Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРОТТАФЕРРАТА
Т. 13, С. 180-182 опубликовано: 18 октября 2011г.


ГРОТТАФЕРРАТА

Остатки подземных захоронений в мон-ре Гроттаферрата
Остатки подземных захоронений в мон-ре Гроттаферрата

Остатки подземных захоронений в мон-ре Гроттаферрата
[итал. Grottaferrata; лат. Cryptoferrata; греч. Κρυπτοφερράτη], греч. мон-рь во имя Пресв. Богородицы Гроттаферратской, в наст. время греко-католич. аббатство ордена василиан, в 18 км к юго-востоку от Рима. Основан в 1004 г. прп. Нилом Младшим Россанским при поддержке гр. Григория I Тосканского.

В V в. руины виллы, остатки зданий и подземных захоронений, относившиеся к рим. эпохе, были приспособлены для богослужений христиан. По сохранившимся двойным железным решеткам на окнах древнего склепа местность называлась Crypta Ferrata (позднее Grottaferrata - впервые название встречается в булле папы Бенедикта IX от 1037). По преданию, прп. Нилу и его ученику прп. Варфоломею явилась Пресв. Богородица и повелела построить здесь церковь. Вскоре после этого прп. Нил умер. Монастырская церковь, при строительстве к-рой был использован материал рим. виллы, была отстроена прп. Варфоломеем в романском стиле, но внутри украшена по визант. традиции. Освящена 17 дек. 1024 г. папой Иоанном XIX во имя Пресв. Богородицы. В XII и XIII вв. церковь была украшена мозаиками и фресками. Из них сохранились мозаики с изображением Деисуса над главным входом (нач. XII в.) и в апсидах (рубеж XII и XIII вв.). Алтарная икона Божией Матери «Одигитрия» (XIII в.) по стилю относится к кипрской школе.

Первая община мон-ря состояла из греков калабрийского происхождения и поэтому жила по Типикону, составленному прп. Варфоломеем согласно итало-греч. традиции. Монахи занимались сельским хозяйством и работали в скриптории с рукописями различного богослужебного содержания. Св. Нил изобрел особую систему сокращений в тексте (тахиграфию) и стал основателем школы письма («нилианская»). В мон-ре сохранились 3 рукописи, написанные рукой св. Нила. Многие из его учеников продолжали копировать рукописи, переписывали в основном литургические и в меньшей степени аскетико-назидательные тексты. Т. о. к кон. XIII в. было сформировано ядро б-ки Г.

Графы Тосканские наделили Г. привилегиями и владениями, к-рые были подтверждены и расширены грамотами Римских пап Бенедикта VIII, Бенедикта IX и др. С момента основания мон-рь являлся важным духовным и культурным центром, был вовлечен во мн. исторические процессы, подвергаясь разрушениям и перестройкам. В 1084 г. он пострадал из-за военных действий норманнского герц. Роберта Гвискара, к-рый пришел на помощь папе Григорию VII против герм. имп. Генриха IV в борьбе за инвеституру и политическое влияние в Италии. В 1088 г. папа Урбан II рассматривал настоятеля Г. Николая II как кандидата, к-рый мог бы возглавить посольство в К-поль к визант. имп. Алексею I Комнину для обсуждения вопроса об опресноках. В 1122 г. мон-рь был выведен из юрисдикции епископа г. Фраскати и подчинен непосредственно Римскому престолу, сохранив визант. литургическую традицию. В 1131 г. норманнский кор. Сицилии Рожер II утвердил за настоятелем Г. Леонтием титул барона Рофранского. В том же году маленькая часовня во имя мучеников Адриана и Наталии была перестроена и освящена во имя основателей мон-ря святых Нила и Варфоломея; в часовню были перенесены их мощи в серебряных раках. Из-за войны между римлянами и тосканцами монастырская церковь в 1140 г. лишилась особо почитаемого чудотворного образа Божией Матери, к-рый был возвращен в Г. только в 1230 г. благодаря помощи папы Григория XI. В 1191 г. Г. была разрушена римлянами, монахи вынуждены были искать временное прибежище в бенедиктинском мон-ре Субиако. Папа Гонорий III (1216-1227), рассматривая Г. как один из наиболее влиятельных центров греч. общин в Италии, поручил настоятелю Феодосию II инспекцию и реформирование южноитал. греч. клира. В 1241-1242 гг. в мон-ре находились войска герм. имп. Фридриха II Штауфена. В период схизмы в католической Церкви мон-рь был неск. раз разграблен, в 1379 г. он оказался в эпицентре сражения войск антипапы Климента VII и папы Урбана VI. В 1413 г. здесь находился военный лагерь кор. Владислава Неаполитанского.

