Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАРЛ IX
Т. 31, С. 139-142 опубликовано: 22 сентября 2017г.


КАРЛ IX

Ваза [швед. Karl IX] (4.10.1550, Стокгольм - 30.10.1611, Нючёпинг), регент Швеции с 1595 г., кор. Швеции (1604-1611), церковный реформатор и автор религ. сочинений. По завещанию отца, кор. Густава I Вазы (1523-1560), К. стал герцогом Сёдерманландским. Его влияние при дворе возросло после участия в свержении брата Эрика XIV (1560-1569), однако вскоре начался конфликт у К. с др. его братом, Иоанном (Юханом) III (1569-1592). После смерти Юхана его сын Сигизмунд, король Речи Посполитой, на время объединил под своей властью оба государства. Сигизмунд был католиком, и это создавало угрозу для укрепившихся в Швеции позиций лютеран. церкви. К. придерживался протестант. вероучения. В 1595 г. швед. риксдаг избрал герцога Сёдерманландского регентом Швеции, поручив К. наблюдать за выполнением Сигизмундом королевской клятвы, данной им при вступлении на престол.

Кор. Карл IX. XVII в. Неизвестный художник (Национальный музей, Стокгольм)
Кор. Карл IX. XVII в. Неизвестный художник (Национальный музей, Стокгольм)

Кор. Карл IX. XVII в. Неизвестный художник (Национальный музей, Стокгольм)
В 1597 г. на риксдаге в Арбуге К. как регенту предоставили неограниченные полномочия. Вскоре герцог начал военные действия против ленников короля. Противостоявшая К. швед. знать покинула королевство, примкнув ко двору кор. Сигизмунда в Польше. В 1598 г. Сигизмунд с армией высадился у берегов Швеции, чтобы восстановить свою власть над королевством. 25 сент. в битве у Стонгебру он потерпел поражение и вынужден был выдать К. тех членов риксрода (гос. совета), которые бежали в Польшу. В 1599 г. риксдаг официально низложил Сигизмунда, а в 1600 г. на риксдаге в Линчёпинге прошел суд над взятыми в плен членами риксрода. Во главе суда, нарушив договор с королем, были верные герцогу члены совета; К. выступил в роли обвинителя. Четверых обвиняемых, сознавшихся в измене, помиловали, но еще четверых казнили 29 марта 1600 г. (т. н. Линчёпингская кровавая баня).

Младший сын Юхана III герцог Эстергётландский в 1604 г. отказался от притязаний на корону Швеции, что позволило К. официально именовать себя королем. В 1607 г. К. был коронован в Уппсале с именем Карл IX. От 2-го брака с Кристиной Гольштейн-Готторпской (1573-1625) у него родились сыновья Густав II Адольф (1611-1632), активно воевавший в Европе, и Карл Филипп (1601-1622), претендовавший на рус. престол во время Смуты.

Внешняя политика К. была не слишком удачной, поскольку попытка захватить Ливонию привела к ухудшению отношений с Данией, Голландией и Англией, торговля этих стран приносила одни убытки из-за военных действий. В 1609 г. К. подписал русско-швед. Выборгский договор, к-рый был использован для начала вторжения на территорию Русского государства (в 1611 был захвачен Новгород Великий). В 1611 г. началась т. н. Кальмарская война между Данией и Швецией за контроль над прол. Зунд и Нарвой. Узнав о начале войны, К. скончался от инсульта.

Религиозная политика

К. участвовал в церковных делах столь же активно, как и его брат Юхан, однако в отличие от своего предшественника противостоял католичеству и симпатизировал кальвинизму. Он не был открытым кальвинистом, но во многом разделял взгляды сторонников этого учения, хотя лютеранство уже окончательно утвердилось как офиц. религия швед. Церкви. В целом религ. взгляды К. были достаточно эклектичными, неизменными оставались только вера в высший авторитет Свящ. Писания и неприятие Римско-католической Церкви.

Конфликту К. с лютеран. духовенством во время его правления предшествовал период, когда он содействовал укреплению позиций лютеран в Швеции. При его поддержке в 1587 г. было принято 1-е строго лютеран. исповедание веры (Confessio Strengnensis) и проведено Уппсальское собрание в 1593 г. Считая католицизм главной угрозой для Швеции, К. согласился на предложение епископов ввести Аугсбургское исповедание веры. На риксдагах 1602, 1604 и 1607 гг. он упорно отказывался лично принять Аугсбургское исповедание, несмотря на обращения лютеранского духовенства. К моменту коронации в 1607 г. К. принимал Аугсбургское исповедание «лишь настолько, насколько оно соответствует Священному Писанию» (Lutheran Ecclesiastical Culture. 2008. P. 440).

Как регент и король К. стремился получить неограниченную власть над Церковью, вмешиваясь в избрание епископов вопреки установлениям 1571 г. и пытаясь контролировать распределение бенефициев. В 1606 г. он издал ордонанс, не позволявший епископам самостоятельно назначать бенефициаров. В следующем году К. предложил создать назначаемый королем центральный церковный совет, куда вошли бы и миряне, для рассмотрения духовных вопросов и национальный «consilium», в ведение к-рого передавались бы «все важные дела, касающиеся религии». Это заменило бы юридическую власть епископа в диоцезе и прежнее устройство Церкви новой структурой, подчиненной королю. Однако начинание К. не было реализовано (Roberts. 1968. P. 422-423).

В 1596 г. Абрахам Ангерманнус, 4-й лютеранский архиеп. Уппсалы (1593-1599), жестоко преследовал католиков в своем диоцезе и едва не стал жертвой крестьянского восстания. Он также спровоцировал первые процессы над ведьмами и колдунами в Швеции, хотя в это время смертных приговоров не было. В 1599 г. К. отдал Ангерманнуса под суд за пренебрежение обязанностями архиепископа, несмотря на его уверения в невиновности. Ангерманнус находился в заключении до смерти в 1607 г.

Новым архиепископом Уппсалы стал Олаус Мартини (1601-1609), критиковавший кор. Юхана за его склонность к католицизму. Хотя герцог утвердил его кандидатуру, Олаус критиковал и К. за его кальвинист. взгляды. В 1606 г. архиепископ издал полемический трактат, в к-ром с позиций ортодоксального лютеранина обличал и католиков и кальвинистов.

С 1595 г. К. пытался ввести свою версию церковного устава, требуя переработки молитвенника и богослужебных текстов. В 1600 г. он вынес на рассмотрение риксдага в Линчёпинге написанный им устав, однако против его варианта выступили архиеп. Мартини, богослов Лаврентий Паулин Готус, Иоанн (Йоханнес, Юханес) Рудбек вместе с Абрахамом Ангерманнусом. Лютеран. духовенство увидело в предложенном тексте очевидное влияние кальвинизма. К. удалось добиться того, чтобы в резолюцию сословий внесли положение о рассмотрении новой версии на следующем риксдаге, но 126 представителей духовенства выразили протест против этого решения (Ibid. Р. 417).

В 1602 г. К. все же опубликовал новый устав с богослужебными текстами (Christelig Ordning och Sätt, huruledes hållas skal uthi den Högborne Furstes och Herres, Herr Carl med Guds nåde, Sveriges Rikes Regerande Arf Furstes, Hertig till Södermanland etc. Stockholm, 1602). При этом формально указывалось, что устав предназначен для использования только при дворе, а не по всей стране. Архиеп. Мартини написал ответ К., в к-ром называл его сочинение бесполезным, вредоносным и кальвинистским из-за того, что регент отрицал вездесущность Бога и присутствие Христа во время богослужения. Архиепископ также отстаивал исключительное право духовенства на изменение богослужебных и вероучительных текстов.

В 1604 г. К. издал «Книгу доказательства» (Bevisbok), в к-рой, цитируя М. Лютера и Ф. Меланхтона, вновь попытался опровергнуть догмат о вездесущности Бога. В ответ архиепископ немедленно опубликовал сочинение, где соглашался с идеей трактовки Свящ. Писания через учение лютеран. богословов, но подчеркивал неверные истолкования и кальвинист. влияние в тексте К. В дек. 1604 г. К. отверг обвинения архиеп. Мартини в письме народу, а 2 года спустя издал его в расширенном и дополненном виде как отдельный трактат.

В нояб. 1604 г. появился анонимный катехизис, к-рый отличался от распространенного Малого катехизиса Лютера, известного на шведском языке с 1537 г., и был создан под влиянием Гейдельбергского и Эмденского катехизисов. К. вскоре признал, что он является автором катехизиса, и вновь архиепископ критиковал его текст (The Scandinavian Reformation. 1995. P. 166-167).

Еще в 1602 г. К. внес в резолюции риксдага положение о необходимости переработки мессы, причем пересмотр литургических текстов поручался не только духовенству, но и мирянам. Однако оговаривалось, что изменения не затронут ни таинств, ни основных догматов вероучения. Т. о., победа короля была весьма относительной. Лютеран. духовенство не спешило приступить к работе, несмотря на голосование риксдага. В 1608 г. К. потребовал немедленного ответа, и архиеп. Мартини, избегая прямого отказа, согласился продолжить пересмотр литургии при условии, что этим будет заниматься исключительно духовенство. Король принял это условие, но полученный результат настолько противоречил его ожиданиям, что К. отказался его обнародовать.

В 1607 г. К. выпустил памфлет на тему Евхаристии. Конфликт между королем и церковью достиг такой степени, что К. даже пригрозил отречься от престола. В 1608 г. он обвинил духовенство в тайной приверженности католицизму, поскольку оно отказывалось отменить мн. старые церковные праздники. Только ухудшавшееся состояние здоровья (К. перенес удар) заставило его отказаться от вмешательства в дела церкви. В 1611 г., после его смерти, лютеран. духовенство выдвинуло на рассмотрение риксдага в Нючёпинге не принятый К. вариант мессы. В 1614 г. была введена новая версия мессы.

В 1607-1608 гг. К. включил в законодательство правовые нормы «закона Моисеева», что подразумевало смертную казнь за прелюбодеяние, непослушание родителям и др. грехи (Lindkvist, Sjöberg. 2003. S. 328). В 1600-х гг. при поддержке К. протестант. миссионеры активно проповедовали среди колонизируемых финнов и лапландцев (саамов), поскольку король провозгласил, что «все необработанные земли принадлежат нам, Богу и короне» (Lehtola V.-P. The Sámi People: Traditions in Transition. Inari, 2002. Р. 30).

Лит.: Bergh S. Karl IX och den svenska adeln 1607-1609. Uppsala, 1882; Söderqvist O. Johan III och hertig Karl, 1568-1575. Uppsala, 1898; Almquist H. Sverige och Ryssland 1595-1611. Uppsala, 1907; Block H. Karl IX som teolog och religiös personlighet. Uppsala, 1918; Hermansson A. Karl IX och ständerna. Stockholm, 1962; Roberts M. The Early Vasas: A History of Sweden, 1523-1611. Camb., 1968; Öhman C. Nyköping och hertigdömet, 1568-1622. Stockholm, 1973; The Scandinavian Reformation: From Evangelical Movement to Institutionalisation of Reform / Ed. O. P. Grell. Camb., 1995; Lindkvist T., Sjöberg M. Det svenska samhället, 800-1720. Lund, 2003; Lutheran Ecclesiastical Culture, 1550-1675 / Ed. R. Kolb. Leiden, 2008.
Ф. М. Панфилов
Ключевые слова:
Европа. Правители Карл IX Ваза (1550-1611), регент Швеции с 1595 г., король Швеции (1604-1611), церковный реформатор и автор религиозных сочинений Короли шведские
См.также:
КАРЛ XI (1655-1697), кор. Швеции (1660-1697), церковный реформатор
КАРЛ XII (1682-1718), кор. Швеции (1697-1718)
ИОАНН III [Юхан, Йохан] (1537-1592), кор. Швеции в 1568/69-1592 гг., с 1577 или 1581 г. вел. князь Финляндский, церковный реформатор
КАЗИМИР IV ЯГЕЛЛОНЧИК (1427-1492), Литовский вел. князь (с 1440), король Польши (с 1447)
КАРЛ I (1600-1649), кор. Англии, Шотландии и Ирландии
КАРЛ II (1630-1685), кор. Англии, Шотландии и Ирландии