Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ
Т. 5, С. 465-471 опубликовано: 2 августа 2009г.


БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ

(Владимирской и Суздальской епархии), в пос. Боголюбово Суздальского р-на Владимирской обл.

Панорама мон-ря с запада (выделено место основания мон-ря). Фотография. 2002 г.
Панорама мон-ря с запада (выделено место основания мон-ря). Фотография. 2002 г.

Панорама мон-ря с запада (выделено место основания мон-ря). Фотография. 2002 г.

Ок. 1157/58 г. св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский основал неподалеку от Владимира на берегу р. Клязьмы загородную резиденцию - «град камен» Боголюбово (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 231), в к-ром построил ц. в честь Рождества Богородицы и др. храмы. Источники, относящиеся к более позднему времени, объясняют выбор места волей Богоматери, изъявленной через Ее Владимирскую икону (ст. 1-й пол. XV в. «А се князи рустии», дополняющая Комиссионный список НПЛ), или непосредственно при явлении Пресв. Девы кн. Андрею (Житие кн. Андрея Боголюбского, нач. XVIII в., «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» в редакции сер. XVIII в., «Летопись Боголюбова монастыря» игум. Аристарха, 1767-1769). Ансамбль построек в Боголюбове включал в себя помимо храмов двухэтажный каменный дворец князя, соединенный переходом с лестничной башней и хорами дворцовой Рождественской ц., каменный киворий, сооруженный, по преданию, на месте, где стоял шатер князя и где явилась ему Пресв. Дева, возможно, еще одну башню; замок был обнесен каменными стенами. В создании дворцового ансамбля принимали участие европ. зодчие: по мнению О. М. Иоаннисяна,- из Ломбардии, по мнению А. И. Комеча и др. исследователей,- из Юж. Германии. По повелению кн. Андрея была написана Боголюбивая, или Боголюбская, икона Божией Матери.

Под 1214/15 г. летопись впервые упоминает о Б. м., сообщая о кончине проживавшего там на покое свт. Иоанна, еп. Ростовского и Суздальского (ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 438). Однако основание обители на территории княжеского замка, по-видимому, нужно отнести ко времени жизни св. кн. Андрея, о чем пишет в «Летописи Боголюбова монастыря» игум. Аристарх: «Благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский устрои в Боголюбове при церкви Рожества Пресвятыя Богородицы другую церковь трапезную во имя святаго мученика Леонтия, и монашествующую братию собра, и постави им первоначальнаго игумена Сергия». Источник этой статьи неизвестен, но, как можно заключить, автор «Летописи» пользовался не дошедшими до нас документами из монастырского архива. Б. м., по-видимому, является первым примером традиции, в соответствии с к-рой владимирские князья сооружали на территории своих резиденций соборный храм или храмы и основывали придворные мон-ри, напр. Успенский, Дмитровский соборы и Рождественский мон-рь во Владимире, Георгиевский собор и Михаило-Архангельский мон-рь в Юрьеве-Польском.

Во 2-й пол. XII в., до гибели Андрея Боголюбского, Б. м. являлся, по-видимому, скромным домовым богомольем князя и его семьи и мог располагаться где-то в юж. части замка, близ совр. Благовещенской трапезной церкви. Преемники кн. Андрея, утратив интерес к приходившей в упадок загородной резиденции, обосновались во Владимире, и уже к нач. XIII в. мон-рь, вероятно, занимал практически всю территорию бывш. замка. Косвенно этот вывод подтверждается тем, что свт. Иоанн был погребен у Рождественского храма «вместе с прочей братиею», т. е. у бывш. придворного собора к 1214/15 г. уже существовало монастырское кладбище.

Сведения по ранней истории мон-ря скудны и отрывочны. В 1174 г. Боголюбово было разграблено заговорщиками, убившими кн. Андрея, через 3 года подверглось опустошению при нападении рязанского кн. Глеба. Мон-рь был, по-видимому, разорен в 1238 г. монголо-татарами, возможно, пострадал в 1293 г. при совместном нападении кн. Андрея Александровича Городецкого и татар на Владимир, в 1382 г.- при походе хана Тохтамыша и в 1411 г.- при нашествии на Владимирскую землю царевича Талыча, однако не приходил в окончательное запустение. В 1263 г., при перенесении мощей вел. кн. св. блгв. Александра Ярославича Невского из Городца во владимирский Рождества Богородицы муж. мон-рь, св. мощи встречали в Боголюбове митр. Кирилл «с чином вкупе церковным», «князь, и бояре, и весь народ, мали и велицы». В 1360 г. Б. м. посетил Московский митр. свт. Алексий, основавший тогда же в соседнем с. Добром (ныне район Владимира) Константино-Еленинскую обитель; после 1364 г. свт. Иоанн, еп. Суздальский, удалился на покой в Б. м., где и скончался в 1373 г. (погребен в суздальском кафедральном соборе Рождества Богородицы).

