Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА СЛУЖЕБНИК
2, С. 695 опубликовано: 15 октября 2008г.


АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА СЛУЖЕБНИК

условное наименование новгородской рукописи 1-й четв. XIV в. (ГИМ. Син. № 605). Традиц. название А. Р. С. и ошибочная датировка XII в., принятая в XIX - нач. XX в., были основаны на записи XVII в. (Л. 1) о принадлежности рукописи прп. Антонию Римлянину. А. Р. С. состоит из 40 л. пергамена размером 20,8×15,2 см, основной текст занимает л. 2-40, написан крупным уставом. В А. Р. С. входят: 1) «Мол[итвы] иерѣю за ся пред служ[бою]» (Л. 2-8 об.) («Владыко Господи Боже Вседержителю, не хотяй смерти грешникомь», «Владыко Господи Боже нашь, ныне хотяща приступити», «Молю Тя, Господи, отыми от мене безакония моя») - статья, распространенная в рус. Служебниках древнейшего периода (XII-XIV вв.). 2) «Молитва за входящая в церковь» (Л. 8, «Бл[аго]д[е]телю всѣхъ и твари всякоя съдѣтелю») - древний вариант молитвы малого входа в периферийных формулярах визант. литургий (Mateos. Célébration. P. 79-81; текст: Goar. Euchologion. P. 83; СДЛ. Т. 2. С. 120). 3) «Молитва за живыя и за мертвыя» (Л. 8-8 об., «Господи Боже истиньный, оуслышавый на вся оупоповающая (sic!) на Тя»), помещавшаяся в печатных дониконовских Служебниках после чина проскомидии. 4) «Служба святаго Златоуста» (Л. 8 об.- 40) - литургия свт. Иоанна Златоуста, формуляр к-рой соответствует греч. формуляру 1-й послеиконоборческой к-польской редакции (Jacob. Formulaire), использовавшемуся на Руси до XIV в. (Желтов, Правдолюбов. С. 487-491). Литургия предваряется кратким чинопоследованием проскомидии с описанием порядка изъятия агнца и неопределенным указанием на количество просфор (С. Муретов), рубрики в тексте литургии очень малочисленны. В обряде accessus ad altare правильно разделены возгласы (слова Лк 1. 35 обращены к старшему священнику, а не к диакону), умовение рук еще не перенесено из комплекса священнодействий великого входа в начало литургии (см. Taft. Great Entrance); в анафоре: во вступительном диалоге вместо возгласа «Благодарим Господа» стоит возглас «Похвалим Господа», в эпиклезе произносится не 2 однократных и 1 троекратное «Аминь» во время благословения Даров, а 2 однократных - на 1-е и 3-е прошения и не читается тропарь 3-го часа («Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа»); в intercessio в числе др. поминаются «князь, все боляре и вои его»; не упоминается обряд вливания теплоты; священники причащают один другого, что отражает древнюю традицию (Taft R. Byzantine Communion Rites: I. The Early Ritual of Clergy Communion // OCP. 1999. Vol. 65. P. 307-345). 5) Прокимны и аллилуиарии 8 гласов (Л. 40-40 об.) - статья, дополнительная к первоначальному тексту Служебника, вписана полууставом не позднее XV в.

Рукопись украшена миниатюрой (Л. 1 об.) с изображением свт. Иоанна Златоуста в епископском облачении, в рост, правая рука сложена именословно для благословения, в левой - раскрытая книга, читаются начальные слова молитвы 1-го антифона: «Господи, Боже наш, Его же держава бесприкладна». Краски осыпаются, утрачен почти полностью фон, имеются осыпи на облачении и на обрамляющей арке. Стилистически миниатюра принадлежит к направлению, получившему распространение в Новгороде со 2-й пол. XIII в., с подчеркнутой линейностью, скупой и случайной цветовой проработкой. Рукопись также украшена заставкой (Л. 2) и инициалами тератологического стиля.

До 2-й пол. XVII в. А. Р. С. находился в Антониевом мон-ре, откуда поступил на Печатный двор; в 1784 г. в числе др. древних пергаменных рукописей по имп. указу был передан из Типографской б-ки в Синодальную. В XIX в. по заказу свт. Московского Филарета (Дроздова) была изготовлена литографическая копия (РГБ. Ф. 317 (собр. митр. Филарета). № 68). Основной текст (Л. 1-40) опубликован факсимильно (б. м, б. г.).

Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 1. С. 1-4. № 342; Муретов C. Последование Проскомидии, Великого входа и Причащения в славяно-русских Служебниках XII-XIV вв. М., 1897. С. 1-6; Popova O. Les miniatures russes du Xie au XVe siècle. Leningrad, 1975. P. 48. Il. 30; [Popova O. S.]. Altrussische Buchmalerei 11 bis Anfang 16. Jh. Leningrad, 1984. S. 23. Abb. XIII; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV в. М., 1994. С. 91, 274; Желтов М. С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви, X-XX вв. // ПЭ. Т. РПЦ. С. 485-517 [Библиогр.].
Ю. И. Рубан, А. А. Турилов
Ключевые слова:
Литургика историческая. Древние литургические тексты и книги Антония Римлянина Служебник, условное наименование новгородской рукописи 1-й четв. XIV в.
См.также:
АЛФАВИТНЫЕ СТИХИРЫ ряды стихир, расположенных по принципу алфавитного акростиха
АНАФОРА центральная, евхаристическая молитва Божественной литургии, богослужебный термин
АНЧИСХАТСКИЙ ГУЛАНИ грузинский литургический кодекс (XVII в.)
АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ древнее описание христианского богослужения, памятник (ок. 380)