Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЕЙДЛЕ
Т. 7, С. 373 опубликовано: 8 ноября 2009г.


ВЕЙДЛЕ

В. В. Вейдле
В. В. Вейдле

В. В. Вейдле
Владимир Васильевич (1.03.1895, С.-Петербург - 5.08.1979, Париж), историк христ. искусства, лит. критик, поэт, публицист. В 1916 г. окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. В 1918-1920 гг. являлся профессором Пермского ун-та, в 1921-1924 гг. преподавал историю средневек. искусства в Петроградском ун-те и Ин-те истории искусств. С июля 1924 г. в эмиграции. С 1925 г. преподавал в Православном богословском ин-те прп. Сергия в Париже, в 1932-1952 гг. профессор истории христ. искусства. Активно печатался в эмигрантских периодических изданиях («Вестнике русского студенческого христианского движения» (см. ст. «Вестник русского христианского движения»), «Православной мысли», «Современных записках», «Новом журнале» и др.), написал большое число статей, заметок и рецензий о рус. писателях и поэтах (А. А. Ахматовой, А. А. Блоке, И. А. Бунине, В. Я. Брюсове, Ф. М. Достоевском, А. С. Пушкине и др.). В 20-30-х гг. состоял в братстве Св. Софии, на его религ. взгляды оказал значительное влияние его духовник, председатель братства прот. Сергий Булгаков. С 1929 г. В. являлся членом Русско-франц. лит. об-ва в Париже. После второй мировой войны сотрудничал в качестве эксперта ЮНЕСКО с радиостанцией «Свобода» (Мюнхен), вещавшей на СССР. Кавалер франц. ордена за лит. заслуги. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Одной из ведущих тем в книгах и статьях В. является тема религ. сущности искусства и культуры в целом. Взгляды В. на эту проблему наиболее отчетливо выражены в кн. «Умирание искусства» (П., 1937). Исследователь делает вывод о том, что художественное творчество в XX в. утратило живую связь с бытием и находится в состоянии упадка, причины к-рого автор видит в утере художниками мировоззренческого единства и в отсутствии веры в «чудесное». Возрождение «чудесного» в искусстве возможно, по мнению В., только через возвращение к религии, к-рая питает собой художественное творчество, придавая ему духовное единство и смысл; для европ. культуры такой религией может быть только христианство. О взаимосвязи религии и искусства критик также писал в статьях «О религиозном корне русского искусства» (1953), «Искусство как язык религии» (1958) и «Письма об иконе» (1959). По мнению В., источниками художественного творчества являются стихийное мировосприятие художника и религ. мировоззрение. Только через эту двойственность можно понять, в частности, христ. искусство, рождающееся из творческого инстинкта художника и из усвоения им сложившихся культурных форм (напр., архитектура Др. Руси сложилась под влиянием визант. искусства, но древнерус. зодчие придали ей своеобразие). В ст. «Религия и культура» (1965) В. доказывал, что религия является не частью культуры, но ее источником («культура - излучение религии»); культура нередко вступает в противоречие с религией, поскольку культурные ценности не тождественны религиозным. Кн. «Рим: Из бесед о городах Италии» (П., 1967) содержит размышления В. о церковной архитектуре и раннехрист. живописи.

В лит. критике В. развивал идеи рус. символизма (Вяч. И. Иванова и др.), критиковал модернизм и формализм в лит-ре и искусстве, считал эстетическим идеалом «петербургскую поэтику» (Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам).

Соч.: Знак и символ: Набросок вступления к общей теории знака // ПМ. 1942. Вып. 4. С. 25-40; Перерождение античного искусства // Там же. 1947. Вып. 5. С. 23-47; Крещальная мистерия и раннее христианское искусство // Там же. 1948. Вып. 6. С. 18-36; The Baptism of Art. L., 1950; Памяти о. Сергия Булгакова // ПМ. 1951. Вып. 8. С. 11-16; Вечерний день. Н.-Й., 1952; О религ. корне рус. искусства // Новый журнал. 1953. № 33, 35; Задача России. Н.-Й., 1954, 1956; Mozaici veneziani. Mil., 1956; Образ человека в испанском искусстве: (О религ. основе испанского худож. творчества) // ПМ. 1957. Вып. 11. С. 45-61; Искусство как язык религии // ВРСХД. 1958. № 50. С. 2-10; Письма об иконе: Письмо 1-е: Образ и символ // Там же. 1959. № 55. С. 10-19; Les icones byzantines et russes. Mil., 1962; Религия и культура // ВРСХД. 1965. № 79. С. 14-21; Безымянная страна. П., 1968; О поэтах и поэзии. П., 1973; После «Двенадцати». П., 1973; Зимнее солнце: Из ранних воспоминаний. Вашингтон, 1976; На память о себе: Стихотворения. П., 1979; Эмбриология поэзии. П., 1980. М., 2002; Умирание искусства. М., 2001; Воспоминания // Диаспора. П.; 2001. Вып. 2. С. 24-153; СПб., 2002. Вып. 3. С. 7-159.
Лит.: Иваск Ю. В. В. Вейдле: [Некролог] // Новый журнал. 1979. № 136; Шмеман А., прот. Памяти В. В. Вейдле // Вестн. РХД. 1979. № 129. С. 174-179.
О. Т. Ермишин
Ключевые слова:
Поэты русские Литературные критики русские Вейдле Владимир Васильевич (1895 - 1979), историк христианского искусства, литературный критик, поэт, публицист Историки христианского искусства Публицисты русские
См.также:
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства
АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик
АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл.
АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855-1909), рус. поэт, критик, переводчик
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), рус. поэт, переводчик
БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-1848), лит. критик, публицист
БРИХНИЧЁВ Иона Пантелеймонович (1879 - 1968), поэт, публицист, издатель, лидер движения «голгофских христиан»
БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, лит. критик
ВАВРИК Василий Романович (1889-1970), писатель, поэт, публицист, историк, правосл. общественный деятель
ВАСИЛЬЕВ Афанасий Васильевич (1851 - 1929), церковный и общественный деятель, публицист, поэт