Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЕРХОТУРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 8, С. 24-28 опубликовано: 26 января 2010г.


ВЕРХОТУРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Екатеринбургской и Верхотурской епархии), в г. Верхотурье Свердловской обл. Основан в посл. годы XVI или в самом нач. XVII в. иером. Ионой Пошехонцем, возможно пострижеником Адрианова Пошехонского мон-ря, ставшим первым настоятелем обители († до 1615).

Верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
Верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

Верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
Наиболее раннее упоминание В. м. содержится в грамотах царя Бориса Феодоровича Годунова верхотурскому воеводе Н. О. Плещееву и М. С. Хлопову 19 июня 1604 и 18 марта 1605 г. В 1605 г. в В. м. был построен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца с приделом во имя св. мучеников Бориса и Глеба, в грамоте царя Михаила Феодоровича верхотурскому воеводе С. М. Гагарину от 25 окт. 1627 г. упомянут также придел вмч. Димитрия Солунского. По челобитной иером. Ионы 18 марта 1605 г. царь Борис Годунов назначил ему и дьячку гос. жалованье (6 и 3 р. в год), предписал верхотурскому воеводе обеспечить мон-рь пашней, сенокосами и угодьями, поставлять воск, ладан, церковное вино, даровал 2 колокола, воздвизальный крест, царские врата, алтарные иконы, образ святых Бориса и Глеба для придела, комплект богослужебных книг, оловянную и медную церковную утварь и священнические облачения. В 1608 г. царской грамотой мон-рю был отпущен казенный лес для построек. К 1620 г. В. м. получал у местных властей хлебную ругу в размере 10 четвертей (983 кг) хлеба и круп в год; настоятелю выплачивалось 6 р. в год. В 1621 г. мон-рь владел 6 деревнями, полученными в качестве вкладов, в 1624 г.- 2 деревнями и пашней с 1 двором рядом с обителью, отведенными от казны, к кон. 70-х гг. XVII в.- 8 деревнями и заимкой на р. Пышме. В 1763 г. за мон-рем числилось 560 крестьян. В 1621 г. в обители жили 8 насельников, в 1651/52 г.- 12, в 1672 г.- 19 монахов.

Церковь во имя св. Николая чудотворца. Фотография. Нач. XX в.
Церковь во имя св. Николая чудотворца. Фотография. Нач. XX в.

Церковь во имя св. Николая чудотворца. Фотография. Нач. XX в.
В нач. XVIII в. в В. м. был построен Покровский храм, в к-рый 12 сент. 1704 г. из с. Меркушина были перенесены и положены в кипарисовой раке мощи прав. Симеона Верхотурского. В 1712 г. указом тобольского губернатора М. П. Гагарина на месте обветшавшей (или сгоревшей) Никольской ц. был заложен одноименный каменный собор с приделом во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В храм, построенный московскими каменщиками И. Б. Сорокой и Н. Я. Грамотиным, в 1738 г. перенесли мощи прав. Симеона. В том же году Покровскую ц. разобрали и перевезли в верхотурский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь.

В В. м. предполагалось устроить миссионерский центр. В 1716 г. Тобольский и Сибирский митр. Филофей (Лещинский) и губернатор Гагарин повелели архим. Сильвестру организовать в В. м. школу для детей иноверцев, но сведений о существовании такой школы нет. Тобольские митрополиты, Филофей в 1718 г. и Антоний (Стаховской) в 1726 г., благословляли архим. Сильвестра на проповедь Православия вогулам и черемисам, жившим по берегам рек Бисерть и Утка, а также в окрестностях Верхотурья, Туринска, Тюмени и Пелыма. Согласно рапортам архим. Сильвестра, к нач. 20-х гг. XVIII в. он обратил в христианство ок. 2600 чел., в 1726 г.- 1741 чел. в Пелымском у., 514 чел. в Верхотурском у., в Пелымском у. было заложено 10 часовен. Во время экспедиции в Верхотурском у. миссионер подвергся нападению язычников-вогулов, к-рые в ходе начавшегося следствия обвинили миссионера в насильственном Крещении и притеснениях. Распоряжением правительства миссионерская деятельность мон-ря была прекращена, в февр. 1730 г. архим. Сильвестр переведен в Далматов мон-рь.

В 1764 г. В. м. был отнесен к 3-му классу (см. ст. Секуляризация церковных имуществ). К 1768 г. в нем имелись каменная Николаевская ц. с колокольней, 2 настоятельские кельи «в одном перерубе», 2 братских корпуса (каждый на 2 кельи), каменная ограда, построенная в 50-х гг. XVIII в. К 1774 г. вместо деревянных келий были поставлены каменные, к 1784 г. устроен еще один деревянный братский корпус, хозяйственные службы. В 1764 г. в В. м. жили 8 насельников, в 1784 г.- 3 монаха и 6 послушников. К кон. XVIII в. внутреннее устроение в обители пришло в упадок, проживавшее в мон-ре белое духовенство вело «блазненную жизнь». В 1804-1818 гг. верхотурских архимандритов Парфения, Иринея, Иеронима назначали ректорами Пермской ДС, в мон-ре они бывали редко.

Рака с мощами прав. Симеона Верхотурского в Никольской церкви. Фотография. Нач. XX в.
Рака с мощами прав. Симеона Верхотурского в Никольской церкви. Фотография. Нач. XX в.

Рака с мощами прав. Симеона Верхотурского в Никольской церкви. Фотография. Нач. XX в.
С 30-х гг. XIX в. начинается духовный и экономический расцвет В. м., связанный с увеличением числа паломников, приходивших к мощам прав. Симеона, а также с деятельностью архим. Афанасия (отказавшегося в 1827 от ректорства в семинарии из-за невозможности совмещать обе должности). В 1830 г. настоятель установил общую трапезу для насельников (ранее монахи готовили себе в кельях). С 1836 г. в мон-ре ежедневно служились 2 литургии. К сер. XIX в. обитель ежегодно посещали 70-80 тыс. чел., приезжавших для поклонения прав. Симеону со всех концов России. К 1825 г. было зафиксировано 44 исцеления от мощей святого, в 1825-1904 гг.- 170 чудотворений. Ежегодно 12 сент. устраивался крестный ход.
Интерьер церкви в честь Преображения Господня. Фотография. Нач. XX в.
Интерьер церкви в честь Преображения Господня. Фотография. Нач. XX в.

Интерьер церкви в честь Преображения Господня. Фотография. Нач. XX в.
В мон-ре началось широкомасштабное каменное строительство: в 1821-1834 гг. была возведена Преображенская ц. с приделами в честь Благовещения Пресв. Богородицы и арх. Михаила, в 30-х гг. отремонтирован Николаевский храм, в 1856 г. построена надвратная ц. во имя св. Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1863 г. по прошению братии придел святых Симеона и Анны в Никольской ц. был переосвящен во имя прав. Симеона Верхотурского. В 1870 г. на братском кладбище поставили деревянную ц. во имя мч. Неофита, в память Пермского архиеп. Неофита (Соснина), похороненного в мон-ре. В 1865 г. построена гостиница, в 1889 г.- новый келейный корпус, в 1892-1894 гг.- каменная двухэтажная гостиница, в 1910-1914 гг.- деревянный барак для 500 чел.

Церковь в честь Иконы Божией матери "Живоносный источник" на заимке Б. Актай. Фотография. Нач. XX в.
Церковь в честь Иконы Божией матери "Живоносный источник" на заимке Б. Актай. Фотография. Нач. XX в.

Церковь в честь Иконы Божией матери "Живоносный источник" на заимке Б. Актай. Фотография. Нач. XX в.
Мон-рю принадлежала заимка Б. Актай (в 8 км от обители), где в 1888 г. был построен деревянный дом для паломников, в 1902-1904 гг.- неск. зданий, в апр. 1894 г.- ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 22 верстах от мон-ря, на реке М. Актай, мон-рь владел др. заимкой, где были устроены кельи с домовой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери.

К 50-м гг. XIX в. число братии превысило штаты, и настоятель «ради совершения церковных служб», заказываемых многочисленными паломниками, ходатайствовал о возведении мон-ря во 2-й класс, по к-рому в мон-ре могли жить 18 насельников. 17 июня 1853 г. ходатайство было удовлетворено, но на дополнительные 5 мест обитель жалованья не получила. В 1869 г. Пермский и Верхотурский еп. Антоний (Смолин) предложил ввести в В. м. общежитие, но братия, получавшая казенное содержание в зависимости от сана и исполняемого штатного послушания, на это не согласилась.

Собор в честь Воздвижения Креста Господня. Фотография. Нач. XX в.
Собор в честь Воздвижения Креста Господня. Фотография. Нач. XX в.

Собор в честь Воздвижения Креста Господня. Фотография. Нач. XX в.
1 янв. 1894 г. указом Святейшего Синода в В. м. был введен общежительный устав. Для реформирования монастырской жизни были присланы иноки из Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, один из них - иером. Иов (Брюхов) - после возведения в сан архимандрита стал настоятелем В. м. Его трудами в обители был введен общежительный устав Коневецкого мон-ря, поставлен новый иконостас в Симеоновском приделе Никольского храма, заведено обширное хозяйство. 22 мая 1899 г. архим. Иов ушел на покой, новым настоятелем был избран прп. Арефа Верхотурский († 15 мая 1903), прибывший с архим. Иовом с Валаама. В период настоятельства прп. Арефы были построены 2 двухэтажных братских корпуса, заведены живописная, переплетная, ризошвейная, сапожная, столярная мастерские, малярная, хозяйственные службы, начато строительство здания для церковноприходской школы, систематизирован и описан монастырский архив. В 1913 г. мон-рь был возведен в 1-й класс, к этому времени в обители жили 190 насельников.

Среди братии почитался приехавший с Валаама схим. прп. Илия (Чеботарёв). В 1894-1895 гг. он подвизался в лесу на р. М. Актай, впосл. на месте его подвигов жили старец-«простец» Е. Плёнкин и иером. Дамиан (Лисицин). В 1911 г., после смерти иером. Дамиана, Малоактайский скит был приписан к В. м., в 1912 г. в скиту жили 1 иеромонах и 5 послушников.

Прп. Арефа Верхотурский. Фотография. Нач. XX в.
Прп. Арефа Верхотурский. Фотография. Нач. XX в.

Прп. Арефа Верхотурский. Фотография. Нач. XX в.
Последним настоятелем В. м. перед закрытием обители стал в 1905 г. архим. Ксенофонт (Медведев). При нем был построен крупнейший в епархии храм (66 м в длину, 53 м в ширину и высоту, вмещал 4 тыс. чел.), главный престол к-рого был освящен 11 сент. 1913 г. Екатеринбургским еп. Митрофаном (Афонским) в честь Воздвижения Креста Господня. 27 мая 1914 г. еп. Серафим (Голубятников) освятил придел во имя прав. Симеона, 10 сент. 1916 г. был освящен придел в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1913 г. в храме поместили серебряную раку с мощами прав. Симеона, над ней в 1914 г. была установлена вызолоченная сень - дар царской семьи. Др. достопримечательностью храма стали фаянсовые иконостасы. В. м. пользовался покровительством царствующего дома: в 1907 г. имп. св. Александра Феодоровна передала в дар архим. Ксенофонту и иеродиак. прмч. Вениамину (Зыкову) сшитые ею священническое и диаконское облачения, в 1911 (1912?) г. имп. св. Николай II Александрович также передал в дар архим. Ксенофонту облачение, в 1914 г. обитель посетила вел. кнг. Елисавета Феодоровна, подарившая настоятелю епитрахиль.

Братия и гости мон-ря. Фотография. Нач. XX в.
Братия и гости мон-ря. Фотография. Нач. XX в.

Братия и гости мон-ря. Фотография. Нач. XX в.
В. м. занимался благотворительной и образовательной деятельностью. С 60-х гг. XVIII в. при нем существовала школа «для сирот духовного звания», в 60-х гг. XIX в. в ней училось 4-10 детей, в 1881 г. школу закрыли. В 1888 г. при мон-ре была учреждена одноклассная школа грамоты, в 1906 г. преобразованная в двухклассную церковноприходскую. К кон. 1911 г. в ней училось 117 детей, из них 61 воспитанник жил при мон-ре в устроенном в 1906 г. общежитии. С 1905 г. в школе помимо общих предметов обучали столярному, переплетному, сапожному делу. С 1885 г. при В. м. существовала больница на 10-15 мест. Во время первой мировой войны в мон-ре был устроен госпиталь на 15 кроватей, в 1916 г. в здании монастырской гостиницы разместился лазарет еще на 30 мест, открылся приют для увечных воинов на 25 мест. Мон-рь перечислял средства на содержание 5-10 коек в полевом лазарете, собирал пожертвования в пользу Красного Креста и на нужды армии. В помещениях мон-ря содержались ок. 500 пленных австрийцев и немцев, селились семьи беженцев, для детей солдат и беженцев был открыт приют.

После 1917 г. в В. м. разместили красноармейцев, 41 насельник был мобилизован на подсобные работы в Красную Армию. 7 авг. 1918 г. красноармейцы вскрыли раку с мощами прав. Симеона. В окт. 1918 г. при отступлении Красной Армии из Верхотурья в скиту на М. Актае были захвачены и через 4 дня расстреляны преподобномученики Каллист (Опарин) и Иакинф (Питателев). В том же месяце Верхотурье заняла армия А. В. Колчака, в В. м. был расквартирован штаб полка под командованием Н. Г. Казагранди.

Архим. Ксенофонт (Медведев). Фотография. 10-е гг. XX в.
Архим. Ксенофонт (Медведев). Фотография. 10-е гг. XX в.

Архим. Ксенофонт (Медведев). Фотография. 10-е гг. XX в.
К нач. 1919 г. в В. м. жили 145 насельников. В июне 1919 г. вместе с отступавшей Белой армией эвакуировалась и братия, предварительно спрятав мощи прав. Симеона в обители, серебряную раку иноки увезли в Красносельский Введенский жен. мон-рь в Ирбитском у. Нек-рые монахи ушли с Белой армией, большинство же во главе с архим. Ксенофонтом вскоре вернулись в В. м., раку также привезли в мон-рь. В 1920 г. братия зарегистрировала мон-рь как приходскую общину. 25 сент. 1920 г. состоялось еще одно вскрытие мощей св. Симеона, вызвавшее протест верующих; св. мощи были опечатаны, паломничество к ним запрещено. Архим. Ксенофонт и иеродиак. Вениамин (Зыков) за противодействие комиссии, совершавшей вскрытие, были обвинены в «контрреволюционной деятельности» и приговорены к 2 годам принудительных работ, в нояб. 1921 г. досрочно освобождены, 15 сент. следующего года архим. Ксенофонт вернулся в Верхотурье. В июне 1919 - февр. 1920 г. в В. м. жили 93 чел., иноки содержали приют на 50 мальчиков, в апр. 1921 г. в обители оставались 43 монаха.

В 1921 г. часть территории В. м. была передана под пехотные курсы, 7 нояб. в Николаевской ц. открылся гарнизонный клуб. В апр.-июле 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей из мон-ря были вывезены мн. предметы, в т. ч. и серебряная рака. Несмотря на запрет губернских властей, в 1920-1924 гг. паломничество к мощам прав. Симеона продолжалось, и в 1924 г. вновь было проведено вскрытие мощей святого. По договоренности с церковным советом мощи оставили в храме под стеклом - во избежание «заразы».

В 1923 г. братия В. м. отказалась подчиняться обновленческому (см. Обновленчество) Екатеринбургскому епархиальному управлению. На собрании 24 апр. 1924 г. насельники решили в адм. отношении подчиняться церковному управлению Нижнетагильского округа, а в иерархическом - Кунгурскому еп. сщмч. Аркадию (Ершову). В кон. 1924-1925 гг. были арестованы 6 монахов В. м., среди них - архим. Ксенофонт, и 6 членов приходского совета, к-рых обвинили в «антисоветской агитации», выразившейся в противодействии обновленчеству. 20-22 окт. 1925 г. Свердловский областной суд приговорил архим. Ксенофонта к 2 годам лишения свободы и 3 годам лишения права проживания в Уральской обл., др. иноков - к меньшим срокам, члены приходского совета были освобождены. После суда договор об аренде монастырских храмов с приходской общиной, в к-рой монахи числились «служителями культа», был расторгнут. Часть насельников поселилась при приходских храмах, нек-рые - в Верхотурье. Ок. 10 чел. обосновались в скиту на М. Актае, к-рый мон. Маврикий (Огородников) оформил в аренду на свое имя. С сент. 1927 г. скитом управлял иером. Келсий (Мотов). В февр. 1928 г. скит был разорен, иером. Келсий арестован, обвинен в «антисоветской деятельности» и осужден на 3 года ссылки в Сибирь. Спустя нек-рое время 5 монахов, не подвергшихся аресту, вернулись в скит. К 1928 г. на территории В. м. разместилась колония для малолетних преступников. В мае 1929 г. мощи прав. Симеона были направлены в музей Н. Тагила для антирелиг. пропаганды, к 1936 г. они оказались в запасниках краеведческого музея Свердловска. В дек. 1929 г. архим. Ксенофонт вернулся из ссылки, в 1930 г. получил от сщмч. Шадринского еп. Евсевия (Рождественского) назначение на приход в с. Бродовское, после неск. арестов скончался 14 янв. 1933 г. в Беломоро-Балтийском лагере.

