Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕЙТ-САХУР
Т. 4, С. 459-461 опубликовано: 26 марта 2009г.


БЕЙТ-САХУР

[Байт-Сахур, араб.- дом в скалах; Поле Пастырей, греч. τὸ Χωρίον τῶν Ποιμένων], сел. в 2 км к востоку от Вифлеема, где в ночь Рождества Христова пастырям явилось ангельское воинство с пением «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение», возвестившее о рождении в Вифлееме Спасителя (Лк 2. 8-14). Блж. Иероним считал, что на этом месте находилась башня Гадер («башня стада» - Быт 35. 21) (Hieronymus. De situ et nom., 167 // PL. 23. Col. 879 A.). Считается также, что здесь же было поле Вооза, где Руфь собирала колосья (Руфь 2. 2-3). В визант. период это место называлось «Паства» (τὸ Ποίμνιον) (Епифаний Монах, нач. IX в.; игум. Даниил, нач. XII в.) или «У Пастырей», «Пастырей» («Ad Pastores», «Pastorum») (Эгерия, ок. 384; Бернард Монах, ок. 870), позднее - Поле или Селение Пастырей (в рус. традиции - Поле Пастушков).

Крипта и византийская базилика Пресв. Богородицы и прав. Иосифа

Крипта IV–VI вв.— место погребения святых пастырей
Крипта IV–VI вв.— место погребения святых пастырей

Крипта IV–VI вв.— место погребения святых пастырей
По преданию, пастыри пожелали быть похороненными в пещере, служившей им ночлегом в ту ночь, когда они стали свидетелями ангельского благовестия. В IV в. здесь был сооружен небольшой храм, к-рый перестраивался в V-VI вв. Житие равноапостольных Константина и Елены (VIII в.; BHG, N 364) приписывает его основание матери императора. Пещера стала криптой данного храма, над могилой пастырей был сооружен престол. В крипте сохранились капители 2 колонн и фрагменты мозаичного пола IV в. Сверху над криптой в V в. была воздвигнута часовня, в VI в. ее сменила большая базилика, являвшаяся соборным храмом мон-ря. Монастырский комплекс был разрушен персами в 614 г., восстановлен в VII в. и заброшен в Х в. Только с XV в. в крипте возобновилось правосл. богослужение. От базилики времени имп. Юстиниана I сохранились развалины и напольные мозаики.

Храм «в Пастве» упоминается в литургических памятниках древнего Иерусалимского богослужения как место, где совершалась торжественная служба (синаксис) в канун праздника Рождества Христова (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 373; Garitte. Le Сalendrier Palestino-Georgien. P. 111-112; Renoux. Le codex Arménien Jérusalem 121. Р. 211). Игум. Даниил описывает пещеру и руины базилики св. Иосифа, а также «поле красно вельми и нивы многоплодны, и масличья много». В наст. время на поле около крипты сохранилось неск. оливковых деревьев, по преданию, со времен евангельских событий. Крипта принадлежит Греческой Православной Церкви, служба в ней до 1972 г. совершалась на араб. языке еженедельно, теперь только в престольный праздник Собора Пресв. Богородицы (26 дек.).

Православный храм «Слава в вышних Богу»

(Δόξα ἐν ὑψίστοις [Θεῷ]). Построен в 1972 г. рядом с развалинами визант. церкви на участке, приобретенном в сер. XIX в. Иоасафом, игум. лавры Саввы Освященного. Имеет 3 придела, освященных в честь Собора Пресв. Богородицы (26 дек.), вмч. Пантелеимона (27 июля) и Собора Архангелов (8 нояб.). Храм представляет собой трехнефную купольную базилику, расписан (еще не полностью) фресками в визант. стиле и имеет резной иконостас. Он является соборным храмом мон-ря Пастырей (῾Ιερά Μονή Ποιμένων) и находится в ведении лавры Саввы Освященного; игум. - архим. Серафим (Δίπτυχα. 2002. Σ. 1384, 1386). Древние развалины в церковном дворе, по преданию, считаются остатками башни Гадер.

Католический храм «Gloria in Excelsis Deo»

Католич. храм «Gloria in Excelsis Deo» («Слава в вышних Богу») в Бейт-Сахуре. 1954 г. Архит. А. Барлуцци
Католич. храм «Gloria in Excelsis Deo» («Слава в вышних Богу») в Бейт-Сахуре. 1954 г. Архит. А. Барлуцци

Католич. храм «Gloria in Excelsis Deo» («Слава в вышних Богу») в Бейт-Сахуре. 1954 г. Архит. А. Барлуцци

(Слава в вышних Богу). Возведен в 1954 г. архит. А. Барлуцци на участке, принадлежащем францисканцам, в сев.-зап. части Поля Пастырей, в 1,5 км от правосл. храма. Храм построен в форме древнего бедуинского шатра, в плане десятигранник, каждая 2-я грань оснащена мощным контрфорсом. Над нижним, основным, сложнофигурным многоугольником возвышается десятерик барабана и над ним купол, разделенный белыми поясами на 10 сегментов. Символика десятеричности, последовательно выдержанная архитектором, должна была напоминать о церковной десятине - приношении Богу 10-й доли от каждого стада и каждого урожая. Бронзовый ангел простирает крылья над входом. В церкви 3 алтаря - к востоку, северу и югу, над каждым размещены большие фрески работы худож. У. Нони (явление Ангелов, поклонение Младенцу в Вифлеемской пещере, возвращение радостных пастырей к овцам). Рядом с храмом находятся руины визант. церкви кон. IV в. (расширена в VI в.). Археологи считают, что на этом месте находился один из мон-рей Иудейской пустыни. Возможно, именно в нем подвизался Палладий вместе с чудотворцем Посидонием. Мон-рь был разрушен персами в 614 г. и больше не восстанавливался.

Русский участок

Вел. кн. Константин Николаевич во время паломничества в Св. землю весной 1859 г. выразил готовность выделить средства на восстановление базилики над криптой. Дневниковая запись: «Моя поездка в Вифсагур. Остатки храма Явления Ангела, желал бы возобновить его» (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 134.) В нач. 1861 г. от тур. Порты был получен фирман на строительство храма на деньги вел. князя и его супруги, начались подготовительные работы и завоз материалов. В качестве архитектора предполагалось привлечь М. И. Эппингера, создателя рус. Троицкого собора в Иерусалиме. Но католики также претендовали на участок и крипту, несмотря на решение суда от 1819 г., подтвердившее безусловные права православных. В мае 1861 г. строительство было запрещено тур. губернатором под нажимом франц. консула, получившего жесткие директивы из Парижа (АВПР. Ф. Посольства в Константинополе. Оп. 517/2. Д. 7663. Л. 7-8 об.).

В 1887 г. в Б.-С. в доме Николая Хури (брат Селима Хури, российского консульского агента, члена ИППО) была открыта начальная школа для араб. детей, где преподавали выпускницы рус. учительской семинарии из Бейт-Джалы.

В 1909-1914 гг. начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Леонидом (Сенцовым) в Б.-С. частями был приобретен участок «Пастушки», или «Поле Вооза» (площадь 12 тыс. кв. м), на имя подставных лиц Е. Румман и братьев Хури. Но из-за начавшейся первой мировой войны архим. Леонид не успел оформить его на себя. В наст. время на этом участке находятся жилые дома (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 705; Т. 2. С. 151).

Ист.: Житие и хожение Даниила, Русския земли игумена // ППС. 1883. Т. 1. Вып. 3. (Вып. 3). С. 67-68; Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест первой пол. IX в. // Там же. 1886. Т. 4. Вып. 2. (Вып. 11). С. 3, 24, 257, 261; Паломничество по Св. местам конца IV в. // Там же. 1889. Т. 7. Вып. 2. (Вып. 20). С. 185; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land // Theophaneia. Bonn, 1970. Vol. 22. P. 102; Renoux A. Le codex Arménien Jérusalem 121 // PО. 1971. T. 36. Fasс. 2. Р. 211; Tzaferis V. The Archaeological Excavation at Shepherd's Field // Liber Annuus Studii Biblici Franciscani. 1975. T. 25. P. 5-52; Ovadiah A., Gomes de Silva C. Supplementum to the Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land // Levant. 1982. N 14. P. 144-147; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1996. Vol. 2: L-Z. Р. 315-316; Murphy-O'Connor J. The Holy Land: An Oxf. Archaeol. Guide from Earliest Times to 1700. Oxf., 1998. P. 419-420; Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 134, 705, 721; Т. 2. С. 129, 136, 151, 168.
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности. М., 1873. С. 358-362; [Мефодий (Кульман), еп.]. Св. Земля. П., 1961. С. 109-110; Pavan Taddei M. C. Barluzzi // Dizionario biografico degli Italiani. R., 1964. T. 6. P. 409-410; Ραπτόπουλος Ζ. Ταξιδεύοντας στήν ῾Αγία Γῆ. Λεμεσός, 1996. Σ. 149-150; Σφυρόερα Σ. Ν. / ´Αγιοι Τόποι. Ιστορία και Προσκυνήματα. Αθήνα, 2000. Σ. 166-167; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000. С. 50-52.
О. В. Лосева
Ключевые слова:
Археология христианская, раздел археологии, изучающий древности раннехристианских общин и государств География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Церковная архитектура. Святая Земля Археология церковная Священная (Христианская) топография: святые места, монастыри, храмы Бейт-Сахур, селение в 2 км к востоку от Вифлеема, где в ночь Рождества Христова пастырям явилось ангельское воинство
См.также:
ВИФЕЗДА название купальни в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного
ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
ГЕФСИМАНИЯ местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима)
АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют
АЙН-КАРЕМ сел. юго-западнее Иерусалима,почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
БАУИТ мон-рь в Египте (IV - XI вв.)
БЕЙТ-ДЖАЛА сел. у сев.-зап. окраины Вифлеема
ВИФАВАРА вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча
ВИФАНИЯ Селение на юго-вост. склоне Елеонской горы , в 3 км восточнее Иерусалима