Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗВАРТНОЦ
Т. 19, С. 728-731 опубликовано: 16 декабря 2013г.


ЗВАРТНОЦ

ц. свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников арм. и мировой средневек. архитектуры, руины к-рого находятся в 3 км к югу от древней столицы и духовного центра Армении Вагаршапата. З. возведен католикосом Нерсесом III Таеци Строителем, вероятно, в 643-650 гг. По нек-рым предположениям, он построен на месте языческого храма бога Тира, разрушенного свт. Григорием Просветителем (Мнацаканян. 1971 (рус.). С. 10). В 1900 г. здесь была найдена урартская стела с клинописью царя Русы III (605-590 гг. до Р. Х.), в которой сообщается о крупных строительных работах, произведенных им (Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959. С. 113). К юго-западу от храма открыты фрагменты дворца католикоса. Постройка имела Г-образную форму, в центре находились 2 зала для приемов, небольшая зальная церковь, зап. стороной открывающаяся в коридор. К храму дворец был обращен верандой с колоннадой. К юго-востоку находился корпус хозяйственного назначения.

Звартноц. 643–650 гг. Вид с юга. Фотография. 2006 г.
Звартноц. 643–650 гг. Вид с юга. Фотография. 2006 г.

Звартноц. 643–650 гг. Вид с юга. Фотография. 2006 г.
Современник строительства храма еп. Себеос сообщает: «В то время армянского католикоса Нерсеса посетила мысль построить жилище (резиденцию.- А. К.) вблизи святых церквей города Вагаршапата, на дороге, где, говорят, царь Трдат вышел навстречу святому Григору. Построил там и одну церковь во имя небесного Звартноца (смысл слова неясен.- А. К.), который появился в видении святого Григора сонмом Небесных Сил. И построил сию церковь высоким строением и изумительной красой, достойной божественной чести, которой посвящена. Подвел воду из реки и оросил бесплодную местность и окрестности, посадил сад и саженцы…» (Себеос. 1939. С. 120; перевод мой.- А. К.). Анализ сообщения Мовсеса Каганкатваци о строительстве З. дает основание предположить, что он был освящен в 652 г. (Мнацаканян. 1971 (арм.). С. 15). Согласно Ованнесу Драсханакертци, Нерсес был похоронен к северу от храма, в гробнице, им же «придуманной» (Ованнес Драсханакертци. 1996. С. 92). Перечисляя архитектурные творения католикоса Нерсеса, Киракос Гандзакеци наряду с ц. Сурб-Саргис в Двине (нач. 40-х гг. VII в.) и мартирием в Хор-Вирапе (нач. 40-х гг. VII в.) упоминает «Сурб-Григор, который потом был уничтожен арабами» (Киракос Гандзакеци. 1982. С. 56; перевод мой.- А. К.). Краткая надпись на греч. языке: «Нерсес построил, помните» - на блоке размером 37×88 см указывает на ктиторство католикоса или на то, что он был архитектором (Hasrat'yan. 1988. P. 60). На капителях колонн под экседрами сохранились греч. монограммы, к-рые можно расшифровать как «Нерсес» и «католикос» (Мнацаканян. 1971 (арм.). С. 11).

По предположению исследователей, З. разрушился в результате землетрясения 970-973 гг. (Пирузян, Матевосян. 1984).

Комплекс построек VII в. был раскопан вардапетом Эчмиадзинского мон-ря Хачиком Дадяном в 1901-1907 гг. с участием архит. Т. Тораманяна (с 1904). Раскопки, консервация и фрагментарное восстановление нек-рых форм проводились в сер. и кон. XX в. Наиболее ценные находки хранятся в музее, основанном в 1937 г. к юго-западу от ансамбля.

