Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АМАРНСКИЕ ПИСЬМА
Т. 2, С. 98-99 опубликовано: 24 июля 2008г.


АМАРНСКИЕ ПИСЬМА

клинописные глиняные таблички - исторический источник, освещающий период егип. господства в Вост. Средиземноморье в XIV в. до Р. Х., и в частности историю Ханаана до заселения его древними израильтянами. Обнаружены (преимущественно местными жителями) в 1887 г. в егип. селении Эль-Амарна (приблизительно 320 км южнее Каира на вост. берегу Нила), на месте древнего Ахетатона - резиденции фараона Эхнатона. Таблички много раз переходили из рук в руки и ок. 200 из найденных 380 были полностью разрушены, прежде чем попали к специалистам и были проданы европ. музеям. Позднее на месте обнаружения А. п. работали 4 археологические экспедиции: в 1891-1892 (рук. Ф. Питри), 1911-1914 (Немецкое об-во востоковедения - Deutsche Orientgesellschaft) , 1921-1923 и 1926-1937 (Об-во исследований Египта - Egypt Exploration Society). Большинство А. п. хранится в Египетском музее (Берлин), а также часть коллекции принадлежит Британскому и Египетскому (Каир) музеям. Имеются экспонаты в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств им. Пушкина.

Общепринятая нумерация опубликованных табличек следует изданиям: Knudtzon J. A., Weber O., Ebeling E. Die el-Amarna Tafeln mit Einleitung und Erläuterungen. Lpz., 1915. Bd. 1-2. (Vorderasiatische Bibliothek; 2); Rainey A. F. El-Amarna Tablets 359-379. Suppl. to: Knudtzon J. A. Die El-Amarna Tafeln. Kavelaer; Neukirchen-Vluyn, 19702. (AOAT; 8). Новейшие данные собраны в изд.: Moran W. L. Les lettres d'El-Amarna. P., 1987 (на англ. яз.: Tell el-Amarna Letters. Baltimore, 1992), где тексты снабжены филологическим комментарием и указателями.

Основную часть архива составляет дипломатическая переписка егип. фараонов XVIII династии Аменхотепа III и Эхнатона с царями Ассирии, Вавилона , Митанни, Хатти, Арцавы, Алашии, а также с правителями подчиненных городов-гос-в Вост. Средиземноморья: Зимридой из Сидона, Аммунирой из Берита (см. Бейрут), Абимилки из Тира, Риб-Адди из Библа (см. Гевал), Абди-Хебой из Иерусалима; с правителями Мегиддо, Гезера, Лахиса, Асора и др. Ввиду отсутствия устоявшейся хронологии егип. династий нельзя точно определить временные рамки архива; приблизительно это 3-я четв. XIV в. до Р. Х.

Язык А. п. в основном аккадский, за исключением 2 писем на хеттском (№ 31, 32) и одного на хурритском (№ 24) языках. В посланиях иерусалимского царя Абди-Хебы встречаются отдельные западносемит. слова, служившие для разъяснения аккад. слов (Нир. С. 23).

Ок. 150 писем адресованы в Ханаан, присланы оттуда или касаются происходящих там событий. Цари ханаанских городов-гос-в обвиняют друг друга в неверности фараону, пытаясь заручиться его поддержкой и военной помощью. Во многом описание Ханаана в А. п. совпадает с библейским: деление страны на множество частей, в каждой из к-рых царствует свой правитель (ср.: № 74, 228, 238 и Нав 15. 45-47; 17. 11, 16; Суд 1. 27); союзы царей, время от времени создаваемые для увеличения военной мощи (ср.: № 366 и Нав 10-11); использование колесниц как боевой силы ханаанской армии. А. п. содержат первое упоминание об иерусалиме и сведения о движении хапиру, важного для истории возникновения евр. народа. Параллелью к библейским рассказам об Иосифе является упоминание в письмах царя Библа Риб-Адди, а также нек-рых др. правителей, влиятельного егип. чиновника с семит. именем Ианхаму (№ 83, 85, 86 и др.). Его должность при егип. дворе официально называлась «носитель царского опахала» (№ 106), но по своим полномочиям Ианхаму был наместником фараона в Сирии и занимался поставками зерна из Египта в зависимые сир. города. Упоминание Ианхаму показывает, что семит мог оказаться на влиятельном посту при егип. фараоне (даже после изгнания гиксосов), аналогичном тому, к-рый занимал Иосиф (Быт 41). В то же время в А. п. не упоминаются нек-рые встречающиеся в Библии ханаанские города (такие как Иерихон, Гай, Хеврон, Арад, Вирсавия, Иармуф). В А. п. население Ханаана предстает однородным, всех жителей называют «хананеями» (De Vaux, 1968), в ВЗ упоминаются различные этнические группы, к-рые населяют страну: аморреи, евеи, иевусеи, ферезеи, хеттеи, гергесеи (Нав 3. 10).

В наст. время в Тель-Авивском ун-те проводятся минералогические и химические исследования А. п. Предварительные данные уже позволили, в частности, уточнить место нахождения страны Алашия (запад Кипра). Появились также основания полагать, что ок. 10% писем из Ханаана были отправлены от имени различных ханаанских правителей из одного егип. центра - Газы.

Лит.: Письма Буррабуриаша фараону Аменхотепу IV // Древний мир в памятниках его письменности. М., 1915. Ч. 1 : Восток / Сост. Д. А. Жаринов и др. С. 72-74; Сергеев В. С. Дипломатия древнего Востока // История дипломатии. М., 1959 2 . Т. 1. С. 12-14; Письма сирийских правителей египетскому фараону Эхнатону // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Ред. В. В. Струве, Д. Г. Редер. М., 1963. С. 280-282; Pfeiffer Ch. F. Tell el-Amarna and the Bible. Grand Rapids, 1963; Vaux R. de. Le Pays de Canaan // Essays in Memory of E. A. Speiser / Ed. W. W. Hallo. New Haven, 1968. P. 23-30; Стучевский И. А. Телль эль-Амарнский дипломатический архив // Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М., 1987; Izre‘el S. Amarna Tablets in the Collection of the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow // J. for Semitics. 1995. Vol. 7. P. 125-161; idem. The Amarna Scholarly Tablets. Groningen, 1997; Rainey A. F. Canaanite in the Amarna Tablets: A Linguistic Analysis of the Mixed Dialect Used by Scribes from Canaan: In 4 vols. Leiden, 1996. (Handbuch d. Orientalistik; 1/25); Amarna in Retrospect: 1000 Years of Tell el-Amarna and Amarna Studies / Ed. B. J. Beitzel . Winona Lake, 1999; Na'aman N. Amarna Letters // ABD. Vol. 1 [Библиогр.]; Нир Р. Иерусалим в веках. Тель-Авив, 1999. Ч. 1: От иевусейского города к столице Израиля. С. 21-27.
В. В. Писляков
Ключевые слова:
Израиль древний Амарнские письма, глиняные таблички, в котором освещается период XIV в. до РХ, впервые упомянут Иерусалим Источники исторические Археология всеобщая
См.также:
БЕТ-АЛЬФА город в вост.части долины Йизреэль
БЕТ-ГУВРИН археологич. памятник в Шефеле
БЕФ-САН (Вефсан), город в уделе колена Манассии
ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви
ГЕВА город в уделе колена Вениаминова
ГЕВАЛ один из центров цивилизации финикийцев
ГЕЗЕР г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами
АВАРЫ союз кочевых племен монголо-тюркского происхождения