Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАСИЛИАНЕ
Т. 7, С. 17-27 опубликовано: 6 ноября 2009г.


ВАСИЛИАНЕ

[базилиане; лат. basiliani], общее название для неск. католич., гл. обр. униатских, монашеских орденов визант. обряда, к-рые в своей деятельности руководствуются одним из древнейших уставов - уставом свт. Василия Великого. Одно из важных направлений деятельности В.- развитие отношений с вост. христианством. В наст. время в католич. Церкви канонически признаны василианский орден Италии, или Гроттаферрата (итало-албан. обряда), василианский орден св. Иосафата (укр. и румын. обрядов), а также василианский орден мелькитов Св. Спасителя, василианский орден мелькитов св. Иоанна Крестителя (шувайритов) и василианский орден мелькитов из Алеппо (Халеба) (мелькитского обряда).

В средние века

Название «В.» использовалось в Зап. Европе для обозначения всех вост. монахов, к-рые руководствовались общежительным уставом свт. Василия Великого. Наименование «Ordo S. Basilii» вошло в употребление в рим. папской канцелярии в XIII в. применительно к греч. мон-рям Юж. Италии и Сицилии, попавшим в орбиту влияния Рима в течение норманнского периода южно-итал. истории. Сами монахи никогда не называли себя «В.» Из 369 актов, опубликованных Ф. Тринкерой, имеется только одно упоминание в акте, происходящем из еп-ства Локри (Калабрия) от 27 авг. 1101 г.,- «τῆς τάξεως τοῦ ἁγίου Βασιλίου» (чина св. Василия) (Syllabus graecarum membranarum / Ed. F. Trinchera. Napoli, 1865. P. 88). Возможно, термин «В.» употреблялся для того, чтобы отличать греч. монахов вост. обряда от появившихся здесь же к кон. XI в. лат. монахов. Несмотря на отсутствие в вост. монашестве орденских организаций, греч. монахов тем не менее в эпоху утверждения папского влияния в Юж. Италии и Сицилии иногда условно называли монахами «василианского ордена». И в последующее время термин «В.» нередко употреблялся на Западе для обозначения монашествующих правосл. Востока, причем независимо от места их проживания. Вероятно, именно это повлекло за собой возникновение ложного предания о том, что основателем мнимого «василианского ордена» был свт. Василий Великий, а все вост. монахи живут по составленному им в IV в. уставу.

Ипатей Потей, митр. униатской Церкви
Ипатей Потей, митр. униатской Церкви

Ипатей Потей, митр. униатской Церкви

Появление мон-рей, следовавших уставу свт. Василия Великого, было следствием восстановления имперской власти в Юж. Италии и Сицилии в VI в. Важнейшими монастырскими центрами в ту эпоху были Равеннский экзархат, Пентаполь, дукаты Рима и Неаполя до VIII в.; Калабрия и Сицилия до IX в.; Калабрия, Базиликата и Апулия в IX-XI вв. Приток монахов был связан в VII в. с персид. войнами, араб. завоеванием и распространением монофелитства, в VIII и IX вв. с иконоборчеством. В визант. эпоху в греч. мон-рях в Италии подвизались св. Илия Новый († 903), прп. Илия Пещерник († 960), св. Савва Младший († 990/91), св. Никодим Маммольский († 990), св. Лука Арментский († 993), св. Симеон Полиронский († 1016), св. Нил Младший Россанский († 1004). Епархии в Вост. Сицилии, на юге Калабрии и Апулии в 30-50-х гг. VIII в. были подчинены К-польскому Патриархату. При Каролингах в этом регионе мирно сосуществовали адм. единицы различных обрядов; споры, к-рые разделяли Рим и К-поль, не затрагивали единства до тех пор, пока Византийская империя контролировала Рим и нек-рые районы Италии. Во 2-й пол. XI в. отношения осложнились не столько из-за разделения Церквей 1054 г., сколько из-за новой структуры Зап. Церкви во главе с Римом, к-рый более не поддерживал старую «федеральную» церковную организацию. После норманнского завоевания греч. церковная иерархия осталась только в Юж. Италии, в Сицилии норманны основывали только лат. еп-ства. Политика норманнов состояла в постепенном подчинении Римской курии мон-рей Юж. Италии, потерявших в ходе завоевания свою адм. связь с К-польским Патриархом, и в быстрой латинизации греч. епископских кафедр.

Иосафат Кунцевич, униатский архиеп. Полоцкий
Иосафат Кунцевич, униатский архиеп. Полоцкий

Иосафат Кунцевич, униатский архиеп. Полоцкий

Норманны, обнаружив уцелевшие при арабах греч. мон-ри, сохранившие при себе крупные земельные владения (напр., св. Ангела в Броло, св. Филиппа во Фрагале, Пресв. Богородицы и св. Варвары в Викари), по-видимому, для укрепления своей власти среди греч. жителей, восстанавливали старые и строили новые церкви и мон-ри (до 1134 в основном греч.). Норманнский кн. Роберт Гвискар в 1063 г. основал близ Мессины греч. мон-рь св. Григория. Рожер I, граф сицилийский, в 1059 г. построил в Мессине небольшую ц. в честь Спасителя. С 1130 г. это был уже большой мон-рь с уставом свт. Василия Великого, просуществовавший до XVI в. Этому мон-рю был подчинен 31 греч. мон-рь в Сицилии и 15 калабрийских греч. мон-рей. В 1-й пол. XII в. почти все сицилийские и нек-рые калабрийские греч. мон-ри были подчинены мон-рю Спасителя. Право назначать игумена этого мон-ря, к-рому был дан сан архимандрита, сицилийские короли сохранили за собой. Возможно, такая централизация греч. мон-рей была следствием влияния Римской курии, с к-рой норманнские правители были связаны вассальными клятвами. Подобное происходило и в Апулии, где при Рожере II большинство греч. мон-рей были подчинены мон-рю св. Николая Казольского близ Отранто, основанного в 1099 г. игум. Иосифом при содействии герц. Боэмунда Тарентского. После разрыва отношений между Церквами Византии и Рима в 1054 г. папы Римские стремились закрепить за собой южно-итал. провинции. В 1080 г., угрожая отлучением в случае посягательств на земельную собственность Римской Церкви, папа обеспечил свободное вмешательство лат. епископов в дела греч. мон-рей в Юж. Италии, поскольку теперь они могли объявить своей собственностью любой греч. мон-рь и подчинить его Риму, изменив строй его жизни. Это, вероятно, и явилось одной из причин того, что в кон. XI в. греч. мон-ри Калабрии были покинуты монахами, к-рые отправились на юг и на Сицилию.

К XII и нач. XIII в. большинство греч. мон-рей Апулии, Калабрии и Сицилии были поставлены под управление крупных мон-рей, к-рые в свою очередь подчинялись Риму. Подобная политика централизации, направленная на создание из объединения мон-рей некоего прообраза конгрегации, была характерна для развития зап. монашества. В правление Вильгельма I Злого (1154-1166) начались гонения на греч. монахов (обращение греч. мон-рей в лат., переход греков к лат. церковно-служебному уставу и пр.). Все эти мероприятия привели в итоге к тому, что в норманнский период почти все василианские мон-ри были частью разрушены, частью перешли в ведение бенедиктинских монахов.