Звартноц. План и разрез (реконструкция Т. Тораманяна)
Звартноц. План и разрез (реконструкция Т. Тораманяна)

Звартноц. План и разрез (реконструкция Т. Тораманяна)
Храм и комплекс дворца поставлены на высокую многоступенчатую платформу. Основные стены, подкупольные пилоны, арки и фусты колонн сложены из серого, фиолетово-коричневого и рыжеватого туфа; базы и капители круглых колонн, капители внешней аркатуры, а также карнизы ярусов храма выполнены из прочного темно-серого, иногда почти черного андезита. Мастера З. были новаторами в области конструктивных решений. В забутовке обнаружены необычно легкие пористые камни, являющиеся искусственно вспученными обсидианами с объемной массой 500-800 кг/куб. м. Они предназначались для облегчения массивов сводов с целью уменьшения нагрузок на нижние конструкции. Кровли были черепичными.

Композиция идеально центрического храма сформирована оригинальным сочетанием тетраконха и ротонды. Чередование изрезанных массивных подкупольных столбов и 4 полукруглых экседр определяет широкий подкупольный квадрат (пролет арок ок. 11 м). На нижнем уровне экседры ограничены 7-пролетными аркадами на 6 цилиндрических колоннах. З. имел светлый интерьер с богатой градацией световых зон и потоков. За подкупольными столбами, на пересечении диагональных осей и окружности, в которую вписан тетраконх, расположены 4 высокие круглые колонны, увенчанные капителями (с рельефами, изображающими орлов), которые обращены в пространство обхода. На эти колонны и вершины экседр (с одной стороны) и внешнюю стену храма (с другой) опирался полуцилиндрический свод большого пролета, перекрывавший круговой обход. З. имел 5 входов: с запада, юга и севера, а также по диагональным осям между ними. Южный и северный находятся в глубине сильно выступающих сводчатых портиков - 1-й пример подобного решения, часто применявшегося в дальнейшем. Входы выводят в кольцевой обход: осевые - напротив центрального арочного проема соответствующей экседры, диагональные - перед колоннами с орлами.

Первая научная реконструкция З. была предложена Тораманяном, его идеи развиты Т. Марутяном и работавшими над проектом реставрации Л. Садояном, Г. Налбандяном, С. Сарояном, Т. Геворгяном. Альтернативные, но не получившие признания варианты реконструкции были предложены А. В. Кузнецовым, С. Мнацаканяном и Ю. Клайнбауэром. Мнения авторов реконструкций не совпадают по таким основным вопросам, как первоначальность вост. прямоугольного отсека, существование пространства под апсидой и особенно относительно композиции верхних ярусов. Так, одни ученые склонны видеть над кольцевым обходом хоры (Тораманян, Марутян), другие отрицают их существование (Мнацаканян). С решением этого вопроса связывается высотное построение: без хоров церковь выглядит менее вытянутой по вертикали. Большинство ученых соглашаются с версией Тораманяна о 3-ярусном построении объемов, т. к. экседры должны были возвышаться над амбулаторием хотя бы для обеспечения освещенности тетраконха. Трехъярусность и цилиндрическая внешняя форма среднего звена находят параллели в глиняной модели храма, обнаруженной Н. Я. Марром при раскопках однотипной церкви Гагикашен в Ани (1000), в формах храма в Банаке (50-е гг. VII в., нач. X в.) и его изображении в росписи церкви в Ошки (возможно, 963-973). Существуют данные для теоретического воссоздания подкупольного перехода и купольной главы церкви. Сохранились блоки кольцевого карниза, проходившего в основе барабана. При раскопках были выявлены камни больших (пролет 2,2 м) конусных тромпов, оформленных раковинами. Барабан мог быть 12-гранным, с узкими нишами, располагавшимися по линии ребер; купол был оформлен резными лучами, исходящими из его вершины (Мнацаканян. 1971 (рус.). С. 37).

