Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОРИСОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 6, С. 62-64 опубликовано: 22 июля 2009г.


БОРИСОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В Грайворонском у. Курской губ. Основан ген.-фельдмаршалом Б. П. Шереметевым в своем имении - слободе Борисовке по обету, данному накануне Полтавского сражения. По свидетельству гр. Н. П. Шереметева, фельдмаршал убедил Петра I отложить запланированное на 26 июня 1709 г. генеральное сражение под Полтавой, чтобы почтить Тихвинскую икону Божией Матери, празднование к-рой приходится на этот день. В битве, состоявшейся на следующий день, Б. П. Шереметев был чудесным образом спасен от гибели. Возвращаясь из-под Полтавы, Петр I и Шереметев в нач. июля 1709 г. побывали в Борисовке. По преданию, царь лично выбрал место для буд. обители - на горе над р. Ворсклой и установил крест, на месте к-рого в 1711 г. была поставлена деревянная часовня. Шереметев пожертвовал в часовню копию знаменосной Тихвинской иконы, сопровождавшей его в сражениях, и посвятил новоучрежденную обитель Тихвинскому образу Богородицы. К 1714 г. территория мон-ря была обнесена деревянной оградой, на месте часовни построен деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, не позднее 1719 г. сооружена одноглавая теплая Преображенская ц. с трапезной, кельи, 2 дома для священников, устроены сад и скотный двор. Первой игуменией Б. м. была, вероятно, Иустина, после нее - Иулиания (Данилевская).

Гр. Б. П. Шереметев. Гравюра. Сер. XIX в. (РГБ)
Гр. Б. П. Шереметев. Гравюра. Сер. XIX в. (РГБ)

Гр. Б. П. Шереметев. Гравюра. Сер. XIX в. (РГБ)

В XVIII-XIX вв. Шереметевы были ктиторами обители. В 1714 г. Б. П. Шереметев составил устав мон-ря («Завет, или Артикул как содержать новопостроенную обитель»), в соответствии с к-рым в обители должны были жить 12 монахинь, избиравших для себя игумению, иеромонах-духовник, эконом, воротник, водовоз, пастух, содержание насельницам выдавалось из доходов борисовской вотчины. В мон-ре полагалась общая трапеза, хранить и готовить в кельях еду запрещалось, все работы осуществлялись насельницами, за хозяйством надзирал шафар (эконом), к-рого выбирали из жителей слободы. Кроме воскресных и праздничных богослужений, мужчины в мон-рь не допускались. После кончины Б. П. Шереметева ктитором обители в 1719 г. стал гр. П. Б. Шереметев († 1788), благодаря прошению к-рого предполагавшееся в 1764 г. упразднение Б. м. не состоялось. Новый ктитор внес изменения в устав: увеличил жалованье сестрам и священнику, предписал более обильную трапезу и др. На его средства на месте обветшавшей была выстроена и 1 нояб. 1775 г. освящена новая деревянная Тихвинская ц., устроено 8 келий, где к кон. XVIII в. проживали игум. Анфия (1794-1801) и 6 монахинь. 27 апр. 1800 г. гр. Н. П. Шереметев утвердил новое штатное положение, увеличив число насельниц и денежное содержание, ежегодно обители выплачивалось ок. 1930 р.

К нач. XIX в. Б. м. пришел в упадок, жизнь мон-ря не соответствовала уставу основателя: с увеличением числа сестер был нарушен завет об общей трапезе, монахини содержали на своем иждивении послушниц-трудниц и др. Попытки игум. Афанасии (Котельниковой; 1801-1813) возобновить исполнение «Артикула» натолкнулись на сопротивление сестер и были безрезультатны. Ок. 1812 г. Б. м. посетил старец Василий (Кишкин), в 1815 г. он направил в обитель своих духовных дочерей, к-рые убедили игум. Августу (1814-1822) и др. сестер ввести устав «пустынных обителей». 16 нояб. 1821 г. Курский еп. Евгений (Казанцев) по прошению игум. Августы утвердил в Б. м. устав Глинской пустыни, приспособленный для борисовских сестер учеником старца Василия прп. Филаретом (Данилевским). Эта мера способствовала внутреннему и внешнему процветанию обители. Иером. Василий называл Б. м. «вторым небом», Киевский митр. Филарет (Амфитеатров) говорил, что «монастырь сей основан на камени».

