Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОГОЛЮБОВ
Т. 5, С. 458-459 опубликовано: 2 августа 2009г.


БОГОЛЮБОВ

Николай Михайлович (8.05.1872, с. Павловское Ардатовского у. Нижегородской губ.- 13.05.1934, Горький (совр. Н. Новгород)), прот., богослов. Род. в семье священника. Окончил Лысковское ДУ (1886), затем Нижегородскую ДС (1892). В 1892-1896 гг. учился в МДА, к-рую закончил со степенью канд. богословия. 31 марта 1900 г. защитил в МДА магист. дис. «Теизм и пантеизм», в следующем году отмеченную Макария (Булгакова) премией. В 1897-1909 гг. преподавал логику, психологию, историю философии в Нижегородской ДС и Закон Божий, географию, рус. язык, дидактику в жен. епархиальном уч-ще; в 1906-1909 гг. являлся также главным редактором «Нижегородского церковно-общественного вестника». 14 сент. 1909 г. рукоположен во иерея. В 1909-1913 гг. законоучитель в Историко-филологическом ин-те кн. Безбородко в Нежине, в 1913-1918 гг. проф. богословия Киевского имп. ун-та св. Владимира, настоятель университетской церкви. 15 окт. 1917 г. Советом МДА удостоен степени д-ра богословия за соч. «Философия религии» (1915). Участник Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. В 1918-1925 гг. служил священником в с. Вел. Круча Пирятинского у. Полтавской губ., затем в киевской Покровской ц. на Приорке. В 1925-1934 гг. являлся настоятелем нижегородской ц. Всемилостивейшего Спаса, на к-рой 6 сент. 1998 г. по благословению Нижегородского митр. Николая (Кутепова) установлена в честь Б. памятная доска. Сын Б.- акад. Н. Н. Боголюбов (1909-1992), основатель рус. научных школ по нелинейной математике и теоретической физике, с 1965 г. директор Объединенного ин-та ядерных исследований в Дубне.

Главными темами научных трудов Б. являются богословские и философские аспекты религии. В магистерской диссертации богослов исследовал системы пантеизма - «главного врага христианского богословия» - и теизма. Б. выделил основные виды пантеизма: субстанциальный (элеаты, Б. Спиноза, Ф. В. Й. Шеллинг, Э. Гартман и др.) и органический (Аристотель, Дж. Бруно, Г. В. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр и др.). По мнению богослова, пантеистическая вера в Бога как в безличное бытие подрывает человеческое познание. Последующие работы Б. преимущественно были посвящены изучению философских аспектов религии. Свои выводы ученый изложил в труде «Философия религии». Б. сформулировал определение религии, основными признаками к-рой он считал мистическое переживание, культ, социальную значимость, теоретическое учение. Б. разделил все религии на 2 группы: супранатуралистические (христианство, иудаизм, ислам) и натуралистические (все остальные). В 1-м т. исследования ученый попытался изложить историю натуралистических религий - от магических и мифологических форм к усложнению религ. сознания, выразившемуся в анимизме, политеизме, дуализме (зороастризме), пантеизме, и довел изложение до упадка греко-римской религии, т. е. до времени перед приходом в мир Спасителя. 2-й т., к-рый должен был содержать анализ монотеистических религий, остался ненаписанным.

Соч.: Теизм и пантеизм: Опыт выяснения логического взаимоотношения данных систем. Н. Новг., 1899; Творение и искупление: Выяснение значения этих догматов для решения вопроса жизни // Нижегородский обществ.-церк. вестн. 1906. № 22-28; Эрнест Ренан и его «Жизнь Иисуса»: Опыт психологической критики // ВиР. 1907. № 18-21, 23-24; Современный индивидуализм и «интеллигентное мещанство» // Там же. 1908. № 19-21; Гоголь: Психологическая характеристика его творчества // Нижегородский церк.-обществ. вестн. 1909. № 12-16; Образ Иисуса Христа: «Жизнь Иисуса» Э. Ренана и Д. Штрауса // Вера и жизнь. Чернигов, 1912. № 12-16; Новый социализм, его теория и практика // Голос Церкви. 1912. № 59; Марксизм и наука. Нежин, 1912; Гоголь. Нежин, 1913; Христианство и мифология // Церк. правда. 1913. № 4-6; Кризис мифологического сознания в Индии и в Древней Греции // Изв. Ист.-филол. ин-та кн. Безбородко. 1915. Т. 30; Философия религии. К., 1915, 19182. Ч. 1: Историческая. Т. 1; О приемах защиты истины христианства // Изв. Имп. ун-та Св. Владимира. К., 1916. № 5-6; К вопросу о происхождении христианства: Очерки // Христианская мысль. К., 1916. Вып. 1. С. 5-25; Вып. 2. С. 68-86; Вып. 3. С. 81-96; Вып. 4. С. 54-67; Вып. 6. С. 3-11; Вып. 7/8. С. 57-67.
Лит.: Н. Н. Боголюбов: Математик, механик, физик. Дубна, 1994. С. 5-8.
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Богословы русские Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Боголюбов Николай Михайлович (1872 - 1934), протоиерей, богослов
См.также:
БОГОЛЮБСКИЙ Николай Иванович (1856–1926), богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества
ВОРОНОВ Ливерий Аркадьевич (1914 - 1995), прот., богослов
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
АЛЬБОВ Михаил Павлович (1844 - после 1915), прот., богослов
АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог "иосифлянства", богослов
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич (1862-1930), прот., церковный историк
АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви