Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАРАКА
Т. 6, С. 554-555 опубликовано: 23 ноября 2009г.


ВАРАКА

Вáрака ибн Науфал ибн Асад [араб.          ], араб-христианин из рода асад племени курайш, сыгравший значительную роль в жизни основателя ислама Мухаммада.

Сведения о В. скудны и часто полулегендарны. Он жил в Мекке во 2-й пол. VI - нач. VII в. и принял христианство уже в зрелом возрасте, когда совет одного христианина помог ему спасти свою жизнь от гнева Амра ибн Аби Шамира из династии Гассанидов. Считался сведущим в вопросах вероучения, читал Свящ. Писание, писал на древнеевр., возможно, знал кроме него сир. и (или) греч. Вел праведный образ жизни: В. упоминается среди немногочисленных аравийских праведников, еще до ислама добровольно отказавшихся от употребления спиртных напитков, от гадания и азартных игр с использованием особых стрел (азлам). Сохранилось неск. его элегий и др. стихотворных произведений на араб. языке, написанных в традиц. манере.

Вопрос о том, какое христианство исповедовал В., остается не вполне ясным. Вероятно, он принадлежал к одному из иудео-христ. объединений (к елкезаитам/елкессеям или к назареям), именуемых в Коране и доисламской поэзии термином «насара», к-рый позднее в классическом араб. стал обозначать христиан вообще. На связь В. с иудео-христианами указывает сообщение о том, что В. делал выписки из Евангелия на древнеевр. языке: речь, вероятно, шла о Евангелии от Матфея на арам., записанном квадратным письмом. В. считается одним из ханифов, монотеистов-богоискателей доисламской Аравии, однако нет оснований предполагать, что ханифы были объединены в особую общину, одним из лидеров к-рой являлся В.

В. был тесным образом связан с Мухаммадом и его родом. Родная сестра В. пыталась безуспешно соблазнить Абдаллаха, отца Мухаммада, перед тем, как за него посватали Амину, поскольку сама хотела стать матерью буд. пророка. О тех признаках, по к-рым можно определить отца пророка (в частности, исходящее от него сияние), она узнала от брата. По-видимому, подобные суеверия, связанные с представлением о скором пришествии пророка из «сынов Исмаила», были тогда распространены среди аравийских христиан. В. неоднократно проявлял заботу о Мухаммаде. Когда Амина потеряла посреди Мекки своего малолетнего сына, В. помог отыскать его. Овдовевшая Хадиджа бинт Хувайлид ибн Асад стала первой женой Мухаммада по совету В., к-рый приходился ей двоюродным братом по отцовской линии. После того как Мухаммаду, согласно мусульм. традиции, было впервые ниспослано откровение, она, а затем и ее супруг, обратились именно к В. Тот разъяснил, что гигантская фигура, с к-рой Мухаммад общался на горе Хира в окрестностях Мекки, был архангел Гавриил, к-рый прежде являлся Моисею. В. первым признал Мухаммада пророком и предсказал, что его ожидают преследования. Сочувственно относился к мусульманам: вступился за раба-эфиопа Билала, буд. первого муэдзина, к-рого мучили мекканцы-язычники. Вероятно, именно от В. Мухаммад познакомился со мн. библейскими и христ. преданиями, нашедшими отражение в Коране. В. умер христианином еще до того, как пророк открыто призвал мекканцев к принятию ислама (т. е. в самом начале 10-х гг. VII в.). Он явился Мухаммаду во сне в белых одеждах, поэтому среди мусульман распространено убеждение, что В. после смерти попал в рай.

Ист.: Абу-л-Фарадж ал-Исфахани. Китаб ал-агани. Дж. 3. Булак, 1285 г. хиджры. С. 13-15; Ибн ал-Асир. Усд ал-габа фи ма‘рифат ас-сахаба. Дж. 5. Тегеран, б. г. С. 88-89; Ибн Хаджар ал-‘Аскалани. Китаб ал-исаба фи тамйиз ас-сахаба. Дж. 6. Каир, 1907. С. 317-319; Muhammad b. Habîb al-Baghdâdî. Kitabu'l Munammaq fi Akhbar-e-Quraish / Ed. by Kh. A. Fariq. Hyderabad (India), 1974. P. 176, 181-184, 531-532; idem. Kitâb al-Muhabbar / Ed. by I. Lichtenstädter. Hyderabad (India), 1942. P. 171, 175, 237; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav, 1879-1898. P. 1078, 1079, 1147-1148, 1151-1152; Ibn Saad. Biographien Muhammeds, seiner Gefährten und der späteren Träger des Islams. Leiden, 1905. 1 Bd. Th. 1: Biographie Muhammeds bis zur Flucht / Hrsg. von E. Mittwoch. S. 58-59; Das Leben Muhammeds nach Muhammed Ibn Ishâk bearbeitet von Abd el-Malik Ibn Hischâm / Hrsg. von F. Wüstenfeld. Gött., 1858. Bd. 1. Teil. 1. S. 100-101, 106-107, 121, 143, 149, 153-154, 205.
Лит.: Фролова О. Б. Три поэтических отрывка из «Китаб ал-агани» // Учен. зап. ЛГУ. № 403. Сер. востоковедч. наук. Вып. 23: Востоковедение. 7: Филол. исслед. Л., 1980. С. 138-145; Blois Fr. de. Nasrani (Ναζωραῖος) and hanif (ἐθνικός): Studies on the Religious Vocabulary of Christianity and of Islam // BSOAS. 2002. Vol. 65. P. 1-30; Vacca V. Waraka // EI. T. 4. P. 1121-1122.
С. А. Французов
Ключевые слова:
Ислам, монотеистическая религия, самая молодая из мировых религий Арабы-христиане Варака ибн Науфал ибн Асад, араб-христианин из рода асад племени курайш, сыгравший значительную роль в жизни основателя ислама Мухаммада
См.также:
АРАВИЯ полуостров на юго-зап. Евразии
АББАСИДЫ арабская династия, стоявшая в 750–1258 гг. во главе мусульманского государства — халифата
АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ИСРАИЛИ арабоязычный христианский писатель XI века
АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ (IX–X вв.), автор произведения арабо-христианской литературы, посвященного полемике с исламом
АБУ КАРИБ ИБН ДЖАБАЛА араб-христианин из династии Гассанидов
АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ монофизитский коптский арабоязычный канонист, автор большого компендиума по церковному праву