Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОГОЛЮБСКИЙ
Т. 5, С. 464-465 опубликовано: 2 августа 2009г.


БОГОЛЮБСКИЙ

Николай Иванович (1856, Самара - 1.10.1926, Москва), богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества. Род. в семье протоиерея. Учился в Самарской ДС, затем в МДА, к-рую окончил в 1880 г. со степенью канд. богословия. В 1880-1883 гг. преподавал греч. язык в Подольской ДС. В 1883 г. рукоположен во иерея, служил в тюремной церкви Самары, одновременно преподавал греч. язык в Самарской ДС и Закон Божий в жен. гимназии. 5 июня 1884 г. назначен настоятелем Казанского собора Самары. В 1885 г. защитил в МДА магист. дис. «Ислам, его происхождение и сущность по сравнению с христианством» (изд.: Самара, 1885). Диссертация Б. представляет собой популярно изложенное введение в богословскую проблематику ислама с христ. апологетической т. зр., много места уделено в ней сравнению христианства с исламом. В 1887 г. Б. был утвержден магистром богословия. В 1892 г. возведен в сан протоиерея.

Н. И. Боголюбский. Фотография. Нач. ХХ в.
Н. И. Боголюбский. Фотография. Нач. ХХ в.

Н. И. Боголюбский. Фотография. Нач. ХХ в.

В 1897-1902 гг. Б. являлся ректором Самарской ДС и главным редактором «Самарских епархиальных ведомостей», в к-рых регулярно публиковал проповеди и статьи. В 1902 г. участвовал в публичных общеобразовательных чтениях для рабочих в Московском историческом музее. В 1902-1909 гг. состоял профессором богословия в Московском сельскохозяйственном ин-те. В 1903 г. вышли в свет брошюры Б. «О свойствах сердца Божия» и «Дело искупления рода человеческого, совершенное Иисусом Христом», написанные под сильным влиянием «юридической теории» спасения. В 1907 г. для ж. «Богословский вестник» Б. написал ст. «Об административно-воспитательном строе в духовных семинариях», к-рая была основана на личных наблюдениях и отличалась критическим отношением к духовному воспитанию в семинариях. С 1907 г. Б. являлся членом Московского духовного цензурного комитета, в 1909-1911 гг.- профессором богословия Московского коммерческого ин-та. Участвовал в собраниях Златоустовского кружка при ц. свт. Николая Явленного. В 1911-1918 гг. ординарный профессор богословия Московского ун-та, последний настоятель университетского храма во имя мц. Татианы перед его закрытием. В 1913 г. Б. издал курс лекций «Богословие в апологетических чтениях», основной целью к-рого была критика господствовавших в то время материализма и рационализма. Недостатки сочинения заключаются в схоластическом изложении правосл. вероучения, редком обращении к святоотеческому наследию.

1 июня 1917 г. Б. был избран председателем Всероссийского съезда духовенства и мирян. На заседаниях съезда, посвященных выборам Московского митрополита, провел положение о необязательности монашеского пострига для кандидатов в епископы. В марте 1917 г. избран в Московский епархиальный совет. 17 янв. 1918 г. председательствовал на заседании совета Союза духовенства и мирян (создан для защиты московских мон-рей и приходов от посягательств советской власти). В 1918 г. был ректором Православной народной академии богословских наук, в к-рой читал курс «Христианское миропонимание (догматика и апологетика)». После закрытия университетского храма назначен в Богоявления Господня собор в Елохове, затем настоятелем храма Большого Вознесения на Б. Никитской ул. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, вошел в состав обновленческого Высшего церковного управления. В мае 1923 г. участвовал в обновленческом «2-м Всероссийском поместном соборе», где был избран в состав Высшего церковного совета. Умер без покаяния в обновленческом расколе. Похоронен на Семёновском кладбище в Москве.

Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 367 [Личное дело].
Соч.: По предметам веры и жизни: Пастырские беседы и чтения. М., 1904; Об административно-воспитательном строе в духовных семинариях // БВ. 1907. № 2; Записки по богословию. М., 1910; Вознесение Господне. Серг. П., 1912; Речь в храме имп. Моск. ун-та в день 200-летнего юбилея М. В. Ломоносова. М., 1912; Богословие в апологетических чтениях. М., 1913, 19152; Вера науки и религиозная вера. М., 1914; Вопрос о мировоззрении в виду современной войны. М., 1915.
Лит.: Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 295; Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917-1922 гг. М., 1999. С. 21, 24.
Диак. Сергий Матюшин
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Богословы русские Обновленческое движение и другие расколы Обновленцы Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Боголюбский Николай Иванович (1856–1926), богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества
См.также:
БОГОЛЮБОВ Николай Михайлович (1872 - 1934), прот., богослов
ВОРОНОВ Ливерий Аркадьевич (1914 - 1995), прот., богослов
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе
АЛЬБОВ Михаил Павлович (1844 - после 1915), прот., богослов
АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий "митр. Костромской"
АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог "иосифлянства", богослов
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
АНТОНИН (Грановский; 1865-1927), бывш. еп. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленческого раскола
АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич (1862-1930), прот., церковный историк
АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
БАРСОВ Николай Иванович (1839-1903), богослов, церковный историк