Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВДОКИМ
Т. 17, С. 114-115 опубликовано: 29 июля 2009г.


ЕВДОКИМ

[греч. Εὐδόκιμος] (807 или 809, Каппадокия - 840 или 842, там же?), прав. (пам. 31 июля). Сохранилось 2 версии Жития Е., обе носят риторический характер и сообщают мало исторических деталей и конкретных сведений о жизни и деятельности Е. Одна версия (BHG, N 607; PG. 115. Col. 487-498), составленная прп. Симеоном Метафрастом, была широко известна и сохранилась во множестве списков. Др. версия Жития (BHG, N 606), анонимная, была написана к-польским автором. По мнению Х. М. Лопарёва, эта версия первична и принадлежит либо Игнатию Диакону или к.-л. из его окружения (Лопарев. 1897. С. 355-356), либо Никите Давиду Пафлагону (Лопарев. 1908. С. 163-164, 192). Как позже доказал И. Делеэ (Delehayé H. Constantini Acropolitae, hagiographi byzantini, Epistularum manipulus // AnBoll. 1933. Vol. 51. P. 270-271), она не является первоначальным вариантом Жития и написана Константином Акрополитом, упростившим метафрастовский вариант. Ни в одной версии Жития Е. не встречается упоминаний об иконоборчестве, хотя описываемые события разворачивались в разгар иконоборческой эпохи. Сокращенное Житие Е. входит в Императорский Минологий 1034-1041 гг. (BHG, N 607e) и в Синаксарь К-польской ц. кон. X в. (SynCP. Col. 857).

Прав. Евдоким. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 122 об.)
Прав. Евдоким. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 122 об.)

Прав. Евдоким. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 122 об.)

Родители Е.- Василий и Евдокия - принадлежали к знатным родам и отличались благочестием. Согласно гипотезе Лопарёва, Е. носил фамилию Мегас, унаследованную от отца (Лопарев. 1908. С. 154-155). Они были влиятельными людьми при дворе императора. В юности Е. получил неплохое образование. Почти все свободное время Е. проводил в церквах и отличался целомудрием, оставаясь до смерти девственником. Е. был известен своим человеколюбием и милосердием, пользовался уважением у властей. На воинскую службу он поступил при имп. дворе в К-поле, возможно в 837-838 гг. Затем предположительно был поставлен имп. Феофилом (829-842) стратопедархом в областях Харсиан и Каппадокия. Однако в агиографических текстах Е. носит титул кандидата (низкий офицерский чин), что не соответствует предложенной ему императором важной должности. Будучи стратопедархом, Е. сражался и одержал ряд побед. Умер Е. в возрасте 33 лет вдали от родителей, горюя, что их нет рядом. На смертном одре Е. изъявил желание быть похороненным в парадном воинском одеянии, что и было исполнено (по др. сведениям, он был ошибочно погребен в одежде, к-рая была на нем перед смертью).

Известны 7 посмертных чудес, совершенных Е.: 5 из них произошли на месте его кончины и погребения, 2 - во время перенесения мощей Е. в К-поль, вероятно еще в М. Азии. Чудо 1 повествует о некоем сумасшедшем Илии, к-рый, по словам очевидца, получил исцеление у гроба Е. В Чуде 2 вдова помазала своему ребенку парализованные руки маслом из лампады над гробницей Е., и ребенок исцелился. Др. женщина помазала лампадным маслом парализованные ноги своего сына, и тот также стал здоров (Чудо 3). В Чуде 4 речь идет о бесноватой, к-рая бросалась в воду и изнемогала до полусмерти, пока не исцелилась у гроба Е. Др. больная выздоровела, приложив к телу смоченную слезами землю с могилы Е. (Чудо 5). Эта весть разнеслась повсюду, и целительную землю стали рассылать по окрестным районам. Родители Е., прослышав о совершающихся чудесах, захотели, чтобы тело сына было захоронено в К-поле. Василий, будучи занят на гос. службе, не смог приехать на могилу Е., Евдокия же добралась до места и, распорядившись поднять могильный камень, нашла тело сына нетленным и сохранившим полную гибкость членов, хотя оно пробыло в земле полтора года. Местные жители препятствовали желанию матери увезти тело Е. в К-поль, и той пришлось договориться с мон. Иосифом (возможно, одно лицо с прп. Иосифом Песнописцем († 886)) о тайной переправке мощей. Ночью Иосиф сумел вывезти тело Е. Дорогой ему встретилась одержимая бесом женщина, к-рая была исцелена у гроба Е. (Чудо 6). Затем, когда мощи проносили мимо Мантинейского мон-ря (расположенного, вероятно, на границе Галатии и Вифинии), одна монахиня подошла ко гробу и получила исцеление от болезни (Чудо 7). Во 2-й пол. IX-X в. мощи Е. пользовались большим почитанием, были нередки случаи исцеления.

В кон. 40-х гг. IX в. в К-поле был построен храм Пресв. Богородицы, где были положены мощи Е. В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) говорится о местонахождении этого храма в к-польском р-не Эксакионий, хотя на этот счет существует 2 мнения (см.: Лопарев. 1908. С. 190). К кон. XII в. на месте храма был уже мон-рь, по сведению XIV в.- женский. Имеется также свидетельство патриарха Матфея I, датируемое июнем 1400 г., о винограднике, принадлежавшем ц. во имя Е. и находившемся внутри городских стен, рядом с храмом. Почитание Е. не прекращалось на протяжении всего существования Византийской империи, о чем сохранился ряд свидетельств (см.: Лопарев. 1908. С. 195).