Лит.: Gay J. Notes sur la conservation du rite grec dans la Calabre et dans la Terre d'Otrante au XIVe siècle: Listes de monastères basiliens // BZ. 1895. Bd. 4. S. 59-66; Laurent L.-H., Guillou A. Le «Liber visitationis» d'Athanase Chalkéopoulos (1457-1458): Contribution à l'histoire du monachisme grec en Italie méridionale. Vat., 1960. (ST; 206); Borsari S. Il monachesimo bizantino nella Sicilia e nell'Italia meridionale prenormanne. Napoli, 1963; Atti del Congr. intern. su «Basilio di Cesarea: La sua età e il Basilianesimo in Sicilia». 3-6 dic. 1979. Messina, 1983; Falkenhausen V., von. Il monachesimo greco in Sicilia // La Sicilia rupestre nel contesto delle civiltà mediterranee: Atti del 6 Conv. intern. Galatina, 1986. P. 135-174.
М. А. Курышева

Василианский орден Италии, или Гроттаферрата

(Ordo Basilianus Italiae, seu Cryptoferratensis; O. S. B. I.). В 1004 г. св. Нил Младший Россанский основал мон-рь Богородицы Гроттаферратской в 18 км от Рима (см. ст. Гроттаферрата). В период Авиньонского пленения пап начался упадок греч. мон-рей в Италии, в т. ч. Гроттаферраты. Уменьшение количества насельников, забвение традиций вост. монашества и греч. языка привело к переходу нек-рых мон-рей в ведение католич. монашеских орденов; часть мон-рей была заброшена. Упадок не смогли приостановить проводившиеся с 1221 г. по предписанию папы Гонория III апостолические визитации (1370, 1419). Предполагалось, что назначение митр. Никейского Виссариона (ок. 1446-1472) кардиналом-протектором итал. В. и готовившиеся им реформы неск. приостановят общий упадок василианских мон-рей. При нем итал. В. были разделены на 3 провинции (Сицилия, Калабрия и Апулия). В нояб. 1462 г. в Риме был собран генеральный капитул, предпринята реорганизация управления мон-рями (введен институт комменды). Кард. Виссарион выступил в защиту вост. обряда В., составил краткое изложение устава свт. Василия Великого, к-рый был издан и переведен на лат., итал. и испан. языки, при нем увеличилось количество насельников Гроттаферраты, пополнилась монастырская б-ка, был создан реестр земельной собственности мон-ря.

Иосиф Вельямин Рутский, митр. униатской Церкви
Иосиф Вельямин Рутский, митр. униатской Церкви

Иосиф Вельямин Рутский, митр. униатской Церкви

В 1561 г. папа Пий IV учредил испан. конгрегацию В. В 1569 г. она присоединилась к итал. В. Папа Григорий XIII объединил 38 греч. мон-рей в Италии в рамках единой конгрегации, организованной по провинциям и управлявшейся генеральным настоятелем (архимандритом) с резиденцией в Риме. Начало новому ордену было положено на генеральном капитуле греч. монахов Италии, состоявшемся в праздник Троицы 1579 г. в Сан-Филарето ди Семинара (Калабрия). Буллой «Benedictus Dominus» от 1 нояб. 1579 г. папа официально основал итало-испан. конгрегацию В. Ее структура была аналогична бенедиктинской. При конгрегации учреждалось 3 новициата. Мон-рь Гроттаферрата стал центром римско-неаполитанской провинции В.; там же размещался один из новициатов. С 1608 г. в Гроттаферрате была введена новая форма управления: настоятель избирался капитулом сроком на 3 года и получал сан аббата. В 1631 г. в Риме была учреждена Коллегия св. Василия, в б-ке к-рой были собраны рукописи из мн. василианских мон-рей (в 1786 они были переданы в Ватиканскую б-ку). В последующие годы итал. ветвь В. постепенно перешла на лат. обряд (кроме мон-ря в Медзоюзо, Сицилия), хотя эта тенденция не одобрялась Папским престолом: в 1709 г. папа Климент XI отверг прошение генерального настоятеля ордена Пьетро Меннити о полном переходе на лат. обряд; в 1746 г. папой Бенедиктом XIV повторное прошение также было отвергнуто. Однако год спустя Бенедикт XIV апостольской конституцией «Inter multa» (24 апр. 1747) и позднее папа Лев XII апостольским посланием «Inter coeteras» (12 нояб. 1824) разрешили В. следовать лат. обряду.

С 1770 г. начался упадок ордена, связанный с общей политикой Неаполитанского королевства, враждебного к монашеским конгрегациям. В 1784 г. министр неаполитанского короля Б. Тануччи отдал распоряжение о закрытии большинства василианских мон-рей в континентальной части королевства (сохр. только мон-ри на Сицилии). В 1834-1870 гг. Гроттаферрата управлялась приорами, находящимися в подчинении Римскому престолу, однако связь с небольшим числом еще остававшихся В. на Сицилии была прервана. Закон о секуляризации 1866 г. окончательно утвердил роспуск итал. ордена В., однако мон-рь Гроттаферрата, находившийся на территории Папской обл. и в непосредственном подчинении папе, с 1870 г. был сохранен как национальный памятник, поддержание к-рого было поручено подвизавшимся там монахам. К тому времени обряд имел уже как визант., так и лат. черты. Испан. ветвь В. прекратила свое существование в 1855 г. по указу министра-президента Б. Эспартеро.

Троицкий мон-рь в Вильнюсе. Фотография. Кон. XX в.
Троицкий мон-рь в Вильнюсе. Фотография. Кон. XX в.

Троицкий мон-рь в Вильнюсе. Фотография. Кон. XX в.

12 июля 1880 г. на пленарном заседании Конгрегация по делам восточных церквей приняла решение о проведении реформы монашества визант. обряда в Италии. Восстановление визант. обряда было утверждено декретом от 12 апр. 1882 г.; принятый в тот же день декрет «Iamdudum» определил, что лат. приход мон-ря должен быть доверен священнику лат. обряда. В 1900 г. папа Лев XIII утвердил новую конституцию итал. ордена В., нек-рые дополнения были внесены в нее Конгрегацией по делам восточных церквей 6 апр. 1929 г. 19 мая 1929 г. лат. приход Гроттаферраты декретом Конгрегации по делам восточных церквей «Quanta Romanorum» был отделен от греч. После реформирования ордена стали открываться мон-ри: в 1920 г. был вновь открыт мон-рь Медзоюзо; в 1932 г. в итало-албан. приходе Лунгро (Калабрия) открылся мон-рь св. Василия; в 1935 г. после 100-летнего перерыва вновь приступила к работе Коллегия св. Василия в Риме. В 1938 г. по решению Римского престола в Албании были восстановлены василианские миссии в Фиери и Гирокастре (вновь закрыты в 1945). В 1948 г. был открыт василианский мон-рь в Пьяна-дельи-Альбанези (близ Палермо).

26 сент. 1937 г. папа Пий XI апостольской конституцией «Pervetustum Cryptaeferratae coenobium» определил юридическое положение мон-ря Гроттаферрата, придав ему статус экзархального мон-ря, или территориального аббатства (abbatia nullius), к-рое подчиняется непосредственно Папскому престолу. Избираемый монахами аббат получал титул архимандрита василианской монашеской конгрегации Италии. Мон-рю была подчинена папская семинария, учрежденная папой Бенедиктом XV в 1918 г. для подготовки священников итало-албан. обряда.

В наст. время орден насчитывает 2 мон-ря с 24 монахами (из них 16 священников) (An. Pont. 2003. P. 1327).