Звартноц. Зап. фасад (реконструкция Т. Тораманяна)
Звартноц. Зап. фасад (реконструкция Т. Тораманяна)

Звартноц. Зап. фасад (реконструкция Т. Тораманяна)
Внешняя поверхность стены представляла собой тридцатигранник, оформленный равнопролетной аркатурой, опиравшейся на фланкировавшие ребра (кроме одного) спаренные полуколонны, капители которых были украшены пальметтами. Обнаружены все детали архивольтов аркатуры, профилированных в нижней части и орнаментированных лозой в верхней. Между арками и над ними проходил резной фриз в виде ветвей лозы и гранатового дерева. Внутренняя поверхность наружной стены была оформлена аркатурой, в к-рой широкие пролеты с арочными архивольтами и высокими окнами чередовались с глухими узкими, завершавшимися треугольными щипцами. Выше уровня аркатуры стену прорезал ряд круглых окон; по реконструкциям - по одному в каждой внешней грани. Их обводка, так же как и аркатура 2-го яруса и арки порталов, была украшена орнаментальной резьбой. В окнах находились резные каменные решетки, в ячейки к-рых, вероятно, вставлялись круглые стекла.

В отличие от большинства памятников средневек. Армении и визант. мира в целом фасады З. были украшены антропоморфными рельефами, располагавшимися под роскошным виноградно-гранатовым фризом (т. е. между архивольтами). Часть изображенных держит в руках строительные или садовые инструменты, поэтому одни исследователи считают их строителями храма (Тораманян. 1942. С. 249; Аракелян. 1949. С. 75; Халпахчьян. 1966. С. 221; Дурново. 1979. С. 41), другие - ктиторами (Мнацаканян. 1971 (арм.). С. 130-134), третьи - садовниками (Токарский. 1961. С. 136). Согласно недавно выдвинутой версии, это изображения царя Трдата III Аршакуни, свт. Григория Просветителя и др. деятелей Церкви, к-рые в арм. хрониках именовались «строителями» (Акопян. 2006. С. 84). Образы в контексте райского сада, а также их аналоги в рельефах с изображением апостолов на барабанах собора Эчмиадзин (ок. 620) и апостолов или пророков (?) на барабане собора св. Апостолов в Карсе (30-е гг. X в.) позволяют видеть в них пророков, апостолов, евангелистов и даже равноапостольных святых Армянской Церкви. Ключи в руке одного из них (как и на аналогичном рельефе Эчмиадзина) указывают на то, что это может быть ап. Петр. На данный момент обнаружено 12 изображений, но всего их могло быть 28; лики ни одного из них не сохранились.

Убранство интерьера также отличалось исключительным богатством. Профилированные базы колонн установлены на кубовидные пьедесталы, ионические капители колонн экседр имеют корзинообразную, оформленную плетенкой нижнюю зону. Арки над ними дублированы архивольтами. Рельефы с изображениями орлов на капителях диагональных колонн, как и весь декор храма, отличаются пластичной прорисовкой, подчеркнутой выразительностью образов. Резные детали были раскрашены: на капителях сохранились следы красной краски. Остатки красочного слоя на боковых сторонах пилонов и в центральном пространстве свидетельствуют о том, что своды и стены храма были расписаны. При раскопках церкви обнаружены мозаичный крест из смальты и живописный фрагмент, имитирующий поверхность мрамора. Мозаика могла покрывать конху апсиды, под к-рой обнаружены фрагменты и кубики.

Вслед. раннего разрушения интерьер З. не претерпел изменений, связанных с развитием средневек. богослужебной практики. Археологический материал позволил реконструировать уникальное литургическое пространство. Алтарная преграда высотой ок. 1,3 м огораживала почти весь подкупольный квадрат; ее реконструируют на основе изучения сохранившихся 8 обломков плит и 13 столбиков, а также обследования вост. подкупольных устоев храма. Изначально под невысоким алтарным возвышением располагалось помещение (ризница?), куда вели каменные лестницы и к-рое имело деревянное перекрытие. В дальнейшем (точное время не определено) оно было засыпано и создано высокое алтарное возвышение.

Резная капитель храма Звартноц. Фотография. 2006 г.
Резная капитель храма Звартноц. Фотография. 2006 г.

Резная капитель храма Звартноц. Фотография. 2006 г.
В самом центре храма существует круглое, выложенное камнем углубление с лестницей (в нем, вероятно, находились мощи свт. Григория Просветителя), над к-рым была воздвигнута цилиндрическая полая изнутри (внутренний диаметр 1,72 м) конструкция, украшенная снаружи аркатурой на 12 полуколоннах (ее нынешнее место - над алтарным возвышением). Высота ее внутреннего пространства достигала 2,4 м, над полом храма она выступала на 1,12 м и перекрывалась скорее всего цельной плитой. Эта конструкция могла совмещать функции престола, реликвария и амвона (Казарян. 2000).

Архитектура З. оригинальна, храм не имеет прямых прототипов, хотя в замысле З. наряду с Эчмиадзином, основанным свт. Григорием Просветителем в нач. IV в. и капитально восстановленным за 20 лет до строительства З. католикосом Комитасом I Ахцеци (ок. 613-628), важнейшую роль могла играть ориентация на главную святыню христ. мира - ротонду Гроба Господня в Иерусалиме, с к-рой связывались представления о Небесном Иерусалиме. Пристальный интерес мог быть вызван недавним восстановлением храма (после разрушения персами в 614) и последовавшим затем занятием Иерусалима арабами (638), из-за к-рого величайшая святыня оказалась за пределами владений христ. государей. Образ 3-ярусного храма-ротонды ассоциировался с древнейшей святыней национальной Церкви, «матерью церквей армянских», каковой считался Эчмиадзин. З. оказался плодом творческой переработки известных образцов при воплощении амбициозной идеи создания подобия Небесной Церкви. Триумфальный пафос художественного образа З., его величественный облик и выразительная мощь непревзойденной скульптурной пластики определялись ориентацией на такие образцы.

Звартноц. План алтарного пространства (реконструкция А. Ю. Казаряна)
Звартноц. План алтарного пространства (реконструкция А. Ю. Казаряна)

Звартноц. План алтарного пространства (реконструкция А. Ю. Казаряна)
Конкретные элементы композиции могли быть позаимствованы из тетраконха собора Эчмиадзин и тетраконхов с обходом в Сирии и Сев. Месопотамии V-VI вв., которые были, несомненно, знакомы создателю З. С ротондой Гроба Господня З. связывают наличие круглого обхода центральной купольной ячейки, диаметр кольцевой стены (в Иерусалиме 36,32 м, в З. 37,4 м; Панайотова-Пиге. 1992). Расположение престола в центре храма, на пересечении рукавов пространственного креста, восходит к раннехрист. традиции: к ц. св. Апостолов в К-поле (завершена в 337), мартирию св. Вавилы в Каусье, пригороде Антиохии (освящен в 387), и др. Кувуклия Св. Гроба, стоящая посреди ротонды Гроба Господня и окруженная низкой преградой, была в то время круглой, вероятно, 8-колонной постройкой. Воспроизведением этого образца могут объясняться и присутствие центральной постройки - поскольку храм был возведен над мощами свт. Григория,- и решение всего алтарного пространства. По строительной технике, особенностям художественного образа архитектура З. является продолжением раннесредневек. арм. зодчества. В то же время З.- 1-й арм. храм, в интерьере к-рого применены круглые колонны и богатый резной декор, в чем проявилось очевидное воздействие визант. зодчества. С позднеантичной концепцией Единого Бога и его центрального места во Вселенной связывается размещение центрического храма посреди открытого двора, каковым можно считать платформу З. (Ćurčić. 1996. P. 59). С имп. иконографией связаны скульптуры орлов на капителях, символически поддерживающих небосвод Вселенной. Трудно утверждать, отразилось ли халкидонское вероисповедание католикоса Нерсеса на выборе типа сооружения и его стилистических характеристиках. Существует мнение о возведении З. задолго до известного причащения Нерсеса и епископов по греч. образцу в 652 г., к-рое трактуется как чисто политический акт, обусловленный присутствием визант. имп. Констанция II (Мнацаканян. 1971 (рус.). С. 7-8). Более существенна в этом вопросе политическая и культурная ориентация католикоса, сформировавшаяся в годы обучения и несения военной службы в Византии. Стремлением включить свою страну и паству в лоно имперского единства можно объяснить греч. монограммы З., похожие на имп. монограммы.

