Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛИМОВ
Т. 35, С. 681-684 опубликовано: 15 апреля 2019г.


КЛИМОВ

Е. Е. Климов. Фотография. 80-е гг. XX в. (частное собрание)
Е. Е. Климов. Фотография. 80-е гг. XX в. (частное собрание)

Е. Е. Климов. Фотография. 80-е гг. XX в. (частное собрание)
Евгений Евгеньевич (8.05.1901, г. Митава Курляндской губ. (ныне Елгава, Латвия) - 29.12.1990, близ г. Олбани, шт. Нью-Йорк, США), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист. Происходил из семьи с родовыми художественными традициями. Прадед по отцу - академик архитектуры И. И. Климов (1811-1883), дед - с.-петербургский архитектор-строитель А. И. Климов (1841-1887), мать - из потомков славившегося своим искусством с.-петербургского каретного мастера Иоханна Даниеля Кунста, выехавшего из Германии в кон. XVIII в.

В дореволюционные годы семья К. проживала в Либаве (ныне Лиепая, Латвия), затем в Варшаве. Февральская революция застала буд. художника в Петрограде, откуда он в авг. 1917 г. вместе с семьей переехал на Дон и поселился в Новочеркасске. Cлужил в качестве вольноопределяющегося в Белой Армии санитаром, телефонистом, был курсантом морской радиошколы. Получив в 1921 г. латв. гражданство, переехал в Ригу и тогда же поступил в Латвийскую АХ. Занимался живописью и графикой под рук. профессоров Я. Тилберга, В. К. Пурвита, Х. Гринберга и Я. Зариньша, слушал лекции по истории искусства византолога и специалиста в области древнерус. иконописи проф. Ф. Д. Швейнфурта и проф. Б. Р. Виппера. Писал портреты и бытовые сцены из жизни Московского форштадта - исторического района Риги, с XVII в. заселявшегося русскими. В студенческие годы участвовал в этнографической экспедиции в русские села Латгалии (на востоке Латвии), где рисовал портреты крестьян и делал зарисовки предметов старины. Обучался иконописи и реставрации икон у иконописца старообрядца П. М. Софронова. В 1928 г. вместе с группой студентов АХ совершил экскурсионную поездку в Россию: побывал в Москве, Ленинграде, Новгороде, Пскове, Сергиевом Посаде (Троице-Сергиевой лавре). В московских реставрационных мастерских знакомился с реставрацией икон, общался с исследователями древнерус. живописи А. И. Анисимовым и И. Э. Грабарем. По признанию художника, эта поездка еще больше утвердила его в любви ко всему русскому.

«В Печерском крае». Гравюра. 30-е гг. XX в. (частное собрание)
«В Печерском крае». Гравюра. 30-е гг. XX в. (частное собрание)

«В Печерском крае». Гравюра. 30-е гг. XX в. (частное собрание)

Итогом почти ежегодных творческих поездок К. в кон. 20-х - 30-х гг. XX в. в Печорский край (Петсери (ныне Печоры), Ирбоска (ныне дер. Изборск), окрестные села (тогда на территории Эстонии)) стала серия портретов, живописных пейзажей и гравюр с видами древних церквей и Успенского Псково-Печерского мон-ря. В это время значительную роль в становлении творчества К. сыграли встреча с худож. М. В. Добужинским и многолетняя дружба с видными деятелями культуры рус. зарубежья - историками А. И. Макаровским (впосл. профессор ЛДА) и Н. Е. Андреевым, философом И. А. Ильиным.

В 1929 г. К. окончил АХ с дипломом художника и искусствоведа; обе профессии станут определяющими в его творчестве. В том же году на деньги, заработанные реставрацией, больше месяца провел в Париже: изучал живопись в музеях, исполнил серию этюдов с видами города, публиковал свои работы в парижском ж. «Revue archeologique». Участвовал в Выставке рус. искусства в Копенгагене (1929). Провел 2 персональные выставки (Рига, 1929; Гаага, Нидерланды, 1938), совместно с Э. Э. Преном (Рига, 1937) и вел. кнг. Ольгой Александровной (Гаага, 1939 и 1940). Преподавал историю рус. искусства и рисунок в Латвийском ун-те и гимназиях Риги. Публиковал статьи и рецензии в рижских периодических изданиях, занимался устройством выставок рус. художников. Созданные К. серии офортов, вошедшие в альбомы «Десять городских пейзажей» (1928), «Городские пейзажи» (1936), «По Печорскому краю» (с предисловием проф. А. И. Макаровского, 1938), получили высокую оценку А. Н. Бенуа, как представляющие «крупный интерес в историческом и в художественном отношении» (Александр Бенуа размышляет. 1968. С. 469) и стоящие в одном ряду с работами ведущих мастеров совр. рус. графики.

«Никольская церковь в Изборске». 30-е гг. XX в. (ПИАМ)
«Никольская церковь в Изборске». 30-е гг. XX в. (ПИАМ)

«Никольская церковь в Изборске». 30-е гг. XX в. (ПИАМ)

В 1932 г. К. выступил с инициативой учреждения в Латвии об-ва ревнителей искусства и старины «Акрополь», основной целью к-рого была пропаганда рус. искусства; избран секретарем. В 1934 г. путешествовал по Италии (альбом гравюр «Италия» (1934) с пояснениями на латыш. яз.), во Флоренции познакомился с худож. Н. Н. Лоховым. В довоенные годы посетил Австрию и Германию. В 1936 г. состоялась 2-я поездка К. в Россию. В Москве он познакомился с ведущими советскими графиками Г. С. Верейским и В. А. Фаворским. В Ленинграде К. удалось посетить фонды Отдела рисунков ГЭ, он делал зарисовки памятников архитектуры. Реставрировал иконы и настенные росписи правосл. церквей Риги, написал (cовместно с Ю. Г. Рыковским и Н. Н. Андабурским) композицию «Св. Троица» в алтарной росписи рижской ц. св. Иоанна Крестителя (1932). В 1939 г. создал эскиз мозаики «Св. Иоанн Предтеча» для часовни-усыпальницы сщмч. Иоанна (Поммера), написал икону «Рождество Христово» для рижского кафедрального собора, выполнил мозаичную композицию «Рига», в 1940 г.- мозаику «Спас Нерукотворный».

С приходом в Латвию советской власти был назначен зав. рус. отделом, затем - зам. директора Латвийского художественного музея (1940). В 1941 г., во время нем. оккупации Риги, был отстранен от должности за участие в эвакуации художественных ценностей из Латвии перед приходом немцев. В 1941 г. выпустил альбом литографий «Riga». В 1942-1943 гг. вышли в свет альбом графики К. «Bilder vom Ostland» и 3 выпуска альбома малого формата «E. Klimoff. Aus dem Osten». В 1942 г. посетил оккупированные немцами Вильнюс, Каунас, Таллин, Нарву и дважды Псков. По материалам этих поездок создал 2 серии гравюр, вошедшие в альбомы «По Прибалтике» (1942), «Псков» (1943). В 1943 г. совершил поездку в Прагу и Вену. Графические работы К. военных лет отличаются драматичным, порой трагическим настроением («Псков в 1942 году», «Рундальский дворец», «Разрушения Пскова», «Гетто в Вильно» и др.). В мае 1943 г. К. закончил эскиз мозаики «Св. Троица» - творческую реплику иконы прп. Андрея Рублёва. Значительная по размерам (1,8×1,2 м) и редкая по технике исполнения фарфоровая мозаика была выполнена к нач. марта 1944 г. по заказу К. в мастерской г. Метлахе (Германия) - одной из лучших в Европе и предназначалась по замыслу художника для установки на Троицких воротах Псковского Крома (кремля). Впосл. хранилась в ц. св. Иоанна Крестителя в Риге, затем в Троицком кафедральном соборе Пскова. В 2003 г. установлена над центральным входом в Псковский кремль.

Св. Троица. Мозаика (1944) над Троицкими воротами Псковского кремля. Фотография. 10-е гг. XXI в. (собрание С. А. Видякиной, Рига)
Св. Троица. Мозаика (1944) над Троицкими воротами Псковского кремля. Фотография. 10-е гг. XXI в. (собрание С. А. Видякиной, Рига)

Св. Троица. Мозаика (1944) над Троицкими воротами Псковского кремля. Фотография. 10-е гг. XXI в. (собрание С. А. Видякиной, Рига)
В годы войны К. регулярно участвовал в выставках рус. художников (Рига, 1942, 1943, 1944). В авг. 1944 г. состоялась его персональная выставка в Вюрцбурге (Германия), вызвавшая сочувственные отзывы в немецкой прессе. Переехав в 1944 г. в Прагу, К. ок. года работал в Русском археологическом ин-те им. Н. П. Кондакова, где занимался реставрацией картин и икон. Впервые в истории ин-та расчистил ряд произведений древнерусской живописи (в т. ч. икону «Спас» из бывш. собрания К. Т. Солдатёнкова (ныне в ГТГ), приписывавшуюся кисти прп. Андрея Рублёва). Внес свой вклад в мозаичное убранство Успенской ц. на Ольшанском кладбище в Праге. По окончании реставрационных работ переехал в расположенный неподалеку от Праги городок Зац (чешск. Жатец), где написал ряд городских пейзажей маслом, издал альбом малого формата «Saaz». С вступлением в город Красной Армии выполнял оформительские работы по заказам советского командования.

В авг. 1945 г. ввиду угрозы насильственной депортации в СССР и последующего ареста переехал в амер. оккупационную зону Германии. Четыре года провел в баварской дер. Хайденхайм, писал иконы, портреты и пейзажи. По воспоминаниям сына художника проф. А. Е. Климова, несмотря на тяжелейшие бытовые условия тех лет (К. потерял все зубы от недостатка питания), в баварский период (1945-1949) он создал ряд великолепных пейзажей, большое количество портретов и превосходных рисунков. Это был, вероятно, один из наиболее продуктивных периодов в творческой биографии К. Во время краткого пребывания в г. Китцинген он создал серию литографий (альбом «Kitzingen am Main», 1948).

Арх. Михаил. Эскиз мозаики. 1964 г. (собрание А. Е. Климова, Покипси, шт. Нью-Йорк, США)
Арх. Михаил. Эскиз мозаики. 1964 г. (собрание А. Е. Климова, Покипси, шт. Нью-Йорк, США)

Арх. Михаил. Эскиз мозаики. 1964 г. (собрание А. Е. Климова, Покипси, шт. Нью-Йорк, США)

В 1949 г. вместе с семьей эмигрировал в Канаду. В разные годы жил в Труа-Ривьере, Квебеке, Монреале. Произвел частичную реставрацию временно находившейся в Канаде на пути в США чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Тогда же выполнил портрет привезшего эту святыню из Риги Иоанна (Гарклавса) в бытность им епископом Детройтским и Кливлендским (1950). Создал неск. графических серий, вошедших в альбомы: «Québec» (1952); «Ce qui s'en va» (1954); «Ports de Gaspe» (1954); «Côtes de la Gaspésie» (1955); «Toronto» (1955). Его пейзажи просторов Канады, рисунки и гравюры с видами ее городов с тихими улочками, уютными деревянными домами, церквами, садами и парками получили всеобщее признание. Местная пресса особо отмечала работы, «посвященные старой, уходящей Канаде, ее непрезентабельным уголкам, полным, однако, поэзии». В 1971 г. статья о творчестве К. была включена в справочник «Художники Канады». В 1964 г. К. совершил поездку в Палестину (альбом в малом формате «Monuments of Palestine», 1977). Издал малоформатные альбомы репродукций гравюр и рисунков: «Reproductions of Drawings and Lithographs» (1974); «Reproductions of portraits (paintings and drawings)» (1975); «Dessins de Québek» (1976); «Поэты и писатели русского Зарубежья» (1978); «Toronto» (1980). Провел в Канаде ок. 10 персональных выставок, в т. ч. выставку религ. искусства при правосл. соборе Петра и Павла в Монреале (1975). Подготовил к публикации книгу воспоминаний Добужинского (Н.-Й., 1976).

