Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГОРТИНА
Т. 12, С. 153-154 опубликовано: 23 мая 2011г.


ГОРТИНА

Го́ртина [греч. Γόρτυνα, Γόρτυν], древний г., в к-ром в I-X вв. находилась архиепископская кафедра Критской Православной Церкви. Развалины Г. расположены в центральной части о-ва Крит, в 45 км к югу от Ираклио.

История

Первое поселение на месте Г. возникло в неолитический период (4000 г. до Р. Х.), в позднеминойскую эпоху (1600-1100 гг. до Р. Х.) город располагался на месте совр. дер. Митрополи, в 1100-700 гг. до Р. Х. переместился в район акрополя (холм Айос-Иоанис). Первоначально Г. носила название Эллотис, затем Ларисса и Кремния. При раскопках в 1884 г. были найдены плиты с текстом свода законов, т. н. Гортинские законы (нач. V в. или ок. 450 г. до Р. Х.). В эпоху поздней античности Г. соперничала с Кноссом и Кидонией (совр. Ханья), после рим. завоевания в 67 г. до Р. Х. стала главным городом пров. Крит и Киренаика.

Базилика ап. Тита в Гортине. VI - VIIвв.
Базилика ап. Тита в Гортине. VI - VIIвв.

Базилика ап. Тита в Гортине. VI - VIIвв.
В Г. останавливался и проповедовал ап. Павел. Первым епископом Г. стал его ученик ап. Тит († ок. 106). Он был уроженцем о-ва Крит и происходил из знатного греч. рода. В Послании к ап. Титу, написанном ок. 65 г., ап. Павел велел, чтобы тот «поставил по всем городам пресвитеров» (Тит 1. 5). По словам Евсевия Кесарийского, «Тимофею первому выпал жребий быть епископом в Эфесской Церкви, а Титу - в Критских церквах» (Euseb. Hist. eccl. III 4). Епископ Г. являлся главой Критской Церкви (уже во II в. существовала подчиненная ей Кносская епархия). Гортинский еп. св. Филипп (60-70-е гг. II в.) был автором сочинения против еретика Маркиона (Euseb. Hist. eccl. IV 25). В правление имп. Деция в Г. пострадали 10 Критских мучеников († 250), а в гонения имп. Диоклетиана - митр. Кирилл († 304).

По мнению Н. Томадакиса, уже со 2-й пол. III в. Гортинская епископия именуется митрополией, а правящий архиерей носит титул архиепископа. Крит, относившийся к Иллирийскому диоцезу, вместе с последним в церковном отношении считался подчиненным Риму. В 732 г. зап. епархии, входившие в состав Византийской империи, были переданы в ведение К-польского патриарха по инициативе имп. Льва III Исавра. Официально Критская Церковь перешла в юрисдикцию К-польского патриарха в нач. Х в.

Набеги арабов и землетрясение ок. 670 г. причинили Г. большие разрушения. В эту эпоху кафедру занимал гимнограф свт. Андрей Критский. В 824 г. Г. была завоевана и разрушена арабами, столицей острова стал Рабд-эль-Хандак (средневизант. Хандакс, венецианская Кандия, совр. Ираклио), основанный ок. 824-827 гг.

Крит был возвращен в состав Византийской империи в 960-961 гг. имп. Никифором II Фокой. Архиепископская кафедра была перенесена в Хандакс, но предстоятель Критской Церкви продолжал носить титул «архиепископ Гортинский».

В кон. Х в. Критская архиепископия занимает 10-е место (перед Коринфской, Сицилийской и Фессалоникийской архиепископиями) в списке митрополий К-польского Патриархата (Darrouzès. Notitiae. P. 216).

С 1204 г. остров находился под властью венецианцев. Избрание правосл. митрополита было запрещено. Неск. раз К-польскими патриархами предпринимались попытки назначить архиереев на Критскую кафедру (напр., критян по происхождению Никифора Мосхопула († 1322) и Анфима, митр. Афинского († 1371)), однако они оставались титулярными архиереями. В это время резиденция лат. архиепископа находилась в Кандии. После османского завоевания Крита, в 1647 г., было разрешено избрание правосл. митрополитов, к-рые с 1700 г. носили титул «архиепископ Крита и всей Европы». До 1900 г. Г. по-прежнему входила в митрополичий округ, только в 1725 г. Гортинская епархия была временно отделена от архиепископии Крита и на ее кафедру был поставлен еп. Григорий. При реорганизации епархий в соответствии с «Уставным законом Критской Церкви» (1900) Гортинская епархия была включена в состав Аркадийской епископии. В 1961 г. она была переименована в Гортинскую и Аркадийскую епископию, а в 1962 г. возведена в ранг Гортинской и Аркадийской митрополии.

Памятники

Сохранились руины храма Аполлона (VII, IV вв. до Р. Х., II в. по Р. Х.), святилища Исиды, Сераписа и Анубиса (I-II вв. по Р. Х.), одеон (I в. по Р. Х.), преторий, где находилась резиденция проконсула Крита (II в. по Р. Х., перестроен в 381-383 гг. по Р. Х.) и др.

В VI-VII вв. была воздвигнута 3-нефная купольная базилика ап. Тита с 3 экседрами, служившими завершением вост., сев. и юж. рукавов планового креста. Базилика была серьезно повреждена в 824 г. и перестроена в Х в. Барельефы со стен этого храма находятся в Историческом музее г. Ираклио. Однонефная базилика с баптистерием была построена на акрополе на месте святилища Аполлона.

Церковь V в., представляющая собой триконх, возможно, служила кафедральным собором до сооружения базилики ап. Тита. Сохранились фрагменты мозаичного пола.

В 2 км к северу от Г. расположен городок Айи-Дека, названный так в честь пострадавших в гонения имп. Деция 10 Критских мучеников (пам. 23 дек.). Сохранилась 3-нефная церковь с гробницами мучеников (наиболее древней частью к-рой является нартекс).

Архиереи

ап. Тит (64 или 67 - ок. 106, пам. 25 авг.); св. Филипп (60-70-е гг. II в., пам. зап. 11 апр.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330-340, пам. 8 авг.); сщмч. Кирилл (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.); сщмч. Петр Новый (после 304, пам. греч. 14 и 16 июля); Павел (упом. ок. 325); Елиан (упом. в 343); Василий I (упом. в 381-382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в., без пам.); прп. Евмений (кон. IV - нач. V в. или ок. 668, пам. 18 сент.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449-457); Феодор (упом. в 536-553); Синесий (V-VI вв.); Еварест (V-VI вв.); Георгий (?) (VI в.); Иоанн I (упом. в 597-599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 667-668); Василий II (упом. в 681-691); Стефан I (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.); свт. Андрей Критский (ок. 710-740, пам. 4 июля); Илия I (упом. в 787); Никита I (VIII в.); Никита II (VIII в.); Иоанн II (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий III (847-858, впосл. архиепископ Фессалоникийский, пам. греч. 1 февр.); Василий IV (упом. в 880); Илия II (после 920, не позднее 961); Андрей II (кон. X в.); Никита III (X в.); Стефан II (упом. в 1027-1030); Иоанн III (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин I (кон. X - нач. XI в.); Илия III (упом. в ок. 1120-1130); Василий IV (1-я пол. XII в.); Константин II (1-я пол. XII в.); Николай I (сер. XII в.); Иоанн IV (упом. в 1166-1172); Мануил I (2-я пол. XII в.); Мануил II (2-я пол. XII в.); Николай II (упом. в 1195-1221); Никифор I Мосхопул (упом. в 1285-1322); Антоний Омологет (упом. в 1306); Илия IV (XIV в.); Макарий (упом. в 1357); Анфим, митр. Афинский (1365/66-1370); Игнатий, митр. Ст. Патр (упом. в 1381); Прохор, митр. Ставропольский (упом. в 1410); Паисий Гортинский (упом. в 1439); Неофит (Пателарий) (1646/47 или 1652-1679); Никифор II (Скотакис) (1679-1683); Каллиник I (1683-1687); Арсений I (1687-1688); Афанасий (Каллиполитис) (1688-1697); Каллиник II (1697-1699); Арсений II (1699-1701); Иоасаф (Киминис) (1702 - ок. 1710); Константин (Халкиопулос) (1711-1716, 1719-1722); Герасим I (1716-1719); Даниил (1722-1725); Григорий, еп. Гортинский (ок. 1725); Герасим II (Летидзис) (1725-1755); Анфим (1756); Герасим III (1756-1769); Захария (Маридакис) (1769-1786); Максим (Прояннакопулос) (1786-1800); Герасим IV (Пардалис) (1800-1821); Мефодий (1823); Каллиник III (1824-1830); Мелетий I (Николетакис) (1831-1839); Порфирий (Фотиадис) (1839); Каллиник IV (Гаргаладос) (1839-1842); Каллиник V (Хугиас) (1842-1843); Хрисанф (1843-1850); Софроний I (1850); Дионисий I (1850-1856); Иоанникий (1856-1858); Дионисий II (Харитониадис) (1858-1868); Мелетий II (1868-1873); Софроний II (1873-1877); Мелетий II (1877-1882); Тимофей I (Кастринояннакис) (1882-1897); Евмений II (Ксирудакис) (1898-1920).

Лит.: Τωμαδάκης Ν. Β. ῾Η ᾿Εκκλησία Κρήτης κατὰ τὴν ᾿Αραβοκρατίαν // Κρητικὰ Χρονικά. 1961-1962. T. 15-16; idem. Οἱ τίτλοι ᾿Επίσκοπος, ᾿Αρχιεπίσκοπος καὶ Πρόεδρος τῆς ᾿Εκκλησίας Κρήτης // ᾿Απόστολος Τίτος. 1962. T. 11; Τζεδάκης Θ. Γορτύνης, Μητρόπολις // ΘΗΕ. T. 4. Σ. 623-625; Ϫετοράκης Θ. Οἱ ἅϒιοι τῆς πρώτης Βυζαντινῆς περιόδου τῆς Κρήτης καὶ ἡ σχετικὴ πρὸς αὐτοὺς φιλολοϒία. ᾿Αθῆναι, 1970; Sanders I. F. Roman Crete. Warminster, 1982. P. 110-113; Stiernon D. and L. Gortyna // DHGE. T. 21. Col. 786-811; Darrouzès. Notitiae. P. 216, 221, 230, 265, 361; DiVita A. Gortina. R., 1988. T. 1; Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 535-539.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Археология христианская, раздел археологии, изучающий древности раннехристианских общин и государств Епархии Константинопольской Православной Церкви Гортина, древний город, в к-ром в I-X вв. находилась архиепископская кафедра Критской Православной Церкви Епархии Критской Православной Церкви Города древние. Греция Греция. История
См.также:
АФИНЫ столица Греческой Республики
БУТРИНТИ античный и средневек. г. в Сев. Эпире (совр. Албания), древняя епископия
АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Константинопольской Православной Церкви
АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют
АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ самая ранняя идентифицированная христианская надпись
АВСТРАЛИЙСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ Константинопольского Патриархата (с 1 сент. 1959)
АВСТРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ епархия Константинопольского Патриархата
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АГАТОНИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ - см. Агафоникийская епископия К-польского Патриархата
«АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига
АГАФОНИКИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ древняя кафедра в составе Константинопольского Патриархата
АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии