Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АМЕНАПРКИЧ
Т. 2, С. 156-157 опубликовано: 4 марта 2009г.


АМЕНАПРКИЧ

[арм. Ամեճա(?)րիվչ, букв.- Всеспаситель], группа памятников арм. средневек. искусства с изображением Распятия.

Снятие с креста. X в. (Эчмиадзин. Патриаршая ризница)
Снятие с креста. X в. (Эчмиадзин. Патриаршая ризница)

Снятие с креста. X в. (Эчмиадзин. Патриаршая ризница)
В отличие от большинства произведений с рельефными крестами в А. тема Распятия и сопровождающие ее композиции представлены в изобразительной форме. Возможно, памятники этого типа восходят к Распятию (упом. в «Истории вартапета Левонда», VII в.; не сохранилась), для к-рого кн. Ашот Патрик (685-689) возвел церковь в обл. Тарон, или к почитаемому в армении деревянному резному Распятию Х в. Его происхождение связывают с апостольскими временами; в Армению оно было привезено из Византии царем Ашотом как дар имп. Василия. В 1013 г. для этого Распятия Григор Магистрос заново отстроил церковь в мон-ре Авуц-тар близ Гегарда (с сер. XVIII в. по наст. время Распятие находится в Патриаршей ризнице в Эчмиадзине). Древнейший фрагмент святыни представляет «Снятие с креста с предстоящими св. Иосифом Аримафейским и Никодимом».

Сохранились 4 хачкара (рельефные мемориальные крестные камни) типа А.: 1273 г. из притвора мон-ря Ахпат, был создан «в моление за атабага и амирспасалара армян и грузин Садуна»; 1279 г. из с. Урц Араратского р-на (в наст. время в мон-ре Эчмиадзин); 1281 г. из Дсеха (обл. Лори) и 1285 г. из Марца. Наиболее развернутая композиция представлена на А. из Ахпата. Изображение Распятия на центральном поле хачкара сопровождают фигуры Богоматери, святых Иоанна Крестителя, Иосифа Аримафейского, Никодима и апостолов, а также солнца, луны и ангелов. Верхний регистр хачкара занимает многофигурное изображение Вознесения Христова. Композиции выполнены глубокой пластичной резьбой на фоне двух- или трехуровневого растительного орнамента и плетенки. Небольшие участки гладкой поверхности креста и фона заполнены надписями заглавным письмом.

Рельефные изображения Распятия в средневек. Армении создавались также на фасадах церквей (напр., на зап. фасаде церкви мон-ря Гандзасар, 1216-1230; на тимпане окна гавита мон-ря Нораванк мастера Момика, 1321) или на памятниках прикладного искусства (золотой оклад Бардзрабердского Евангелия, 1254; складень-реликварий царя Хетума II, 1293).

В арм. искусстве под влиянием памятников типа А. в условные геометрические композиции хачкаров и крестов на фасадах храмов включаются изображения отдельных фигур и сцен.

Лит.: (?)ռվսե(?)յյաճ Գ. (?)ավռւց Թա(?)ի Ամեճաիրկիչը և (?)այյկակաճ արվեստի (?)ռւյյճաճռւճ (?)ռւջարձաճճերը (Овсепян Г. Спаситель Авуц-Тара и одноименные памятники армянского искусства). Иерусалим, 1937; ՂաՖադարյյաճ Կ· (?)աղբատ (Кафадарян К. Ахпат). Ереван, 1963. С. 50 и др.; Mnazaganian St. Kh., Alpago-Novello A. [Il complesso monastico di] Hakhpat (X-XIII sec.). Mil., 1968, 1974; Azarian L., Manukian L. Khatchkar. Mil., 1969, 1977. (Documenti di architettura armena; 2); Степанян Н., Чакмакчян А. Декоративное искусство средневековой Армении. Л., 1971. С. 38. Табл. 80-84; Սաղռւմյյաճ Ս· Տ· Գռւգարղի մեմռրիալ կռթռղճերը (Сагумян С. Т. Мемориальные стелы Гугарка). Ереван, 1980; Халпахчьян О. Х. Резное дерево Армении // Архитектурное наследство. 1984. Т. 32. С. 136. Илл. 11; շա(?)իճյյաճ Ա· Ն· (?)այյաստաճի միջճադարյյաճ կռթռղայյիճ (?)ռւջարձաճճերը· IX-XIII դարերի խաչղարերը (Шаинян А. Т. и др. Средневековые мемориальные памятники Армении: хачкары IX-XIII веков). Ереван, 1984; շախկյյաճ Գ. Լռ(?)ի· պատմռւթյյաճ ղարակերտ եջերը (Шахкян Г. Лори: Каменные страницы истории). Ереван, 1986. С. 39, 97. Илл. 7, 21; Якобсон А. Л. Армянские хачкары. Ереван, 1986; Ղագարյյաճ Մ· (?)այյտի գեղարվեստակաճ (?)ռրագրռւթյյռւճը (?)այյաստաճռւմ (Казарян М. Художественная резьба по дереву в Армении). Ереван, 1989; Степанян Н. С. Искусство Армении. М., 1989. С. 50, 114. Илл. 33, 110.
Ключевые слова:
Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь Аменапркич, группа памятников армянского средневекового искусства с изображением Распятия Памятники искусства. Армения
См.также:
АНИ столица арм. гос-ва Багратидов, в X-XII вв. кафедра арм. католикоса
АРМЕНИЯ гос-во в Закавказье
АХПАТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись Евангелия-тетр
АХТАМАР о-в на оз. Ван, духовный центр Армении в IV-XIX вв.
БАГАРАН религ. и админ. центр раннесредневек. Армении
БАРСЕГ ЧОН (VII в. ), армян. гимнограф и муз. теоретик, настоятель мон-ря Дпреванк