Ирод построил великолепный город и порт, выдающееся инженерное сооружение своего времени, с глубокой гаванью и системой волноломов. С северо-востока вход в порт был украшен скульптурами и башнями, самая высокая из к-рых носила имя Друза, пасынка имп. Августа. С высокого холма на порт смотрел храм Ромы и Августа. Город был спланирован по четкой ортогональной сетке улиц; со значительного расстояния по акведуку подавалась вода. Среди общественных зданий города Иосиф Флавий упоминает театр, амфитеатр, рынки и дворец (Ibid. I 21. 8). В честь окончания строительства и открытия порта Ирод учредил «Кесарийские игры». К. П. сначала населяли в основном язычники, но вскоре появилась и иудейская община. Одним из поводов к началу антиримского восстания в 66 г. по Р. Х. стал конфликт между язычниками и иудеями в К. П. (Ibid. II 13).

В годы Иудейской войны город стал главным лагерем рим. армии под командованием Веспасиана и Тита. После разрушения Иерусалима К. П. получила статус колонии (Colonia Prima Flavia Augusta Caesarea или Caesarensis) и стала главным городом рим. провинции. Хранящийся в Лувре бронзовый кубок, датированный нач. IV в., декорирован сценами из истории К. П., в т. ч. изображением основания колонии (Patrich. 2011. P. 71-90). Кесарийский амфитеатр превратился в арену наказания непокорных: в 70 г. по Р. Х. на играх в честь дня рождения буд. имп. Домициана Тит устроил гладиаторские бои с участием иерусалимских пленников. После подавления восстания Бар-Кохбы (132-135) в К. П. вновь казнили множество повстанцев, в т. ч. рабби Акиву, известного иудейского законоучителя, поддержавшего восставших.

Я. Чехановец

Первые и довольно многочисленные сведения о возникновении христианской общины в К. П. содержатся в Деяниях св. апостолов. Христ. община появилась здесь вскоре после Вознесения, когда в К. П. пришел ап. Филипп, который проповедовал в приморских городах Палестины (Деян 8. 40). В К. П. сщмч. Корнилию сотнику явился ангел, после чего он встретился с ап. Петром и принял крещение вместе со всей своей семьей, со слугами и с некоторыми друзьями (Деян 10). Вероятно, «дом Корнилия» был 1-й группой христиан, перешедших в новую веру из язычников (Деян 10. 45-48). Проповедь Петра для группы Корнилия в К. П. была также 1-м описанным случаем проповеди Христовой веры язычникам (Деян 10. 34-43), к-рые в то время преобладали в городе. Детали жизни кесарийской общины, описанной в Деяниях св. апостолов, ап. Лука, как сообщает Евсевий Кесарийский, мог узнать от дочерей ап. Филиппа (Euseb. Hist. eccl. III 31, 39; V 24).

Ап. Филипп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Ап. Филипп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Ап. Филипп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Ап. Павел неоднократно посещал К. П. Вскоре после обращения он прибыл в город и отсюда отправился в Тарс (Деян 9. 30). В конце 2-го путешествия по пути в Иерусалим он вновь посетил К. П. (Деян 18. 22). В 3-й раз ап. Павел был здесь в кон. 50-х гг. I в., во время последнего путешествия в Рим, вместе со своим спутником ап. Лукой (Деян 21. 8-16). Они останавливались в доме ап. Филиппа, к-рый окончательно поселился в К. П. и возглавил местную общину христиан. В это же время в город прибыл некий иудейский пророк Агав (Деян 21. 10); он предсказал, что ап. Павел будет схвачен иудеями в Иерусалиме. После ареста апостол в течение 2 лет по приказу прокуратора Феликса содержался «под стражею в Иродовой претории» в К. П. (Деян 23. 23-35). Условия его содержания не были строгими, и друзья ап. Павла могли заботиться о нем (Деян 24. 23). В 58 или 59 г. новый прокуратор Порций Фест оставил ап. Павла под стражей, надеясь получить от него взятку (Деян 24. 26). С целью разрешить свое дело апостол отправил апелляцию в Рим к имп. Нерону (Деян 25. 11). Через неск. дней в К. П. состоялся диспут, на к-ром Павел доказал свою невиновность перед прокуратором и царем Иродом Агриппой II (Деян 25. 13 - 26. 32). Однако, поскольку апелляция в Рим уже была отправлена, апостол должен был сам явиться на суд императора.

На протяжении последующих более 100 лет об истории христиан в К. П. надежных сведений почти нет. Сохранились имена неск. епископов 2-й пол. I-II в. в списках, составленных уже в позднеантичную эпоху и малодостоверных (они не были известны Евсевию Кесарийскому в нач. IV в. и впервые указаны в «Апостольских постановлениях» V в. Const. Ap. VII 46.3 // PL. 53. Col. 591). Кроме имен предстоятелей, о к.-л. событиях этого времени ничего не известно. Первый епископ, которого упоминает Евсевий в «Церковной истории»,- Феофил. Он получил хиротонию в 189 г., в 195 г. вместе с еп. Наркиссом Иерусалимским председательствовал на Соборе в Кесарии, на к-ром обсуждался вопрос о времени празднования Пасхи (Euseb. Hist. eccl. V 22-23, 25). Церковь Палестины на Соборе в основном поддержала традицию Александрийской Церкви.

Важнейшим событием в истории К. П. стал приезд в город христ. ученого Оригена, который в 215 или 216 г. был вынужден бежать из Александрии по причине гонений имп. Каракаллы. Уже к моменту этого (первого) переезда в К. П. Ориген был известен как один из крупнейших христ. богословов. Он был принят местным еп. Феоктистом и еп. Александром Иерусалимским (Ibid. VI 19). В этот период он временно оставался в городе, стремясь сохранить связи с Александрией и ее катехизической школой. Тем не менее его пребывание в К. П. вызвало протесты еп. Димитрия Александрийского, к-рый заявлял о недопустимости для светского человека, каковым был Ориген, учительствовать в Церкви. Вскоре Ориген вернулся в Александрию, но в последующие годы часто бывал в К. П. Ок. 230 г. Ориген был посвящен здесь в сан пресвитера (Ibid. VI 8, 23; Phot. Bibl. Cod. 118 // PG. 103. Col. 397), т. е. в это время он уже воспринимался палестинскими христианами и жителями города как «свой», хорошо знакомый и уважаемый человек. Рукоположение Оригена привело к скандалу в Александрии: еп. Димитрий заявил о неправомочности действий палестинских епископов. В 231 г. в Александрии был созван Собор, к-рый отрешил Оригена от сана и отлучил его от Церкви и фактически изгнал из христ. общины Александрии. Спустя нек-рое время, при новом еп. Александрийском Ираклии, отлучение было снято, но Ориген, не желавший подчиняться вердиктам враждебно настроенных к нему египтян, был вынужден окончательно переселиться в К. П. (Euseb. Hist. eccl. VI 26). Т. о., с городом связан весь длительный период позднего творчества Оригена - 30-50-е гг. III в. Еще в кон. 20-х гг. III в. он начал свод толкований Свящ. Писания - Гекзаплы. В К. П. эта работа была завершена. В 30-40-х гг. III в. здесь же им были написаны трактат «О молитве» и полемическое соч. «Против Цельса» (Ibid. VI 16, 36). Ориген активно участвовал в жизни Церкви Палестины, дважды присутствовал на Соборах в г. Бостра (или в самой К. П.), где обсуждались вопросы смерти и бессмертия души (Ibid. VI 33, 37). Влияние Оригена к сер. III в. превратило общину К. П. в крупный богословский центр ранней Церкви. В К. П. Ориген собрал обширную библиотеку, состоявшую из 30 тыс. книг (Isid. Hisp. Etymol. VI 6), едва ли не самую большую в ранней Церкви, вероятно уступавшую только б-ке христиан в Александрии. Вокруг Оригена сложилась группа образованной христианской молодежи, впоследствии ставшая крупной катехизической и богословской школой. Учениками Оригена в К. П. были свт. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский (Euseb. Hist. eccl. VI 30; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum. // PG. 46. Col. 905; Hieron. De vir. illustr. 65), Фирмилиан, еп. Кесарии Каппадокийской (ок. 232-268), пресв. Памфил, возглавивший школу и б-ку после Оригена, а также философ-неоплатоник Порфирий из Тира, позднее выступавший с критикой христ. вероучения (Euseb. Hist. eccl. VI 19).

