Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АКСАКОВ
Т. 1, С. 409-410 опубликовано: 11 марта 2008г.


АКСАКОВ

Николай Петрович (17.06.1848, с. Юдинки Алексинского у. Тульской губ.- 5.04.1909, С.-Петербург), богослов, философ, историк, публицист, автор художественных произведений, лит. критик. Дальний родственник С. Т., К. С. и И. С. Аксаковых

Н. П. Аксаков
Н. П. Аксаков

Н. П. Аксаков
. Получил домашнее образование под руководством родителей, отличавшихся глубокой религиозностью и хранивших в семье традиц. правосл. уклад жизни, затем учился за границей: слушал лекции в ун-тах Германии (в т. ч. в Гейдельбергском), Швейцарии и Франции (на протестант. теологическом фак-те в Монтобане). В 1868 г. защитил в Гиссене дис. «Идея Божества» (Die Idee der Gottheit. Halle, 1868) на соискание степени д-ра философии. В том же году А. вернулся в Россию и поселился в Москве. Сотрудничал с ж. «Беседа», редактировал один из отделов ж. «Русская беседа», выполнял обязанности секретаря Об-ва распространения полезных книг, являлся членом ОЛРС, занимал должность секретаря этого об-ва (1878-1880). С 1895 г. А. жил в С.-Петербурге, где до 1903 г. служил в Гос. контроле.

Уже в кон. 60-х гг. XIX в. стали известны публичные лекции А. о духовной жизни, в к-рых он рассматривал религию с т. зр. философии и физиологии. В 1870 г. А. опубликовал работу «Подспудный материализм: По поводу диссертации-брошюры г-на Струве», в к-рой рассматривал материалистическое мировоззрение с позиций, близких правосл. богословию. А. был автором статей философско-полемического характера, публиковавшихся в «Русской мысли», «России», «Беседе» и др. периодических изданиях. По общественной позиции он был близок лидерам патриотического направления в рус. мысли: М. П. Погодину, Ю. Ф. Самарину, Т. И. Филиппову, А. И. Кошелеву - и разделял славянофильские идеи об особом, вытекающем из духовных основ Православия, пути развития России. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. А. опубликовал повести «Дети-крестоносцы» (М., 1894) и «Замок Зора» (СПб., 1892), стихотворения лирического и гражданского характера, большое число литературно-критических статей и ряд исторических поэм. В 1906-1907 гг. А. выступает в «Церковном вестнике» и «Церковном голосе» со статьями о возможных преобразованиях в Церкви: «К церковному Собору», «Канон и свобода», «Патриаршество и каноны», «Об избрании епископов в древней христианской Церкви», «Что говорят каноны о составе Собора», «Возможны ли в Церкви решающие и совещательные голоса», «Основы церковного суда», где отстаивал т. зр., сходную с позицией группы 32 священников, и др. В 1906 г. А. вошел в состав образованного при Святейшем Синоде Предсоборного Присутствия для подготовки церковного Собора, к-рый должен был рассмотреть вопрос о преобразованиях в РПЦ. Последние годы жизни А. отмечены особой общественной и творческой активностью. Известность приобрела его полемическая брошюра «Беспредельность невежества и Апокалипсис» (1908) - развернутый, исторически и богословски обоснованный критический отклик на скандальную книгу Н. А. Морозова о происхождении Апокалипсиса, оспаривавшую авторство Апокалипсиса и доказывавшую особую значимость в Апокалипсисе некоего «революционного», политического и социального содержания.

А. внес немалый вклад в изучение церковной истории. Особо значимы его исследование «Духа не угашайте!» (1894) о роли в Церкви «народа церковного», первоначально опубликованное в ж. «Благовест», и труд церковно-исторического характера «Клир и народ» (труд. 1897). В историю рус. общественной и церковной жизни А. вошел как убежденный сторонник реформ в РПЦ, впосл. частично утвержденных Поместным Собором 1917-1918 гг.

Соч.: Подспудный материализм: По поводу диссертации-брошюры г-на Струве. М., 1870; Вопрос о свободе совести // Беседа. 1871. № 2. Кн. 9; О христианском Востоке и Западе // Благовест. 1892. № 33-34; Духа не угашайте! СПб., 1894; Свобода, любовь и вера // Рус. беседа. 1895. № 1-3; Всецерковный Собор и выборное начало в Церкви // БВ. 1905. № 12. С. 711-777; Беспредельность невежества и Апокалипсис. СПб., 1908; Германия и славянство. М., [1909]; Всеславянство. М., 1910.
Лит.: Колачев В. Николай Петрович Аксаков: [Некролог] // ЦВ. 1909. № 16; Скрипицын В. А. Один из редких в наше время: (Посвящ. памяти Н. П. Аксакова). СПб., 1909; Антонов А. Р. Русские светские богословы и их религиозно-общественное мировоззрение. СПб., 1912. Т. 1. С 1-110; Русские писатели, 1800-1917. Т. 1. С. 34-35.
С. Н. Носов
Ключевые слова:
Историки Церкви русские Литературные критики русские Богословы русские Писатели русские Публицисты русские Аксаков Николай Петрович (1848-1909), богослов, философский историк, публицист, автор художественных произведений, литературный критик
См.также:
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства
АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл.
БРОНЗОВ Александр Александрович (1858 - 1936/37), богослов, церковный историк, публицист
АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (1872-1964), богослов, публицист, миссионер
АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886), писатель, публицист, издатель, идеолог славянофильства
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), писатель антихрист. направления, драматург, публицист
АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
БАЖЕНОВ Иван Васильевич (1855-1920), церк. историк, богослов
БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), рус. поэт, переводчик
БЕЗОБРАЗОВ Павел Владимирович (1859-1918), русский византинист, прозаик, публицист
БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-1848), лит. критик, публицист