Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ
1, С. 509-512 опубликовано: 28 ноября 2007г.


АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ

Имп. Александр I. Гравюра Дж. Уокера по оригиналу Ж. Кюгельхена. 1801 г. (ГИМ)
Имп. Александр I. Гравюра Дж. Уокера по оригиналу Ж. Кюгельхена. 1801 г. (ГИМ)

Имп. Александр I. Гравюра Дж. Уокера по оригиналу Ж. Кюгельхена. 1801 г. (ГИМ)
Благословенный (12.12.1777, С.-Петербург -19.11.1825, Таганрог), имп. Всероссийский (с 12 марта 1801). Старший сын имп. Павла I Петровича и императрицы Марии Феодоровны. Современники А. отмечали такие черты его характера, как «христианское смирение и величавость», мягкость, скромность, любознательность, впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние. Биографы А. писали, что он обладал твердым, решительным, но скрытным характером, замаскированным внешней мягкостью и уступчивостью. А. воспитывался под руководством бабки, императрицы Екатерины II, к-рая пригласила к нему образованнейших наставников и учителей. Воспитателем буд. императора был швейцарец Ф. С. Лагарп - философ, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам, законоучителем и духовником - прот. Андрей Самборский, долгое время служивший при рус. посольстве в Англии, в числе учителей также состояли писатель М. Н. Муравьёв и географ П. С. Паллас. В 1793 г. А. вступил в брак с принцессой Луизой Марией Августой Баденской (1779-1826), нареченной в Православии Елизаветой Алексеевной. У них родились 2 дочери - Мария (1799-1800) и Елизавета (1808-1810).

A. взошел на престол в результате переворота - убийства в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павла I недовольными его политикой заговорщиками из среды гвардейского офицерства. В манифесте 12 марта 1801 г. A. объявил, что будет управлять «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей, государыни императрицы Екатерины Великой». Он восстановил отмененные Павлом I «жалованные грамоты» дворянству и городам, освободил дворянство от телесных наказаний. Была упразднена Тайная экспедиция, освобождены ок. 1 тыс. заключенных и ссыльных, возвращены на службу до 12 тыс. опальных чиновников и военных, специальный указ запретил применение пыток во время следствия.

В качестве советников А. призвал к себе представителей молодого поколения родовитой дворянской знати: гр. П. А. Строганова и его двоюродного брата Н. Н. Новосильцева, гр. В. П. Кочубея и кн. А. Чарторыйского - родственника последнего польск. короля. Они составили летом 1801 г. Негласный комитет, к-рый, хотя и не имел офиц. статуса, обладал большим влиянием и в основных чертах определил программу буд. преобразований в области центрального управления, просвещения и печати, проведенных в первое десятилетие царствования А. Вместо прежних петровских коллегий были введены мин-ва (1802-1811), учрежден высший законосовещательный орган при императоре - Гос. совет (1810), введена новая система народного образования (1803-1804), в основу к-рой были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ; помимо существовавшего с 1755 г. Московского ун-та открыты ун-ты в Дерпте (1802), Вильне (1803), Казани (1804), Харькове (1805), позже - в С.-Петербурге (1819), в 1811 г. основан Царскосельский лицей; в 1804 г. издан первый, самый либеральный в истории России цензурный устав.

При A. были предприняты первые шаги к постепенной отмене крепостного права. Уже при вступлении на престол государь заявил, что отныне прекращается практика раздачи казенных крестьян в частные руки. 20 февр. 1803 г. издан указ о вольных хлебопашцах, к-рый предусматривал освобождение крепостных крестьян за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдной их договоренности с помещиком. За время царствования A. было заключено 160 сделок и освобождено 47 тыс. крестьян. Всего же за время действия указа (к 1858) выкупились 152 тыс. чел. Были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение участи крепостных. Запрещено было продавать крестьян на ярмарках «в розницу» (т. е. разбивая семьи), отменялось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь за маловажные проступки; крестьянам, незаконно записанным за помещиками, предоставлялась возможность возбуждать иски о свободе; получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из-за границы; взятый по рекрутскому набору крестьянин считался свободным и по окончании службы уже не мог быть возвращен к своему помещику. Закон обязывал помещиков кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами. В 1804-1819 гг. отменено крепостное право в Остзейском крае (Лифляндии и Эстляндии), в 1818 г. A. дал секретные поручения разработать планы отмены крепостного права для рус. губерний, однако представленные проекты из-за сильнейшего противодействия дворянства не были реализованы. Большую роль в преобразовательной деятельности первого десятилетия царствования A. играл талантливый реформатор, сын сельского священника М. М. Сперанский. При его активном участии были проведены реформы светского и духовного образования, завершена министерская реформа, основан Царскосельский лицей, учрежден Государственный совет. По заданию A. Сперанский разработал план гос. преобразования России, к-рый был одобрен A., но встретил сильное противодействие со стороны влиятельных дворянских кругов и был отложен.

В годы царствования A. Россия пережила один из драматических периодов своей истории. Ей одновременно пришлось вести неск. войн, требовавших огромного напряжения всего гос. организма: в течение 10 лет (1805, 1806-1807, 1812, 1813-1814) шли войны с Францией, в 1804-1813 гг.- с Персией, в 1806-1812 гг.- с Турцией, в 1808-1809 гг.- со Швецией. Неудачными были коалиционные войны 1805-1807 гг. с Францией, закончившиеся невыгодным для России Тильзитским миром (1807), все др. войны завершились победой рус. оружия. Территория страны существенно расширилась: в состав России вошли Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Сев. Азербайджан (1813), Царство Польское (1815). В 1801-1810 гг. к России добровольно присоединились православные Грузия и Абхазия, что усилило позиции Православия на Кавказе. В 1822 г. в состав империи вошла часть Казахстана (средний жуз).

Отечественная война 1812 г. явилась серьезным испытанием для A. и всей России. Громадную роль в победоносном исходе войны сыграли твердость и мужество правителя. В день Рождества Христова 25 дек. 1812 г. был издан царский манифест, возвестивший о победоносном окончании Отечественной войны, но еще не о наступлении мира. 1 янв. 1813 г. рус. армия перешла границу - военные действия были перенесены в пределы Зап. Европы. Борьбу с Наполеоном за пределами России A. рассматривал как выполнение основной своей миссии - освобождения западноевроп. народов и низвержения Наполеона с престола. Взятие 19 марта 1814 г. союзными войсками Парижа и заключение 18 мая 1814 г. мира знаменовали успешное ее выполнение. A. стал вершителем судеб Европы. В 1814 г. Сенат преподнес A. титул «Благословенного, великодушного держав восстановителя». Военные потрясения 1812 г. оказали громадное влияние на усиление религиозности A. «Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал,- говорил позднее A.- Тогда я познал Бога. Во мне созрела твердая решимость посвятить себя и свое царствование Его имени и славе». Император каждый день стал читать Библию «и находить в ней утешение», однако духовная основа его личности сложилась много ранее. Еще задолго до войны А. руководил изготовлением походного храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского; с ним прибыл он пред Пасхой 1812 г. в Вильну и с ним вступил в 1814 г., также перед Пасхой, в Париж.

Конфессиональная политика A. в те годы заключалась как в последовательной защите интересов Русской Церкви, так и в провозглашении принципов веротерпимости. В начале его царствования были сделаны послабления для старообрядцев и нек-рых сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения власти; широкой свободой пользовались католичество и протестантизм, а также ислам и буддизм; фактически был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож, но в 1810 г. был установлен негласный полицейский надзор за их деятельностью. Когда A. стало известно о существовании тайного об-ва декабристов (многие из к-рых входили в масонские ложи), были запрещены все тайные орг-ции и масонские ложи (1822). На рубеже XVIII-XIX вв. в России активизировались иезуиты, открывшие в С.-Петербурге, Москве, Одессе и др. городах школы (пансионы), а в Полоцке - ДА. Их деятельность вызвала резкое недовольство правосл. духовенства, и по указу 1815 г. они были высланы из Москвы и С.-Петербурга, а в 1820 г.- изо всех мест России, их имущество было отписано в казну.

Основным направлением церковной политики A. в это время было улучшение социального положения духовенства и повышение образовательного уровня с целью возвысить его нравственное влияние в рус. обществе. При A. существенно были расширены права и привилегии правосл. клириков, улучшено их материальное положение. Указ 1801 г. отменил телесные наказания по суду для духовных лиц, в 1808 г. этот указ был распространен и на членов их семей. Приходское духовенство и мон-ри были освобождены от поземельного налога, а в 1821 г.- от воинского постоя и большинства др. натуральных и денежных повинностей. Было разрешено приобретение духовенством ненаселенных земель в собственность путем дарения и покупки (указы 1805 и 1810). В 1823 г. вдвое увеличены введенные при Павле I постоянные оклады для приходского духовенства, создан пенсионный фонд и постоянные попечительства. В 1815 г. отменены рекомендации офиц. светских лиц при поставлении на священнические должности (за исключением военного ведомства). В 1818 г. рассмотрение правонарушений, совершенных духовными лицами (кроме уголовных и гос. преступлений), было изъято из ведения гражданского суда и передано в церковный суд. Указами 1820 и 1823 гг. окончательно отменялось право выбора прихожанами настоятелей приходов. В 1808-1814 гг. была проведена реформа духовного образования. По аналогии со светской школой в духовных учебных заведениях вводились 4 ступени обучения с преемственностью программ: церковноприходская школа, уездное ДУ, ДС, ДА. В учебных программах усилено преподавание общеобразовательных предметов, академии были поставлены во главе духовно-учебных округов. Строго подтверждалась необходимость духовного образования для занятия священнических должностей. При назначении архиереев A. неизменно предпочитал кандидатов «традиционного» склада, что охраняло Церковь от проникновения «модернизма».

Ко времени присоединения Грузии к России (1801-1804) местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. В состав РПЦ она вошла на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определен указами 1811 и 1814 гг. В 1817 г. экзархом Грузии поставлен митр. Рязанский Феофилакт (Русанов), ряд епархий экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть груз. духовенства, к-рая находилась в крепостной зависимости.

При А. в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков «инородцев» были переведены краткий катехизис и молитвослов, НЗ был переведен на татар., ногайский, осетин. языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 г. начала действовать «самоедская» на Севере, в 1814 г.- осетинская, а в 1821 г.- монгольская миссии. В 1807 г. расширено действие Пекинской миссии, во главе к-рой был поставлен выдающийся синолог архим. Иакинф (Бичурин). Распоряжения А. сыграли решающую роль в упрочении положения правосл. миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 г. A. отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 г. не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 г. в зап. губерниях был запрещен перевод униатов (см. Греко-католики) в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, к-рая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 г. были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 г. наделены казенными землями.

В этот период царствования A. увлекался мечтами об «общеевропейской религии». Находясь в 1813-1814 гг. за границей, он проявлял интерес к различным христ. конфессиям. В 1814 г. в Силезии А. встретился с представителями секты Моравских братьев, в их строгом аскетизме император увидел «образец чистого идеала христианства». В Бадене A. общался с европ. мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом , в Лондоне беседовал с квакерами, посещал их молитвенные собрания. По инициативе A. 14 сент. 1815 г. был заключен Священный союз между монархами России, Австрии и Пруссии. Текст акта, написанный A., имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христ. монархов оказывать друг другу всемерную помощь. В России государь покровительствовал различного рода религ. собраниям, приближал к себе духовных лиц. Среди них значительное влияние на А. оказывал архим. новгородского Юрьева мон-ря Фотий (Спасский). С 1812 г. при покровительстве A. в России развернуло свою деятельность Российское Библейское общество, к-рому он подарил каменный дом в С.-Петербурге, пожертвовал 25 тыс. р. и обязался делать ежегодные взносы по 10 тыс. р. Правосл. иерархи высказывали недовольство засильем в Библейском об-ве протестант. проповедников. Этим недовольством воспользовались архим. Фотий и всесильный временщик А. А. Аракчеев, ревниво относившийся к А. Н. Голицыну, занимавшему посты председателя Библейского об-ва и министра духовных дел и народного просвещения. В 1824 г. им удалось уговорить императора остановить деятельность Библейского об-ва и уволить Голицына со всех постов.

В последнее десятилетие своего царствования A. проявил себя глубоко верующим правосл. христианином. Благочестие государя резко выделяло его из окружавшей его великосветской элиты, расценивавшей настроение А. как «мистицизм» и «ханжество». А. совершил неск. паломничеств в рус. мон-ри и имел беседы с известными подвижниками. Первое его посещение Троице-Сергиевой лавры состоялось во время коронационных торжеств осенью 1801 г. В 1814 г. А. передал МДА свой дворец в лавре («царские чертоги»), где академия находится и в наст. время. А. пользовался каждой возможностью посетить храмы и мон-ри. В 1816 г. он молился в Киево-Печерской лавре и посетил ее насельника иеросхим. Вассиана (Балашевича). В 1819 г. государь был на Валааме, где произвел большое впечатление на братию мон-ря своим знанием монастырских уставов и молитвенным усердием на службах. В 1823 г. император посетил схим. Амфилохия в Спасо-Яковлевском ростовском мон-ре, в С.-Петербурге неоднократно беседовал с настоятелем Глинской пуст. Филаретом. По преданию, существовавшему в Саровской пуст., в 1824 г. состоялась встреча A. с прп. Серафимом Саровским. На впечатлениях А. от поездок и бесед с подвижниками основан ряд указов: «О соблюдении церковного благолепия и порядка при богослужении» (1804), во исполнение к-рого были введены ограды перед амвонами и запрещено «лишним людям» находиться во время богослужения на солее и в алтаре; «О богопочитании» (1816), в к-ром говорилось о поведении духовенства и соблюдении порядка и тишины в храмах; «О церковном пении» (1824), по к-рому во избежание произвола в выборе песнопений партесное пение разрешалось только с копий нот, заверенных директором Придворной певч. капеллы Д. С. Бортнянским. Известны заботы A. о храмоздании. По его повелениям было начато возведение крупнейших храмов Москвы и С.-Петербурга - Христа Спасителя в Москве в память победы в Отечественной войне 1812 г. и Исаакиевского собора в С.-Петербурге.

1 сент. 1825 г., перед отъездом на юг, A. отправился в Александро-Невскую лавру, где вел долгую беседу со старцем Алексием Петербургским. В середине сент. государь прибыл в Таганрог, затем посетил Азов и устье Дона, в начале окт. направился в Крым, побывал в Симферополе, Алупке, Ливадии, Ялте, Севастополе, Евпатории, Бахчисарае. 27 окт. по пути из Балаклавы в Георгиевский мон-рь A. сильно простудился и 5 нояб. вернулся в Таганрог уже тяжелобольным. 19 нояб. 1825 г. А. скончался. Смерть еще не старого государя (ему шел 48-й год), ранее не болевшего, породила различные толки и предположения. Распространено предание о «таинственном старце» Федоре Кузьмиче (см. Феодор Томский), под именем к-рого будто бы долгие годы скрывался A.

Лит.: Знаменский П. В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Каз., 1878; он же. Чтения по истории Русской Церкви за время царствования Александра I. Каз., 1885; Прилежаева Е. М. Царствование Александра I в истории духовной школы. СПб., 1878; Бобровский П. О. Русская греко-униатская Церковь в царствование Александра I: Ист. исслед. по арх. мат-лам. СПб., 1890; Васильев А. Веротерпимость в законодательстве и жизни в царствование императора Александра I // Наблюдатель. 1896. № 6-8; Шильдер Н. К. Император Александр I: Ero жизнь и царствование. СПб., 1904-19052. 4 т.; Николай Михайлович [Романов], вел. кн. Император Александр I. СПб., 1912. 2 т. М., 1999п; Аникиев П., свящ. Мистицизм в эпоху Александра I. M., 1912; Речменский А., свящ. Походная церковь императора Александра I. М., 1912; Барятинский В. В. Царственный мистик: (Император Александр I - Федор Кузьмич). СПб., 1913. Л., 1990п. М., 1997; Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I. Пг., 1916; Федоров В. А. Александр I // ВИ. 1990. № 1; Соловьев С. М. Император Александр I: Политика. Дипломатия. М., 1995; Вишленкова Е. А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи. Каз., 1997; она же. Духовная школа России первой четверти XIX века. Каз., 1998; Грюнберг П. Н. Император Александр I Благословенный - ревнитель Православия или «экуменист» своего времени? // Ежегодная богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы. М., 1997. С. 126-135; Кондаков Ю. Э. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825). СПб., 1998; Сахаров А. Н. Александр I. М., 1998.
П. Н. Грюнберг, В. А. Фёдоров
Ключевые слова:
Россия. История. XIX в. Церковь и государство в России Русская Православная Церковь. История. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) Александр I Павлович Благословенный (1777-1825), император Всероссийский (с 12 марта 1801) Императоры Всероссийские
См.также:
АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ Освободитель (1818 - 1881), имп. Всероссйский (с 19 февр. 1855)
АЛЕКСАНДР III АЛЕКСАНДРОВИЧ Миротворец (1845-1894), имп. Всероссийский (с 1 марта 1881)
ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА
ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ Павел I Петрович (1754-1801), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798)
АХМАТОВ Алексей Петрович (1817-1870), обер-прокур Святейшего Синода
БАЖАНОВ Василий Борисович (1800 - 1883), протопр., богослов
ВИЛЬНЮССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Виленской и Литовской епархии
«ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период
ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684 (по др. данным - 1683, 1685 или 1686) - 1727), имп. Всероссийская (с 28 янв. 1725), 2-я жена имп. Петра I
ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА (1729 - 1796), имп. Всероссийская (с 25 дек. 1761; на престоле с 28 июня 1762)