Свт. Григорий Неокесарийский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Свт. Григорий Неокесарийский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Свт. Григорий Неокесарийский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

В сер. III в. появляются сведения о гонениях на христиан в К. П. Впервые, насколько можно судить по сохранившимся источникам, гонение здесь произошло в 235-238 гг., при имп. Максимине Фракийце. Ориген бежал из города в Каппадокию вместе с Фирмилианом, но пострадали мн. его друзья и ученики, в т. ч. Амвросий, к-рому посвящено произведение Оригена «Призвание к мученичеству» (Ibid. VI 28). В 250 г., во время гонения имп. Деция, в тюрьме К. П. оказался и сам Ориген. Он претерпел пытки, но от веры не отрекся и через некоторое время был освобожден (Ibid. VI 39). Скорее всего его здоровье было подорвано заключением. В 253/4 г. он умер в возрасте 69 лет (Ibid. VII 1), вероятно в Тире Финикийском, где до XIII в. в базилике Гроба Господня была известна его могила.

Еп. Феоктист избежал гонений. В нач. 50-х гг. он присоединился к церковному большинству, осудившему движение новациан (Ibid. VII 5). В период гонения имп. Валериана (257-259) в К. П. были растерзаны зверями Приск, Малх и Александр, а также некая женщина из общины маркионитов (Ibid. VII 12). В нач. 60-х гг. III в., при имп. Маркиане, здесь был обезглавлен центурион-христианин Марин (Ibid. VII 15). С сер. 60-х гг. II до нач. III в. гонений на христиан в городе не было, что способствовало росту общины и дальнейшему развитию школы К. П. Еп. Феотекн в 264 и 268 гг. участвовал в Антиохийских Соборах, на которых был осужден Павел Самосатский (Ibid. VII 27-30). На рубеже III и IV вв. все большую известность начал приобретать Евсевий (ок. 260/5 - ок. 339), возможно уроженец К. П., с 80-х гг. III в. ученик Памфила (Ibid. VII 32), изучавший риторику, историю, философию и Свящ. Писание. С деятельностью Евсевия, позднее ставшего епископом К. П. и главой кесарийской школы, связан наивысший расцвет христ. культуры в этом городе в 1-й пол. IV в.

Тяжелым испытанием для христиан К. П. стало великое гонение имп. Диоклетиана и его преемников в 303-313 гг. Первым и наиболее почитаемым здесь мучеником этого времени стал Прокопий (Euseb. De mart. Palaest. 1; Halkin. 1962). Осенью 307 г. разгрому подверглась и катехизическая школа. Были арестованы Памфил и большинство его учеников, хотя Евсевий спасся, скрывшись из города, и некоторое время путешествовал по Палестине, Египту и Финикии. 16 февр. 309/10 г. Памфил и еще 12 мучеников были казнены (Euseb. Hist. eccl. VII 32; VIII 13; Idem. De mart. Palaest. 7, 11; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 68. 8). Множество историй др. святых записаны Евсевием в соч. «О палестинских мучениках». Часть исповедников была отправлена в каменоломни и рудники Палестины, Киликии и Египта. Судьба христ. б-ки К. П. в этот период неясна; Евсевий о ней не упоминает, что позволяет предполагать, что б-ка от гонений не пострадала. В то же время столь масштабный характер преследований, а также разгром школы и гибель пресв. Памфила могут косвенно указывать на то, что библиотека могла быть уничтожена или конфискована властями. Так или иначе после прекращения гонений в IV-VI вв. она продолжала пользоваться славой, т. е. Евсевию ее удалось быстро восстановить. Гонения в К. П., как и на всем Востоке империи, продолжались до 313 г., когда имп. Максимин Дайя был низложен имп. Лицинием, союзником имп. Константина I Великого. Несмотря на жестокость и продолжительность гонений, кесарийская община сумела сохранить свои позиции в христ. мире.

Видимо, вскоре после окончания гонений, ок. 313 г., епископом К. П. стал Евсевий, чья хиротония прошла с участием еп. Павлина Тирского. Выдающийся богослов и ученый постепенно обратился к карьере церковного администратора и политика. Деятельность Евсевия на епископском престоле оказалась неразрывно связанной с религиозно-политическими реформами имп. Константина, легализовавшего христианство и обеспечившего на будущее высокое положение Церкви в позднеримском обществе и гос-ве. Евсевий впервые видел Константина (и возможно, познакомился с ним) в К. П. ок. 296 г. (Euseb. Vita Const. I 19). Имп. Диоклетиан совершал поездку по Палестине и Египту, и молодой Константин находился в его свите. В 20-30-х гг. IV в. Евсевий стал приближенным имп. Константина и одним из влиятельнейших его религ. советников. По заказу имп. Константина в кесарийском скриптории было создано 50 рукописных копий Свящ. Писания для новых храмов К-поля (Ibid. IV 36; Socr. Schol. Hist. eccl. I 9; Theoph. Chron. P. 27). По-видимому, сохранившиеся Ватиканский (Vat. gr. 1209) и Синайский кодексы Свящ. Писания являются частью этой работы.

Благодаря деятельности Евсевия К. П. стала одной из наиболее влиятельных церковных кафедр в империи. Как кафедра митрополии Палестина Первая К. П. в этот период первенствовала среди других церковных общин региона, включая и Иерусалимскую. С самого начала она была активно вовлечена в арианские споры, причем Евсевий, лично знакомый с Арием, последовательно выступал сторонником мирного соглашения партий, он был против репрессивных мер в отношении еретиков. В 321 г., когда еретики во главе с Арием были изгнаны из Александрии, Евсевий принял их в К. П., хотя еп. Макарий Иерусалимский отказался от общения с еретиками (Socr. Schol. Hist. eccl. I 6; Sozom. Hist. eccl. I 15; Epiph. Adv. haer. [Panarion]). На I Вселенском Соборе 325 г. в Никее еп. Евсевий был одним из главных участников составления Символа веры, под угрозой низложения был вынужден присоединиться к осуждению Ария. Тем не менее высокое положение Кесарийской кафедры в Церкви было подтверждено 7-м каноном Собора, где указано, что престол Иерусалима должен пользоваться первенством чести в Палестине после митрополии К. П. Т. о., значение епископа К. П. как главы всей церковной иерархии Палестины казалось естественным. Влияние Евсевия при дворе и в Церкви в последующие годы сохранилось. С кон. 20-х гг. IV в. он поддерживал возвращение Ария и его сторонников из ссылки и способствовал их воссоединению с церковным большинством. Евсевий вел полемику с крайними сторонниками Никейского вероисповедания, добился низложения еп. Маркелла Анкирского, еп. Евстафия Антиохийского (Euseb. Vita Const. III 59-62; Socr. Schol. Hist. eccl. I 23-24; Sozom. Hist. eccl. II 18-19; Theodoret. Hist. eccl. I 21-22). В 334 г. он руководил Собором в К. П., к-рый по приказу имп. Константина разбирал дело свт. Афанасия I Великого, но не вынес окончательного решения из-за отсутствия самого Афанасия (Sozom. Hist. eccl. II 25; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 1. Pt. 2. P. 654). В 335 г. Евсевий участвовал в Соборе в Тире, составившем проарианское вероопределение, а затем в освящении базилики Гроба Господня в Иерусалиме, на к-ром он произнес панегирик в честь имп. Константина (Euseb. Vita Const. IV 41-48; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 68. 8; Socr. Schol. Hist. eccl. I 28-36; Sozom. Hist. eccl. II 25-28; Theodoret. Hist. eccl. I 28-31; Chron. Pasch. P. 531; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 1. Pt. 2. P. 654). Похвальные речи Евсевия в честь Константина и опыт сотрудничества с императором при дворе стали основой для «Жития Константина», написанного Евсевием на склоне лет в К. П. после смерти Константина в 337 г.

В кон. 20-х гг. IV в. в Иерусалиме начали возводить богатые храмы на местах, связанных с новозаветной историей. С увеличением потока паломников роль К. П. и Иерусалима в Церкви Палестины стала расти. При этом К. П. постепенно теряла свои позиции, хотя не утратила прежней славы интеллектуального центра.

Преемником Евсевия стал его ученик еп. Акакий, богослов, автор несохранившегося Жития Евсевия и толкований на Свящ. Писание, сторонник арианства (омиусианства), господствовавшего в Вост. Церкви в сер. IV в. Он продолжал заботиться о развитии кесарийской б-ки. С помощью Евзоия, позднее также ставшего епископом К. П., Акакий организовал работу по переписке ветхих рукописей (Hieron. De vir. illustr. 98; Idem. Ep. 34; Socr. Schol. Hist. eccl. II 4; Sozom. Hist. eccl. III 2). В 40-х гг. IV в. в школе К. П., у ритора Феспесия, учился свт. Григорий Богослов (Hieron. De vir. illustr. 113). Евзоий также проходил обучение у Феспесия и позднее был известен как богослов и ученый, хотя о его трудах сведений не сохранилось. Между 356 и 361 гг. в кесарийской б-ке, вероятно, еп. Иларий Пиктавийский изучал и переводил на латынь труды Оригена (Ibid. 100), который в то время находился в ссылке. В кон. IV в. б-кой пользовался блж. Иероним, здесь он видел единственные полные копии Гекзапл и др. работ Оригена, «Евангелия евреев», а также каталога б-ки, составленный Памфилом (Downey. 1975. P. 33).

Еп. Акакий был одним из лидеров арианской партии на Сардикийском Соборе 343 (или 347) г. и Аримино-Селевкийском Соборе 359 г. Православные партии на Соборах объявляли его низложенным, однако эти решения или не реализовывались, или через короткие периоды времени ему удавалось вернуться на кафедру. С этого времени Кесарийская кафедра была вовлечена в длительную борьбу за первенство с Иерусалимской: свт. Кирилл I (ок. 350/51-386), рукоположенный еп. Акакием, постепенно перестал признавать первенство Кесарийской кафедры. В 358 г. еп. Акакий сместил свт. Кирилла, но в 359 г. Аримино-Селевкийский Собор вернул Кириллу права и низложил еп. Акакия. В 360 г. К-польский Собор вновь низложил свт. Кирилла и подтвердил права еп. Акакия. После провозглашения религиозной свободы имп. Юлиана Отступника в 362 г. Кирилл вновь получил возможность вернуться в Иерусалим. Лампсакский Собор 364 г. объявил о низложении еп. Акакия, но в неустойчивой политической обстановке тех лет решения Собора не были выполнены.

Соотношение сил в этом противостоянии изменилось со смертью еп. Акакия в 366 г. Свт. Кирилл, который к тому времени приобрел славу пламенного проповедника, оказался наиболее авторитетным иерархом Церкви Палестины и мог влиять на выбор преемников Акакия. Однако поскольку община К. П. придерживалась арианства, в нач. 70-х гг. IV в. свт. Кирилл рукоположил своего племянника Геласия в противовес арианину Евзоию. В 379 г., после прихода к власти сторонника Никейского Собора имп. Феодосия I, Евзоий был изгнан из К. П. и Геласий занял кафедру. Так же как его предшественники, он занимался научной и лит. деятельностью, составил труд «Церковная история», продолжавший книги Евсевия; труд не сохранился (Phot. Bibl. 88-89). Геласий присутствовал на Соборах в К-поле в 381 и 394 гг. как один из лидеров Церкви Палестины, но не вступал в споры о первенстве со свт. Кириллом.

В кон. IV - 1-й пол. V в. возросло влияние Александрии на церковные дела Палестины, что можно отметить по отдельным упоминаниям о К. П. в это время. В 393 г. здесь был созван Собор, председательствовал на нем архиеп. Феофил Александрийский. Собор рассматривал вопрос об отношении Церквей Александрии и Палестины к продолжавшейся уже много десятилетий схизме в Антиохийской Церкви. В согласии с мнением Рима было решено поддержать в Антиохии партию сторонников еп. Флавиана, а рукоположение еп. Евагрия осудить как незаконное (Sever. Antioch. Ep. 2, 5 // The 6th Book of the Select Letters... in the Syriac Version of Alhanasius of Nisibis // Ed. E. W. Brooks. L., 1902-1904. P. 223). В 403-404 гг. еп. К. П. Евлогий поддержал политику архиеп. Феофила против свт. Иоанна Златоуста. После низложения свт. Иоанна Евлогий преследовал его сторонников в Палестине среди монашества. Свт. Златоуст об этом, видимо, не знал и отправил Евлогию письмо из ссылки в Кукусе (Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 73; Ioan. Chrysost. Ep. 87). В 415 г. Евлогий был председателем на Соборе в Диосполе, осудившем пелагианство (Aug. Contr. Julian. I 19, 32).

В 1-й пол. V в. К. П. окончательно уступает первенствующее положение Иерусалимской кафедре. При этом еще в нач. V в. лидерство К. П. казалось незыблемым. Так, в подписях акта Собора в Иерусалиме 400 г. Кесарийский еп. Евлогий был впервые назван митрополитом (Hieron. Ep. 92; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 2. Pt. 1. P. 122), а епископ Иерусалима был поставлен ниже его по рангу и не имел подобного титула. Однако позднее ситуация изменилась, особенно после рукоположения на кафедру Иерусалима в 422 г. деятельного свт. Иувеналия. Уже на III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. свт. Иувеналий добился признания своего первенства над всеми епископами Палестины. Точно так же он занимал лидирующее положение на Эфесском Соборе 449 г. и IV Вселенском Соборе 451 г. в Халкидоне. На последнем еп. К. П. Гликон по неизвестной причине вообще не присутствовал, предоставив право представлять его еп. Зосиме из г. Меноис (близ Газы) (ACO. T. 2. Pt. 2. 69).

Сщмч. Корнилий сотник. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Сщмч. Корнилий сотник. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Сщмч. Корнилий сотник. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

В V в. объем сведений об истории К. П. заметно сократился. Утратившие политическое значение город и его христианская община редко упоминаются в источниках. Известные события в Палестине все более сосредоточивались вокруг Иерусалима. Однако нельзя говорить об упадке города в эту эпоху, т. к. в К. П., согласно археологическим данным, в V в. развернулось активное строительство, в нач. VI в. при поддержке визант. имп. Анастасия I была проведена реконструкция морского порта, о чем писал в панегирике императору Прокопий Газский (Downey. 1975. P. 36). Блж. Иероним (нач. V в.) упоминал, что в К. П. находилась христ. базилика - видимо, главный городской храм (Hieron. Peregrinatio S. Paulae. 5 // Itinera Hierosolymitana. 1966. P. 31). В городе находилось несколько христианских святынь, к-рые регулярно посещали паломники. Многие из этих святынь были связаны с почитанием сщмч. Корнилия сотника. Уже в 333 г. анонимный паломник из Бурдигалы в «Итинерарии» упомянул, что в К. П. есть некая купальня св. Корнилия (Itinerarium a Bordigala Hierosolymam // Ibid. P. 15). Блж. Иероним (нач. V в.) знал в К. П. дом Корнилия, а также помещения, где жили Филипп и 4 его дочери (Hieron. Peregrinatio S. Paulae. 5). Тот же дом Корнилия в VI в. посещали Феодосий и Антонин из Плаценции (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 25; Antoninus. Parambulatio locorum sanctorum. 46 // Itinera Hierosolymitana. 1966. P. 71, 117). Кроме того, Антонин упомянул погребения почитавшихся святыми Памфила и Прокопия (возможно, Прокопия Газского). Эти святыни были утрачены в основном во время персид. и араб. завоеваний VII в.