Ист.: BHG, N 606-607e; ActaSS. Iul. T. 7. P. 310-314 (лат. пер. метафрастовского жития авторства Сурия); SynCP. Col. 857-858; PG. 115. Col. 487-498; Latyšev. Menol. T. 1. P. 190-197; Лопарев Х. М. Описание нек-рых греч. Житий святых // ВВ. 1897. Т. 4. С. 337-401; он же. Житие св. Евдокима // ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 199-252 [текст].
Лит.: Лопарев Х. М. Житие св. Евдокима // ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 152-198 [исслед.]; он же. Визант. жития святых VIII-IX вв. // ВВ. 1910. Т. 17. С. 114-119; он же. Греч. жития святых VIII и IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 114-119; Vies des saints et des bienheureux / Éd. J. Dubois, P. Antin. P., 1949. Vol. 7. P. 734-735; Da Costa-Louillet G. Saints de Constantinople aux VIIIe, IXe et Xe siècles // Byz. 1957. Vol. 25-27. P. 783-788; Darrouzès J. Eudocime // DHGE. Vol. 15. Col. 1337; Celinski H. Eudocimo il Giusto // BiblSS. T. 5. Col. 147; Janin. Églises et monastères. P. 115; Мохов А. С. «Житие св. Евдокима Праведного» как источник по военно-административной истории Византии IX в. // Sacrum et Profanum. Вып. 3: Небесные патроны и земные служители культа: Сб. науч. тр. / Ред.-сост.: Н. А. Алексеенко, Ю. А. Бабинов, Х. Хоффманн. Севастополь, 2007. С. 137-146.
Ю. А. Казачков

Гимнография

Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 354) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Е. не указана. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 477) предписывает совершать в день памяти Е. службу с «Аллилуия», упоминая посвященные Е. цикл стихир и канон 2-го гласа. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 173), представляющий афоно-итал. редакцию Студийского устава, содержит под 31 июля отпустительный тропарь Е. 4-го гласа: ᾿Εκ γῆς ὁ καλέσας σε̇ (    ) - и указание читать на утрене Житие святого. Различные редакции Иерусалимского устава (в т. ч. и совр.) обычно содержат память Е. под 31 июля и приводят устав соединения вседневной службы Е. и предпразднства Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня.

В совр. богослужебных книгах последование Е. включает отпустительный тропарь 4-го гласа (тот же, что и в Мессинском Типиконе), кондак 2-го гласа:   (в совр. греч. Минее отсутствует, однако в первопечатном греч. уставе (Венеция, 1545) имеется кондак Е. на подобен: ῾Η παρθένος σήμερον̇ (  ), нач.: ῾Η σεπτή σου (Честная твоя)); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом: ῾Υμνῶ μάκαρ σοῦ τοὺς πανευσεβεῖς τρόπους. ῾Ο ᾿Ιωσήφ (Воспеваю, блаженне, твои всечестные деяния. Иосиф), ирмос: ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσε̇ (   ), нач.: ῾Υψηλὸν τὸν βίον ἐσχηκώς (   ); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее - 1-го, в слав.- 8-го гласа); славники на «Господи, воззвах» (в греч. Минее - 2-го, в слав.- 1-го гласа) и на стиховне утрени (только в слав. Минее); седален; светилен (в греч. и слав. Минеях различается).

Иконография

Ранние изображения Е. встречаются в Минологиях, перед текстом его Жития. Он представлен темноволосым, с короткой заостренной бородой, в воинском облачении, с копьем и щитом в Минологии 1063 г. (ГИМ. Греч. № 9. Л. 125 об.), в Житиях святых XI в. (Alexandr. Patr. 35(303). Fol. 92v; б-ка Тюбингенского ун-та. Ms. gr. Fol. 17), в Житиях святых и Беседах на май-авг. (Paris. gr. 1528. Fol. 112v, XII в.). В греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 122 об.) Е. изображен с темными взлохмаченными волосами, в хитоне и застегнутом на груди плаще, с крестом в правой руке. В хитоне и плаще, с крестом в руке, Е. представлен в росписи храмов и в иконописи: в ц. праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница, Сербия (1314); на зап. арке в соборе свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах, Греция (1527), мастер Феофан Критский; в наосе кафоликона мон-ря Преображения в Метеорах (1552), иконописец Джорджи (ученик Феофана Критского); предположительно в церкви в Мецово, Греция (XVII в.).

Единичны иконописные изображения Е., представленного, как правило, среди избранных святых: на иконе «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми», мастерская Андреаса Рицоса (?), 2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; на иконе «Пять избранных святых: Иоанн Предтеча с Авраамием, Аверкием, Евдокимом и Варварой» (посл. четв. XIX в., Россия, частное собр.) в окладе 1884 г.

Лит.: Евсеева. Афонская книга. С. 217, 319; LCI. Bd. 6. S. 174-175; Walter C. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot e. a., 2003. P. 250.
Н. В. Герасименко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святые неразделенной Церкви Иконография праведных и бессребреников Праведные мужи Русской Православной Церкви Гимнография праведных и бессребреников Евдоким (807 или 809 - 840 или 842), праведный (пам. 31 июля)
См.также:
ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида
ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.)
АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
ГАМАЛИИЛ I (Ɨ ок. 50), евр. законоучитель, фарисей (Деян 5. 34), прав. (пам. 2 авг.)
ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.)
ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне
ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ЗАХАРИЯ прав., прор., отец св. Иоанна Крестителя и муж прав. Елисаветы (пам. 5 сент.)
ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ИОАКИМ И АННА святые, праведные родители Пресв. Богородицы (пам. 9 сент.)
ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские