Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«БЕСЕДА ХРИСТА С САМАРЯНКОЙ»
4, С. 687-688 опубликовано: 13 мая 2009г.


«БЕСЕДА ХРИСТА С САМАРЯНКОЙ»

«Беседа Христа с самарянкой». Роспись ц. в честь Воскресения Христова в Тутаеве. XVII в.
«Беседа Христа с самарянкой». Роспись ц. в честь Воскресения Христова в Тутаеве. XVII в.

«Беседа Христа с самарянкой». Роспись ц. в честь Воскресения Христова в Тутаеве. XVII в.

название иконографического сюжета, в основе к-рого лежит евангельский рассказ о встрече Спасителя с самарянкой около колодца Иакова (Ин 4. 4). В раннехрист. искусстве это одна из самых распространенных композиций, имеющая сотериологическое значение. Изображение буквально следует тексту: представлены молодая женщина, достающая из колодца сосуд с водой, и стоящий по др. сторону колодца обращающийся к ней Иисус Христос. Наиболее ранние примеры - роспись в «Церковном доме» Дура-Европос (ок. 250; сохранилось только изображение самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина, IV в., рельефы саркофагов, резная пластина кафедры Максимиана, VI в. (Архиепископский музей. Равенна). Начиная с VI в. композиция неск. меняется - Христос изображается сидящим у колодца, самарянка со вниманием слушает Его (мозаики ц. Сант-Аполлинаре Нуово, VI в., Равенна, миниатюра Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I. 56, 586 г., миниатюра из Cлов Григория Богослова (Назианзина) - Paris. gr. 510, 880-883 гг.). Сцена повторяется почти без изменений в миниатюрах лицевых Евангелий, росписях и иконах XII-XIV вв., причем усиливается акцент на учительном значении сцены (в росписи алтарного свода новгородской ц. Феодора Стратилата, 80-е гг. XIV в.).

Н. В. Квливидзе
Ключевые слова:
Иконография Нового Завета Иисус Христос, иконография "Беседа Христа с самарянкой", иконографический сюжет Иконы Спасителя
См.также:
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа
«ДРЕВО ИЕССЕЕВО» [«Корень Иессеев», «Лоза Иессеева»], композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа
ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих
ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА «ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ» чудотворный образ, почитался как животворящий (Грузия)
АВГАРЯ ПЛАТ - см. Спас Нерукотворный
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека
АЛЬФА И ОМЕГА первая и последняя буквы греч. алфавита, символика