В 438-439 гг. город посетила визант. имп. Евдокия во время ее 1-й поездки на Св. землю. Ее сопровождал свт. Кирилл Александрийский, который в это время скорее всего также побывал в К. П. На обратном пути Евдокию от Иерусалима до К. П. сопровождала св. Мелания Младшая (Delehaye H. S. Melaniae Iunioris: Acta Graeca // AnBoll. 1903. Vol. 22. P. 41).

В 451 г., после получения в Палестине известий о Халкидонском Соборе, мн. промонофизитски настроенные монахи подняли восстание против свт. Иувеналия и не пустили его в Иерусалим. Иувеналий остановился в К. П. под охраной провинциальных властей и войск. Толпу восставших монахов не допустили в город, но позволили ей собраться в ц. св. Апостолов, которая находилась за воротами города. Согласно монофизитскому преданию, мн. монахи, участвовавшие в литургии в этом храме, унесли Св. Дары, позднее превратившиеся в плоть и кровь, с собой (Johannes Rufus. Plérophoriae / Éd. F. Nau // PO. Vol. 8. Fasc. 1. P. 24). К. П. оставалась резиденцией Иувеналия до подавления монашеского движения в 453 г. Отсюда Иувеналий отправил послание к священству Церкви Палестины, к-рое подписал также Кесарийский еп. Ириней (ACO. T. 2. Vol. 5. 9).

Одним из епископов К. П. во 2-й пол. V в., возможно, был некий Геласий; свт. Фотий (IX в.) упоминал о нем как об авторе трактата «Против аномеев» (Phot. Bibl. 15, 88, 102). Фотий не считал этого Геласия автором «Церковной истории» (2-я пол. IV в.) и писал, т. о., о 3 Геласиях, включая Геласия Кизического (2-я пол. V в.). Сочинение Геласия не сохранилось, но Фотий отмечал чистоту стиля и продуманность аргументов писателя. Вопрос об идентификации Геласия остается нерешенным.

В нач. VI в. в К. П. род. Прокопий Кесарийский - придворный историк и панегирист эпохи имп. Юстиниана I. Известно, что Прокопий проходил обучение в Газе, в риторической школе, но о влиянии церковно-научного центра К. П. на Прокопия сведений нет.

В нач. VI в. епископом К. П. был Иоанн Хозевит, игумен лавры Хозива в Иудейской пустыне и ученик св. Саввы Освященного (Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 162; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 24). В 518 г. Иоанн участвовал в Соборе в Иерусалиме, к-рый подтвердил приверженность Иерусалимской Церкви к халкидонскому православию и поддержал имп. Юстина I, провозгласившего православие офиц. вероисповеданием Византии. В К. П. был известен также некий благочестивый и ученый горожанин Аркесилай, много общавшийся с Иоанном Хозевитом и совершавший паломничества по монастырям. В доме Аркесилая Иоанн чудесным образом излечил его жену, к-рая выколола себе глаз ткацким челноком. В 526 г. также в его доме мон. Зосима из мон-ря в Синде близ Тира беспричинно предался скорби на глазах у людей. Зосима сказал, что был внезапно оглушен грохотом разрушенной Антиохии, и вскоре стало известно об антиохийском землетрясении (Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 7).

В 484 г. в К. П. произошло восстание самаритян, которые провозгласили некоего Юстасу своим царем и начали грабить К. П., Неаполь (ныне Наблус) и ряд других мест Палестины; в К. П. сожгли ц. св. Проба. Восстание вскоре было подавлено (Ioan. Malal. Chron. P. 382; Chron. Pasch. P. 603-604). Еще более кровопролитное восстание самаритян и иудеев произошло в 529 г.; когда город вновь был ими разграблен, мятежники подверглись жестоким преследованиям (Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 171-173; Ioan. Malal. Chron. P. 445-447; Theoph. Chron. P. 178). После подавления восстания общины самаритян в К. П. не были уничтожены; видимо, в городе сохранилась ситуация противостояния христиан и иудеев. В 541 г. еп. К. П. Сергий направил петицию имп. Юстиниану с просьбой о смягчении правительственных мер против самаритян, к-рая была удовлетворена императором (Novell. Just. 129), но тем не менее примирения сторон не было достигнуто.

Последним известным епископом К. П. ранневизант. эпохи был Иоанн, участвовавший в V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г. Далее сведения о К. П. появятся только в эпоху персид. и араб. завоеваний. В 613 г. город был захвачен персами и разграблен, как и другие византийские города. Под власть Византии К. П. была возвращена по мирному договору 629 г., однако уже вскоре на Палестину напали арабы-мусульмане. Благодаря усилению гарнизона и существованию морского сообщения К. П. выдержала несколько длительных осад. Последняя блокада города араб. войском Амра ибн аль-Аса продолжалась с осени 639 до весны 641 г.; после захвата города ок. 7 тыс. защитников были перебиты, множество ремесленников уведено в плен (Theoph. Chron. P. 332, 336; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2. С. 161-163).

Известные епископы К. П.

ап. Филипп евангелист (сер. I в.), Закхей, сщмч. Корнилий сотник, Феофил, Закхей (ок. 160; Praedestinatus. 11. 13 // PL. 53. Col. 590-591), Феофил (189 - после 197), Феоктист (между 216 и 257/8), Домн (257/8), Феотекн (ок. 260 - ок. 303), Агапий (ок. 303 - ок. 313), Евсевий Памфил (ок. 313 - ок. 339), Акакий (340-366, арианин), Филумен (366, арианин), Кирилл (кон. 60-х - 70-е гг. IV в., арианин), Евзоий (до 379, арианин), Геласий (нач. 70-х гг. IV в.- после 396), Иоанн (395 - ок. 400), Евлогий (между 400 и 415), Домнин (417), Гликон († 451), Ириней (между 451 и 453), Геласий (2-я пол. V в.), Тимофей (упом. в 484), Иоанн Хозевит (до 518 - до 536), Илия (упом. в 536), Сергий (упом. в 541), Иоанн (упом. в 553), Парфений (1084), Анастасий (XII в.), Софроний (XIII в.), Илия (1281), Мелетий, Дорофей (?) (1579), Каллиник (1645-1651), Досифей Нотара (1666-1669, позднее патриарх Иерусалимский), Хрисанф Нотара (1669-1707, впосл. патриарх Иерусалимский), Мелетий (1720-1723), Дорофей (1733), Парфений († 1737), Анания (1743), Авраам († 1775), Анфим (1788), Захария (1801), Филофей (1801), Кесарий (1821-1832), Иоанн (1887).

При первых халифах династии Омейядов было предпринято неск. попыток вновь отстроить и заселить прибрежные города Сирии и Палестины. В целом при арабах уменьшается объем морской торговли. К. П., по всей видимости, оставалась небольшим городом в районе древнего порта. Значительная часть порта была засыпана, на месте внутренней гавани иродианского времени устроено городское кладбище. На главной храмовой платформе К. П. построена мечеть. Начиная с кон. VII в. визант. армия несколько раз нападала на города палестинского побережья, а в 975 г. визант. имп. Иоанн I Цимисхий ненадолго вернул город под визант. правление. В нач. XI в., при фатимидских правителях, на богатые города неоднократно нападали отряды кочевников-бедуинов. Все это вынуждало араб. правителей укрепить город. В раннее средневековье о К. П. писали мусульм. путешественники: арабский историк аль-Мукаддаси (985) и персидский путешественник Насир Хосров (1004 - после 1072). Перед началом крестовых походов торговое и военное значение города выросло, особенно оживленной была торговля с Амальфи и Венецией.

В нач. XII в. К. П. была захвачена крестоносцами. В 1100 г., пытаясь спасти город от разграбления, жители обязались платить дань Готфриду Бульонскому, однако уже через год Балдуин I осадил город. При крестоносцах на храмовой платформе был заново возведен кафедральный собор и построены еще несколько церквей. Известно о кварталах госпитальеров (см. Мальтийский орден) и тевтонцев (см. Тевтонский (Немецкий) орден св. Девы Марии); возможно, существовал генуэзский квартал.

Франц. историк Жак де Витри в кон. XII в. отмечал неудобство гавани К. П., обеспеченность города водой и наличие множества садов и рощ. Согласно Вениамину Тудельскому (1173), кроме христиан в городе жили неск. сот евреев и самаритян. В 1187 г. К. П. была захвачена войсками Салах-ад-Дина, разрушившего городские стены; затем неоднократно переходила из рук в руки. В 1251-1252 гг. при кор. Людовике IX Святом построили новые укрепления К. П. В 1265 г. войска мамлюкского султана Бейбарса I окончательно разрушили город.

На протяжении неск. столетий руины К. П. служили мраморной каменоломней для изготовления колонн и архитектурного декора. Фрагменты кесарийских зданий использовали при строительстве в прибрежных Акко, Яффе и даже Александрии.

В 1884 г., при османском правлении, в пределах города крестоносцев возникла боснийская деревня, существовавшая до 1948 г.

В 1977 г. недалеко от древнего города был построен небольшой поселок (ок. 5 тыс. жителей). Значительная часть древнего города раскопана и превращена в национальный археологический парк.

И. Н. Попов

Научное исследование

Театр
Театр

Театр
Первое натурное исследование К. П. проводилось французским путешественником В. Гереном, трижды посетившим город в 50-60-х гг. XIX в. и подробно описавшим руины. Ему удалось верно определить холм над портом с руинами средневек. церкви - главной святыни древнего города, на холме поочередно располагались иродианский храм Августа, визант. собор, а затем и главная мечеть; к югу от города Гереном также был идентифицирован древний театр (Guérin. 1875. P. 321-339). Детальное поверхностное исследование К. П. проводилось англ. офицерами К. Р. Кондером и Г. Г. Китченером, действовавшими по поручению британского Палестинского исследовательного фонда в 1873 г. Они подробно описали памятники: 2 кесарийских акведука, театр, храмовую платформу, ипподром, гавань и волноломы, а также средневек. стены, ров и ворота (Conder, Kitchener. 1882. P. 13-29). Первые археологические раскопки были проведены в 1951 г. израильской экспедицией под рук. Ш. Йейвина, выявившей византийскую улицу. В 1955 г. в ходе строительных работ обнаружена визант. церковь с мозаичным полом, датированная VI-VII вв. С 1959 г. начались систематические раскопки города, продолжающиеся до наст. времени. За последние 50 лет одновременно работали несколько археологических экспедиций, ставивших перед собой различные научные задачи. Так, итал. экспедиция (Missione Archeologica Italiana) в 1959-1964 гг. (Frova. 1966) раскрыла античный театр, построенный Иродом в южной части города, в 100 м от берега. По римским стандартам кесарийский театр невелик, он рассчитан на 3,5-4 тыс. зрителей (для сравнения - в Скифополе обнаружен театр на 5 тыс. зрителей, в Филадельфии (ныне Амман) - на 6 тыс.). Кавея театра обращена на запад, к Средиземному м. Нижняя часть 3-ярусных рядов зрительных мест занимает небольшой естественный холм, а верхняя лежит на построенных сводах, 7-метровая сцена театра была высотой в 1 м. Как проч. монументальные постройки города, театр, возведенный при Ироде, функционировал неск. столетий и неоднократно ремонтировался и перестраивался. На полах орхестры археологи обнаружили 14 слоев штукатурки. Постепенно сравнительно простая в отделке постройка украшалась резным камнем и мраморными панелями. В IV в. орхестра была переделана в колимбетру - арену для водных представлений. Важнейшей находкой итал. экспедиции стала высеченная на камне надпись с именем Понтия Пилата, указывающая его титул - префект и упоминающая строительство Тибериума в городе (Alföldy. 1999). Перевернутая каменная плита с надписью служила сиденьем в театре после перестроек визант. периода. К северу от города итал. ученые обнаружили остатки городских укреплений времен Ирода и 2 привратные башни, а также еще одну визант. церковь, множество статуй, надписей и др. Параллельно в городе работала экспедиция Иерусалимского ун-та под рук. А. Негева, сосредоточившаяся в основном на К. П. времени крестоносцев - в первую очередь на системе фортификационных сооружений. Стало ясно положение главной храмовой платформы города: как и предполагалось, холм, обращенный к гавани, оказался искусственным; были выявлены следы иродианских сводчатых конструкций. Археологи раскрыли часть визант. общественных зданий и расчистили 300-метровый отрезок верхнего акведука города, построенного при Ироде, а затем ремонтировавшегося при имп. Адриане солдатами рим. армии. Верхний акведук вел воду от отрогов горы Кармил, от местечка Шуни (в 7,5 км к северо-востоку от К. П.); нижний акведук был выстроен уже в визант. период в связи со значительным расширением города, население к-рого использовало все больше питьевой воды. В 1975-1979 гг. в К. П. работала экспедиция Иерусалимского ун-та под рук. Л. И. Левина и Э. Нецера (Levine, Netzer. 1986). Главным достижением экспедиции стало открытие иродианского дворца, построенного на выдающемся в море скалистом природном мысе к северо-западу от театра. Исследователи выявили 2-этажную постройку на уступе. Нижний этаж (50×100 м) сохранился фрагментарно. В центральном помещении 1-го этажа обнаружен пруд, высеченный в скале, вероятно с пресной водой. Сохранились фрагменты богатой архитектурной отделки, в т. ч. мозаичный пол, имитирующий технику opus sectile. Дворец просуществовал довольно долго: и нижний, и особенно верхний этажи сохранили следы рим. и визант. периодов. После смерти Ирода и введения прямого римского правления в 6 г. по Р. Х. дворец стал преторией рим. префектов провинции. Именно это здание следует идентифицировать с «Иродовой преторией» (Деян 23. 35). Во время раскопок экспедиция Иерусалимского ун-та раскрыла часть жилых кварталов города, датируемых от поздневизантийского времени до периода крестоносцев (XII-XIII вв.). В 70-х гг. XX в. в К. П. начала работать Объединенная американская экспедиция (Joint Archaeological Expedition to Caesarea Maritima) под рук. Р. Дж. Булла. Ее задачей было планомерное исследование широких участков города, разбросанных по всей прилегающей к морю территории, в т. ч. неск. мощеных визант. улиц, отстоящих друг от друга на равном расстоянии. Начаты раскопки значительной по размерам визант. постройки адм. характера. Была открыта также часть иродианских сводов, несущих храмовую платформу, причем в одном из этих помещений найден Митреум, датируемый III в. по Р. Х. По-видимому, сводчатые помещения были выстроены при Ироде и служили портовыми складами. К востоку от моря исследована арена цирка (II в. по Р. Х.), рассчитанная на 30 тыс. зрителей.

Театр. Варианты реконструкции
Театр. Варианты реконструкции

Театр. Варианты реконструкции

С 1989 по 2007 г. в К. П. работала Совместная экспедиция (Combined Caesarea Expedition) под рук. А. Рабана (Хайфский ун-т), К. Холума (ун-т Мэриленда, США), а с 1993 г. также Й. Патриха (Хайфский ун-т). Количество археологического материала, собранного за годы работы этой экспедиции, чрезвычайно велико. Выпуск серии последних отчетов начался лишь недавно (Patrich. 2008), однако регулярно публикуются сборники трудов, посвященные предварительным отчетам и отдельным аспектам жизни города в различные периоды (Holum, Hohfelder, Bull. 1988; Raban, Holum. 1996; Holum, Raban, Patrich. 1999; Holum, Stabler, Reinhardt. 2008; Patrich. 2011, и др. См. также: NEAЕHL. 2008. Vol. 5. P. 1665-1684).

Сетка улиц К. П. и основы городской планировки, заложенные при Ироде, оставались практически неизменными вплоть до конца визант. периода. Выявлены улицы, расположенные по оси «север-юг» (кардо), и улицы, пересекающиеся с ними под прямым углом и ведущие к морю по оси «восток-запад» (декуманус). Ширина улиц колеблется от 4,25 до 4,9 м. Все улицы К. П. были вымощены камнем и снабжены канализационными стоками. Две главные улицы пересекались к северо-западу от храмовой платформы - единственной постройки, выбивающейся из симметричной ровной сетки кварталов.

Акведук
Акведук

Акведук

Раскопки храмовой платформы продемонстрировали, что храм Августа и Ромы был выстроен Иродом на естественном выступе скалы, расширенном с помощью подпорных стен и засыпки, подобно Храмовой горе в Иерусалиме. Созданная т. о. ровная платформа (90×100 м), возвышавшаяся над городом и портом на высоту ок. 11 м, более тысячи лет служила подиумом для главных культовых построек К. П.: языческого храма, визант. собора, мечети и церкви крестоносцев. От храма Августа и Ромы, описанных Флавием (Ios. Flav. De bell. I 21. 7; Idem. Antiq. XV 339), сохранился только фундамент (ширина 28,5 м, длина 46,2 м). Обнаруженные стены и уцелевшие фрагменты архитектурного декора (детали колонн, капителей и антаблатуры) позволяют реконструировать колоссальное здание коринфского ордера, с колоннадой и портиком, возвышающееся над уровнем платформы на 22 м фасадом к морю. В отличие от сетки улиц храмовая платформа была обращена к береговой линии и порту, что подчеркивалось 2 дополнительными «рукавами» постройки, спускавшимися к внутренней гавани. У подножья храма, на набережной, точно посередине центральной оси комплекса, обнаружен фундамент алтаря для жертвоприношений размером 9,5´ 20 м. В юж. части платформы сохранилась каменная лестница шириной ок. 6 м, служившая для торжественных процессий. Простояв ок. 400 лет, в IV в. храм Ирода был постепенно разобран, причем большая часть строительного камня была использована на возведение христ. мартирия. Стены визант. постройки также не сохранились, однако фундаменты и уцелевшие местами полы позволяют реконструировать 6-угольный храм диаметром в 39 м. В центре здания в полу обнаружено прямоугольное углубление, вероятно содержавшее реликвии мученика, к-рому посвящен мартирий. Как и прочие визант. постройки в К. П., храм был возведен из местного камня, а его внутренние и внешние стены обшиты мрамором. Археологическое исследование показало, что вскоре после строительства церковь была реконструирована: добавлены новые полы и бема в восточной части храма. При строительстве визант. храма, а возможно и раньше, храмовая эспланада была значительно расширена на запад: пространство между флагами иродианской платформы, замыкавшими спуск к гавани, было застроено сводчатыми конструкциями и заполнено землей. Ок. 500 г. построена лестница (ширина 9 м), ведущая от гавани к храму. По-прежнему использовались и иродианские ступени, ведущие к храмовому комплексу с юга. По предположению исследователей, в раннеараб. период визант. 6-гранная церковь, возможно, использовалась как мечеть. После разрушения здания, вероятно при землетрясении 749 г., храмовая платформа постепенно застраивалась жилыми домами. Следы «пятничной мечети» К. П. пока не обнаружены. Эта постройка разобрана крестоносцами, выстроившими на холме 3-нефную церковь св. Петра.

План дворца Ирода Великого
План дворца Ирода Великого

План дворца Ирода Великого

К югу от храмовой платформы, между портом и театром, был полностью раскрыт иродианский стадион (Флавий называет его и «стадионом», и «амфитеатром»), использовавшийся для проведения состязаний атлетов и конных ристаний, а впосл. и для гладиаторских боев. Здесь в 10 г. до Р. Х. были устроены первые кесарийские игры в честь рим. имп. Августа и основания города, впосл. проводившиеся каждые 4 года и получившие название «Акцийских». Зап. часть арены не сохранилась, однако выявленная часть позволяет вычислить, что в оригинале ее длина составляла 301 м, а ширина - 50,5 м. В сев. части стадиона была обнаружена серия стартовых ворот (carceres), рассчитанная на 9 или 12 состязавшихся; их постройка относится к различным периодам, начиная с иродианского и до сер. III в. по Р. Х. Исследователям удалось также выделить неск. фаз строительства арены, было найдено много жетонов, служивших входными билетами на конные состязания, свинцовые магические таблички с проклятиями в адрес неугодных наездников и т. п.

Непосредственно к северу от стадиона и к югу от храмовой платформы был раскрыт дополнительный комплекс правительственных зданий К. П. Если рим. наместник использовал построенный еще Иродом дворец в юж. части города, на мысу, выдающемся в море, то прокуратор занимал уже здания, возведенные ок. 70 г. Позже здания были расширены и заняты византийским наместником. Внутри помещения были найдены лат. надписи, подтверждающие адм. функции здания. Главный вход в здание со стороны кардо располагался на востоке, откуда посетители попадали во внутренний двор, ведший в следующий двор, за которым находилось базиликальное помещение (18×13 м), служившее офиц. приемной и залом судебных заседаний. В здании обнаружена визант. греч. надпись с текстом эдикта, подробно определяющего тарифы за различные юридические процедуры. Вокруг внутренних дворов размещались различные офиц. службы, в т. ч. налоговое ведомство, также идентифицированное по многочисленным надписям. От частных покоев, относящихся в основном к визант. периоду, уцелел только комплекс бань. Ближе к входу в здание была найдена латрина. В здании сохранилось неск. мозаичных полов, в т. ч. мозаика V в. с греч. надписью, упоминающей «счетовода Евсевия», вероятно самаритянина. Еще одна мозаика с греч. благословением также приписывается самаритянам, поскольку лишена креста. Др. греч. надпись над фреской с изображением Христа и 12 апостолов с просьбой «помиловать вьючных животных» сохранилась в комнате начальника складов.

Ипподром
Ипподром

Ипподром

К правительственному зданию с юга примыкают обширный комплекс складских помещений (ок. 500 г.) и особняк, вместе занимающие целый квартал города. Исследователями были раскрыты помещения, служившие для хранения вина, зерна и масла. В помещениях для хранения зерна в кладке стен использовался бетон, замешанный на воде с добавлением отходов маслодавильного производства и мраморной крошки (т. н. масляная кладка, лат. amurica). В центре помещений, где хранили масло, в пол вмурованы сосуды для сбора пролившейся жидкости. Обнаружены также мельницы, печи, форма для изготовления просфор с греч. надписью и т. п.

Складские помещения и часть правительственного комплекса не использовались и были разрушены в нач. VI в., возможно в годы персид. правления. Непосредственно над слоем визант. руин археологами обнаружен слой садовой чистой земли, прорезанной ирригационными каналами. По-видимому, это следы огородов, устроенных жителями города, оказавшимися в мусульм. осаде (639-641).

В период правления Омейядов город постепенно заполнялся мелкими хозяйственными постройками.

Главная церковь города по-прежнему действовала. Значительное количество свиных костей в мусорных ямах этого периода свидетельствует о многочисленном христианском населении. В период правления Аббасидов, возможно после землетрясения 749 г., мн. постройки обрушились и не ремонтировались. К IX в. город был постепенно восстановлен, однако уже хаотично, без всякого внимания к существовавшей прежде сетке улиц. Частные постройки, в т. ч. здания с внутренними дворами, были снабжены цистернами для сбора дождевой воды, поскольку городские водопроводы больше не действовали. Значительную часть внутренней гавани занимало кладбище.

