Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАРТЛИ
Т. 31, С. 378-387 опубликовано: 30 октября 2017г.


КАРТЛИ

[груз. ჟართლი, от имени одного из легендарных прародителей грузин - Картлоса], историческая область в центральном регионе Грузии; название Восточногрузинского царства (эрисмтаварства) Иверия (нач. III в. до Р. Х.- VIII в. по Р. Х.), царство (XVI-XVIII вв.). География. Восточногруз. племя картвели (древнегруз. «картуели»), обитавшее в среднебронзовую эпоху в окрестностях горы Мтакартли (მტაჟართლი - гора Картли; расположена у слияния рек Арагви и Кура (Мтквари)), распространило свое влияние на право- и левобережье среднего течения р. Куры и дало название этой территории - Картли. Формирование историко-географической провинции К. груз. историк Д. Мусхелишвили датировал эпохой поздней бронзы - раннего железа. Географическое положение страны определялось на севере Главным Кавказским хребтом (вместе с верхним течением р. Терек); на западе и юго-западе - Лихским и Самсар-Джавахетским хребтами; на юге - Памбакским хребтом; на востоке и юго-востоке - реками Арагви и Бердуджи (ныне Дзегам) (Бердзенишвили. 1979. С. 7; Мусхелишвили. 1982. С. 6-8; Гвасалиа. 1991. С. 10). К. делилась на 2 региона: Зена-Сопели (ზენა სოფელი - Верхняя страна), или Шида-Картли (შიდა ჟართლი - Внутренняя Картли), и Квена-Сопели (ჟვენა სოფელი - Нижняя страна), или Квемо-Картли (ჟვემო ჟართლი - Нижняя Картли). Данное историко-географическое деление отражало положение каждой из этих частей по отношению к центру страны. Граница между ними проходила по Триалетскому хребту. Исторически К. распадалась на более мелкие области (исторические провинции): Шида-Картли - на Дванисхеви, Ачабети, Магран-Двалети, Цхрадзма, Ксани, Трусо, Хеви, Гагмамхари; Квемо-Картли - на Триалети, Ташири, Гардабани, Гачиани и др. В иноязычных источниках Шида-Картли именуется Верин ашхар (арм.- Верхняя страна) и, как производное от нее, визант. Вериасах (греч. Βεριασάχ); Квемо-Картли - Гугарк (арм.) и древнегреч. Гогарена (Γωγαρηνή), т. е. страна гугаров (одного из груз. племен). С X в., после образования арм. Ташир-Дзоракетского царства, груз. источники называют Квемо-Картли так же, как до этого обозначали соседнюю Армению - Сомхити. В это же время арм. авторы называют Квемо-Картли Вирк - ранее так именовали Вост. Грузию (Картли), либо Врац Дашт (Картлийская равнина).

Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в.
Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в.

Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в.
Картлийское царство (позднее - эрисмтаварство) охватывало помимо собственно территорий К. также юго-зап. (Месхети (Тао-Кларджети)) и вост. (Кахети-Эрети) провинции Грузии. В IX-X вв. в понятие Картли входила как Вост., так и Зап. Грузия. К концу X в. это название сменилось более емким культурно-политическим Сакартвело (საჟართველო - груз. наименование Грузии, т. е. страна грузин).

История

Древнейшие верования картлийцев - см. «Дохристианские верования древних грузин: I. Картли» в разд. «История» ст. Грузия.

Христианизация К.

Христианство стало распространяться в К. в I в. по Р. Х., с проповедью ап. Андрея Первозванного (подробнее см. «Распространение христианства в Иверии в первые века по Р. Х.» в разд. «История» ст. Грузия).

В 326 г. в результате проповеди св. равноап. Нины К. приняла Крещение; христианство стало гос. религией. Первые церкви в К. были воздвигнуты в Манглиси (Квемо-Картли) и в столице царства Мцхете (Светицховели и Самтавро). В IV в., согласно груз. летописям, были выстроены церкви в Цилкани (Шида-Картли) и Болнисский Сион (Квемо-Картли) (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 91-92; КЦ. 1955. Т. 1. С. 131-132, 137-138). В IV-V вв. в К. появилось монашество; из греч. надписи на гробнице в Цилкани известны имена первых монахов: это амба (отец) Фаранусес, Тикас, Паприупас (?) и Исдигердес (?) (Каухчишвили. 2004. С. 213-214).

Сравнительно медленно распространялось Православие в горных областях К. По сведениям грузинской летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), когда св. Нина, свящ. Иаков (в 60-70-х гг. IV в. епископ Картли (Мцхетский)) и эристав прибыли в Цобени, они «призвали горцев… чартальцев, пховцев, цилканцев и гудамакарцев, проповедали им веру Христову истинную… но те не пожелали принять Крещения» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 88-89). Распространение христианства в сев. частях Вост. Грузии связано с деятельностью 12 сирийских отцов (VI в.), пришедших под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского из Антиохии и проповедовавших в разных регионах К. и Кахети. Артефакты из Стирфазского и Едисского могильников свидетельствуют о постепенной христианизации горных областей Шида-Картли (верхнее течение р. Лиахви) в V-VII вв.

Первые сведения о епархиальном делении К. появляются в 1-й пол. V в.: в лапидарной надписи храма Урбниси упоминяется еп. Урбнисский «отец Микаел». В Житии Месропа Маштоца, созданном его учеником Корюном в сер. V в., сообщается, что еп. Самуилу (возможно, имеется в виду епископ Дманисский) была вручена Таширская паства (Koriwn. 2005/2007. P. 83-84). Корюн был выходцем из К. и носил сан епископа, но неизвестно, какой епархии. Во владении Картлийских питиахшей, согласно Мученичеству вмц. Шушаник Якова Цуртавели (между 476 и 483), было неск. епархий; среди них - Цуртавская, архипастырь которой назывался также «епископом дома питиахша». В эпиграфических памятниках 2-й пол. V в. упоминаются «первоепископ» Никозский Захария (надпись на церкви Гвтаеба, Земо-Никози) и еп. Болнисский Давид (надписи Болнисского Сиони).

При царе св. Вахтанге Горгасали Грузинская Православная Церковь (ГПЦ) стала автокефальной. Глава Картлийской Церкви, носивший до этого титул архиепископа Картлийского, получил титул католикоса. Архиепископом Картлийским стал именоваться епископ Самтаврский. В источниках этого времени также упоминается «епископ царского дома» (Koriwn. 2005/2007. P. 78; Книга посланий. 1968. С. 97), однако не совсем ясно, был ли он епископом царского домена (И. Джавахишвили, С. Какабадзе) или придворным епископом, к-рый благословлял царскую трапезу (акад. прот. К. Кекелидзе). В 70-х гг. V в. царь св. Вахтанг провел реформу ГПЦ и учредил новые епархии, среди них в К.- Мцхетскую (Самтаврская), Никозскую (Шида-Картли); Манглисскую, Болнисскую, Агаракскую (Хунанская) (Квемо-Картли). Церковная организация быстро развивалась, и уже в нач. VI в., по сведениям епископа Сирийской монофизитской церкви Симеона Бет-Аршамского (510-525), в ГПЦ насчитывалось 33 епископа (Simeon. 1719. P. 355). 22 епископа, епископ царского дома и католикос, присутствовавшие на I Двинском Соборе (505-506) и подписавшиеся под постановлениями Собора, упоминаются в «Книге посланий», в частности епископы К.- Самтаврский, Дманисский, Болнисский, Цуртавский, Тбилисский, Манглисский, Руисский, Самтависский, Цилканский и Хунанский (Книга посланий. 1968. С. 97-98).

К концу царствования св. Вахтанга были сформированы все 6 епархий Шида-Картли: Самтаврская, Самтависская, Цилканская, Урбнисская, Руисская и Никозская, которые просуществовали до упразднения автокефалии ГПЦ в 1811 г. Все кафедральные соборы были построены в непосредственной близости от древнейшего транскавказского транзитного пути в экономически развитых городских (Урбниси, Самтависи) или сельских районах и располагались севернее р. Куры. Во мн. случаях христ. кафедры заменяли языческие капища: напр., Урбниси - храм Хизанаантгора (III-I вв. до Р. Х.), Руисский собор - храм Арадети (Дедоплис-Миндори, II-I вв. до Р. Х.). Сведения о границах епархий сохранились в соч. «Описание царства Грузинского» (1-я пол. XVIII в.) царевича Вахушти Багратиони. Архиепископ Самтаврский был пастырем земель «выше Рехули до Большой Лиахви» (КЦ. 1973. Т. 4. С. 348-349), епископ Цилканский - «пастырь Мухрани, обеих Арагви и Базалети» (Там же. С. 351), епископ Самтависский - «пастырь ущелий Ксани и Лехура» (Там же. С. 365), епископ Никозский - «пастырь кавкасианцев, двалов, ныне именуемых овсами, Глола и Геби» (Там же. С. 370), епископ Урбнисский - «пастырь Большой Лиахви и земель, орошаемых Лиахви», еп. Руисский - «пастырь Картли, лежащей выше Руиси, до Лихи и Ташискари. А ныне подвластны ему Хеоба и Садгери, так как вдовствует Ацкурская кафедра» (Там же. С. 373). Документы и эпиграфические источники позволяют уточнить эти данные. Так, Цилканская епархия включала и левобережье р. Ксани до Авлеви («Документ поступлений Самтависской паствы», XIV в.; «Грамота паствы Цилканской Богородицы», 1669 г.: ПГП. 1970. Т. 3. С. 198-206, 542-564); Никозская епархия охватывала также часть Лиахвского ущелья (Эредвская надпись, 914 г.: КГН. 1980. Т. 1. С. 171-172). Нек-рые епархии владели селениями и по правому берегу р. Куры. География и юрисдикция епархий не всегда совпадали друг с другом: напр., власть Самтависского епископа простиралась на селения хребта Квернаки, расположенного на территории Самтаврской епархии; архиепископ Самтаврский владел Руиси и селениями в ущелье Пца, географически относящимися к Руисской епархии; селения ущелья Проне подлежали юрисдикции Урбнисской епархии, в то время как находились на территории Руисской.

Храм в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Манглиси
Храм в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Манглиси

Храм в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Манглиси
На рубеже V и VI вв. в составе Квемо-Картли были Тбилисская, Манглисская, Дманисская, Болнисская, Цуртавская и Агаракская (Хунанская) епархии. Местоположение Цуртавского и Агаракского кафедральних соборов точно неизвестно. Предположительно Цуртави находился на правом берегу р. Дебеда, в районе крепости Агджакала-Гаги, а Хунани - близ слияния рек Таузчай и Мтквари. Границы епархий того времени определяются лишь приблизительно: паства Тбилисского епископа находилась в Тбилиси, в ущелье р. Вере и южнее Тбилиси, до р. Кциа; Манглисскому епископу подчинялись проживавшие в селениях ущелий Алгети, Кциа и Триалети; Дманисский епископ окормлял верующих, проживавших в ущельях Машавера, Кциа и Ташири; Болнисский - тех, кто жили в ущельях Поладаури и Шулавери; Агаракский - жителей провинций Гардабани (Хунанское эриставство или гавары Колбопор и Дзорапор в арм. источниках); паства Цуртавского епископа должна была находиться в ущелье р. Дебеда. Цуртавская и Агаракская епархии включали не только грузинскую, но и арм. паству, часть которой придерживалась монофизитства. В отличие от Шида-Картли церковная география Квемо-Картли вслед. политических и этнокультурных преобразований претерпела существенные изменения.

Храм Самцевриси
Храм Самцевриси

Храм Самцевриси
На рубеже V и VI вв. св. Вахтанг Горгасали перенес столицу К. в Тбилиси, ставший крупным христианским центром. Здесь при св. Вахтанге и его преемниках были построены храмы Метехи (сохранилась более поздняя постройка), Бетлеми (Вифлеем), Мариамцминда (ныне Анчисхати), а позднее - ц. Квашвети (Кашвети, сохранилась более поздняя постройка) и Тбилисский Сиони (рубеж VI и VII вв.).

В кон. 70-х гг. IV в. персид. Сасаниды подчинили себе всю Вост. Грузию, посадив в Тбилиси своего военачальника, а в Мцхете - «епископа огнепоклонников». Жрецы служили огню в Мцхете и Тбилиси. Последователями маздеизма стали как представители знати, так и «мелкого люда», среди священнослужителей тоже оказывались «жрецы безверные и возмутители нравов» (Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали // КЦ. 1955. Т. 1. С. 142; Он же. То же. 2008. С. 76). От персов в К. пострадали первые мученики ГПЦ: мч. Ражден († 457), царица вмц. Шушаник († 475), царь Вахтанг Горгасали († 502), сщмч. Авив, еп. Некресский (60-е гг. VI в.), мч. Евстафий Мцхетский († 589). Центрами паломничества в К. в раннее средневековье являлись мцхетский Джвари, Манглиси, где хранились подножные доски Креста Христова, и Цуртави, в к-ром были упокоены мощи царицы вмц. Шушаник; в XII в., после перенесения мощей вмц. Шушаник в Тбилиси, Цуртави утратил значение церковно-политического центра Квемо-Картли. Джвари считался символом государственности Грузии, здесь располагалась усыпальница Картлийских эрисмтаваров и находившихся с ними в родстве Багратиони, выдвинувшихся на политическое поприще Грузии уже в VI в. (З. Алексидзе). Также в этот период в К. были сооружены такие памятники грузинской церковной архитектуры, как Цроми (626-634/5), Самцевриси (30-е гг. VII в.), Атени Сиони (1-я пол. VII в.) и др. На стенах соборов Болнисский Сион, Джвари и Цроми эпиграфически зафиксированы древнейшие образцы груз. письменности, выполненные асомтаврули.

В период владычества арабов в Грузии (в 30-х гг. VIII в. был образован Тбилисский эмират Арабского халифата) мученическую смерть в К. приняли св. царь Арчил I († ок. 744), мч. Або Тбилисский († 757/8), вмч. Константи-Каха († 853). В К. сохранились исторические свидетельства того, что провизантийски настроенные представители груз. аристократии К. открыто демонстрировали свою независимость от центральной араб. власти, приверженность христианству и провизант. настрой. Так, о феодале, изображенном на стеле VIII в. из с. Кавтисхеви (муниципалитет Каспи), известно, что он носил визант. титул ипатия; коленопреклонному вельможе, представленному на стеле из с. Усанети (близ Хашури, VIII в.), ангел протягивает корону визант. образца (КГН. 1980. Т. 1. С. 118-130). В 759-777 гг. в Квемо-Картли представители дома питиахшей Вараз-Бакур и Иоанн возвели Самшвилдский Сиони, один из самих больших храмов т. н. переходного периода. В строительной надписи сюзеренами этих вельмож названы визант. императоры Константин V и Лев IV Хазар (Там же. С. 224-225). В VIII в. в Квемо-Картли прекратила существование Агаракская епархия, что было связано, очевидно, с усилением албанизации и арменизации края, а также с нашествием венгров.

К. в период образования и расцвета единой Грузии

Храм Пресв. Богородицы мон-ря Ахтала
Храм Пресв. Богородицы мон-ря Ахтала

Храм Пресв. Богородицы мон-ря Ахтала
На рубеже VIII и IX вв., в период образования и развития новых груз. политических структур, влияние Тбилисского эмира начало ослабевать. В 70-х гг. IX в. Липарит Багваши, крупный западногруз. феодал, завоевал Триалети и основал Клдекарское эриставство. Владения дома Багваши временами простирались на соседние области. Клдекарские эриставы подчинялись тао-кларджетским Багратиони. Они состязались с сюзеренами и на культурном поприще: неск. поколений Багваши активно строили церкви в Триалети, Зурзакети, Алгети, Атени и Джавахети. В кон. IX в. юж. области Квемо-Картли перешли под власть арм. Багратуни, основателей Анийского царства, в нач. X в. они завладели древнегруз. провинцией Гардабани, власть над к-рой оспаривали князья Кахети и Албании Кавказской. В кон. X в. на территории Квемо-Картли образовалось арм. царство Кюрикидов (Лоре-Таширское, или Ташир-Дзорагетское, царство, просуществовавшее до нач. XII в.), считавшихся вассалами анийских Багратуни. На территории Квемо-Картли были основаны 2 арм. епархии - Санаинская (в кон. X в.) и Ахпатская (в XI в.). По сведениям арм. и груз. источников, Ахпатскому епископу была подчинена монофизитская паства бывшей груз. Цуртавской епархии (Ташири) и Акстафского ущелья (Stephannos Orbelian. 1864. P. 67; ПГП. 1985. Т. 8. С. 485).

Во 2-й пол. IX в., после освобождения Шида-Картли от арабов, власть захватили местные азнауры (феодалы) Тбели, Канчаели, Дзамели, Сазверели, Мгдеури и др. Сохранились многочисленные христ. памятники, построенные азнаурами в X в. в предгорных районах Шида-Картли: Тбели воздвигли ц. вмч. Георгия в Эредви, Додотскую ц. Цхракара, ц. Борцисджвари в Тбети; Канчаели - ц. Св. Троицы в с. Биети; некая Феврония, дочь Туалая,- ц. Джвари в Лиси и т. д. Поскольку Шида-Картли являлась географическим и экономическим центром Грузии, в борьбе за обладание ею участвовали не только груз. династы, но и тбилисский эмир и арм. цари. С сер. X в. борьба за гегемонию в регионе велась западногрузинскими царями, которые завладели сев. частью Шида-Картли и назначили своего эристава в Уплисцихе. На рубеже X и XI вв. царь Баграт III (978-1014) объединил Зап. и Вост. Грузию и создал единую монархию Сакартвело. За ее пределами осталась большая часть Квемо-Картли - Тбилисский эмират и Ташир-Дзорагетское царство. Дальнейшая консолидация страны была приостановлена вторжением византийцев (20-30-е гг. XI в.), а затем турок-сельджуков. Кочевые орды заняли почти всю Вост. Грузию, и «не было в те времена ни сева, ни жатвы; разорена была земля и заросла лесом, а вместо людей заселили ее дикие звери и твари полевые. И было бедствие нестерпимое для всех живущих на земле, не имеющее себе подобного, превосходящее все несчастья, когда-либо пережитые ими, да и те, о которых когда-либо слышали. Ибо святые церкви превратили они в стойла для коней, алтари же Божьи - в места для своих нечистот» (Жизнь царя царей Давида. 2008. С. 182; То же // КЦ. 1955. Т. 1. С. 320).

Преподобные Шио Мгвимский, Иоанн Зедазнийский и Евагрий Шиомгвимский. Роспись храма мон-ря Ахтала
Преподобные Шио Мгвимский, Иоанн Зедазнийский и Евагрий Шиомгвимский. Роспись храма мон-ря Ахтала

Преподобные Шио Мгвимский, Иоанн Зедазнийский и Евагрий Шиомгвимский. Роспись храма мон-ря Ахтала
Освобождение страны от сельджуков и становление Грузии как единой монархии завершились при царе св. Давиде IV Строителе (1089-1125). В 1122 г. он освободил Тбилиси, ставший столицей объединенного царства. При нем и его преемниках (Димитрии I, Георгии III, царице св. Тамаре) центром экономической и культурной жизни страны стала Шида-Картли, значительная часть территории к-рой была превращена в царский домен. Резиденция Картлийских эриставов находилась в Сурами. Царские владения увеличились и в Квемо-Картли. В XII-XIII вв. на вост. и юж. рубежах Квемо-Картли существовали княжества Гаги и Лоре, где господствовали представители рода Мхаргрдзели, к-рые расширили границы своих владений за счет присоединения Сев. Армении.

С политическими процессами тесно связано церковное развитие Грузии. В VIII-X вв. границы ГПЦ распространялись на юго-запад (Тао), на северо-восток (Сев. Кавказ) и восток (Шаки). В К. были выстроены или обновлены монументальные кафедральные соборы: Дманисский Сиони (IX-X вв.), Урбниси (X в.), Руиси (X в.), Никози (X в.), Светицховели (1010-1029), Манглиси (20-е гг. XI в.), Самтависи (1030), Самтавро (2-я четв. XI в.). В 1154 г. амирспасалар Сумбат Орбели «вторично обновил» ц. Хуневан. В т. н. золотой век к лику святых были причислены царь Давид IV Строитель и царица Тамара.

Появились новые епархиальные центры. В Квемо-Картли новая кафедра для груз. и армяно-дифизитской паствы Хунани и Ташири была перенесена в Хуневан (арм. «Греческая обитель»; груз. Дзели-Чешмарити; ныне Хневанк). Архиерей именовался архиепископом Хуневанским и имел почетный титул «мампали» (მამფალი - отец-господин), к-рый носили как царские особы (напр., Гуарам Мампали, сын царя св. Ашота I), так и католикосы и архиереи. Первый архиеп. Хуневанский Георгий, сын марзпана Деметре, известен по эпиграфическим и письменным памятникам нач. XI в. Также сохранились имена архипастырей Димитрия (30-е гг. XI в.), Феодосия (нач. XIII в.), Георгия (XIII в.?). К сер. XIII в. епархиальный центр был перенесен в Ахталу. По сведениям из сочинения историка царевича Иоанна Батонишвили (Багратиони) (1768-1830) «Описание Картли и Кахети», епископ Ахтальский был пастырем бывш. Цуртавской епархии (Иоанн Багратиони. 1986. С. 83). Царевич Вахушти называет Ахтальского архиерея Сомхитским митрополитом (КЦ. 1973. Т. 4. С. 310).

В источниках XIII в. появились сведения о Цалкской епархии, основанной в Квемо-Картли в результате упразднения Клдекарского эриставства и перевода его земель в царский домен. Цалкский архиерей являлся пастырем провинции Триалети. В источниках этого периода упоминается также епископ Цинцкаройский. В К. известно неск. населенных пунктов с таким названием, епархия и ее центр исторически пока не локализованы. По сведениям Иоанна Батонишвили, епархия находилась в Сомхити (Иоанн Багратиони. 1986. С. 83).

Лев. Рельеф юж. фасада собора Светицховели. 1010–1029 гг.
Лев. Рельеф юж. фасада собора Светицховели. 1010–1029 гг.

Лев. Рельеф юж. фасада собора Светицховели. 1010–1029 гг.
Интенсивно развивалось монашество, процветало храмоздательство. В 1152 г. дочь царя св. Давида IV Строителя Тамар возвела ц. Успения в Тигве. В кон. XII - нач. XIII в. появились известные образцы груз. купольной архитектуры: Икорта (ктиторы Вардан и Чиабери), Лурджис (Голубой) мон-рь в Тбилиси (сохр. в измененном виде; ктитор - бывший архиеп. Картли Василий, брат эмира эмиров Абуласана), Кинцвиси (XII-XIII вв., памятник монументальной живописи с портретами царей Георгия III, св. Тамары, Георгия-Лаши и мцигнобартухуцеси архиеп. свт. Антония Чкондидского (Глониставис-дзе)), Бетания (усыпальница рода Орбелиани с фресковыми изображениями царей Георгия III, св. Тамары, Георгия-Лаши и Орбелиани), кафоликон мон-ря Кватахеви, Питарети (ктитор амиреджиби Кавтар Качибадзе, далекий предок рода Бараташвили), Цугругашени (ктитор Асан Арсенис-дзе), Коджорский Кабени (памятник известен по фотографиям XIX в.), Ахтала (усыпальница Мхаргрдзели). Однонефная церковь в Гударехи была построена в правление царицы Русудан (1222-1245) неким Чичапорис-дзе. Были расширены, перестроены, расписаны почитаемые с древности мон-ри Шиомгвиме, Атени Сиони и др., игравшие важную роль не только в духовной, но и в политической жизни Грузии.

Рельеф на фасаде Руисского кафедрального собора
Рельеф на фасаде Руисского кафедрального собора

Рельеф на фасаде Руисского кафедрального собора
Сохранившиеся документы свидетельствуют о формировании владений Картлийских (Восточногрузинских, Мцхетских) католикосов и католикосов-патриархов в К. Наиболее ранний из них - «Дарственная грамота католикоса Мелхиседека мцхетскому Светицховели» (1031-1033). Среди владений, приобретенных в К. (подразумевается Шида-Картли), католикос Мелхиседек I (1010-1033) называет мон-рь Палаврай (местоположение неизвестно), Цукити (селение на правом берегу р. Куры, Хашурский муниципалитет), Кинцвиси, Шиндеби (возможно, с. Шиндиси на р. Большой Лиахви, Горийский муниципалитет), Курбити (с. Кулбити на р. Чаребула, близ Цхинвали), Чочети (ныне с. Земо-Чочети на р. Тедзами, Каспский муниципалитет), Зеганта (местоположение неизвестно) и Шиндари (с. Шиндара на р. Ср. Проне, Корнийский (Знаурский) муниципалитет). Между К. и Паравани на территории Квемо-Картли упомянуты селения Бердадзор (ныне Бурдадзори), Сакорети и Накалакеви (ПГП. 1970. Т. 3. С. 22; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 19). Согласно «Иммунитетной грамоте» 1392 г., патриаршему кафедральному собору Светицховели в этот период принадлежали в Тбилиси «церковь и господский дом» и мон-рь Метехи в Авлабари, среди др. сел в Квемо-Картли - селения Крцаниси, Шиндиси, Цавкиси; на юге, в Ташири,- селения Сабацмида и Кетилдаба; в Лоре - селения Амучи с церковью и вотчиной и Дисарги; в Ахтале - 10 дымов армян-халкидонитов с их вотчинами; в Ахталисхеви - селение Вардисубани (ПГП. 1970. Т. 3. С. 176-178; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 101-102).

В Шида-Картли во владения католикоса входило большинство сел Хеви (верховье р. Терек, до Джариаха) и Гагмамхари (правобережье р. Куры), а также земли в ущельях рек Арагви, Ксани, М. и Б. Лиахви, Проне. Крайними северными владениями, согласно «Иммунитетной грамоте», являлись «над Арагви, в Хеви,- селение Гергети, монастырь Святой Троицы и пустынь с ее церквами; крест животворной лозы, данный девой Ниной, светоча грузин, и их селения и агараки, и пещеры и подземелья и укрепления; на Арагви крепость Гергетаули...» (ныне близ с. Степанцминда) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 178; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 103).

Эпиграфические данные позволяют предположить, что владения католикоса-патриарха Вост. Грузии простирались и на Абоци, расположенный в верховьях р. Ахурьян. Светицховели владел землями также в Сев. Армении: «Над Мармашени: селение Цкаромравали и Цинубани, селение Пудземарги и селение Мтаварангелози» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 177; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 102).

После присоединения территорий бывшего Ташир-Дзоракетского царства к Грузии (нач. XII в.) арм. Ахпатская епархия в К. постепенно перешла в ведение груз. монархов. По свидетельству Киракоса Гандзакеци, арм. историка XIII в., «Ахпат в то время был в числе [владений] грузинского царя» (Киракос Гандзакеци. 1976. С. 86). Груз. историк царевич Давид Багратиони (1767-1819) указывал, что «Ахпатский епископ - государев, и имения его тоже государевы. И не распространяется над ним право католикоса Эчмиадзинского» (Судебник царевича Давида. 1964. С. 169-170). В соч. «Обозрение Грузии по части прав и законоведения» царевич Давид дает более точную юридическую формулировку: «Пребывающие в Грузии армяне разделяются по духовному управлению на две епархии, а именно: на Ахпатскую и Эчмиадзинскую, из коих первая зависит непосредственно от царя (грузинского.- Авт.), а вторая от патриарха Араратского (арм. католикоса.- Авт.), в которой архиерей бывает по поставлению патриарха, а в Ахпатскую избирается царем и для одного только посвящения посылается к патриарху. По чему и наблюдается, чтоб одна епархия не могла иметь никакого влияния ни на управление, ни на имения другой, а тем паче делать каковое-либо притеснение и искательство Эчмиадзинскому архиерею против епископа и духовенства Ахпатского» (Давид Багратиони. 1959. С. 232-233). Арм. мон-ри Квемо-Картли находились под покровительством грузинских царей и сановников (Киракос Гандзакеци. 1976. С. 93, 142).

Иерархическое соотношение епархий К.

Храм мон-ря Цилкани
Храм мон-ря Цилкани

Храм мон-ря Цилкани
В памятнике церковного права XIII в. «Освящение мира» содержатся сведения о том, что царь мч. Арчил I и католикос К. Михаил II (774-780) установили иерархический порядок архиереев ГПЦ. Однако историки считают, что документ отражает более позднюю ситуацию. Согласно источнику, «когда коронуют царя и [он] садится на трон, епископы садятся согласно такому чину: прикажет католикос Картлийский и сядет справа от царя, на троне с сафьяном и подушкой; войдет Чкондидели и сядет слева от царя, с сафьяном и подушкой; войдет великий митрополит Сомхитский и сядет ниже католикоса, с сафьяном и подушкой; войдет архиепископ и сядет ниже митрополита, с сафьяном, без подушки» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47-48; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 82). Т. о., высшее положение в иерархии ГПЦ занимали архиереи К.: митрополит Сомхитский и архиепископ Картлийский (Самтаврский). Далее в документе перечислены архиереи К., Кахети-Эрети, Тао-Кларджети и Сев. Армении. Согласно «Распорядку...», епископы К. занимали в иерархии следующие места: манглели (Манглисский) - 16-е, цинцкароели (Цинцкаройский) - 17-е, цилкнели (Цилканский) - 19-е, урбнели (Урбнисский) - 21-е, мровели (Руисский) - 22-е, самтавнели (Самтависский) - 23-е, никозели (Никозский) - 24-е, болнели (Болнисский) - 26-е, тбилели (Тбилисский) - 29-е, цалкели (Цалкский) - 30-е, дманели (Дманисский) - 33-е. Всего в источнике перечислены 35 архиереев, включая католикоса. С течением времени грузинская иерархия в связи с возвышением и падением отдельных архиереев, а также с введением различных должностных институтов претерпевала изменения. В кон. XVIII в. Самтаврский, Тбилисский, Руисский и Цилканский архиереи имели титул митрополита, Манглисский - архиепископа, Урбнисский, Самтависский и Никозский - епископа. На протяжении всего средневековья границы епархий ни разу не совпадали с адм. делением, что является одной из особенностей церковной географии Грузии.

Нашествия монголов и других кочевых племен; образование царства К.

Храм Эртацминда, во имя вмч. Евстафия Плакиды
Храм Эртацминда, во имя вмч. Евстафия Плакиды

Храм Эртацминда, во имя вмч. Евстафия Плакиды
Вторжение хорезмшаха Джалал ад-Дина (1225-1227), столетнее господство монголов (1235/42 - 30-е гг. XIV в.), разрушительные набеги Тамерлана (1386-1403) опустошили страну. Культура и экономика замерли, политическое единство разрушилось. Наряду с др. областями жестоко пострадали и центральные провинции Грузии - Шида-Картли и Квемо-Картли. Значительно сократилось население, цари не могли противостоять ударам, в страну хлынули кочевые орды тюрк. племен, усилилась агрессия Ирана. В 70-80-х гг. XV в. вост. часть Квемо-Картли, вплоть до правого берега р. Дебеда, была оккупирована тюркскими племенами. В 1226 г. хорезмшах Джалал ад-Дин жестоко замучил 100 тыс. жителей Тбилиси и К. (см. ст. Тбилисские мученики); в 1289 г. в Золотой Орде принял мученическую смерть царь Грузии св. Димитрий II Самопожертвователь; в 1386 г. в кафоликоне мон-ря Кватахеви Тамерланом были сожжены братия и паства мон-ря (см. ст. Кватахевские мученики). Армянская Церковь чтит память армян из Самшвилде, погибших во время нашествия Джихан-шаха в 1440 г.