З. мало копировался. В 50-х гг. VII в. аналогичный храм был создан в Банаке (груз. Бана) в арм. пров. Тайк (груз. Тао), вероятно, тем же Нерсесом Строителем, к-рый находился там в изгнании. В 70-80-х гг. VII в. по образцу З. была возведена церковь в Леките в Кавказской Албании (совр. Гахский р-н Азербайджана), а в 1001 г. царем Гагиком Багратуни заложен храм св. Григория (Гагикашен) в Ани. Тем не менее З. оказал колоссальное влияние на архитектуру стран Закавказья, особенно Армении, зодчество к-рой в VII в. специалистами часто делится на до- и послезвартноцевское на основе отсутствия или наличия стилистических черт и форм декора, связанных с З.

Ист.: Себеос, еп. История / Пер., сличение рукописей, предисл. и примеч.: Ст. Малхасянц. Ереван, 1939. С. 120 (на арм. яз.); Иованнес [Ованнес] Драсханакертци, католикос. История Армении. Ереван, 1996. С. 86-87, 90-93 (на арм. яз.; рус. пер.: Ереван, 1986); Киракос Гандзакеци. История Армении / Пер., вступл. и коммент.: В. Аракелян. Ереван, 1982 (на арм. яз.; рус. пер.: М., 1976).
Лит.: Тер-Мовсесян М. Эчмиадзин и древнейшие арм. церкви VII в. // Этногр. журнал. 1907. Кн. 15/16. С. 179-198 (на арм. яз.); Месроп, вардапет. Эчмиадзин и древнейшие арм. церкви. СПб., 1905; Дадьян Х. 20 июля 1907 // Арарат. Эчмиадзин, 1907. № 7/8. С. 658-659 (на арм. яз.); он же. Арташат (Вагаршапат) // Там же. 1909. № 2. С. 170-173 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 108-118, 421-427; Тораманян Т. Материалы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 236-270; 1948. Т. 2. С. 42-48, 267-272, 280-281 (на арм. яз.); Grabar A. Martirium: Rech. sur le culte des reliques et l'art chretien antiques. P., 1946. T. 1: Architecture. P. 190-194; Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ереван, 1949 (на арм. яз.); Якобсон А. Л. Очерк истории зодчества Армении V-XVII вв. М.; Л., 1950. С. 29-37; он же. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 134-138; Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники арм. зодчества. М., 1951. С. 43-45; Кузнецов А. В. Тектоника и конструкция центрических зданий. М., 1951; Кафадарян К. Неудачная попытка реконструкции Звартноца // Изв. АН АрмССР. 1958. № 7. С. 69-75 (на арм. яз.); Мнацаканян С. Х. Новый проект реконструкции Звартноца // Там же. 1959. № 9. С. 53-75 (на арм. яз.); он же. Звартноц и однотипные памятники. Ереван, 1971 (на арм. яз.); он же. Звартноц: Памятник арм. зодчества VI-VII вв. М., 1971; он же. Тетраконхи с кольцевым обходом // История арм. архитектуры. Ереван, 2004. Т. 3. С. 139-151, 161-164 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961. С. 132-143; Халпахчьян О. Х. Архитектура Армении // Всеобщая история архитектуры. М., 1966. Т. 3; он же. Гражданское зодчество Армении. М., 1971. С. 96-97; он же. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980. С. 112-116. Ил. 33-46; Марутян Т. А. Звартноц: АКД. Ереван, 1967; Kleinbauer W. E. Zvart'nots and the Origin of Christian Architecture in Armenia // The Art Bull. N. Y., 1972. Vol. 54. N 3. P. 245-262; он же (Клейнбауэр Ю.). Традиции и новаторство в проектировании Звартноца // II Междунар. симп. по арм. искусству. Ереван, 1978; Саркисян Г. О структуре Звартноца // ИФЖ. 1977. № 2. С. 215-222 (на арм. яз.); Дурново Л. А. Очерк изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979; Исраелян В. Р., Чугурян В. О применении вспученных обсидианов в строительстве храма Звартноц // II Междунар. симп. по арм. искусству. Ереван, 1981. С. 75-81; Пирузян С., Матевосян А. Храм Звартноц: Причины и время разрушения // ИФЖ. 1984. № 3. С. 189-194; Арутюнян В. М. Звартноц. Ереван, 1985; Hasrat'yan M. Gli architetti armeni // Cuneo P. Architettura Armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Т. 1; Panayotova-Piguet D. Les chapiteaux de Zwart'nots // V simposio intern. di arte Armena: Atti. San Lazzaro (Venezia), 1991. P. 279-299; она же (Панайотова-Пиге Д.). Бана - собор VII в. // Ани. Ереван, 1992. № 3/4. С. 56-57; Tompos E. Meaning of Tetraconch Churches in the Early Medieval European and Middle East Architecture in Particular in Caucasian Area and in Hungary // V simposio intern. di arte Armena. 1991. P. 261-270; Казарян А. Ю. Ротонда Воскресения и иконография раннесредневек. храмов Армении // Восточнохрист. храм: Литургия и искусство / Ред.-сост.: А. М. Лидов. СПб., 1994. C. 107-120; он же. Алтарная преграда и литург. пространство храма Звартноц // Иконостас: Происхождение, развитие, символика. М., 2000. С. 85-117; он же. Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин и восточнохрист. зодчество IV-VII вв. М., 2007. С. 161-164; Ćurčić S. From the Temple of the Sun to the Temple of the Lord: Monotheistic Contribution to an Architectural Iconography in Late Antiquity // Architectural Studies in Memory of R. Krautheimer / Ed. C. L. Striker. Mainz, 1996. P. 55-59. Fig. 8; Асратян М. М. Арм. архитектура раннего христианства. М., 2000. С. 32-33, 150-152. Ил. 160-167; Маилов С. А. Пластика и форма в архитектуре Армении V-VII вв.: (От собора св. Эчмиадзин к Звартноцу) // Архит. наследство. М., 2005. Вып. 46. С. 22-24; Акопян З. Символический образ Звартноца: К вопр. определения рельефных образов // Эчмиадзин. 2006. № 6. С. 76-85 (на арм. яз.).
А. Ю. Казарян
Ключевые слова:
Памятники церковной архитектуры. Армения Церковная архитектура. Армения Церковная архитектура. Храмы (Армения) Звартноц, церковь святителя Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневековой архитектуры
См.также:
ЕГВАРД большое с. в обл. (марзе) Котайк (Армения) у подножия горы Ара, богатое средневек. памятниками
ЕРЕРУЙК [Ереруйкская базилика] (кон. V в.), раннехрист. храм (мартирий) близ пос. Анипемза обл. (марза) Ширак Республики Армении
АРМЕНИЯ гос-во в Закавказье
АРУЧ древнее поселение в Армении
ГАВИТ сооружение перед входом в армянский храм
ДВИН Двин, древний город в Армении
ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана)
ЕРАЗГАВОРС [позднее Ширакаван], уничтоженное в сер. XХ в. городище к северо-востоку от древнего Ани (иль Карс, Турция), на правом берегу пограничной с Арменией р. Арпачай (Ахурян)