Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВИССАРИОНА ЕВХОЛОГИЙ
8, С. 551 опубликовано: 19 апреля 2010г.


ВИССАРИОНА ЕВХОЛОГИЙ

[лат. Codex Bessarionis], греч. пергаменный кодекс (Crypt. Γ. β. I). Состоит из 154 листов и является конволютом: первые 147 листов - это рукопись, переписанная ок. 1020 г. в К-поле (Rocchi A. Codices Cryptensesseu Abbatiae Cryptae Ferratae in Tusculano. Tusculani, 1883. P. 235-244) и содержащая молитвы и чинопоследования визант. Евхология в послеиконоборческой к-польской редакции; листы 148-154 - рукопись XIV в. на бомбицине чинопоследования Великой схимы.

Название

было дано рукописи Ж. Гоаром по имени одного из ее владельцев - кард. Виссариона (1439-1472; бывш. митрополит Никейский). Первое упоминание о В. Е. связано с заключением Флорентийской унии (1439): участник Собора, греч. свящ. Георгий Вар с о-ва Крит, подарил рукопись кард. Джулиано Чезарини, о чем свидетельствует его собственноручная подпись в конце текста. Кардинал передарил ее Виссариону, в то время аббату Гроттаферраты, к-рый завещал рукопись своему мон-рю.

Публикации

Ряд разночтений из В. Е. были использованы Гоаром при подготовке им «Евхология» 1647 г. (Goar. Euchologion). Публикация полных текстов чинопоследований по В. Е. с переводом на лат. была выполнена Ж. Мореном (Morinus) (1591-1659) в его соч. «Comment. hist. ac dogmaticus de sacris Ecclesiae ordinationibus...» (P., 1655, 16952), в к-ром он датировал В. Е. временем до X в. Полностью весь текст рукописи вошел в состав докторской диссертации, защищенной в Папском Восточном ин-те (Stassi G. L'Eucologio Gb1 «Bessarione» di Grottaferrata. R., 1982). Текст В. Е. был взят за основу выполненной М. Арранцем гипотетической реконструкции к-польского Евхология XI в. (Arranz. Eucologio).

Состав В. Е.

Первые 32 листа, на к-рых скорее всего помещались молитвы Божественной литургии, утрачены, рукопись начинается с завершающей литургию молитвы в скевофилакионе (Fol. 1). Далее следуют молитвы служб суточного круга (Fol. 1-26v), коленопреклонные молитвы вечера Пятидесятницы (Fol. 27-35v), молитвы в различные литии (Fol. 36-38v; см. также: Бедствия стихийные), чины хиротоний (Fol. 39v - 48), молитвы таинства Крещения и связанных с ним чинов (Fol. 48-61), последование богоявленского водоосвящения (Fol. 61v - 64v), Патриарший катехизис в Великую пятницу (Fol. 64v - 69v), чины освящения мира, омовения престола и умовения ног в Великий четверг (Fol. 70-73), молитва на основание и чин освящения храма (Fol. 74v - 92), чинопоследования принятия еретиков (Fol. 92v - 108v), отпусты и заамвонные молитвы (Fol. 109-114v), молитвы на разные случаи (Fol. 115-119), чинопоследование таинства Брака (Fol. 119v - 121v), царские и Патриаршие молитвы (Fol. 122-126), молитвы на разные случаи (Fol. 126v - 138v), чины, связанные с монашеским постригом (Fol. 139-146v), чин омовения во Влахернах (Fol. 147).

Ключевые слова:
Литургика историческая. Древние литургические тексты и книги Рукописи греческие Виссариона Евхологий, греческий пергаменный кодекс
См.также:
БАРСЕЛОНСКИЙ ПАПИРУС часть большого смешанного папирусного кодекса (IV в.)
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КОДЕКС древнейший манускрипт, содержащий ВЗ и НЗ, V в.
АЛФАВИТНЫЕ СТИХИРЫ ряды стихир, расположенных по принципу алфавитного акростиха
АНАФОРА центральная, евхаристическая молитва Божественной литургии, богослужебный термин
АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА СЛУЖЕБНИК усл. наим. новгородской рукописи 1-й четв. XIV в.
АНЧИСХАТСКИЙ ГУЛАНИ грузинский литургический кодекс (XVII в.)