Храм мон-ря Самтависи
Храм мон-ря Самтависи

Храм мон-ря Самтависи
Картлийское царство со столицей в Тбилиси, образовавшееся после распада Грузии в кон. XV в., помимо Шида-Картли и Квемо-Картли охватывало Двалети (Нарская котловина). Позже границы царства расширились до территорий, находящихся западнее Лихского хребта. В сер. XVIII в. цари К. восстановили власть над провинциями Казахи и Шамшадило (бывш. обл. Гардабани). Страна была разделена на 4 воеводства (садрошо, от დროშა - знамя). Во главе садрошо стояли представители высшего аристократического слоя - тавады (князья). Среди многочисленных княжеских родов К. выделялись 6 «великих тавадов»: Мухран-Батони (Мухранский), Арагвские и Ксанские эриставы, Цицишвили, Амилахвари, Бараташвили. Сатавадо (владетельные земли тавадов) представляли собой систему полунезависимых феодальных сеньорий и играли важную роль в социальной и политической жизни Грузии.

Во время монг. владычества, «в годы великой нужды и недостатка» (надпись инока Георгия в церкви в Кобайра, 1282 г.- Мурадян. 1977. С. 174, 297), «только силой и трудом» (строительная надпись еп. Арсения Манглисского на церкви в Абелиа, 1247-1259 гг.- Силогава. 2000. С. 248, 264) были выстроены церкви Метехи, Эртацминда (Шида-Картли), Худжаби, Абелиа, Кобайр (Квемо-Картли) и др. В 1-й пол. XIV в., во время царствования Георгия V Блистательного, была воздвигнута ц. Гергетис Самеба (Св. Троицы) у подножия горы Мкинварцвери (Казбек). В 1-й пол. XV в. царь Александр I отстроил разрушенные крепости, церкви и мон-ри, в т. ч. Светицховели и Руиси, очистил Лоре-Ташири от кочевников и восстановил там церковные и светские владения. В процессе формирования сатавадо монастыри, принадлежавшие некогда царю или католикосу, перешли к тавадам. В Кинцвиси была устроена усыпальница Панаскертели-Цицишвили, в Никози - Павленишвили, в Питарети - Орбелишвили, в Тири - Тавхелидзе-Мачабели. Крупные тавады строили новые усыпальницы: Арагвские эриставы - в Ананури (XVII в.), Ксанские эриставы - в Ларгвиси (отстроена заново в 50-60-х гг. XVIII в.) и Икорте (здесь были похоронены герои Бахтрионского восстания 1659 г. святые Шалва и Элизбар Эристави) и т. д. Представители царского дома (царица Мариам, царь Вахтанг VI) и тавады (Гиви Амилахвари) активно участвовали в восстановлении храмов.

Раздел К. на сферы влияния Ирана и Турции; образование царства Картли-Кахети

Противодействие тавадов и внешних врагов делало все попытки грузинских царей воссоединить страну тщетными. В XVI в. борьбу с иран. и тур. властителями вели цари К. Давид X, Луарсаб I, Симеон I. По оценке историка 1-й пол. XVIII в. Бери Эгнаташвили, если бы не сопротивление царя Луарсаба I, смерть к-рого от полученных в бою ран он считал мученической, «то омусульманилась бы вся Грузия, и если слышится имя ее, то благодаря мечу царя Луарсаба» (КЦ. 1959. Т. 2. С. 366). Сын и преемник Луарсаба I Симеон I, по словам митр. Тбилисского Иосифа (Саакадзе) (1620-1688), «опоясал Картли мечом» (Иосиф Тбилели, митр. 1939. Строфа 281): в течение 50 лет он противостоял персам и туркам. Симеону I принадлежит инициатива заключения антиосманского союза, к-рый вместе с ним подписали царь Кахети Александр II (1574-1605) и персид. шах Аббас I (1587-1629), а также привлечение в коалицию западноевроп. держав (царь Симеон I отправил письмо испан. кор. Филиппу II). В 1599 г. царь Симеон I был взят в плен и отправлен в Стамбул. Турки праздновали эту победу в течение 3 дней почти во всех городах империи. В 1600 г. Симеон I скончался в крепости Едикуле. Грузины выкупили его останки и похоронили в кафедральном соборе Светицховели в Мцхете, рядом с отцом.

В 1614 г., отвоевав Вост. Грузию у Турции и заключив с ней перемирие, шах Аббас I опустошил Кахети и вторгся в К. Царь К. мч. Луарсаб II, скрывавшийся в Имерети, добровольно явился к шаху, дабы спасти свою страну от разорения, и был задушен в темнице лучной тетивой.

Шиитская мечеть в Тбилиси. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.
Шиитская мечеть в Тбилиси. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.

Шиитская мечеть в Тбилиси. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.
В период столетнего правления в К. царей-мусульман (с воцарения Ростома в 1632) насаждались персид. политические, социальные и экономические институты, традиции, религия. Первая шиитская мечеть в К. была возведена в 1522 г. шахом Исмаилом возле Метехского моста в Тбилиси (разрушена в 1950, во время строительства нового моста). При царе Ростоме в столице появились еще 2 шиитские мечети (не сохр.) - одна во дворце, а другая недалеко от Ганджис-кари (городские ворота, близ совр. Ботанического сада). В 20-х гг. XVIII в. турки построили в Тбилиси 3 суннитские мечети, разрушенные Надир-шахом (1736-1747). На руинах одной из них была выстроена мечеть (ныне на Ботанической ул.), где сегодня молятся и шииты и сунниты.

Политика омусульманивания К. вызвала ответную реакцию картлийской интеллектуальной элиты того времени. Царица Мариам (1599/1609-1682), царь Кахети Арчил II (1664-1675), цари К. Георгий XI, Вахтанг VI, царевич историк Вахушти Багратиони (1696-1757), мон. Сулхан-Саба (Орбелиани) (1658-1725), поэт Давид Гурамишвили (1705-1792) стремились возвысить груз. язык и сохранить его чистоту, поднять уровень нравственности среди современников. Они создали выдающиеся произведения грузинской художественной и исторической лит-ры, памятники груз. законодательства. Также они занимались восстановлением разрушенных завоевателями церквей и мон-рей.

Мцхета с мон-рем Самтавро и собором Светицховели. Общий вид. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.
Мцхета с мон-рем Самтавро и собором Светицховели. Общий вид. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.

Мцхета с мон-рем Самтавро и собором Светицховели. Общий вид. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.
В результате распада единого гос-ва и невозможности противостоять внешней угрозе из юрисдикции ГПЦ постепенно вышли Зап. Грузия (XV в.) - Абхазский (Западногрузинский) Католикосат; омусульманившийся после набегов Тамерлана Сев. Кавказ; Ахалцихский пашалык (XVII в.); Вост. Кахети (Элису и Чар-Белакани), а также юго-вост. часть Квемо-Картли (земли восточнее р. Дебеда, провинции Казахи и Шамшадило). В 1639 г. пров. Тори (Хеоба, Садгери, Гуджарети), входившая до этого в состав Самцхе и принадлежавшая Ацкурской епархии, отошла К.

1723-1747 годы стали наиболее тяжелыми в истории К. Политика османов и персов, набеги дагестанцев (лекианоба) и осетин (осианоба) опустошили край. Население К. и Кахети вымирало: оно было обложено большой данью, разорялись целые области, жителей тысячами уводили в плен. Современник событий Вахушти Багратиони так писал об этом: «Не осталось жителей в Мухрани, Картли и Сацициано и местами также в Сабаратиано-Сомхити, кроме как в крепостях» (Вахушти Багратиони. 1976. С. 118; КЦ. 1973. Т. 4. С. 512). «Демографическая ведомость» от 5 апр. 1770 г. свидетельствует о катастрофической ситуации, сложившейся в Квемо-Картли в кон. XVIII в.: Ташири, Триалети и Каикули (Абоци) являлись полностью «разоренными и обезлюдевшими»; в Сомхити население сократилось до 5%, в Сабараташвило - до 1% (Межкавк. полит. и торг. связи. 1980. Т. 1. С. 34).

В К. стали переселяться армяне, осетины и тюрк. племена. Из-за сокращения правосл. паствы К. епархии стали укрупняться, образовывались Манглисская и Тбилисская (XV в.), Тбилисская и Цалкская (XVII в.), Тбилисская и Болнисская (XVIII в.), Самтаврская и Болнисская (XVIII в.), Манглисcкая и Болнисская (XVIII в.), Тбилисская, Манглисcкая и Болнисская (нач. XIX в.) епархии. В 1739 г. ущелье Садгери, долгое время считавшееся «ничьим», на которое претендовала Руисская епархия, а также принадлежавший Мцхетскому католикосу Гуджарети отошли Урбнисской епархии. После упразднения кафедр в Тбетской и Ишханской епархиях в Ахалцихском пашалыке паству на этих территориях стали номинально окормлять картлийские архиереи - Дманисский и Урбнисский, с временным изменением титулатуры - Тбетско-Дманисский и Урбнисско-Ишханский. В XVIII в. были упразднены епархиальные центры в Ахтале (возможно, в 10-20-х гг. XVIII в.; существовал проект перенесения кафедры из Ахталы в Атени, однако он не был приведен в исполнение), Цалке (30-40-е гг. XVIII в.), Болнисском и Дманисском Сиони (50-60-е гг. XVIII в.), Манглиси (кон. 60-х гг. XVIII в.). К 1780 г. была восстановлена Манглисская кафедра, позже - Ахтальская. Сохранились сведения об Ахтальских архиереях: Софроме, который был пленен во время нашествия Омар-хана Аварского (1785) и выкуплен из плена жителями Ахалцихе; Гедеоне († 1792); Игнатии, оставившем кафедру в 1796 г.; Иоанне († 1798). В 1802 г. по просьбе мастеров-греков во епископа Ахталы был рукоположен грек протосинкелл Иоаким († 1827), настоятель мон-ря Вардзиа в Имерети.

К 1770 г. в неск. раз сократилась православная паства в Шида-Картли: в Руисской епархии - с 84 селений (по неполным данным за 1715) до 46; в Цилканской - с 55 (1669) до 46; в Урбнисской - с 30 (1712) до 20; в Самтависской - с 70 (XV в.) до 17. В кон. XVIII в. в Тбилисской епархии насчитывалось 18 селений, в Никозской - 8. Лучше обстояли дела в Самтаврской епархии, где было 60 селений.

В XVII-XVIII вв. паства Санаинской и Ахпатской арм. епархий пополнялась за счет грузин-монофизитов, перекрещенных крестьян, пожертвованных царями арм. мон-рям, или крепостных груз. тавадов-григориан. В «армянскую веру» переходили и те грузины, которые присоединялись к купеческим и ремесленным гильдиям, где господствующее положение занимали армяне-монофизиты. Этот процесс охватывал Тбилиси и Квемо-Картли, где, по сведению царевича Вахушти, «население придерживается веры армянской, и лишь малая часть - грузинской; а нравами и обычаями все они грузины» (КЦ. 1973. Т. 4. С. 312). Армянскими стали нек-рые принадлежавшие грузинам мон-ри, в т. ч. Кобаир и Дзели-Чешмарити (Хуневан) (Там же. С. 308). В нач. XIX в. монофизитство распространилось и среди груз. населения Шида-Картли.

Непрекращавшиеся восстания изнуряли персов; наконец, Надир-шах был вынужден признать царем К. представителя кахетинской ветви Багратиони придерживавшегося Православия Теймураза II, а его сына Ираклия II - царем Кахети. 1 окт. 1745 г. в Светицховели Теймураз II был помазан на царство К. В 1762 г. К. и Кахети объединились под властью Ираклия II в царство Картли-Кахети. Стремление царя к «европейским преобразованиям» (Бурнашев. 1896. С. 10) и усилению обороноспособности страны явилось залогом более тесного союза с Россией. Картли-Кахети участвовала в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.; в 1783 г. был заключен Георгиевский трактат (подробнее см. в ст. Грузия), позволивший российскому имп. Александру I Павловичу в 1801 г. присоединить Вост. Грузию к России.

С вхождением Вост. Грузии в состав Российской империи К. стала частью Тифлисской губ. России. Епархии Квемо-Картли были упразднены и присоединены к Тифлисской епархии ГПЦ (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 143). Уплотнение происходило и в Шида-Картли, где Самтаврская и Цилканская епархии подчинились архиеп. Иоанну Самтаврскому († 1802); позднее Цилканская епархия была присоединена к Самтависской, а Никозская - к Самтаврской (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 263, 264, 268, 269). Официально епархии К. просуществовали до 1811 г., когда автокефалия ГПЦ была упразднена и был сформирован Грузинский Экзархат РПЦ. По решению Святейшего Синода РПЦ в К. была образована Мцхетско-Карталинская епархия (1811) (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 169). Горная часть Шида-Картли и прилегающие области Имерети перешли в юрисдикцию архиепископа Телавского. В 1818 г. на территории К. и Кахети была образована единая Карталино-Кахетинская (Грузинская) епархия Грузинского Экзархата РПЦ.

Епархии, существовавшие на территории К. до нач. XIX в.

ГПЦ: Ахпатская, Ахтальская, Агаракская (Хунанская), Болнисская, Дманисская, Манглисская, Никозская, Руисская, Самтависская, Самтаврская, Таширская, Тбилисская, Урбнисская, Хуневанская, Цалкская, Цилканская, Цинцкаройская (?), Цуртавская. Армянская Церковь: Ахпатская, Санаинская.

Цари К.

Константин II (1484-1505), Давид X (1505-1526), Георгий IX (1526-1527), Луарсаб I (1527-1556), Свимон (Симеон) I (1556-1569, 1578-1600), Давид XI (Дауд-хан) (1569-1578), Георгий X (1600-1606), мч. Луарсаб II (1606-1616), Баграт VII (1616-1619), Свимон (Симеон) II (1619-1630), Теймураз I (в Картли и Кахети) (1623-1632), Ростом (1632-1658), Вахтанг V (Шах-Наваз) (1658-1676), Георгий XI (1676-1688, 1703-1709), Ираклий I (1688-1703), Кайхосро (1709-1711), Иесе (Али Кули-хан) (1714-1716), Вахтанг VI (1716-1724), Теймураз II (1744-1762).

Цари Картли-Кахети

Ираклий II (1762-1798), Георгий XII (1798-1800).

Ист.: Simeon, Episcopus Beth-Arsamensis. Epistola Simeonis Beth-Arsamensis de Barsauma Episcopo Nisibeno, de que hoeresi Nestorianorum // Assemani. BO. 1719. T. 1. P. 346-358; Stephannos Orbelian. Histoire de Siounie / Trad. de l' arménien. M. Brosset. St.-Pb., 1864; Бурнашев С. Картина Грузии, или Описание полит. состояния царства Карталинского и Кахетинского. Тифлис, 1896; Иосиф Тбилели, митр. Дидмоуравиани / Сост.: Г. Леонидзе. Тбилиси, 1939 (на груз. яз.); Давид Багратиони. Обозрение Грузии по части прав и законоведения / Сост.: А. Рогава. Тбилиси, 1959 (на рус. и груз. языках); Гюльденштедт. Путешествие Гюльденштедта по Грузии / Пер. с нем.: Г. Гелашвили. Тбилиси, 1962. Т. 1; 1964. Т. 2 (на груз. и нем. языках); Судебник царевича Давида / Сост.: Д. Пурцеладзе. Тбилиси, 1964 (на груз. яз.); Книга Посланий / Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); он же. История царства Грузинского / Пер. с груз.: Н. Накашидзе. Тбилиси. 1976; Киракос Гандзакеци. История Армении / Пер. с древнеарм.: Л. А. Ханларян. М., 1976; Межкавказские полит. и торг. связи Вост. Грузии: К. 60-х гг.- нач. 90-х гг. XVIII в.: Док-ты и мат-лы / Сост.: В. Гамрекели. Тбилиси, 1980. Т. 1 (на рус. и груз. языках); Папуна Орбелиани. История Грузии / Сост.: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд-ния Ин-та Востоковедения АН СССР / Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Иоанн Багратиони. Описание Картли и Кахети / Сост.: Т. Енукидзе, Г. Бедошвили. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Парсадан Горгиджанидзе. История Грузии / Пер.: Р. Кикнадзе, В. Путуридзе. Тбилиси, 1990; The Geography of Ananias of Sirak: Asxarhac'oyc', The Long and Short Recensions / Ed. R. Hewsen. Wiesbaden, 1992. P. 55-57A, 65-65A; Силогава В. Древнегруз. надписи из Квемо-Картли // Дманиси. 2000. Вып. 2. С. 214-313 (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Koriwn. La Vie de Maštoc / Traduction annotée: J. P. Mahe // REArm. 2005/2007. Vol. 30. P. 59-97; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала // Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 75-137; Жизнь царя царей Давида // Там же. С. 181-211; Леонтий Мровели. Жизнь груз. царей // Там же. С. 13-43, 69-72; Обращение Картли св. Нино // Там же. С. 44-69, 72-73; Отхмезури Г. Эпиграфика сев. части Шида-Картли // Нек-рые вопросы истории осетин Шида-Картли. Тбилиси, 2010. С. 78-112.
Лит.: Гвритишвили Д. Из истории соц. отношений феод. Грузии: Сатавадо Картли. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.); Кекелидзе К., прот. Канонический строй в древней Грузии // Он же. Этюды. 1957. Т. 4. С. 326-357; Меписашвили Р., Цинцадзе В. Архитектура нагорной части ист. провинции Грузии-Шида-Картли. Тбилиси, 1975; Мурадян П. Грузинская эпиграфика Армении. Ереван, 1977 (на арм. яз.); Бердзенишвили Д. Очерки из исторической географии Грузии. Тбилиси, 1979. Кн. 1: Квемо-Картли (на груз. яз.); он же. К исторической географии ущелья р. Дебеда // Дманиси. Тбилиси, 2006. Вып. 5 (на груз. яз.); Мусхелишвили Д. Из ист. географии Вост. Грузии: Шаки и Гогарена. Тбилиси, 1982; он же. К истории самоназвания грузин // Иностр. и груз. терминология понятий «Грузия» и «грузины». Тбилиси, 1993 (на груз. яз.). С. 337-376; Шида-Картли: Этногр. исслед. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Квемо-Картли: Этногр. исслед. Тбилиси, 1990 (на груз. яз.); Гвасалиа Д. Историческая география Вост. Грузии. Тбилиси, 1991; Гагошидзе Г., Чантладзе Н. Монофизитские памятники Грузии: Архитектура, рельефы, надписи. Тбилиси, 2009. Ч. 1: Квемо-Картли (на груз. яз.).
Г. Чеишвили
Ключевые слова:
Грузия. История Христианство на территории разных стран. Грузия Страноведение. Грузия Памятники церковной архитектуры. Грузия Картли, историческая область в центральном регионе Грузии; название Восточногрузинского царства Иверия
См.также:
ГРУЗИЯ государство в центральной и западной части Закавказья
АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
ДРАНДА с. в Гульрипшском р-не Абхазии, в 23 км к юго-востоку от Сухуми
КВЕТЕРА архитектурный ансамбль, крепость (Вост. Грузия)
АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии)
АНИ столица арм. гос-ва Багратидов, в X-XII вв. кафедра арм. католикоса
АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)
АРЧИЛ († ок. 744 г.), св. блгв. царь, мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 21 июня)
АФАНАСИЙ (Амилахвари; ок. 1705-1774), митр. Тбилисский (1740-1774)
БАКАР КОЛАЙСКИЙ (2-я пол. IV в.), блгв. царь Картли, св. Грузинской Православной Церкви (пам. 22 февр.)