К сер. XIX в. в Б. м. жили ок. 350 насельниц, действовали 3 храма: холодная Тихвинская ц. (построена в 1822-1826 на месте одноименной), теплая каменная Преображенская ц. (построена в 1831-1834, в 1846 расширена, в 1848 в ней был устроен придел во имя святителей Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста), храм во имя свт. Николая на 2-м этаже больничного корпуса (освящен в 1856, перестроен в 1901-1903). В марте 1859 г. Преображенский храм, уже не вмещавший насельниц, был снесен, на его месте построен новый пятиглавый одноименный храм с колокольней (освящен в 1862). Иконы Спасителя и Божией Матери для Преображенского храма были написаны в Пантелеимоновом мон-ре на Афоне. К нач. XX в. в Б. м. также имелись дом настоятельницы, 7 келейных корпусов, 2 гостиницы, больница, 4 дома для священников, скотный двор. В первые годы существования мон-ря Б. П. Шереметев направил в Борисовку из С.-Петербурга живописца Игнатьева и др. мастеров для росписи храмов и обучения местных жителей основам иконописи, что привело к возникновению борисовской школы иконописи. В 1902 г. в Б. м. были открыты иконописная мастерская и школа с бесплатным 4-летним обучением. В 1909 г. в мон-ре при большом стечении паломников праздновался 200-летний юбилей Полтавской победы.

Б. м. явил сонм подвижниц, среди к-рых известны стяжавшая дар непрестанной молитвы мон. Тарсилия (Гезева; † 26 июня 1817), ее сокелейница мон. Евпраксия (Логинова; † 1835), мон. Маргарита (Симонова; 1-я пол. XIX в.), схим. Агриппина (Шеншина; † 8 июля 1831). После панихиды по схим. Агриппине получали исцеления больные туберкулезом. Более 40 лет подвизалась в Б. м. мон. Ираида (схиигум. Юлия; † 1844), каждые сутки прочитывавшая Псалтирь. Мн. сестры Б. м.- схим. Леонида (Литовкина) (сестра прп. Иосифа (Литовкина), схим. Лаврентия - окормлялись у Оптинских старцев прп. Амвросия, прп. Льва (Наголкина). Особым уважением и авторитетом у насельниц пользовался духовник обители свящ. Феодор Турьянский († 1859), находившийся в духовном общении с прп. Львом (Наголкиным).

В обители особо почитались 2 списка Тихвинской иконы Божией Матери. Подаренный Б. П. Шереметевым образ, согласно описанию 1799 г., хранился в Тихвинской ц., «подле иконостаса по правую сторону», от него происходили многочисленные исцеления. На аналое в Тихвинском храме находилась др. почитаемая святыня - точная копия с явленной близ Тихвина иконы, к-рую в 1838 г. привез из тихвинского Большого мон-ря прп. Леонид (Наголкин). В мон-ре почитались также древняя икона свт. Николая Чудотворца, напрестольный крест с частицами Животворящего Креста Господня и святых, особо берегли напрестольное Евангелие (М., 1698), подаренное Б. П. Шереметевым.

В авг. 1923 г. в Борисовке было организовано Временное управление монастырского поселка, началась опись монастырского имущества. 25 авг. комендант поселка Н. Шевченко рапортовал о ликвидации Б. м., имущество к-рого было частично передано в детдома и больницы, частично распродано. В окт. 1923 г. насельниц выдворили из мон-ря, нек-рых направили в дом престарелых, др. поселились в окрестностях Борисовки, неск. инокинь перешли в жен. Корсунский скит упраздненного белгородского Рождество-Богородицкого мон-ря. В монастырских зданиях разместили детский дом «Новый свет» им. К. Либкнехта, на месте монастырского кладбища в кон. 40-х гг. XX в. был разбит фруктовый сад. В наст. время из монастырских построек сохранился двухэтажный корпус, принадлежащий школе-интернату. В храме арх. Михаила пос. Борисовка находится перенесенная в него после закрытия Б. м. Тихвинская икона Божией Матери, в Борисовском краеведческом музее хранятся личные вещи нек-рых сестер. 11 дек. 1999 г. Белгородский архиеп. Иоанн (Попов) освятил поклонный крест и камень на месте Б. м.

Арх.: ГА Белгородской обл. Ф. 129. Оп. 1. Д. 2. Л. 2-3; Ф. Р-428. Оп. 1. Д. 87. Л. 21-105.
Ист.: Переписка и бумаги гр. Б. П. Шереметева. СПб., 1879.
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Борисовской пуст., сост. по монастырским док-там и записям. Б. м., 1884; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени Курской губ. Курск, 1902; Каплинский И. Памяти игум. Ларисы Борисовской обители // Курские ЕВ. 1908. № 41; Богородицкий Тихвинский мон-рь Курской губ. М., 1914; Субботин П. Борисовская Богородицко-Тихвинская обитель: История основания, ее подвижники, чудеса при Тихвинской иконе Божией Матери. Белгород, б. г.
Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Иконы Божией Матери Иконы чудотворные Церковная архитектура. Храмы (Россия) Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери женский монастырь в Грайворонском у. Курской губ.
См.также:
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии
АЛБАЗИНСКАЯ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в.
АХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 2 июля
АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 15 авг.
БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 30 июня)
БАХЧИСАРАЙСКАЯ [МАРИУПОЛЬСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 15 авг.)
БЕЖЕВСКАЯ [БЕЖОВСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. в пятницу Светлой седмицы
БЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы)
БЕРДИЧЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