К 70-м гг. XX в. относится знакомство и общение с А. И. Солженицыным. К. создал 2 портрета писателя (рисунок карандашом и эскиз мозаики). В канадский период особенно широко развернулась деятельность К.-искусствоведа. В течение 20 лет он читал курс лекций по истории рус. искусства в учебных заведениях Американского континента: в колледже Мидлбери в шт. Вермонт, Индианском ун-те и ун-те Квебека. До конца жизни выступал с докладами и лекциями о рус. художниках в различных аудиториях Канады, США, Франции, Швейцарии, Бельгии. Искусствоведческие работы К., убежденного сторонника реализма, отличает интерес к религиозно-этическим проблемам, он считал, что «вопросы этики, религии переплетены с искусством… Искусство, не основанное на религиозном чувстве, скатывается в бездну» (Русские художники. 2002. C. 51).

Огромное творческое наследие К. составляют: 12 альбомов офортов и литографий; 10 серий графических работ, изданных в малом формате; 70 живописных пейзажей и множество этюдов; 30 эскизов мозаик; многочисленные иконы, хранящиеся в частных собраниях и правосл. храмах Квебека, Оттавы, Торонто, Олбани и Монреаля; ок. 200 живописных портретов; большая серия графических портретов представителей 3 поколений русской эмиграции; ок. 150 статей на русском и иностранных языках и 2 книги о рус. художниках; опубликованные посмертно 2 книги воспоминаний, охватывающие период от детских лет автора до 1978 г.; частично изданные дневники 30-х - 40-х гг. XX в. В 1989 г. К. передал в дар Советскому фонду культуры коллекцию работ А. Н. Бенуа, 2 картины В. И. Сурикова и большое число собственных произведений. В наст. время более 50 его работ хранится в Псковском историко-художественном музее-заповеднике, а также в ГРМ, ГМИИ, Музее Б. Л. Пастернака, Доме рус. зарубежья им. А. И. Солженицына, в частных собраниях. Зарождающийся интерес к творчеству К. в России лишь эхо его широкого признания на Западе; к 80-летию художника было опубликовано свыше 40 посвященных ему статей на рус., англ., франц., нем., итал. и греч. языках.

К. скончался в результате автомобильной катастрофы. Отпевали его в Монреале, похоронен в правосл. части кладбища в Оттаве.

Соч.: Запроданный Аполлон (парижские впечатления) // Мансарда. Рига, 1930. № 2. С. 27-28; Новейший портрет А. М. Горького // Пролетарская правда. Рига, 1940. 15 нояб.; Русские художники в Латвии // Рус. ежегодник за 1940 г. Рига, 1940. С. 40-41; Латвийская живопись // Сов. Латвия. Рига, 1941. № 1/2. С. 163-166; Певец тихой жизни: Памяти М. В. Нестерова (1862-1943) // За Родину. Рига, 1943. 7 янв.; Заметки о живописи // Рус. вестник. Рига, 1944. 15 апр.; Русские художники в Латвии // Там же. 16 апр.; Певец крестьянской детворы: Памяти акад. Н. П. Богданова-Бельского // Грани. Мюнхен, 1948. № 3. С. 47-48; Русские женщины в изображении рус. художников. Вашингтон, 1967; Памяти проф. В. И. Синайского // Новое рус. слово. Н.-Й., 1969. 3 сент.; Raffaello e la Russia // Fenarete Letture d'Italia. Mil., 1971. Anno 23. N 130. Р. 25-30; М. В. Добужинский (1875-1957) // Зарубежье. Мюнхен, 1972. Март. С. 18-20; Александр Бенуа (1970-1960) // Там же. Июль-окт. С. 31-33; Город Петра Великого и рус. художники // ЗРАГ. 1973. Т. 7. С. 213-219; Russian Architecture: 1880-1910 // Apollo. L., 1973. Vol. 98. N 142. P. 436-443; Alexandre Benois and His Role in Russian Art // Ibid. P. 460-469; Лев Толстой по портретам рус. художников // ЗРАГ. 1978. Т. 11. С. 34-52; Выставка рус. живописи в Нью-Йорке // Зарубежье. 1978. Февр./март. С. 17; Книга о худож. И. Глазунове // Рус. возрождение. Н.-Й., 1979. № 5. С. 75-79; Иллюстрации рус. художников к произведениям Ф. М. Достоевского // ЗРАГ. 1981. Т. 14. С. 357-363; Творчество А. Иванова // Там же. 1982. Т. 15. С. 95-106; Восп. о проф. И. А. Ильине // Рус. возрождение. 1983. № 23. С. 95-106; Иллюстрации рус. художников ХХ в. к произведениям Н. В. Гоголя // ЗРАГ. 1984. Т. 17. С. 193-215; Чехов и рус. художники // Там же. 1985. Т. 18. С. 143-156; Судьба моей мозаики // Новое рус. слово. 1986. 19 июля; Об одном возможном автографе Пушкина, промелькнувшем на пушкинских торжествах в Риге в 1937 г. // ЗРАГ. 1987. Т. 20. С. 207-211; Встречи в Петербурге, Риге, рус. Зарубежье: Из восп. художника / Вступ.: С. И. Журавлёва; послесл.: В. Н. Сергеев. Рига, 1994; Письма к Е. Н. Морозкиной // Новости Пскова. 1994. 11 авг.; Встречи / Публ.: В. Н. Сергеев // Лит. Россия, 1994. 19 мая; Восп. о Ломоносовской гимназии и ее учителях // Рижская гор. рус. гимназия (бывш. Ломоносовская), 1919-1935: Сб. восп. и ст. / Сост.: М. В. Салтупе, Т. Д. Фейгмане (при участии Д. А. Левицкого). Рига, 1999. С. 87-89; Русские художники: Сб. ст. / Сост.: М. В. Салтупе, Л. А. Рудзите, Т. Д. Фейгмане; вступ. ст.: В. Н. Сергеев. Рига, 2002 (Н.-Й., 1974); Воспоминания // Балтийский архив: Рус. культура в Прибалтике. Рига, 2005. Т. 10. С. 214-362; Письмо своим ученикам // Там же. С. 49-52; Заметки / Публ.: А. Е. Климов; предисл. и примеч.: Б. Равдин // Sankirtos: Studies in Russian and Eastern European Literature, Society and Culture: In Honor of T. Venclova. Fr./M.; Oxf., 2008. С. 422-486.
Арх.: БФРЗ. Ф. 43. Колл. Е. Е. Климова; ЦГА Ленинградской обл. Ф. 3355. Оп. 2. Ед. хр. 1; ГРМ ОР; ПИАМ; Личные архивы: А. Е. Климова (Покипси, CША); В. Н. Сергеева (Москва); В. М. Галицкого (Псков).