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 3 нояб. 1687 г. Б. м. стал Патриаршим домовым мон-рем, в 1753 г.- синодальным, позднее перешел в ведение Владимирских архиереев, с 1882 г. до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 г. причислен к 3-му классу, в 1872 г.- ко 2-му, в 1891 г.- к 1-му. Со времени основания управлялся игуменами, с 1799 г.- архимандритами. В 1-й пол. XIX в. к Б. м. был окончательно приписан храм Покрова на р. Нерли, в 1857 г.- Константино-Еленинский, в 1874 г.- Волосов во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ри.

Храмы и др. постройки

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с переходом и лестничной башней. Фотография. 2002 г.
Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с переходом и лестничной башней. Фотография. 2002 г.

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с переходом и лестничной башней. Фотография. 2002 г.
К нач. XX в. в обители существовали следующие здания. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы построен в 1751-1758 гг. на месте храма, воздвигнутого, возможно, в 1157/58 г. Первоначально собор являлся центром дворцового ансамбля Боголюбова, вероятно, в посл. четв. XII в. стал монастырским. Стены собора XII в. сохранились по всему периметру на уровне 3 рядов каменной кладки. Древний собор был одноглавым, трехапсидным, четырехстолпным, круглые столпы-колонны, увенчанные резными капителями, «корунами», были расписаны под мрамор. Столпам отвечали изнутри плоские лопатки. Светлый и просторный внутренний объем был роскошно декорирован с использованием меди и золочения («издну церкви от верха и до долу, и по стенам, и по столпом ковано золотом, и двери же и ободверье церкви златом же ковано и бяшеть же и сень златом украшена, от верха и до деисиса», согласно «Повести об убиении Андрея Боголюбского» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 581-582). Пол был выстлан полированными плитами красной меди (на хорах - глазурованной цветной плиткой с изображением птиц и орнаментов); листами золоченой меди были покрыты закомары и порталы (гвозди с фрагментами позолоченной медной оковки сохранились на косяках и колонках зап. портала). Храм был расписан фресками (выполнены, очевидно, в 50-х гг. XII в. греч. иконописцами) и насыщен «церковным строением»: иконами, священными сосудами (в их числе знаменитый «ерусалим злат с камении драгими», см. иерусалимы), тканями, книгами и др. («иконами многоценными, златом и каменьем драгим и жемчюгом великым безценныи»).

Снаружи по периметру собор охватывал характерный для средневек. владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатый пояс, архивольты перспективных порталов были украшены орнаментальной резьбой, цоколь имел выразительный аттический профиль, стены членились сложно профилированными пилястрами с тонкими полуколонками. Г. К. Вагнер полагал, что в тимпанах центральных закомар располагались скульптурные композиции в технике белокаменного рельефа (при археологических раскопках найдены их фрагменты: жен. маски, изображения птиц и зверей; 3 резных изображения львов были вмонтированы в кладку собора XVIII в.). Богомольцы и гости кн. Андрея сравнивали Рождественский собор с храмом Соломона; ближайшим его архитектурным аналогом является ц. Покрова Пресв. Богородицы на Нерли.

Драгоценное убранство собора, по-видимому, было разграблено воинами рязанского кн. Глеба, а позднее монголо-татар. завоевателями. Игум. Ипполит (1684-1695) решил растесать узкие окна храма, чтобы вставить стекла, затем были разобраны хоры. В результате перестроек собор начал разрушаться и 14 нояб. 1722 г. обрушился. Впрочем, опись мон-ря 1767 г. сообщает, что своды храма рухнули в 1705 г., это известие подтверждается описью монастырского архива сер. XIX в., где упоминается несохранившаяся челобитная игум. Аверкия 1716-1717 гг. «о построении разрушенного собора».

В 1751-1752 гг. на месте старого был воздвигнут новый собор Рождества Богородицы, повторивший крестово-купольную систему 4-столпного храма XII в. Первоначально церковь была выстроена «о трех осмириках плинфяных», в 1754 г. они были сломаны и заменены деревянными. В 1772 г. в центре относительно плоской 4-скатной кровли собора были восстановлены каменный 8-угольный барабан с 7 окнами, с такой же каменной шейкой, увенчанной главой и крестом. В 1752-1755 гг. храм был расписан, в нем установили иконостас. 18 июня 1756 г. храм освятил еп. Владимирский и Яропольский Платон (Петрункевич). В 1764 г. в Рождественской ц. вновь сделали хоры, к-рые были окончательно разобраны в 1802 г. В 1765-1766 гг. настенная живопись храма была отреставрирована, иером. Феодорит писал «на своде на столпах Духа Святого, под ним на правом столпе образ Тихвинския Богородицы, на левом - Смоленския Богородицы, несенныя ангелами, под ним же на правом - Успения Пресвятыя Богородицы, на левом - Покрова Пресвятыя Богородицы». В 1802 г. «за ветхостью» были уничтожены росписи на зап. стене и по столпам. Лишь в алтаре, в 4 клеймах, сохранились композиции: Рождество, Успение, Введение во храм Пресв. Богородицы и Сретение Господне; по стенам центрального нефа - образы Божией Матери и арх. Гавриила. В 1803 г. был устроен новый 3-ярусный иконостас, увенчанный резным изображением Воскресения Христова. В 1804-1809 гг. пол церкви выстлали плитами из известняка. В 1892 г. храм был расписан по образцу владимирского Успенского собора (ГА Владимирской обл. Ф. 567. Оп. 2. Л. 13).

Место убиения блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского. Фотография. 2002 г.
Место убиения блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского. Фотография. 2002 г.

Место убиения блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского. Фотография. 2002 г.
К северу с хор собора на 2-й этаж лестничной башни (XII в.) ведет переход, располагающийся над арочным проездом и представляющий собой небольшое прямоугольное помещение также XII в., перекрытое сводом и освещенное 2 узкими окнами с запада и одним - с востока. Внутренняя роспись, сделанная в 1764 г., представляет явление Божией Матери кн. Андрею и сцены его убиения. По преданию, переход являлся моленной комнатой князя. В нижней части башни помещается винтовая лестница. Вход на лестницу - в вост. стене башни, в сев. стене - заложенный дверной проем, выводивший на ныне не существующий переход в сторону дворца кн. Андрея Боголюбского. Считается, что под белокаменной лестницей с сев. стороны Рождественского храма находилась комната, в к-рой был убит кн. Андрей. Снаружи лестничная башня и галереи переходов оформлены фасадной резьбой, аркатурными поясами, двойными и тройными окнами, проемы к-рых разделяли колонки, резными водометами и др.

У сев. и юж. стен собора с кон. XVII в. находились каменные паперти, перестроенные в нач. XIX в. Изначально такая же паперть была и с зап. стороны, в 1809 г. вместо нее вдоль всей стены храма и перехода XII в. устроили придел во имя блгв. кн. Андрея Боголюбского, алтарь придела помещался под аркой перехода. В XVII в. над лестничной башней была возведена шатровая колокольня.

Благовещенская трапезная ц. замыкает соборную площадь с юга. Согласно «Летописи» игум. Аристарха, при кн. Андрее Боголюбском на этом месте был возведен храм во имя свт. Леонтия. (Несмотря на то, что приводимая игум. Аристархом дата постройки храма - 1159/60 г.- является неверной, поскольку мощи свт. Леонтия Ростовского были обретены в нач. 60-х гг. XII в., что и послужило началом почитания святого, предположение о постройке Леонтиевской ц. при кн. Андрее Боголюбском вполне допустимо, ведь именно он был инициатором прославления Ростовского святителя.) История храма до XVII в. неизвестна, в сер. этого столетия здесь стоял одноименный деревянный храм, в 1683 г. был построен каменный, впосл. неоднократно перестраивавшийся и переосвящавшийся. В 1765 г. под храмом в палатке была устроена и освящена теплая ц. во имя св. кн. Андрея Боголюбского. В 1780 г. Андреевскую ц. упразднили и переоборудовали в братские кельи, в том же году 16 нояб. Леонтьевская ц. была переосвящена во имя блгв. кн. Андрея. После капитального ремонта храма в 1800 г. установили новый иконостас. В нач. XIX в. еп. Владимирским Ксенофонтом (Троепольским) храм был переосвящен в честь Благовещения с левым приделом во имя мч. Леонтия. В нач. XX в. на верхнем этаже двухэтажного здания церкви находился храм, в нижнем - братские кельи и просфорня.

Панорама мон-ря с юго-востока. Фотография. 1998 г. Архитектурные памятники мон-ря: 1. Дворцовый собор в честь Рождества Богородицы. 1751 г. (фундамент XII в.) 2. Дворцовая лестничная башня и переход. 1158–1165 гг. Колокольня. XVIII в. 3. Киворий. XVII в. 4. Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1866 г. 5. Ц. в честь Благовещения Божией Матери. 1683–1804 гг. 6. Святые врата, колокольня и надвратная ц. в честь Успения Божией Матери. 1841 г. 7. Келейные корпуса, ограда, башни. XVIII–XIX вв.
Панорама мон-ря с юго-востока. Фотография. 1998 г. Архитектурные памятники мон-ря: 1. Дворцовый собор в честь Рождества Богородицы. 1751 г. (фундамент XII в.) 2. Дворцовая лестничная башня и переход. 1158–1165 гг. Колокольня. XVIII в. 3. Киворий. XVII в. 4. Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1866 г. 5. Ц. в честь Благовещения Божией Матери. 1683–1804 гг. 6. Святые врата, колокольня и надвратная ц. в честь Успения Божией Матери. 1841 г. 7. Келейные корпуса, ограда, башни. XVIII–XIX вв.

Панорама мон-ря с юго-востока. Фотография. 1998 г. Архитектурные памятники мон-ря: 1. Дворцовый собор в честь Рождества Богородицы. 1751 г. (фундамент XII в.) 2. Дворцовая лестничная башня и переход. 1158–1165 гг. Колокольня. XVIII в. 3. Киворий. XVII в. 4. Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1866 г. 5. Ц. в честь Благовещения Божией Матери. 1683–1804 гг. 6. Святые врата, колокольня и надвратная ц. в честь Успения Божией Матери. 1841 г. 7. Келейные корпуса, ограда, башни. XVIII–XIX вв.

По версии «Летописи» игум. Аристарха, на месте монастырской надвратной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в 1160/61 г. находились ворота замка с надвратной ц. во имя ап. Андрея Первозванного, уничтоженные до основания монголо-татарами. Ок. 1683 г. в Б. м. были выстроены каменные св. врата с ц. во имя ап. Андрея. Однако богослужения в этом храме, по-видимому, не совершались, т. к., по описи 1702 г., он не был еще освящен, и лишь 15 дек. 1758 г., после незначительного ремонта, храм освятили. В 1783 г. Андреевская ц. и ворота были разобраны, в 1788 г. выстроены вновь, в 1820 г. снова разобраны. В 1841 г. была возведена и освящена существующая в наст. время трехэтажная колокольня (высота 58 м). 2 нижних яруса, где расположены св. врата и надвратный Успенский храм, имеют кубическую форму, 2-й ярус дополнен 2 апсидами. Завершающий ярус, собственно колокольня, представляет собой ротонду, аркада к-рой украшена сдвоенными полуколоннами. По верхнему краю яруса св. врат сохранились фрагменты наружной росписи кон. XIX - нач. XX в. Внизу, в вост. части св. врат, была устроена часовня-усыпальница, в к-рой похоронены архимандриты Б. м. Феофил, Иероним и Даниил. На решетчатых створках св. врат находились изображения князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, над ними - икона Спасителя.

Самым большим из монастырских храмов является собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери, заложенный 19 мая 1855 г. и освященный 20 мая 1866 г. Владимирским еп. свт. Феофаном Затворником. Храм в русско-визант. стиле был возведен по проекту К. А. Тона под наблюдением губернского архит. Я. М. Никифорова, большую часть средств на строительство пожертвовали московская купчиха А. Г. Алексеева и ее сыновья. В храме имелись приделы во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866) и апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867). Здание собора крестово-купольное, с 5 тесно примыкающими друг к другу главами на граненых барабанах и постаментах, центральный купол выделен высотой и объемом. Фасады собора украшены пилястрами, карнизом и закомарами с архивольтами и круглыми нишами. Своды центральных рукавов креста по высоте и ширине превосходят боковые компартименты, что подчеркнуто размерами закомар. Иконостас храма создан по рисункам акад. Ф. Г. Солнцева. Внутренние росписи в академическом стиле выполнены в 70-х гг. XIX в. В 1907-1908 гг. настенная роспись была обновлена, в главном алтаре установили новый резной позолоченный иконостас.

Святой шатер (киворий) и ц. в честь Рождества Божией Матери. Фотография. 2002 г.
Святой шатер (киворий) и ц. в честь Рождества Божией Матери. Фотография. 2002 г.

Святой шатер (киворий) и ц. в честь Рождества Божией Матери. Фотография. 2002 г.

С юго-зап. стороны ц. Рождества Пресв. Богородицы, на месте шатра, в к-ром, по преданию, кн. Андрею явилась Божия Матерь, находится Святой шатер (киворий). В его совр. виде шатер был построен в XVII в., впервые упомянут в описях мон-ря 80-х гг. XVII в. Каменная часовня представляет собой свод, увенчанный крестом и опирающийся на 4 столпа, к-рые имеют форму перевернутого кувшина. Раскопки Воронина (1934-1938) позволили восстановить вид этой постройки в XII в.: это была белокаменная резная 8-колонная аркада, под к-рой стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из чаши кн. Андрей брал деньги для раздачи рабочим, строившим храмы и др. здания Боголюбова, из нее же он наделял деньгами бедных. В Б. м. ежегодно 18 июня, в день празднования Боголюбской иконы, в этой чаше совершалось освящение воды. (В наст. время белокаменная чаша из Святого шатра, с железным обручем вокруг нее и внутри обложенная железом («кандея»), находится в собрании ГВСМЗ.) В постройке XII в. вверху столпов на вост. стороне было изображено явление Богоматери кн. Андрею, на зап.- текст, повествующий об этом событии.

В обители имелась еще одна достопамятная постройка - часовня (не сохр.), поставленная в кон. XIX в. с юж. стороны Рождественского храма на месте, где неск. дней лежало брошенное убийцами тело князя. В нач. XX в. часовня была деревянной, в 1911-1913 гг. к торжествам по случаю 300-летия Дома Романовых была выстроена в камне. Внутри на стене находилось изображение убиенного кн. Андрея, возле к-рого стоит Кузьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковер для прикрытия останков своего господина.

В мон-ре существовали следующие жилые и хозяйственные постройки. К югу от собора в честь Боголюбской иконы во 2-й пол. XVIII в. был поставлен деревянный на каменном фундаменте двухэтажный корпус (Иустиновский), где нек-рое время проживал на покое Владимирский еп. Иустин (Михайлов). Для него была устроена и освящена домовая ц. во имя мч. Иустина, упраздненная в 1883 г. В Иустиновском корпусе находились также покои настоятеля, внизу братские кельи и кухня. К западу от собора стоит настоятельский каменный двухэтажный корпус (1786), к востоку - каменный двухэтажный корпус с 17 братскими кельями, трапезной и кухней (1830). Построенный в 1866 г. для гостиницы каменный трехэтажный корпус в 1916 г. был временно передан Российскому об-ву Красного Креста под лазарет для душевнобольных воинов. Обитель также имела выстроенные в камне дом для богомольцев и странников (1889), баню (1888), дом для рабочих с кузницей, оранжерею и др. В 1788-1803 гг. вокруг мон-ря была возведена каменная ограда с арками и 7 башнями. Напротив мон-ря находилось здание больницы-богадельни (освящено 21 окт. 1907), рядом с к-рым располагалась школа (освящена в 1901), в 1916 г. в ней обучалось 38 чел. Мон-рь имел подворье во Владимире. В 1880 г. один дом подворья был переоборудован под приют для престарелых и одиноких лиц духовного звания. В др. деревянном двухэтажном доме подворья, выстроенном в 1877 г., находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Братия

Самое раннее упоминание о насельниках Б. м. содержится в послании митр. свт. Ионы 1455 г. в обитель о послушании братии игумену и соблюдении иноческих обетов, в послании упоминается игумен мон-ря Вениамин. Сохранилась запись грамоты царя Иоанна IV сер. XVI в. о порядке поминания владимирских князей и епископов, похороненных в кафедральном соборе и Георгиевском мон-ре, в грамоте имеются сведения об участии в годовых заупокойных богослужениях боголюбовских соборного попа и диакона. В 1687 г. братия Б. м. состояла из игумена, казначея, 3 иеромонахов, 8 служебных старцев, 11 старцев рядовой братии, белого диакона, 2 клиросных дьячков, крестьянских детей, служивших дьячками (6 чел.),- всего 33 чел. В 1702 г. в мон-ре жили 22 инока, включая игумена. В 1763-1764 гг. в мон-ре значились игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, 12 служебных монахов, 2 конюха, 3 слуги, целовальник «у присмотра хлеба», столяр и 9 отставных военных. В XIX в. в мон-ре жили от 20 до 40 насельников, а также до 20 учеников. Ведомости мон-ря за XIX - нач. XX в. свидетельствуют, что иноки обители отличались благонравием и добрым поведением, в документах зафиксировано крайне незначительное число дисциплинарных проступков.

Святыни, крестные ходы

Крестный ход из Боголюбова мон-ря во Владимир. Литография. 1880 г.
Крестный ход из Боголюбова мон-ря во Владимир. Литография. 1880 г.

Крестный ход из Боголюбова мон-ря во Владимир. Литография. 1880 г.
Главной святыней мон-ря была Боголюбская икона Божией Матери (в наст. время - в Успенском соборе владимирского Княгинина мон-ря), в Боголюбском соборе мон-ря у правой колонны находится одна из чудотворных копий иконы кон. XIX в. До 1917 г. в Б. м. хранилась перенесенная из владимирского Успенского собора по благословению архиеп. Феогноста (Лебедева) гробница с частицей мощей блгв. кн. Андрея Боголюбского. Среди находившихся в Б. м. предметов старины следует отметить рукописное Евангелие 1543/44 г.- вклад Рязанского еп. Ионы в Волосов мон-рь; уникален монастырский синодик с поминальными записями вкладчиков мон-ря XV-XVII вв. (оба памятника - в собрании ГВСМЗ).

Ежегодно с 20 мая по 18 июня из Б. м. во Владимир совершались крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери в память о прекращении чумы в городе после принесения чудотворного образа (1771). 18 июня, в день мч. Леонтия, совершался крестный ход вокруг мон-ря, 1 окт. крестный ход шел из Б. м. в бывш. Покровский мон-рь на Нерли. После 18 июня чудотворную Боголюбскую икону приносили в храмы Владимирской губ., кроме того, в сопровождении неск. монахов весь год «ходили» по епархии зимой с 2, а летом с 4 иконами. Крестные ходы были запрещены в 1924 г.

В янв. 1643 г. по пути на богомолье во Владимир Б. м. посетил Патриарх Иосиф, в янв. 1653 г.- Патриарх Никон. Они присутствовали на богослужении и одарили братию милостыней (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 15. Л. 514-516; Кн. 34. Л. 110-115). По пути во Флорищеву пуст. в 1690 г. в мон-ре останавливался царь Феодор Алексеевич, вклад царя - драгоценный наперсный крест - украсил оклад Боголюбской иконы. В 1717 г. в Б. м. на богомолье приехала бывш. царица Евдокия Лопухина, встреченная игум. Аверкием по «царскому достоинству» с благовестом и звоном. За прием, оказанный бывш. государыне, а также за поминание ее за богослужением как царицы игумен мон-ря в 1720 г. оказался в застенках Тайной канцелярии. 10 авг. 1837 г. обитель посетил цесаревич Александр Николаевич (впосл. император). 5 июня 1908 г. в обитель прибыли греч. королева Ольга Константиновна и вел. кн. Константин Константинович с августейшими детьми, они осмотрели древние княжеские палаты и место, где лежало выброшенное убийцами тело кн. Андрея Боголюбского. По пожеланию вел. кн. Константина на этом месте вместо деревянной часовни была построена каменная. В 1913 г. в ходе торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, Б. м. посетила семья последнего рус. имп. св. Николая II.

Земельные владения и материальное обеспечение

Наиболее ранним известным вотчинным документом мон-ря является жалованная подтвердительная грамота вел. кн. Иоанна III 1495/96 г. игум. Феодосию на села Боголюбово и Ославское с деревнями, известная по пересказу ее в «Летописи» игум. Аристарха. В XVI-XVII вв. вел. князья и цари в основном подтверждали права Б. м. на старинные земельные владения, поступления новых вкладов были незначительны. Монастырские вотчины располагались близ обители в Боголюбовском стане Владимирского у. В 1-й трети XVI в. мон-рь получил права на рыбные ловли в р. Клязьме. Жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 28 июля 1619 г. мон-рю предоставлялось право собирать деньги за перевоз через Нерль близ с. Добрынского, а в 1634 г. мон-рь был пожалован посадным двором во Владимире. В переписной книге 1678 г. за Б. м. числилось 272 крестьянских двора.

Одним из важнейших источников обеспечения Б. м. была руга. В XVII в. братия получала панихидные деньги и «зажилого» (деньги за церковную службу) из владимирских таможенных доходов, а также жалованье рожью, овсом, пшеницей, горохом и ячменем. По ружной книге 1701 г., Б. м. был 20-м из 37 степенных мон-рей. В 1760 г. в вотчинах Б. м. проживали 709 мужчин, земельные владения мон-ря составляли 914 четвертей пахотной земли и 833 дес. леса. В 1764 г. земли у мон-ря были отобраны, крестьяне поступили в Казенное ведомство, обитель стала получать денежные выплаты, определенные мон-рям 3-го класса. В дальнейшем Б. м. продолжал владеть: усадебной, огородной землей и землей под садами, сенными покосами, пахотной землей в Суздальском у., лесом, мельницей на р. Рпень. Кроме того, мон-рь имел капитал, помещенный в гос. ценные бумаги (в 1916 г.- 59 тыс. р.). Однако главным источником дохода, как подчеркивается в монастырских документах, являлись «хождения» по епархии с Боголюбской иконой Божией Матери и др. иконами.

1918-1990 гг.

Согласно сообщению во Владимирский епархиальный совет наместника Б. м. архим. Александра, в сент. 1918 г. Боголюбовский волостной совет захватил один из корпусов мон-ря, проломив стену. 28 нояб. волостной совет «предложил наместнику приготовить к сдаче советской власти все монастырское имущество, а особенно золотые, серебряные и бриллиантовые вещи». Летом 1919 г. по указу властей была предпринята попытка вывоза мебели и ценных предметов из мон-ря, но местные жители, предупрежденные насельниками обители, преградили грабителям путь крестным ходом. 28 марта 1919 г. Владимирская губернская коллегия по делам музеев постановила принять боголюбовские палаты «под свою охрану». 17 марта 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, в Б. м. было конфисковано утвари и различных предметов: из золота - весом 46 золотников 6 долей, из серебра - весом 57 фунтов 61 золотник 51 доля. В мае 1922 г. в Б. м. был расквартирован 1-й кавалерийский полк войск ГПУ. В 1921-1923 гг. настоятелем Б. м. являлся Ковровский еп., викарий Владимирской епархии, исп. Афанасий (Сахаров), в 1921 г. в мон-ре жили ок. 30 насельников.

В 1922 г. представители обновленческой «Живой Церкви» захватили здания владимирского Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, братию к-рого выселили в Боголюбово. С нач. 1923 г. обновленцы в союзе с органами власти приступили к ликвидации мон-рей во Владимирской губ. 11 мая 1923 г. в Б. м. были опечатаны Благовещенская и Рождественская церкви, 3 июня мон-рь был закрыт. В том же году обновленцы пытались зарегистрировать церковную общину и пастырскую школу при Благовещенском храме Б. м., но губисполком не поддержал этого начинания. 17 сент. президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества мон-ря уездному и волостному исполкомам. Однако постановлением того же исполкома от 21 дек. 1923 г. и Владимирского губземуправления от 8 янв. 1924 г. бывш. Б. м. со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.

Начиная с сер. 20-х гг. губмузей, испытывавший финансовые трудности, сдавал монастырские здания в аренду различным орг-циям, в т. ч. приемнику-распределителю беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. В результате проведенной музеем в сент. 1927 г. проверки оказалось, что доступ экскурсантов к памятникам XII в. затруднен из-за «невыразимого бесчинства беспризорных». В 1928 г. детприемник был переименован в детдом, к-рому музей передал монастырские келейные корпуса, в 1929 г. Боголюбский собор и Рождественский храм были сданы под склад зерна, музейные владения в Боголюбове фактически ограничились памятниками XII в. К нач. 1929 г. с колокольни были сняты 15, а вскоре и оставшиеся 18 колоколов. В 1935 г. состояние боголюбовских памятников описал инспектор облоно: в Рождественском соборе рассыпано зерно, в зап. паперти разместился колхозный телятник, в алтаре Андреевского придела - кубовая с кипятильником, здание часовни занято складом под деготь и керосин.

В 1934-1938 гг. на территории Б. м. проводились археологические раскопки под рук. Воронина. Часть придела св. кн. Андрея Боголюбского, находившаяся под переходом XII в., была разрушена. Вероятно, в те годы уничтожили часовню и монастырское кладбище. 29 авг. 1937 г. музей принял решение о «сохранности оставленных не засыпанными памятников». В Рождественском храме, переходе и башне были открыты экспозиции. С 1941 до нач. 90-х гг. XX в. в др. монастырских зданиях размещались районная и поселковая администрация, банк, отд-ние милиции, почта и телеграф. Боголюбский собор служил зернохранилищем, его приделы - складами медикаментов, стеклотары, пива. До нач. 80-х гг. в нек-рых монастырских корпусах располагались жилые квартиры.

В 1988 г. Госстрой СССР и Академия художеств СССР решили устроить в Боголюбове Центр перспективных проблем архитектуры. В монастырских зданиях предполагалось разместить гостиницы, в соборе - выставочный зал, кинозал и т. д. Однако вскоре община верующих пос. Боголюбово и окрестных деревень получила разрешение на использование Боголюбского собора для совершения в нем богослужений.

1991-2003 гг.

Монастырская жизнь в обители возобновилась в 1991 г., когда часть зданий Б. м. была передана монашествующим (ок. 10 чел., настоятель - схиигум. Никодим). В 1992-1997 гг. настоятелем являлся архим. Иероним (Деркач). 14 янв. 1997 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиеп. Владимирского Евлогия (Смирнова) в Б. м. были переведены 60 сестер и архим. Петр (Кучер) из Задонского в честь Преображения Господня мон-ря. В Боголюбове разместились 2 мон-ря: муж., наместником к-рого стал архим. Петр, и жен., его настоятельницей была утверждена насельница суздальского Покрова Богородицы мон-ря Елена (Богдан). К 2003 г. на территории Б. м. живут ок. 100 насельниц и 30 насельников. Силами и средствами Б. м. восстанавливается Евфросиниев суздальский жен. мон-рь.

Боголюбский собор был освящен 27 апр. 1997 г. К нач. 2003 г. в соборе установлен иконостас, продолжаются реставрационные работы, восстановление настенной живописи. 25 мая 1997 г. архиеп. Евлогий освятил Благовещенский храм, в к-ром совершаются будничные богослужения. В том же году на монастырскую колокольню подняты специально отлитые колокола весом 1000 и 2500 кг. Практически заново отстроен Иустиновский корпус, в мон-ре действуют иконописная, швейная и столярная мастерские, гостиница для паломников. К 2003 г. Рождественский собор, в к-ром неск. раз в году совершаются богослужения, и лестничная башня с переходом XII в., включенные ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия, находятся в совместном ведении ГВСМЗ и мон-ря. В Б. м. хранятся частицы мощей Владимирских и Киево-Печерских святых.

В кон. июля 1991 г., во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход посетил Б. м. Мощи преподобного были обнесены вокруг Боголюбского собора, затем поставлены на паперти. Патриарх Алексий совершил перед ними молебен в благословение возрождающейся обители. Тогда же в память этого события в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм во имя прп. Серафима Саровского. В 1995 г. возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой, но в ином виде, чем до революции. На крестный ход выносится список иконы кон. XIX - нач. XX в. 30 июня после всенощного бдения образ увозят из Б. м. в храм равноапостольных Константина и Елены в Добром. Утром следующего дня из храма в Б. м. отправляется крестный ход, возглавляемый Владимирским архиереем. На окраине Боголюбова шествие встречается с крестным ходом, вышедшим из Б. м., во главе с наместником. Соединившись, крестные ходы входят в Б. м., и в Боголюбском соборе Владимирский архиепископ служит литургию.

Арх.: ГА Владимирской обл. Ф. 556, 567; РГАДА. Ф. 236, 280. Оп. 3 № 472 [«Офицерская» опись мон-ря 1763/1764 гг.], 281; ГВСМЗ. Отд. ркп. и старопечатных книг. № 113 [Синодик Б. м.].
Ист.: Летопись Боголюбова мон-ря с 1158 по 1770 год, сост. по монастырским актам и записям настоятелем оной обители игум. Аристархом в 1767-1769 гг. // ЧОИДР. 1878. Кн. 1. С. 1-24; Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1961. Ч. 3; ПСРЛ. М., 1997. Т. 1.
Лит.: Доброхотов К. Древний Боголюбов город и мон-рь с его окрестностями. М., 1852; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание Владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 50-65; Торжество освящения соборного храма во имя Божией Матери Боголюбской, в Боголюбовом мон-ре // Владимирские ЕВ. 1866. № 11. Ч. неофиц. С. 621-626; Островзоров Н. Ист. описание Боголюбова мон-ря от начала его основания до наст. времени. Владимир, 1880; Боголюбов мон-рь и приписные к нему мон-ри: Покровский и Николаевский Волосов. Вязники, 1891; Малицкий Н. В. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1906. Вып. 2. С. 148-155; Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 21-32; Воронин Н. Н. Новые памятники русской эпиграфики XII в. // Сов. Арх. 1940. № 6. С. 309-315; он же. Зодчество Северо-Восточной Руси. М., 1961. Т. 1. С. 201-261; он же. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский. М., 1958; М., 1965; Вагнер Г. К. Четырехликая капитель из Боголюбова // Славяне и Русь. М., 1968. С. 365-393; Лисова Л. С. Город камен именем Боголюбивый...: Исслед. лестничной башни Боголюбовского архитект. ансамбля // Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983. Вып. 2. С. 165-175; Маслов В. М. Археологическое изучение Владимира и Боголюбова с 30-х гг. XIX в. до наст. времени // Там же. С. 15-31; Петрова Л. А. Из народно-поэтической антиклерикальной сатиры: Стих о мон-ре Боголюбовском // Проблемы формирования и раскрытия фондов БАН СССР. Л., 1985. С. 112-123; Св.-Боголюбов мон-рь / Сост. и изд. Св.-Боголюбова мон-ря. Владимир, 1997, 2002; М., 2000; Тимофеева Т. П. Лежит в развалинах твой храм. Владимир, 1999. С. 43-54; она же. Архитектурные реминисценции в миниатюрах синодика Боголюбова мон-ря XVII в. // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 558-573.
А. В. Маштафаров
Рубрики:
История чудотворных и чтимых икон (см. также "Иконопись") История России по периодам Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Монастыри Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.). Монастыри Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монастыри История Древней Руси Русская Церковь в период от учреждения автокефалии в 1448 г. до 1589 Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) Русская Церковь в период от учреждения автокефалии в 1448 г. до 1589. Монастыри и монашество История Русской Православной Церкви по периодам Русская Православная Церковь Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II (Ридигере) (1990 -2008) История русской живописи Настенная роспись (Фрески и др. техники) История русской архитектуры Монастыри (монастырские комплексы) Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.). Монастыри Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700). Период, предшествующий учреждению автокефалии Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700). Монастыри и монашество Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.) Русская Православная Церковь. Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II (Ридигере). . Монастыри
Ключевые слова:
Древняя Русь (Древнерусское государство), древнейшее государство восточных славян Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) История святынь, чудотворных икон, источников и чудесных исцелений Андрей Юрьевич Боголюбский († между 1120 и 1125 - 1174), благоверный князь Владимиро-Суздальский (1157-1174), святой (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) Живопись монументальная. Россия Боголюбская икона Божией Матери (праздн. 18 июня) Боголюбский в честь Явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастырь, Владимирской и Суздальской епархии
См.также:
БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, осн. в нач. XIV в.
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии
АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых)
АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на лев. берегу Яузы, осн. ок. 1358 г.
БЕЛЁВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Тульской епархии (с 1525 г.)
БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 18 июня)
БОРИСОГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Ярославской и Ростовской епархии
БРЯНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Брянской и Севской епархии
ВАЛДАЙСКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Новгородской и Старорусской епархии
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРЛААМИЕВ ВАЖСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Шенкурский р-н Архангельской обл.
ВАРНАВИНА ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ ( 2-й пол. XV в.), ныне пос. Варнавино Нижегородской обл.
ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995)
ВЕРХОТУРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Екатеринбургской и Верхотурской епархии
ВИФАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ подворье Троице-Сергиевой лавры, в г. Сергиевом Посаде