Собор Пресв. Богородицы мон-ря Гроттаферрата. XI в.
Собор Пресв. Богородицы мон-ря Гроттаферрата. XI в.

Собор Пресв. Богородицы мон-ря Гроттаферрата. XI в.
Назначенный папой Евгением IV настоятель Г. Пьетро Витали (1432-1462), к-рый потребовал назад все права и владения мон-ря, незаконно присвоенные местными сеньорами, принял участие в Ферраро-Флорентийском Соборе 1438-1439 гг. и поддержал Флорентийскую унию. В 1446 г. Виссарион, митр. Никейский, визант. богослов и церковный деятель, сторонник унии, эмигрировал в Италию и стал визитатором, а потом кардиналом-протектором всех греч. мон-рей в Италии. В 1462 г. он получил Г. в качестве комменды (с него начался ряд кардиналов-коммендаторов Г.). При Виссарионе увеличилось количество насельников Г., пополнилась монастырская б-ка, был создан реестр земельной собственности мон-ря, реставрированы и расширены церковные здания, реорганизовано управление, развивалось изучение греч. языка. С 1473 г. настоятелем Г. был кард. Джулиано делла Ровере (впосл. папа Юлий II), к-рый построил новые укрепленные стены мон-ря. Внимание Римского престола к Г. было вызвано стремлением сохранить использование греч. церковной традиции и обряда в Италии. В 1579 г. папа Григорий XIII официально учредил монашескую конгрегацию василиан, объединившую ряд мон-рей греч. обряда в Италии и Испании. Г. стала центром римско-неаполитанской провинции нового ордена. С 1608 г. настоятеля мон-ря избирали раз в 3 года капитулом. С потерей конгрегацией своего значения в XVII-XVIII вв. в Г. были введены различные элементы лат. обряда (с 1747). В 1834-1870 гг. Г. управлялась приорами, находящимися в подчинении у Римского престола. Официально орден василиан был распущен в 1866 г., в 80-х гг. XIX в. по инициативе Римского престола была проведена реформа богослужения в Г., мон-рь вернулся к традиции греко-визант. обряда. При аббате Арсенио Пеллегрини (1882-1919) Г. стала центром восточнохрист. исследований и униональной деятельности Римско-католической Церкви. В 1929 г. греч. приход был отделен от латинского. Папа Пий IX буллой «Pervetustum Cryptaeferratae Coenobium» (от 26 сент. 1937) придал Г. статус территориального аббатства (abbatia nullius), отделив его территорию от еп-ства Фраскати, с этого времени настоятель Г. стал носить титул архимандрита василианской монашеской конгрегации Италии.

