Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАРМРАВОР
Т. 31, С. 247-248 опубликовано: 5 октября 2017г.


КАРМРАВОР

[арм. Կարմավռր], арм. ц. Богородицы в г. Аштарак (марз Арагацотн, Армения). Название К. (арм. karmir - красный) связывают с внешним обликом церкви, которая построена из краснокоричневого туфа, а ее шлемообразный купол покрыт красной черепицей. Название было дано в XIII в., одновременно с появлением названий остальных церквей Аштарака: Спитакавор (арм. spitak - белый) и Циранавор (арм. cirani - багряный). В предпоследнем верхнем ряду кладки храма расположена надпись, где упоминаются строители церкви: Давид (автор надписи), священник Григор, Манас и его сыновья. О времени строительства прямых сведений нет; архитектурный анализ позволяет датировать ее 70-80-ми гг. VII в. Это одна из редких церквей этой эпохи во всем восточнохрист. мире, которая дошла до нас в аутентичном виде, практически без изменений.

Церковь Богородицы в г. Аштарак, Армения. 70–80-е гг. XII в.
Церковь Богородицы в г. Аштарак, Армения. 70–80-е гг. XII в.

Церковь Богородицы в г. Аштарак, Армения. 70–80-е гг. XII в.
В церкви К. сохранились в первозданном виде черты центральнокупольных храмов с простым крестообразным планом. Ее внешние размеры 7,25×6 м, внутренние - 5,75×4,5 м. Она стоит на небольшом ступенчатом основании; вход в здание с запада. Зап., сев. и юж. стороны подкупольного креста изнутри прямоугольные, их соотношение 1:2. В каждой из экседр, кроме северной, есть окно. Внутри 4 угла, образующиеся пересечением рукавов креста, украшены полуколоннами. Арки над ними образуют подкупольный квадрат (2,6×2,6 м). Выше арок расположены тромпы, с помощью которых сформирован переход к 8-гранному барабану купола. Карнизы имеют широкую полосу, срезанную по отношению к вертикали под углом в 45°, что создает резкую игру света и тени на стенах. Передняя часть карниза первого яруса декорирована рельефами из 2 переплетенных лент, а в наклонной части - из 4 зигзагообразно переплетенных лент. Эти рельефы напоминают корзинообразные капители храма в Звартноце той же эпохи. Карнизы подкупольного квадрата и барабана снаружи украшены лилиями, надоконные арки - двулистными цветочными мотивами, пальметтами, переплетенными лентами. В разные периоды на неск. уровнях всех фасадов храма было вырезано множество крестов.

Интерьер церкви изначально был украшен росписью. Ее остатки обнаружили в 1974 г. после снятия со стен позднейшей штукатурки. Научное исследование росписи впервые было проведено Л. А. Дурново. Видимо, в конхе апсиды в круге был изображен Христос на троне с Евангелием в руках, а по Его сторонам благовествующие ангелы. На зап. стене представлены образы святых Георгия и Сергия, о стилистических особенностях к-рых сегодня трудно что-либо сказать. Неясно также, были ли они изображены в виде всадников или святых мучеников без коней. Тромпы и своды были покрыты растительным и геометрическим орнаментами. В цветовой гамме преобладали черный, белый, серый и охристый цвета.

Лит.: Алишан Г. Айрарат. Венеция, 1890 (на арм. яз.); Тораманян Т. Материалы по истории армянской архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1 (на арм. яз.); Котанджян Н. Цвет в раннесредневековой живописи Армении. Ереван, 1978 (на арм. яз.); Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М., 1979; Пуцко В. Г. Иконографические схемы армянских алтарных росписей VII в.: Истоки и параллели // ИФЖ. 1980. № 3. С. 141-158; Григорян В. В. Малые центричные памятники Армении раннего средневековья. Ереван, 1982; Арутюнян В. История армянской архитектуры. Ереван, 1992 (на арм. яз.); Налбандян Г. Вокруг исследований символики названий церквей Аштарака // Armeniam Saints and Sanctuaries / Ed. S. Harutyunian, A. Kalantaryan; Inst. of archeology and ethnography. Yerevan, 2001. P. 192-199 (на арм. яз.); Plontke-Lüning A. Frühchristliche Architektur in Kaukasien. W., 2007; Donabédian P. L'age d'or de l'architecture arménienne: VIIe siècle. Marseille, 2008; Мурадян П. Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 2008; Казарян А. Ю. Церковная архитектура стран Закавказья VII в.: Формирование и развитие традиции. М., 2012. Т. 3.
А. Асрян
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Армения) Кармравор, арм. ц. Богородицы в г. Аштарак
См.также:
ЕГВАРД большое с. в обл. (марзе) Котайк (Армения) у подножия горы Ара, богатое средневек. памятниками
ЕРАЗГАВОРС [позднее Ширакаван], уничтоженное в сер. XХ в. городище к северо-востоку от древнего Ани (иль Карс, Турция), на правом берегу пограничной с Арменией р. Арпачай (Ахурян)
ЕРЕРУЙК [Ереруйкская базилика] (кон. V в.), раннехрист. храм (мартирий) близ пос. Анипемза обл. (марза) Ширак Республики Армении
ЗВАРТНОЦ церковь свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневек. архитектуры