Лит.: Scaduto M. Il monachesimo basiliano nella Sicilia medioevale: Rinascità e decadenza, sec. XI-XIV. R., 1947, 19822; Capelli B. Il monachismo basiliano ai confini calabro-lucani. Napoli, 1963; Gatti C., Korolevskij C. I Riti e le Chiese orientali. Genova, 1942. Vol. 1: Il rito bizantino e la Chiesa bizantina; Pertusi A. Rapporti tra il monachesimo italo-greco e il monachesimo bizantino nell'alto Medio Evo // La Chiesa greca in Italia dall'VIII al XVI sec.: Atti del Conv. storico interecclesiale (Bari, 1969). Padova, 1973. Vol. 2. P. 473-520; Filangeri C. Monasteri basiliani di Sicilia. Messina, 1980.
Е. В. Калиниченко

Василианский орден св. Иосафата

(Ordo Basilianus S. Josaphat; O. S. B. M.), монашеский орден в униатской Церкви, созданный в нач. XVII в.; своим происхождением, развитием и дальнейшей историей полностью связан с греко-католич. Церковью, возникшей на западнорус. территориях в результате заключения Брестской унии (1596).

Церковь Рождества Божией Матери мон-ря василианок в Гродно. 1720-1751 гг.
Церковь Рождества Божией Матери мон-ря василианок в Гродно. 1720-1751 гг.

Церковь Рождества Божией Матери мон-ря василианок в Гродно. 1720-1751 гг.

Первоначально создание василианского ордена не входило в планы перешедших в унию правосл. епископов Зап. Руси. Напротив, они стремились к усилению своего контроля за мон-рями, расположенными на территории подчиненных им еп-ств. Однако большая часть правосл. монашества отказалась примкнуть к униатам. Даже принятые епископами в нач. XVII в. меры (преимущественно насильственные) по насаждению унии в ряде наиболее крупных и влиятельных мон-рей не дали результатов. Собственно униатское монашество было немногочисленным, малообразованным, практически неспособным оказать своей деятельностью поддержку епископату в деле распространения Брестской унии среди правосл. населения. В связи с этим возникла идея проведения реформы греко-католич. монашества с целью создания из него по образцу римско-католич. орденов наиболее сплоченной, организованной и хорошо образованной силы, способной стать инструментом распространения унии.

Одним из первых инициаторов проведения реформы стал Иосиф Вельямин Рутский, получивший образование в рим. Коллегии св. Афанасия. Активную помощь ему оказал униатский митр. Ипатий Потей. Общим для них было стремление приблизить униатство к римо-католичеству, что во многом отразилось на деятельности василианского ордена, в к-ром все более распространялись лат. богослужебный обряд, входило в обычай употребление лат. и польск. языков, появлялись иные заимствования из римско-католич. традиции. В 1601 г. Ипатий Потей предоставил в распоряжение униатских монахов виленский Свято-Троицкий мон-рь, откуда были изгнаны правосл. иноки и члены Троицкого братства. Иосиф Вельямин Рутский, постриженный здесь в монашество 6 дек. 1607 г., вскоре стал архимандритом Троицкого мон-ря. Одним из наиболее деятельных помощников Иосифа в Троицком мон-ре стал Иосафат Кунцевич.

Большую поддержку в создании нового ордена оказали иезуиты, к-рые стали для В. в значительной степени образцом для подражания: орден мыслился как «иезуитский восточного обряда». Мн. буд. В. либо прошли обучение в иезуитских школах, либо в прошлом сами были иезуитами (известно, что многие из них перешли с папского согласия на вост. обряд). Иезуиты занимали в ордене важные должности, являлись духовниками в первых общинах В. Наряду с 3 традиц. монашескими обетами - бедности, целомудрия и послушания - В. также давали обещание не стремиться к высшим иерархическим степеням и должностям.

Лев Кишка, митр. униатской Церкви
Лев Кишка, митр. униатской Церкви

Лев Кишка, митр. униатской Церкви

В 1613 г. василианские общины появились в Бытенском и Жировицком мон-рях, позднее в Новогрудке, Минске и др. местах. В 1614 г. ставший после смерти Ипатия Потея митрополитом Иосиф Вельямин Рутский приступил к организации нового ордена. 20-26 июля 1617 г. в Новогрудке собрался первый капитул униатского монашества, что традиционно считается офиц. учреждением «ордена свт. Василия Великого» (иначе - Виленской конгрегации Св. Троицы). В качестве консультантов присутствовали иезуиты. Составленные униатским митр. Иосифом Вельямином Рутским «Правила», к-рыми впосл. В. руководствовались в своей деятельности, в значительной степени повторяли положения устава иезуитского ордена. При создании ордена декларировалось, что речь идет не об основании целиком нового ордена, но лишь о реформе и восстановлении якобы изначального ордена свт. Василия Великого. Было объявлено об объединении всех униатских мон-рей и населяющих их монахов в единую структуру василианского ордена, или конгрегации Св. Троицы, принят ряд постановлений, к-рые легли в основу организации и деятельности В.

Верховное руководство орденом возлагалось на митрополита греко-католич. Церкви (имел на капитуле 2 голоса). Генеральный капитул (конгрегация) - общий съезд В.- собирался каждые 4 года (позднее каждые 8 лет) и являлся высшим органом законодательной власти в ордене. Общее управление орденом поручалось протоархимандриту (пост соответствовал должности генерала в католич. орденах, и впосл. василианского протоархимандрита чаще всего именовали именно так). Протоархимандрит избирался на генеральном капитуле ордена на 4 года (позднее срок был увеличен до 8 лет). При этом особо подчеркивалось, что протоархимандрит должен избираться из числа простых монахов (профессов) и не может одновременно являться епископом или архимандритом (прелатом) греко-католич. Церкви. Протоархимандрит разделял исполнительную власть с советом (генеральной консультой) из 4 советников или консульторов (consultores generalis), к-рые также избирались на капитуле и являлись помощниками протоархимандрита в руководстве орденом. Старший из этих советников, протоконсультор, был обязан постоянно находиться при протоархимандрите. В совет также входил секретарь ордена, обязанностью к-рого были контроль за текущими делами и напоминание о необходимости решения тех или иных вопросов (отсюда его офиц. наименование - monitor). Управление орденскими мон-рями сохранялось за игуменами, к-рые назначались на 4 года протоархимандритом с согласия капитула. Все важнейшие дела, касавшиеся деятельности василианского ордена, должны были решаться на совете большинством голосов. Гербом ордена стал огненный столп (в память о видении прп. Ефрема Сирина, наблюдавшего, как свт. Василий Великий совершает литургию, будучи при этом охвачен пламенем).

Креховский мон-рь близ Львова. Гравюра. Худож. Д. Синкевич. 1699 г.
Креховский мон-рь близ Львова. Гравюра. Худож. Д. Синкевич. 1699 г.

Креховский мон-рь близ Львова. Гравюра. Худож. Д. Синкевич. 1699 г.

Решения Новогрудского капитула 1617 г. и др. организационные акты ордена были утверждены декретом папской Конгрегации пропаганды веры в 1624 г., а затем специальным бреве папы Урбана VIII «Exponi nobis» от 20 авг. 1631 г. Папа выразил благосклонное отношение к ордену, даровав ему право «привилегированного алтаря», т. е. право совершения месс, избавляющих души усопших от пребывания в чистилище, к-рым ранее обладали исключительно лат. монашеские ордена. В 1635 г. от польск. кор. Владислава IV В. получили привилей, согласно к-рому за монахами-В. закреплялось право занимать митрополичью и епископские кафедры в греко-католич. Церкви в Речи Посполитой.

Одновременно с образованием первых муж. василианских мон-рей появились и жен. обители. В числе первых мон-рей василианок были общины, образованные в Вильно и Бытене, в сер. XVII в.- в Новогрудке, Гродно, Минске, Полоцке, Пинске и др. городах Зап. Руси. Их главным отличием от муж. василианских обителей было подчинение местным епископам униатской Церкви, а не орденским структурам. В то же время духовное руководство насельницами принадлежало орденским иеромонахам.

Т. о., первоначально василианский орден являлся организацией, к-рая находилась в подчинении униатского митрополита, но была абсолютно независимой от епископов греко-католич. Церкви, на территории к-рых находились мон-ри В. Независимость ордена от епископата стала причиной мн. конфликтов между «черным» и «белым» духовенством греко-католич. Церкви.

Церковь Онуфриевского мон-ря во Львове. XVI в. (в наст. время принадлежит василианам). Фотография. 2001 г.
Церковь Онуфриевского мон-ря во Львове. XVI в. (в наст. время принадлежит василианам). Фотография. 2001 г.

Церковь Онуфриевского мон-ря во Львове. XVI в. (в наст. время принадлежит василианам). Фотография. 2001 г.

К 30-м гг. XVII в. в структуру василианского ордена вошло 36 мон-рей. Большинство было расположено на территории Великого княжества Литовского (т. е. на территории совр. Литвы и Белоруссии). Влияние ордена в Юго-Зап. Руси (совр. Украина) было весьма слабым: здесь большинство обителей оставались правосл., В. имели там 5 мон-рей. В XVII в. число орденских мон-рей практически не изменилось, что было следствием общего упадка униатской Церкви, вызванного сначала сопротивлением правосл. населения Зап. Руси насильственно вводимой унии, а затем казацкими восстаниями и войнами между Московским гос-вом и Речью Посполитой. Признаки стагнации в истории василианского ордена стали заметными при преемнике Иосифа Вельямина Рутского униатском митр. Рафаиле (Корсаке), к-рый в 1626-1640 гг. являлся протоархимандритом ордена. Униатский митр. Антоний (Селява), к-рый опасался чрезмерного усиления В., добился от ордена избрания пожизненным протоархимандритом. Управлявший униатской Церковью Гавриил Коленда (в 1655-1665 на правах администратора, с 1665 митрополит) также добился избрания василианским протоархимандритом, что вызвало возмущение части В., на сторону к-рых встал папа Александр VII. Однако позднее положение ордена на западнорус. землях Речи Посполитой после войны с Московским гос-вом стало столь тяжелым, что В. перестали противиться притязаниям Коленды, полагая, что митрополичье управление орденом благотворно скажется на его состоянии. Митрополит в свою очередь обещал соблюдать право ордена на внутреннее самоуправление, восстановить структуру новициатов ордена и добиться отказа униатских епископов от владения мон-рями-архимандриями (управление к-рыми пожизненно на правах собственности жаловалось королем). При униатском митр. Киприане Жоховском (1674-1693) конфликты между орденом и главой греко-католич. Церкви продолжились. Жоховский также объявил себя главой василианского ордена. В. подали на него жалобу в Рим, и папа Иннокентий XI в 1686 г. повелел собрать в Новогрудке капитул, где были четко сформулированы принципы, определявшие характер взаимоотношений митрополита греко-католич. Церкви и ордена, подчиненного ему, но обладавшего широкой внутренней автономией. Согласно принятому капитулом документу, возглавлять орден в сане протоархимандрита должен один из монахов-В., но не митрополит или иной епископ; орден оставался в подчинении митрополита, его внутреннее управление осуществлялось протоархимандритом; назначение настоятелей мон-рей сохранялось за протоархимандритом, тогда как митрополит жаловал в пожизненное владение архимандрии и игуменства; назначение униатских епископов должен был совершать король по представлению митрополита, но с согласия протоархимандрита; он имел право совершать инспекцию и ревизию всех орденских мон-рей и храмов, являясь для них и апелляционной инстанцией; протоархимандрит имел право по совету с митрополитом назначать время и место проведения капитулов ордена; покупку и продажу всех церковных имений и др. торговые и финансовые операции должен был осуществлять митрополит; в случае кончины протоархимандрита до избрания ему преемника управление орденом осуществлял один из его помощников.

В нач. XVIII в. вновь начались трения между василианским орденом и главой униатской Церкви, их причиной явилось избрание Юрия (Гавриила) Винницкого на митрополию без согласия василианского протоархим. Льва Кишки. В 1709 г. было достигнуто согласие, вскоре, однако, нарушенное по вине митрополита, исхлопотавшего в Риме папский указ об отмене обязанности главы униатской Церкви консультироваться с протоархимандритом В. по вопросам назначения новых епископов, архимандритов и игуменов. В свою очередь В. добились в Риме отмены этого постановления. Однако сам Лев Кишка, став греко-католич. митрополитом (1714), нередко нарушал права ордена.

Царь Петр I рассматривал униатов как основных виновников насилия, творимого в Речи Посполитой над православными. В 1705 г., ведя совместные с польск. кор. Августом II военные действия против Швеции, он прибыл в Полоцк. Осматривая полоцкий собор Св. Софии (в прошлом правосл. храм XI в.), к-рым владели В., Петр захотел пройти в алтарь, но монахи не пустили его, обозвав «схизматиком». Разгневанный царь велел приближенным схватить монахов, но на шум в собор сбежались вооруженные послушники, вступившие в схватку с его спутниками. В ходе столкновения неск. приближенных Петра получили ранения, а 4 В. были смертельно ранены. В порыве гнева царь велел повесить еще одного монаха, находившиеся на территории Речи Посполитой российские войска разорили неск. василианских мон-рей и храмов, гл. обр. расположенных на территории совр. Белоруссии.

К нач. XVIII в. становятся заметными не только разногласия между В. и униатскими митрополитами, но и существенные противоречия между В. и иезуитами. Иезуиты все чаще видели в униатах «католиков 2-го сорта», к-рых необходимо было обратить в римо-католичество и перевести в лат. обряд (среди униатских студентов в римско-католич. школах велась пропаганда лат. обряда). В то же время при своей пролат. позиции василианский орден сформировался как вполне самостоятельная структура католич. Церкви, интересы к-рой в данном случае вступали в противоречие с иезуитскими. На формирование идеологии и самосознания В. влияние оказал Замойский Синод (Собор) униатской Церкви (1720), проведенный при митр. Льве Кишке по инициативе монахов ордена. Он способствовал усилению лат. влияния в греко-католич. Церкви. На Замойском Синоде униаты подтвердили признание учения о примате папы Римского, о Filioque, чистилище и пр., ввели нек-рые лат. обряды в униатское богослужение. Эти решения сблизили униатство с рим. католичеством. После Замойского Синода во мн. униатских храмах и василианских мон-рях стали уничтожаться иконостасы, устанавливались лат. образца исповедальни и кафедры для чтения проповедей, появились органы и стали совершаться нек-рые праздники лат. церковного календаря.

Успенский собор Жировицкого мон-ря. XVII в. Фотография. Кон. XX в.
Успенский собор Жировицкого мон-ря. XVII в. Фотография. Кон. XX в.

Успенский собор Жировицкого мон-ря. XVII в. Фотография. Кон. XX в.

С нач. XVIII в. по причине перехода в унию правосл. епархий юго-востока Речи Посполитой (Перемышльской, Львовской и Луцкой) общая численность униатских мон-рей возросла. Однако если на территории Великого княжества Литовского (в Белоруссии и собственно Литве) мон-ри были объединены в структуру василианского ордена, то на юго-востоке (совр. Зап. Украина) они продолжали находиться в подчинении епископов. С целью усиления позиций ордена в юго-вост. еп-ствах на Замойском Соборе было принято решение объединить мон-ри Владимирского, Луцкого, Холмского, Львовского и Перемышльского еп-ств в отдельную конгрегацию - Русскую (иначе - Польскую или Коронную). Папа Бенедикт XIII в 1724 г. подтвердил решения Замойского Синода, отметив, что Русская конгрегация В. должна быть независима от прежде существовавшей Литовской. Русская конгрегация Покрова Пресв. Богородицы была официально создана в 1739 г. Литовские В., однако, выступили против независимости Русской конгрегации. На проходившем в 1739 г. во Львове общем съезде В. представители Литовской конгрегации выступили с проектом объединения обеих василианских структур. Папа Бенедикт XIV в 1742 г. в бреве «Etsi dubitare» предписал объединить обе конгрегации в единую орденскую структуру. В том же году Конгрегацией пропаганды веры был издан декрет об объединении Литовской и Русской провинций ордена. На капитуле, проходившем в Дубно в 1743 г., было объявлено о создании василианского ордена, разделенного на 2 провинции - Литовскую и Польскую (или Русскую). Орден находился под управлением протоархимандрита (генерала), избираемого поочередно из числа В. обеих провинций. Резиденцией протоархимандрита из Русской провинции был назначен почаевский Успенский мон-рь, протоархимандрита из Литовской - виленский Троицкий мон-рь.

Папа Бенедикт XIV в 1744 г. посланием «Inter plures» утвердил решения Дубенского капитула о слиянии василианских провинций в единый орден, названный «Русский орден свт. Василия Великого» (Ordo S. Basilii Magni Ruthenorum). Орден получил самостоятельность в рамках униатской Церкви. Папа освободил В. от власти греко-католич. митрополита, протоархимандрит ордена был подчинен непосредственно папе Римскому, митрополит униатской Церкви сохранял за собой лишь статус почетного председателя капитула. Самостоятельный статус был сохранен только за теми мон-рями, к-рые были способны содержать до 8-10 монахов, остальные обители были приписаны к более крупным мон-рям или упразднены, а их имущество было передано в распоряжение местных епископов. В 1756 г. папа подчинил архимандритов жалуемых королем мон-рей протоархимандриту ордена.

Почаевская Успенская лавра. Фотография. Кон. XX в.
Почаевская Успенская лавра. Фотография. Кон. XX в.

Почаевская Успенская лавра. Фотография. Кон. XX в.

В 1766 г. в василианском мон-ре в Гоще был составлен новый сборник правил, к-рый впосл. был утвержден на конгрегации в Бресте (1772) и принят провинциальными капитулами в 1776 г. В 1780 г. новые правила были подтверждены как обязательные для обеих орденских провинций. После доработки эти правила были изданы в 1791 г. (Codex Constitutiorum Ordinis S. Basilii Magni).

Организационная реформа ордена, усиление его материальной базы и укрепление внутренней дисциплины привели во 2-й пол. XVIII в. к усилению позиций В. в Речи Посполитой. В 1772 г. в ордене насчитывалось 147 мон-рей и 1258 монахов. В 1773 г. орден имел 3 духовные семинарии. Наиболее активной была деятельность ордена в сфере просвещения молодежи и книгопечатания. В. создали ко 2-й пол. XVIII в. сеть школ, к-рые отличались высоким образовательным уровнем. В нач. XVIII в. В. имели лишь 1 школу, в сер. XVIII в.- 3, в 1774 г.- 9, где обучалось 2700 учеников, к 1795 г.- 21 школу и пансион. Правила преподавания в василианских школах были установлены на капитулах 1772 и 1784 гг. Эти школы отличались ярко выраженной светской направленностью, что выражалось в снижении удельного веса латыни среди преподаваемых дисциплин и в обучении совр. европ. языкам. В XVIII в. В. имели в Речи Посполитой 4 типографии, крупнейшей из к-рых была Почаевская, где во 2-й пол. XVIII в. по заказу российских старообрядцев печатались и старообрядческие богослужебные книги, большая часть тиража к-рых нелегально перевозилась на территорию Российской империи.

Кафедральный собор св. Юра во Львове. 1744-1764 гг. Фотография. Кон. XX в.
Кафедральный собор св. Юра во Львове. 1744-1764 гг. Фотография. Кон. XX в.

Кафедральный собор св. Юра во Львове. 1744-1764 гг. Фотография. Кон. XX в.

После 1-го раздела Польши, осуществленного Россией, Пруссией и Австрийской империей в 1772 г., орден В. был вынужден в 1780 г. разделиться на 4 провинции: Галицкую в империи Габсбургов, Русскую и Литовскую в Речи Посполитой, Белорусскую в России. Положение В., оказавшихся на территории Российской империи, ухудшилось. Это было связано, с одной стороны, с тенденцией к возвращению униатов в Православие, чему В. были помехой, а с др.- с покровительством имп. Екатерины II иезуитам, обосновавшимся в России после папского указа об упразднении иезуитского ордена. В 1782 г. имп. указом право назначать настоятелей российских василианских мон-рей и на монастырские должности передавалось от протоархимандрита ордена, оставшегося в Польше, униатскому архиеп. Полоцкому. Одновременно была ликвидирована монополия В. на занятие епископских кафедр в униатской Церкви, существовавшая с 1-й пол. XVII в. и подтвержденная на Замойском Синоде.

12 дек. 1793 г., после 2-го раздела Польши, имп. Екатерина II издала указ о передаче расположенных на территории России василианских мон-рей в ведение униатских епископов. Были запрещены выборы протоархимандрита и провинциалов, упразднены регулярные капитулы. После 2-го и 3-го (1795) разделов Польши на территории Российской империи оказались помимо Белорусской Литовская и Русская провинции ордена. Российским правительством был опубликован указ, согласно к-рому после рассмотрения ведомостей о состоянии василианских мон-рей было отдано распоряжение закрыть как бесполезные для общества мон-ри, не занимавшиеся просвещением или социальной благотворительностью. Монахов из упраздненных обителей предписывалось разместить в оставшихся мон-рях В. Постриг новых монахов разрешался только после получения высочайшего позволения. Меры, направленные против В., были следствием их политической позиции, откровенно враждебной по отношению к России и РПЦ, к-рая в значительной степени определялась происхождением мн. В. из числа польск. или западнорус. знати. Часть членов ордена приняла участие в Польском восстании под рук. Т. Костюшко. Так, напр., бывш. протоархимандрит василианского ордена Порфирий Скарбек-Важинский (с 1790 епископ Холмский) возглавил повстанческий комитет в Холме и после поражения восстания был вынужден бежать в Австрийскую империю. Настоятель василианского мон-ря в Овруче Иосафат Охлоцкий за участие в восстании был приговорен к смертной казни, к-рая была заменена ссылкой в Сибирь.

В 1800 г. имп. Павел I на короткое время возвратил В. часть прежних прав и разрешил собрать капитул. Однако состоявшийся в 1802 г. Тороканский капитул носил столь ярко выраженный антироссийский характер, что правительство имп. Александра I приняло решение о его роспуске. Традиционно высокая степень влияния В. на внутреннюю жизнь униатской Церкви сохранилась и после вхождения западнорус. земель в состав Российской империи. Кроме того, В. покровительствовал кн. Адам Чарторыский, имевший в нач. XIX в. большое влияние на Александра I. Однако в 1-й трети XIX в. внутри униатства более явственно обозначается противостояние латинофильски настроенных монахов-В. и партии, лояльной к России и сочувствующей сближению с Православием, к-рую составляли преимущественно выходцы из числа белого духовенства, активную поддержку им оказывали митр. Ираклий Лисовский, митр. Григорий Коханович и архиеп. Полоцкий Иоанн Красовский.

В. проявили свою неприязнь к России и Православию во время Отечественной войны 1812 г. В занятой наполеоновскими войсками Вильне они создали т. н. Религиозный комитет, в к-рый вошли архимандрит виленского Троицкого мон-ря, литовский провинциал Каминский и его консульторы, а также архимандрит василианского мон-ря в Троках (Тракае) Ленартович. Целью деятельности комитета было устранение Кохановича и Красовского от управления униатской Церковью и возрождение влияния василианского ордена и лат. традиции. Отчасти российским В. удалось восстановить свои позиции с поставлением на митрополию Иосафата Булгака (1817-1838), к-рый был монахом ордена. Главный противник ордена, архиеп. Иоанн Красовский, был оклеветан В. и предан церковному суду, лишен кафедры и сана. При Иосафате Булгаке провинциал В. был введен в состав Греко-униатского департамента, а в 1819 г. и в состав Католической коллегии.

Со вступлением на престол имп. Николая I усилилось стремление российских властей упразднить унию и воссоединить греко-католиков с РПЦ. В 1827 г. правительство приняло ряд мер для ослабления василианского влияния в униатстве: было запрещено принимать римо-католиков в василианский орден, больше внимания надлежало уделять образованию и просвещению духовенства. В 1828 г. была образована Греко-католическая духовная коллегия, отдельная от Римско-католической и от нее независимая, вместо 4 униатских архиеп-ств были образованы 2 (Литовское и Белорусское), все василианские мон-ри подчинялись архиепископам, упразднялись капитул Русской провинции ордена и должность протоигумена (провинциала) В. в России. Подчинявшиеся в 1-й четв. XIX в. митрополиту мон-ри В. вновь переходили под управление епископов. Ряд мон-рей был закрыт.

Иосиф Сембратович, митр. униатской Церкви
Иосиф Сембратович, митр. униатской Церкви

Иосиф Сембратович, митр. униатской Церкви

Меры против ордена, принятые российским правительством, почти не затронули В., чьи мон-ри находились на территории Царства Польского, образованного по конституции Александра I (1815). Там была учреждена отдельная василианская провинция Рождества Пресв. Девы Марии, объединившая 5 мон-рей ордена в Варшаве, Холме, Люблине, Бельске и Замостье. Позднее на положение В. в Российской империи сильно повлияло Польское восстание 1830-1831 гг. В. поддержали мятеж, нек-рые из них принимали в нем участие, что явилось причиной репрессивных мер против ордена со стороны имп. Николая I. В списке лиц, привлеченных к ответственности за участие в восстании, значилось 76 представителей греко-католич. клира, большинство из них - В. Монахи Г. Дверницкий и А. Вигиневский сражались на стороне повстанцев. Иноки Почаевского мон-ря печатали в своей типографии листовки мятежного польск. ген. Ю. Дверницкого, помогали осуществлять связь между отрядами повстанцев и оказывали им иную помощь (впосл. 9 почаевских В. были арестованы). Поддержку участникам восстания оказал Овручский василианский мон-рь, монахи к-рого доставили мятежникам 6 артиллерийских орудий, приняли у тех присягу и освятили их знамя. Управлявший Овручским мон-рем каноник И. Сероцинский был сослан в Сибирь. В 1834 г. он попытался организовать мятеж среди ссыльных повстанцев в Омске, за что был приговорен к 7 тыс. ударам палками и умер при исполнении наказания. После восстания началось закрытие василианских мон-рей, одним из первых в 1831 г. был возвращен РПЦ Почаевский мон-рь. К 1839 г. василианский орден на территории России прекратил свое существование. Сохранилась только Холмская провинция ордена в пределах Царства Польского, отчасти потому, что Холмский греко-католич. еп. Филипп Шумборский в период восстания занимал нейтральную позицию. После Польского восстания 1863 г. и последовавшего в 1866 г. разрыва конкордата между Российской империей и Папским престолом последняя на территории Российской империи Холмская униатская епархия была упразднена (1875).

После разделов Польши значительная часть мон-рей василианского ордена, расположенных в униатских Львовском, Перемышльском и Холмском (частично) еп-ствах, оказалась на территории Австрийской империи Габсбургов. Эти мон-ри после разделения ордена в 1780 г. на 4 провинции составили Галицкую провинцию Св. Спасителя (36 мон-рей, 314 монахов). В 1781 г. австр. имп. Иосиф II, проводивший секуляризацию, закрыл значительную часть мон-рей, как римско-католич., так и униатских. Были упразднены все василианские мон-ри, не имевшие при себе школ или богаделен. К кон. XVIII в. здесь насчитывалось 26 муж. василианских мон-рей, в к-рых было 200 монахов, и 2 мон-ря василианок с 10 монахинями. Настоятели василианских мон-рей, избираемые монахами, должны были утверждаться епископами и австр. правительством. Иосиф II стремился ограничить влияние В. в греко-католич. Церкви. Униатские семинарии в Вене и Львове были выведены из-под контроля ордена. В. были лишены монополии на замещение епископских кафедр, назначение греко-католич. епископов из числа как монахов, так и белых священников проводилось императором.

В XIX в. орден В. находился в упадке, во 2-й пол. XIX в. его положение стало критическим. В Австрийской империи (с 1867 - Австро-Венгрия) количество василианских мон-рей сократилось до 14, монахов - до 75. Упадок ордена в значительной степени был обусловлен тем, что В. сохраняли стремление к латинизации униатства, тогда как значительная часть приходского духовенства и мирян Галиции выражала симпатии к Православию и России («москвофильское движение»). Униатский митр. Галицкий Иосиф Сембратович (1870-1882) по итогам проведенной в 1881 г. визитации василианских мон-рей Галиции отправил в Рим письмо, в к-ром сообщал о почти полном исчезновении монашества в униатской Церкви. В 1882 г. в Галиции оставалось 60 монахов-В.

Андрей Шептицкий, митр. униатской Церкви
Андрей Шептицкий, митр. униатской Церкви

Андрей Шептицкий, митр. униатской Церкви

Папа Лев XIII, стремившийся реформировать не только В., но униатство в целом, имея в виду прозелитические проекты в отношении правосл. Востока, в 1882 г. издал апостольское послание «Singulare praesidium», к-рым поручил иезуитам реформировать василианские мон-ри (эта реформа впосл. получила название «Добромильской», по василианскому мон-рю в Добромиле). Новые послушники-новиции василианского ордена должны проходить обучение только в Добромильском новициате, куда разрешалось принимать и римо-католиков, пожелавших перейти на вост. обряд и стать членами василианского ордена. Папским указом В. изымались из-под юрисдикции униатского митрополита и епископов и подчинялись папе Римскому. Реформа вызвала волну протестов среди униатского духовенства и самих В.: 6 мон-рей ордена отправили папе петицию с выражением протеста. К проблемам религ. порядка прибавлялось и традиц. для Галиции противостояние на национальной почве, поскольку реформу осуществляли иезуиты польск. происхождения, вызывавшие неприязнь у униатов-украинцев. В Галиции сложилась столь острая ситуация, что митр. Иосиф Сембратович в 1882 г. вынужден был отречься от кафедры и уйти на покой. В результате реформы (1882-1905) лат. влияние в ордене возросло, что проявилось в привнесении в практику ордена мн. новых лат. культов и праздников - Сердца Иисусова, Сердца Марии и пр. Помимо Добромильского были реформированы и др. василианские мон-ри Галиции: Лавровский (1884), Львовский (1886), Кристинопольский (1888), позднее обители в Жолкве, Дрогобыче и Бучаче. К 1901 г. число В. заметно увеличилось (67 иеромонахов, 70 монахов и 40 монахов, продолжающих свое обучение и подготовку к хиротонии в сан пресвитера). В. открыли типографию в Жолкве, стали издавать ежемесячный ж. «Мiсiонар» (тираж 50 тыс. экз.) и «Календар мiсiонара», публиковать книги и брошюры, пропагандировавшие униатство. В 1896 г. Папским престолом была утверждена новая конституция василианского ордена.

Несмотря на усиление позиций ордена, он так и не смог преодолеть настороженного к себе отношения со стороны белого духовенства и мирян униатской Церкви, к-рые продолжали (и не без оснований) видеть в В. проводников лат. влияния. Ставший в 1901 г. митрополитом греко-католич. Церкви Андрей Шептицкий, выходец из монахов-В., не стремился к восстановлению влияния ордена в униатстве, что было связано с подготовкой им реформы, направленной на очищение униатства от лат. влияния и придание греко-католич. Церкви Галиции ярко выраженного национального укр. характера, что не отвечало интересам В. Шептицкий пытался устранить монопольное положение В. в униатском монашестве в Галиции: в 1905 г. им основан первый греко-католич. мон-рь для монахов-студитов в Скнилове близ Львова. В 1913 г. он передал мон-рь в Уневе близ Львова приглашенным бельг. редемптористам, часть к-рых перешла на вост. обряд, создав греко-католич. ветвь ордена.

Общины василианок активно использовались Шептицким для расширения социально-благотворительной деятельности униатской Церкви. Для них в 1909 г. он составил и утвердил новый устав, получивший имя Иосифа Вельямина Рутского. Большинство укр. жен. гимназий, учительских семинарий, школ, сиротских приютов и интернатов Галиции в нач. ХХ в. находились под рук. василианок.

Проводимые Шептицким реформы во многом не удовлетворяли требований В., поэтому они перенесли свою деятельность в Европу и особенно в Америку. В 1889 г. они создали первую миссию в Сев. Америке, в 1902 г.- в Лат. Америке, направили миссионеров на Буковину, в Боснию и Болгарию. Появились новые мон-ри ордена в регионах наибольшего расселения западно-укр. эмигрантов, в США, Канаде, Аргентине и Бразилии.

В 1931 г. на генеральном капитуле В. орден был разделен на провинции. Тогда же приняли решение о переносе резиденции генерала ордена и его руководящих структур в Рим. В 1932 г. папа Пий XI утвердил новое офиц. наименование ордена - Василианский орден св. Иосафата, к-рое сохраняется до наст. времени. К 1939 г. в составе ордена было 3 провинции: Галицкая, Закарпатская и Американо-Канадская. В 40-х гг. к ним добавились еще 3: Чехословацкая, Венгерская и Румынская.

В 1939 г., после присоединения Галиции к Украинской ССР в составе Советского Союза, василианские мон-ри наряду со всеми др. униатскими обителями Зап. Украины были закрыты. С началом Великой Отечественной войны, после оккупации Галиции нем. войсками в июне-июле 1941 г., почти все мон-ри греко-католич. Церкви были вновь открыты. Как и значительная часть униатского духовенства, В. приветствовали вступление герм. армии в Зап. Украину и сотрудничали с оккупационными властями, что в послевоенные годы стало одной из причин репрессий против них со стороны советских властей. После Львовского Собора 1946 г. униатская Церковь на территории Галиции и Закарпатья, вошедших в состав СССР, прекратила свое существование. Большинство В. не признало решений Львовского Собора, однако в кон. 40-х гг. почти все василианские мон-ри вновь были закрыты советскими властями, нек-рые В. высланы в Сибирь, Казахстан и др. вост. районы СССР (по нек-рым данным, пострадало ок. 70 чел.), др. эмигрировали за рубеж. Последними среди василианских обителей Галиции были закрыты Гошевский мон-рь (1950) и жен. мон-рь в Суховоле (1952). В то же время были закрыты мон-ри В. в Чехословакии, Румынии и Венгрии. Однако орден сохранил свои руководящие структуры, находившиеся в Риме, неск. общин в Польше и Югославии и 31 мон-рь в странах Сев. и Лат. Америки. В Польше в послевоенные годы возникло неск. новых жен. василианских мон-рей, в частности, в Варшаве (1957). Незначительное число В. осталось на территории советской Украины, где в период гонений продолжали существовать нелегальные монашеские общины и приходы, окормляемые василианскими священниками. В. курировали вещание укр. редакции «Радио Ватикана» (с 1939), осуществлявшей пропаганду католицизма среди западноукр. населения.

Восстановление ордена началось на Зап. Украине после легализации Украинской греко-католической Церкви в 1989 г. Василианские мон-ри были воссозданы в Словакии, Румынии и Венгрии. В. было возвращено большинство принадлежавших им до второй мировой войны мон-рей - 17 обителей на территории Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. Кроме того, В. были переданы и нек-рые бывш. римско-католич. мон-ри (напр., бернардинский во Львове). В кон. ХХ - нач. XXI в. были основаны неск. новых василианских мон-рей, миссий и т. н. резиденций, в т. ч. в Центр. и Вост. Украине (Киев, Днепропетровск, Днепродзержинск, Херсон, Донецкая и Харьковская области), где В. окормляют выходцев из Галиции, занимаются прозелитизмом среди местного населения. Они открыли во Львове изд-во «Мiсiонар» (зарегистрировано в 1994) с типографией в Жолкве, к-рое выпустило уже свыше 300 книг, возрождают преподавательскую деятельность - в Бучаче (Тернопольская обл.) открыли предсеминарию. Др. предсеминария существует в г. Прудентополис в Бразилии. В. осуществляют руководство Папской коллегией св. Иосафата в Риме и продолжают вести укр. программу на «Радио Ватикана». В Риме орден издает сб. «Записки чину свт. Василiя Великого». В. по-прежнему остаются проводниками лат. влияния в униатстве, в нек-рых мон-рях и окормляемых ими приходах на Зап. Украине отмечены случаи, когда в греко-католич. храмах совершались литургии в вечернее время (по образцу римско-католич. мессы), не устанавливались иконостасы, Евхаристия совершалась на белом вине и пр.

В наст. время в Канаде, США, Бразилии и Аргентине насчитывается 31 мон-рь василианского ордена и ок. 250 монахов. На Украине, в Словакии, Румынии и Венгрии действуют 30 мон-рей и 37 резиденций. В. вновь передан Свято-Троицкий мон-рь в Вильнюсе. На Украине орден объединяет 334 члена (из них 34 новиция, 27 кандидатов); В. окормляют 62 прихода с 250 приписными храмами, 9 миссий (на востоке Украины). В наст. время ордену принадлежит 93 мон-ря, в к-рых подвизается 681 монах (An. Pont. 2003. P. 1327). Количество жен. василианских мон-рей в мире достигло 80 с 694 монахинями (An. Pont. 2003. P. 1393).

Ист.: Litterae Sacrae Congregationis de Propaganda Fide Ecclesiam Catholicam Ucrainae et Bielarusjae spectantes / Paravit, ed. curavit A. Welykyj. R., 1954; Litterae Basilianorum in terris Ucrainae et Bielarusjae. R., 1979. (Analecta OSBM; Ser. 2. Sec. 3. Vol. 1-2).
Лит.: Коялович М. Н. История базилианского ордена // ХЧ. 1864. Ч. 1. С. 11-75, 419-464; Сульжинский Л. Краткие известия о положении базилианского ордена и разных переменах в его управлении от 1772 до 1811 г. / Пер. Н. Петрова // ТКДА. 1868. Т. 3. № 7. С. 147-168; Т. 4. № 10. С. 100-144; № 11. С. 245-302; Петров Н. Очерк истории Базилианского ордена в бывшей Польше // Там же. 1870. № 5. С. 428-494; № 8. С. 373-436; № 11. С. 343-409; 1871. № 2. С. 295-374; № 5. С. 225-317; № 6. С. 480-554; № 7. С. 118-189; 1872. № 1. С. 3-85; № 2. С. 161-272; Козловский И. Съезды Базилиан в Зап. Руси // Вестн. Зап. России. 1870. Т. 2. Ч. 4/2. С. 1-43; Трипольский Н. Базилианские мон-ри в Киевской губернии // Киевские ЕВ. 1872. С. 202-207, 224-235, 259-270, 476-483; Wolyniak (Gizynski) J. Spis klasztorów unickich Bazylianów w województwie wolyńskim. Kraków, 1905; idem. Siedziba Bazylianów w Torokaniach. Kraków, 1906; Кладочний О. Василианский мон-рь в Варшаве и его судьба // Analecta OSBM. 1930. Vol. 3. P. 582-594; Wojnar M. M. De Regimine Basilianorum Ruthenorum a Metropolita Josepho Velamin Rutskyj instauratorum. R., 1949. (Analecta OSBM; Ser. 2. Sec. 1. Vol. 1); idem. De Capitulis Basilianorum. R., 1954. (Ibid.; Vol. 3); idem. De Protoarchimandrita Basilianorum (1617-1804). R., 1958. (Ibid.; Vol. 9); idem. De Archimandritis Basilianis in Metropolia Kioviensi (1617-1882) // Ius Populi Dei. 1972. Vol. 2. P. 343-424; idem. Basilian Missionary Work-Missionaries and Missions (XVII-XVIII) // Analecta OSBM. 1974. Vol. 9 (15). P. 95-110; idem. Basilian Scholars and Publishing Houses (XVII-XVIII) // Ibid. P. 64-94; idem. Basilians Seminaries, Collegies and Schools (XVII-XVIII) // Ibid. P. 48-63; Welykyj A. G., Coroch S. Poglad na istoriu ta byhovnu dial'nist' monahin' Vasilianok. R.; Lwiw, 1964; Wawryk M. De studiis philosophico-theologicis in Provincia Rutheno-Ucraina Ordinis Basilianis XVIII eorumque manualibus // Analecta OSBM. 1971. Vol. 7 (13). Fasc. 1-4. P. 85-113; Ваврик М. До iсторiï Василианських капiтул в Галичинi XVII-XX ст. Рим, 1979; он же. Нарис розвитку i стану василианського чину. Рим, 1979; Патрило И. Нарис iсторiï Василiан вiд 1743 до 1839 року // Analecta OSBM. 1988. Vol. 13 (19). P. 183-283; Pidlipczak-Majerowicz M. Bazylianie w Koronie i na Litwie: Szkoly i książki w działalnosci zakonu. Warsz., 1989; Нарис iсторii Василiанського чину св. Йосафата. Рим, 1992. (Analecta OSBM; Vol. 48); Новицкая-Ежова А. Орден базилиан и его культурно-просветительская деятельность на укр.-белорус.-лит. землях Речи Посполитой // Славяноведение. 1996. № 2. С. 33-47.
В. И. Петрушко

Василианский орден мелькитов Св. Спасителя

(Ordo Basilianus Sanctissimi Salvatoris Melkitarum; B. S.) основан в 1684 г. митр. Тирским и Сидонским (Ливан) Евфимием Сайфи, в 1717 г. одобрен папой Римским Климентом XI. В 1934 г. рим. Конгрегация по делам восточных обрядов разработала монашескую конституцию для 3 василианских орденов мелькитского обряда (дополнена и окончательно утверждена в дек. 1955). Обители ордена находятся в Ливане, Палестине, Египте и Сирии. Главная резиденция ордена - в Сайде (Ливан). В наст. время ордену принадлежит 17 мон-рей со 118 монахами (из них 94 священники) (An. Pont. 2003. P. 1327).

Василианский орден мелькитов св. Иоанна Крестителя

(шувайритов) (Ordo Basilianus Sancti Johannis Baptistae Melkitarum (Soaritarum); B. C.) основан в 1697 г. 2 алеппскими монахами Герасимом и Сулайманом, прошедшими выучку у иезуитов из Триполи и удалившимися со сторонниками унии с Римом из правосл. муж. мон-ря Баламанд (Ливан). Первым мон-рем ордена стал мон-рь св. Иоанна Крестителя в пос. Эш-Шувайр (до наст. времени - главная резиденция ордена). К 3 традиц. монашеским обетам (бедность, целомудрие и послушание) был добавлен обет смирения. Папа Римский Бенедикт XIV в 1757 г. утвердил орден. В 1934 г. члены ордена приняли новую конституцию, подготовленную рим. Когрегацией по делам вост. обрядов. В наст. время в ордене 61 человек, подвизающийся в 6 мон-рях (An. Pont. 2003. P. 1327-1328). Жен. мон-ри ордена появились с 1732 г. В наст. время конгрегация василианок-шувайриток насчитывает 146 монахинь, к-рым принадлежит 25 обителей (An. Pont. 2003. P. 1393).

Василианский орден мелькитов из Алеппо

(Халеба) (Ordo Basilianus Aleppensis Melkitarum; B. A.) отделился в 1829 г. от василианского ордена шувайритов. Утвержден в 1832 г. папой Римским Григорием XVI. Деятельность ордена проходит в основном за пределами Ливана (в Египте и Судане). Ордену принадлежат 2 мон-ря с 20 монахами, из к-рых 9 священники (An. Pont. 2003. P. 1328). Жен. мон-ри ордена появились в 1830 г., в наст. время их 11, где подвизаются 24 монахини (An. Pont. 2003. P. 1393).

Э. П. Л.
Ключевые слова:
Монашеские ордена и конгрегации Римско-католической Церкви Василиане, общее название для нескольких католических, главным образом униатских, монашеских орденов византийского обряда История Восточных католических Церквей. Церкви константинопольского (византийского) обряда Василианский орден Италии, или Готтаферрата Василианский орден святого Иосафата Василианский орден мелькитов Святого Спасителя Василианский орден мелькитов святого Иоанна Крестителя Василианский орден мелькитов из Алеппо
См.также:
ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды
АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
АВГУСТИНА УСТАВ один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников
АВГУСТИНКИ-КАНОНИССЫ - см. Канониссы
АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина
АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ историческое название католического монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV
АВГУСТИНЦЫ-КАНОНИКИ - см. Регулярные каноники
АКВАВИВА Клаудио (1543–1615), генерал ордена иезуитов с 1581 г.
АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в.
АЛЕППИНЫ - см. Антониты
АНГЕЛИКИ жен. католич. конгрегация, основ. в Милане графиней Луизой Гуасталла, XVI в.
АНГЕЛИНЫ католические женские конгрегации
АНДРЕА ДЕЛЬ ГУАСТО (1534-1627), основатель конгрегации августинских братьев-пустынников
АННУНЦИАТЫ назв. католич.жен. монашеских орденов в честь Благовещения Девы Марии
АНТОНИТЫ католич. религ. объединения, назв. в честь прп. Антония Великого
АРКУДИЙ Петр (1563-1633), униат. греко-катол. богослов