Житие св. Евпраксии. X–XI вв. (Crypt. B. b. Х. Fol. 355)
Житие св. Евпраксии. X–XI вв. (Crypt. B. b. Х. Fol. 355)

Житие св. Евпраксии. X–XI вв. (Crypt. B. b. Х. Fol. 355)
Внутренний интерьер монастырского собора XII в. был реконструирован в 1577 г., при кард. Алессандро Фарнезе, и в 1754 г., при кард. Джаннантино Гуаданьи. В 1610 г. кард. Одоардо Фарнезе заказал роспись капеллы святых Нила и Варфоломея Доменикино Цанпьери (Доменико ). В это же время над росписью алтаря капеллы работал А. Караччи. В 1665 г. кард. Франческо Барберини поручил Дж. Бернини перестроить главный алтарь собора. Наибольшей перестройке аббатство подверглось в XVIII в., при кард. Дж. Гуаданьи, почти утратив первоначальный романо-визант. стиль (частично восстановленный в XX в.). В 1874 г. мон-рь был объявлен национальным достоянием Италии, подвизавшимся там монахам было поручено содержать обитель в порядке.

В 1873 г. б-ка и все здания мон-ря были национализированы итал. гос-вом. Мн. древние рукописи были переданы в крупнейшие б-ки Рима, но б-ка Г. пополнялась за счет покупки др. рукописей, напр. рукописи визант. эпоса «Дигенис Акрит». В наст. время ее фонды насчитывают ок. 500 греч. и столько же лат. рукописей. Здесь хранятся коллекция палимпсестов, неск. сот инкунабул и печатных изданий кон. XV-XVI в., 50 тыс. книг более позднего выпуска. У монахов собственная б-ка насчитывает ок. 20 тыс. книг. С 1931 г. по инициативе Н. Борджа (до 1909 библиотекарь мон-ря) Главной дирекцией б-к и Академией Мин-ва национального образования Италии в Г. была создана лаборатория по восстановлению древних книг и рукописей (2-я в Италии после лаборатории Ватиканской б-ки), разместившаяся в помещении средневек. монашеских келий. Лаборатория занимается не только реставрацией, но и изучением рукописей. С момента ее основания было отреставрировано большое число рукописей не только из Г., но и из б-к городов Палермо, Анкона, Сполето, Фабриано, Витербо, Мессина, Сиена, Л'Акуила, Ланчано, Козенца и др.

В 1910-1921 гг. в Г. выходил ж. «Roma e l'Oriente» (Рим и Восток). С 1947 г. издается периодический ж. «Bollitino della Badia Greca di Grottaferrata» (Бюллетень греч. мон-ря Гроттаферрата). В 2004 г. мон-рь отметил 1000-летие со дня основания серией выставок и праздничных мероприятий..

Интерьер собора Пресв. Богородицы мон-ря Гроттаферрата
Интерьер собора Пресв. Богородицы мон-ря Гроттаферрата

Интерьер собора Пресв. Богородицы мон-ря Гроттаферрата

Лит.: Rocchi A. La badia di S. Maria di Grottaferrata. R., 1883, 19042; idem. De coenobio Cryptoferratensi eiusque bibliotheca, et codicibus praesertim Graecis commentarii. Tusculi, 1893. Grottaferrata, 1998; Bartholomaeus. Vita di S. Nilo: fondatore e patrono di Grottaferrata / A cura d. G. Giovanelli. Grottaferrata, 1966; Tomassetti G. La Campagna romana: Antica, medioevale e moderna. R., 1976. Vol. 4. P. 282-338; Minisci P. St. Maria di Grottaferrata, la chiesa e il monastero. Grottaferrata, 1955, 19763; Follieri E. Il crisobollo di Ruggero II re di Sicilia per la Badia di Grottaferrata (Aprile 1131) // BollGrott. N. S. 1988. Vol. 42. P. 49-81; Groce G. M. La Badia greca di Grottaferrata e la rivista «Roma e l'Oriente». R., 1990. 2 vol.; Parenti S., Velkovska E. 1000 anni di rito greco alle porte di Roma. Grottaferrata, 2004.
М. А. Курышева

В певческих рукописях

хранящихся в Г., содержится древний репертуар, сложившийся до стилистических изменений, обычно связываемых с именем прп. Иоанна Кукузеля (рубеж XIII и XIV вв.). Согласно описанию Л. Тардо, в б-ке мон-ря хранится ок. 50 певч. рукописей, фрагментов и палимпсестов, в числе к-рых встречаются все типы визант. нотированных богослужебных книг: Евангелиарии, Апостолы и Профетологии с экфонетической нотацией, Минеи, Октоихи, Ирмологии, Кондакари, Стихирари, Триоди, Пентикостарии, Анфологии с ранневизант. и средневизант. нотациями. В Г. хранится значительное число рукописей итало-греч. происхождения, среди к-рых 3 приписывается основателю мон-ря - прп. Нилу Младшему (Crypt. Β. α. XIX, B. α. XX, B. β. I (nunc gr. 215-217)). 5 из 12 Миней (Crypt. Ϫ. α. I-XII (nunc gr. 362-373)), созданных в нач. XII в. игум. Нилом II, содержат ранневизант. нотацию (только для нек-рых песнопений). Сохранились следующие рукописи со средневизант. нотацией, созданные в Г.: Ирмологий 1281 г. (Crypt. Ε. ϒ. II (nunc gr. 88), письма чтеца Феофилакта), Стихирарь кон. XIII в. (Crypt. Ε. α. II), Триодь XIII-XIV вв. (Crypt. Ε. α. V (nunc gr. 246)). Многие из этих рукописей происходят из Италии, напр. Crypt. Γ. ϒ. V (nunc gr. 344, 1224 г., выполненная иером. Софронием в мон-ре Спасителя в Мессине) и Crypt. Ε. β. I (nunc gr. 319, XIV в., письма иером. Нифона), в к-рой объединены 2 сборника: Асматикон (для хора) и Псалтикон (для солиста). Эти списки относятся к группе источников, содержащих мелодии, к-рые записаны средневизант. нотацией, и имеют ряд стилистических особенностей, подтверждающих гипотезу О. Странка о существовании особой итало-греч. певч. традиции (см.: Strunk. 1977). Неск. певч. рукописей, выполненных в Г. либо хранившихся ранее в ее б-ке, ныне находятся в др. итал. или в зарубежных собраниях, напр. Кондакарь 1288-1289 гг. (Laurent. Ashburnham. 64, письма иером. Симеона) и Октоих 1318 г. (Vat. gr. 1562, письма мон. Нифона) со средневизант. нотацией. В то же время в Г. хранятся манускрипты из более не существующих итало-греч. мон-рей, таких как Санта-Мария Одигитрия в Россано (обл. Калабрия) и прор. Илии и прмч. Анастасия Персиянина в Карбоне (обл. Базиликата). Из последней обители происходит неск. древних рукописей, в т. ч. 5 томов Минеи сер. XI в. с ранневизант. нотацией (Crypt. Ϫ. α. XIII-XVII (nunc gr. 373-377)), содержащих более 40 стихир, не вошедших в стандартную версию Стихираря (στιχηρὰ ἀπόκρυφα) и, как правило, записанных с помощью более архаической версии куаленской нотации, чем остальные гимны в той же рукописи. В Г. хранится также Евхологий нач. XII в. (Crypt. Γ. β. XXXV) с нотированными кондаком Великой пятницы и вечерней Пятидесятницы, изложенной согласно чину собора Св. Софии в К-поле.

2 рукописи из Г. (Crypt. Ε. ϒ. II и Laurent. Ashburnham. 64), содержащие материал для изучения визант. церковного пения, были опубликованы в серии «Principale» изд. «Monumenta musicae Byzantinae» (Vol. 3: Hirmologium Cryptense / Cur. L. Tardo. R., 1950-1951; Vol. 4: Contacarium Ashburnhamense / Ed. C. Høeg. Copenhague, 1956). Десятки гимнов из рукописей, хранящихся в Г., еще не изданы. В наст. время проводится систематическая каталогизация рукописей б-ки Г.

