Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАСИМОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Т. 31, С. 467-469 опубликовано: 11 ноября 2017г.


КАСИМОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Касимовская Казанская икона Божией Матери. Нач. XVII в. (Никольская ц. г. Касимова). Фотография. 2012 г.
Касимовская Казанская икона Божией Матери. Нач. XVII в. (Никольская ц. г. Касимова). Фотография. 2012 г.

Касимовская Казанская икона Божией Матери. Нач. XVII в. (Никольская ц. г. Касимова). Фотография. 2012 г.
(празд. 8 июля, 22 окт.), чудотворный образ, принесенный ок. 1620 г. из Казани в Касимов. О К. К. и. известно из различных источников: писцовых книг Касимова 1627 г., составленных по указу царя Михаила Феодоровича, описаний Касимовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря, книг историков о Касимове. На основании выписок из рукописи, сгоревшей в 1763 г., об иконе написана «Повесть о принесении чудотворныя иконы Богоматери Казанския из первоявленнаго Ея места, Казани, в город Касимов до 1620-го года, и о построении церкви, прежде деревянной, потом каменной, и о учреждении при оной Девичья монастыря. С изъявлением знаменитых достопамятностей Самой Владычицы…», известная по списку 3-й четв. XIX в. (ГИМ. Муз. № 3099. «Повесть о принесении чудотворныя иконы Богоматери Казанския из первоявленнаго Ея места, Казани…». Л. 1-9 об.).

Согласно тексту «Повести...», в царствование Михаила Феодоровича в Касимове жила благочестивая старица вдова Иустина (Иустиния, Устинья) с сыновьями Прохором и Флором. По старости Иустина впала в расслабление и лежала не двигаясь 7 лет, ноги ее скрючились, болезнь казалась безнадежной. Чувствуя приближение смерти, она надеялась лишь на милость Божию. Однажды в тонком сне Иустина увидела в своей комнате величественную Госпожу в сопровождении дев. Приблизившись к одру старицы, Она советовала ей пойти в Казань, где та получит исцеление от чудотворной Казанской иконы. Иустина чувствовала, что в Казань ей идти невозможно. Через нек-рое время Госпожа вновь явилась ей ночью в образе световидной Царицы, одетой в порфиру. Старица снова услышала совет непременно идти в Казань, где она получит здравие от иконы, которую надо принести в Касимов. Иустина рассказала о видении своему семейству. В 3-й раз Царица Небесная явилась ей также в царственном образе, но уже с «огнепалящими» воинами в блестящих, как молнии, шлемах и с девами в белых одеждах. Царица Небесная грозно изрекла, что если старица и в 3-й раз не послушает, то «казнена будет злою смертию». Собравшись с духом, Иустина осмелилась сказать, что по болезни своей она и думать не может о путешествии в Казань. На это милосердная Царица отвечала, что были бы только вера и послушание, «и все будет исправно». Желательно Ей, Владычице, чтобы из Казани в Касимов была принесена Ее св. икона, к-рая стоит в лавке у купца (было названо его имя) в месте, где происходит «всегдашнее мытоимство» (сбор пошлин, податей) и слышится брань. Старица вдруг узрела себя в Казани у купца в лавке, запечатлев в памяти его лицо, и увидела украшенный окладом образ Богородицы Казанской. Размышляя о 3 явлениях, Иустина ободрилась духом и, предавшись Богу, «положила: хоть на пути умереть, а быть в Казане». С детьми своими она стала думать, как ей, сущей при смертном одре, лучше путешествовать. Вместе они отправились в лодке по Оке, затем по Волге и речке Казанке, достигнув так Казани. Высадив мать из лодки, сыновья проводили ее под руки к торговой улице. Старица усмотрела между мн. лавок лавку купца, узнала его лицо, показанное в видении. Купец же открыл старице, что ему было сказано: «Придет из дальней страны больная старица Устина за иконою Казанския Богоматери», к-рую он должен ей вручить, т. к. «икона Богоматери идет прославитися во граде, Ею избранном, на прославление чудес во всех странах Российских». Старица увидела икону, перед к-рой по праздничным дням возжигалась лампада. Благоразумный купец, видя достойную старицу и чувствуя, что он исполняет повеление свыше, преклонил колена перед иконой и отдал ее Иустине, та от радости пала на землю. Через неск. минут, придя в себя, она приложилась к чудотворному образу и почувствовала, что исцелилась от болезни.

Благословение Касимовской Казанской иконой Божией Матери молящихся в Никольской ц. г. Касимова. Фотография. Июль 2012 г.
Благословение Касимовской Казанской иконой Божией Матери молящихся в Никольской ц. г. Касимова. Фотография. Июль 2012 г.

Благословение Касимовской Казанской иконой Божией Матери молящихся в Никольской ц. г. Касимова. Фотография. Июль 2012 г.
От купца Иустина узнала, что икону он перенес в лавку недавно, а в дом его она попала спустя примерно 40 лет после обретения Явленного образа в Казани (т. е. ок. 1619) и что икона «списана благочестивым иноком». Старица перенесла образ в собор девичьего в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря «на благословение от первоявленной», где он был поставлен у иконостаса. К иконе стеклась вся Казань, «долгое время» она находилась в мон-ре, нек-рые получали исцеление. По благословению владыки и игумении монастыря образ проводили «на большое расстояние» с пением тропаря «Заступнице усердная». Старица обратилась к народу «с честною иконою Богоматери», народ пал на землю. До Касимова старица с иконой шла пешком. По пути она остановилась в мон-ре прп. Макария Желтоводского, где икона была поставлена в соборном храме. На др. день по окончании Божественной литургии игумен благословил старицу иконой прп. Макария Желтоводского «равной меры» с Казанской иконой. При приближении к Касимову народ и священство крестным ходом под колокольный звон окрестных церквей вышли навстречу. К. К. и. была поставлена на убранный цветами и пеленами аналой. После молебствий с пением тропаря «Заступнице усердная» крестным ходом все отправились в приходский храм вмц. Параскевы Пятницы, близ которого жила Иустина. Из дальних мест в Касимов к К. К. и. приходили люди разных сословий, многие получали исцеления.

Старица Иустина с сыновьями начала строить деревянную Казанскую ц. с приделом прп. Макария Желтоводского. К. К. и. и образ прп. Макария из Желтоводского монастыря стояли в это время в ц. вмц. Параскевы Пятницы. Это отмечено в писцовых книгах Касимова 1627 г. писца Петра Семеновича Воейкова, К. К. и. названа чудотворной: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанския древена клетцки… а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския... стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы…» (Добролюбов. 1891. С. 52; Шишкин. 1892. № 7. С. 318). В это время икона, «моление старицы Устиньи с детьми», была украшена серебряной позолоченной басмой и серебряными же золочеными чеканными венцами: «...оклад серебрянной басманной золочен, венцы у Пречистыя Богородицы и у Спаса серебренные чеканные золочены»; к иконе имелась бархатная пелена: «...пелена бархат червчет на средине крест, а та пелена приклад боярина князя Ивана Михайловича Воротынскаго»; икона находилась на аналое, «налой золочен дорогами, да пред тем же образом свеча местная восковая данья пушкаря Въяла Прокофьева» (Шишкин. 1892. № 7. С. 319). При Казанской ц. возникла монашеская община, а в 1627 г. старицей Иустиной основан девичий касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь (Иероним (Алякринский). 1889. С. 58). В Казанском монастыре от К. К. и., по преданию, исцелился находившийся при смерти касимовский царевич Иаков Васильевич († 1677). Для иконы по его заказу была сделана риза «шитая золотом по бархату» (Описание церковных вещей. 1887. С. 311), «низанная по бархату жемчугом и каменьями» (Иероним (Алякринский). 1889. С. 97).

Касимовская Казанская икона Божией Матери на аналое в Никольской ц. г. Касимова. Фотография. 2012 г.
Касимовская Казанская икона Божией Матери на аналое в Никольской ц. г. Касимова. Фотография. 2012 г.

Касимовская Казанская икона Божией Матери на аналое в Никольской ц. г. Касимова. Фотография. 2012 г.
К. К. и. считалась древней («древнего иконного письма»), при этом подчеркивалось, что она «одинаковаго размера с чудотворною иконою», явившейся в Казани в 1579 г. (Добролюбов. 1891. С. 72), «одинаковой меры и очертания с подлинной чудотворной иконы…» (Описание Девичьего мон-ря Казанской Божией Матери [в Касимове]. Ркп. 2-й пол. XIX в. С. 2 - Касимовский краеведческий музей. Кп. 2715/5). В каменной Казанской ц. 1715 г. касимовского Казанского мон-ря «великолепнаго зодчества» (Добролюбов. 1891. С. 71) К. К. и., по описи мон-ря, составленной в 1764 г. подпоручиком Житковым, находилась в иконостасе слева от царских врат в раме с клеймами Жития Богородицы: «...образ Казанские Пресвятыя Богородицы штилистовой врезан в большую цку, где изображено житие Пресвятыя Богородицы, та цка вокруг обложена серебром и позлащена; на Богоматери венец с цатою и оклад весь сребренной позлащен, в венце четыре камня разнаго цвету простыя, а венец и убрус обнизан жемчугом; при том же образе в привесе крест небольшой да трое серег, сребренных позлащены, один гривенник, пред ним паникадило медное» (Там же. С. 55-56). В новой каменной Казанской ц., освященной в 1864 г., икона также находилась в иконостасе слева от царских врат «в серебряно-вызолоченном окладе и украшена аметистами и топазами» (Там же. С. 72), по др. описанию, «как храмовая, украшенная серебро-позлащенною ризою, жемчугом и др. камнями» (Описание церковных вещей. 1887. С. 310), в раме со сценами из Жития Богоматери. В касимовском Казанском монастыре почитались 2 др. Казанские иконы XVII в.: пожертвованные бабушкой царевича Иакова царицей Фатимой Султан-Сеитовной и его матерью Марией Никифоровной (урожд. Плещеевой), известные по фотографиям, вклеенным в рукопись 1933 г. о касимовских подвижниках (Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. 2005. Ил. на с. 20, 21). Сохранился шитый покровец (2-я пол. XVII в., кайма XVIII в., Касимовский краеведческий музей) с изображением Казанского образа, возможно находившийся в касимовском Казанском мон-ре.

После закрытия мон-ря К. К. и. была перенесена в близлежащую, находившуюся на его территории Пятницкую ц. По свидетельству настоятеля Никольского храма Касимова прот. Владимира Сергеевича Правдолюбова (род. в 1931) и его сестры Веры Сергеевны Правдолюбовой (род. в 1922), изгнанные насельницы мон-ря перешли в Пятницкую ц., хранительницей К. К. и. советом сестер была назначена мон. Ирина (Разорёнова; † 1971). В 1930-1935 гг. икона находилась в Пятницкой ц. В 1935 г. прот. сщмч. Николая Анатольевича Правдолюбова арестовали, храм был закрыт, в 1936 г. разрушен. Монахини перешли в соседний не закрытый Никольский храм (1705; перестраивался в 50-60-х гг. XIX в.). К. К. и. была принесена сюда и положена на аналой у левого придела. При угрозе конфискации ее прятали. С осени 1940 по март 1943 г. в Никольском храме службы не совершались, все священники города были арестованы, но община не распалась. Староста А. А. Вереина не отдала ключи от храма в исполком даже под угрозой расстрела, что сохранило от уничтожения иконы храма, в т. ч. и К. К. и. В марте 1943 г. вернувшийся из очередной ссылки прот. исп. Сергий Анатольевич Правдолюбов, получив регистрацию в исполкоме, возобновил богослужение в Никольском храме. Первой службой был водосвятный молебен перед К. К. и. С тех пор икона постоянно находилась в Никольском храме.

О местночтимой старице Иустине в Касимове всегда сохранялась память. По благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) (впосл. митрополит; † 2006) в храмах Касимова ей поется составленный в 1992 г. под его редакцией тропарь (глас 8): «Источник исцелений обрела еси граду нашему Касимову, икону Богоматери, от Нея же и сама исцеление прияла еси, Блаженная старице Иустино. Сего ради молися ко Господу со благоверным Иаковом о исцелении душ и телес нас недостойных, любовию чтущих память вашу».

К. К. и. относится к рубежу XVI и XVII вв. или к нач. XVII в. и является одним из редких списков иконы, явленной в 1579 г. в Казани. Размер К. К. и. (27,4×24,2 см) близок к размеру явленной Казанской иконы (26,7×22,3 см). Иконография, типы ликов, жест благословляющей двуперстно десницы Младенца Христа характерны для ранних списков явленной Казанской иконы. При этом Младенец изображен в легком движении к Божией Матери, что является особенностью К. К. и. Первоначальная басма образа не сохранилась. Существующий серебряный позолоченный оклад 1829 г. к иконе с камнями и со стразами, сделанный в Москве, наложен на фотокопию образа, к-рая размещается в киоте в сев.-зап. части храма.

В 2010-2012 гг. К. К. и. реставрирована художником-реставратором ЦМиАР Б. П. Ерёминым. Проведен полный цикл реставрационных работ. Икона была укреплена, удалены многочисленные гвозди от басмы и оклада, почерневшая сгрибившаяся олифа и спаявшиеся с ней участки слюды. Удалены записи и прописи (в местах утрат и потертостей авторского слоя на изображении лика Богородицы прописи оставлены). В местах утрат грунта сделана подлевкаска, утраты и потертости красочного слоя тонированы, икона покрыта лаком. После реставрации икона помещена в киот и находится в алтаре Никольского храма.

В канун празднования Казанской иконе Божией Матери, 20 июля 2012 г., на всенощном бдении в Никольском храме Касимова К. К. и. была вынесена для поклонения, а в день праздника, 21 июля, при большом стечении народа впервые после 1929 г. со святыней был совершен крестный ход в касимовский Казанский мон-рь во главе с еп. Касимовским и Сасовским Дионисием (Порубаем) и духовенством Никольского храма. В воскресные дни вечером перед К. К. и. по благословению еп. Дионисия совершается параклисис и читается Акафист Казанской иконе Божией Матери.

Лит.: Описание церковных вещей, замечательных по своей древности, находящихся в церквах Рязанской епархии // Рязанские ЕВ. Приб. 1887. № 13. С. 310-311; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности / Примеч.: свящ. И. В. Добролюбов. Рязань, 1889. С. 97; Добролюбов И. В., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиогр. указаниями. Рязань, 1891. Т. 4. С. 52-53, 55-56, 67, 72; Шишкин Н. И. История г. Касимова с древнейших времен. Рязань, 1891 2, 1999П. С. 110-113, 173; он же. Ист.-стат. описание касимовскаго Казанскаго жен. мон-ря // Рязанские ЕВ. Отд. неофиц. 1892. № 7. С. 317-322; № 8/9. С. 387-388; Казанский жен. мон-рь // Там же. 1897. № 16. С. 515; Про рязаночек - святых, мудрых, достославных: [Сб.: Были, предания, легенды, древнерус. повести] / Сост.: Э. К. Киселева. Рязань, 1995. С. 70-71; Святые и праведники земли Рязанской X-XX вв. / Авт.-сост.: Т. Веселкина. Рязань, 2000. С. 168; Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2004. С. 33-34; Николай Правдолюбов, сщмч., Владимир Правдолюбов, мч. Блж. Иаков, царевич Касимовский. М., 2005. С. 15-20. Ил. на с. 18 (икона в окладе 1829 г.); Благодёрова И. Касимов: Ист.-архит. путев. Шацк, 2010. С. 49-50.
Н. Н. Чугреева
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконография Божией Матери (Иконопись) Иконы чудотворные Казанская икона Божией Матери (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского государства и РПЦ XVI - нач. XXI в. Касимовская Казанская икона Божией Матери (празд. 8 июля, 22 окт.), чудотворный образ, принесенный ок. 1620 г. из Казани в Касимов
См.также:
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь
КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии
АЛБАЗИНСКАЯ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в.
АХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 2 июля
АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 15 авг.
БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 30 июня)
БАХЧИСАРАЙСКАЯ [МАРИУПОЛЬСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 15 авг.)
БЕРДИЧЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