Рака с мощами прав. Симеона Верхотурского в Преображенской церкви. Фотография. 2003 г.
Рака с мощами прав. Симеона Верхотурского в Преображенской церкви. Фотография. 2003 г.

Рака с мощами прав. Симеона Верхотурского в Преображенской церкви. Фотография. 2003 г.
15 февр. 1990 г. Преображенский, Крестовоздвиженский, Симеоно-Аннинский храмы, жилые и хозяйственные постройки мон-ря были возвращены Свердловской епархии РПЦ. 5 марта епархиальное управление направило в В. м. иером. Тихона (Затёкина) и послушника А. Горина для возобновления иноческой жизни, 1 окт. иером. Тихон был назначен наместником мон-ря с возведением в сан игумена. С 2000 г. наместником В. м. являлся игум. Филипп (Ельшин). Постановлением Свящ. Синода от 22 окт. 20015 г. наместником В. м. назначен игум. Лавр (Коротков). С 30 окт. 2016 г. наместником мон-ря является игум. Иероним (Миронов).

В 1991 г. в обители жили 6 насельников, в дек. 2003 г.- 24 монаха и 20 трудников.

18 окт. 1990 г. Свердловский архиеп. Мелхиседек (Лебедев) освятил надвратную ц. во имя святых Симеона и Анны, 22 марта 1992 г.- восстановленный Преображенский храм, 19 авг. 1999 г.- Крестовоздвиженский собор. Были отремонтированы настоятельский, братский и гостиничный корпуса, устроены столярная и швейная мастерские, создан церковный музей. В Преображенском храме с 25 сент. 1992 г. почивают мощи св. Симеона Верхотурского, с 1994 г. также мощи прп. Арефы Верхотурского и схим. Илии (Чеботарёва). В Крестовоздвиженском соборе установлены 3 фаянсовых иконостаса. При обители действуют ДУ и правосл. гимназия (открыты в 2001), в к-рых в 2003 г. обучалось 27 чел. Священнослужители мон-ря окормляют исправительно-трудовую колонию № 53 Верхотурья. В. м. имеет скит на территории бывш. Большеактайской заимки, подворья в с. Красногорском Верхотурского р-на и в дер. Харёнки Пригородного р-на Свердловской обл., участок земли 26 га в с. Пия Верхотурского р-на. Обитель издает ежемесячную газ. «Монастырский вестник», ж. «Верхотурская старина».

Ист.: Верхотурские грамоты кон. XVI - нач. XVII в.: [Сб. док-тов]. М., 1982.
Лит.: Баранов В. С. Летопись Верхотурского Николаевского муж. общежительного мон-ря (Екатеринбургской епархии) в связи с ист. сказанием о житии, чудотворениях и св. мощах св. прав. Симеона, Верхотурского Чудотворца. Н. Новг., 1910; Манькова И. Л. Настоятели Верхотурского Николаевского мон-ря XVII - 1-й четв. XVIII в. // Культурное наследие российской провинции: история и современность. Екатеринбург, 1998. С. 289-293; Нечаева М. Ю. Верхотурские мон-ри в ХХ в. // Ежег. богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 1999. М., 1999. С. 332-349; она же. За стенами древней обители: Четыре века истории Верхотурского Николаевского мон-ря: Очерки истории и культуры г. Верхотурья и Верхотурского края. Екатеринбург, 1998; Тихон (Затёкин), игум. Верхотурский Николаевский мон-рь и его настоятели. Б. м., 2000;Эндеберя В.Последний настоятель:Из истории Верхотурского Св.-Николаевского мон-ря // http://art.uralinfo.ru/LITERAT/Ural/Ural_11_99/Ural_11_99_09.htm.
М. Ю. Нечаева
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Верхотурский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь Екатеринбургской и Верхотурской епархии Екатеринбургская и Верхотурская епархия Русской Православной Церкви, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии
См.также:
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии
АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на лев. берегу Яузы, осн. ок. 1358 г.
БЕЛЁВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Тульской епархии (с 1525 г.)
БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, осн. в нач. XIV в.
БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ Владимирской и Суздальской епархии
БОРИСОГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Ярославской и Ростовской епархии