Лит.: Rocchi A. Codices Cryptenses. [Grottaferrata], 1883; Tardo L. La musica bizantina e i codici di melurgia della biblioteca di Grottaferrata // Academie e bibliotheche d'Italia. 1930/1931. T. 4. P. 355-370; idem. L'antica melurgia bizantina. Grottaferrata, 1938; Petrescu J. D. Les idiomèles et le canon de l'office de Noёl. P., 1932; Giovanelli G. Il Tipico archetipo di Grottaferrata // BollGrott. 1950. Vol. 4. P. 17-30, 98-113; Strunk O. Specimina notationum antiquiorum. Hauniae, 1966. (MMB. Principale; 7); idem. Padre Lorenzo Tardo ed il suo Ottoeca nei mss. melurgici: Alcune osservazioni sugli Stichera Dogmatika // BollGrott. N. S. 1967. Vol. 21. P. 21-34; idem. S. Salvatore di Messina and the Musical Tradition of Magna Graecia // Essays on Music in the Byzantine World / Ed. O. Strunk. N. Y., 1977. P. 45-54; idem. Church Polyphony Apropos of a New Fragment at Grottaferrata // L'Ars Nova italiana del Trecento: Conv. intern. 2, Certaldo, 17-22 luglio, 1969. Certaldo, 1970. P. 305-314; Günther U. Quelques remarques sur des feuilles récement découverts à Grottaferrata // Ibid. P. 315-397; Petta M. Il patrimonio librario e archivistico dell'Abbazia di Grottaferrata // BollGrott. N. S. 1987. Vol. 41. P. 153-173; Crisci E. I palinsesti di Grottaferrata: Studio codicologico e paleografico. Napoli, 1990. 2 t.; Liturgia delle ore italo-bizantina: Rito di Grottaferrata / Introd. e trad. a cura di S. Parenti. Vat., 2001; Martani S. La musica bizantina in Italia: fonti musicali e testimonianze letterarie // Rivista intern. di musica sacra. Lucca, 2002. T. 23. P. 1-30; eadem. La musica bizantina a Grottaferrata // San Nilo: Il monastero italo-bizantino di Grottaferrata, 1004-2004: Mille anni di storia, spiritualità e cultura / A cura d. P. E. Fabbricatore. R., 2005. P. 236-259; Lucа S. Su origine e datazione del Crypt. B. β. VI (ff. 1-9): Appunti sulla collezione manoscritta greca di Grottaferrata // Tra Oriente e Occidente: Scritture e libri greci fra le regioni orientali di Bisanzio e l'Italia / A cura di L. Perria. R., 2003. P. 145-224. (Testi e studi bizantino-neoellenici; 14); Parenti S. Il monastero di Grottaferrata nel Medioevo (1004-1462): Segni e percorsi di un'identità. R., 2005. (OCA; 274).
М. Велимирович, Д. Букка
Ключевые слова:
Монастыри Римско-католической Церкви Василиане, общее название для нескольких католических, главным образом униатских, монашеских орденов византийского обряда Гроттаферрата, греческий монастырь в во имя Пресвятой Богородицы Гроттаферратской, в насточщее время греко-католическое аббатство ордена василиан Певческие рукописи византийские
См.также:
АКОЛУФИИ вид визант. певч. книги, содержащей неизменяемые песнопения суточного круга богослужения
АСМАТИКОН визант. богослуж. певч. книга
БАНГОР ирландский мон-рь VI в.
БАТАЛЬЯ город и мон-рь в Португалии, усыпальница королей Авишской династии
БЕРИ-СЕНТ-ЭДМУНДС город и бенедиктинское аббатство в Вост. Англии
БРАТЬЯ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ полумонашеские общины, объединявшиеся для ведения совместной благочестивой жизни
БРЖЕВНОВ одно из ранних бенедиктинских аббатств в Чехии
ВАСИЛИАНЕ общее название для неск. католич., гл. обр. униатских, монашеских орденов визант. обряда