В 1992-1998 гг. в К. П. работала экспедиция Израильской службы древностей (IAA) под рук. Й. Пората, задачей к-рой было соединить воедино разрозненные участки, раскопанные предыдущими экспедициями, чтобы подготовить памятник для посещения туристами. Раскопки затронули нек-рые общественные здания римского города: храмовую платформу, дворец наместника, стадион, а также цирк и одеон. К югу от городского театра, за городскими стенами, обнаружено рим. кладбище I-III вв. с кремированными останками. Были также раскрыты жилые и церковные постройки визант. периода, фрагменты городских укреплений. Пробные раскопки, проведенные за пределами города, выявили ряд захоронений визант. периода. Множество находок датировалось раннеараб. периодом и временем крестовых походов. Несмотря на значительный объем археологических работ, произведенных Службой древностей, многие выводы экспедиции были подвергнуты критике и не приняты научным сообществом (напр., атрибуция стадиона как цирка, датировка рим. дворца на мысе постиродианским периодом и др.).

Исследование древнего порта

В 1960 г. в К. П. начала работу амер. экспедиция, исследовавшая подводную часть гавани (Link Marine Foundation). Работы позволили обрисовать линию древних волноломов и обнаружить иродианские бетонные строительные блоки. С 1989 г. планомерными исследованиями гавани занимается совместная экспедиция израильского Хайфского ун-та и неск. амер. ун-тов (Caesarea Ancient Harbor Excavation Project, затем Maritime Unit of CCE, под рук. Рабана, Р. Л. Хохльфельдера, Р. Л. Ванна и Э. Рейнхардта). Экспедицией были выявлены остатки портовых сооружений 2 небольших гаваней Стратоновой Башни, предшествовавшие иродианским постройкам, наземные здания, в т. ч. круглая башня 13 м в диаметре, а также части груза затонувших кораблей: финик. амфоры V-IV вв. до Р. Х., родосские амфоры с клеймами II-I вв. до Р. Х. и нумизматический материал.

Кесарийский иродианский порт был выдающимся инженерным достижением своего времени, опередившим направление развития портового строительства в Риме (Остия) и др. частях империи на десятки лет. Подводные исследования помогли частично воссоздать строительные технологии, позволившие возвести глубоководный искусственный порт в К. П. Волноломы и остов стен, окружавших гавань, были сложены не из «брошенных в воду огромнейших камней», как свидетельствует Иосиф Флавий (Ios. Flav. Antiq. XV 9. 6), а из колоссальных бетонных блоков. Для их производства на берегу изготавливались особые деревянные кессоны, впосл. заполнявшиеся основой для производства рим. бетона - вулканическим пуццоланом, бутом и щебнем, при соприкосновении с водой превращавшимися в вязкую, быстро затвердевающую массу. Т. о., деревянные клети - кессоны служили своего рода одноразовыми баржами. Пять подобных кессонов (14×7 м), достигавших в высоту 4 м, были обнаружены на дне гавани (Raban. 2009). Кессоны строились из древесины европ. пород. Радиоуглеродный анализ деревянных брусьев позволил установить калибровочную датировку 2050-2120 гг. до Р. Х. Химический и петрографический анализы бетона показали, что пуццолан доставляли с сев.-зап. стороны Путеольского (Поццуольского) зал. в точном соответствии с рекомендациями Витрувия, а гальку - из Хатая в Сев. Сирии (ныне территория Турции). Для строительства порта Ирод «не щадил ни сил, ни денег» и, хотя «не имел нужных материалов на месте, должен был с большими издержками доставать их издалека» (Ios. Flav. Antiq. XV 9. 6). На 6-метровой глубине были найдены остатки набережной на мощном основании, сооруженном из бетонных столбов (8×8 м), расположенных на расстоянии 10 м друг от друга. На расстоянии 25-30 м к югу и к юго-западу от основного мола найден еще один внешний волнолом, смягчавший давление воды на основную конструкцию и также выстроенный из бетонных блоков. C правой стороны от входа в гавань сохранились описанные Флавием «два огромных каменных столба» (Ibidem). Одна из башен обрушилась; рядом с ней обнаружен огромный камень - возможно постамент памятника. Остов 2-й башни (12×12 м) по-прежнему находится на своем месте. Были найдены следы 3 небольших каналов, прорезавших юж. стены волноломов и соединявших внутреннюю гавань с открытым морем с целью предотвратить засорение порта наносным песком.

Подводное исследование порта показало, что уже в посл. четв. I в. по Р. Х. гавань заполнилась мусором и песком. Обнаруженные в заносах слитки свинца с маркировкой имп. Домициана позволили датировать начало разрушения портовых сооружений. Ряд исследователей указывает на цунами как на возможную причину этого процесса (Reinhardt e. a. 2006).

Период упадка продолжался на протяжении всего рим. и визант. времени, чему способствовало заполнение гавани песком и заиливание. Геологическое исследование позволило обнаружить как минимум 2 тектонических сдвига, датированных периодом поздней античности, из-за которых морское дно местами поднялось на 4-6 м, а тяжелые иродианские конструкции, потеряв опору, провалились. Под рим. набережной (IV в. по Р. Х.) обнаружены скопления морских микроорганизмов, характерных для заболоченной среды, защищенной от волн (Hohlfelder. 2000), что свидетельствует о загрязнении очистительных каналов, обеспечивавших постоянную смену воды во внутренней гавани. Кроме того, проводившаяся в окрестностях древнего порта электромагнитная разведка выявила значительное скопление каменных якорей на расстоянии 1 км от побережья, на основе сопутствующего керамического материала датирующихся концом визант. периода (VI - нач. VII в.). По-видимому, в этот период к древнему порту, заваленному обломками иродианских бетонных конструкций, скрытых под водой, стало опасно приближаться и мореплаватели вставали на якорь на значительном расстоянии от гавани. Ок. 500 г. была предпринята попытка построить гавань заново: на внутренней стороне сев. мола обнаружены остатки небольшого визант. волнолома. Однако в сер. VI в. в результате очередного землетрясения был разрушен и византийский волнолом, и часть верхнего акведука города.

Археологические исследования показали, что в раннеараб. период внутренняя гавань К. П. была искусственно засыпана, а в аббасидское время превращена в кладбище. Вплоть до эпохи крестовых походов в городе находилась только небольшая бухта. Новая попытка расчистить гавань была предпринята в средние века. Сохранились остатки небольшой гавани эпохи крестоносцев, со сравнительно широким молом (ширина 6 м), выдающимся в море на 120 м и укрепленным прямоугольной башней.

Систематические подводные исследования доказали существование древних естественных гаваней в окрестностях античной К. П., использовавшихся еще с эпохи поздней бронзы. Множество обнаруженных здесь каменных якорей, вес к-рых не превышает 50-60 кг, свидетельствует о небольших судах, заходивших в гавани. В 300 м к северу от иродианского порта, между прибрежными скалами и группой небольших островов, обнаружена удобная бухта глубиной 3-6 м. Разведки Хайфского ун-та и Израильской службы древностей, проводившиеся в 90-х гг. XX в.- 2000-х гг., выявили каменные якоря, части затонувших судов и грузов эллинистического, рим. и визант. периодов. Похожая естественная гавань была открыта и в 1 км к югу от иродианского порта. Подводные разведки 1985-2005 гг. позволили поднять богатый материал разных периодов. Так, были найдены свинцовые слитки от 7 до 20 кг, каменные якоря весом 50-100 кг и бронзовое оружие, датированное периодом поздней бронзы. К рим. времени относятся монеты, бронзовая посуда и скульптура, множество амфор; груз затонувшего позднерим. судна, состоявший из 20 свинцовых пластин общим весом 750 кг, видимо предназначенный для переплавки. Груз другого затонувшего корабля IV в. по Р. Х. состоял из грубо обработанных деталей мраморной облицовки и, возможно, предназначался для строительства в К. П.

Т. о., первый в мире глубоководный искусственный порт, выстроенный Иродом на месте небольшой естественной бухты, существовал всего ок. 100 лет. Постоянное поддержание огромного портового хозяйства в рабочем состоянии требовало усилий, невозможных для следующих поколений. Стихийные бедствия только ускорили обмеление кесарийской гавани и закрытие порта. Тем не менее на протяжении всего периода античности К. П. считалась крупным торговым городом-портом, хотя круглогодичной глубоководной гавани у нее уже не было.

Лит.: Le Quien. OC. Vol. 3. Col. 533-538; Guérin V. Description géographique, historique et archéologique de la Palestine. P., 1875. T. 2. Pt. 2; Conder C. R., Kitchener H. H. Survey of Western Palestine: Memoirs. L., 1882. Vol. 2; Hefele, Leclerq. Hist. des Сonciles; Haefeli L. Cäesarea am Meer: Topographie und geschichte der Stadt nach Josephus und Apostelgeschichte. Münster, 1923; Harnack A., von. Die Mission und Ausbreitung des Christentums. Lpz., 19244. Bd. 2. S. 630-655; Baynes N. H. Eusebius and the Christian Empire // Idem. Byzantine Studies and Other Essays. L., 1955. P. 168-172; Kadman L. The Coins of Caesarea Maritima. Jerusalem, 1957; Downey G. The Christian Schools of Palestine: A Chapter in Literary History // Harvard Library Bulletin. 1958. Vol. 12. N 3. P. 297-319; idem. Caesarea and the Christian Church // The Joint Expedition to Caesarea Maritima / Ed. C. T. Fritsch. Missoula, 1975. Vol. 1: Studies in the History of Caesaria Maritima. P. 23-42; Halkin F. Le Panégyrique du martyr Procope de Palestine par Nicétas le Paphlagonien // AnBoll. 1962. Vol. 80. N 1/2. P. 174-193; Negev A. The High-Level Aqueduct at Caesarea // IEJ. 1964. Vol. 14. N 4. P. 237-249; Frova A., ed. Scavi di Caesarea Maritima. R., 1966; Itinera Hierosolymitana et descriptiones Terrae Sanctae / Ed. T. Tobler, A. Moliner. Osnabrück, 1966r; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. P. 44-45; Levine L. I. Roman Caesarea: An Archaeological - Topographical Study. Jerusalem, 1975; Ringel J. Césarée de Palestine: Etude historique et archéologique. P., [1975]; Barnes Т. D. Constantine and Eusebius. Camb. (Mass.), 1981; Levine L. I., Netzer E. Excavations at Caesarea Maritima. 1975, 1976, 1979: Final Report. Jerusalem, 1986; Holum K. G., Hohfelder R., Bull R. J. e. a., ed. King Herod's Dream: Caesarea on the Sea. N. Y.; L., 1988; Caesarea Papers: Sraton's Tower, Herod's Harbour, and Roman and Byzantine Caesarea / Ed. R. L. Vann. Ann Arbor, 1992; The Harbours of Caesarea Maritima: Results of the Caesarea Ancient Harbour Excavation Project 1980-1985 / Ed. J. P. Oleson. Oxf., 1994. Vol. 2; Hesberg H., von. The Significance of the Cities in the Kingdom of Herod // Judaea and the Greco-Roman World in the Time of Herod in the Light of Archaeological Evidence / Ed. K. Fittschen, G. Foerster. Gött., 1996. P. 9-26; Raban A., Holum K. G., ed. Caesarea Maritima: A Retrospective after Two Millennia. Leiden, N. Y., 1996; Alföldy G. Pontius Pilatus und das Tiberieum von Caesarea Maritima // Scripta classica Israelica. Jerusalem, 1999. Vol. 18. P. 85-108; Holum K. G., Raban A., Patrich J., ed. Caesarea Papers 2: Herod's Temple, The Provincial Governor's Praetorium and Granaries, The Later Harbour, A Gold Coin Hoard and Other Studies. Portsmouth (R.I.), 1999; Hohlfelder R. Anastasius I, Mud, and Foraminifera: Conflicting Views of Caesarea Maritima's Harbor in Late Antiquity // BASOR. 2000. Vol. 317. P. 41-62; Patrich J. A Chapel of St. Paul at Caesarea Maritima? // LA. 2000. Vol. 50. P. 363-382; idem. Urban Space in Caesarea Maritima, Israel // Urban Centers and Rural Contexts in Late Antiquity / Ed. J.W. Eadie, T. Burns. East Lancing (Mich.), 2001. P. 77-110; idem. The «Carcers» of the Herodian Hippodrome/Stadium at Caesarea Maritima and Connections with the Circus Maximus // JRArch. 2001. Vol. 14. P. 269-283; idem. The Martyrs of Caesarea: The Urban Context // LA. 2002. Vol. 52. P. 321-346; idem., ed. Archaeological Excavations at Caesarea Maritima. Areas CC, KK and NN: Final Reports. Jerusalem, 2008. Vol. 1: The Objects; idem. Studies in the Archaeology and History of Caesarea Maritima: Caput Judaeae, Metropolis Palaestinae. Leiden, 2011; Kingsley S. «Decline» in the Ports of Palestine in Late Antiquity // Recent Research in Late-Antique Urbanism / Ed. L. Lavan. Portsmouth (R. I.), 2001. P. 69-87; Turnheim Y., Ovadiah A. Art in the Public and Private Spheres in Roman Caesarea Maritima: Temples, Architectural Decoration and Tesserae. R., 2002; Carriker A. The Library of Eusebius of Caesaria. Leiden; Boston, 2003; Netzer E. The Cities in Herod the Great's Realm // Die Stadt als Grossbaustelle: Von der Antike bis zur Neuzeit: Intern. Kongr. vom 7. bis 11. Nov. 2001 im Auswärtigen Amt, Berlin. B., 2003. P. 75-81; Christians and Christianity in the Holy Land: From the Origins to the Latin Kingdoms / Ed. O. Limor, G. G. Stroumsa. Turnhout, 2006; Reinhard E. G. e. a. The Tsunami of 13 December A.D. 115 and the Destruction of Herod the Great's Harbor at Caesarea Maritima, Israel // Geology. Boulder, 2006. Vol. 34. N 12. P. 1061-1064; Arnon Y. D. Caesarea Maritima: The Late Periods (700-1291 CE). Oxf., 2008; Holum K. G., Stabler J., Reinhardt E., ed. Caesarea Reports and Studies: Excavations 1995-2007 within the Old City and the Ancient Harbor. Oxf., 2008; Holum K. G. Et dispositione civitatis in multa eminens: Comprehending the Urban Plan of Fourth-Century Caesarea // Man Near a Roman Arch: Studies presented to prof. Y. Tsafrir / Ed. L. Di Segni e. a. Jerusalem, 2009. P. 169-189; Raban A. The Harbour of Sebastos (Caesarea Maritima) in Its Roman Mediterranean Context. Oxf., 2009; Caesarea Treasures: Coll. essays / Ed. E. Ayalon e. a. Jerusalem, 2011. 2 vol. (на иврите); Corpus Inscriptionum Iudaeae / Palaestinae / Ed. W. Ameling e. a. B., 2011. Vol. 2: Caesarea and the Middle Coast, 1121-2160; Ovadiah A., Turnheim Y. Roman Temples, Shrines and Temene in Israel. R., 2011. P. 53-66.
Я. Чехановец
Ключевые слова:
Страноведение. Израиль Израиль. История (см. также Израиль древний) Города древние. Израиль Кесария Приморская (Кесария Палестинская), город-порт на берегу Средиземного моря
См.также:
КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА Кесария Филиппова [Панеада, Паниас, Баниас, ныне Банияс], древний город в Сев. Галилее (совр. Голанские высоты, оккупированные Израилем)
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
АНТОНИЕВА БАШНЯ название крепости в Иерусалиме (ок. 36 г. до Р. Х.)
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
БЕТ-АЛЬФА город в вост.части долины Йизреэль
БЕТ-ЙЕРАХ древн. город в Палестине
ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства
ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви