Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАРПОФОР И АБУНДИЙ
Т. 31, С. 334-336 опубликовано: 24 октября 2017г.


КАРПОФОР И АБУНДИЙ

[лат. Carpophorus et Abundius; итал. Carpoforo e Abbondio], мученики (пам. зап. 10 дек.), пострадали в г. Сполетий (ныне Сполето, Италия) и в г. Фульгиния (ныне Фолиньо, Италия). Сказание о К. и об А. сохранилось в составе Мученичества и обращения св. Анастасия и 11 братьев, или Мученичества 12 святых (BHL, N 1620-1622),- пространной агиографической повести о мучениках, пострадавших в обл. Умбрия. Мученичество 12 святых содержится в 2 легендариях, происходящих из аббатства Сан-Феличе-ди-Нарко (1194) и из ц. Сан-Брицио (нач. XIII в.), к-рые с XVI в. хранились в б-ке кафедрального собора в Сполето. Рукописи были использованы болландистом Кунрадом Яннингом, к-рый опубликовал Мученичество в сер. «Acta Sanctorum». Др. версия сказания под заглавием «Мученичество святых мучеников Абундия и Карпофора» издана Бонино Момбрицио (BHL, N 1622).

В Мученичестве повествуется о святых, живших в разное время, к-рые, однако, представлены как современники и родственники. Согласно Мученичеству, св. Анастасий, его сыновья Евтихий и Бриций, племянники Иоанн, Теудила, Вакх, А., К., Лаврентий, Прокл, Геркулан и Бараттал прибыли в Рим из Сирии в годы правления имп. Юлиана Отступника (361-363). Они остановились в доме Римского еп. (папы) Урбана I (222-230), который рукоположил Бриция и К. во пресвитеров, а Лаврентия и А.- во диаконов. О прибытии из Сирии христиан, которые присоединились к рим. клирикам и проповедовали свою веру, донесли имп. Юлиану, и он велел их арестовать. Мучеников схватили и привели к императору, после краткого допроса их избили палками и бросили в темницу, где морили голодом. Через нек-рое время Анастасий был казнен, а др. христианам удалось бежать из Рима и скрыться в др. городах. Бриций, К. и А. прибыли в Сполетий, где находились проконсулы (наместники) Тургий, Леонтий и Марциан, жестокие гонители христиан. Мученики усердно проповедовали христ. веру, обратили множество язычников, устроили церковь и начали уничтожать языческие храмы и священные рощи. Узнав об этом, Тургий и Леонтий велели схватить мучеников, к-рые скрывались в доме благочестивой христианки Синклеты. На допросе К. и А. заявили, что поклоняться следует не ложным языческим богам, к-рые суть рукотворные идолы, а истинному Богу христиан. Наместники велели избить К. и А. палками, бросить в темницу и запечатать дверь, чтобы заморить мучеников голодом. После рассказа о пресв. Бриции, к-рому удалось спастись от гонителей, сообщается о том, как К. и А. были освобождены из темницы ангелом и укрылись в «крипте», расположенной за пределами города, где совершали богослужения и проповедовали.

Фасад собора в Берчето. XII в.
Фасад собора в Берчето. XII в.

Фасад собора в Берчето. XII в.
Сполетийские наместники (здесь Тургий и Леонтий названы военачальниками (magistri militum), а Марциан - проконсулом) донесли императорам Диоклетиану (284-305) и Максимиану (286-305) о распространении христианства усилиями проповедников, прибывших из Сирии. Императоры издали декрет (датированный, согласно Мученичеству, 23 июля) о розыске христиан и об их осуждении в экстраординарном порядке (sine auditione). После получения декрета загородная «крипта» в Сполетии, служившая местом собраний христиан, была захвачена воинами, к-рые арестовали всех находившихся там христиан и привели их к Тургию, Леонтию и Марциану (в этом месте наместники названы консулами). Консул Марциан предложил им принести жертвы богам в соответствии с имп. указом, но К. и А. от лица всех христиан отказались и были отведены в темницу. Марциан велел казнить всех проч. христиан. Синклета похоронила их тела в своей усыпальнице на кладбище Понтиана (на месте совр. ц. Сан-Понциано). Вскоре Марциан устроил на городском форуме перед храмом Юпитера суд над К. и А., где присутствовали все видные горожане. Когда мучеников вели на форум, они пели псалмы и славословили Бога. Указывая на храм, Марциан велел К. и А. подчиниться имп. указу и принести жертвы богам, но мученики отказались и были подвергнуты пыткам. Увидев твердую решимость христиан не поклоняться ложным богам, мучитель вернул их в тюрьму, а затем приказал военачальнику Леонтию отвести их в г. Фульгиния и там казнить. Воины под командованием Леонтия доставили К. и А. в Фульгинию и обезглавили их неподалеку от городских стен (мученики были казнены 10 дек.). Когда Леонтий возвращался в Сполетий, чтобы доложить Марциану об исполнении приговора, на него напал медведь, и Леонтий погиб. Ночью благочестивой матроне Евстахии, жившей в Фульгинии, явился ангел, возвестивший, что в миле от города, в месте, именуемом Танаритан, лежат тела казненных мучеников. Евстахия забрала останки К. и А. и похоронила в саркофаге в собственной усыпальнице, где покоились тела др. мучеников. В дальнейшем повествовании сообщается о подвигах др. святых, преимущественно св. Бриция.

Мученичество, к-рое И. Делеэ назвал «исключительно недостоверным» (MartRom. Comment. P. 576), содержит повествования о святых, живших в разное время в различных городах Италии. Этим объясняется наличие хронологических и фактических противоречий, к-рые не были устранены агиографом. В начале Мученичества утверждается, что описанные события происходили при имп. Юлиане, тогда как история К. и А. отнесена ко времени правления Диоклетиана и Максимиана. Современниками мучеников названы св. Геркулан, еп. Перузии (ныне Перуджа), погибший после взятия города остгот. кор. Тотилой (542-552) (Greg. Magn. Dial. III 13), и др. лица, жившие в VI в. (см.: Dufourcq. 1907. P. 69-75).

По мнению А. Дюфурка, самый поздний по времени жизни исторический деятель, упомянутый в Мученичестве,- Римский папа Евгений I (654-657). Мученичество 12 святых было составлено во 2-й пол. VII в. на основе сказаний об отдельных мучениках, созданных, возможно, в VI в. Согласно Ф. Ланцони, прообразом св. Анастасия, о к-ром говорится в Мученичестве, был прмч. Анастасий Персиянин († 628), чья глава с 713 г. хранилась в рим. монастыре святых Винцентия и Анастасия у Трех источников (ныне Тре-Фонтане). Исследователь предположил, что агиографическая легенда, главным персонажем к-рой был св. Бриций, была составлена в VIII в. монахом обители св. Бриция близ Сполетия (Lanzoni. Diocesi. P. 427-428). Совр. исследователи считают, что Мученичество 12 святых было создано в аббатстве Фарфа между 773 г. и сер. IX в. (Paoli. 1997; Idem. 2001; Vocino. 2009. P. 298-299, 304-307).

О том, что агиографическая легенда о К., об А. и о Бриции сложилась ранее IX в., свидетельствует наличие кратких сказаний о мучениках во франк. «исторических» мартирологах IX в. (Dufourcq. 1907. P. 72-73). В Мартирологе, составленном в 1-й пол. IX в. Флором Лионским, память К. и А. указана 10 дек. Здесь сообщается, что мученики пострадали в Сполетии (apud Hispolitanam ciuitatem) в гонение Диоклетиана. По указанию судьи Марциана они были избиты палками и брошены в темницу, где их морили голодом. Мучеников освободил ангел, они продолжили проповедовать Христа, но были вновь схвачены, подвергнуты пыткам и казнены (Quentin. 1908. P. 254). Во 2-й пол. IX в. это сказание было включено в Мартиролог Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 412), в сокращенном виде - в Мартиролог Узуарда (PL. 124. Col. 785-786). Кард. Цезарь Бароний внес память К. и А. в Римский Мартиролог.

По преданию, на месте погребения К. и А. находится ц. Санта-Мария-ин-Кампис в г. Фолиньо. Храм, о существовании которого известно с XII в., расположен на территории рим. пригородного некрополя. В церкви находился саркофаг VI-VII вв., в к-ром предположительно хранились мощи мучеников. Впосл. саркофаг был помещен в археологический музей, расположенный в Палаццо-Тринчи, где в 1944 г. был уничтожен во время бомбардировки.

Согласно Л. Якобилли, на месте погребения мучеников находилось аббатство Сассовиво, основанное ок. 1080 г. блж. Майнардом. По благословению св. Бонфилия, еп. Фолиньо (до 1072-1110), монастырская церковь была освящена во имя Св. Троицы, святых К. и А. и в честь Св. Креста, в храм были перенесены мощи обоих мучеников. По сведениям Якобилли, в 1555 г. мощи К. и А. после освидетельствования были помещены в главном алтаре церкви, при этом была обнаружена древняя рукопись сказания о мучениках (Iacobilli. 1628. P. 383).

Яннинг опубликовал повесть о перенесении мощей А. в мон-рь Берчето (BHL, N 19), датировав это событие 850 г. Согласно повести, мощи мученика были подарены епископом Фолиньо аббату Тиберию, их перенесение в Берчето сопровождалось множеством чудес. В наст. время реликварий с мощами А. и св. Модерамна хранится в главном алтаре собора Сан-Модеранно в сел. Берчето.

По свидетельству Ф. Феррари, в XVII в. мощи К. и А. почитались в Сполето, в ц. св. Григория (вероятно, в ц. Сан-Грегорио-Маджоре - Ferrarius. 1613. P. 766).

Ист.: BHL, N 19, 1620-1622; Tractatus praeliminaris de sanctis duodecim sociis // ActaSS. Iul. T. 1. P. 1-72; MartRom. Comment. P. 575-576.
Лит.: Ferrarius Ph. Catalogus Sanctorum Italiae. Mediolani, 1613. P. 766; Iacobilli L. Vite de' santi e beati di Foligno. Foligno, 1628. P. 373-384; Dufourcq A. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1907. T. 3: Le mouvement légendaire grégorien. P. 66-81; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 254-255, 449, 483; Lanzoni. Diocesi. P. 407, 427-434, 442, 447; Antonelli G. Le più antiche carte (sec. XI) del monastero di Sassovivo // Benedictina. R., 1948. Vol. 2. N 1/2. P. 95-158; Gaiffier B., de. Les légendiers de Spolète // AnBoll. 1956. T. 74. P. 313-348; Fusconi G. M. Carpoforo e Abbondio // BiblSS. Vol. 3. Col. 880-881; Grégoire R. L'agiografia spoletina antica: Tra storia e tipologia // Atti del IX Congr. intern. di studi sull'alto medioevo (Spoleto, 27 settembre - 2 ottobre 1982). Spoleto, 1983. P. 335-365; Paoli E. I santi siri dell'Umbria e della Sabina // Idem. Agiografia e strategie politico-religiose: Alcuni esempi da Gregorio Magno al Concilio di Trento. Spoleto, 1997. P. 3-50; idem. L'agiografia umbra altomedievale // Umbria Cristiana: Dalla diffusione del culto al culto dei santi (sec. IV-X): Atti del XV Congr. intern. di studi sull'alto medioevo (Spoleto, 23-28 ottobre 2000). Spoleto, 2001. P. 479-529; Cordella R., Inverni A. San Brizio di Spoleto, la Pieve e il Santo: Storia, Arte, Territorio. Spoleto, 2000; Vocino G. Santi e luoghi santi al servizio della politica carolingia (774-877): Vitae e Passiones del regno italico nel contesto europeo: Diss. Venezia, 2009. P. 294-307.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Карпофор и Абундий, мученики (пам. зап. 10 дек.)
См.также:
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.)
АВГУСТ мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.)
АВГУСТИН И ЕГО МАТЬ ФЕЛИЦИТА († ок. 255), мученики (пам. зап. 15 нояб.)
АВГУСТИН, САНКЦИАН, ЕГО СЕСТРА БЕАТА и др. († 273 или 274), мученики Санские (пам. зап. 6 сент.)
АВИТ, КИННАНК, АРТЕМОН, ЕРЕМИТ, АЛИК, КАПИТОН мученики Никомидийские (пам. зап. 23 июня)