Лит.: Перов А. Художники Ю. Рыковский и Е. Климов возрождают в Риге старую рус. стенопись // Сегодня вечером. Рига, 1932. 27 авг.; На выставке худож. Е. Е. Климова и худож. Э. Э. Прена // Для вас. Рига, 1937. 31 янв.; Бенуа А. Н. Латвийская живопись // Последние новости. П., 1939. 4 дек.; Гадалин В. Выставка картин Е. Е. Климова // Для всех. Рига, 1944. 1 янв.; Филистинский Б. Поэт рус. пейзажа // За Родину. Рига, 1944. 27 янв.; Письма А. Н. Бенуа к Е. Е. Климову // Новый журнал. 1960. № 62; Александр Бенуа размышляет…: (Статьи, письма, высказывания). М., 1968. С. 464-469, 544-546; Macdonald C. S. A Dictionary of Canadian Artists. Ottawa, 1971. Vol. 3. P. 222; Письма М. Добужинского к Е. Е. Климову // Новый журнал. 1973. № 111. С. 175-196; № 113. С. 175-189; 1975. № 120. C. 160-175; Андреев Н. А. Рисунки и литографии Е. Е. Климова // Рус. мысль. П., 1974. 13 июня; он же. Утверждение рус. живописи: (О книге Е. Е. Климова «Русские художники») // Там же. 29 авг.; он же. 80-летие худож. Е. Е. Климова // Там же. 1981. 12 нояб.; он же. Е. Е. Климову - 80 лет // Новое рус. слово. 1981. 15 нояб.; Полчанинов Р. Худож. Е. Е. Климов - к его 75-летию // Там же. 1977. 2 янв.; он же. Е. Е. Климов (1901-1990) // ЗРАГ. 1990. Т. 33. С. 253-255; Тименчик Р. Д. К нашим иллюстрациям // Даугава. Рига, 1990. № 2. С. 125-126; Абызов Ю. Возвращение к истокам // Ригас Балтс. Рига, 1990. 21 марта; Мирский В. В. О вере, России, душе: Духовная поэзия, лирика, переводы. Рига, 1991. С. 5, 10; Сергеев В. Н. Три любви худож. Климова // Златоуст. М., 1992. № 1. С. 171-186; он же. Мозаичная икона «Троица» (1944) по эскизу Е. Е. Климова: История создания. Худож. особенности (в печати); Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники рус. эмиграции (1917-1941): Биогр. слов. СПб., 1994. С. 244-245; Синайская Н. В. Круг жизни проф. В. И. Синайского. Рига, 1998. С. 5, 59, 77-78, 81-82, 88-93, 98-99, 107, 119-120; Письма И. А. Ильина к Е. Е. Климову // Ильин И. А. Собр. соч.: Письма, мемуары (1933-1954). М., 1999. С. 18-64, 399-417; Булкин И. М. Об открытках по рис. Е. Е. Климова // Доп. к кат. коллекционера. Рига, 2002. Вып. 26. С. 15-19, 24-28; Е. Е. Kлимов: Художник, искусствовед, педагог. Рига, 2002; Леонидов В., Землякова О. Несостоявшийся ангел // Третьяковская галерея. 2004. № 1. С. 84-89; Избр. работы / Сост.: А. Е. Климов. Рига, 2006 (рец.: Сергеев В. Н. // ЗРАГ. 2006-2007. Т. 34. С. 297-299); Демидова О. Р. Е. Е. Климов - забытый художник рус. эмиграции // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Рус. зарубежья. СПб., 2008. С. 105-112; Галицкий В. М. Радуга над Псковщиной: Художник, искусствовед, педагог, реставратор Е. Е. Климов (1901-1990) и Псковский край. Псков, 2011; Вересова Т. В. Евгений Евгеньевич Климов // Псковский летописец: Краевед. альманах. Псков, 2012. № 2(7). С. 199-124; Кызласова И. Л. О судьбе мозаики «Троица» Е. Климова // Там же. 2013. Вып. 1(8). С. 97-109; Климов А. Е. Архив И. А. Ильина в контексте семьи Климовых (в печати).
В. Н. Сергеев
Ключевые слова:
Искусствоведы российские Художники русские Иконописцы русские Климов Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист
См.также:
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757-1825), рус. живописец, иконописец
ВАСИЛЬЕВ Василий Васильевич (1828 - 1894), художник, иконописец
ГУСЕВ Николай Владимирович (1926-1997), театральный худож., график, исследователь древнерус. живописи
ДАНИИЛ (Болотов Дмитрий Михайлович; 1837 - 1907), иером., худож., иконописец, фотограф
ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры
КАТИН (Катинов) Николай Иванович (1777 - после 1865?), вологодский художник и иконописец
КОМАРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (8.10.1883 - 5.11.1937), художник, иконописец, теоретик и практик возрождения канонического православного иконописания в русском церковном искусстве XX в.
АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы